Научная статья на тему 'О прошедшем знаменательном юбилее'

О прошедшем знаменательном юбилее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
422
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮБИЛЕЙ / КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО / УДМУРТЫ / ЭТАПЫ И ДАТА ПРИСОЕДИНЕНИЯ К РОССИИ / ANNIVERSARY / KAZAN KHANATE / THE UDMURTS / STAGES AND THE DATE OF ANNEXATION TO RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макаров Леонид Дмитриевич

Статья посвящена проблемам юбилея 450-летия вхождения Удмуртии в состав Русского государства. Рассматриваются три аспекта этой темы и три этапа вхождения удмуртских земель в состав России. Автор подчеркивает неоднозначность происходивших событий, закончившихся тем, что иных альтернатив в исторических реалиях не оказалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the last significant anniversary

The article is devoted to the problems of the anniversary the 450th anniversary of the Udmurtia annexation to the Russian state. Three aspects of this subject and three stages of the annexation of the Udmurt lands to Russia are considered. The author emphasizes ambiguousness of the events which happened and the fact that there were no other alternatives in the historical realities.

Текст научной работы на тему «О прошедшем знаменательном юбилее»

И С Т О Р И Я, А Р Х Е О Л О Г И Я, Э Т Н О Г Р А Ф И Я УДК 94(470.51)«/5»

Л.Д. Макаров

О ПРОШЕДШЕМ ЗНАМЕНАТЕЛЬНОМ ЮБИЛЕЕ

Статья посвящена проблемам юбилея - 450-летия вхождения Удмуртии в состав Русского государства. Рассматриваются три аспекта этой темы и три этапа вхождения удмуртских земель в состав России. Автор подчеркивает неоднозначность происходивших событий, закончившихся тем, что иных альтернатив в исторических реалиях не оказалось.

Ключевые слова: юбилей, Казанское ханство, удмурты, этапы и дата присоединения к России.

Осенью 2008 г. наша республика отмечала юбилей - 450 лет назад случилось событие, которое неизменно вызывает всеобщий интерес и отношение к которому, прямо скажем, неоднозначное. Дело все в том, что в событиях 1552-1557 гг. остается много нюансов, требующих разъяснения. Остановимся на некоторых из них.

Первый. Официально принятая формулировка события: «Добровольное вхождение Удмуртии в состав Российского государства» - требует исследования в силу некоторой ее некорректности. Начнем с названия территории. Понятия Удмуртия, конечно же, ни в XVI в., ни вплоть до образования автономии удмуртского народа в 1920 г., да и то под другим этнонимом (Вотская автономная область), не существовало. До начала XVIII в. в источниках не было известно и самоназвания этноса - «удмурт», впервые зафиксированного широко образованным немецким доктором медицины Д.Г. Мессершмидтом, находящимся на службе Петра I, в 1726 г. [1]. Известны были два обозначения удмуртов: тюркское - «ары» и русское - «вотяки» (отяки, вотины, отины). Прикамская территория современной Удмуртии была населена, безусловно, преобладающими здесь южными удмуртами, а причепецкая - северными удмуртами. Само понятие Удмуртия - не что иное как территория расселения удмуртского этноса в историческом прошлом, включая и XVI в., и, кстати, превосходящая таковую нашего времени весьма значительно, особенно на западе и юго-западе. В наше время это название, как правило, соотносится с территорией в административных границах современной Удмуртской Республики, хотя в научных исследованиях эти границы, во всяком случае для дореволюционного периода, как правило, в расчет не принимаются.

Второй. Сама дата - 450 лет - означает, что вхождение южных удмуртов произошло в 1558 г. Однако происхождение этой даты требует выяснения. По всем известным мне исследованиям историков (Г.Н. Трефилов, М.В. Гришкина, Д.А. Котляров и др.), последним юридическим актом, подтверждающим вхождение Луговой стороны, включающей и Арскую землю с преобладавшим в ней удмуртским населением, была присяга верности Русскому государству, церемония которой состоялась в мае 1557 года [2]. По сообщению Никоновской летописи, сначала эту присягу принесла в Свияжске знать от имени всего населения Луговой стороны, обязавшаяся «неотступными бытии от царя и государя во векы и их детем и ясакы платить сполна, как их государь пожалует», «а черных людей посылал (Иван IV. - Л.М.) сына боярского Образца Рогатова всех к правде приводить, и черные люди всю правду дали» [3]. Затем в Москву прибыли сотные князья «Казимир да Кака да Янтимир с товарищи» и от имени всей Луговой, а может быть, и всей Казанской земли, били челом, чтобы быть навеки в русском подданстве. Иван IV торжественно простил им «все вины» и дал жалованную грамоту, в которой определялось, как им «государю вперед служити» [4]. Таким образом, само событие произошло в 1557 году. Почему же оно связывается с 1558 годом? Мне не удалось обнаружить обоснование этой даты ни в официальных изданиях [5], ни в юбилейных сборниках [6]. Остается предположить, что это было решением политического руководства республики, одобренным союзными (СССР) и партийными (КПСС) органами.

Третий. Процесс вхождения удмуртских земель в состав Русского государства. Понятно, что май 1557 г. - это конечная дата присоединения. Впрочем, историки писали об этом уже давно (П.Н. Луппов, Г.Н. Трефилов, М.В. Гришкина и др.), выделяя обычно три этапа. Первый связан с историей Вятской земли, сформировавшейся на Средней Вятке из русских людей, которые в кон. XII - нач. XIII вв. вышли из разных земель Древней Руси и вместе с которыми здесь оказались представители поволжских финнов, в основном уже ославяненных. Об этом автору довелось не раз писать в многочисленных публикациях и защищать свои выводы в двух диссертациях [7]. Пришельцы обосновались на землях вятских аборигенов - «отяков» и «чуди» (вероятнее всего, удмуртов и коми), а на крайнем юго-западе - «черемисов» (марийцев), отношения с которыми поначалу были далеко не мирными, но затем, говоря современным языком, стали вполне толерантными. Причем процесс мирного соседства перерастает в довольно активные межэтнические связи, отразившиеся не только в хозяйственно-экономической сфере (земледелие, ремесла, промыслы, торговля), но и в быту: возникают смешанные поселения, в которых происходит заметное сближение народов, обоюдное заимствование хозяйственных навыков и культурных традиций, возникновение смешанных семей. Этим процессам не мешали ни этнические, ни культурные, ни религиозные различия. Письменные (к сожалению, малочисленные), археологические, этнографические, антропологические и лингвистические источники достаточно надежно подтверждают все вышесказанное [8]. Доминировала в этих контактах русская культура, стадиально стоявшая на более высоком уровне развития. Она имела опыт государственного строительства, более развитые хозяйственные традиции, письменность, принадлежала к одной из мировых религий -

православной ветви христианства, хотя сохраняла при этом и заметные языческие пережитки. Это обстоятельство предопределило постепенное обрусение вятских удмуртов и коми, особенно проживавших к западу от Хлынова, а позднее - на Верхней Вятке и в низовьях Чепцы.

Восточная часть местного пермского населения (бассейн Чепцы) попала в экономическую, а затем и юридическую зависимость от появившихся на Вятке арских (каринских) татарских князей. Это произошло, судя по всему, в XIV -первой половине XV в., то есть в период, совпавший с началом обособления Казанского государства и последующего создания Казанского ханства [9], ордынское руководство которого (Махмутек) физически уничтожило прежнюю верхушку, включая, вероятно, и часть арских князей, а оставшиеся в живых бежали к вятчанам. Вместе с ними здесь оказались также бесермяне и арские удмурты, причем приток их со временем возрастал. Пришлое арское население и вятские пермяне, проживавшие к востоку от Хлынова (в районе Карино и вверх по Вятке и Чепце) в большей степени сохраняли свою традиционную культуру, испытывая некоторое влияние татарских традиций [10].

Сепаратистская политика руководства Вятской республики предопределила насильственное присоединение Вятки в 1489 г. к Московскому государству. Есть источники, позволяющие предполагать определенное участие нерусской элиты в государственных структурах Вятской земли, а также в вечевых собраниях. Поэтому произведенный Москвой «развод» (переселение) вятской верхушки в подмосковные земли коснулся не только русских родовитых вятчан, но и арских (каринских) князей и видных представителей бесермянской и удмуртской племенных диаспор [11]. Потом, правда, великий московский князь Иван III несколько скорректировал принятое ранее решение о переселении арских (карин-ских) князей и вернул их на Вятку с условием нести службу на рубежах русской земли, защищая ее от вероятной экспансии казанских ханов. За эту услугу князья получили во владение бассейны р. Чепцы вместе с населявшим его местным населением - удмуртами, коми-пермяками, бесермянами, татарами, то есть по существу стали помещиками - со всеми вытекающими последствиями [12].

Одновременно вместо перемещенной в Подмосковье вятской элиты на Вятскую землю прибыли выходцы из лояльных Москве земель Русского государства, занявшие ключевые должности в управленческих структурах Вятки. Новая администрация провела, по-видимому, коренную ломку устоявшихся за несколько веков традиций государственности, культуры, хозяйства и быта, основанных на своеобразном сплаве разных народов (русских, удмуртов, коми, марийцев, бесермян, татар), предопределивших этническую и религиозную терпимость. В результате жестких мероприятий законодательного плана нерусское население (за исключением каринской верхушки) постепенно отодвигалось на периферию общественной жизни, а начавшееся со стороны православной церкви давление на язычников, вкупе с разнообразными формами экономической дискриминации, вызвало отток значительной части вятских удмуртов (особенно восточных) на р. Чепцу в ее среднем и верхнем течении, - то есть на земли, до этого практически не заселенные и использовавшиеся в основном как промысловые угодья [13]. Таковы шаги русской колонизации Вятского края и

особенности включения ее вместе с северными удмуртами в состав Русского государства в кон. XV века.

Второй и третий этапы связаны с территорией южной половины Вятского края, а точнее - с ареалом расселения южных групп удмуртов, включенным в 1445 г. в состав Казанского ханства. Сразу следует отметить, что с самого начала своего возникновения ханство, как один из осколков Золотой Орды, повело агрессивную внешнюю политику особенно по отношению к Московскому государству, были также захвачены земли, населенные марийцами, чувашами, бесермянами, южными удмуртами, в которых установлен режим, основанный на насилии [14]. Этот репрессивный порядок побуждает часть населения Арской земли бежать на Вятку, в чем были заинтересованы и вятчане, и каринские князья, пополнявшие таким образом число подданных [15].

Надо сказать, что в период вт. пол. XIV - первой пол. XV вв. (то есть еще до образования Казанского ханства) взаимоотношения русских и болгаротатарских земель характеризовались установлением взаимовыгодных торговоэкономических отношений вплоть до пребывания или поселения здесь русских людей - торговцев, ремесленников, крестьян (об этом свидетельствуют и археологические находки [16]). Поэтому во взаимоотношениях пришельцев и местных жителей, в том числе удмуртов и бесермян, явно преобладали вполне мирные контакты. Возникновение ханства разрушило равновесие в этом регионе и привело более чем к вековому периоду вооруженного противостояния. Но даже в этих условиях экономическое тяготение населения Казани к русским землям не прекратилось, и уже со второй половины XV в. Казанское ханство, вероятно, входит в сферу русского денежного обращения, то есть местная чеканка здесь прекращается [17]. В самой Казани складывается многочисленная русская диаспора, судьба которой зависела, как правило, от политических взаимоотношений с Москвой. В свою очередь, с середины XV в. возле московских великих князей постоянно находились служилые татары, в том числе весьма высокопоставленные, число которых постоянно росло, а на территории подвластного Москве Рязанского княжества на р. Оке царевич Касим (брат основателя казанского ханства Махмутека) около 1452 г. получил во владение Городец (позднее Касимов) и верой и правдой служил Москве, как и его потомки [18].

Непрекращавшиеся набеги казанцев на русские земли вынудили московских великих князей организовать оборону и ответные походы. Уже в 1467 г. русские войска при активном участии царевича Касима выступили в походе на Казань в ответ на массированный набег хана Ибрагима (племянника Касима). Поход завершился неудачей, и Касим, надеявшийся сесть на казанский престол и также имевший на это право, ушел ни с чем. Правда, Ибрагим обязался впредь не тревожить русские земли. Однако грабительские акции казанцев продолжались и в дальнейшем, а потому попытки Ивана III поставить деятельность казанских правителей под свой контроль не прекращались. В конце концов в 1487 г. московские войска сумели подчинить Казанское ханство, которое, лишившись некоторых суверенных прав во внешней политике, до 1521 г., с короткими перерывами, оставалось протекторатом Московского государства. Это было первое взятие Казани, ставшее крупным успехом в деле будущего присоединения Волго-Камья к России, а пока что -

в обеспечении ее границ почти на 35 лет [19]. Любопытно, что уже в покорении Вятской земли в 1489 г. участвовало 700 татарских конных воинов.

Острая политическая борьба в казанской верхушке привела в результате переворота к приходу во власть в 1521 г. крымского царевича Сахиб-Гирея. С этого времени развернулись активные вооруженные акции казанцев против Московского государства, сторонники которого в ханстве подверглись репрессиям. В ходе войны 1530 г. русским войскам удалось временно захватить острог вокруг Казани и начать обстрел кремля из пушек. Казанцы запросили мира. После происшедшего переворота ханом стал московский ставленник, касимовский царевич Джан-Али. Однако через два года после смерти великого князя Василия III (1533) он был убит и на казанский трон вернулся Сафа-Гирей, правивший ханством с перерывом до 1549 г. Политика его была неизменно агрессивной. Именно в эти годы погибло множество русских пленных и нерусских сторонников сближения с Москвой [20].

Между тем в Москве подрастал и набирался сил великий князь Иван IV, который уже в 15-летнем возрасте повелел организовать поход на Казанское ханство, закончившийся демонстративным разграблением окрестностей столицы. Этот демарш вызвал кризис в правящей верхушке Казани. В 1547 г. Иван IV венчался на царство, что значительно усилило авторитет московского властителя и страны в целом. Следующие походы: 1547 г. - дошли до устья Свияги; 1548 г. - разгром казанских войск и безуспешная осада Казани; 1549 г. - поход на Казань; 1550 г. - безуспешная осада Казани; 1551 г. - возведение Свияжска, отложение от Казани Г орной стороны, Шах-Али - ставленник Москвы на троне, освобождение 60 тысяч русских пленных; 1552 г. - сведение Шах-Али с казанского престола и замена его русским наместником С.И. Микулинским, которого, однако, в Казань не впустили, и мирное присоединение Казанского ханства не состоялось; 16 июня - начало похода на Казань, осада города; 2 октября -штурм и взятие Казани [21].

Активное участие в обороне города приняли арские князья, нападавшие в тыл московских войск. В ходе карательных акций было захвачено 5 000 пленных, в том числе 12 арских князей, 7 черемисских воевод, 300 «людей лучших» (сотники и другие). После отказа открыть ворота города всех пленных казнили. В их числе могли быть и представители верхушки арских удмуртов. Но национальность арских князей до сих пор не выяснена. По мнению ряда казанских историков, это представители ногайских татар, получивших удмуртские земли в управление. М.В. Гришкина считает, что среди князей могли быть южноудмуртские вожди, принявшие ислам (иначе они не получили бы власть) и, скорее всего, уже отатарившиеся [22]. Думаю, что их вряд ли можно считать «легитимными» представителями удмуртского этноса, а вот среди 300 «людей лучших» удмурты, возможно, и преобладали. Нельзя забывать, что в Арской земле жили также марийцы, татары, бесермяне [23].

Во всяком случае, 10 октября 1552 г. в Казань прибыли «многие Арьские люди» с просьбой к царю, «чтобы им государь милость показал, а они всею землёю государю бьют челом и ясакы дают». Иван IV распорядился собирать с Арской земли ясак (подать) в том же размере, что и при хане Мухаммед-Эмине,

русском ставленнике, а князю А.Б. Горбатому привести к шерти (присяге) «Арских людей и во всем их управлеивати». Этим завершился второй этап присоединения южных удмуртов к русскому государству [24].

К несчастью, этим дело вхождения территории бывшего Казанского ханства не завершилось. Амбиции казанской знати, не хотевшей мириться с поражением, легли на благодатную почву сопротивления населения против злоупотреблений русских сборщиков ясака, что вызвало взрыв недовольства и привело к цепи восстаний. Иван IV вынужден был отдать приказ о карательных акциях, что привело к обоюдному кровопролитию, массовой гибели людей и экономическому упадку некогда цветущих земель. Пострадавшими в этой войне были все. Основная вина, безусловно, лежит на татарской знати, затеявшей бесперспективную борьбу за возвращение былых привилегий.

В 1557 г. состоялось событие, ставшее третьим этапом вхождения удмуртов в состав Русского государства, о чем уже сказано выше [25]. Необходимо добавить, что объективно население волго-камского региона (даже значительная часть татар - неспроста наблюдалось массовое бегство знати из ханства) было заинтересовано в присоединении к Русскому государству. Альтернативой могло быть только подчинение ханства вассалу Турции - Крымскому ханству, на что Россия, естественно, пойти не могла. Поэтому желание населения присоединиться к России имело место, но амбиции знати были сильнее этого желания, а мирная возможность вхождения оказалась упущенной, так что добровольность в этих процессах может считаться, пожалуй, условной. Однако, несмотря на все сложности процессов вхождения удмуртов в состав Русского государства, между народами постепенно складываются традиции взаимопонимания и дружбы, что нашло отражение в многочисленных источниках.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Напольских В.В. Удмуртские материалы Д.Г.Мессершмидта: Дневниковые записи, декабрь 1726. Ижевск: Удмуртия, 2001. С. 16, 81.

2. 400 лет вместе с русским народом. Ижевск: Удмуртское кн. изд-во, 1958. С. 20-21;

Трефилов Г.Н. Добровольное присоединение южных удмуртов к Русскому государству // 425 лет добровольного присоединения Удмуртии к России. Ижевск: Удмуртия, 1983. С. 38; Гришкина М.В. Удмурты. Этюды из истории вв. Ижевск: Удмуртия,

1994. С. 38-40; История Удмуртии: Конец XV - начало XX века. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. С. 48-49; Котляров Д.А. Московская Русь и народы Поволжья: Издат. дом «Удмуртский университет», 2005. С. 264-266.

3. Патриаршая или Никоновская летопись // ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 282.

4. Там же.

5. Торжественное заседание Верховного Совета, областного комитета КПСС и Совета министров Удмуртской АССР, посвященное 400-летию добровольного присоединения Удмуртии к России. Ижевск, 1958.

6. 400 лет вместе с русским народом. Ижевск, 1958; 425 лет добровольного присоединения Удмуртии к России. Ижевск, 1983; Россия и Удмуртия: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной

450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства. Ижевск, 2008.

7. Макаров Л.Д. Вятская земля в эпоху средневековья (по данным археологии и письменным источникам): Дисс... канд. ист. наук. Л., 1985; Древнерусское население Прикамья в X-XV веках: Дисс... докт. ист. наук. Ижевск, 2006. С. 152-354. Рис. 35-208.

8. Фотеев Г.В. К истории становления удмуртско-русских этнокультурных отношений // Материалы к ранней истории населения Удмуртии. Ижевск, 1978. С. 68-91; Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999. С. 334-342; Макаров Л.Д. Славяно-русское население бассейна р. Вятки и исторические судьбы удмуртов Вятской земли в XII-XV веках // Материалы по истории Удмуртии (с древнейших времен до середины XIX в.). Ижевск, 1995. С. 80-107; Взаимодействие русского и удмуртского народов в эпоху средневековья (по археологическим материалам) // Удмурты. Сост. З.А. Богомолова. М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2005. С. 41-55.

9. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIn вв. Казань, 1972. С. 181-183; Гришкина М.В. Удмурты... С. 54-60; Чураков B.C. Южные удмурты в X -середине XVI века (проблемы социально-политической истории): Автореф. дис... канд. ист. наук. Ижевск, 2001. С. 28-30; Котляров Д.А. Московская Русь... С. 114-115; Му-хамадиев А.Г. Древние монеты Казани. Казань: Татарск. кн. изд-во, 2005. С. 170-173.

10. Гришкина М.В. Удмурты... С. 53-56; История Удмуртии... С. 34-35; Котляров Д.А. Московская Русь... С. 100-104.

11. Макаров Л.Д. О сословной структуре населения Вятской земли до конца XV в. (к постановке проблемы) // Сословия и государственная власть в России. XV - середина XIX в. Международная конференция - Чтения памяти акад. Л.В. Черепнина. М., 1994.

Ч. 1. С. 306-318; Он же. К вопросу об участии представителей финно-угорского мира в органах управления Вятской республики и Перми Великой // Вестник Удм. ун-та. 2003. Серия «История». С. 134-136.

12. Гришкина М.В. Удмурты... С. 32-33.

13. Там же. С. 95-99.

14. Котляров Д.А. Московская Русь... С. 103-104.

15. Гришкина М.В. Служилое землевладение арских князей в Удмуртии XVI -первой половины XVII веков // Проблемы аграрной истории Удмуртии. Ижевск, 1988. С. 20-40; Удмурты... С. 55-63.

16. Макаров Л.Д. Итоги и перспективы изучения славяно-русских древностей Нижнего Прикамья // Социально-исторические и методологические проблемы древней истории Прикамья. Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет», 2002. С. 192-196.

17. Спасский И.Г. Денежное обращение на территории Поволжья в первой половине XVI в. и так называемые «мордовки» // Советская археология. 1954. Т. 21. С. 200-201; Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII-XV веков. М.: Наука, 1983. С. 131-132.

18. Котляров Д.А. Московская Русь... С. 104-122.

19. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1972. С. 71; Алишев С.Х. Присоединение народов Поволжья к Русскому государству // Татария в прошлом и настоящем. Казань, 1975. С. 175-176; Котляров Д.А. Московская Русь... С. 141-146.

20. Котляров Д.А. Московская Русь... С. 163-231.

21. Там же. С. 225-257.

22. Гришкина М.В. Удмурты... С. 54-57

23. Там же. С. 34-35.

24. Там же. С. 36-37.

25. Там же. С. 37-40.

Поступила в редакцию 26.03.2010

L.D. Makarov

About the last significant anniversary

The article is devoted to the problems of the anniversary - the 450th anniversary of the Udmurtia annexation to the Russian state. Three aspects of this subject and three stages of the annexation of the Udmurt lands to Russia are considered. The author emphasizes ambiguousness of the events which happened and the fact that there were no other alternatives in the historical realities.

Key words: anniversary, Kazan khanate, the Udmurts, stages and the date of annexation to Russia.

Макаров Леонид Дмитриевич,

доктор исторических наук, с.н.с. Института истории и культуры народов Приуралья УдГУ

г. Ижевск E-mail: rvkir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.