О ПРОГРАММЕ И УЧЕБНОМ ПОСОБИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Волков А.И.
Программа курса «Экологическая культура» рассчитана на 72 часа, из которых 22 часов выделяется на лекции и 50 часов на практические занятия. Настоящий курс предполагает и внеаудиторные занятия в виде экскурсий. Лекционный курс предусматривает изучение теоретических основ, связанных с формированием экологической культуры. На практических занятиях предполагается отработка и коррекция основных навыков педагогов, связанных с элементами экологической культуры. Педагогам предлагаются такие практические работы как тестирование, моделирование, игры, тренинг. Программой предусмотрена самостоятельная работа слушателей по заданиям.
Итоговой зачетной работой по курсу «экологическая культура» является выступление педагогов на круглом столе по проблеме «экологизация образования как одно из условий улучшения качества жизни человека».
Элементы программы курса «Экологическая культура» отрабатывались на курсах повышения квалификации разных категорий педагогов в Камчатском областном институте повышения квалификации педагогических кадров в течение 1999 - 2002 гг. В полном объеме в форме постоянно действующих курсов программа прошла экспериментальную апробацию в течение января - апреля 2002 года на базе школы №42 г. Петропавловска-Камчатского.
Мировоззренческой основой
программы данного курса является «новая экологическая парадигма», основные положения которой формулируются следующим образом (цит. по В.А.Ясвину;
2, с.12-13):
• Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ныне живущих людей как ее неотделимой части, а не только «для следующих поколений». Все природное признается изначально
самоценным, имеющим право на
существование «просто так», вне
зависимости от «полезности или вредности» для человека. Человек не собственник природы, а один из членов экологического сообщества.
• Наличие разума налагает на
человека особую экологическую ответственность, дополнительные
обязанности по отношению к природе.
• Характер взаимодействия с
природой определяется следующим
положением: правильно и разрешено
только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
Данная система мировоззрения характеризуется ориентированностью на
^ экологическую
целесообразность поведения человека;
^ отсутствие
противопоставленности человека и природы;
Е восприятие природных
объектов как полноправных партнеров взаимодействия;
^ баланс прагматического и
непрагматического взаимодействия с природой.
С целью оценки эффективности результатов освоения данной программы проводился мониторинг отношения
педагогов к природе, который позволяет фиксировать изменения, происходящие в их сознании. Мы использовали
диагностический комплекс
«Экологическая психодиагностика», разработанный С.Д.Дерябо и В.А.Ясвиным [1, с.64-93].
Диагностический комплекс
включает следующие методики:
► методика структурнодиагностической диагностики
отношения к природе «Натурафил», представляющая собой опросник,
позволяющий получить количественную и качественную характеристики таких компонентов этого отношения как 1) эмоциональный, 2) познавательный, 3)
практический, 4) поступочный;
► вербальная ассоциативная
методика диагностики типа
экологических установок личности «ЭЗОП», позволяющая выявить
преобладание у респондентов эстетических, познавательных, прагматических или природоохранных акцентов отношения к природе;
► методика диагностики
предпочитаемой деятельности,
связанной с миром природы,
«Альтернатива», представляющая собой дифференциальный опросник,
позволяющий констатировать
предпочтение: 1) эстетического освоения природы, 2) изучение природы, 3)
практического взаимодействия с миром природы («общение с природой»), 4)
прагматического использования природных объектов;
► методика ранжирования «Доминанта», позволяющая определить место (ранг) отношения к природе в
системе всех субъективных отношений и ценностей человека;
► методика структурно-
динамической диагностики отношения к заповедникам и национальным паркам «Заповедные мифы» - опросник,
позволяющий выявлять и анализировать отношение населения 1) к заповедному режиму, 2) к сотрудникам заповедника или парка, 3) к заповеднику или парку как к государственной организации [2, с.25-26].
Результаты экологической
психодиагностики педагогов - участников курсов позволяют сделать вывод о повышении экологической культуры педагогов на основании положительных изменений
• в интенсивности субъективного отношения к природе (увеличивается число педагогов с уровнем выше среднего, появляются педагоги с высоким и очень высоким уровнем, одновременно уменьшается число педагогов с крайне низким и низким уровнем; диаграмма №1);
• в мотивации взаимодействия итогам курсов значительно увеличивается с природой (если до начала эксперимента число педагогов с эстетическим и преобладающими являлись когнитивный и практическим типами мотивации;
прагматический типы мотивации, то по диаграмма №2);
• в экологических установках педагогов (если в начале эксперимента доминирующие установки на природу как объект красоты проявлялись у 50% педагогов, объект знаний - у 10%, объект охраны - у 10%, объект пользы - у 30%; то
по итогам курсов установки претерпели некоторые изменения: природу как объект красоты воспринимают также 50% педагогов, объект знаний - 15%, объект охраны - 25%, объект пользы -10%;
диаграмма №3);
в отношении педагогов к заповеднику (диаграмма №4);
• в уровне осведомленности уровень информированности педагогов о педагогов о заповеднике (увеличивается заповеднике, а также изменяется структура
информированности, например, если до животного, то по окончании эксперимента
эксперимента педагоги называли не менее они называли не менее трех охраняемых
одного охраняемого растения или живых организмов; диаграмма №5).
Диаграмма №5. Диагр амма ур овня осведомленности о запвведшпсе
100 80 60 40 20 0
ТТлтт.чг, Плтл ттучта Прц-'дть Ожрихьжш Ожр«жу:
ТТ| т ■ тт> ^тттт> [^ТТ -^т ^гтьжт щвлв
Апробировав программу курса «Экологическая культура», мы подготовили и издали учебное пособие для педагогов образовательных учреждений, повышающих свою
квалификацию, и студентов
педагогических вузов. Это пособие может быть использовано и для
самостоятельной работы педагогов с целью повышения уровня своей экологической культуры. Помощь в осознании целостности мира,
взаимосвязанности и
взаимообусловленности его
составляющих, восприятии окружающего мира как целого, составной частью которого является и человек с его проблемами, через такие
взаимосвязанные понятия как
экологическая культура, экологическое сознание, экологическое образование, является главной целью настоящего пособия.
Содержание пособия включает: темы занятий, основные понятия темы, вопросы и задания для самостоятельной работы, темы практических работ, списки литературы, а также выдержки из первоисточников, касающиеся данной темы. В ряде тем приведены схемы и таблицы, помогающие педагогам глубже проникнуть в суть темы.
Литература
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.
- Ростов-на-Дону: Издательство
«Феникс», 1996. - 480 с.
2. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000.
- 456 с.
3. Ясвин В. А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики // Материалы Всероссийской конференции «Развитие региональных систем экологического образования» (Пермь, 2628 сентября 2000 г.). Пермь: Издательство ПГПУ, 2000. С. 3-26.