УДК 377.5
С.В.Дикарева
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, diksvetlana@ mail.ru
A conceptual-prognostic model of ecological and linguistic skills integration of students specializing in agriculture studies is presented. The key component of the model is a specially designed module course «Agroecology and a foreign language» (here: German). Pilot testing of the model with students of Novgorod agrotechnical college showed the efficiency of the proposed approach.
Ключевые слова: агроэкология, концептуально-прогностическая модель, интеграция
Интенсивное развитие науки и производства, особенно в промышленной и сельскохозяйственной сферах, привело к возникновению серьезных проблем в области агроэкологии. Из-за чрезмерного применения синтетических средств химизации все сильнее ощущается опасное загрязнение окружающей среды. Появились генномодифицированные
овощи и фрукты. Они достигают невероятных размеров, созревают в рекордные сроки, выглядят так, как будто их только вчера сняли с грядки. Но платой за этот «прогресс» стало здоровье и самочувствие населения.
В большинстве развитых стран активно разрабатываются и осваиваются биологические методы ве-
Пршщнлы
Синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний Культуросообразность Научность
Практикоориентированноств
Межкупьтурнве
взашло действие
« ►
Общне задачи
Развитие природоохранных взглядов и убеждений, социальной активности в борьбе за экологическое здоровье планеты
Содействие средствами ИЯ расширению общего, языкового И ЭКПЛБГИЧеСКОГО образования студентов Подготовка будущих специалистов с/х к участию в межкупьтурном общении на иностранном языке
Развитие осознанного ценностного отношения к окружающей среде и Ч&повеку
Языковая подготовка
Коммуникативно-побудительная
направленность
Формирование иноязычного лексикона
Аутентичность
Доступность
Экологическая подготовка
Экологическое просвещение Сотрудничество с российскими и зарубежными биофермерамн и с аграрными колледжами Применение экологических знаний на практике
Учебно прошноделенное взангаоденстЕне
Формы организации обучения
Практические занятия, беседы, лекции, тренинги, семинары, деловые игры; вндеоуроки, доклады, викторины; КВН, конференции, конкурсы плакатов и стенгазет, тестирование
Методы обучения
Организация учебно-шзнаватапвной деятельности студентов Производственная деятельность студентов (работа в подсобном хозяйстве техникума, стажировка в ФРГ, Норвегии) Стимулирование и мотивация учебной деятельности
{ Средства обучении \
Интегрированный курс «Агроэкология и немецкий язык»
Компьютерные тренажеры Межкультурная коммуникация в условиях свободного времени Экскурсии за рубежом у
Результат поцтотоикн
1 г
Профессиональная компетентность выпуеннка агротехнического колледжа в сфере экологической и языковой подготовки
7
Сфо р миро ванно с те. экологических компетенций, усвоение ключевых идей агроэкологии
Овладение навыками и умениями з коло гиче с 1=л о р ие нтир о в анно го иноязычного общения
Эмо ционапь но - ценно с тно е отношение к окружающей среде
Концептуально-прогностическая модель интеграции экологической и языковой подготовки студентов агротехнического техникума
дения сельского хозяйства, основанные на сокращении или полном отказе от синтетических минеральных удобрений и химических средств защиты растений при максимальном использовании биологических факторов повышения плодородия почв, подавления болезней, вредителей и сорняков, а также осуществления комплекса других мероприятий, не оказывающих негативного воздействия на состояние природной среды, но улучшающих условия формирования урожая. Такая система производства получила название экологического сельского хозяйства [1-3]. В связи с этим возникает необходимость стимулирования сельхозпроизводителей к переходу на экологические методы хозяйствования. Успех в решении проблем по ведению экологического земледелия зависит от уровня образования и подготовки молодых кадров [4,5].
Для студентов Новгородского агротехнического техникума, которые имеют многочисленные контакты с зарубежными партнерами, выезжают на практику за границу с целью изучения ведения экологически чистого хозяйства, важно не только получать знания в области агроэкологии, но и владеть иностранным языком для общения с биофермерами, студентами сельскохозяйственных учебных заведений. Иностранный язык является важным инструментом образования при изучении экологии, позволяющим подготовить учащихся к межкультурному сотрудничеству в этой области [6-8]. Однако до настоящего времени вопрос о способах организации экологической и одновременно языковой подготовки студентов ссуза, участвующих в межкультурном учебнопроизводственном взаимодействии, остается неразработанным. Между тем меняющиеся обстоятельства требуют осознания новых проблем и воспитания экологического мировоззрения у студентов, будущих специалистов в области сельского хозяйства.
Таким образом, существуют противоречия между:
— социальным запросом общества на формирование личности с соответствующим экологическим сознанием в условиях профессиональной подготовки студентов — и недостаточной разработанностью данной проблемы;
— возрастающими тенденциями использования потенциала межпредметного обучения, в частности иностранного языка, в экологическом воспитании студентов сельскохозяйственного ссуза — и отсутствием научно-обоснованной модели интеграции экологической и языковой подготовки.
Эти противоречия свидетельствуют об актуальности рассматриваемой нами проблемы.
Целью нашего исследования является выявление педагогических условий, при которых организация учебного процесса будет способствовать интеграции экологической и языковой подготовки студентов сельскохозяйственных специальностей, участвующих в межкультурном учебно-производственном взаимодействии.
Для углубления общего, языкового и экологического образования будущих специалистов, участвующих в межкультурном общении, мы создали в контексте экоцентрического, культурологического, личност-
но-деятельностного подходов концептуально-
прогностическую модель интеграции экологической и языковой подготовки студентов агротехнического техникума. Содержание данной модели включает общие задачи, принципы, структурные компоненты языкового и экологического образования, формы, методы и средства обучения, результат подготовки, а также критерии оценки качества агроэкологического образования студентов в их взаимосвязи (см. схему).
Наша опытно-экспериментальная работа показала, что системообразующим педагогическим условием, повышающим качество агроэкологической и языковой подготовки студентов, может быть воспитательно-образовательный процесс. Ведущее место в нем занимает интегрированный блочно-модульный курс «Агроэкология и иностранный язык» (в нашем случае немецкий язык). Данная учебная дисциплина представляет собой своеобразное введение в специальность, снабженное лингвометодическим аппаратом для освоения иноязычной лексики и лексикограмматических моделей, необходимых для иноязычного общения по агроэкологии. Экологическая тематика представлена модулями «Биоземледелие», «Биофермер», «Земля — живой организм», «Принципы обработки почвы в экологически чистом хозяйстве», «Удобрение почвы», «Борьба с вредителями», «Экологически чистое садоводство и огородничество», «Сорняки», «Биоживотноводство», «Продукты питания».
После изучения интегрированного курса «Агроэкология и немецкий язык» мы оценили характер изменения экологического сознания студентов. В работе по психодиагностике уровня экологического сознания нами были использованы анкеты, при составлении которых мы руководствовались методикой С.Д.Дерябо, В.А.Ясвина «Натурафил» [9]. Опросник включает четыре основные шкалы, соответствующие четырем компонентам интенсивности субъектного отношения к природе: перцептивно-аффективную, практическую, посту-почно-инфлюативную, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. Каждая шкала состоит из семи уровней отношения к природе: КН (крайне низкий), Н (низкий), НС (ниже среднего), С (средний), ВС (выше среднего), В (высокий) и ОВ (очень высокий).
Всего в исследовании на разных этапах участвовали 96 студентов 1-3-го курсов разных специальностей. Они были разделены на две группы: экспериментальную (63 чел.) и контрольную (33 чел.). В экспериментальную группу вошли студенты специальностей «лесное и лесопарковое хозяйство», «мелиорация и рекультивация земель», «землеустройство», «механизация сельского хозяйства», «коммерция
АПК», «технология деревообработки», изучающие агроэкологию. Контрольная группа состояла из студентов, обучающихся на специальностях «техобслуживание и ремонт автотранспорта» и «строительство городских сооружений», в учебный план которых агроэкология не входит.
Анализ результатов анкетирования показал следующее.
Сформированность перцептивно-аффективного компонента у испытуемых в экспериментальной группе, изучающих иностранный язык по программе интегри-
рованного курса «Агроэкология и немецкий язык», на 5% выше, чем у студентов контрольной группы, занимающихся по обычной программе. Этот показатель характеризует степень выраженности активности студентов на уровне эстетического и этического освоения объектов природы, направленной на изменения в системе аффективно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального характера.
Развитие когнитивного и поступочно-
инфлюативного компонентов может быть в экспериментальной группе оценено как высокое: по 22% испытуемых имеют показатели уровней выше среднего, высокий и очень высокий. Показатели этих шкал дают информацию о степени активности личности в познавательной сфере (когнитивная шкала) и степени активности, направленной на позитивное взаимодействие с окружающей природной средой (поступочно-инфлюативная шкала).
Показатели практической шкалы, определяющей степень активности в практической деятельности с природными объектами, также у экспериментальной группы лучше: уровень ВС на 10%, В — на 5%, а ОВ
— на 7% выше, чем в контрольной группе.
Что касается диагностики совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы, то в экспериментальной группе несколько лучше и показатели натуралистической эрудиции
Результаты психодиагностического обследования в целом убедительно свидетельствуют, что сформи-
рованность субъектного отношения к природносоциальному окружению у студентов, изучающих иностранный язык по программе интегрированного курса «Агроэкология и немецкий язык» выше, чем у студентов, занимающихся по обычной программе. Это позволяет сделать вывод об эффективности реализации предложенной нами концептуально-прогностической модели интеграции экологической и языковой подготовки.
1. Der biologische Landbau, Begleitungsinformation zu den Fernsehfilmen «Bodenkultur» und «Planquadrat — Landli-cher Raum». Wien: Verlag ORAC, 1979. 87 s.
2. Koepf Herbert H. Biologisch-dynamische Landwirtschaft. Stuttgart: Ulmer, 1987. 287 s.
3. Bolsche (Hg.) Jh. Was die Erde befallt... Nach den Waldern sterben die Boden. Hamburg: Spiegel-Verlag. 1984. 220 s.
4. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. педвузов. 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2004. 391 с.
5. Экологическое образование: Учеб.-метод. пособие / Н.В.Горохватская, О.Г.Роговая, Д.Кулсает и др. Под ред. Н.В.Горохватской, О.Г.Роговой. СПб, 2000. 321 c.
6. Шепель В.Н. // Иностр. языки в школе. 1990. №1. С.8-13.
7. Зеня Л.Я. // Иностр. языки в школе. 1990. №2. С.38-48.
8. Долгова Л.А. Межпредметные связи в системе профессионально-ориентированного обучения иностранного языка как педагогической специальности. // Межвуз. сб. науч. тр. Горький: ГГПИ, 1987. С.27-28.
9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. С.34-35. См. также: Панов В. И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004, 197 с.