УДК 614.253
Васильева Любовь Николаевна,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом института последипломного образования Ярославской государственной медицинской академии. [email protected]
О ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА
Vasilyeva Liubov Nikolaevna,
Candidate for Doctorate in Psychology, Senior Teacher, Chair of Pedagogics & Psychology (with a course given at the Institute of Advanced Training), Yaroslavle State
Academy of Medicine. [email protected]
DETAILS ON THE PROGRAM OF RAISING COMMUNICATIVE AWARENESS IN GENERAL
PRACTITIONERS
В статье излагаются теоретические принципы построения программы формирования коммуникативной компетентности врача, основанные на понимании ее как интегрального качества личности, имеющего трехкомпонентную структуру.
Ключевые слова: врачебная деятельность, коммуникативная компетентность врача, эмпатия, общие и профессиональные коммуникативные навыки и умения.
This paper presents theoretical principles framing a program of raising the communicative awareness in general practitioners, in consideration of this phenomenon as an integrative personal feature consisting of three components.
Key words: operation of a practitioner, communicative awareness of a practitioner, empathy, general and occupation-specific communicative skills and habits.
Как известно, врачебная деятельность характеризуется высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия, требующих совершенного владения приемами и способами эффективного общения как с больными и их родственниками, так и с коллегами [6]. Эффективность профессионального общения врача обеспечивает его коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность является одним из базовых критериев профессиональной подготовки специалистов деятельностей субъект-субъектного типа («человек - человек»), к которым принадлежит профессия врача [6].
Под коммуникативной компетентностью врача мы понимаем многоуровневое интегральное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей), опосредующее врачебную профессиональную деятельность, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с пациентами и другими участниками лечебно-профилактического процесса. В структуре коммуникативной компетентности врача мы выделяем три взаимосвязанных и относительно самостоятельных уровня: базовый (ценностный) уровень, содержательный уровень и инструментальный (операционный, технический) уровень, включающий два подуровня: общих и профессиональных коммуникативных навыков и умений [1, с. 20].
Инструментальный уровень включает в себя владение коммуникативными умениями и навыками, обеспечивающими управление ходом процесса общения, эффективное воздействие на партнеров по общению, а также оптимальную его саморегуляцию. Он имеет в своем составе как общие (например, умение слушать и др.), так и профессиональные коммуникативные навыки и умения (например, приемы присоединения к пациенту и пр.). На содержательном уровне осуществляется перевод врачебных задач в коммуникативные, построение программ и тактических планов общения. Базовый уровень включает в себя личностные качества врача, как социальные, так и природные, установки, ценностные ориентации, мотивы в коммуникативной сфере. Базовый уровень следует считать основным, так как он обеспечивает мотивацию общения и возможности становления коммуникативной компетентности, облегчая или, наоборот, затрудняя этот процесс. Базовые коммуникативные характеристики воздействуют на все уровни, во многом предопределяя как своеобразие складывающихся в сознании личности когнитивных схем, на основе которых будут впоследствии строиться коммуникативные программы и планы (содержательный уровень), так и «индивидуальный рисунок» формирующихся и закрепляющихся коммуникативных навыков и умений (инструментальный уровень). При этом показатели, входящие в состав базового уровня, наиболее устойчивы, весьма консервативны, с трудом поддаются коррекции и еще труднее перестройке. Анализ многочисленных литературных источников и практический опыт социально-психологического обучения в коммуникативных профессиях дают основания для того, чтобы в качестве необходимых и достаточных компонентов,
отражающих основные коммуникативные установки и ориентации личности, предложить следующие: эмпатия, принятие, открытость. Наиболее существенным и важным показателем базового уровня является эмпатия, которая в коммуникативной деятельности способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным [2, с.166]. Согласно К. Роджерсу, способность одного индивида помогать другому, прежде всего, зависит от создания теплых, искренних эмпатических отношений. Его определение эмпа-тического поведения гласит, что врач должен чувствовать внутренний мир пациента так, если бы это был его собственный мир, не теряя качества «если бы» [5, с.157].
С нашей точки зрения, формирование коммуникативной компетентности врача должно осуществляться с учетом изложенных теоретических положений. Предлагаемая программа формирования и развития коммуникативной компетентности врача построена по модульному принципу. Исходя из трехуровневой структуры коммуникативной компетентности врача, она состоит из трех модулей.
Модуль № 1: Поддержка базового (ценностного) уровня коммуникативной компетентности, в частности, эмпатии как наиболее важного его показателя во врачебной деятельности.
Эмпирически выявлено, что эмпатия является устойчивым личностным свойством врача, степень выраженности которого не зависит от специализации, а уровень эмпатийности не должен быть слишком высоким для достижения эффективности коммуникации, иначе решение других задач врачебной деятельности (в частности, постановка диагноза, оказание лечебной помощи и др.) будет затруднено, а иногда и невозможно, то есть для эффективного профессионального общения врачу важнее всего не постоянное и бурное сопереживание пациенту, а владение «когнитивной эмпатией» и «действенной эмпатией» [3, с.55].
Для поддержки базового уровня коммуникативной компетентности обучающихся используется метод Балинтовских групп, который улучшает восприятие и понимание коммуникации пациента врачами; поощряет врачей ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы; является профилактикой профессионального выгорания; позволяет обобщить, систематизировать и проанализировать свой опыт; осознать свои «слепые пятна» в общении с пациентами; дает возможность расширить арсенал действенных инструментов коммуникации; способствует созданию атмосферы доверия, улучшает психологический климат в коллективе; способствует формированию эмоциональной заинтересованности в работе. В проводимом обсуждении акцент делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях и аспектах взаимоотношения врача с пациентом в рамках конкретного случая, их реакциях на меняющиеся обстоятельства этой ситуации, что отличает Балин-товские группы от традиционного клинического разбора, консилиума или супервизии. Для этого нужно, чтобы в групповых дискуссиях говорили не только о том, что думает, но и о том, что чувствует врач (эмоционально и телесно) во взаимоотношениях со своим пациентом, что доктор и пациент значат друг для друга и что они друг для друга делают. Объект обсуждения не пациент и не его лечение, скорее, сам врач с его своеобразием восприятия данного случая, отношением к нему. В данной программе работа в Балинтовской группе органично включена в тренинг коммуникативной компетентности и позволяет анализировать случаи, связанные с темами тренинга [4].
Ожидаемые результаты работы: врачи, прошедшие Балинтовские группы, демонстрируют «действенный» уровень эмпатии, лучше контролируют свою рабочую и психоэмоциональную нагрузку. У них реже возникает недовольство, раздражение от общения с пациентами, их родственниками и коллегами. Специалисты, прошедшие Балинтовские группы, менее склонны «прятаться» от пациентов за необязательными назначениями (дополнительные анализы или консультации у специалистов), больше удовлетворены своим выбором профессии.
Модуль № 2: Развитие содержательного уровня коммуникативной компетентности врача.
Его задачами являются формирование представлений об особенностях коммуникаций и коммуникативного поведения специалиста во врачебной практике; формирование умений переводить врачебные задачи в коммуникативные, разрабатывать программы и тактические планы общения.
Темы для проработки на этом этапе следующие: особенности различных видов общения; общение в системе «врач-пациент» как вид делового общения, его этапы и структура; психологические механизмы восприятия в общении; репрезентативная система (ведущая система восприятия пациента и ее учет в общении); создание благоприятного имиджа врача; невербальные средства коммуникации; эффективная коммуникация; барьеры общения; виды влияния; построение коммуникации в соответствие с психологическими особенностями пациентов разного
возраста; общение в ситуации возражений и замечаний; конфликтные ситуации в деловом общении; этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций; управление стрессовыми состояниями и формирование адекватных стилей (стратегий) совладающего поведения и др.
Ожидаемые результаты: сформированное представление об особенностях коммуникаций и коммуникативного поведения врача; знание психологических механизмов восприятия в общении, вербальных и невербальных средств коммуникации; знание видов влияния и способов повышения эффективности общения; особенностей коммуникации с пациентами разного возраста и пола; специфики коммуникаций в ситуации возражений и замечаний, в конфликтной ситуации; знание способов копинг- поведения в трудных жизненных ситуациях; умение переводить врачебные задачи в коммуникативные и пр.
Модуль № 3: Формирование инструментального (операционного, технического) уровня коммуникативной компетентности врача.
Задачи: формирование как общих, так и профессиональных коммуникативных умений и навыков врача.
Общие профессиональные навыки и умения: умение определять ведущую систему восприятия собеседника, умение грамотно строить деловой контакт с учетом его этапов и ситуации общения, навык самопрезентации в различных контекстах, навык использования невербальных и вербальных средств для получения информации о собеседнике и построения эффективной коммуникации, навык эффективного слушания (нерефлексивного, рефлексивного и эмпатийно-го), умение давать собеседнику конструктивную обратную связь (позитивную или негативную), распознание манипулятивного поведения у себя и у других и противостояние ему, умение предупреждать возникновение и разрешать уже возникшие конфликты и др.
Профессиональные коммуникативные навыки и умения врача: умение определять стиль взаимоотношений, ориентируясь на состояние пациента, характер заболевания, личностные и возрастные особенности больного; умение корректировать свое эмоциональное состояние в ситуации затрудненного контакта (тренировка толерантности по отношению к отдельным больным); умение налаживать контакт с родственниками больного по типу сотрудничества; навык контакта с родственниками в ситуации тяжелого необратимого заболевания пациента и его смерти; умение устанавливать и поддерживать деловые контакты с коллегами-врачами и средним медицинским персоналом; навыки владения приемами присоединения к пациенту и пр.
Ожидаемые результаты: приобретение собственного практического опыта изменения и самосовершенствования коммуникативного поведения через апробацию новых форм, продвижение в решении профессиональных психологических проблем, лучшее понимания себя и других людей, развитие спонтанности и творческих способностей в общении и взаимодействии.
Таким образом, предложенная программа предполагает формирование и развитие коммуникативной компетентности врача как многоуровневого интегрального качества его личности, важного для профессиональной врачебной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Васильева Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности у будущих врачей. // Материалы YII международной конференции «Динамика научных исследований» 07-15 июля 2011 года. - Przemysl: Nauka i studia, 2011. - № 15. - С.20-24 .
2. Васильева Л.Н. Исследование эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2010. - Т. 16. - № 1. -С.165-169.
3. Васильева Л.Н., Андрианова Е.С. Об эмпатии врачей разных специальностей // Педагогические и психологические науки: материалы международной заочной научно-практической конференции. (31 октября 2012 г.). Часть II. - Новосибирск, 2012. - С.48-55.
4. Винокур В.А., Чечик А.А. Балинтовская группа: технология работы // Психологическая газета. - 2000. - № 10, 11.
5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С.147-158.
6 . Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача. - Психологический журнал. - Т. 25. - № 3. - 2004. - С. 71 -78.