Научная статья на тему 'О профилактической направленности детской психиатрии и программах последипломного образования специалистов'

О профилактической направленности детской психиатрии и программах последипломного образования специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
305
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / MENTAL HEALTH / CAUSES / PREVALENCE / PREVENTIVE EXAMINATIONS / SYSTEMATIC APPROACH OF TRAINING PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андрусенко Анатолий Анатольевич, Кузнецов Игорь Анатольевич, Обросов Иван Федорович

Рассмотрены проблемы психического здоровья и распространенности психических расстройств у детей и подростков, осуществления мер в области охраны психического здоровья, направленных на предупреждение и профилактику нарушений психического развития, профилактической направленности детской психиатрии и программы подготовки специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андрусенко Анатолий Анатольевич, Кузнецов Игорь Анатольевич, Обросов Иван Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered a mental health problem and the prevalence of mental disorders in children and adolescents, implementation of measures in the field of mental health, aimed at prevention of violations of mental development, preventive child psychiatry and the training of professionals involved in the provision of mental health care for children

Текст научной работы на тему «О профилактической направленности детской психиатрии и программах последипломного образования специалистов»

РАЗДЕЛ 3. ОБРАЗОВАНИЕ, СОПРОВОЖДЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

УДК 378.046.4

Андрусенко Анатолий Анатольевич

кандидат медицинских наук, доцент

Кузнецов Игорь Анатольевич

кандидат медицинских наук, доцент

Обросов Иван Федорович

доктор медицинских наук, профессор

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия 614000, Пермь, Петропавловская, 26, + 7 (342) 217-20-20 e-mail: [email protected]

О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ И ПРОГРАММАХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Anatoliy A. Andrusenko

Ph.D., Associate Professor

Igor A. Kuznetsov

Ph.D., Associate Professor

Ivan F. Obrosov Doctor of Medical Sciences, Professor

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Medical University n.a. academician E.A. Wagner» of Ministry of Health of Russia

26, Petropavlovskaya, 614000, Perm e-mail: [email protected]

OF PREVENTIVE CHILD PSYCHIATRY AND PROGRAMMES OF POSTGRADUATE EDUCATION OF SPECIALISTS

Аннотация. Рассмотрены проблемы психического здоровья и распространенности психических расстройств у детей и подростков, осуществления мер в области охраны психического здоровья, направленных на предупреждение и профилактику нарушений психического развития,

© Андрусенко А.А., Кузнецов И.А., Обросов И.Ф., 2017

87

ГП ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

профилактической направленности детской психиатрии и программы подготовки специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи детям.

Ключевые слова: психическое здоровье, причины распространенности, профилактические осмотры, системный подход, программы повышения квалификации.

Abstract. Considered a mental health problem and the prevalence of mental disorders in children and adolescents, implementation of measures in the field of mental health, aimed at prevention of violations of mental development, preventive child psychiatry and the training of professionals involved in the provision of mental health care for children.

Key words: mental health, causes, prevalence, preventive examinations, systematic approach of training programmes.

Психическое здоровье детей является приоритетной проблемой любого общества и прямо соотносится с достигнутым уровнем психологического и социального функционирования каждого ребенка. Значение детства нельзя недооценивать, потому что это период развития высших психических функций личности, формирования поведения, его паттернов, морали. Детский психиатр имеет дело со всеми видами психической патологии, как и взрослый психиатр (за исключением расстройств, обусловленных возрастной инволюцией), но в отличие от него, целенаправленно выявляет эволютивно-дизонтогенетические нарушения, т.е. первичные и опосредованные проявления патологии психического развития и созревания [1]. В детском возрасте встречается большое количество переходных форм, приближающихся по психическим и поведенческим особенностям к психической норме или к психической болезни. Очень часто от осуществления совместных действий специалистов, участвующих в оказании помощи детям с нарушениями развития, зависит, повернет психическая предпатология вспять или переформируется в болезнь.

Согласно данным официальной статистики, под наблюдением психиатров в Российской Федерации состоит от 2 до 3 % детского населения. При этом распространенность психической патологии среди детей выше чем у взрослых. Увеличение заболеваемости в свою очередь приводит к росту детской инвалидности. На сегодняшний день инвалидность, обусловленная нервно-психическими расстройствами у детей, занимает первое ранговое место. Тенденция роста психической патологии у детей, по мнению большинства ученых, в ближайшем будущем будет сохраняться. Более того, учтенные статистические данные далеко не всегда отражают истинную картину заболеваемости, поскольку далеко не все семьи, имеющие ребенка с психическим расстройством, обращаются за специализированной медицинской помощью [4].

Анализируя сложившуюся ситуацию, российские психиатры пришли к выводу, что существует по крайней мере несколько причин, обусловивших негативную динамику распространенности психических расстройств в детско-подростковой популяции в начале 2000-х гг. В частности, игнорирование

РАЗДЕЛ 3. Образование, сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью "

родителями болезненного характера имеющихся нарушений у детей; страх перед обращением в психиатрический диспансер в связи с боязнью связанных с этим социальных ограничений; отсутствие у врачей в первичном звене здравоохранения знаний и навыков раннего выявления у детей психических расстройств; ориентация врачей-психиатров на оказание помощи при тяжелой патологии - психотических расстройствах, умственной отсталости, выраженных задержках психического развития, в ущерб преобладающим в деткой и подростковой популяции органическим, невротическим расстройствам и пограничной патологии развития; недостаточное развитие медико-социальных учреждений реабилитационного типа;

недоукомплектованность медицинских учреждений детскими психиатрами и исключение врача-психиатра из участия в диспансеризации детей.

Ситуация стала меняться начиная с 2012 г., когда вступил в действие Приказ Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» с перечнем необходимых профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних и возрастных периодов, в которые они должны проводиться. Согласно этому положению, детский врач-психиатр должен проводить такие осмотры в декретированные периоды, начиная с 12 месяцев и до 10 лет. В 15 лет ребенок должен проходить профилактический осмотр у подросткового психиатра. С 1 января 2018 г. привычный порядок профилактических осмотров несовершеннолетних изменится. Вступает в силу новый приказ Минздрава России от 10.08.2017 № 514н. Необходимо обратить внимание на сократившийся перечень исследований и изменения в осмотрах врачей. Так, с 1 января 2018 г. осмотр врача-психиатра не будет проводиться у детей в 12 мес., в 3 года, 7 лет и 10 лет.

В настоящее время системный подход к психиатрическим проблемам ребенка предусматривает распространение профилактических и коррекционно-терапевтических мероприятий врача-психиатра и на другие структуры микросоциума пациента: дошкольно-школьные учреждения, спортивные секции, художественные студии, неформальные группировки. Следовательно, детский психиатр должен обладать общепсихиатрическим опытом и знаниями (как базой для узкоспециализированного образования) и при этом быть еще в определенной мере и детским психологом и педагогом. Все свои мероприятия по лечению ребенка врач-психиатр опосредует отношениями с его родителями и ориентируется на семейноцентрированные виды помощи [2].

Основные направления практической деятельности в области психического здоровья детей включают в том числе межсекторальное сотрудничество, развитие кадрового потенциала и подготовку кадров. Сохраняющийся дефицит детских психиатров компенсируют взрослыми психиатрами, которые оказывают амбулаторную помощь детскому населению, не имея при этом достаточных знаний и навыков в области детской психиатрии. В связи с этим остро стоят вопросы внедрения новых форм обучения и формирования учебных стандартов и программ по детской психиатрии,

Гп ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

специализации и повышении квалификации специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи детям.

Министерство здравоохранения Пермского края установило обязательное прохождение курсов повышения квалификации по детско-подростковой психиатрии детскими и подростковыми врачами-психиатрами, а также психиатрами, обслуживающими взрослое население, но по совместительству принимающими детей и подростков. В связи с этим на кафедре психиатрии ФДПО Пермского государственного медицинского университета была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Детская и подростковая психиатрия» (72 часа; специальность «Психиатрия») для врачей-психиатров, осуществляющих проведение диспансеризации детей. Программа была утверждена на методическом совете университета.

Практико-ориентированная программа цикла направлена на удовлетворение потребностей профессионального развития психиатров, обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности. В программе представлена базовая информация об основных психических расстройствах и расстройствах поведения у детей и подростков, раннее выявление которых позволит оптимизировать процесс профилактических и предварительных осмотров несовершеннолетних. Также в программе представлены современные направления профилактики, диагностики и терапии психических расстройств у детей. Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций в области детско-подростковой психиатрии для повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Основные задачи курса направлены на изучение вопросов предупреждения, выявления и лечения психических расстройств у детей и подростков, а также усвоение и закрепление на практике профессиональных знаний. Основными формами обучения являются лекционные и практические занятия, клинические разборы пациентов.

Психиатры, прошедшие обучение по программе повышения квалификации, получают необходимые знания в области общей и частной психиатрии детского и подросткового возраста, а также в области современных направлений терапии и профилактики нарушений психического здоровья у детей. В результате они смогут использовать современные методы психиатрического обследования детей и подростков, систематизировать и применять методы лечения психических расстройств детского возраста с учетом их динамики. Повышение квалификации психиатров по этой программе позволит в какой-то мере решить проблему кадрового дефицита детских психиатров в Пермском крае, оптимизировать процесс профилактических и предварительных медицинских осмотров

несовершеннолетних.

Медицинская помощь детям с психическими и поведенческими расстройствами более эффективна, если помимо врачей-психиатров и психотерапевтов в ней участвуют родители ребенка, врачи-педиатры,

РАЗДЕЛ 3. Образование, сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

психологи, педагоги и социальные работники. Ведомственное сотрудничество и взаимодействие различных специалистов направлено как на первичное предупреждение, так и на смягчение течения конкретных психических расстройств [3]. Так, в детском психиатрическом стационаре Краевой клинической психиатрической больницы помощь оказывает полипрофессиональная бригада, в состав которой входят врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, учитель-дефектолог, логопед, педагог и социальный работник. Повышению терапевтической эффективности способствует вовлечение детей в образовательную деятельность в условиях психиатрического стационара. На всех сроках госпитализации ребенок продолжает обучаться по необходимым общеобразовательным программам. Педагоги при этом являются партнерами врачей в процессе реабилитации пациентов детского возраста.

На кафедре психиатрии также разработана программа дисциплины «Психопатология детского возраста» для курсов повышения квалификации учителей-дефектологов, логопедов и психологов ФППК Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Психопатология, как клиническая дисциплина, имеет глубокие связи с общей и специальной психологией, специальной педагогикой, социологией и наряду с другими медицинскими дисциплинами составляет медико-биологическую основу для коррекционной педагогики и специальной психологии. Программа дисциплины имеет профилактическую направленность, особое внимание в ней уделяется изучению процессов развития ребенка, роли влияния разнообразных взаимосвязанных факторов, участвующих в формировании как адаптивного, так и неадаптивного развития несовершеннолетнего, особенностям психической деятельности и психопатологии детей, имеющих проблемы в развитии. Основными формами обучения являются лекционные и практические занятия.

Таким образом, обеспечение потребности в квалифицированных специалистах, участвующих в комплексных, интегрированных и эффективных программах укрепления здоровья, профилактики, лечения, реабилитации и восстановления здоровья детей и подростков, является одной из приоритетных задач охраны психического здоровья подрастающего поколения.

Список литературы

1. Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология / под общ. ред. проф. Ю.С. Шевченко, проф. А.Л. Венгера. - М.: Медпрактика, 2006.

- 548 с.

2. Детская и подростковая психиатрия: клинические лекции для профессионалов / под ред. Ю.С. Шевченко. - М.: Мед. информ. агентство, 2011.

- 928 с.

3. Иовчук Н.М., Северный А.А. Междисциплинарный консилиум в службе психического здоровья детей и подростков: учеб.-метод. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Педагогическая литература, 2015. -400 с.

4. Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. - СПб.: Питер. 2008. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.