УДК 37.048.45:02
А. С. Павлова
О профессиональной ориентации как важнейшем звене в системе непрерывного библиотечно-информационного образования
В статье освещается проблема профориентации в библиотечно-информационной сфере. Исследуются мотивы выбора библиотечной профессии, приведены результаты опроса студентов на библиотечном факультете в 2011/2012 г.
Ключевые слова: профориентация, библиотечная профессия, методы профориентации
Alla S. Pavlova
About professional orientation as the most important link in the system of continuous library and information education
The article highlights the problem of vocational guidance in the library and information field. Examines the motives of the choice of the library profession, the results of a survey of students on the library faculty in 2011/2012. Keywords: vocational guidance, library profession, methods of vocational guidance
В современном мировом библиотековедении сформировались две проблемы, вызывающие кризис библиотек и создающие угрозу сохранению традиционных ценностей библиотечной профессии. Такой вывод сделан К. Д. Равинским на основе изучения зарубежных исследований1. Их результаты сопоставимы с российской библиотечной реальностью.
Одна из проблем связана с формированием в библиотечном деле двух культур: естественнонаучно-технической и гуманитарной, в связи с чем четко обозначились две профессиональные группы библиотекарей: работающие с компьютером и работающие с пользователями. Между ними складываются напряженные отношения, так как специалисты второй профессиональной группы порой ощущают себя людьми второго сорта2. Однако, по мнению американского исследователя Эдварда Проктора, электронная и традиционная информация нацелены на обслуживание разных потребностей. Они не могут заменить друг друга. Кроме того, «не только сегодня, но и в обозримом будущем нет реальных перспектив появления какого-либо технологического интерфейса, который смог бы, по крайней мере, приблизиться к такому уровню чувствительности и понимания, которым обладает хороший, опытный живой библиограф»3.
Другая важная проблема связана со сменой поколений, когда уходят библиотекари-энтузиасты с высокими нравственными качествами, ответственностью, преданностью профессии. Новое поколение специалистов отличается прагматизмом и не всегда пониманием специфики библиотечной профессии. Можно предположить, что решение этой проблемы связано
с формированием профессионального самосознания у молодежи.
Положительные прогнозы в исследованиях американских ученых позволяют сделать вывод о том, что библиотечная профессия может сохранить свои традиции и потребность в ней. В настоящее время в России сложилась ситуация, которая заставляет библиотечных специалистов задуматься о сохранении и имидже библиотечной профессии. Для этого необходимо обратиться к изучению такой проблемы, как профессиональная ориентация. В условиях кризиса библиотечного образования, кадрового голода ссузы, вузы, библиотеки должны быть озабочены поиском потенциальных абитуриентов.
В силу ряда обстоятельств решить эту проблему достаточно сложно. Перечислю некоторые из них:
- активное внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни обусловило появление новых интересных профессий;
- высокая конкуренция на рынке образовательных услуг;
- подготовка абитуриентов к профессиональному самоопределению затруднена в силу слабого развития способности к самоизмене-нию, самосовершенствованию, самопознанию, самореализации и рефлексии;
- усложнение труда библиотекаря. Эта профессия динамична, изменчива, отличается полипрофессионализмом;
- часть абитуриентов рассматривает библиотечные факультеты в качестве запасного варианта в случае неудачи при поступлении на желаемые факультеты;
- система ЕГЭ стимулирует абитуриентов выбирать то учебное заведение, куда легче поступить, а не профессию.
Как же сделать выбор глубоко осознанным и продуманным, как дать достоверную информацию о профессии библиотекаря? Определенный выход кроется в профориентации. Она давно уже стала одним из приоритетных направлений деятельности школы, библиотеки, ссузов и вузов, семьи и т. п., хотя и не систематическим. Все это предполагает обращение к уже имеющемуся опыту профориентации, его анализу, обобщению и обоснованию новых путей работы с потенциальными абитуриентами.
Вопросы профориентации нашли отражение в публикациях о деятельности некоторых ссузов, вузов и библиотек, где рассматриваются три принципиально важных аспекта: общие вопросы профориентации, мотивы выбора профессии и описание опыта работы. Раскроем каждый из них.
В поисках причин кризиса в библиотечном образовании в качестве важнейшей причины многие специалисты называют отсутствие профессиональной ориентации. Профессиональную ориентацию рассматривают как систему мер, направленную на оказание помощи тем, кто выбирает профессию (и не только учащимся), как целенаправленную и закономерную деятельность заинтересованных социальных институтов по подготовке будущих абитуриентов к выбору профессии библиотечного специалиста. Для овладения профессией будущему специалисту необходимо владеть некоторыми стартовыми знаниями. Такие знания (пропедевтические) может дать профориентация или начальное профессиональное библиотечное образование. Его следует рассматривать как первое звено в системе непрерывного библиотечно-информационного образования4. Предполагается, что оно решит проблему подготовки будущих специалистов к восприятию профессиональных знаний и приведет к положительным результатам в библиотечном образовании, в частности:
- позволит обеспечить рациональный отбор профессионально ориентированных студентов в учебные заведения;
- предупредит отсев студентов. Случайно поступившие студенты, не имеющие представления о профессии, не осознают важность изучения специальных дисциплин, не проявляют интереса, должного упорства и настойчивости в овладении ими;
- сформирует мотивы выбора профессии и устойчивых интересов к библиотечной деятельности;
- создаст условия для закрепления мотивов,
развития и совершенствования способностей в процессе обучения в специальном учебном заведении;
- будет способствовать поднятию имиджа профессии, сделает ее привлекательной и востребованной в обществе;
- начальное профессиональное библиотечное образование может рассматриваться как условие кадрового обеспечения различных библиотечных учреждений и устранения текучести специалистов.
Профессиональная ориентация осуществляется, как правило, во взаимодействии с различными учебными заведениями, библиотеками, семьей. Она направлена на школьников, студентов средней специальной школы, библиотекарей, не имеющих образования5.
Она может включать в себя различные направления деятельности, например:
- профессиональное просвещение (информация о библиотечной профессии, учебных заведениях данного профиля, о возможном карьерном росте);
- предварительная профессиональная диагностика (выявление способностей и интересов личности к библиотечной профессии);
- профессиональное воспитание (формирование трудолюбия, приобщение к различным видам библиотечного труда, закрепление профессиональных склонностей и интересов, а также чувства долга, ответственности);
- профессиональная консультация (научно обоснованные рекомендации о выборе профессии, получении подготовки и переподготовки и др.).
В некоторых работах обращается внимание на низкий статус библиотечной профессии, что негативно сказывается на профориентации6, а также на отсутствие системы профориентации7.
Безусловно, основа профессиональной ориентации - изучение мотивов выбора профессии. Эффективность профессиональной подготовки самым тесным образом связана с социальнопсихологическими установками на выбор профессии и с овладением ею в стенах учебного заведения. Формирование мотивов может иметь место в процессе получения знаний о библиотечной профессии и изучения индивидуальных особенностей личности.
В психологии рассматриваются три типа профессиональной мотивации:
- доминантный, характеризующийся наличием устойчивого интереса к профессии, увлечением ею, развитыми коммуникативными способностями;
- ситуативный, когда на выбор профессии
оказывают влияние различные жизненные обстоятельства. Этот мотив чаще всего не связан с ценностными ориентациями личности, носит случайный характер;
- конформистский. Выбор профессии осуществляется не самостоятельно, а под влиянием других лиц.
Мотивы выбора библиотечной профессии в разные годы изучались преподавателями вузов, в их работах рассматривались указанные выше мотивы, но с более основательной конкретизацией. Так, в 1986/1987 учебном году подобное исследование проводилось в ЛГИК им. Н. К. Крупской (ныне СПбГУКИ) А. С. Павловой8. В 1995 г. во МГУКИ эту проблему изучала Г. А. Иванова9, а в 2004 г. в БелГУКИ - С. М. Зыг-мантович10. Во всех трех исследованиях была обнаружена одна и та же закономерность: на первое место выходит такой мотив, как получение высшего гуманитарного образования.
За последние годы произошли кардинальные изменения в сфере образования, что не могло не повлиять на состояние профессиональной ориентации и мотивы. Кафедра библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ предприняла попытку изучения мотивов выбора профессии студентами первого курса приема 2011/2012 учебного года. Из 84 зачисленных студентов на вопросы ответили 37. Опрос был анонимным и включал три вопроса: 1) почему я выбрал (а) этот факультет (по совету родителей, друзей, знакомых, библиотекарей, учителей, самостоятельный выбор или есть какие то другие варианты). Пожалуйста, расскажите об этом подробно; 2) имеются ли в вашей семье представители, которые когда-то работали или работают сейчас в библиотеках? Расскажите о них: в какой библиотеке, кто, когда, какую занимали должность, стаж работы, наличие библиотечного образования; 3) поделитесь, пожалуйста, своими планами, мнением, представлением о перспективах будущей профессиональной деятельности. Кем Вы себя видите?
Вопросы предлагались в открытой форме. Предполагалось, что студенты охарактеризуют свои доминантные мотивы и установки. Это вызвало определенные трудности при обработке материала, так как получился огромный разброс суждений. Кроме того, иногда студенты перечисляли комплекс мотивов, например, в ответе одной студентки названы следующие мотивы:
- Хочу получить высшее гуманитарное образование;
- Очень хотела учиться в Санкт-Петербурге;
- Посоветовала подруга;
- Это лучший библиотечно-информационный факультет.
В результате обработки материала выявились следующие мотивы (они представлены с аргументацией и сохранением стиля респондентов):
1. Осознанный и целенаправленный выбор - 10,8 %
«Поступила на БИФ, потому, что считаю, что профессия очень важная и интересная».
«Окончила библиотечное отделение колледжа культуры и решила получить высшее образование по этой специальности».
«Моей целью было поступление именно на БИФ».
2. По совету родителей, преподавателей, друзей - 16,2 %
«Лучшая подруга учится на 3 курсе и ей очень нравится».
«Положительные отзывы знакомых».
3. Получение высшего гуманитарного образования - 16,2 %
«Главное - получить хорошие знания и диплом о высшем образовании, а работать по специальности - совсем не обязательно».
«Я всегда думала, что, получив высшее гуманитарное образование, можешь быть хоть кем».
4. Случайный выбор - 51,3 %
«Мой выбор пал на этот факультет, так как я не поступила в тот вуз, в который хотела».
«Не поступила, куда хотела. Вот и подвернулся БИФ как спасительная соломинка».
«БИФ был моим запасным вариантом».
Перечисленные мотивы выбора профессии имеют место и в других, ранее проведенных исследованиях. Однако время, особенности социокультурной ситуации наложили определенный отпечаток, внесли свои коррективы в структуру мотивов выбора профессии. Так, появились два новых мотива, ранее не встречающиеся в исследованиях:
5. Привлекло большое количество бюджетных мест - 18,9 %
«Мне нужно было поступить только на бюджет, а на БИФе - больше шансов».
«БИФ привлек внимание большим количеством бюджетных мест».
6. Влияние работников приемной комиссии - 16,2 %
«В приемной комиссии я пообщалась со студентами и некоторыми преподавателями. Они сообщили много нового и интересного, поэтому я решила подать документы на БИФ».
«Ребята наперебой расхваливали свой факультет, говорили, что учиться здесь - сплошное удовольствие: и интересно, и весело, и здорово, и полезно».
Можно сделать вывод о том, что изменилась не только структура мотивов (появились новые), но и их рейтинг. Особенно настораживает тот факт, что в нашем опросе превалирует случайный выбор более чем у 50 % (для сравнения: в 1987 г. он равнялся 12 %, а в 2004 г. - 22 %).
Мы сочли целесообразным выявить личные планы студентов после окончания вуза. Конечно, говорить со студентами первого курса об их перспективах, возможно еще рано, однако картина получилась достаточно убедительная и конкретная. Ответы позволили выявить четыре категории студентов:
- Не определились - 35 %
- Желание работать в библиотечно-информационной сфере - 21,6 %
- Желание работать в иной сфере - 24,1 %
- Категорическое утверждение о своем нежелании работать в библиотеках (точно знаю, что никогда не пойду работать в библиотеку) -18, 9 %
Вывод из исследования напрашивается один: все студенты, независимо от мотивов выбора профессии и перспектив, требуют пристального внимания. Профессиональная работа до вуза, а также в вузе может раскрыть смысл и специфику труда в библиотеке, сформировать потребность в творчестве, самосовершенствовании.
Не вызывает сомнения, что профориентация - наиважнейшая проблема, от решения которой зависит будущее библиотечного образования и библиотечного дела в целом. В настоящее время она превратилась в архиважную, знаковую и привлекает внимание многих специалистов11. В литературе отражен интересный опыт организации профориентации Владимирским областным колледжем культуры и искусств, МГУКИ и КемГУКИ12. Заслуживает внимания опыт заведующей библиотекой «Школа самоопределения» № 734 г. Москвы И. В. Серебряковой приобщения учащихся к библиотечной профессии13. Правда, он позиционируется не как профессиональная ориентация, а как подготовка помощников для работы в медиацентре из числа учащихся 9-11-х классов. Медиацентр организовал экспериментальный курс под названием «Менеджмент информационных тех-
нологий» В курсе выделены три специализации: «Администратор медиацентра», «Специалист по компьютерному издательству» и «Информатор -библиограф». Эти специализации привлекли внимание учащихся, а опыт может быть заимствован школьными библиотеками.
Процесс профориентации - комплексное воздействие на личность: нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, интеллектуальное - это длительный процесс. Он предполагает нахождение обоснованных путей воспитания абитуриентов. Существующие исследования позволяют спрогнозировать наиболее целесообразные пути организации профессиональной ориентации.
Воспитание положительного отношения к библиотечной профессии, первое знакомство с условиями и особенностями труда начинается в школе, особенно в профильных классах. Школьные и общедоступные библиотеки имеют богатейшие возможности для рассказа о библиотечной профессии. Однако только этого недостаточно. Как отмечает педагог В. П. Беспалько, «на сегодняшний день твердо установлено, что единственным каналом для перехода внешней информации в мозг человека является его собственная учебная деятельность»14. Это же относится и к учебной деятельности в профориентации: рассказы о библиотечной профессии из внешней информации переходят в сознание посредством участия в практической деятельности через ознакомление с различными производственными процессами и библиотечными коллективами. При этом важен прямой контакт со специалистами, живым читателем. Еще Н. А. Ру-бакин говорил, что центром любой библиотеки является не книга, а живой человек, социальный коллектив.
Библиотечная профессиональная ориентация имеет свою специфику: она в высшей степени опирается на индивидуальный подход к абитуриенту, значительно больше, чем в других отраслях. Для понимания особого индивидуального подхода целесообразно изучить взгляды В. П. Беспалько на образование. Его суждения о развитии врожденных задатков человека могут служить основой для разработки концепции современной библиотечной профориентации: «Должен быть положен конец традиционному образованию - просвещению с его ведущим принципом «один кафтан на всех». Нужно персонализированное образование - личностно-ориентированное, естественно «скроенное» по индивидуальным меркам»15.
Эта мысль актуальна, необходима и применима в профессиональной ориентации, потому что истинный ее смысл заключается
в обнаружении природных задатков индивида и их развитии.
Приведем еще одно суждение В. П. Беспалько, которое можно рассматривать как общую стратегию профориентации:
- Все люди одинаковы как индивиды, природой порожденные живые существа, но отличаются существенно друг от друга по своим физическим и интеллектуальным задаткам, а значит, обучаемости;
- Всем учащимся до 12-летнего возраста возможно более разностороннее и свободное образование и развитие (начальное образование);
- Разным учащимся, начиная с 13-летнего возраста, нужно разное профессионально-ориентированное образование, соответственно их врожденным задаткам и возрасту16.
При таком подходе, длительном и кропотливом, библиотекарь поможет личности самоопределиться, разобраться в мотивах, склонностях и интересах и, возможно, обратить потенциального абитуриента «в свою веру».
Из всех возможных направлений профессиональной ориентации наиболее перспективным представляется именно последний. Его можно осуществить под девизом «Библиотекарь, воспитай себе смену!». Э. Р. Сукиасян предлагает решить проблему воспроизводства библиотечных кадров путем отбора и воспитания будущих специалистов работниками детских и школьных библиотек (считаем, что в таком отборе и воспитании читателей могут участвовать и другие библиотеки)17.
Библиотечные коллективы, озабоченные подготовкой кадровой смены, могут наблюдать
и, руководствуясь суждением В. П. Беспалько, отбирать тех детей, которые проявляют интерес к труду библиотекаря. Именно в библиотеках имеются наиболее благоприятные условия для изучения детей и выявления их пригодности к профессии.
Однако ошибочно полагать, что профессиональная ориентация может распространяться только на детей. К ней могут быть причастны читатели взрослых библиотек и сами библиотечные работники. Среди последних есть те, кто еще не уверен, не убежден в правильности выбора профессии, а также парапрофессионалы. Известно, что в библиотеках работают специалисты без базового (библиотечного) образования. Они не всегда хотят получить специальное образование, могут ощущать себя людьми второго сорта, что создает социальную и психологическую напряженность в коллективе.
Процесс профессиональной ориентации может носить взаимовыгодный характер: организатор не только обучает, но и обучается сам, находя новые знания для занятий. Таким образом, осуществляется взаимодействие, подпитывание друг друга.
К сказанному следует добавить, что направление профессиональной ориентации под девизом «Библиотекарь, воспитай себе смену!» логично вытекает из Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря. Одно из положений Кодекса гласит: «Библиотекарь заботится о высоком общественном статусе своей профессии, стремится показать социальную роль библиотеки, укрепить ее репутацию». Профессиональная ориентация может стать одним из путей реализации этого положения.
Представленный анализ современного состояния профессиональной ориентации позволяет сформулировать некоторые перспективы ее совершенствования:
1. В библиотеках в последние годы появились такие должности, как библиотекарь-психолог, библиотекарь-педагог и др., но нет специалиста по профессиональной ориентации. Потребность иметь библиотекаря-профориен-татора назрела, учитывая сложнейшую кадровую ситуацию. Его деятельность может включать в себя профориентационную работу с читателями, библиотекарями (в системе повышения квалификации) и различными заинтересованными организациями.
2. Подготовка библиотекаря-профориен-татора - прерогатива вуза. В учебные планы должен быть включен спецкурс с предположительным названием «Библиотечная профориентация». Изучив такой курс, будущий специалист сможет строить работу с потенциальными абитуриентами в зависимости от возраста и рода деятельности, выбирать индивидуальное или групповое воздействие с учетом принципов целенаправленности, динамичности, объективности, комплексности и с опорой на личностный подход.
3. Библиотечная профессиональная ориентация в наши дни, к сожалению, чаще всего носит стихийный характер и трудно поддается организации и управлению. Совершенно очевидно, что она из хаотичной должна превратиться в организованную и управляемую деятельность. В ней принимают участие различные общественные организации, школы (как средняя общеобразовательная, так и библиотечные), библиотеки, семья. Превращение профессиональной ориентации в организованную и управляемую деятельность возможно лишь при условии создания в библиотеках координационного
и консультационного центра профориентации. Сотрудники центра объединят усилия всех заинтересованных лиц и организаций на разработку методически грамотной программы и ее реализацию.
В заключение еще раз необходимо подчеркнуть, что начальное профессиональное библиотечное образование как обязательное звено в системе непрерывного библиотечно-информационного образования - необходимое условие подготовки специалистов, которые пойдут работать в библиотеки, и дальнейшего развития и модернизации всей библиотечной системы.
Примечания
1 Равинский Д. К. Библиотека и вызовы XXI в.: монография. СПб.: РНБ, 2011. 131 с.
2 Там же. С. 76-77.
3 Там же. С. 77-78.
4 Рассадина М. И. Формы профориентационной работы: опыт Владимир. обл. колледжа культуры и искусства // Науч. и техн. б-ки. 2010. № 4. С. 63-72.
5 Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия: кадры; непрерывное образование: сб. ст. и докл. М.: Фаир-пресс, 2004. 448 с.
6 Рассадина М. И. Terra incognita: мифы и реальности профессии // Библ. дело. 2010. № 8. С. 28-30.
7 Сукиасян Э. Р. В каком библиотечном образовании нуждается Россия - «с отрывом или без отрыва от производства» // Науч. и техн. б-ки. 2010. № 9. С. 67-72.
8 Павлова А. С. Прекрасная профессия - библиотекарь: соврем. состояние и перспективы проф. ориентации // Сахаровские чтения: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 20-21 янв. 2012 г. / СПбГУКИ; науч. ред. М. Н. Колесникова. СПб., 2012. С. 99107.
9 Иванова Г. А. Довузовская подготовка специалистов для работы с детьми и юношеством // Библиотековедение. 1995. № 3. С. 77-79.
10 Зыгмантович С. В. Мотивы выбора профессии библиотекаря и профориентационнаяи работа // Библиотечное дело-2004. М., 2004. С. 241 -243.
11 Коваль Л. М. Библиотечная семья и воспитание патриотизма // Шк. б-ка. 2008. № 5. С. 74-79; Костюкова М. В. Библиотечно-информационная подготовка старшеклассников как начальный этап библиотечной профессионализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2000. 16 с.; Костюкова М. В., Фунтикова С. П. Профессиональная ориентация школьников // Библиотековедение. 1995. № 3. С. 81-86; Мартынова Е. В., Сбитнева Г. И. Классы информационной культуры в школах г. Кемерово // Библиотековедение. 1994. № 4. С. 97-101; О библиотеке, о времени, о себе: воспоминания сотрудников Рос. гос. б-ки / Рос. гос. б-ка; сост.: М. Я. Дворкина, Л. М. Коваль. М.: Пашков дом, 2003. 348 с.; Павлова А. С. Профессиональная ориентация студентов библиотечного факультета // Социодинамика и социоструктура библиотечной профессии: сб. науч. тр. СПб., 1993. С. 69-76; Рассадина М. И. Разыскиваются «хранители времени», или Кто бы дятла знал, как бы носом не стучал // Библ. дело. 2008. № 22. С. 28-31; Ее же. Сквозная функция профессиональной ориентации в системе непрерывного библиотечного образования // Библиотековедение. 2011. № 1. С. 116-122; Ее же. Формы профориентационной работы; Чебодаева Н. Эстафета поколений: первый слет библ. династий // Библ. дело. 2010. № 8. С. 10-11; Шуминова И. Подвижничество как образ жизни: фестиваль библ. династий // Там же. С. 5-9; и др.
12 Рассадина М. И. Формы профориентационной работы.
13 Серебрякова И. В. Подготовка помощников школьного библиотекаря со специализацией «информатор-библиограф» // Школьные библиотеки в образовательном пространстве современной школы. М., 2009. С. 96-105.
14 Беспалько В. П. Природосообразная педагогика: лекции по нетрадиц. педагогике. М.: Нар. образование, 2008. С. 275.
15 Там же. С. 365.
16 Там же. С. 11.
17 Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия. С. 36.