Научная статья на тему 'О проекте создания Сетевого открытого университета СНГ'

О проекте создания Сетевого открытого университета СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Г. А., Гусейнова К. Н.

Статья посвящена проекту создания Сетевого открытого университета СНГ, описаны цели и задачи Проекта, обосновывается актуальность и межгосударственная значимость Проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова Г. А., Гусейнова К. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the project of creation of the Network open university of the CIS

The article is devoted to the project to creation of the network open university of the CIS, the purposes and problems of the project are described, the urgency and the interstate importance of the project is grounded.

Текст научной работы на тему «О проекте создания Сетевого открытого университета СНГ»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

О ПРОЕКТЕ СОЗДАНИЯ СЕТЕВОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА СНГ*

Г.А. Краснова, К.Н. Гусейнова

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 10/1, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена проекту создания Сетевого открытого университета СНГ, описаны цели и задачи Проекта, обосновывается актуальность и межгосударственная значимость Проекта.

В текущем году Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (председатель Совета по гуманитарному сотрудничеству государств — участников СНГ Д.Р. Поллыева) приступил к реализации целого ряда проектов в области образования, в том числе проекта «Создание Сетевого открытого университета СНГ (СУ СНГ)» (Проект). Исполнитель — Российский университет дружбы народов.

Цель Проекта — развитие единого (общего) образовательного и научного пространства СНГ.

Основные направления деятельности по Проекту в 2008 г. — разработка правовых, организационных, учебно-методических механизмов взаимодействия между ведущими вузами государств — участников СНГ в рамках сетевого университета СНГ.

На первом этапе в Проекте примут участие базовые организации СНГ по направлениям сотрудничества, российско-славянские университеты. По данным 2004 г. в вузах различных стран Содружества обучалось более 78 тысяч студентов, являющихся гражданами других стран СНГ [1]. Из числа студентов других стран, обучающихся в российских вузах, граждане Казахстана составляли почти половину студентов; Беларуси, Узбекистана, Украины — 8—14%,

* Данная статья написана в рамках реализации Инновационной образовательной программы в РУДН «Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта образовательных услуг».

из других стран — по 3%. В вузах Азербайджана и Армении студентами из стран Содружества в основном являются граждане Грузии и России, в Беларуси — из России (77%), Литвы (7%), Украины (6%), в вузах Казахстана — граждане России составляют 49%, Туркменистана — 11%, Узбекистана — 31%, в вузах Кыргызстана обучаются в основном граждане Узбекистана (73%) и Казахстана (20%), в вузах Молдовы — преимущественно граждане Украины (72%) и России (24%), в вузах Таджикистана — в основном граждане Узбекистана (45%), Туркменистана (30%), в вузах Украины — граждане России (65%), а также Молдовы и Туркменистана (соответственно 20% и 15%). К сожалению, в настоящее время полной статистики по данному вопросу нет.

Отличие Сетевого университета СНГ от «виртуальных университетов», осуществляющих свою деятельность на основе информационных технологий и сети Интернет, заключается в предоставлении возможностей для «реального перемещения» и реального обучения участников учебного процесса, содействии меж-культурному диалогу и объединению усилий академических сообществ стран СНГ. Необходимо отметить, что дистанционное обучение в последние годы получило широкое распространение в странах Содружества.

Краткий анализ рынка дистанционного обучения. В этих странах наряду с местными вузами работают зарубежные поставщики дистанционного образования, что создает острую конкуренцию. Деятельность иностранных провайдеров носит не только экономический характер, но преследует и политические интересы: многие программы реализуются бесплатно, в рамках благотворительной помощи.

Виртуальный университет Европы и Центральной Азии создан при участии более 30 университетов, организаций гражданского общества и международных донорских организаций по инициативе Института Всемирного Банка (ИВБ) для внедрения новых технологий и компонентов дистанционного обучения в университетах некоторых стран центральной Азии и России.

Международный университет и гуманитарный институт «Евразия» в течение 5 лет обучает очно, заочно, с применением технологий дистанционного образования через отдаленные центры образования (ОЦО) менеджменту, праву, компьютерному делу (программированию), используя: систему кредитов, современные образовательные технологии — учебники on-line.

Открытый университет Израиля (The open university of Israel) организует учебный процесс по принципу дистанционного обучения по программе «Русский проект», которая ориентирована на студентов — граждан СНГ и Балтии. Для них проводятся курсы по истории еврейского народа и современного израильского общества, в частности «История еврейского народа», по гуманитарным и общественным наукам, открыт бакалавриат и программа повышения квалификации тьюторов по курсам «Власть и политика в Государстве Израиль», «Становление израильской демократии», «Общество, экономика и культура Израиля. Первое десятилетие». В обучении используются образовательные технологии: тьюториалы, аудио-видео кассеты, онлайн,

компьютерные классы, дискуссии (discussion group) в Интернете, аудиолекции преподавателей на радио в рамках проекта «Открытый радиоуниверситет», стажировки студентов и тьюторов в области иудаики и израилеведения.

Американский международный союз здравоохранения (American International Health Alliance), используя дистанционные технологии, оказывает помощь в создании устойчивого организационного и кадрового потенциала в здравоохранении по следующим направлениям: борьба с инфекционными болезнями, охрана здоровья матери и ребенка, первичная медицинская помощь, неотложная медицина и медицина катастроф, телемедицина, обучение медицинских работников.

Целью Проекта научного комитета NATO «Виртуальный Шелковый Путь» является предоставление возможности обучения основам мировых образовательных баз данных и создание условий для обмена знаний. Каждая из участвующих в проекте стран получает современные спутниковые технологии, оборудование и бесплатные коммуникационные услуги и подключается к Европейской научно-исследовательской сети. Проект направлен на создание условий для обмена научными знаниями, развитие виртуального сотрудничества с ведущими странами Европы, Азии и США, создание базы для национального научно-образовательного сетевого развития, улучшение качества образования и научных исследований.

Таким образом можно сделать вывод о расширяющемся участии сетевых американских, французских, турецких, российских и других университетов на территории государств — участников СНГ. Вместе с тем приходится констатировать, что студенческая мобильность внутри СНГ замедлила свои темпы. С этой точки зрения создание Сетевого университета СНГ, услуги которого, несомненно, будут востребованы, очень актуально.

Целью Проекта является создание Сетевого университета СНГ как надежной и прозрачной с точки зрения управления системы внутривузовских связей, направленных прежде всего на развитие академической мобильности в рамках единого (общего) образовательного пространства государств СНГ.

Основные задачи Сетевого университета СНГ:

— формирование единого образовательного пространства вузов государств — участников СНГ путем создания совместных программ (согласованных учебных планов, единых систем оценки знаний, вступительных испытаний и т.д.), организации «включенного обучения», поиск и организация новых форм межвузовского сотрудничества;

— создание согласованной, унифицированной системы непрерывного образования в странах Содружества;

— создание новых механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей;

— облегчение в поиске и привлечении финансовых средств, создание упрощенных условий оплаты обучения проживания, проезда, медицинской страховки и т.д. студентов, преподавателей, ученых.

Нормативно-правовая база. Сетевой университет СНГ должен быть построен на правах консорциума, что предполагает равноправное партнерство университетов из стран Содружества.

Соглашение о партнерстве в рамках консорциума позволяет избежать создания отдельного университета как юридического лица, а также упростить процесс межвузовской мобильности, так как отпадает необходимость заключения отдельных соглашений между участниками сети.

Создание консорциума позволит:

— более эффективно реализовать модель открытого образования на пространстве СНГ;

— существенно снизить затраты на образовательные программы, технологии и маркетинг;

— создать наиболее приемлемые условия для экспорта образовательных услуг;

— перенести акценты в образовательной политике вузов СНГ с внутренней конкуренции между собой на международную конкуренцию и объединение совместных усилий и кооперацию;

— усилить конкурентные преимущества за счет:

большего ассортимента предлагаемых образовательных программ, обеспечения возможности выдачи более одного диплома, более высокого качества предлагаемых услуг.

Членами консорциума Сетевого университета СНГ могут быть классические национальные университеты, занимающие в национальных рейтингах ведущие места.

Следует упомянуть и о рисках создания Сетевого университета СНГ, которые могут возникнуть по ряду причин:

— экономической и политической нестабильности в стране;

— отсутствия необходимой материальной базы для приема иностранных студентов и реализации образовательных программ;

— асимметричности в распределении вузов, готовых принять иностранцев для обучения, по стране (большинство привлекательных вузов находятся в Москве и Санкт-Петербурге).

Проект предполагает междисциплинарный подход к проблемам гуманитарного сотрудничества, стимулирующего долгосрочное и системное сотрудничество в сфере образования и науки. В учебном процессе СУ СНГ будут использованы инновационные формы и методы обучения. Проект будет способствовать сближению и сотрудничеству молодежи стран Содружества и академической общественности, географической и финансовой доступности высшего образования и возможности непрерывного обучения и профессиональной переподготовки на протяжении всей жизни силами высококлассных специалистов, предоставит учащимся право свободного выбора профиля места и времени обучения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] По данным сайта «Образование в СНГ» http://www.cis.unibel.by/

ABOUT THE PROJECT OF CREATION OF THE NETWORK OPEN UNIVERSITY OF THE CIS

G.A. Krasnova, K.N. Gusejnova

Peoples’ Friendship University of Russia Mikluho-Maklaja str., 10/1, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the project to creation of the network open university of the CIS, the purposes and problems of the project are described, the urgency and the interstate importance of the project is grounded.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.