Преступления, посягающие на представителей власти и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, всегда имеют большой общественный резонанс. Каждое подобное посягательство является для общества сигналом о том, что противостояние государства и криминала достигло своего крайнего предела, дошло до черты жесткого противостояния. Не касаясь вопроса о причинах подобного, обратимся к проблеме социальной обусловленности криминализации в специальных нормах (ст. 317, 318, 319 и 320 УК РФ) посягательств на представителей власти и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Как известно, в основе установления уголовной ответственности за то или иное деяние лежат его общественная опасность, распространенность и правовая необходимость (т. е. невозможность достичь целей предупреждения иными, не уголовно-правовыми мерами).
Обращаясь к анализу рассматриваемых посягательств, следует подчеркнуть, что в уголовно-правовой доктрине высокая степень их общественной опасности не вызывает сомнений. Основной вопрос здесь связан с обоснованностью криминализации данных посягательств в специальных нормах УК РФ. Так, статья 317 УК РФ является специальной по отношению к ст. 105 УК РФ, в то же время ст. 318 - специальной к ст. 111, 112, 115, 116, 117 УК РФ, а ст. 319 ранее (до исключения соответствующей нормы) соотносилась подобным же образом со ст. 130 УК РФ. В этой связи следует разрешить дилемму между необходимостью и достаточностью криминализации указанных деяний. Данный вопрос особенно значим в свете активного, но не всегда рационального конструирования законодателем специальных составов преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации. Примером подобного могут служить ст. 2051, 1591, 1592 УК РФ и т. п. Однако данное замечание нельзя отнести к составам преступлений, связанных с посягательствами на представителей власти и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Общественная опасность указанных деяний чрезвычайно высока, поскольку:
- они двуобъектны: в результате указанных посягательств, во-первых, подрывается авторитет государственной власти, нарушается установленный законом порядок деятельности представителей власти и правоохранительных структур, во-вторых, попирается запрет на неприкосновенность жизни, здоровья, чести и достоинства указанных лиц, а также их близких;
- сама деятельность по осуществлению власти и правоохранительной функции обладает большой социальной значимостью, поскольку без нее невозможно в принципе нормальное существование государства и общества;
- личная безопасность представителей власти, лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность и их близких, - важное условие стабильности государственной власти и правопорядка;
- профессиональная виктимность перечисленных лиц, связанная с выполнением гражданского и служебного долга, обусловливает необходимость повышенной степени их уголовно-правовой охраны;
- обеспечение безопасности представителей власти, лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность и их близких, выступает необходимой предпосылкой защиты от преступных посягательств населения в целом.
В подавляющем большинстве случаев виновные, преследуя цель воспрепятствовать законной служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в то же время стремятся избежать задержания и привлечения к уголовной ответственности. Месть в качестве мотива действий преступников встречается в единичных случаях.
Высокая степень общественной опасности рассматриваемых преступлений проявляется также и в том, что в последние десятилетия отмечается увеличение количества погибших и рост численности потерпевших, здоровью которых был причинен вред. Кроме того, отмечается рост посягательств на представителей власти и правоохранительных органов, совершаемых с применением огнестрельного оружия. Для таких преступлений характерно тщательное планирование действий, распределение ролей между соучастниками [3, с. 11].
Не меньшую общественную опасность представляют и посягательства, связанные с оскорблением представителя власти. Правовая защита чести и достоинства представителей власти является составной частью общей проблемы взаимоотношений, возникающих между должностными лицами, наделенными в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, и отдельными членами общества [9, с. 13].
Неуважительные выпады в сторону представителя власти свидетельствуют о неуважении к самой государственной власти, что также разрушает устои стабильности и правопорядка в обществе. Будучи связующим звеном между государством и отдельными индивидами, выступающими в качестве субъектов правоотношений, представители власти являются комплексной категорией, в основу которой положена личность представителя власти, наделенного государством специальными полномочиями для реализации возложенных на него задач [16, с. 8].
Таким образом, специфика объектов уголовно-правовой охраны, значимость для общества и государства соответствующих общественных отношений, а также виктимологическая характеристика жертв отчетливо свидетельствуют о необходимости конструирования специальных составов преступлений, связанных с посягательствами на представителей власти, лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, и их близких.
Одним из критериев криминализации деяния выступает также и его распространенность. Если вести речь о количестве зарегистрированных преступлений против порядка управления, посягающих на служебную деятельность и личность представителей власти в целом, то их удельный вес в общем объеме преступности составляет порядка 6 %. Так, в 2010 г. всего было зарегистрировано 43 778 таких преступлений. Видовая же структура преступлений против порядка управления показывает, что удельный вес посягательств на представителя власти и лиц, осуществляющих деятельность по охране правопорядка, в общем числе преступлений против порядка управления значителен и равен 14 %.
Официальная статистика свидетельствует о неблагоприятных тенденциях регистрации в Российской Федерации посягательств на представителей власти, лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность и их близких. В подавляющем большинстве случаев они направлены на представителей правоохранительных органов. При этом чаще всего выявляются преступные посягательства, связанные с оскорблением (ст. 319 УК РФ), несколько реже применением насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) и посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ). Крайне редко регистрируются деяния, связанные с разглашением сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ).
Характеризуя динамику названных преступлений, следует констатировать устойчивый тренд роста. Так, если в 1997 г. в Российской Федерации было совершено 321 посягательство на жизнь работников правоохранительных органов, то в 2007 г. уже 445 таких посягательств. В целом же за последние пятнадцать лет их количество увеличилось в 2,5 раза. Например, только в 2004 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 229 сотрудников органов внутренних дел (на 21,2 % больше, чем в 2003 г.), 604 (на 16,8 % выше 2003 г.) было ранено; в 2005 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 278 сотрудников органов внутренних дел (+18 %), 715 (+15,6 %) -ранено; в 2006 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 318 сотрудников органов внутренних дел (+14,3 %), 794 (+11 %) - ранено; в 2007 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 378 сотрудников органов внутренних дел (+18,9 %), 898 (+13 %) - ранено [10, с. 26; 11, с. 21; 12, с. 31; 13, с. 29]. Наибольший прирост (зарегистрировано 592 случая совершения преступлений, предусмотренных ст. 317 УК РФ «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа») наблюдался в 2010 г. (на 37,3 % больше, чем в 2009 г. (431 человек) [15, с. 32].
Неблагоприятна также и динамика преступных посягательств, связанных с применением насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ). Так, если в 2007 г. количество указанных посягательств составило 445, в 2008 г. - 523, то за 2009 г. уже было совершено около 1 000 подобных преступлений [8, с. 15; 14, с. 21]. Рост данных преступлений только за 2006 г. составил 25 %. Это в 1,3 больше, чем за предыдущие годы. Тенденция роста преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 УК РФ и ч. 2 ст. 318 УК РФ, составила 2 и 2,1 раза, соответственно. В 2010 г. было выявлено 8 829 случаев применения насилия в отношении представителя власти (- 0,4 %) [15, с. 32].
Среди всех преступлений, посягающих на нормальную деятельность сотрудников полиции, преобладают преступные деяния, направленные против чести и достоинства указанных лиц. Количество оскорблений сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими своих должностных функций или в связи с их исполнением за 10 лет возросло в 16,6 раза, а тенденция роста
составила 2,5 [1, с. 17]. В 2010 г. выявлено 14 122 случая оскорбления представителя власти (+ 0,8 %) [15, с. 32].
К сожалению, с 2011 г. на официальном сайте МВД России статистика рассматриваемой группы преступлений в общем доступе не представлена. Поэтому источником основной официальной информации в последующий период времени выступает Судебный департамент Верховного суда Российской Федерации.
Анализ статистики судимости в стране также отражает негативные тенденции группы преступлений, связанных с посягательствами на представителей власти, лиц, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка и их близких. Так, в 2009 г. по ст. 317 УК РФ было осуждено 27 человек, в 2010 г. - уже 37, а в 2011 г. отмечено некоторое снижение этого показателя -19 осужденных [5; 6; 7]. Судебная статистика отражает уже упомянутую тенденцию высокой доли в структуре указанных преступлений применения насилия в отношении представителя власти. Так, в 2009 г. по ч. 1 ст. 318 УК РФ было осуждено 6 188 человек, а по ч. 2 этой же нормы - 934. В 2010 г. статистика судимости отразила незначительное снижение числа осужденных по ч. 1 ст. 318 УК РФ - 6 008 человек, а также незначительное увеличение лиц, признанных виновными в применении насилия, опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти, - 940 человек [6]. Аналогичная тенденция сохранилась и в 2011 г., поскольку по ч. 1 ст. 318 в общей сложности было осуждено 5 817 лиц, а по ч. 2 этой статьи - 966 [5; 6; 7].
Статистика Судебного департамента Верховного суда РФ отражает и общую тенденцию на превалирование в группе рассматриваемых преступлений оскорбления представителя власти (ст. 319 УК РФ). Так, в 2009 г. по данной статье было осуждено 10 322 человека, в 2010 г. - 9 467 лиц, а в 2011 г.- 8 608 [5; 6; 7].
Значительно в меньшем объеме, но все же нашла отражение в статистике судимость за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ). Так, по ч. 1 этой статьи в 2009 г. было осуждено 5 человек, в 2010 г. - 7, а в 2011 г. - уже 11 [5; 6; 7]. Что касается ч. 2 ст. 320 УК РФ, то осужденных по ней лиц в указанный период времени нет.
Следовательно, статистико-аналитическое исследование позволяет сформулировать однозначный вывод о существенном удельном весе преступлений, посягающих на представителя власти, лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность и их близких как в общей структуре преступности в стране, так и в видовой структуре преступлений против порядка управления. Помимо этого, в последние пятнадцать лет динамика указанных преступлений (ст. 317, 318, 319, 320 УК РФ) крайне неблагоприятна и характеризуется устойчивым трендом роста.
Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что социальная обусловленность криминализации посягательств на представителей власти и лиц, осуществляющих деятельность по охране правопорядка, безусловна и очевидна. Актуализация проблемы уголовно-правовой охраны представителей власти и правоохранительной системы нарастает в России год от года на протяжении последних десятилетий. Об этом свидетельствуют как абсолютные, так и относительные показатели данных преступлений. Кроме того, повышается уровень их общественной опасности. Это проявляется в увеличении фактов применения огнестрельного оружия при совершении посягательств, в их групповом, а зачастую и организованном характере. Уязвимость представителя власти либо правоохранительной системы находится в прямой корреляции с проблемой обеспечения безопасности личности в целом. Снижение гарантий неприкосновенности представителей власти и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, - прямой путь к разрушению правопорядка в обществе. В условиях сложившейся криминальной ситуации государство просто обязано обеспечить безопасность своих представителей, в том числе и через установление уголовно-правового запрета с максимально жесткой санкцией за его несоблюдение.
Литература
1. Баглай Ю. В. Уголовно-правовая охрана сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (по данным Приволжского округа): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
2. Грибунов О. П. Уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.
3. Королев В. В. Криминологическая характеристика и предупреждение посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
4. Моховой М. Б. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, посягающих на представителей власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
5. Отчет о состоянии судимости за январь-декабрь 2009 г. Судебный департамент при Верховном суде РФ. URL: http:www.cdep.ru
6. Отчет о состоянии судимости за январь-декабрь 2010 г. Судебный департамент при Верховном суде РФ. URL: http:www.cdep.ru
7. Отчет о состоянии судимости за январь-декабрь 2011 г. Судебный департамент при Верховном суде РФ. URL: http:www.cdep.ru
8. Преступность и правонарушения (2004-2008 гг.) // Статистический сборник. М., 2009.
9. Розикзода А. А. Уголовно-правовая защита чести и достоинства представителей власти при исполнении ими служебных обязанностей: опыт России и Республики Таджикистан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011.
10. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2004 г. // Статистический сборник. М.,
2005.
11. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2005 г. // Статистический сборник. М.,
2006.
12. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2006 г. // Статистический сборник. М.,
2007.
13. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2007 г. // Статистический сборник. М.,
2008.
14. Состояние преступности в России за январь-июль 2009 г. // Статистический сборник. М., 2009.
15. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2010 г. // Статистический сборник. М., 2011.
16. Третьяков К. В. Уголовная ответственность за насилие в отношении представителя власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2009.
17. Шрамченко А. В. Уголовно-правовая защита сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.