1УДК 340 ББК 67.0
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
А. Н. Арзамаскин
Аннотация. Стремительное развитие общественных отношений в современном мире вызывает необходимость совершенствования не только форм взаимодействия между участниками, но и разработки нового подхода к управлению. Назрела необходимость теоретического осмысления понятия «правовое обеспечение», активно используемого, но не нашедшего должного отражения в теории права. В статье дается авторское определение понятия «правовое обеспечение», перечисляются присущие ему черты и составные элементы. Дается соотношение «правового обеспечения» с известным в теории права «правовым регулированием».
Ключевые слова: правовое обеспечение, правовое регулирование, правовое воздействие, совершенствование управления общественными отношениями.
DEFINITION OF THE CONTENT „LEGAL SUPPORT": FORMULATION OF THE PROBLEM
A. N. Arzamaskin
Abstract. Rapid development of social relations in the world today inevitably entails the need to improve not only the forms of interaction between the participants, but also to develop a new approach to management. There is a need to theoretically understand the concept of „legal support" that is actively used but not duly reflected in the theory of law. The article presents the definition of the concept of „legal support", lists the inherent features and components. It also considers the correlation between the concepts of „legal support" and the well-known theory of law „legal regulation".
Keywords: legal support, legal regulation, legal impact, improvement of public relations management.
Современный мир характеризуется стремительным развитием общественных отношений, их трансформацией, возникновением новых форм, посредством которых удовлетворяются различные интересы их участников, возникают новые методы управления ими, - все это предопределяет необходимость разрешения складывающихся в обществе экономических, политических, социальных и иных проблем.
Формы взаимодействия индивидов в силу динамичности развития и сложной социальной структуры во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. На сегодняшний день важнейшими качествами общества принято считать организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений. В правовом государстве регулирование взаимо-
действия между членами общества, согласование их интересов и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов немыслимо без права.
Посредством воздействия права на общественные отношения удается упорядочить и цивилизованно регулировать их, но вместе с тем нельзя забывать о том, что право так же динамично развивается вслед за предметом регулирования. На сегодняшний день назрела необходимость теоретического осмысления соотношения понятий «правовое регулирование» и «правовое обеспечение», и связано это с тем, что в изменившихся условиях снизилась эффективность выполнения нормативно-правовых предписаний различной направленности. Актуальность данной позиции заключается в необходимости формирования новой системы управления общественными отношени-
ями. С теоретической точки зрения процесс регулирования общественных отношений требует более широкого, комплексного подхода в своем понимании.
Рассуждая на тему соотношения понятий «правовое регулирование» и «правовое обеспечение», следует обратится к достаточно разработанной в отечественной теории права проблеме соотношения «правового регулирования» и «правового воздействия». На сегодняшний день сформулированы основные подходы к понятию правового регулирования:
1) применение норм права и других юридических средств для воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения и воздействия на поведение людей [1, с. 242];
2) целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических средств) [2, с. 145] (нормы права, правоотношения, акты реализации и применения) [3, с. 9];
3) действие государства и общества по подготовке нормативно-правовых актов [4, с. 128];
4) часть действия права, характеризующая специально-юридическое воздействие права на поведение и деятельность участников общественных отношений, представленное как государственное регулирование, так и регулирование, осуществляемое непосредственно правом [5, с. 106-107].
По основным подходам заметно отношение к правовому регулированию, часть из ученых рассматривают его в узком смысле, связывая его лишь с упорядочением общественных отношений, границы которого задают субъективные права и обязанности; так, А. В. Поляков считает, что если закон не реализовался в поведении субъектов, не конструировал субъективные права и обязанности, то это говорит об отсутствии правового регулирования [6, с. 611].
Шире трактует правовое регулирование, полагая, что его нельзя сводить исключительно к специфически юридическому воздействию на общественные отношения, В. М. Горшенев, утверждая, что правовое регулирование охватывает исключительно все формы и средства влияния права на общественную жизнь, а его понимание в качестве воздействия права на поведение людей в процессе реализации норм права в правоотношениях неоправданно сужа-
ет богатую анатомию правового регулирования и делает его односторонним [7, с. 20-21].
Также благодаря многообразию подходов к определению правового регулирования представляется возможным охарактеризовать его посредством определенных признаков:
• это разновидность социального упорядочения общественных отношений, в целях установления стабильности и эффективного правопорядка;
• имеет государственно-властный характер, придавая общественным отношениям определенную форму с установлением субъективных прав и обязанностей, между тем может осуществляться помимо прямого вмешательства государства;
• имеет системно-нормативный характер, ввиду реализации при помощи системы юридических средств.
Представляется, что не следует сводить суть правового регулирования только лишь к нормотворчеству, поскольку без реализации правовых норм действие права становится невозможным. Также не стоит рассматривать правовое регулирование как процесс применения правовых норм, по причине существования других форм реализации - соблюдение, использование, исполнение. Таким образом, правовое регулирование объединяет в себе и процесс создания правовых норм, и их реализацию при помощи специально-юридических средств.
Понятие «правовое воздействие» шире, оно включает в себя правовое регулирование и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей (правосознание, правовую культуру, правовые принципы). Ф. М. Раянов видит в правовом воздействии влияние права на сознание и поведение людей на основании факта наличия правовых требований, имея в виду, что принятие и наличие определенных законов влияет на людей, оказывая на них воспитательное воздействие. В этом проявляется общесоциальная функция права: оно влияет на формирование культуры, закрепление определенных жизненных позиций и др. [8].
Говоря о правовом воздействии, А. Ф. Чер-данцев отмечает, что правовое воздействие включает в себя регулирование поведения и
воздействие на сознание человека, на его социальные установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником определенных отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права, однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение. Право тем самым не только регулирует поведение людей, но и способствует формированию политического, правового и нравственного сознания членов общества, его поведенческих установок [9, с. 343].
Таким образом, мы видим, что процесс правового регулирования - это всегда правовое воздействие, а правовое воздействие не всегда будет являться правовым регулированием. Важный аспект соотношения данных понятий заключается в необходимости учета правового регулирования, как составной части правового воздействия. Ценность понятия «правовое воздействие» заключается во включении в него всего известного правовой науке спектра правовых явлений, так или иначе влияющих на общественные отношения. Специально-юридическое воздействие права всегда сопровождается его общеидеологическим воздействием, что позволяет избежать представления о сугубо механическом действии права, лишний раз напоминая нам о многогранности и сложной сущности права.
Проведя известные в теории права параллели между «правовым регулированием» и «правовым воздействием» целесообразно вернуться к соотношению «правового регулирования» и «правового обеспечения». Для того чтобы сравнить данные категории, необходимо дать характеристику и определение понятию «правового обеспечения».
Определение правового обеспечения следует начать с толкования значения слова «обеспечить». Толковый словарь С. И. Ожегова так определяет значение данного слова: 1) процесс снабжения кого-либо чем-либо в необходимом (достаточном) количестве; 2) возможность сделать что-либо реальным, выполнимым, действительным [10]. Таким образом, мы представляем «обеспечение» как процесс, гарантирующий эффективное выполнение задач для достижения определенных целей. Термин «правовое обеспечение» достаточно распро-
странен на практике, активно используется властью, однако в теории права он до сих пор так и не получил должного отражения, ввиду чего могут возникать трудности как понимания, так и применения данного понятия. Представляется, что современная деятельность государства должна строиться с учетом новой системы «правового обеспечения», в целях достижения качественно нового уровня развития, а также для установления стабильности и эффективности управления общественными отношениями.
Современное состояние общественной жизни характеризуется противоречивостью нормативно-правовой системы, злоупотреблениями власти, снижением эффективности обеспечения законов, что приводит к снижению социальной отдачи и качества управления. Было бы неверным считать, что виной данных проблем выступают издержки законотворчества. Высказывания о том, что «закон не работает» считаем несправедливыми, поскольку для того, чтобы он «работал», необходим механизм его обеспечения, представляющий собой комплекс взаимосогласованных мер, поскольку недостаточно установить жесткие требования к его исполнению посредством принуждения. Действие права и оценка его качества в конечном итоге определяется достижением цели, провозглашенной нормативно-правовым регулированием.
Придерживаясь системного подхода при трактовке понятия «правовое обеспечение экономики», Е. А. Барановская говорит: «...это сложная и многомерная система... совокупность юридических и социальных процессов, факторов, обстоятельств, опосредующих действие правовых норм и институтов и реализующих причинную связь между правом и системой экономических отношений» [11, с. 142]. Данный подход отражает сущность правового обеспечения - реализацию заданных правом целей, посредством совокупности средств в рамках определенных обстоятельств, факторов, процессов, направленных на систему общественных отношений. Следует согласиться с Е. А. Барановской, поскольку необходимо учитывать определенные обстоятельства, факторы, процессы, так как они оказывают непосредственное влияние на процесс реализации тех
или иных норм, такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным по результативности.
Предлагается определять категорию правовое обеспечение как научно обоснованную, последовательную систему правовых и иных средств, при помощи которых гражданское общество и государство осуществляет воздействие на общественные отношения исходя из очередности задач, возникающих перед обществом, и целей, которые они преследуют. При этом следует уточнить, что мы понимаем под иными средствами. Давая характеристику механизму обеспечения реализации закона, В. И. Гойман включает в его состав 2 группы: неправовых и специально-юридических средств [12, с. 13]. Следуя его подходу, мы разграничиваем в понятии правового обеспечения систему правовых и иных средств. Система правовых средств, по сути, представляет собой правовое регулирование посредством специально-юридических средств (нормотворчество, праворе-ализация, правоприменение, средства индивидуальной правовой регуляции, меры принудительного и поощрительного характера). Группу иных средств, по нашему мнению, составляет ряд обеспечительных мер: материально-технического, организационно-управленческого, кадрового, идеологического характера. Использование комплекса указанных средств обусловлено рядом причин:
• материально-техническое обеспечение охватывает многообразие практической деятельности органов и должностных лиц, призванных создавать фактические условия для реализации права, также речь идет о создании материально-технической среды, при наличии которой адресат нормативно-правового регулирования имеет фактическую возможность воспользоваться предоставленным правом (так, при отсутствии в обществе необходимых ресурсов для утверждения законодательных новаций в практической деятельности они не найдут воплощения ввиду невозможности покрытия расходов на их реализацию);
• организационно-управленческое обеспечение предполагает многоаспектную организационно-исполнительную и организационно-распорядительную деятельность госорганов и должностных лиц, а также контроль
управляющих и надзорных структур за надлежащим исполнением закона на различных уровнях власти;
• кадровое обеспечение предполагает воплощение принципа профессионализма в деятельности служащих органов, ответственных за разработку, принятие и реализацию закона (включает в себя мероприятия по профессиональной подготовке и квалификации кадрового состава, а также подразумевает мероприятия, направленные на установление прямой зависимости между качеством работы и размером денежного содержания, карьерного роста и т. п.);
• идеологическое обеспечение направлено в первую очередь на формирование у адресата высокого уровня правовой культуры, правосознания, создание ценностно-значимого отношения к закону, также в данную обеспечительную среду следует включить мероприятия, направленные на научное обоснование, прогнозирование социальных последствий действия тех или иных правовых норм, теоретическую разработку путей преодоления разногласий и поиск компромиссов в процессе реализации правовых норм.
Таким образом, рассмотрев проблему определения «правового обеспечения», можно прийти к выводу о значительной широте данного понятия, обусловленной системным подходом к пониманию процесса реализации правовых норм. Говоря о соотношении правового обеспечения и правового регулирования, следует признать, что правовое регулирование является одной из важных, но не единственных частей правового обеспечения. В состав правового обеспечения необходимо включать и правовое воздействие, поскольку его элементы являются активной составляющей совокупности средств, применяемых при реализации права, кроме того, частью правового обеспечения следует считать комплекс обеспечительных мер, без которых современное эффективное регулирование общественных отношений представляется невыполнимым.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егибарян, Р. В. Теория государства и права
[Текст] / Р. В. Егибарян, Ю. К. Краснов. - М.,
1999.
2. Теория государства и права [Текст] / отв. ред. В. Д. Перевалов, С. С. Алексеев. - М., 2007.
3. Комаров, С. А. Общая теория государства и права [Текст]: курс лекц. / С. А. Комаров. -М., 1996.
4. Сырых, В. М. Теория государства и права [Текст] / В. М. Сырых. - М., 1998.
5. Общая теория государства и права [Текст] / под ред. В. В. Лазарева. - М., 1996.
6. Поляков, А. В. Общая теория права: феноме-нолого-коммуникативный подход [Текст]: курс лекц. / А. В. Поляков. - 2-е изд., доп. -СПб., 2000.
7. Горшенев, В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе [Текст] / В. М. Горшенев. - М., 1977.
8. Раянов, Ф. М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): учеб. курс. - М.: Право и государство, 2003.
9. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002.
10. Обеспечить [Электронный ресурс] // Толковый словарь русского языка Ожегова С. И. -Режим доступа: http://ozhegov.textologia.ru/ defmit/obespecЫt/?q=742&n=189984 (дата обращения: 30.09.2016).
11. Барановская, Е. А. Создание системы правового обеспечения экономики России: постановка вопроса [Текст] / Е. А. Барановская // Вестн. Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. - 2011. - Вып. 3. - С. 141-148.
12. Гойман, В. И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях [Текст] / В. И. Гойман // Сов. Государство и право. - 1991. - № 12. - С. 12-22.
REFERENCES
1. Egibaryan R. V., Krasnov Yu. K. Teoriya gosu-darstva i prava. Moscow, 1999.
2. Perevalov V. D., Alekseev S. S. (Ed.) Teoriya gosudarstva i prava. Moscow, 2007.
3. Komarov S. A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava: kurs lekts. Moscow, 1996.
4. Syrykh V. M. Teoriya gosudarstva i prava. Moscow, 1998.
5. Lazarev V. V. (Ed.) Obshchaya teoriya gosudarstva i prava. Moscow, 1996.
6. Polyakov A. V. Obshchaya teoriya prava: fenomenologo-kommunikativnyy podkhod: kurs lekts. St. Petersburg, 2000.
7. Gorshenev V. M. Sposoby i organizatsionnye formy pravovogo regulirovaniya v sotsialis-ticheskom obshchestve. Moscow, 1977.
8. Rayanov F. M. Problemy teorii gosudarstva i prava (Yurisprudentsii): ucheb. kurs. M.: Pravo i gosudarstvo, 2003.
9. Cherdantsev A. F. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Yurayt-M, 2002.
10. Obespechit. In: Tolkovyy slovar russkogo yazy-ka Ozhegova S. I. Available at: http://ozhegov. textologia.ru/definit/obespechit/?q=742&n= 189984 (accessed: 30.09.2016).
11. Baranovskaya E. A. Sozdanie sistemy pravovo-go obespecheniya ekonomiki Rossii: postanov-ka voprosa. Vestn. Baltiyskogo federalnogo unta im. I. Kanta. 2011, Iss. 3, pp. 141-148.
12. Goyman, V. I. Mekhanizm obespecheniya real-izatsii zakona v sovremennykh usloviyakh. Sov. Gosudarstvo i pravo. 1991, No. 12, pp. 12-22.
Арзамаскин Алексей Николаевич, аспирант кафедры теории и истории государства и права, юридического факультета Ульяновского государственного университета e-mail: [email protected]
Arzamaskin Aleksey N., Post-graduate student, Theory and History of State and Law Department, Law Faculty,
Ulyanovsk State University
e-mail: [email protected]