УДК 055.6
О ПРОБЛЕМЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РЕГИОНЕ
Т.Ю. Фальковская1,2
1Иркутский государственный университет, 664025, г. Иркутск, Ленина, 3.
2Иркутский государственный лингвистический университет, 664003, г. Иркутск, Ленина, 8.
Предпринята попытка проанализировать феномен «китайского качества». Разграничены понятия «кустарная китайская продукция» и «фабричная продукция». Выявлены факторы массовой сертификации китайского производства по международным стандартам. Библиограф. 4 назв.
Ключевые слова: управление качеством; международная сертификация; кустарное производство; импорт некачественной продукции; приоритеты в области качества жизни.
ON THE PROBLEM OF QUALITY OF LIFE IN THE REGION T.Yu. Falkovskaya
Irkutsk State University, 3, Lenin St., Irkutsk, 664025. Irkutsk State Linguistic University, 8, Lenin St., Irkutsk, 664003.
The author makes an attempt to analyze the phenomenon of "Chinese quality". She differentiates the concepts of "Chinese handicraft products" and "factory production", and reveals the factors of mass certification of Chinese production according to international standards. 4 sources.
Key words: quality management; international certification; handicraft industry; import of low-quality products; priorities in the field of quality of life.
Качество жизни - категория сложная и многокомпонентная, однако, во многом оно зависит от ассортимента и качества продукции широкого потребления на внутреннем рынке региона. Согласно одной из теорий эффективности внешней торговли, теории подобия стран, наибольший объём товарообменных операций совершается между подобными странами. Таможенная статистика полностью подтверждает теорию: стратегическими торговыми партнерами России являются ЕС и Китай; при этом, если западная часть России ориентирована на взаимодействие с ЕС, то восточные регионы отдают пальму первенства во внешнеторговых операциях Китаю. Таким образом, именно китайская продукция, насытившая внутренние региональные рынки, во многом определяет и качество жизни в регионе, при этом самая устойчивая и привычная ассоциация со словосочетанием «китайские товары» - дёшево и некачественно.
Однако регулярные отчёты Центрального Секретариата Международной организации по стандартизации (ИСО) о состоянии сертификации в мире по МС ИСО 9001, которая подтверждает соответствие системы управления качеством предприятия международному стандарту, развенчивают эту дурную репутацию. Европа, несмотря на лидирующую позицию, ус-
тупает стремительно развивающейся Азии в темпах роста: если в 1995 г. её доля в общемировой составляла 72%, то в 2003 г. она сократилась до 47%. В то же время, доля Юго-Восточной Азии увеличилась с 7% в 1997 г. до 33% в 2003 г., из которых 17% принадлежат китайским предприятиям. Отчёт за 2007 г. показал следующее: число сертификатов соответствия требованиям МС ИСО 9001 возросло в среднем на 18% по сравнению с предыдущим годом, лидер - по-прежнему Китай. Если приплюсовать сертификаты, выданные в Гонконге и Макао, находящихся под юрисдикцией Китая, то общее число китайских сертификатов составит 210773, или более 20% от мирового количества.
Сегодняшнее лидерство Китая по числу предприятий, сертифицированных на соответствие МС ИСО 9001, обусловлено рядом объективных причин. Предпосылками к массовой сертификации организаций послужила целенаправленная политика правительства КНР, ориентированная по нескольким направлениям: в преддверии вступления КНР во Всемирную торговую организацию (ВТО) были проведены меры по развитию открытой, внешне ориентированной экономики, нацеленной на интеграцию в мировое рыночное хозяйство; повышение инвестиционной привлека-
1Фальковская Татьяна Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и управления социальными процессами ИГУ, аналитик учебного центра качества и стандартизации ИГЛУ, тел.: (3952) 951068, е-mail: dear_dear@inbox.ru
Falkovskaya Tatiana, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Cultural Studies and Management of Social Processes ISU, an analyst of the Educational Centre for Quality and Standardization ISL, tel.: (3952) 951068, e-mail: dear_dear@inbox.ru
тельности региона и активное привлечение иностранного капитала путём создания благоприятного инвестиционного климата; была проведена реструктуризация экспортно-импортной системы и усовершенствована структура внешних экономических связей.
Успехи КНР в привлечении из-за рубежа прямых предпринимательских капиталовложений во многом связаны с созданием на значительной части территории страны благоприятного инвестиционного климата. Основные компоненты этого климата - низкая стоимость рабочей силы; дешевизна прав землепользования; достаточно приемлемый уровень развития производственной и социально-бытовой инфраструктуры в районах льготного инвестирования, достигнутый благодаря массированным государственным вложениям; система льготного налогообложения; преференциальный миграционно-таможенный режим; относительно развитое внешнеэкономическое, таможенное, валютное и т.п. законодательство. Как один из результатов совокупного действия указанных факторов в первой половине 2000 гг. Китаю удалось прочно закрепиться в числе мировых держав -лидеров по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В 2004 г., в частности, объёмы реально вложенных ПИИ составляли в КНР (без Гонконга) 60,6 млрд долл., в США - 95,9 млрд долл., в Великобритании - 76,4 млрд долл. (соответственно 9,4; 14,8 и 11,8% общемирового уровня - 648 млрд долл.) Ввоз прямых инвестиций сопровождался ввозом новейших технологий, в том числе технологий управления качеством, на что и была изначально рассчитана политика правительства КНР.
В ходе подготовки и после вступления КНР в ВТО государство активизировало ориентацию китайских транснациональных корпораций на сертификацию их систем качества, управления и организации производства на соответствие международным стандартам DIN, ISO, CE и др., всячески пропагандируя при этом опыт передовых отечественных компаний и оказывая им кредитную, налоговую, маркетинговую и иную поддержку.
Другой группой факторов, принципиально отличающейся от уже указанных, является группа внутренних факторов. В Китае действует развитая и разветвлённая система контроля и управления качеством. Структурными элементами этой системы являются: Общее управление надзором за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики (УНКИК), Служба по сертификации и аккредитации Китайской Народной Республики (ССКК), Управление по стандартизации Китая (УСК). В Китае насчитывается множество внутренних стандартов, большинство из них приведены в соответствие с международными, и организаций, сертифицирующих предприятия. Китайские стандарты подразделяются на национальные, профессиональные (отраслевые), местные и стандарты предприятий. Национальные стандарты разрабатываются в связи с необходимостью унификации технических требований во всём мире. Профессиональные стандарты могут разрабатываться для технологий, в отношении которых отсутствуют нацио-
нальные, но необходимы технические требования в определённой профессиональной области на территории страны. Местные стандарты могут разрабатываться для областей, где отсутствуют национальные и профессиональные стандарты, но нужны унифицированные критерии безопасности и гигиены промышленной продукции в рамках местной области. Стандарты предприятий могут разрабатываться в рамках предприятий, когда отсутствуют все остальные.
Несмотря на вышеприведённые факты и цифры, есть большая часть китайского рынка, где качество товаров не соответствует ни национальным, ни международным стандартам. Это так называемый «кустарный» Китай - понятие, знакомое как китайцам, так и участникам международной торговли.
Вообще, всю китайскую промышленность можно разделить на три сегмента.
Первый сегмент - инжиниринговые компании различных стран, размещающие заказы на производство в Китае. В них, как правило, оборудование, система качества, подбор материалов и соблюдение технологии контроля находятся в ведении европейских, американских технологов и управленцев.
Второй сегмент, Китай «фабричный» - это китайские фабрики, официально контролируемые государством. Товары, выпущенные на таких фабриках, отличаются высоким качеством и конкурентоспособностью. К таким «чисто» китайским предприятиям можно смело относить главные китайские бренды, фактически ставшие мировыми: производитель компьютеров фирма 1_епоуо, пивная компания ТБ^ао, изготовитель стиральных машин, обогревателей и прочих бытовых приборов - Иа1ег, гигант на рынке телекоммуникаций - Huawei, и автопроизводитель -ОИегу.
И третий сегмент - «кустарный» Китай. В период, когда были сняты ограничения эпохи Мао, началось бурное развитие мелких кустарных производств ремесленного типа. Партия поощряла развитие широкомасштабного мелкотоварного производства, чему способствовала большая численность населения, обеспечивающая дешёвой рабочей силой все эти ремесленные производства. Экономика не могла удовлетворить запросы непрерывно растущего населения в рабочих местах. В стране стало возникать огромное количество мелких, технически отсталых предприятий, на которых трудились портные, обувщики и т.п. Лишь они могли «прокормить» огромную массу населения.
Кустарные фабрики работают не по заказам европейских и гонконгских компаний, они выпускают продукцию самостоятельно. Это, как правило, либо очень простые артикулы, в которых отсутствует техническая или дизайнерская инновация, либо артикулы, произведённые по заимствованному дизайну. Всё производство ведётся вручную на простейшем оборудовании. Такая продукция отличается чрезвычайно низкой ценой, потому как оплата столь неквалифицированной рабочей силы очень мала - во много раз меньше прожиточного минимума. Качество материала также не отвечает никаким нормам. Технология производства совершенно не соответствует уровню XXI в.
Традиционно приоритетной отраслью, ориентированной на экспорт, остаётся лёгкая промышленность Китая, в особенности, текстильное производство (в одежду и обувь китайского производства одет весь мир: от мелких стран Африки до США и Европейских гигантов). Текстильные предприятия Китая можно условно разделить на два типа: приморские и материковые. В приморских провинциях сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций и крупные китайские промышленные предприятия. Весь технологический процесс контролируется, в основном, европейскими специалистами, либо, если это китайское предприятие, ведущими китайскими специалистами, обучавшимися и стажировавшимися в Европе или США. Наиболее крупные предприятия находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине. Экспортная продукция, произведённая на таких предприятиях, имеет высокие стандарты качества и ориентирована на экспорт в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы.
Материковые же предприятия базируются в северных и внутренних районах Китая и выпускают кон-
трафактную продукцию ведущих брендов мира. На таких фабриках, как правило, заняты исключительно низкоквалифицированные кадры. Применяемые в этом производстве материалы дёшевы и не отвечают никаким нормам качества. Поэтому и текстиль, сходящий со станков кустарных фабрик, также дешёвый и не может пройти ни одну проверку на соответствие принятым стандартам. Однако и такая продукция находит своего потребителя, и находит она его в России, в странах СНГ и Восточной Европе.
Таким образом, Китай предоставляет широкий выбор для импортёров. Китайские товары какого производства (фабричного или кустарного) попадают на региональные рынки России - зависит исключительно от российских импортёров. Однако выбор - приобрести надёжный и качественный сертифицированный товар или «дешёвку», в конечном счёте, зависит от нас, от предпочтения нами того или иного качества жизни.
Библиографический список
1. Карлусов В.В. Китай: догоняющее развитие как антикризисный фактор // Мировое и национальное хозяйство: сетевой журнал. 2009. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=101
2. Котляров Н.Н. Экономическое взаимодействие переходных экономик с более развитыми странами как объект научного познания (на примере КНР) // Мировое и национальное хозяйство: сетевой журнал. № 2. 2008. [Электронный ресурс] URL:
http://mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=65
3. IQNet - The International Certification Network. [Электронный ресурс] URL: http://www.iqnet-certification.com/index.php?liv1=2&liv2=58;
4. The ISO Survey - 2007// International Organization for Stan-dartization. [Электронный ресурс] URL: http://www.iso.org/iso/survey2007.pdf;
УДК 330.161
КОРРУПЦИЯ: МЕТОДЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Н.Ю. Яськова1'2
Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Международная академия инвестиций и экономики строительства, 109028, г. Москва, Подколокольный пер., 13.
Подняты вопросы противостояния коррупции. Рассмотрены её виды и сферы, осуществлен исторический анализ причин возникновения. Определены цели борьбы с коррупцией и предложены меры по сужению сферы коррупционных интересов. Ил. 5. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: законы; коррупция; экономические предпосылки; меры противостояния; сфера коррупционных интересов; теневая экономика.
CORRUPTION: METHODS TO RESIST IN CONSTRUCTION N.Yu. Yaskova
Moscow State Building University
26, Yaroslavskoye Shosse, Moscow, 129337.
International Academy of Investments and Construction Economics,
13, Podkolokolny Lane, Moscow, 109028.
The article raises the issues of corruption resistance, examines its forms and fields, carries out a historical analysis of its
1,2Яськова Наталья Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, член Президиума Международной академии инвестиций и экономики строительства (МАИЭС).
Yaskova Natalia, Doctor of Economics, Professor, Member of the Presidium of the International Academy of Investments and Construction Economics (IAICE).