РАЗДЕЛ VI
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 377
А. В. Толстоухова
О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ
Педагогической общественностью неоднократно отмечалась высокая значимость дисциплин художественного цикла для общего развития ребенка младшего школьного возраста. Еще в XVIII в. великий французский энциклопедист Д. Дидро говорил, что «страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах, науках и мастерствах» [2]. Это обусловлено важнейшей и определяющей ролью искусства во внутреннем, духовном мире человеческой личности и культурном пространстве современного общества.
Но в реальной учебной практике потенциал дисциплин художественного цикла до сих пор остается нереализованным. Чаще всего занятия искусством объявляются средством эстетического воспитания детей, хотя необходимое для этого эмоционально-чувственное восприятие может и не сопровождать художественную деятельность и познание учащимися явлений искусства. Вторым моментом является довольно распространенное явление, когда технологическая сторона обучения рисованию становится преобладающей в содержании занятий, заслоняя главную в искусстве - его художественно-образную природу. Другой подход - собственно приобретение знаний, что ставит занятия искусством в один ряд с другими учебными предметами общего и специального образования.
Для подтверждения вышесказанного приведем отрывки из статей о состоянии художественного образования разных лет. Известный художник Якутии Л. Г абышев в своей статье «Высокую эстетическую культуру - народу» (1959 г.) пишет: «Очень печально, что нередко недостатком эстетической культуры страдают воспитатели подрастающего поколения - педагоги. ... Совершенно нельзя мириться с существующим положением в этом вопросе в школе. Во многих случаях предмет рисования ведут формально несведущие педагоги, сами далекие от искусства. Нужно сделать этот предмет интересным, изменить к нему отношение. Нужно чтобы по окончании средней школы учащийся был подготовлен для восприятия всей многогранной эстетической культуры» [1]. Нельзя не согласиться с этим утверждением, ведь и сейчас происходит то же самое. Вот что говорит об этом учительница
О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
П. Серова из г Якутска: «21 год я работаю в начальной школе. И каждый раз иду на урок рисования, испытывая угрызение совести. Ведь не могу же я детям дать того, чего не знаю сама!» [4].
Действительно, нет нужды доказывать, что рисование - предмет совершенно специфический. Задача учителя состоит в том, чтобы донести до детей основы грамоты изобразительного искусства, научить их любить и хотя бы элементарно разбираться в нем. А для этого учителю самому необходимо разбираться во всех этих вопросах. Как четко подметил Б. Т. Лиха -чев, раскрывая одну из причин недостаточности в обучении рисованию: «одним из самых больших недостатков в преподавании искусства в школе является перенос методов преподавания основ науки на процесс изучения искусств. Методы работы над понятием применяются для усвоения образа, в результате образ как художественное обобщение не усваивается, его сущность выхолащивается, происходит недопустимая трансформация художественного образа в примитивную иллюстрацию, не принимаемую ребенком эмоционально. Это, в свою очередь, приводит к непониманию произведений искусства как специфического общественного явления, к потере интереса к нему, а стало быть, к тому, что идеал эстетической и воспитательной функции искусства не реализуется в преподавании» [3]. Наглядным примером неправильного понимания учителями предназначения произведений искусства является статья зведующего кабинетом эстетического воспитания Якутского республиканского института усовершенствования учителей В. Яскеляйнен. Он пишет: «Учитель литературы подбирает репродукции картин художников “применительно” к Пушкину или Некрасову, преподаватель истории ищет наглядный материал к темам “Бородинское сражение” или “Восстание Пугачева”. Бывает и так: учитель русского языка приносит в класс известную всем репродукцию и говорит: “Сегодня мы будем писать творческий диктант по картине Репина «Бурлаки на Волге»”. Подобные казусы объясняются тем, что многие учителя привыкли рассматривать произведения живописи, скульптуры, музыки как наглядные пособия при изучении той или иной темы школьной программы» [5].
Но несмотря на то, что о проблемах начального художественного образования говорят много, из года в год они остаются в том же состоянии, приобретая лишь другую «окраску».
Для того чтобы понять и выявить причины такого положения начального художественного образования на современном этапе развития, мы обратились к его истории.
Анализ архивных документов показывает, что дореволюционная Якутия ознаменована рядом крупных событий, которые сыграли существенную роль в возникновении и развитии школы, народного образования и формирования педагогических взглядов. В этот период педагогическая общественность, понимая важность дисциплин художественного цикла в фор-
мировании личности и в его профессиональной деятельности, всячески старалась поднять его значение. Так, впервые в истории художественного образования был поставлен вопрос об отнесении рисования к числу обязательных предметов и организации специальных классных комнат для рисования. Поднимался также вопрос о специальной подготовке учителей рисования, об оплате их труда и приравнивании их статуса к статусу преподавателей основных предметов. Несмотря на все трудности, связанные с отсутствием материальной поддержки, нехваткой квалифицированных специалистов в области художественного образования, в дореволюционной Якутии были заложены предпосылки для дальнейшего его развития.
Следующий этап - 1917 - 1931 гг. Этот период характеризуется переходным состоянием в развитии и становлении нового общества в России. Он ознаменован рядом событий, нововведений по вопросам преподавания предметов художественно-эстетического цикла; определено высокое предназначение художественного образования в развитии личности и общества. Педагогической общественностью Якутии продолжается развитие идеи о высокой роли уроков рисования в развитии ребенка. И в связи с этим вновь поднимается вопрос о преподавании искусств в ряду с другими образовательными предметами, о том, что обучение должно быть обязательным для всех. Возникает необходимость изменения официальной программы по рисованию, согласно современным принципам преподавания во всех классах. Идея о создании специальных классных комнат для рисования находит новую поддержку, но в связи с материальными трудностями остается нереализованной. Все работы по художественному воспитанию подразделяли на изобразительные и драматические. Под изобразительной работой подразумевали: рисование, лепку, работы из различных материалов, аппликацию, живопись, скульптуру, архитектуру и черчение.
Особенно обострилось положение с преподаванием рисования в период увлечения «комплексной» программой - 1923 - 1925 гг. Изучение по комплексной системе разделило все содержание преподавательской деятельности на части, одной из которых являлось художественное воспитание. В рамках этого раздела предлагалось вести работу по трем направлениям: художественные экскурсии, восприятие художественных произведений, воспроизведение в художественном акте. Комплексные темы привели к ликвидации предметного преподавания, поэтому основы изобразительного искусства не могли изучаться в начальной школе систематически. Отчеты самих школ и инспекторов за данный период показывают, что рисование применялось как «подсобный» предмет к усвоению и закреплению в памяти у детей знаний по другим учебным предметам, рисование использовалось как иллюстративный метод. В изучаемый период в школах первой ступени рисование преподавалось или в порядке обязательных предметов (таких школ было немного), или в порядке кружковой работы. Учителя отмечали
О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
недостаточность учебных пособий и руководящих материалов, что не давало возможности удовлетворительно вести преподавание по программам ГУСа. Следовательно, многие наслежные школы работали по старым программам и методам или, по словам самих учителей, «особенных программ при обучении рисованию не придерживались и старались работать на свободный почин и вдохновение, рисуют большую часть по выбору самих учащихся». Отчеты инспекторов за данный период показывают, что уроки изобразительного искусства проводились не во всех школах. Это мотивировалось бедностью, отсутствием соответствующей обстановки, отсутствием кабинетов и материалов для работы. В этот период вновь поднимается вопрос о подготовке учителей изобразительного искусства. Открываются курсы переподготовки по художественному воспитанию и преподавателей изо в центральных вузах, повышение художественно-педагогической квалификации местных работников осуществлялось путем устройства конференций по вопросам художественного воспитания, семинарских занятий и инструкторских курсов. Поднимается вопрос о необходимости развития национального искусства. Начинается подготовка профессиональных художников, а идея, предложенная в дореволюционной Якутии, о подготовке специальных учителей рисования именно для начальных школ остается нерешенной.
1931 - 1966 гг. Создана новая программа по рисованию (1937 г.). Середина 60-х годов ознаменовалась переходом на новое содержание начального обучения. В 1964 г. опять утверждается новая программа, согласно которой предмет называется изобразительное искусство. В результате широкого научного эксперимента и творческих поисков учителей были подготовлены проекты новых учебных планов и программ по ряду учебных предметов, и в 1970 г. утверждается новая программа по изобразительному искусству для 1 - 3-х классов. В этот период в Якутии создан Союз художников (1941 - 1942 гг.), открывается Якутское художественное училище (1945 г.). Подготовка учителей рисования для начальных классов решается в рамках подготовки учителей начальных классов в Якутском педагогическом училище. В этот период начинает широко развиваться дополнительное и профессиональное художественное образование.
Таким образом, изучение этапов развития начального художественного образования первой половины ХХ в. позволяет нам выявить основные направления работы в этой сфере. В первую очередь необходимо отметить, что в этот период художественное образование рассматривается в двух направлениях: во-первых, как учебный предмет с четко ограниченным кругом знаний и навыков; во-вторых, как процесс воспитания, формирующий эстетическое познание искусства и действительности, художественную активность учащихся и определенную графическую культуру.
Во второй половине ХХ в. особую актуальность приобретает проблема формирования целостного звена в сфере художественного образования и
перерастания мелких образовательных структур в более крупные. В 1967 г. при Якутском художественном училище открыта детская художественная школа. В 1974 г. в порядке эксперимента в 10 районах республики были открыты художественные классы при музыкальных школах. На сегодняшний день в республике мы имеем стройную систему дополнительного, среднего специального и высшего художественного образования, которая развивается по трем основным направления. Это традиционные академические формы обучения, современные виды художественной деятельности с применением новых технологий (дизайн) и сохранение, передача и развитие народных традиций, изофольклора. Но, несмотря на всю динамику развития художественного образования, вопрос именно его начальной ступени остается до сих пор актуальным.
Изучение архивных документов, документов органов просвещения по вопросам начального художественного образования в Якутии с XIX в. до конца ХХ в. позволило выявить отрицательные и положительные моменты в его развитии. По результатам исследования мы приходим к следующим выводам:
1. Педагогической общественностью неоднократно отмечалась высокая значимость дисциплин художественного цикла именно на этапе обучения ребенка в начальной школе. Следовательно, данным дисциплинам должно быть уделено столько же внимания, сколько основным дисциплинам.
2. Идея о подготовке учителей рисования для начальных классов, выдвинутая в начале ХК в., так и осталась нерешенной. В настоящее время уроки рисования в начальных классах ведут сами учителя начальных классов, ко -торые в силу многопредметности в преподавании и в большинстве случаев низкого уровня профессиональной подготовки в области искусств не способствуют полному раскрытию и использованию возможностей конкретного урока.
3. Низкий уровень преподавания обусловлен также низкой материальной обеспеченностью дисциплин художественного цикла. Вопрос о кабинетах рисования поднимался еще в XVIII в., но и сегодня многие школы не могут себе позволить иметь такие кабинеты, а если они и имеются, то совмещены с кабинетом черчения.
Таким образом, для дальнейшего повышения уровня начального художественного образования необходимо решить две основные проблемы: во-первых, повысить уровень профессиональной подготовки учителей начальных классов в области искусств или обеспечить начальную ступень образования учителями рисования со специальным образованием; во-вторых, улучшить материальную базу предмета «изобразительное искусство» в школах.
Библиографический список
1. Габышев, Л. Высокую эстетическую культуру - народу / Л. Габышев // Социалистическая Якутия. - 1959. - 11 окт.
2. Левин, С. Д. Ваш ребенок рисует / С. Д. Левин. - М.: Сов.художник, 1980. - С. 62.
3. Лихачев, Б. Т. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы / Б. Т. Лихачев, Е. В. Квятковский // Советская педагогика. - 1980. - № 7.
4. Степанов, И. Эстетическое воспитание школьников / И. Степанов // Социалистическая Якутия. - 1960 . - 7 апр.
5. Яскеляйнен, В. Эстетика и педагогика / В. Яскеляйнен // Социалистическая Якутия. - 1971. - 21 марта.
6. Красовицкая, Л. М. Детская книжная графика 1920-х годов в свете её художественных ориентаций / Л. М. Красовицкая // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 2. - С. 110-115.
УДК 372.3/.4
Т. А. Макарова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дошкольное образование - важный этап становления личности ребенка. Его необходимо организовать и осуществить таким образом, чтобы оно по целям, содержанию, формам, технологиям реализовывало идею развития сущностных сил каждого человека и общества в целом.
Преобразования, происходящие на современном этапе в России, поставили новые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве основных приоритетов сегодня выступают: формирование базовых основ социально-личностного развития дошкольников, принятие и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его творческих способностей, забота о психическом здоровье и эмоциональном благополучии, воспитание гражданских качеств и приобщение к народной культуре.
В настоящее время государственные образовательные учреждения передаются в муниципальную собственность. Сельское образовательное учреждение является одним из основополагающих факторов обеспечения устойчивой жизнедеятельности сельских населенных пунктов Республики Саха (Якутия), основой системы непрерывного образования в сельской местности. Деятельность сельского дошкольного учреждения отличается от районных и городских учреждений из-за компактности расположения населенного пункта и его отдаленности от других поселений, сложности транспортной схемы, малой наполняемости групп в дошкольных учреждениях.