Научная статья на тему 'О проблемах обеспечения нефтегазового комплекса России оборудованием и услугами'

О проблемах обеспечения нефтегазового комплекса России оборудованием и услугами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
873
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕ-ГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / РОССИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах обеспечения нефтегазового комплекса России оборудованием и услугами»

О проблемах обеспечения нефтегазового комплекса России оборудованием и услугами

В декабре 2004 г. в ТПП РФ прошел "круглый стол” по вопросам обеспечения нефтегазового комплекса России оборудованием и услугами.

Отмечалось, что процент износа основных фондов в отрасли превышает 50%:

- спад производства продукции, обеспечивающей нефтегазовый комплекс, сопровождается ростом доли импорта в объеме закупок техники и оборудования для российских нефтяных компаний из-за низкого качества некоторых видов продукции российских машиностроительных заводов;

- в отечественном машиностроении отсутствует производство ряда прогрессивных видов продукции (пластинчатых теплообменников, теплообменной аппаратуры для процессов, работающих под высоким давлением, в том числе выпуска длинномерных труб из нержавеющей стали для теплообменной аппаратуры и т. д.);

- отсутствует рыночная инфраструктура для реализации нефтегазового оборудования на внутреннем рынке. Программы модернизации и реконструкции отечественных НПЗ ориентированы в основном на поставку оборудования и материалов по импорту, а также - на использование инжиниринговых услуг инофирм.

Однако стоимость оборудования, изготавливаемого российскими предприятиями, составляет 80% от уровня мировых цен; стоимость лицензий на использование технологических процессов отечественных НИИ ниже в 2 и более раз; стоимость проектных работ российских организаций ниже в 4 раза.

В РФ велика доля строительства технологических установок по базовым проектам иностранных фирм, в том числе по тем процессам, которыми владеют российские НИИ и проектные институты (атмосферная перегонка нефти, вакуумная перегонка мазута, каталитический рифор-минг бензинов, гидроочистка топлива, каталитический крекинг и др.). Российские нефтяные компании стали заказывать инофирмам даже проектирование объектов по простейшим технологическим процессам. В проектах инофирм доля оборудования и материалов, поставляемых по импорту, составляет 60 - 70%. Западные инжиниринговые фирмы не заинтересованы в использовании возможностей отечественных поставщиков нефтегазового оборудования, так как базовые проекты инофирм ориентированы на использование западных технологий.

Необходимо решить проблему качества моторных топлив. В РФ отсутствует государственная система экономического стимулирования производства качественных, конкурентоспособных и экологически чистых нефтепродуктов, что негативным образом сказывается на российских потребителях и сдерживает развитие экспорта. Ухудшилось обеспечение процессов нефтепереработки катализаторами собственного производства. Западные инжиниринговые фирмы не заинтересованы в использовании российских катализаторов. Зависимость нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса России от поставок зарубежных катализаторов значительна. Так, с использованием импортных катализаторов вы-

рабатывается 60 - 70% автобензинов, авиационного керосина - до 30%, дизельных топлив - 40%, продукции нефтехимии

- 50 - 60%.

Научно-технические разработки и мощности российских предприятий по производству катализаторов позволяют обеспечивать потребности основных процессов нефтеперерабатывающей промышленности России, за исключением микросферических катализаторов для каталитического крекинга, мощности по производству которых необходимо увеличить. Российский рынок катализаторов нуждается в создании госрезерва базовых катализаторов для нефтепереработки и принятия защитных мер с целью ограничения доступа на рынок импортных катализаторов, особенно для процессов ри-форминга бензинов и гидроочистки дизельного топлива, которые могут производиться в России в достаточном объеме и по качеству и цене не уступают импортируемым катализаторам .

Необходимо создание холдинговой структуры с участием государства для проведения единой маркетинговой и научно-технической политики по разработке, производству и использованию отечественных катализаторов. В нефтеперерабатывающей промышленности для обеспечения потребности внутреннего рынка в качественных моторных топливах, смазочных маслах, спецжидкостях и других нефтепродуктах, а также экспорта нефтепродуктов, "Энергетической стратегией России на период до 2020 г.” предусматривается рост объемов переработки нефти в 2015 - 2020 гг. до 210 - 215 млн. т в год с увеличением глубины переработки до 75 - 80% в 2010 г. и в 2020 г. - до 85%.

Основным направлением в развитии нефтепереработки является модернизация и реконструкция действующих НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти и повышению качества нефтепродуктов.

Все перечисленные проблемы необходимо решать в первую очередь с привлечением российских организаций.

Согласно "Энергетической стратегии России на период до 2020 г.” планируется увеличение добычи нефти в 2010 г. до 445 - 490 млн. т в год и до 450 - 520 млн. т в 2020 г. (в зависимости от принятого варианта развития экономики страны). Решение задач, связанных с увеличением добычи нефти, требует применения новых эффективных технологий, специальной техники для добычи нефти и налогового режима, обеспечивающего экономические условия широкомасштабного и рентабельного внедрения новейших технологий по повышению нефтеотдачи.

До 2010 г. нефтяные компании намечают обновить до 50% физически и морально устаревшего оборудования путем технического перевооружения и создания новых видов импортозаменяющего оборудования. Намечается разработать новые технологии, обеспечивающие продление сроков службы оборудования и улучшение экологической обстановки.

Разработаны и осуществляются комплексные программы реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта систем магистральных нефтепроводов и продуктопроводов, направленные на увеличение их пропускной способности и повышение надежности. Необходимо повысить пропускные возможности морских нефтяных и нефтепродуктовых терминалов России, создавать новые и расширять существующие экономически эффективные экспортные направления транспортировки нефти.

Нефтегазовый комплекс взаимодействует со смежными отраслями машиностроительного и строительного комплекса, а также металлургической и химической отраслями.

Машиностроительный комплекс России поставляет продукцию нефтегазодобывающим, нефтеперерабатывающим и транспортирующим нефть и газ предприятиям и организациям. Важнейшей задачей обеспечения технического перевооружения российских нефтегазовых компаний является импортозамещение (производство импортозамещающей продукции и запчастей для импортной техники).

В соответствии с Энергетической стратегией России потребность отраслей ТЭК к 2020 г. в основном должна удовлетворяться за счет российского оборудования. К 2010 г. доля импорта в объеме закупаемого оборудования составит 15 -20%, а к 2020 г. снизится до 5 - 10%. Прогнозируется, что российской промышленностью будет освоено до 95 - 98% номенклатуры изделий для ТЭК.

Повышение конкурентоспособности продукции металлургических предприятий приведет к росту спроса на эту продукцию, росту доходов и формированию источников финансирования инновационной деятельности и модернизации производства в нефтегазовом комплексе.

Поддержка российских производителей нефтеперерабатывающего оборудования и катализаторов должна начинаться с поддержки использования российских технологий и услуг российской сферы НИОКР и инжиниринговых организаций нефтяного комплекса. Кроме того, необходима государственная поддержка производителей нефтеперерабатывающего оборудования.

Меры государственного воздействия могут осуществляться: путем регулирования пошлин, т. е. повышения тарифов на ввоз импортного оборудования и услуг иностранных инжиниринговых компаний; посредством регулирования налогов, имея в виду предоставление налоговых льгот на освоение и использование новых видов отечественных видов оборудования; путем проведения открытых конкурсов для закупки нефтегазового оборудования с обязательным участием российских организаций. Для обеспечения надежной работы отраслей ТЭК, повышения качества продукции необходимо осуществить модернизацию потенциала ТЭК и обеспечить эффективное взаимодействие нефтегазового и машиностроительного комплексов.

В целях обеспечения нефтегазовых компаний современной продукцией и услугами отечественные НИИ, КБ, заводы должны концентрировать усилия на выпуске импортозамещающей продукции,

что требует прогнозирования потребностей нефтегазового комплекса в материально-технических ресурсах. Прогнозы необходимы, в частности, для оборонных предприятий, чтобы переориентировать производственные мощности на выпуск необходимого оборудования для нефтегазового комплекса. Однако нефтяные компании под предлогом соблюдения коммерческой тайны не раскрывают информацию о потребностях в материально-технических ресурсах и закупках по импорту.

При приобретении материальнотехнических ресурсов компании нефтегазового комплекса не проводят открытые конкурсы с предварительным оповещением фирм. Союз производителей нефтегазового оборудования и Союз компаний нефтегазового комплекса РФ предлагают публиковать такую информацию. Однако большая часть заказов на оборудование и сервисные работы размещается российскими нефтяными компаниями в закрытом режиме.

В качестве положительного примера можно привести нефтяную компанию "ТНК-ВР”, которая открыла информацию о предстоящих закупках оборудования и тендерах на сервисные работы. Она не считает сведения о закупках и тендерах "коммерческой тайной”. Подобная прозрачность снижает уровень коррупции.

Закупая по завышенным ценам оборудование, трубы, программное обеспечение и другие ресурсы, естественные монополии требуют повышения тарифов. Подобный затратный принцип напоминает подрядные работы в рамках СРП.

Закрытость материально-технического обеспечения естественных монополий дает почву для завышения контрактных цен с "дружественными” структурами и другим негативным явлениям. Поэтому фирмы материально-технического обеспечения естественных монополий (ООО "Газкомплектимпэкс”, торговые дома "Транснефть” и "Транснефтепродукт”), должны находиться под государственным и общественным контролем. Правительство РФ должно влиять на содержание инвестиционных программ и проверять

обоснованность затрат естественных монополий. Так, инвестиционная программа ОАО "Газпром” на 2005 г. оценивается в 10 млрд долл.; необходимо контролировать использование этих финансовых ресурсов. При утверждении в правительстве РФ инвестиционных программ ОАО "Газпром”, АК "Транснефть” и АК "Транснефтепродукт” не анализируются намеченные закупки оборудования и услуг по импорту.

В российском нефтегазовом комплексе растет число контрактов с нерезидентами на приобретение оборудования и оказание услуг. Нередко контракты заключаются с фирмами, зарегистрированными в офшорных зонах.

По мнению экспертов, ситуация объясняется тем, что завышение цен на импортное оборудование, трубы, программное обеспечение и подрядные работы превращается в способ перекачки нефте- и газодолларов за рубеж.

Разрушение системы геологоразведки в РФ и спад объемов разведочного бурения сопровождается получением крупных подрядов на проведение геологоразведочных, буровых и других работ инофирмами ("ВсЫитЬепдеп”, "НаПЬи^оп” и др.). Нефтегазовые компании выводят сервисные подразделения из своей структуры, считая их "непрофильными активами”. Квалифицированные российские кадры теряют работу, распускаются управления буровых работ, распродается и разворовывается техника, а их место занимают иностранные сервисные компании, вытесняющие российских конкурентов. Это негативно отражается на металлургии, машиностроении и других отраслях промышленности (инофирмы приходят в Россию со своим оборудованием). Российский нефтегазовый комплекс попадает в технологическую зависимость от иностранного оборудования, запчастей, ремонтной базы, кадров, программного обеспечения, стандартов и др.

Обостряются проблемы в сфере подрядных работ в рамках соглашений о разделе продукции (СРП). Норма о 70процентном российском участии в под-

рядных работах не выполняется (проекты "Сахалин-1” и "Сахалин-2”). Операторы проектов не заинтересованы в увеличении доли российских предприятий в подрядных работах, не заинтересованы в снижении затрат, которые возмещаются российским сырьем.

Потенциальные российские участники тендеров получают информацию о сроках их проведения в последний момент (за неделю и менее), а техническая документация присылается на иностранном языке и требует применения зарубежной системы стандартов. При изготовлении оборудования для работы в России заводы заставляют ориентироваться на зарубежную (в первую очередь, американскую) нормативную документацию (отход от метрической системы и использование дюймов).

Нефтепромыслы находятся на о. Сахалин, а не в Техасе и на Аляске, но машиностроителей и металлургов заставляют работать по стандартам Американского нефтяного института. Предприятия заставляют использовать дюймовую резьбу, а не метрическую, которая принята в России согласно Международной системе единиц физических величин. Используются также другие способы уклонения от закупки продукции и услуг российских фирм.

Нередко российские компании, которые получают от иностранцев контракт на подрядные работы, вынуждены значительные суммы переводить за рубеж в качестве оплаты различных субподрядов. Совместные предприятия создаются для поставки иностранного оборудования и услуг, а контракты с такими структурами иностранные операторы проектов относят к "российскому участию в подрядных работах”.

Вопросы импортозамещения в нефтегазовом комплексе связаны с проблемой технического регулирования и стандартизации. При подготовке технических регламентов и национальных стандартов необходимо усилить координацию. В нефтегазовом комплексе существует три технических комитета, которые фактически не работают. Отсутствие единого технического комитета не позволяет раз-

работать технические регламенты и национальные стандарты на основе ІБО/ІБС/ БЫ с учетом российской специфики.

Для технического перевооружения топливно-сырьевых отраслей на основе отечественной техники и технологий необходимо внести изменения в федеральный закон "О недрах” и пересмотреть лицензионные соглашения. При выдаче или продлении лицензий следует учитывать обязательства недропользователей в отношении российской промышленности. Компании, которые при разработке месторождений нефти и газа создают рабочие места в России и используют продукцию и услуги отечественных предприятий, должны получать преимущество перед другими претендентами.

Участники "круглого стола” по теме "Совершенствование материально-технического обеспечения нефтегазового комплекса России” обратились к президенту ТПП РФ Е.М. Примакову с предложением направить материалы "круглого стола” в Правительство РФ с просьбой поручить:

- Федеральному агентству по энергетике, Федеральному агентству по недропользованию, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом

сформировать Национальную сервисную компанию для обслуживания нефтегазового комплекса;

- Федеральному агентству по энергетике и представителям государства в советах директоров компаний нефтегазового комплекса решить вопрос о предоставлении Союзу производителей нефтегазового оборудования и Союзу сервисных компаний нефтегазового комплекса информации о потребностях в оборудовании и услугах компаний нефтегазового комплекса;

- Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии объединить технические комитеты № 261, № 398, № 387 в единый технический комитет по нефтегазовому комплексу;

- Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации при согласовании инвестиционных программ естественных монополий проводить анализ предстоящих закупок импортной продукции с участием экспертов Торговопромышленной палаты РФ;

- советам директоров ОАО "Газпром”, ОАО "АК Транснефть”, ОАО "АК "Транснефтепродукт” ввести представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в составы тендерных комитетов.

Статья печатается при информационной поддержке Бюллетеня иностранной коммерческой информации (БИКИ).

Соб. инф.

Н.Г. Вилкова

Инкотермс 2000. Правила толкования торговых терминов. Учебное пособие.

- М.:ВАВТ, 2004. - 72 с.

В учебном пособии, подготовленном профессором ВАВТ Н.Г. Вилковой, изложены и прокомментированы базисные условия поставок в международной торговле, действующие в настоящее время. Автор включил в текст пособия некоторые решения МКАС при ТПП РФ в качестве иллюстрации выхода из запутанных ситуаций.

Учебное пособие может быть использовано при чтении ряда курсов частного права. Ознакомиться с книгой можно в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.