УДК 338. 05
Р. М. Уханова
ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НГХК РФ
Ключевые слова: инновационное импортозамещение, нефтегазохимический комплекс.
В технологической цепочке по добычи и последовательной переработки нефти и газа происходит использование импортных инновационных продуктов, технических средств, реагентов, присадок и катализаторов. В статье рассмотрены возможные направления по уменьшению импортозависимости нефтегазохимического комплекса.
Keywords: innovation activity in the system of import substitution, oil-gas-chemical complex.
In a technological chain on production and consecutive oil refining and gas there is use of import innovative products, technical means, reagents, additives and catalysts. In article the possible directions on reduction of an import substitution of oil-gas-chemical complex are considered.
В условиях международной интеграции, происходит глубокая специализация нефтегазовой промышленности. Предприятиям выгоднее приобретать некоторые виды оборудования, прибегать к помощи аутсортинговых и инжиниринговых компаний, чем самостоятельно организовывать дополнительное производство. Основная цель международного разделения труда -эффективное использование ограниченных ресурсов. В настоящее время около 60 % оборудования, приобретаемого и используемого в угледобыче, является импортным. Острая нехватка в нефтегазовой отрасли отечественных систем телекоммуникаций, программ 3D-моделирования, комплектующих в газотурбинных установках. Несомненно, использование передовых технологий позволяет значительнее сокращать
производственные издержки и повышать прибыль. Но ситуация кардинально меняется, если возникает неустойчивая политическая обстановка, договорные обязательства не выполняются, и экономическая безопасность нефтегазового комплекса оказывается под угрозой.
Следует заметить, последние десятилетие развитие российской экономики осуществлялось лишь за счет использования модели экспортоориентированного развития, и за последние два года темпы роста импорта превысили 40%. В условиях стабилизации экспорта это ведет к сокращению профицита торгового баланса. В России объем импорта однозначно определяется объемом экспорта нефти, газа и металлов или, точнее, ценами на них. Падение цен на экспортируемое сырье будет означать сокращение импорта. В условиях роста импорта и оттока капитала сальдо торгового баланса может стать нулевым или даже отрицательным. Снижение цен на нефть только усугубляет ситуацию. Чтобы внутренний спрос стал двигателем экономики, он должен покрываться импортозамещающей отечественной продукцией. России необходимо приступить к реализации широкомасштабной программы импортозамещения, предварительно проведя инвентаризацию всей импортной продукции, на основе технологической
модернизации обрабатывающих отраслей экономики [1].
Нефтегзохимический комплекс России на современном этапе является одним из главных источников дохода государства, а также крупнейшим потребителем всевозможных импортных инновационных продуктов, технических средств, реагентов, присадок, катализаторов, поэтому существует острая проблема в проведении стратегии импортозамещения. Так, например, НГХК Республики Татарстан (РТ) обеспечивает 92% всего экспорта, 59% объема производимой продукции, 91,5% всего объема прибыли, сформированной в промышленности республики [2]. В то же время, нефтехимические предприятия РТ импортируют для своего производства 40 тыс. т продукции из 300 наименований. Но существует ряд проблем при ориентации предприятий НГХК на импортозамещение.
Основной проблемой является решение вопроса о том, каким образом будет осуществляться модернизация: путем копирования уже существующих продуктов и технологий, либо путем создания новых, инновационных. Наиболее эффективным стоит рассматривать «инновационное импортозамещение», под которым понимается разновидность экономической политики
государства или региона, предполагающей проведение комплекса мероприятий по организации производства и продвижения на внутренние и зарубежные рынки импортоаналогичной
отечественной продукции, превосходящей замещаемую импортную продукцию по эффективности технических решений на основе полученных новых знаний [3].
В первую очередь это относиться к обеспечению нефтегазовой отрасли тяжелыми буровыми установками, оборудованием для наклонно-направленного, горизонтального бурения и шельфовой добычи, технологиями гидроразрыва пласта, геонавигационным и насосно-компрессорным оборудованием отечественного производства.
Важнейшая проблема, препятствующая импортозамещению в сфере нефтепереработки, заключается в необходимости приобретения
лицензий у иностранных компаний. Проекты технологических установок вторичной переработки нефти для российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в основном выполняются зарубежными лицензиарами: Axens (Франция), UOP, ConocoPhilips, Chevron, Foster Wheeler (США) и другими. Материальное исполнение аппаратов, а также требования к материалам (в частности, катализаторам) закладываются, исходя из возможностей зарубежных производителей оборудования и поставщиков материалов и комплектующих. Лицензиары ведут так называемые вендерные листы, где заложены рекомендуемые производители оборудования и материалов, в которых российские компании не включены. Лицензиары отказываются от ответственности, при попытке замены на российский аналог, так как они не знакомы с возможностями российских поставщиков. Это связано также и с тем, что крайне мало систематизированной информации о российском оборудовании на английском языке. В данном направлении создан рейтинг поставщиков оборудования для нефтепереработки, начинает происходить активизация работы по формированию баз данных российского нефтегазового оборудования для информирования
инжиниринговых компаний; создаются планы по проведению регулярных опросов потребителей с целью выявления лучших поставщиков оборудования для нефтегазового комплекса. Кроме того, в настоящее время ведутся мероприятия по созданию совместного предприятия российских производителей нефтегазового оборудования -«Национальной инжиниринговой нефтесервисной компания» на базе ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Меморандум о создании совместного предприятия подписали сегодня девять предприятий: ООО «Юргинский машиностроительный завод», ООО «УВЗ-Нефтегазсервис», ОАО «Машпром», ОАО «Ижевский завод нефтяного машиностроения», ОАО «Волгабурмаш», ООО ВФ «Элна», ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», ЗАО «Геотек-Холдинг», ФГУП «Крыловский государственный научный центр».
Недостаток информации и нежелание работать с российской промышленностью привели к тому, что российские предприятия не попали в число поставщиков французской компании Technip - проектировщика завода «Ямал СПГ». Российским предприятиям досталась поставка продукции низкой добавленной стоимости - в основном металлоконструкций. Еще один пример практически полного исключения отечественных производителей из поставщиков технологического оборудования -выполнение EPC-проекта по строительству нового комплекса по производству аммиака и карбамида компании «ЕвроХим» итальянским подрядчиком Tecnimont.
Зарубежная машиностроительная
продукция, поставляемая на НПЗ в рамках ремонтно-эксплуатационных нужд и сервисного обслуживания работающих технологических
установок, имеет завышенную цену. Это связано с маркетинговой политикой иностранных компаний -запасные части на эксплуатируемое оборудование характеризуются многократным (в 7-10 раз) превышением стоимости по сравнению с первичной поставкой. Да и сроки таких поставок достаточно длительные.
Зарубежные лицензиары (КоеЬ-ОШзеЬ, 8икег) практически монополизировали рынок внутренних устройств (ВКУ) для нефтепереработки. В результате после санкций США в мае 2014 года компания КосЬ-вИйсЬ отказалась от выполнения контракта с ОАО «Волгограднефтемаш» на поставку ВКУ компании «Татнефть».
При реализации проектов по строительству новых и модернизации действующих предприятий России в области нефтегазопереработки и нефтехимии превалируют зарубежные
инжиниринговые фирмы. Их выбирают в качестве генеральных подрядчиков, которым передают функции по управлению проектами: разработка предпроектной и рабочей документации, а также поставка оборудования. На долю отечественных компаний остается лишь выполнение разрешительной документации, а также участие в подготовке рабочей документации. В последние годы ряд российских проектных организаций преобразовались в инжиниринговые компании, способные выполнять весь объем необходимых работ, включая разработку базовых проектов, проектной и рабочей документации, поставку оборудования, управление проектом строительства, и готовы выступать в качестве ЕРС-подрядчиков при реализации крупных проектов. Поэтому в число приоритетных направлений по импортозамещению входят комплексное моделирование и инжиниринг объектов нефтегазового комплекса, а также развитие инжинирингового образования. Согласно данным Минэнерго снижение доли сервисных услуг по добыче, представляемых иностранными
компаниями, с текущих 20 до 15% к 2018 году является на данный момент целевым показателем. По расчетам энергетического ведомства, его достижению будет способствовать экономическое стимулирование нефтесервисных услуг,
финансирование их развития в рамках федеральных целевых программ (предполагается
перераспределение денежных средств ФЦП Минэнерго, Минпромторга и Минприроды России) и формирование государственного заказа.
Одним из важных препятствий по импортозамещению в нефтегазовом комплексе является и существующий недостаток информации у российских промышленных компании и потенциальных инвесторов. Это проявляется в том, что крупные капиталовложения, эффективное использование научно-технического и
производственного потенциала, освоения сложной продукции с длительным циклом изготовления невозможны, если не известны перспективные планы развития нефтегазовых компаний. У российских поставщиков нет достоверной и
систематизированной информации об импорте отдельных видов нефтегазового оборудования, степени его износа. Работа по сбору, анализу таких сведений и информированию российской промышленности только начинает активизироваться и возникает необходимость создания единого информационного центра [4].
Наиболее уязвимыми по
импортозависимости остаются позиции
нефтеперерабатывающей отрасли по производству катализаторов и реакторов (доля импортных катализаторов составляет 45 - 50%). А именно она является замыкающим звеном нефтяного комплекса, определяющим эффективность использования углеводородного сырья, обеспечивающим потребности в моторных топливах, смазочных маслах и других нефтепродуктах, гарантирующим экономическую и стратегическую безопасность государства. В настоящее время формируется отечественный рынок разработок катализаторов и каталитических процессов, характеризующихся высоким научно-техническим уровнем. Примерами этого служат катализаторы нефтепереработки (производство бензинов на основе процессов крекинга и риформинга), оксидные сотовые катализаторы взамен платиновых сеток в производстве азотной кислоты, низкотемпературные катализаторы синтеза аммиака, разработки по использованию газовых выбросов предприятий для получения промежуточных продуктов в производстве пластмасс, мономеров, полимеров, фармацевтических препаратов, переработки растительного сырья и др.
Особо необходимо отметить проблему координации деятельности импортозамещения нефтегазового комплекса. В 90-х годах в Минэнерго действовал департамент научно-технического прогресса, который планомерно занимался импортозамещением в Топливном Энергетическом Комплексе (ТЭК). Департамент координировал внедрение новой техники и технологий в российском ТЭК, взаимодействовал с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями, промышленными предприятиями, занятыми производством техники для нефтяной и газовой промышленности. Во многом благодаря работе министерства за короткий срок на предприятиях Российской Федерации была освоена практически вся номенклатура нефтегазового оборудования, ранее производимая на Украине и в Азербайджане. Ситуация в настоящее время изменилась: подразделение, которое отвечает за взаимодействие с поставщиками и подрядчиками нефтегазового комплекса не определено. Успешное решение проблемы импортозамещения в нефтегазохимеческом комплексе затруднено, если профильное министерство не имеет подразделения, отвечающего за работу с промышленностью, планомерно работающего со смежными отраслями [4].
Следует заметить, что модернизация технологий должна базироваться на стратегии использования инноваций. А одним из факторов
успешного функционирования инновационной системы является разделяемое всеми видение общего направления инновационного развития. Чем большее число участников и вовлеченных стейкхолдеров разделяет это видение, тем легче будет воплотить его в жизнь. Это требует интенсивных и регулярных консультаций всех участников инновационного процесса, и важную роль в координации способны осуществлять технологические платформы. Пока в российской инновационной системе механизмы для проведения многосторонних консультаций эффективно не используются. Интересен опыт Европейских технологических платформ (ЕТП), которые постепенно превратились из инструмента технологического развития в инструмент глобального социального планирования. Сегодня перед ЕТП ставят такие задачи, как обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, создание экологически чистых источников энергии, сохранение природных ресурсов и управление ими и т. д. [5]. Учитывая опыт функционирования ЕТП, целесообразно ориентировать Российские Технологические платформы на содействие быстрому и устойчивому экономическому развитию страны путем радикальной технологической модернизации за счет инновационного импортозамещения в НГХК.
Кроме того, вместо распределения государственных ресурсов небольшими объемами на многочисленные разбросанные инновационные действия можно сосредоточиться на ограниченном числе (действительно приоритетных по ресурсам и политическому вниманию) ключевых технологий, которые могут стать основой нового облика инновационной системы страны. Технологии экономического прогнозирования и разработки сценариев развития технологий должны стать информационной базой для процесса принятия решения по отбору ключевых технологий.
Следует заметить, что одним из направлений снижения имортозависимости предприятий может выступать использование модели «открытых инноваций», основными формами на корпоративном уровне которой принято выделять привнесение знаний из вне, передача знаний во внешнюю среду, венчурный бизнес, партнерство, а так же инновации, создаваемые по инициативе пользователей [6].
Таким образом, выведение страны на современный технический уровень и ликвидация имортозависимости на предприятиях НГХК возможна при реализации следующих мероприятий:
1) сбор и систематизация информации о нефтегазовом оборудовании, разрабатываемом и применяемом в РФ, с последующим создании единого информационного центра;
2) организацию отечественных инжиниринговых компаний в нефтегазовом комплексе и обеспечение их эффективного функционирования за сет вовлечения высококвалифицированных специалистов;
3) развитие высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, в частности, каталитических технологий, составляющих основу промышленного производства топлив, химической продукции;
4) создание координирующего центра;
5) использование стратегии «инновационного импортозамещения» на предприятиях НГХК, основанной на проведение технологической модернизации ориентированной на новых знаниях;
6) формирование специализированной технологической платформы, как коммуникационного элемента, направленного на активизацию усилий по снижению импортозависимости НГХК.
В целом, реализация программы по импортозамещению на должном уровне и с учетом всех аспектов рыночной экономики, будет способна не только стимулировать развитие российской нефтегазохимической отрасли, но и сможет поднять её на качественно новый уровень, что повысит ее конкурентоспособность на мировом рынке.
Литература
1. Акаев, А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года / Акаев А. // Вопросы экономики. - 2012. - №4. - С. 97 - 117.
2. Алексеева, Ю.А. Основные тенденции энергосбережения в нефтегазовом комплексе / Ю.А. Алексеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №11. - С. 268.
3. Макаров, А.Н. Разработка механизма инновационного импортозамещения продукции производственно технического назначения / А.Н. Макаров // ИнВестРегион. - 2011. - № 4. - С. 42 - 47.
4. Импортозамещение в нефтепереработке Материалы к VII заседанию Консультативного совета по взаимодействию предприятий нефтегазового комплекса со смежными отраслями промышленности при Государственной Думе РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.n-g-k.ru/docsss/cons.pdf, свободный.
5. Авилова, В.В. Детерминация теоретических положений концепции модели открытых инноваций на примере мирового нефтехимического комплекса / В.В. Авилова, Т.Ф. Ульмаскулов // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №11. - С. 264 - 267.
6. Национальные инновационные системы в России и ЕС. / В.В. Иванов [и др.]. - М.: ЦИПРАН РАН, 2006. -280 с.
© Р. М. Уханова - ассистент кафедры экономики КНИТУ, [email protected].
© R. M. Ukhanova, assistant of Economics Department Kazan National Research Technological University, [email protected].