О ПРОБЛЕМАХ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ РОССИИ В СОСТАВЕ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И.Т. Крячков, Л.И. Крячкова
Аннотация. В статье рассмотрены три главных направления в сельском хозяйстве в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию: коренное улучшение условий труда и жизни работников при концентрации сельского населения в перспективных населенных пунктах (агрогородах) и практическое осуществление в сельскохозяйственных предприятиях нового экономического механизма хозяйствования, соответствующего рыночным условиям.
Ключевые слова: условия труда, жизни, экономический механизм хозяйствования, ВТО.
В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию в стране встала глобальная проблема обеспечения населения продовольственными товарами для решения задачи продовольственной безопасности, с высоким уровнем производительности труда при объективной необходимости создания для работников сельского хозяйства всех необходимых условий труда и жизни и применения экономического механизма хозяйствования в сельскохозяйственном производстве, соответствующего рыночным условиям.
В Курской области указанная проблема должна решаться по таким трем направлениям:
1. Всемерное повышение уровня материально- технического оснащения сельских товаропроизводителей для достижения высокого уровня производительности труда, достигнутого в передовых зарубежных странах, повышения эффективности производства.
2. Создание для работников сельского хозяйства и всего сельского населения благоприятных условий труда и жизни.
3. Практическое осуществление в сельскохозяйственных предприятиях нового экономического механизма хозяйствования, соответствующего условиям рыночных товарных отношений.
По второму направлению должна предусматриваться организация в области оптимальных по площади обрабатываемой земли специализированных сельскохозяйственных предприятий в среднем около 15-18 тыс. гектаров. Преимущества крупных производств в сравнении с нынешними мелкими состоят в следующем:
- в мелких хозяйствах поголовье животных, особенно животноводческие комплексы, не могут обеспечиваться собственными кормами;
- современная мощная техника используется не на полную мощность;
- не может обеспечиваться необходимый уровень заработной платы работников;
- не обеспечивается полная занятость работников;
- невозможно достичь необходимой производственной и социальной инфраструктуры, что не создает для населения нормальных условий труда, быта и культуры;
- в мелких хозяйствах на каждые 1000 гектаров земли в сравнении с оптимальными требованиями больше техники;
- в мелких хозяйствах нет возможности содержать необходимый штат руководящих работников и специалистов.
Ярким доказательством эффективности крупных сельскохозяйственных предприятий в сравнении с мелкими хозяйствами являются показатели деятельности хозяйств Клуба «Агро-300» по уровню выручки от реализации продукции и прибыли в расчете на одно хозяйство. Следовательно, в условиях области необхо-
димо продолжить и ускорить укрепление мелких сельскохозяйственных предприятий до оптимальных размеров (10-18 тыс. гектаров пашни) в зависимости от их специализации.
В таких хозяйствах, так же агрогородах, должно концентрироваться сельское население с количеством жителей в каждом 2500 - 2700 человек, в том числе трудоспособных 600 - 620 человек при коэффициенте семейных 4 (с численностью семьи 8 человек: два трудоспособных, четверо детей и двух пенсионеров).
Структура трудоспособного населения должна быть следующая:
- производственные работники 250 человек (40%);
- работники производственной инфраструктуры 125 человек (20%);
- работники социальной инфраструктуры 185 человек (30%);
- руководители и специалисты 60 человек (10%).
Из 2870 мелких населенных пунктов в Курской области (в 100 населенных пунктах уже нет населения) должна концентрироваться застройка 100-120 агрого-родов (при постепенной их застройке) и переселение в них сельского населения.
Решить же поставленную перед областью проблему с множеством постепенно исчезающих мелких сельских посёлков практически невозможно при неудовлетворительных в них условий труда и жизни.
Расчёт по потребностям капитальных вложений на строительство агрогородов. Источники их поступления и зона окупаемости приведены в таблице 1.
В таких хозяйствах возможна и организация переработки продукции.
Оставшиеся населенные пункты будут постоянно отмирать.
Люди, узнавшие об осуществлении генеральной программы концентрации сельского расселения, стремились к переселению в новые населённые пункты и могли бы вкладывать часть своих денег на их застройку.
Чем раньше начнём решать эту проблему, тем раньше предотвратим необоснованное распределение капиталовложений по многим неперспективным мелким населенным пунктам и тем раньше создадим для сельского населения все необходимые условия труда и жизни.
Срок окупаемости капитальных вложений, как конечный расчёт, составляет около 30 лет, при условии, если приступить к осуществлению планов застройки агрогородов уже сейчас. Дольше откладывать эту задачу уже нельзя. Лимит времени на её решение исчерпывается.
Должно быть предусмотрено увеличение хранилищ продукции, реконструкция существующих и новое строительство дополнительных перерабатывающих предприятий (зерноэлеваторов с обеспечением годовой их вместимости 3 млн. тонн, сахарных заводов для переработки в течение 100 суток 5 млн. тонн свекловичного сырья, заводов по переработке продукции масли-ничных культур, 3 овощефруктоконсервных заводов, реконструкция имеющихся молочных заводов и мясокомбинатов).
Таблица 1 - Обоснование потребности в капиталовложениях для застройки перспективных хозяйств (агрогородов) в Курской области и возможных сроков
Численность населения в Курской области, ожидаемая к 2030 году 1,2 млн. чел.
В том числе сельского населения 340 тыс. чел.
Прогнозируемая численность перспективных сельских населённых пунктов (центров агрогородов) с площадью пашни в каждом 12 -18 тыс. га 120
Средняя численность сельской семьи 8 чел.
Численность населения в одном населённом пункте 2833 чел. (340 тыс. чел./120)
Коэффициент семейности 4(8/2)
Количество трудоспособных в одном перспективном хозяйстве 708 чел. (2833/4)
Количество семей в одном хозяйстве 354(2833/8)
Потребность в капиталовложениях для закладки жилого дома в расчёте на одну семью 7 млн. руб.
Потребность в капиталовложениях для закладки жилых домов на одно хозяйство с учётом имеющихся капитальных жилых помещений 2478 млн. руб.
На строительство производственных объектов на одно хозяйство 20 млн. руб.
Потребность в капиталовложениях на создание производственной инфраструктуры на одно хозяйство 20 млн. руб.
Потребность в капиталовложениях на создание социальной инфраструктуры на одно хозяйство 80 млн. руб.
Общая потребность в капиталовложениях на одно хозяйство (за вычетом имеющихся капитальных объектов 1015%) 2608 млн. руб.
Общая потребность в капиталовложениях на все хозяйства области 313 млрд.руб.
Источники покрытия капитальных вложений
Средства 120 хозяйств за год 7,2 млрд.руб. (60 млн.руб/120)
Средства государства за год 0,8 млрд. руб.
Средства жителей за год 2,1 млрд.руб. (50 тыс. руб. • 354 • 120)
Итого за год 10,2 млрд. руб.
Срок покрытия капитальных вложений поступающими средствами 30 лет (313 млрд./10,2 млрд.руб.)
ственных и обслуживающих подразделениях хозяйства; определение нормативов производства продукции и затрат, контроля за выполнением договорных обязательств в подразделениях и администрации хозяйства.
Такая система экономического механизма хозяйствования в каждом предприятии должна обеспечивать его экономический рост на основе повышения производительности труда, рентабельности производства при использовании системы экономических рычагов и стимулов.
Список использованных источников
1 Воробьев Ю.Н. Современное состояние и перспективы развития сельских территорий Курской области // Региональная экономика.- 2012. - №5.- С. 48-51.
2 Ильичева О.В. Социальное развитие сельских территорий, как один из рычагов экономического механизма хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. - 2011.-№4. - С. - 38-43.
3 Крячков И.Т., Михилев А.В., Умеренков Д.М. Направления развития агропромышленного комплекса Курской области // АПК: экономика и управление. - 2010. - №2. - С. 14-16.
4 Крячков И.Т. О главных стратегиях направления в развитии агропромышленного комплекса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.- 2009. -№2. - С.3-7.
5 Николаев М. Инновационное развитие сельских территорий // АПК: экономика и управление. 2010. - №8. - С. 3-7.
6 Савченко Е. Стратегия развития агропромышленного сектора и сельских территорий Белгородской области // АПК: экономика и управление. - 2009. - №12. - С. 1-13.
Информация об авторах
Крячков Иван Трофимович, доктор экономических наук, профессор кафедры инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Крячкова Людмила Ивановна, доктор экономических наук, профессор.
По третьему направлению: экономический механизм хозяйствования в сельскохозяйственных предприятиях должен осуществляться по следующей системе:
- предоставление сельскохозяйственным предприятиям с их производственными и обслуживающими подразделениями экономической самостоятельности в формировании структуры и объемов производства продукции, услуг и их реализации на рынках;
- создание для хозяйств и их подразделений равных экономических условий хозяйствования на основе ценового механизма, обеспечивающего равную плановую окупаемость затрат;
- осуществление договорных отношений между хозяйствами, а в хозяйствах - между их подразделениями на куплю-продажу продукции, услуг с мерами материальной ответственности сторон за выполнение договорных обязательств. Договорные, а не формальные отношения являются важным условием выполнения всех намечаемых планов по производству продукции или видам продукции;
- оплата труда работников хозяйства за конечные результаты труда (валовая продукция, валовой доход) с системой авансирования работников до получения продукции;
- осуществление хозрасчетного контроля производственно-финансовой деятельности хозяйств и их подразделений с оперативным выявлением отклонений от плана производства продукции или видов затрат и принятие действенных мер по устранению недостатков и дальнейшему повышению эффективности производства;
- организация Координационно-расчетного центра в каждом хозяйстве из состава специалистов различного профиля для координации деятельности в производ-