Ф. Х. Цапулина, Н. Н. Семёнова О ПРОБЛЕМАХ БЮДЖЕТА ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Основным источником финансового обеспечения расходов государственного высшего учебного заведения в Российской Федерации являются средства бюджета.
Классификация источников финансирования образовательных учреждений позволяет провести разграничение всех видов деятельности, осуществляемых государственным образовательным учреждением, на основные (бюджетные) и дополнительные (внебюджетные) (рис. 1).
Как в первом, так и во втором случае движение бюджетных финансовых средств в конечном счете приводит к поступлению определенного объема ассигнований в распоряжение учебного заведения. Но государство поддерживает образовательные учреждения не только посредством прямого финансирования, но и в разнообразных формах финансовой помощи студентам, а также используя методы регулирования и стимулирования деятельности учебных заведений, в частности через льготную систему налогообложения.
При осуществлении обеспечения финансированием за счет средств федерального бюджета государственным высшим учреждениям необходимо пройти определенный процесс финансирования (рис.2)
Из рис.2 следует, что в настоящее время в России механизм прохождения финансовых средств сложился в достаточно традиционной для системе бюджетного финансирования форме, предусматривающей финансирование государственных высших учебных заведений в соответствии с бюджетными назначениями и лимитами
бюджетных обязательств, формируемыми в разрезе по статьям, кодам экономической классификации бюджета. Но поскольку такая система в ряде случаев не позволяет оперативно решать встающие перед образовательными учреждениями проблемы, а иногда приводит к невозможности своевременного использования бюджетных назначений текущего года, то в рамках модернизации высшего образования в России широко обсуждается система персонификации финансирования на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).
Вопрос об образовательных ваучерах обсуждается со времени принятия федерального закона «Об образовании». В законе была прописана возможность предоставления студентам «образовательных кредитов» как одного из способов их избирательного субсидирования при получении высшего образования. В то время ключевой проблемой стало определение государственных нормативов финансирования в расчете на одного студента высшего учебного заведения. К сожалению, вопрос, сколько стоит одно студенческое место, до сих пор остается без ответа.
ГИФО, или образовательный ваучер, - это трансферт, избирательно выдаваемый студенту и позволяющий ему осуществлять свободный выбор на рынке образовательных услуг.
Основной целью перехода от сметного финансирования к финансированию через государственное именное финансовое обязательство в системе высшего и среднего профессионального образования является обеспечение
УУУ
Средства бюджета
Средства внебюджетных источников
Рис.1. Разграничение деятельности высших государственных образовательных учреждений в зависимости от источника финансирования
© Ф. Х. Цапулина, Н. Н. Семёнова, 2008
Экономика образования ♦ № 3, 2008І
Рис. 2. Процесс бюджетного финансирования государственных высших учебных заведений
рациональности распределения бюджетных средств между учебными заведениями профессионального образования.
ГИФО объективно способствуют развитию рыночных отношений в системе высшего образования. Абитуриент получает право выбора, в какое учебное заведение отнести свой ваучер. Выбирая то или иное высшее учебное заведение, он обеспечивает ему бюджетное финансирование со стороны государства - «деньги идут вслед за потребителем». Результат - неизбежная конку-
ренция вузов за получение студента. С внедрением ГИФО государство перестает одновременно и организовывать, и финансировать процесс подготовки специалиста, ограничиваясь ролью контролера за качеством образовательных услуг и занимаясь выборочным финансированием малообеспеченных студентов.
В плане критики следует отметить, что осуществление проекта по введению Образовательных ваучеров требует значительного пересмотра существующего законодательства в области об-
разования и перестройки работы всей образовательной системы. Прежде всего необходим перевод учреждений высшего образования на нормативный принцип финансирования. При определении себестоимости студенческого места окажется, что различные специалисты требуют различных затрат.
Но внедрение государственных именных финансовых обязательств, не сопровождающееся добавлением (в значительных объемах по сравнению с имеющимся) бюджетных ассигнований в высшую школу, не повлечет за собой серьезных каче-
ственных сдвигов в результатах ее деятельности. Правда, разработчики ГИФО предполагают его размеры ежегодно определять в законе о федеральном бюджете, исходя из объемов расходов бюджета, предусмотренных на высшее профессиональное образование, и расходы эти не должны быть меньше показателей предыдущего года. Но если сейчас высшим учебным заведениям выделяется в два-три раза меньше необходимых бюджетных расходов, то нет гарантии, что через ГИФО будут обеспечиваться финансовые потребности профессионального образования в полном объеме.
Д. А. Ендовицкий БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Динамичное развитие государственных вузов в условиях жесткой конкурентной среды и нарастающих негативных тенденций в демографической области формирует особые требования к университетскому финансовому менеджменту. Рациональное расходование ограниченных финансовых ресурсов должно осуществляться с учетом острой необходимости повышения инновационного потенциала и тесной увязки программ подготовки студентов с требованиями бизнеса к профессиональным компетенциям и личностным качествам выпускников (что, безусловно, отразится на величине расходов бюджетных и внебюджетных средств, связанных с реализацией основных образовательных программ на новом качественном уровне). Все это заставляет уделять особое внимание проблемам финансового планирования (стратегического, казначейского, сметного и пр.). Одним из обязательных элементов университетского финансового менеджмента является система бюджетирования деятельности вуза.
В результате внедрения этой системы можно: повысить финансовую устойчивость и эффективность и эффективность использования имеющихся в распоряжении университета активов (материальных и нематериальных ресурсов, финансовых и нефинансовых активов); повысить обоснованность выделения финансовых ресурсов по от-
дельным направлениям образовательной и научной деятельности университета, видам контрактов (договоров); предотвратить дефицит денежных средств (перерасход средств) по структурным подразделениям и в университете в целом; осуществлять контроль законности и экономической эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности; определить наиболее эффективные направления деятельности университета; усилить мотивацию руководителей и работников структурных подразделений университета к повышению качества образования и результативности научной деятельности, повышению ответственности за связанные с этим доходы и расходы; обучить руководителей и работников структурных подразделений университета, чья деятельность связана с управлением активами вуза, основам финансового планирования и экономического анализа, лучшему сопоставлению доходов и расходов, связанных с хозяйственной деятельностью их подразделений; сбалансировать интересы отдельного структурного подразделения с целевыми установками университета в целом.
Для того чтобы раскрыть организационный механизм бюджетирования деятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (в нашем случае - классического университета), необходимо дать определения основным понятиям.
© Д. А. Ендовицкий, 2008
Экономика образования ♦ № 3, 2008І
97