УДК 347
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Т. Р. ЮСУПОВ, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
T. R. YUSUPOV, a senior lecturer in administrative and legal dis-pline Ufa legal institutes, that the Ministry ofInterior of Russia (Ufa)
E. Ю. АВДЕЕВА, преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
E. Y. AVDEEVA, lecturer, Department of administrative and legal disciplines Ufa Law Institute of the Russian Interior Ministry (Ufa)
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР
THE PROBLEM OF ATTRACTING PERSONS TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR AN ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING
Аннотация. В работе рассмотрены проблемы привлечения лиц к административной ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр. Освещены вопросы проникновения в помещения, занимаемые игорными залами, представлены методы противодействия правонарушениям данного вида.
Ключевые слова: административные правонарушения, незаконные организация и проведение азартных игр, игорные заведения, проникновение в помещения, игорное оборудование.
Annotation. The paper discusses the problem of administrative law enforcement in identifying and suppressing administrative offenses related to illegal organization and conduct of gambling. The problems of penetration into the premises occupied by the gambling halls, presents methods for combating offenses of this type .
Keywords: administrative offenses , illegal organization and conduct of gambling , gambling establishments, infiltration, and gaming equipment.
В июле 2009 года был введен законодательный запрет на организацию и проведение азартных игр вне игорных зон, что в результате неизбежно привело к формированию в Российской Федерации незаконного игорного бизнеса.
Значительная часть игорных заведений стала заниматься организацией и проведением азартных игр в так называемом «подпольном режиме» с использованием видоизмененных игровых автоматов (как показала практика, моди-
фикация аппаратов заключалась фактически в демонтаже купюроприемников и установке магнитного чипа, позволяющего начислять баллы, кредиты или денежные единицы с помощью специального ключа).
В то же время другая часть организаторов азартных игр, используя ряд пробелов и противоречий в федеральном законодательстве начала осуществление своей деятельности под видом розыгрыша лотерей. При этом примеча-
<ч
<ч а а
о о
о s а
о
^
о «
у
5
s
6
ф
N «
5J
S
S £
«
s s S
5J
aq
<ч Я5
<4
а а
и и
и «
а
§
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1 £
а §
и
тельно, что в целях вуалирования своей противоправной деятельности организаторы получили в налоговых службах России разрешения на проведение подобного рода розыгрышей, по условиям которых имеется возможность применения компьютеров, а также демонстрации мультипликационных заставок, схожих с визуальными отображениями игровых автоматов.
В результате это привело к тому, что каких-либо серьезных отличий в процессе проведения такого рода «лотерей» от азартных игр с использованием мультимедийного оборудования в целом не было, однако организаторам был предоставлен полный пакет разрешительной документации, подтверждающей законность проводимых мероприятий. В условиях установленных ограничений на организацию и проведение азартных игр розыгрыши такого рода «лотерей», осуществлявшиеся фактически повсюду, вызывали серьезное возмущение граждан.
Значительно усугубляло ситуацию отсутствие требований и четких законодательных критериев, разграничивающих лотерейное и игровое оборудование, в связи с чем государственные экспертные учреждения не выдавали заключения об отнесении каких-либо технических средств к указанным категориям.
В то же время негосударственные коммерческие экспертные учреждения, не ограниченные строгими методиками экспертиз, изготавливали заключения о соответствии деятельности организаторов «лотерей» требованиям существующего законодательства.
Подобного рода положение дел позволило значительному числу организаторов азартных игр не только уклониться от ответственности, но и добиться в установленном порядке признания незаконными действий органов полиции при проведении оперативно-разыскных и иных проверочных мероприятий.
В настоящее время основным инструментом противодействия незакон-
ному игорному бизнесу являются нормы уголовного и административного законодательства, предусматривающие ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр. Так, ч. 1 ст. 14.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность юридических лиц за незаконные организацию и (или) проведение азартных игр в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 4Э0-ФЗ). Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) предусматривает уголовную ответственность по ч. 1 ст. 1712 УК РФ за аналогичные деяния, по ч. 2 той же нормы - за деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору и сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, по ч. 3 - за деяния, предусмотренные чч. 1-2 если они совершены организованной группой, сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере и совершены лицом с использованием своего служебного положения (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 430-Ф3).
На первый взгляд может показаться, что противодействовать незаконному игорному бизнесу не сложно, имея в распоряжении эффективную нормативную базу. Однако на самом деле правоохранительные органы зачастую сталкиваются с целым рядом проблем при пресечении незаконной игорной деятельности и документировании преступных действий лиц, занимающихся организацией и проведением азартных игр. В связи с этим в рамках представленной публикации мы сконцентрируем свое внимание на тех трудностях, которые возникают у правоохранителей на первоначальных этапах борьбы с указанными правонарушениями.
На начальном этапе особую сложность представляет законное проникновение в помещение, где организо-
вано проведение азартных игр. Можно отметить, что необходимым условием для проникновения в объект недвижимости является установление его собственника. Проводя мероприятия по установлению собственников объекта недвижимости, можно значительно упростить решение поставленной задачи в части привлечения к ответственности виновных лиц (организаторов незаконной игорной деятельности). Однако бывает так, что используемые организаторами помещения являются предметом значительного количества договоров аренды и субаренды. При этом во всей цепочке арендаторов конечным звеном являются лица, ведущие аморальный образ жизни, злоупотребляющие алкоголем либо наркозависимые, которые являются собственниками лишь формально за определенное вознаграждение. Поэтому, исходя из сложившейся ситуации, мероприятия по противодействию незаконной организации азартных игр зачастую проводятся без установления собственников занимаемых помещений.
В связи с этим в статье предлагается рассмотреть основные способы и методы проникновения в игорные залы и клубы.
Одним из таковых является проникновение в помещение при принятии заявления (сообщения). Как известно, любые сообщения о преступной деятельности, в том числе и сообщения о деятельности игорных заведений, принимаются и регистрируются в дежурной части органа внутренних дел по телефону, посредством сети Интернет (при наличии) либо непосредственно путем подачи заявления. Для проверки поступившего заявления сотрудниками полиции осуществляется выезд по адресу, указанному в заявлении (сообщении), в котором, по мнению заявителя, осуществляется организация азартных игр. В последующем, реагируя на поступивший сигнал и прибыв к месту совершения предполагаемого административно-
го правонарушения, сотрудники полиции сталкиваются с проблемой проникновения в игорный клуб, так как вход в подобного рода заведения представляет собой укрепленные дверные группы, оборудованные камерами видеонаблюдения, дверными глазками, электронными замками.
Также определенную сложность представляют так называемые сотрудники охраны, основной функцией которых является не обеспечение безопасности посетителей, а провокация сотрудников органов внутренних дел на совершение неправомерных действий и воспрепятствование проникновению сотрудников внутрь помещения, для чего они обладают набором необходимых познаний в сфере юриспруденции.
Нередки случаи уведомления организаторов игорных заведений лицами, осуществляющими постоянное круглосуточное наблюдение за входом в помещение. Кроме того, организаторами игорных заведений изготавливаются и распространяются среди узкого круга лиц пластиковые карты с электронным чипом, содержащим информацию о владельце карты с его фотографией, без которых вход в игорное заведение чрез- ^ вычайно затруднителен. ^
Федеральный закон от 07.02.2011 ^ № 3-Ф3 «О полиции» предоставляет со- | трудникам полиции право проникнове- ^ ния в жилые и иные помещения для а спасения жизни граждан и их имущест- и ва, обеспечения безопасности граждан ® или общественной безопасности при ^ массовых беспорядках и чрезвычайных ^ ситуациях; для задержания лиц, подоз- а реваемых в совершении преступления; Ц для пресечения преступления; для уста- 2 новления обстоятельств несчастного ^ случая. Таким образом, исходя из буквы «« закона, при принятии решения о про- | никновении в помещение сотрудник по- ^ лиции должен обладать достоверными ^ сведениями: Ц
ВЦ
<ч
<ч а а
и и
а) о наличии в помещении лиц, подозреваемых в совершении преступления;
б) о совершении преступления.
Применительно к конкретной ситуации можно исключить случаи спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, а также нецелесообразно рассматривать установление обстоятельств несчастного случая.
В результате, имея лишь заявление с изложенным, по мнению заявителя, фактом незаконной организации азартных игр, трудно делать вывод о совершении в соответствующем помещении преступления и наличии в нем лиц, подозреваемых в совершении преступления, так как осуществляемые действия могут быть в дальнейшем квалифицированы как административное правонарушение и, как следствие, возникнет вопрос в правомерности про-^ никновения в помещение.
Кроме того, есть ряд обстоять тельств, которые подлежат доказывала нию в процессе проверки. Например, ^ факт проведения азартных игр, протаем стность того или иного лица к органи-¡^ зации указанной деятельности, наличия ^ азартности в проводимых играх, уста-| новление суммы дохода, полученного в Л результате организации азартных игр. | Без проникновения в помещение и без « выяснения всех указанных условий не© возможно объективно квалифицировать § содеянное.
| Все эти факторы значительно ус-
ложняют проведение проверки по заяв-Л лению в кратчайшие сроки и требуют | значительного времени, что приводит к § продолжению совершения противо-^ правных деяний и в то же время росту
критики со стороны заявителя. ^ Следующим методом проникно-
| вения в помещения при выявлении пра-§ вонарушений, связанных с незаконной ед организацией и проведением азартных
игр, представляется проведение оперативно-разыскных мероприятий. Так, например, работники оперативных подразделений располагают полномочиями в части проведения такого оперативно-разыскного мероприятия, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. При этом, согласно Инструкции о порядке его проведения, оперативный работник, располагающий соответствующими данными, уполномочен провести указанное мероприятие на основании соответствующего распоряжения руководителя. Кроме этого, при наличии информации о возможном оказании силового противодействия в целях обеспечения защиты лиц, оформляющих обследование, в установленном порядке могут быть привлечены подразделения специального назначения органов внутренних дел (ОМОН).
Однако в практических реалиях такой подход не всегда эффективен. Нередки случаи, когда при силовом проникновении сотрудниками органов внутренних дел в помещение организаторы незаконной игорной деятельности полностью обесточивают занимаемое помещение, что значительно усложняет процесс дальнейшего доказывания азартности и получения материальной выгоды. Так, например, сам факт организации азартных игр может стать достоянием гласности лишь исходя из показаний лиц, принимавших участие в осуществлении указанной деятельности, при этом далеко не всегда указанные лица могут дать ключевые показания, на которых будет строиться дальнейшее обвинение. В то же время судебная практика свидетельствует, что показания игроков в качестве доказательства незаконной организации азартных игр зачастую не принимаются.
Кроме того, при квалификации совершенного деяния серьезной проблемой является установление с последующим доказыванием факта получения организаторами дохода от незакон-
ной организации азартных игр. Разумеется, это является определяющим признаком субъективной стороны при назначении наказания виновным лицам. При прекращении подачи электропитания получить данные программного обеспечения, установленного на игровом оборудовании, иногда становится невозможным ввиду выхода его из строя. Фактически в нем аккумулирована информация о количестве внесенных денежных средств (кредитов) и размере выданных сумм и кредитов, по которым возможно проведение исследования и подсчета суммы полученного дохода.
Таким образом, несмотря на имеющуюся у сотрудников оперативных подразделений возможность урегулированного ведомственными нормативными актами проникновения в помещения, большинство вопросов в части доказывания ключевых позиций незаконной организации азартных игр остаются нерешенными.
Очередным и, пожалуй, наиболее эффективным методом проникновения в помещение при пресечении исследуемых правонарушений, по мнению автора, является проведение так называемой проверочной закупки. В данном случае оперативный работник под видом посетителя игорного заведения с целью удовлетворения своего азартного желания может беспрепятственно проникнуть в помещение, где проводятся азартные игры. При этом необходимым качеством, которым должен обладать оперуполномоченный, являются определенные познания в области азартных игр, а именно: способы и методы размещения ставок, выбор игрового оборудования, наименование игр и т. п. После того, как правоохранитель определился с выбором оборудования и игрой, администратор зала зачисляет в игровой аппарат денежные средства в виде кредитов, которыми можно распоряжаться в зависимости от условий игры. При этом, исходя из судебной практики, важным и принципиально необходимым условием является получение выигры-
ша, так как только в этом случае будет доказана азартность проведения подобного рода мероприятий.
В дальнейшем, уже после объявления проверочной закупки, оперативный сотрудник обеспечивает беспрепятственный вход остальным работникам полиции для оформления документов по факту незаконной организации игорной деятельности. В подобных условиях обеспечивается свободный доступ в помещение без спорных вопросов в части нанесения имущественных повреждений. Кроме того, таким способом сотрудникам предоставляется возможность реализовать свои права, касающиеся опроса лиц, находящихся в игорном заведении, установления организаторов незаконной игорной деятельности, получения необходимых документов и материалов, изъятия предметов административного правонарушения и проведения технического исследования для подсчета суммы полученного дохода, от которого в дальнейшем будет зависеть квалификация содеянного в рам- ^ ках административного или уголовного законодательства. 2
Таким образом, все вышепере- а численные методы проникновения в у игорные заведения с последующим до- сц кументированием указанной деятельности могут использоваться при противо- ^ действии незаконной организации | азартных игр. Кроме того, необходимо ¡^ отметить, что оперативно-служебная « работа в этом направлении должна проводиться постоянно и с использованием
общественную опасность рассматри-
<ч
и «
а ©
всех имеющихся у сотрудников поли- ©
ции законных инструментов, учитывая ^
у
г
ваемых правонарушении и преступле- а
ний. При этом, принимая во внимание ¡^
высокую степень латентности, на наш ®
взгляд, наиболее эффективным методом §
противодействия является проведение ^ полного комплекса оперативно-
разыскных мероприятий, предусмот- ^
ренных законодательством об опера- а тивно-разыскной деятельности.
и ВЦ
ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА :
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1.
4. Соловьев И. Н. О некоторых вопросах административно-правового противодействия незаконному игорному бизнесу // Административное право и процесс. 2011. № 5.
5. Конин В. Н. Обеспечение общественной безопасности как направление деятельности Российской полиции // Административное право и процесс. 2013. № 1.
6. Российская газета. 2014. № 293. 24 декабря.
© Юсупов Т. Р.
© Авдеева Е. Ю.
ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
<ч
УДК 378 147[347+349 2] ИГБАЕВА, доцент кафедры гражданско-
правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
G. R. IGBAEVA, assistant professor of civil and legal disciplines Ufa Law Institute Ministry of Internal
§ Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)
о
0
§ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЭСТАФЕТА» КАК СОЧЕТАНИЕ
^ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
Ц ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ЧАСТИ УЧЕБНОЙ
! ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» И ДИСЦИПЛИНЫ
Ц «ТРУДОВОЕ ПРАВО» s
© PEDAGOGICAL TECHNOLOGY «RELAY RACE» AS A COMBINATION OF
! ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS OF EDUCATIONAL-COGNITIVE
1 ACTIVITY IN THE STUDY OF THE GENERAL PART OF THE DISCIPLINE
^ «CIVIL LAW» AND DISCIPLINE «LABOR LAW» a
I
0 Аннотация. Статья содержит описание разработанной автором инновацион-
§ ной педагогической технологии «Эстафета», которая представляет собой сочетание разнообразных активных и интерактивных методов учебно-познавательной деятелъ-
«Ц ности при изучении общей части учебной дисциплины «Гражданское право» и дисцип-
^ лины «Трудовое право» и предназначенной для семинарских занятий.
а s
eq