Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №5
УДК 327
Игорь ЩЕРБАК
О ПРИОРИТЕТАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ООН
Аннотация. В статье анализируются приоритеты Европейского союза в ООН в свете сессии Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН 2019 г. (24-30 сентября). Особое внимание уделяется ключевым приоритетам в сфере международной безопасности и предотвращения конфликтов, а также взаимодействию ЕС с ООН в противодействии новым глобальным вызовам. Подчёркивается приверженность ЕС принципам и нормам Устава ООН в развитии стратегического партнёрства с ООН по основным направлениям глобальной повестки совместных действий. В фокусе статьи находятся также вопросы стратегического партнёрства ЕС с ООН в сфере проведения операций по поддержанию мира в «горячих точках» планеты и управления кризисами. Отмечается поддержка ЕС последних инициатив Генерального секретаря ООН по плану действий в сфере миротворчества. Важным представляется также акцент ЕС на модернизацию института посредничества в контексте новых вызовов международной безопасности и взаимодействие с ООН в данном вопросе. Показывается возросшая активность ЕС в различных регионах мира на этом направлении. Затрагиваются также новые подходы Европейского союза к «сохранению гуманитарного пространства» при введении санкций и осуществлении операций по противодействию терроризму.
Ключевые слова: приоритеты ЕС в ООН в области международной безопасности и предотвращения конфликтов, партнёрство ЕС-ООН, эффективная многосторонность, мирное посредничество, глобальные вызовы.
Завершившаяся в штаб-квартире ООН 74-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН стала удобным поводом для подтверждения ЕС в «эпоху фрагментации и поляризации» своего статуса как глобального игрока в соответствии с Глобальной стратегией союза в сфере внешней политики и безопасности.
Накануне (15 июля 2019 г.) Совет ЕС принял документ о «Приоритетах ЕС в ООН и на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (сентябрь 2019 - сентябрь 2020 гг.)» Брюссель также сформировал представительную делегацию во главе с президентом Совета ЕС Д. Туском, первым вице-президентом Совета ЕС Ф. Тиммермансом и высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини. Под эгидой ЕС пройдёт целый каскад мероприятий высокого уровня на «полях» ГА ООН: Глобальный форум по борьбе с терроризмом на министерском уровне; заседание международной контактной группы по Венесуэле; заседание по урегулированию кризиса в Сирии; глобальная кампания в связи с 30-летней годовщиной Конвенции ООН по защите прав детей; заседание по защите гуманитарного пространства в контексте режимов санкций и борьбы с терроризмом; совместное мероприятие с Всемирным экономическим форумом по климату и т.д. Кроме того, представитель-
© Щербак Игорь Николаевич - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела европейской безопасности Института Европы РАН; ведущий научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России. Адрес. 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. Е-maU: [email protected]. БОТ: http://dx.doi.org/10.15211/ vestnikieran52019110114
ство ЕС на сессии усилено участием в её работе руководителей ведущих стран ЕС - Германии (канцлер А. Меркель) и Франции (президент Э. Макрон).
Представляется, что повышенная активность вокруг сессии ГА ООН отчасти объяснятся стремлением ЕС консолидировать ряды государств - участников союза вокруг глобальной повестки ООН на фоне растущих сложностей и противоречий внутри Евросоюза в связи с негативными последствиями предстоящего выхода Великобритании из состава.
Анализ документа о «Приоритетах ЕС в ООН» показывает, что ЕС придерживается своей традиционной стратегии приверженности Уставу ООН и принципам «эффективной многосторонности», их последовательной реализации в рамках «углубляющегося партнёрства» ЕС с ООН. Подчёркивается, что «многосторонность, в которой ООН играет ведущую роль, -единственный путь к решению сложных проблем современного мира, который сталкивается с глобальными угрозами»1. В этом ЕС серьёзно расходится с подходом нынешней администрации США, которая, судя по выступлению президента Д. Трампа на текущей сессии ГА ООН, считает приоритетными свои национальные интересы. «Будущее не принадлежит глобалистам, оно принадлежит патриотам», - заявил президент США2.
Заслуживают внимания также положения документа о поддержке Евросоюзом реформы системы органов и учреждений ООН и устойчивого финансирования ООН, включая всеобъемлющую реформу Совета Безопасности ООН и «модернизацию» работы Генеральной Ассамблеи ООН для придания им «большей эффективности, прозрачности, демократичности и отчётности». При этом ЕС не уточняет своей позиции по политически чувствительным аспектам реформы Совета Безопасности ООН (расширение состава постоянных членов Совета, ограничения их права вето). Это может свидетельствовать, что ЕС в таком важном вопросе будет, скорее всего, проявлять осторожный подход и стремиться к консенсусу.
Приоритеты ЕС в ООН на ближайшую перспективу, согласно упомянутому документу, будут фокусироваться на трёх ключевых направлениях:
- предотвращение конфликтов, мир и безопасность;
- общая позитивная повестка дня;
- взаимодействие с ООН в сфере глобальных вызовов.
Важнейшее место в списке приоритетов занимает первая тема. Подчёркивается, что предотвращение конфликтов является общей стратегией ЕС и ООН и её реализация будет осуществляться в совместных действиях для повышения эффективности операций по поддержанию мира и управления кризисами. Особое внимание уделяется обеспечению тесной связи между ранним предупреждением и упреждающими действиями миротворческих сил с целью снижения рисков возникновения или возобновления конфликтов.
Представляется также значимой поддержка ЕС инициативы Генерального секретаря ООН «О действиях по поддержанию мира» и «усиленного» стратегического партнёрства ЕС-ООН в сфере миротворческих операций и управления кризисами. Однако в документе нет конкретизации форм их сотрудничества или новых соображений по данному вопросу. Вместо этого содержится расплывчатая формулировка, что «ЕС продолжит тесное сотрудничество с миссиями ООН на местах на основе взаимных усилий и взаимовыгодных вариантов предоставления ресурсов там, где это необходимо»3. По-видимому, в Брюсселе пока не выработана окончательная линия в отношении оптимальных форм сотрудничества с ООН в данной
1 Council of the European Union. EU Priorities at the United Nations and the 74th United Nations General Assembly (September 2019-2020), Brussels, 15 July 2019.
Trump UN speech in the United Nations General Assembly address to-day - CBS News - www.cbsnews.com.
3 Council of the European Union. EU Priorities at the United Nations and the 74th United Nations General Assembly (September 2019-2020), Brussels, 15 July 2019. 10895/19-pdf.data.consillum.europa.eu.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №5
области (речь идёт о таких вариантах, как совместные операции под единым командованием; операции ЕС в поддержку миссий ООН; параллельные операции ЕС и ООН; самостоятельные операции ЕС по мандату СБ ООН и т.д.).
Следует отметить обозначенный в «Приоритетах» интерес ЕС к продолжению линии на сотрудничество с ООН в сфере посреднических усилий по урегулированию конфликтов мирным путём и недопущения их разрастания. Показательным в этом плане стало выступление Ф. Могерини на министерском заседании Группы друзей ООН по мирному посредничеству в ходе текущей сессии ГА ООН. Из её выступления вытекает, что ЕС считает посредничество эффективным инструментом мирного урегулирования в условиях современных кризисных ситуаций. ЕС будет продолжать использовать его при модернизации данного института и оснащении современными информационными и цифровыми технологиями, а также расширения участия в нём женщин, молодёжи и общественных организаций (принцип инклюзивности)1. ЕС принимает также активное участие в работе Группы друзей ООН по мирному посредничеству (учреждена в 2010 г.) и придерживается в своей деятельности руководящих принципов и правил по посредничеству, утверждённых в соответствующих документах Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция A/72/115 от 27 июля 2017 г. - Деятельность ООН по поддержке посредничества, доклад Генерального секретаря ООН). Можно предположить, что такой подход, сопряжённый с ООН, существенно расширяет возможности Европейского союза в реализации своих собственных миссий посредничества. Это облегчает их проведение в политически чувствительных регионах, а вместе с тем работает на имидж ЕС как влиятельного международного посредника, расширяя географическую сферу дипломатии союза.
Достаточно сказать, что за последние годы ЕС существенно увеличил масштабы и интенсивность своих посреднических усилий. Евросоюз активно вовлечён в урегулирование кризисов в Венесуэле (под эгидой ЕС создана международная контактная группа), в Мозамбике (при его содействии подписано мирное соглашение), в Сирии и Ливии и в ряде стран африканского региона. Продолжаются дипломатические усилия ЕС по сохранению «ядерной сделки» с Ираном, а также по урегулированию кризиса в Афганистане.
Обозначилась тенденция интеграции концепции посредничества в новую стратегию расширения партнёрства ЕС со странами Центральной Азии, принятую в мае 2019 г. в контексте стабилизации ситуации в Афганистане и активизации политического диалога ЕС со странами региона. В рамках этой стратегии в июле 2019 г. в Бишкеке прошёл первый Форум ЕС -Центральная Азия.
Учитывая прозвучавший из уст руководителей ЕС тезис, что новые соглашения о партнёрстве и сотрудничестве со странами региона не подразумевают «соперничества и конкуренции» и они совместимы с другими интеграционными инициативами, такими как Евразийский экономический союз, представляется перспективным изучить возможность диалога по линии ЕС-ЕАЭС по вопросам координации их деятельности .
Из приоритетов ЕС во взаимодействии с ООН по глобальным вызовам внимания заслуживает намерение сотрудничать с ООН в сфере гуманитарной помощи для «сохранения гуманитарного пространства и улучшения системы гуманитарного реагирования». В документе особо подчёркивается, что в 70-ю годовщину Женевских конвенций 1949 г. Брюссель будет выстраивать партнёрство с ООН таким образом, чтобы не только обеспечить соблюдение норм международного гуманитарного права. Важно, чтобы им соответствовали меры по борь-
1 Remarks by the High Representative /Vice-President Federica Mogherini at the Ministerial Meeting of the United Na-2ions Group of Friends of Mediation N-Y, 26.09.2019. URL: eeas.europa.eu (дата обращения: 29.09.2019).
2 Шейко Ю. ЕС принял новую стратегию отношений со станами Центральной Азии. 17.06.2019. URL: dw.com (дата обращения: 30.09.2019).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №5
бе с терроризмом, а санкции не препятствовали гуманитарной помощи. Данное положение документа очевидно отражает озабоченность ЕС масштабным применением санкций со стороны западных стран, которые оказывают всё более дестабилизирующее влияние на глобальную политику и экономику. Можно скорее предполагать готовность ЕС к введению «гуманитарных изъятий» из введённых в том числе им самим санкций, нежели к пересмотру всего комплекса санкционных режимов, используемых Брюсселем в своих внешнеполитических интересах.
* * *
Разработанные ЕС приоритеты в ООН в контексте сессии ГА ООН 2019 г. показывают, что Европейский союз придерживается в развитии партнёрских отношений с ООН основных принципов Устава ООН и концепции «эффективной многосторонности», соответствующей Глобальной стратегии ЕС в сфере международной безопасности. В этом плане подходы ЕС серьёзно отличаются от позиции нынешней администрации США, провозгласившей приоритет исключительно национальных интересов в сфере международных отношений.
Документ ЕС о приоритетах в сотрудничестве с ООН подтверждает линию Брюсселя на дальнейшее углубление взаимодействия с ООН в области раннего предупреждения кризисов и укрепления международной безопасности. Ключевым направлением остаётся расширенное партнёрство в области миротворческих операций и миссий на основе недавней инициативы Генерального секретаря ООН о «Действиях по поддержанию мира». Вместе с тем окончательная позиция ЕС относительно оптимальных форм подобного сотрудничества пока находится в стадии согласования в Брюсселе.
Ориентация ЕС на поддержку и соблюдение Устава ООН и принципы многосторонности создают определённые возможности для конструктивного сотрудничества России с Европейским союзом, в том числе в сфере переговорных процессов и посреднических миссий под эгидой ООН по урегулированию региональных кризисов и конфликтов, а также в осуществлении скоординированной линии при реализации важнейших операций ООН по поддержанию мира в соответствии с мандатом СБ ООН.
Список литературы
Шейко Ю. ЕС принял новую стратегию отношений со станами Центральной Азии, 17.06. 2019. URL: dw.com (дата обращения: 30.09.2019).
References
Council of the European Union. EU Priorities at the United Nations and the 74th United Nations General Assembly (September 2019-2020), Brussels, 15 July 2019. 10895/19-pdf.data.consillum .europa.eu.
Remarks by the High Representative. Vice-President Federica Mogherini at the Ministerial Meeting of the United Nations Group of Friends of Mediation N-Y, 26.09.2019. URL: eeas.europa.eu (дата обращения: 29.09.2019).
Trump UN speech in the United Nations General Assembly address to-day - CBS News -www.cbsnews.com.
About priorities of the European Union at the United Nations
Author. Igor Shcherbak, Doctor of Sciences (History), Leading Research Associate of the Department of European Security, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Leading Re-
search Associate, IMIMGIMO. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The author analyzed the priorities of the European Union at the United Nations in the context of the current session of the United Nations General Assembly. Special attention has been devoted to the key priorities of the EU in the sphere of international security and crisis prevention and also to the engagement of the EU with the UN on global challenges. The author underlines the commitment of the EU to the principles and norms of the UN Charter in development of the strategic partnership with the UN on the key problems of the global agenda of joint actions. The article focuses also on the strategic partnership of the EC and the UN in the sphere of peacekeeping operations in the «hot spots» in different regions of the world and crisis management. The author stresses support of the EU to the latest initiatives of the UN Secretary General on the plan of actions in peacekeeping. The author considers cooperation of the EU with the UN in peaceful mediation and the union's emphasis on modernization of mediation in the context of new challenges to the international security as an important factor. The article shows growing activity of the EU on this subject in different regions of the world. The article touches upon new approaches of the EU to «safeguarding humanitarian space» during introduction of sanctions and realization of operations against terrorism.
Key words: The EU priorities at the UN in the sphere of international security and crisis prevention, the EU - UN partnership, effective multilatarizm, peaceful mediation, global challenges.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52019110114