О применении профессиональных стандартов при подготовке бакалавров и магистров в сфере экономики и управления ЖКХ
Аннотация
Рассмотрены основные проблемы, возникающие при применении профессиональных стандартов в практике работы вузов при подготовке экономистов в целом, в том числе в сфере ЖКХ. Выявлены основные противоречия и приведена классификация проблем, возникающих в процессе применения профессиональных стандартов. Предложен алгоритм действий при внедрении профессиональных стандартов в вузе. Исследована проблема применения профессиональных стандартов при подготовке бакалавров и магистров в сфере экономики и управления, в частности в отрасли ЖКХ. Показано, что в ЖКХ испытывается недостаток методической литературы по применению требований профессионального стандарта в рабочих учебных программах. На основании действующих нормативно-правовых актов и опросов экспертов в УрГЭУ разработаны соответствующие рабочие учебные планы бакалавриата и магистратуры. Выявлена неготовность представителей отрасли работать совместно с вузами по созданию профильных рабочих учебных планов вследствие слабого понимания профессиональным сообществом необходимости повышения квалификации персонала в целях приведения в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
О) S о
^ АСТРАТОВА Галина Владимировна
Доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики жилищного, коммунального хозяйства и энергетики
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 E-mail: [email protected]
^ ШКЛЯЕВА Надежда Анатольевна
Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой теории и практики управления
Сургутский государственный педагогический университет 628417, РФ, ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ЖКХ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ ДЛЯ ЖКХ ЭКОНОМИКА ЖКХ
JEL classification
A22, J89, R39
ВВЕДЕНИЕ
Значение сферы ЖКХ в контексте развития социально-экономической политики государства и повышения качества жизни населения бесспорно. К тому же реалии современности, в которых происходит реформирование данного сектора в РФ, показывают, что ситуация на рынке услуг ЖКХ меняется очень быстро. В этих условиях чрезвычайно важно, чтобы модернизация ЖКХ осуществлялась высококвалифицированными кадрами в сфере техники и технологий, экономики и управления. Однако на практике мы видим, что одна из ключевых проблем в этой отрасли именно недостаток высококвалифицированных кадров.
Ситуация осложняется еще и тем, что в Российской Федерации в сфере труда с 1 июля 2016 г. начата работа по внедрению профессиональных стандартов1 (далее - ПС). В доступной нам литературе мы не обнаружили методических рекомендаций по алгоритму реализации ПС не только в практической деятельности организаций в сфере ЖКХ, но и в учебном процессе вузов, на текущий момент разворачивается весьма активная дискуссия среди ученых и специалистов по данному вопросу. Наиболее обсуждаемыми проблемами являются2:
• содержание стандарта как нормативного акта и его качество;
1 Профессиональные стандарты / Минтруда России. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru.
2 Сайт ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» / Минтруда России. URL: http://vet-bc.ru.
• несоответствие персонала требованиям профессионального стандарта;
• недостаток/отсутствие финансирования на обучение персонала;
• механизм применения профессиональных стандартов в регулировании трудовых отношений с работником;
• алгоритм использования требований ПС в рабочих учебных планах вузов;
• методы применения информации, изложенной в ПС, в рабочих программах учебных дисциплин вузов;
• педагогические технологии, позволяющие использовать требования ПС в процессе обучения студентов вузов; и т.п.
Вышеизложенное побудило авторов рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе применения профессиональных стандартов в практике работы вузов, занимающихся подготовкой специалистов как в области экономики и управления в целом, так и в сфере ЖКХ в частности.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено по авторской методике, разработанной на основе поэтапного использования следующих известных методов: 1) монографическое кабинетное исследование; 2) полевое исследование - экспертный опрос. Рассмотрим инструменты нашего исследования более подробно.
Метод монографического кабинетного исследования [1; 2] предполагает изучение авторами доступных источников литературы:
On Application of Occupational Standards in Training Bachelors and Masters in Economics and Housing and Public Utilities Management
Abstract
The paper focuses on the major problems arising during the application of occupational standards in the process of training economists, including specialists in housing and public utilities (HPU), at universities. It reveals the main contradictions and presents a classification of problems that surface while applying occupational standards. The authors propose an algorithm of actions to follow when introducing occupational standards in a higher education institution; examine the problem of applying occupational standards in the context of training bachelors and masters in economics and housing and public utilities management; and show that the HPU industry suffers from a lack of methodical literature on using the requirements of the occupational standard in working training programmes. Based on the current regulatory legal acts and expert interviews, the staff of the Ural State University of Economics have developed relevant curricula of bachelor's and master's degree programmes. The study finds that the industry representatives are not ready to cooperate with universities in the development of specialized curricula due to a poor understanding by the professional community of the need to upgrade the skills of personnel in order to bring them in line with the requirements of occupational standards.
Galina V. ASTRATOVA
Dr. Sc. (Econ.), Cand. Sc. (Engineering), Professor, Head of Economics of Housing and Public Utilities and Energy Supply Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 E-mail: [email protected]
^ Nadezhda A. SHKLYAEVA
Cand. Sc. (History), Head of Theory and Practice of Management Dept.
Surgut State Pedagogical University 628417, RF, Khanty-Mansi Autonomous Okrug — Yugra, Surgut, 50 let VLKSM St., 10/2 E-mail: [email protected]
■o a
H
a
N О
• данных российской, зарубежной и сводной международной статистики в сфере ЖКХ и на рынке услуг образования;
• результатов исследований иностранных и российских ученых и практиков в сфере экономики, менеджмента и маркетинга в сфере ЖКХ и на рынке услуг образования; др.
Полевое исследование - экспертный опрос - было проведено в два этапа.
Первый этап был реализован в процессе многолетних исследований (20102017 гг.) кафедрой теории и практики управления Сургутского государственного педагогического университета, в ходе которых изучались общие вопросы разработки и внедрения ПС в образовательных учреждениях [5; 6; 9; 22-25], а также был разработан ряд стандартов, вследствие чего данный вуз оказался подготовленным к их внедрению. Практический опыт кафедры теории и практики управления СурГПУ1 обобщен в ряде публикаций [16-19].
Второй этап исследования заключался в проведении неструктурированного интервью:
• участников круглых столов на тему «Актуальные проблемы обучения специалистов в сфере ЖКХ», организован-
1 Начиная с 2016 г. профессорско-преподавательским составом кафедры теории и практики управления СурГПУ проводились консультации по вопросам применения ПС для более чем двухсот руководителей организаций различных форм собственности, образовательных учреждений, юристов и специалистов по кадрам в Ханты-Мансийском автономном округе.
ных кафедрой экономики жилищного, коммунального хозяйства и энергетики УрГЭУ и проведенных в данном университете 19 октября 2016 г. и 21 марта 2017 г. В работе круглых столов принимали участие преподаватели УрГЭУ, сотрудники Института экономики УрО РАН, представители МУП «Водоканал», сотрудники и руководители управляющих и риелторских компаний, товариществ собственников жилья г. Екатеринбурга, эксперты консалтинга;
• участников Всероссийского отраслевого форума «Технологии энергоэффективности» и Всероссийского совещания по энергосбережению, проходивших в Екатеринбурге на площадке Центра международной торговли 12-13 апреля 2017 г., - руководителей отраслевых министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов рынка ЖКХ и малой энергетики;
• участников Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социального и профессионально-экономического вхождения молодежи в региональную общественно-производственную среду», проходившей в УрГЭУ 5 июня 2017 г.
По итогам неструктурированных интервью нами были разработаны по авторской методики [1; 2] стандартизированные анкеты, в которые были включены основные вопросы, касающиеся применения профессиональных стандартов ЖКХ в процессе обучения экономическим дисциплинам в вузе.
Keywords
OCCUPATIONAL STANDARD
OCCUPATIONAL STANDARDS IN HOUSING AND PUBLIC UTILITIES
TRAINING OF ECONOMISTS
IN HOUSING AND PUBLIC UTILITIES INDUSTRY
HOUSING AND PUBLIC UTILITIES ECONOMICS
Всего с октября 2016 г. по июнь 2017 г. нами было опрошено 44 человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Теоретико-методологические аспекты разработки и внедрения профессиональных стандартов
На рубеже ХХ-ХХ1 веков в России началось исследование зарубежной практики разработки и применения различных систем профессиональных ква-лификаций1. Этот процесс был запущен, как известно, благодаря Болонскому соглашению, программным документам Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ2, предложениям объединений работодателей, и другим официальным инициативам [5-9; 11; 15 и др.]. Особый интерес вызвали такие вопросы, как взаимодействие профессионального образования и рынка труда, анализ трудовых отношений, а также методик разработки и практики применения ПС и независи-
Профессиональные стандарты применяются работодателями с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, при решении следующих задач:
•определение трудовых функций работников; •разработка штатных расписаний, должностных инструкций; •формирование системы оплаты труда; •аттестация работников; •организация обучения работников
Молодежь
Профессиональный стандарт позволяет сделать выбор профессии исходя из требований к компетенции работника, спланировать обучение и профессиональную карьеру
Работающие Профессиональный стандарт позволяет
выбрать программы дополнительного обучения в целях непрерывного образования
Образовательные организации
Профессиональные стандарты учитываются при формировании образовательных стандартов и программ
Направления применения профессиональных стандартов
Применение профессиональных стандартов: презентация Министерства труда и социальной защиты РФ. Апрель 2016 г. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/ upload/medialibrary/839/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_25%2004%2016.pdf
мой оценки и признания квалификаций. Научная школа в области теории и методологии применения профессиональных стандартов находится в стадии формирования, на текущий момент существует два подхода к дефиниции «профессиональный стандарт»:
1) «многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням»3 [8. С. 8];
2) «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности»4.
К настоящему времени является общепризнанным, что ПС необходимы всем: и работодателям, и работникам, и молодежи, и образовательным организациям (см. рисунок).
Необходимо отметить, что в целом по стране уже начала формироваться практика внедрения ПС. Стали появляться качественные публикации и практические документы по данной тематике, прежде всего необходимо выделить электронный журнал «Кадровое дело».
Вместе с тем анализ доступной нам литературы (см., например: [3; 4; 7-9; 11; 21 и др.]) показывает, что на текущий момент в сфере труда наметился ряд противоречий (табл. 1).
Первое противоречие может быть проиллюстрировано следующим примером. Так, для образовательной организации высшего образования основным нормативным актом является закон «Об образовании»5, предъявляющий требования к квалификации:
• ст. 46 - требования к квалификации педагогических работников;
• ст. 51 - требования к квалификации руководителей образовательной организации;
• ст. 52 - квалификационные требования к иным работникам образовательной организации.
Таким образом, согласно ст. 52 Закона «Об образовании» профессиональные стандарты в части требований к квалификации следует применять не только к педагогическим работникам, но и к должностям инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Следовательно, сосредоточенность образовательных организаций только на педагогических стандартах влечет за собой большие риски.
Второе противоречие может быть проиллюстрировано совокупностью вопросов, которые возникают в процессе внедрения ПС в практику (табл. 2).
Анализ практики внедрения ПС в Ханты-Мансийском автономном округе на предприятиях Газпрома, Тюмень-
1 Лидирующие позиции в этих исследованиях заняли, как известно, О. Н. Олейникова (Центр изучения проблем профессионального образования) и А. Н. Лей-бович (Национальное агентство развития квалификаций) совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей.
2 Нормативная база профессиональных стандартов изложена в следующих основных документах: Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»; Трудовой кодекс РФ (ст. 195.1; ст. 195.2; ст. 195.3); постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (в ред. постановления Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. № 970); постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (в ред. постановления Правительства РФ от 12 апреля 2016 г. № 295); приказы Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта» (с изм. от 29 сентября 2014 г. № 665н ), от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов», от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», от 30 сентября 2014 г. № 671н «Об утверждении методических рекомендаций по организации» профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов», от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»; и др.
3 Данная дефиниция используется с 2007 г. во всех документах, разработанных с участием Центра изучения проблем профессионального образования, Национального агентства развития квалификаций, Федерального института развития образования и утвержденных Российским союзом промышленников и предпринимателей.
4 Трудовой кодекс РФ. Ст. 195.1.
5 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2016 г.).
Таблица 1 - Основные противоречия в сфере труда в связи с необходимостью применения профессиональных стандартов
Противоречие Содержание Предложения по устранению
1. Готовность работодателей следовать нормам трудового права, рекомендующим внедрение ПС, с одной стороны, и разрозненность инструментов их применения, с другой стороны Прежде чем принять решение, является ли стандарт обязательным к применению, необходимо воспользоваться не только стандартом, но и целым рядом иных нормативных актов, в которых могут быть прописаны требования к квалификации Необходима систематизация нормативных актов, в которых могут быть обозначены требования к квалификации по всем должностям в организации
2. Понимание работодателями необходимости изменения локальных нормативных актов и кадровых документов в связи с внедрением ПС, с одной стороны, и практические трудности в проведении такой работы, с другой стороны Недостаточная проработка алгоритмов внедрения ПС Необходима разработка алгоритмов и четких методических рекомендаций по внедрению ПС
Таблица 2 - Классификация вопросов по внедрению ПС
До внедрения ПС На первых этапах внедрения ПС В процессе внедрения ПС
Для чего нужны ПС? Какие из ПС внедрять обязательно? Должны ли коммерческие организации внедрять ПС? Какое наказание грозит организации за неприменение ПС? Какие нормативные документы регламентируют внедрение ПС? др. Какие нормативные акты необходимо создать заново? Какие документы надо изменить в первую очередь? Какие документы могут быть затребованы при проверке применения ПС? Как организовать оценку работника на соответствие ПС? Что применять: ЕКС или ПС? др. Можно ли уволить работника, если он не соответствует ПС? Как оформить изменение должностных функций? Как организовать обучение сотрудников? Как осуществляется дифференциация по группам внутри определенного уровня квалификации? др.
энерго, Сургутских электрических сетей, в банковском секторе, организациях социального обслуживания, в коммерческом секторе, медицинских учреждениях, образовательных организациях свидетельствует об углублении понимания роли ПС в процессе их внедрения. При этом мы выявили, что чем активнее идет работа по внедрению ПС, тем больше понимания у специалистов, участвующих в данной работе. Более того, в организациях, внедряющих ПС, появляется возможность планирования бюджета на обучение персонала, время на разработку локальных нормативных актов, формирование осознанного отношения к процедуре внедрения ПС. Наконец, достоинством такой работы является оценка соответствия персонала требованиям профессиональных стандартов, при выявлении отклонений осуществляется перспективное планирование бюджета по ликвидации несоответствий путем поэтапного обучения.
Говоря о внедрении ПС в вузы, необходимо отметить, что профессиональный стандарт значительно расширяет
круг трудовых функций преподавателя, доцента и профессора. Например, преподавательский состава вузов до сих пор встречает с сопротивлением необходимость разработки фонда оценочных средств, требуя оплачивать эту работу дополнительно. Однако согласно профессиональному стандарту использование современных средств оценки является теперь трудовой функцией преподавателя, доцента и профессора.
Таким образом, начиная работу по внедрению ПС в вузе, мы рекомендуем следующий алгоритм действий:
1) создать рабочую группу;
2) выяснить, по каким должностям штатного расписания вуза имеются утвержденные ПС;
3) изучить каждый из стандартов, определить, может ли он относиться к виду деятельности, выполняемой по функционалу должности, как стандарт рекомендует назвать указанную должность. Есть ли по этой должности гарантии, льготы, компенсации? Выяснить, имеются ли требования к квалификации;
4) составить перечень ПС, внедряе- р мых в организации; §
5) разработать поэтапный до 1 янва- N ря 2020 г. план внедрения ПС в органи- 3 зации; ^
6) приступить к исполнению плана. ^
2. Исследование проблемы приме- |
нения профессиональных стандартов Й при подготовке бакалавров и маги- м стров в сфере экономики и управления « ЖКХ I
Изучение различных литературных ^ источников (см.: [7-9; 12-14; 20 и др.]) по- 11 казывает, что в сфере ЖХ на текущий момент наблюдается острый дефицит высококвалифицированных специалистов и несоответствие программ основного и дополнительного профессионального образования современным нуждам отрасли, что подтверждается результатами мониторинга1, проведенного на основании распоряжения Правительства РФ от 11 ноября 2013 г. № 2077-р. В частности, отмечаются следующие основные проблемы: «дефицит высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов; недостаточный уровень подготовки менеджмента; отсутствие сбалансированного регионального (муниципального) заказа на профессиональную подготовку; слабое материально-техническое и финансовое обеспечение образовательных организаций; отсутствие системы непрерывного профессионального образования; непривлекательность профессий и специальностей жилищно-коммунального хозяйства; малоэффективная про-фориентационная работа среди учащихся общеобразовательных организаций»2.
Немаловажно и то, что дефицит высококвалифицированных кадров в ЖКХ обусловливает слабую включенность отрасли в тенденции «новой индустриализации» на уровне страны и региона [10], что не позволяет в полной мере не только внедрять такие проекты, как «фасили-ти-менеджмент», «умный дом», и т.п., но и «участвовать» в активно формирующихся на Среднем Урале «научно-технических, институциональных и инфраструктурных предпосылках и возможностях технологического прорыва, что позволит регионам занять ведущие позиции в инновационной экономике на региональном и внешнем рынках» [10. С. 22].
Такая ситуация в ЖКХ обусловлена рядом причин, связанных в том числе с образовательной деятельностью, сре-
1 Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 г. № 80-р. С. 50-51.
2 Там же. С. 51.
ди которых наиболее существенными сн можно считать следующие: | • статичность российского про-3 фессионального образования, ориенти-^ рованного на роль обучающегося как х пассивного слушателя и получателя пре-
ш
2 имущественно академических знаний, | но не активного пользователя, во многом самостоятельно осваивающего практические умения и навыки;
• недостаточное количество программ профильного образования1 и отсутствие до декабря 2015 г. самостоятельного направления образования по экономике ЖКХ2, что не давало возможности учитывать «особенности эксплуатационного этапа жизненного цикла объектов недвижимости и специфику их развития в системе городского хозяйства, а следовательно ... сформировать связи между системой образования и производственной деятельностью в отрасли» [14. С. 53];
• несоответствие современных требований рынка к компетенциям работников отрасли тем профессиональным знаниям, навыкам и умениям, которые регламентированы и разработаны в разное время в различных квалификационных справочниках, таких как Единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕТКС); Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД);
• отсутствие возможности гармонизации отечественных квалификационных справочников с зарубежными аналогами, что затрудняет мобильность человеческих ресурсов на международном рынке труда;
• невозможность синхронизации оценки квалификации персонала с имеющимися в РФ квалификационными справочниками и с отечественной системой образования, поскольку целью создания
1 Ранее подготовка кадров для ЖКХ осуществлялась по таким образовательным направлениям, как «Экономика строительства», «Архитектура и строительство», «Экономика города», «Городское и муниципальное управление», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» и др.
2 Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень образования - бакалавр. Направление подготовки 38.03.10. Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (зарегистрировано в Минюсте России 18 января 2016 г. № 40625); Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень образования - магистр. Направление подготовки 38.04.10. Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. № 40498).
справочников являлась классификация информации о видах деятельности;
• отсутствие постановки актуальных в настоящее время задач при создании квалификационных справочников, как-то:
а) взаимосвязь между должностями и квалификационными уровнями работников;
б) разработка требований к работнику с учетом не только профессиональных (функциональных) знаний, умений и навыков, относящихся к технологии труда, но и общих (ключевых или базовых) компетенций, необходимых для адаптации человека к новым экономическим реалиям и получения новых знаний;
в) продолжение (восстановление) традиции передачи профессиональных знаний от опытного работника (наставника) молодому специалисту;
г) создание базиса для разработки образовательных стандартов; др.;
• отсутствие на текущий момент взаимосвязи между профессиональными стандартами в отрасли ЖКХ ипрофиль-ным образованием в вузах и колледжах.
Говоря о профессиональном стандарте как базисе для разработки образовательных стандартов, необходимо отметить следующее.
Во-первых, нами установлено, что на текущий момент в сфере жилищно-коммунального хозяйства утвержден для применения 41 профессиональный стандарт для рабочих, инженерных и управленческих профессий и специальностей. Среди них пять профессиональных стандартов имеют непосредственное отношение к сфере экономики и управления в ЖКХ:
1. Специалист по управлению жилищным фондом3.
2. Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома4.
3. Специалист по абонентному обслуживанию потребителей5.
3 Профессиональный стандарт. Специалист по управлению жилищным фондом, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2014 г. № 233н. (зарегистрировано в Минюсте России 3 июля 2014 г. № 32945).
4 Профессиональный стандарт. Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2014 г. № 238н (зарегистрировано в Минюсте России 22 мая 2014 г. № 32395).
5 Профессиональный стандарт. Специалист по абонентному обслуживанию потребителей, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2014 г. № 243н (зарегистрировано в Минюсте России 30 мая 2014 г. № 32505).
4. Специалист по управлению многоквартирным домом6.
5. Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в ЖКХ7.
Во-вторых, выявлено, что все вышеуказанные ПС:
а) должны применяться в сфере ЖКХ и управления многоквартирным домом (далее - МКД) в следующих случаях:
• при построении кадровой политики управляющей организации;
• при приеме на работу квалифицированных специалистов;
• при аттестации сотрудников;
б) содержат в себе характеристики и требования к квалификации той или иной специальности.
В-третьих, в процессе разработки рабочих учебных планов профильных направлений бакалавриата и магистратуры кафедра экономики жилищного, коммунального хозяйства и энергетики (далее - ЭЖКХиЭ) УрГЭУ столкнулась с рядом актуальных проблем:
1) недостаток методических пособий и рекомендаций по применению требований профессионального стандарта в рабочих учебных планах (далее - РУП) при обучении студентов по направлению «Экономика»;
2) неготовность представителей отрасли ЖКХ работать совместно с вузами по созданию профильных РУП вследствие слабого понимания руководителями управляющих компаний, жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья необходимости повышения квалификации персонала в целях приведения в соответствие с требованиями профессиональных стандартов8.
В связи с вышеизложенным и на основе изучения ряда нормативных документов, таких как:
• профессиональные стандарты «Специалист по абонентному обслуживанию потребителей», «Специалист
6 Профессиональный стандарт. Специалист по управлению многоквартирным домом, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2014 г. № 236н (зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2014 г. № 32532).
7 Профессиональный стандарт. Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в ЖКХ, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 июня 2015 г. № 366н (зарегистрировано в Минюсте России 29 июня 2015 г. № 37815).
8 Это особенно наглядно и ярко проявилось на совещаниях отраслевых секций Иннопрома-2016 и Иннопрома-2017, где основной тон задавали ресурсные министерства, а дискуссии концентрировались на тарифах ЖКХ, но не на необходимости повышения квалификации управленческих кадров в отрасли.
Таблица 3 - Согласование требований профессиональных и образовательных стандартов применительно к рабочим учебным планам бакалавриата и магистратуры по направлению«Экономика»
Профессиональный стандарт Группа занятий Вид экономической деятельности Обобщенные трудовые функции Дисциплины, предлагаемы в РУП
Бакалавриат Профиль «Экономика городской среды» Магистратура Программа «Экономика недвижимости»
Специалист по управлению жилищным фондом Руководители учреждений, организаций, предприятий Управление эксплуатацией жилого фонда 1. Организация работы по управлению жилищным фондом на уровне местного самоуправления. 2. Организация процессов по управлению государственным и муниципальным жилищным фондом. 3. Руководство по управлению государственным, муниципальным и частным жилищным фондом Инновации и новые технологии в ЖКХ. Современные методы мониторинга объектов ЖКХ. Основы профессионального управления МКД и загородной недвижимостью Инфраструктура МКД. Современные интеллектуальные технологии в ЖКХиЭ. Современные технологии управления МКД
Специалист по эксплуатации и обслуживанию МКД Руководители учреждений, организаций, предприятий Управление эксплуатацией жилого фонда 1. Обеспечение и проведение работ по эксплуатации, обслуживанию, санитарному содержанию и благоустройству общего имущества многоквартирного дома. 2. Обеспечение и проведение ремонтных работ общего имущества многоквартирного дома. 3. Руководство комплексом работ по эксплуатации и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома Управление инженерными сетями ЖКХиЭ. Управление энергосбережением и энергоэффективностью на предприятиях ЖКХиЭ. Управление жилищным хозяйством и инфраструктурой городских сетей ресурсоснабжающих организаций Управление эксплуатацией и обслуживанием МКД. Управление процессами в ЖКХ
Специалист по абонентному обслуживанию потребителей Руководители специализированных служб, подразделений Обработка данных 1. Управление процессом предоставления коммунальных ресурсов потребителям. 2. Руководство структурным подразделением по абонентному обслуживанию потребителей Маркетинг ЖКХ. Современные методы исследования рынка услуг ЖКХ. Управление программами лояльности потребителей услуг ЖКХиЭ Маркетинг МКД. Мониторинг МКД. Управление взаимодействием с собственниками помещений в МКД, их объединениями и органами власти
Специалист по управлению МКД Руководители специализированных служб, подразделений Управление недвижимым имуществом 1. Выполнение сопутствующих работ по организации управления многоквартирным домом. 2. Организация работы с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме. 3. Организация оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. 4. Организация расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. 5. Руководство структурным подразделением организации, осуществляющим управление многоквартирным домом Экономика организаций ЖКХиЭ. Анализ хозяйственной деятельности организаций ЖКХиЭ Управление и мониторинг качества объектов жилой недвижимости (ОЖН). Стратегическое планирование и прогнозирование развития ОЖН
Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в ЖКХ Экономисты; специалисты по коммерческой деятельности Производство, передача и распределение ресурсов 1. Сбор исходной информации о технических и технологических параметрах эксплуатируемых сооружений, сетей и оборудования. 2. Экономическая оценка затрат и результатов деятельности ресурсоснаб-жающей организации. 3. Разработка экономически обоснованных цен и тарифов на работы и услуги ресурсоснабжающей организации. 4. Руководство структурным подразделением специалистов, осуществляющих деятельность по формированию цен и тарифов на работы и услуги ресурсоснабжающей организации Экономика услуг ЖКХиЭ. Управление процессом разработки проектно-сметной документации. Тендерно-договорная работа в ЖКХиЭ Экономика МКД. Управление продажами ОЖН
Т ом 6 1°Л 8102 иЭЭУЫУИ! ЭН1/51ЭМЭ1ЛУН<1П
2 по управлению жилищным фондом», (ji «Специалист по управлению многоквар-! тирным домом», «Специалист по экс-
3 плуатации и обслуживанию многоквар-« тирного дома», «Специалист в области х ценообразования и тарифного регули-S рования в ЖКХ»;
I • федеральные государственные стандарты по направлению «Экономика» (бакалавр1 и «магистр»2);
• рабочие учебные планы СурГПУ по направлению бакалавриата «Экономика» различных профилей3;
• рабочие учебные планы УрГЭУ по направлению бакалавриата и магистратуры «Экономика», различных профилей и программ4;
• рабочие учебные планы УрФУ по направлению бакалавриата и магистратуры «Экономика» различных профилей и программ5,
профессорско-преподавательский состав кафедры ЭЖКХиЭ разработал два рабочих учебных плана:
• бакалавриат - 380.301 «Экономика», профиль «Экономика городской среды»;
• магистратура - 380.401 «Экономика», программа «Экономика недвижимости».
Эти рабочие учебные планы и методическая документация к учебным дисциплинам РУП выполнены в соответствии с понятиями «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» применительно к экономике ЖКХ (табл. 3).
Кроме того, в ходе неструктурированного интервью нами были обсуждены с экспертами основные вопросы, касающиеся применения профессиональных стандартов ЖКХ в процессе обучения экономическим дисциплинам в вузе и необходимости включения предлагаемых нами учебных дисциплин в рабочий учебный план бакалавриата и магистратуры (см. приложение). Не менее 2/3 опрошенных поддерживают предложения кафедры ЭЖКХиЭ по наполнению учебными дисциплинами РУП бакалавриата и магистратуры по направлению «Экономика». Что касается необходимости изучения отраслевых ПС в вузе, то мнения респондентов разделились: для
1 Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень образования - бакалавр. Направление подготовки 38.03.10. Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура.
2 Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень образования - магистр. Направление подготовки 38.04.10. Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура.
3 Сайт СурГПУ. URL: www.surgpu.ru.
4 Сайт УрГЭУ. URL: www.usue.ru.
5 Сайт УрФУ. URL: http://urfu.ru.
магистратуры большинство опрошенных (90,9%) утверждает, что это является обязательным, а для бакалавриата большинство (56,8%) затруднилось с ответом, поскольку в сфере ЖКХ среди руководителей и специалистов до сих пор нет четкого понимания компетенций выпускника бакалавриата и магистратуры (59%).
Выявлено, что руководителями управляющих компаний, жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья слабо понимается необходимость повышения квалификации персонала в целях приведения в соответствие с требованиями профессиональных стандартов (54,5% затрудняются с ответом).
Очевидно, что необходимо и дальше обсуждать разрабатываемые проекты РУП в профессиональном сообществе, а также проводить совместные круглые столы, конференции, семинары для сближения позиций научно-образовательного и профессионального сообщества в плане подготовки высококвалифицированных кадров в сфере экономики и управления ЖКХ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знакомство с трудовыми функциями, трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями подтверждает соответствие профессионального стандарта требованиям ФГОС ВО по реализации образовательных программ в вузах, а также требованиям, установленным к организации учебного процесса в других нормативных актах. Следует признать, что многим вузам придется вносить изменения в должностные инструкции преподавательского состава, заключать дополнительные соглашения к трудовым договорам. Профессиональный стандарт расширяет требования к деятельности преподавателя, доцента, профессора. Такие обобщенные трудовые функции, как «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО» и «Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)», до сих пор не являлись обязанностью преподавателей, старших преподавателей и доцентов, как правило, эту работу осуществляли кураторы и заместители декана по воспитательной работе.
Авторам представляется, что поэтапное внедрение с 2017 г. стандартов педагога и педагога дополнительного образования позволило бы обосновывать необходимость выделения дополнительных средств на повышение квалифика-
ции работников образования для приведения квалификации педагогических работников в соответствие с требованиями стандартов. По-видимому, основной причиной переноса сроков внедрения этих стандартов является именно недостаток средств, выделяемых учредителями образовательных организаций на эти цели.
Авторами рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся актуальности применения профессиональных стандартов при подготовке бакалавров и магистров в сфере экономики и управления в ЖКХ. Показано, что современная ситуация в ЖКХ обусловлена рядом причин, связанных в том числе с проблемами в образовании специалистов отрасли. Выявлен недостаток методических пособий и рекомендаций по применению требований профессионального стандарта в рабочих учебных программах при обучении студентов по направлению «Экономика».
На кафедре экономики жилищного, коммунального хозяйства и энергетики УрГЭУ разработаны новые рабочие учебные планы, по одному из которых уже начато обучение в 2017/2018 учебном году (магистратура), а по двум планируется начать обучение студентов в 2018/2019 учебном году:
• бакалавриат - 380.301 «Экономика», профиль «Экономика городской среды»;
• магистратура - 380.401 «Экономика», программа «Экономика недвижимости».
В то же время выявлена неготовность представителей отрасли ЖКХ работать совместно с вузами по созданию профильных РУП вследствие слабого понимания необходимости повышения квалификации персонала в целях приведения в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
Необходимо сближение позиций научно-образовательного и профессионального сообщества в плане подготовки высококвалифицированных кадров в сфере экономики и управления ЖКХ.
Наше исследование, касающееся актуальных проблем применения профессиональных стандартов при подготовке бакалавров и магистров в сфере экономики и управления в ЖКХ, не закончено, не претендует на исчерпывающую полноту суждений и будет продолжено в самом ближайшем будущем.
Источники
1. Астратова Г.В., Баженова Е.В. Маркетинг в ЖКХ. М.: Изд. центр «Науковедение», 2016.
2. Астратова Г.В., Климук В.В., Рущицкая О.А. Маркетинговые исследования на рынке органических продовольственных товаров: особенности использования графического анализа / под общ. и науч. ред. Г.В. Астратовой. Екатеринбург: Изд. дом «Ажур», 2016.
3. Батрова О.Ф. Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования / Центр профессионального образования ФГАУ «ФИРО». 2008. URL: http://viro. edu.ru/wp-content/uploads/2013/08/Batrova.pdf.
4. Новиков П.Н., Селиверстова О.Ф., Новикова Т.Р. Профессиональные стандарты: проблемы и перспективы развития // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 1. С. 7-11.
5. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009.
6. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций. М.: АНО Центр ИРПО, 2011.
7. Профессиональные кадры для бизнеса: практика компаний в области образования, обучения: препринт. М.: РСПП, 2013.
8. Профессиональные стандарты в России: современное состояние вопроса, возможности применения / под общ. ред. В.В. Федотовой. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2013.
9. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников / М.В. Привезенцев, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева и др. М.: Альфа-М, 2007.
10. Силин Я.П., Анимица Е.Г., Новикова Н.В. Перед вызовами третьей волны индустриализации: страна, регион // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. № 3(65). С. 14-25.
11. Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов: материалы Междунар. науч.-метод. конф. (Томск, 28-29 января 2016 г.). Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2016.
12. Феклистов О.И. Системная организация управления ресурсным потенциалом предпринимательских структур жилищно-коммунального хозяйства: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2011.
13. Феноменов К.Н. Механизм повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства в условиях экономии ресурсов (на примере Санкт-Петербурга): автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2012.
14. Чернышов Л.Н. Предпосылки разработки профессиональных стандартов для жилищно-коммунального хозяйства // Эффективное антикризисное управление. 2013. № 2. С. 52-57.
15. Шепелева Н.Ю., Груздева Е.Ю. Болонский процесс в России: плюсы и минусы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 4. С. 98-100.
16. Шкляева Н.А. Профессиональные стандарты: механизм применения в управлении персоналом // Транспортное дело России. 2016. № 1. С. 67-70.
17. Шкляева Н.А. Профессиональные стандарты: практика внедрения в образовательной организации // Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, устойчивое развитие (Казань, 16-18 февраля 2017 г.) / под ред. И.И. Антоновой. Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимиря-сова (ИЭУП), 2017. Ч. 1. С. 435-440.
18. Шкляева Н.А. Разработка проекта регионального профессионального стандарта «Управление (руководство) образовательной организацией» // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. Т. 2. № 3(6). С. 18-23.
19. Шкляева Н.А. Технология оценки и сертификации квалификации руководителей муниципальных образовательных организаций // Кадровик. 2013. № 6. С. 100-109.
20. Эффективное управление жилым домом: практическое руководство / под общ. ред. В.Н. Субботина. М.: ЭКСМО, 2008.
21. Юмашева И.А. Проблемы внедрения профессиональных стандартов в организациях фитнес-индустрии // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 22 мая 2017 г.): в 4 ч. Волгоград, 2017. Ч. 4. С. 66-71.
22. Coles M., Werquin P. The role of national qualifications systems in helping to modernise vocational education and training systems // Modernising vocational education and training Fourth report on vocational education and training research in Europe: background report / ed. by CEDEFOP. Vol. 3. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008. P. 141-178.
23. Framework of actions for the Lifelong Development of Competencies and Qualifications. Evaluation report. UNICE, 2006.
24. Qualifications Systems. Bridges to Lifelong Learning. OECD, 2006.
25. The European Qualifications Framework for Lifelong Learning. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008.
■o a
u>
/
H
a
О
Библиографическая ссылка: Астратова Г.В., Шкляева Н.А. О применении профессиональных стандартов при подготовке бакалавров и магистров в сфере экономики и управления ЖКХ // Управленец. 2018. Т. 9. № 1. С. 38-47. DOI: 10.29141/2218-50032018-9-1-6.
For citation: Astratova G.V., Shklyaeva N.A. On application of occupational standards in training bachelors and masters in economics and housing and public utilities management. Upravlenets - The Manager, 2018, vol. 9, no. 1, pp. 38-47. DOI: 10.29141/2218-50032018-9-1-6.
References
1. Astratova G.V., Bazhenova Ye.V. Marketing v ZhKKh [Marketing in housing and communal services]. Moscow: Naukovedenie Publ., 2016.
2. Astratova G.V., Klimuk V.V., Rushchitskaya O.A. Marketingovye issle-dovaniya na rynke organicheskikh prodovol'stvennykh tovarov: osobennosti ispol'zovaniya graficheskogo analiza [Marketing research in the market of organic food products: Peculiarities of the use of graphical analysis]. Yekaterinburg: Azhur Publ., 2016.
3. Batrova O.F. Problemy i perspektivy razrabotki i vnedreniya professional'nykh standartov vsfere obrazovaniya [Problems and prospects for the development and implementation of occupational standards in the field of education]. Centre for vocational education FIRO, 2008. Available at: http://viro.edu.ru/wp-content/uploads/2013/08/Batrova.pdf.
4. Novikov P.N., Seliverstova O.F., Novikova T.R. Professional'nye standarty: problemy i perspektivy razvitiya [Occupational standards: Problems and prospects for development]. Vestnik FGOU VPO MGAU - Vestnik of Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin, 2014, no. 1, pp. 7-11.
5. Oleynikova O.N., Murav'eva A.A., Koulz M. Natsional'naya sistema kvalifikatsiy. Obespechenie sprosa i predlozheniya kvalifikatsiy na rynke truda [National system of qualifications. Ensuring the supply and demand for qualifications in the labour market]. Moscow: RIO TK im. A.N. Konyaeva Publ., 2009.
6. Oleynikova O.N., Murav'eva A.A. Professional'nye standarty kak os-nova formirovaniya ramki kvalifikatsiy [Occupational standards as the basis for the formation of a framework of qualifications]. Moscow: ANO Tsentr IRPO Publ., 2011.
7. Professional'nye kadry dlya biznesa: praktika kompaniy v oblasti obrazovaniya, obucheniya [Professional cadres for business: the practice of companies in the field of education, training]. Moscow: RSPP Publ., 2013.
8. Fedotova V.V. (ed.). Professional'nye standarty v Rossii: sovremennoe sostoyanie voprosa, vozmozhnosti primeneniya [Occupational standards in Russia: the current state of the issue, the possibility of application]. Yekaterinburg: UrFU Publ., 2013.
9. Privezentsev M.V., Oleynikova O.N., Murav'eva A.A. et al. Professional'nye standarty kak osnova podgotovki konkurentosposobnykh rabotnikov [Occupational standards as a basis for the preparation of competitive workers]. Moscow: Al'fa-M Publ., 2007.
10. Silin Ya.P., Animitsa Ye.G., Novikova N.V. Pered vyzovami tret'ey vol-ny industrializatsii: strana, region [Facing the challenges of the third wave of industrialization: Country, region]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstven-nogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University od Economics, 2016, no. 3(65), pp. 14-25.
11. Sovremennoe obrazovanie: problemy vzaimosvyazi obrazovatel'nykh i professional'nykh standartov: materialy Mezhdunar. nauch.-metod. konf. (Tomsk, 28-29 yanvarya 2016 g.) [Modern education: The problems of the interrelation between educational and occupational standards: Proc. of the Int. sci.-method. conf. (Tomsk, January 28-29, 2016)]. Tomsk: Tusur University Publ., 2016.
12. Feklistov O.I. Sistemnaya organizatsiya upravleniya resursnym potentsialom predprinimatel'skikh struktur zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva: avtoref. dis. d-ra ekon. nauk [The systemic organization of resource potential management of housing and communal services enterprises: abstract of Dr. econ. sci. diss.]. St Petersburg, 2011.
13. Fenomenov K.N. Mekhanizm povysheniya kachestva uslug zhilishch-no-kommunal'nogo khozyaystva v usloviyakh ekonomii resursov (na prim-ere Sankt-Peterburga): avtoref. dis. kand. ekon. nauk [The mechanism of
improving the quality of housing and communal services in conditions of saving resources (the case study of St. Petersburg): abstract of Cand. econ. sci. diss.]. St Petersburg, 2012.
14. Chernyshov L.N. Predposylki razrabotki professional'nykh standartov dlya zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva [Prerequisites for the development of occupational standards for housing and communal services]. Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie - Effective Crisis Management, 2013, no. 2, pp. 52-57.
15. Shepeleva N.Yu., Gruzdeva Yu.Yu. Bolonskiy protsess v Rossii: ply-usy i minusy [The Bologna process in Russia: the pros and cons]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Ser. Ped-agogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika -Bulletin of Nekrasov Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Sociokinetics, 2012, vol. 18, no. 4, pp. 98-100.
16. Shklyaeva N.A. Professional'nye standarty: mekhanizm primeneniya v upravlenii personalom [Occupational standards: The mechanism of application in personnel management]. Transportnoe delo Rossii - Transport business of Russia, 2016, no. 1, pp. 67-70.
17. Shklyaeva N.A. [Occupational standards: The practice of implementation in an educational organization]. In: Effektivnye sistemy menedzhmenta: kachestvo, innovatsii, ustoychivoe razvitie (Kazan', 1618 fevralya 2017g.) [Effective management systems: Quality, innovation, sustainable development. Kazan', February 18, 2017]. Kazan': IEUP Poz-nanie Publ., 2017. Vol. 1, pp. 435-440.
18. Shklyaeva N.A. Razrabotka proekta regional'nogo professio-nal'nogo standarta «Upravlenie (rukovodstvo) obrazovatel'noy or-ganizatsiey» [Development of the project of the regional occupational standard "Management (leadership) of an educational organization"]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii - Management of the Personnel and Intellectual Resources in Russia, 2013, vol. 2, no. 3(6), pp. 18-23.
19. Shklyaeva N.A. Tekhnologiya otsenki i sertifikatsii kvalifikatsii ru-kovoditeley munitsipal'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy [Technology of assessment and certification of qualifications of municipal educational organizations heads]. Kadrovik- HRManager, 2013, no. 6, pp. 100-109.
20. Subbotin V.N. (ed.). Effektivnoe upravlenie zhilym domom: praktich-eskoerukovodstvo [Efficient management of an apartment house: Practical guidance]. Moscow: EKSMO Publ., 2008.
21. Yumasheva I.A. [Problems of introduction of occupational standards in the fitness industry organizations]. Intellektual'nyy i nauchnyy potentsial XXI veka: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Volgograd, 22maya2017g.) [Intellectual and scientific potential of the 21st century: Proc. of Int. sci.-pract. conf. Volgograd, May 22, 2017]. Volgograd, 2017. Vol. 4, pp. 66-71.
22. Coles M., Werquin P. The role of national qualifications systems in helping to modernise vocational education and training systems. In: Modernising vocational education and training Fourth report on vocational education and training research in Europe: background report (ed. by CEDEFOP). Vol. 3. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008. Pp. 141-178.
23. Framework of actions for the Lifelong Development of Competencies and Qualifications. Evaluation report. UNICE, 2006.
24. Qualifications Systems. Bridges to Lifelong Learning. OECD, 2006.
25. The European Qualifications Framework for Lifelong Learning. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008.
Приложение
Распределение мнений экспертов1 относительно согласования требований профессиональных и образовательных стандартов применительно к рабочим учебным планам бакалавриата и магистратуры по направлению«Экономика»
Вопрос Количество утвердительных ответов
1. Какие учебные дисциплины необходимо включать в РУП бакалавриата?
Инновации и новые технологии в ЖКХ 44
Современные методы мониторинга объектов ЖКХ 43
Основы профессионального управления МКД и загородной недвижимостью 40
Управление инженерными сетями ЖКХиЭ 42
Управление энергосбережением и энергоэффективностью на предприятиях ЖКХиЭ 44
Управление жилищным хозяйством и инфраструктурой городских сетей ресурсоснабжающих организаций 41
Маркетинг ЖКХ 32
Современные методы исследования рынка услуг ЖКХ 30
Управление программами лояльности потребителей услуг ЖКХиЭ 42
Экономика организаций ЖКХиЭ 40
Анализ хозяйственной деятельности организаций ЖКХиЭ 39
Экономика услуг ЖКХиЭ 41
Управление процессом разработки проектно-сметной документации 39
Тендерно-договорная работа в ЖКХиЭ 42
2. Какие учебные дисциплины необходимо включать в РУП магистратуры?
Инфраструктура МКД 38
Современные интеллектуальные технологии в ЖКХиЭ 41
Современные технологии управления МКД 44
Управление эксплуатацией и обслуживанием МКД 43
Управление процессами в ЖКХ 32
Маркетинг МКД 33
Мониторинг МКД 31
Управление взаимодействием с собственниками помещений в МКД, их объединениями и органами власти 44
Управление и мониторинг качества объектов жилой недвижимости (ОЖН) 40
Стратегическое планирование и прогнозирование развития ОЖН 41
Экономика МКД 38
Управление продажами ОЖН 32
3. Есть ли необходимость изучать отраслевые профессиональные стандарты в вузе в программах бакалавриата?
Да, конечно 10
Нет 5
Трудно сказать определенно 25
4. Есть ли необходимость изучать отраслевые профессиональные стандарты в вузе в программах магистратуры?
Да, конечно 40
Нет 2
Трудно сказать определенно 2
5. Можете ли вы четко разделить компетенции выпускника бакалавриата и магистратуры в сфере экономики и управления ЖКХ?
Да, конечно 3
Нет 15
Трудно сказать определенно 26
6. Считаете ли вы необходимым обсуждать образовательные проекты вузов с потенциальными работодателями?
Да, конечно 43
Нет 0
Трудно сказать определенно 1
7. Считаете ли вы необходимым ежегодно проводить повышение квалификации работников отрасли по направлению «Экономика» в целях приведения в соответствие с требованиями профессиональных стандартов?
Да, конечно 5
Нет 10
Трудно сказать определенно 24
1 Всего было опрошено 44 человека.