УДК 378.016:51 UDC 378.016:51
DOI: 10.24412/2712-827X-2020-3-26-35
Латышева Любовь Павловна
Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел: +7 (342) 2151957 (доб. 480), e-mail: [email protected]
Скорнякова Анна Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел: +7 (342) 2151957 (доб. 480), e-mail: [email protected]
Черемных Елена Леонидовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел: +7 (342) 2151957 (доб. 480), e-mail: [email protected]
Latysheva Lyubov Pavlovna
Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Perm, Russia
Skornyakova Anna Yurievna
Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Perm, Russia
Cheremnykh Elena Leonidovna
Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Perm, Russia
О ПРИМЕНЕНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
ON THE APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS IN DISTANCE TEACHING OF MATHEMATICS TO PEDAGOGICAL
UNIVERSITY STUDENTS
Аннотация
Рассматриваются особенности обучения математическим дисциплинам будущих учителей в условиях дистанционного формата. Особое внимание уделено интерактивности как одному из условий эффективного восприятия и усвоения учебной информации на занятии. Фактор интерактивности рассматривается с двух позиций: как свойство применяемых информационных технологий и технических средств; как характеристика способов взаимодействия преподавателя и
студентов во время онлайн-занятия. Представлен опыт организации дистанционной учебной работы студентов математического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в информационно-образовательной среде вуза, включающей систему электронной поддержки образовательных курсов, функционирующую на платформе Moodle (https://moodle.pspu.ru/), и централизованную координацию онлайн-собраний в интерактивном пространстве для групповой работы участников образовательного процесса в Microsoft Teams. Описаны возможности технического решения интерактивного представления учебного материала на основе комбинированного использования разных платформ для проведения вебинаров (MS Teams, Zoom), совместного функционирования персонального компьютера и планшета на iOS или на Android, а также виртуальной электронной доски, чтобы обеспечить активное дистанционное взаимодействие преподавателя и обучающихся на лекции или практическом занятии. Приведены примеры групповой самостоятельной работы студентов с применением сессионных залов Zoom, что позволяет использовать в дистанционном обучении математике такие интерактивные методы, как «мозговой штурм», дискуссия, игра, кейс-метод и веб-квест. Также в заключении приводятся результаты опроса студентов, посвященного особенностям и некоторым другим аспектам использования различных платформ, сайтов сети Интернет, авторских цифровых образовательных ресурсов, способствующих более эффективному освоению математических курсов в дистанционном формате.
Abstract
The article considers the features of teaching mathematical disciplines to future teachers in the conditions of distance learning. Special attention is paid to interactivity as one of the conditions for effective perception and assimilation of educational information at a distance lesson. The interactivity factor is considered from two positions: as a property of the applied information technologies and technical means; as a characteristic of the ways of interaction between the teacher and students during an online lesson. The experience of the distance learning of students of mathematical faculty of Perm State Humanitarian Pedagogical University in information and educational environment of the University is presented, including the system of electronic support of educational courses functioning on the Moodle platform (https://moodle.pspu.ru), and the Central coordination of online meetings in an interactive space for group work of participants in the educational process of the Microsoft Teams. The authors describe the possibilities of technical solutions of interactive presentation of educational material based on the combined use of different platforms for webinars (MS Teams, Zoom), a joint operation of the personal computer and tablet on the basis of iOS or Android, and virtual electronic board to provide active distance interaction of a teacher and students at a lecture or practical class. The authors describe examples of group independent work of students using Zoom session halls that allow using interactive methods such as "brainstorming", discussions, games, case methods and web quests in distance learning of mathematics. In conclusion, the results of students's poll on the features and some other aspects of using various platforms, Internet sites, author's digital educational resources that contribute to more effective development of mathematical courses in a distance format are presented.
Ключевые слова: дистанционное обучение, интерактивность, математические дисциплины, студент педагогического вуза, MS Teams, Zoom.
Key words: distance learning, interactivity, mathematical disciplines, pedagogical University student, MS Teams, Zoom.
Введение
Важной особенностью организации обучения в высших учебных заведениях в условиях дистанционной формы работы является обеспечение условий для наиболее комфортного восприятия студентами учебного материала как на лекциях, так и на практических занятиях. В силу высокого уровня абстракции учебной информации при обучении математическим дисциплинам, в частности, в педагогическом вузе от преподавателя требуется максимум усилий для предоставления студентам достаточного спектра возможностей в полной мере
воспользоваться современными достижениями информационных технологий для рационализации и облегчения процесса освоения программного материала. Достижению учебных целей в соответствии с названными особенностями и требованиями в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ПГГПУ) способствует достаточно активно используемый и при контактном, и при дистанционном обучении специально разработанный арсенал средств информационно-образовательной среды, включающий систему электронной поддержки образовательных курсов Moodle (https://moodle.pspu.ru/) и централизованную координацию онлайн-собраний в интерактивном пространстве для групповой работы Microsoft Teams. Опыт конкретной реализации разных подходов к организации дистанционной учебной работы студентов математического факультета ПГГПУ представлен в данной статье.
Основная часть
Организация и изучение результативности обучения математике на платформах MS Teams и Zoom
Стремление максимально способствовать интерактивности в учебной работе студентов математического факультета ПГГПУ, будущих учителей математики, приводит к необходимости комбинации использования имеющихся в арсенале преподавателя инструментов обеспечения дистанционной коммуникации (см., например, [Клюева 2017; Латышева, Скорнякова 2016: 176-179; Латышева и др. 2019: 208-213; Латышева и др. 2017: 96-97; Латышева и др. 2017а: 79-84; 2018: 42-50; 2019: 184-187; Скорнякова 2016: 73-77; Скорнякова., Турышева 2015: 415419]). В основе процесса обучения лежит использование основных возможностей платформы Microsoft Teams, представленных в пособии [Организация дистанционной поддержки ... 2020]: демонстрации экрана; записи собрания и дальнейшего обращения к ней; создания заметок; использования онлайн-доски.
Причем наиболее эффективно преподаватель может воспользоваться ими, если по изучаемой дисциплине имеются предварительно подготовленные учебные и методические материалы, представленные в электронном виде и размещенные в системе Moodle (например, [Латышева 2013; 2017; Латышева, Шардакова 2016: 150-155; Математический анализ. 2019; Функции, предел ... 2005; Хамова 2017; Черемных 2017: 275-281]). Однако в некоторых случаях в связи с особенностями технического обеспечения дистанционного обучения могут возникать и определенные неудобства.
Так, например, объектом демонстрации в MS Teams может быть активность на онлайн-доске, что открывает возможность преподавателю в режиме реального времени производить наглядные записи, синхронно выполняемые студентами. Это призвано способствовать, в частности, выработке необходимых навыков решения типовых математических задач в форме контактного обучения. Но так как комфортное использование онлайн-доски предопределяет наличие тачскрина, а в остальных случаях использование ее менее удобно, приходится изыскивать некоторые дополнительные возможности. В случае использования устаревших технических устройств они открываются, в частности, при комбинированном использовании в рамках одного и того же занятия различных интерактивных пространств (например, MS Teams и Zoom).
Проиллюстрируем обозначенные выше возможности примерами фрагментов организации занятий лекционного и практического характера по отдельным темам курса «Основы математического анализа».
Так, при рассмотрении на платформе MS Teams теоретического материала со студентами, например, второго курса математического факультета по названной учебной дисциплине удобным вариантом является снабженная комментариями лектора демонстрация соответствующих учебной программе разделов и тем, в компактном виде входящих в авторское учебное пособие [Латышева 2013], являющееся одним из ресурсов электронного
курса https://moodle.pspu.ru/course/view.php?id=613 системы Moodle (к которому студенты могут обратиться в любое время). Примером может служить фрагмент темы «Интегрирование по частям» (рис. 1).
Или ис/у - ¿¡{и\') -\'(1и,
Проинтегрируем обе части последнего равенства:
(получили формулу интегрирования по частям).
udv = uv - vdu
36
Если дан | Г, то успех применения формулы во многом зависит от того, насколько удачно представлено подынтегральное выражение в виде и ■ (¡V, т.е. как выбрано и и ¡й>. Примеры.
10. = = поскольку
4 4: * 4 16
dv= x'dx => v = fx^dx = : J 4 '
и — Ых ^ du - —dx.
x
Рис. 1. Фрагмент рабочего стола с текстом учебного пособия в системе Moodle
Таким же образом используется демонстрация фрагментов авторского практикума [Латышева 2017], который составлен так, что домашнее задание состоит из задач с указанными ответами, аналогичных решаемым студентами под руководством преподавателя в ходе практических занятий в MS Teams.
Однако особую важность для выработки плана и реализации его в ходе решения задачи имеет сопровождение обсуждения наглядностью соответствующего оформления, которая может быть обеспечена использованием онлайн-доски, например, с помощью мыши (что является мало удобным). Как уже отмечалось ранее, для большего удобства применения онлайн-доски необходимо наличие сенсорного экрана, либо присутствие в качестве устройства ввода данных графического планшета.
Допустимо также подключение в конференцию MS Teams с отдельного устройства (вместо персонального компьютера или дополнительно к нему) с возможностью сенсорного ввода - планшета на iOS либо на Android. Для установки приложения MS Teams на Apple iPad необходима iOS > 10.
Однако в виду практикуемого нами использования устаревшего iPad, не поддерживающего приложение MS Teams, далее рассматривается взаимодействие в программе Zoom, которая поддерживается моделью Apple iPad с iOS 9. Функционал,
предоставляемый программой Zoom, идентичен представленному в MS Teams. Поэтому все, сказанное далее о Zoom, применимо и к MS Teams.
Одна из возможностей преодоления указанного выше неудобства состоит в подключении в рамках работы с группой студентов в MS Teams к облачной конференции в Zoom для совместного использования персонального компьютера (ноутбука) и планшета (например, Apple iPad) с сенсорной ручкой (стилусом, либо Apple Pencil для новых устройств). С этой целью в чате MS Teams студентам сообщается ссылка на конференцию в Zoom, перейдя по которой, студенты продолжат заниматься в привычном дистанционном режиме. Далее реализуется совместное использование демонстрации экрана, как указано на рис. 2 (или доски сообщений).
В последнем случае студенты на своем экране видят запись, которая преподавателем выполняется на сенсорном экране планшета стилусом. При этом также имеется возможность дать пояснения и задать вопросы студентам. Пример записи на доске сообщений начала решения задачи 19 из практикума (рис. 2) приведен на рис. 3.
При небольшой численности студентов в группе положительно зарекомендовал себя опыт организации самостоятельного решения тренировочных заданий на онлайн-доске (Miro, IDroo).
Так, используя IDroo в ходе вебинара, достаточно в чате отправить ссылку, чтобы студенты смогли работать совместно с педагогом в одном пространстве. Предварительно на доску могут быть помещены материалы с краткой теорией и заданиями.
Рис. 2. Пример совместного использования демонстрации экрана в Zoom
Рис. 3. Фрагмент записи на доске сообщений применения интегрирования по частям
Данный способ взаимодействия позволяет воссоздать почти полноценный формат очного практического занятия, когда студенты представляют решения задач на классной доске. Более того, на ГОшо создается возможность одновременного выполнения задания сразу несколькими обучающимися, сравнения и обсуждения полученных ими результатов, что позволяет преподавателю выявить пробелы в понимании студентами учебного материала и предупредить возможные ошибки в решении задач домашнего и индивидуального заданий (рис. 4).
/ / □ О «к /() П Линейная функция КП
Задание: какие преобразования совершаются с помощью данной линейной функции?
^ i я О I
Sharing
Send the board ¡ink to invite others.
s://idroo.com/bt)3rd-Gybljptbnu
Permissions for joining users: I Can edit |
i ^^ виктория ИЛЬИНЫХ M ' Can edit
Мария Шкляева
Влада Митрофанова
Сап edit
Tatyana Lapteva
Ирина Котельникова
Рис. 4. Фрагменты записи решения задач на онлайн-доске IDroo
Использование сессионных залов на платформе Zoom позволяет организовать самостоятельную работу студентов по подгруппам. При этом преподаватель может эффективно управлять этой работой, переходя из зала в зал: контролировать содержание обсуждения, оказывать необходимую помощь, устанавливать количество залов и время
нахождения в них, при необходимости автоматически их закрывать, возвращая студентов в общий зал для коллективного обсуждения полученных результатов.
Это позволяет в дистанционном режиме использовать формы интерактивной работы: мозговой штурм, дискуссии, игры, решение кейсов и квестов. В частности, для создания последних можно применять доступные интернет-сервисы, например, такие, как Learnis (https://www.learnis.ru/), Learningapps.org (https://learningapps.org/).
Такие ресурсы достаточно просты и удобны в использовании на дистанционном занятии. Они позволяют разнообразить занятия высшей математикой интерактивными упражнениями. С их помощью можно организовать повторение теории, устроить небольшое соревнование по решению типовых задач, создать математический квест.
Чтобы обучающиеся могли качественно усвоить изучаемый материал, практикуется запись занятий в MS Teams, что позволяет при необходимости пересматривать записанный материал или скачивать его с помощью мобильного приложения Microsoft Stream для просмотра в автономном режиме.
В качестве примера можем привести фрагмент записи практического занятия, посвященного изучению приемов раскрытия неопределенностей при вычислении предела функции, с применением описанного ранее совместного использования двух устройств (рис. 5).
Заключение
Приведенные иллюстрации интерактивного использования современных средств информационных технологий в вузовской подготовке будущих учителей математики свидетельствуют о том, что при осуществлении разноплановых подходов к дистанционному преподаванию математических дисциплин в ПГГПУ накоплен определенный положительный опыт, оценка которого в определенной мере была получена в ходе опроса студентов математического факультета 1-5 курсов.
Несмотря на указанные ими имеющиеся недостатки данной формы обучения (технические проблемы с интернетом и техникой, увеличение времени на самостоятельный разбор материала, трудности в восприятии информации, особенно при наличии дома посторонних отвлекающих факторов) отмечаются и такие позитивные аспекты, как возможность неограниченного просмотра записи занятия, перераспределение времени для поездок в университет на решение задач, освоение различных цифровых ресурсов и приобретение опыта дистанционного образования.
Рис. 5. Фото фрагмента записи занятия с применением доски сообщений
Два последних аспекта особенно важны для подготовки будущих учителей математики, которым предстоит работать в эпоху цифровых технологий.
Вместе с тем, лишь 11,4 % опрошенных проявили готовность к обучению в дистанционной форме; подавляющее большинство высказалось за смешанное обучение с распределением учебного времени в нем по отношению к учебному времени в очном формате как 50/50.
Таким образом, приведенные примеры использования интерактивных методов наглядно демонстрируют широту спектра реализации возможностей платформ дистанционного обучения математическим дисциплинам студентов педагогических вузов.
Список литературы
Клюева Е. А., Скорнякова А. Ю. О дистанционной поддержке изучения арифметической и геометрической прогрессии // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов математических факультетов / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2017. Вып. 10. 69 с.
Латышева Л. П. Дифференцирование и интегрирование функций одной переменной: учеб. Пособие / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2013. 106 с.
Латышева Л. П. Математический анализ: практикум [Электронный ресурс]. Пермь: Изд-во Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2017. 49 с. 1 электрон. опт. диск (CD ROM).
Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю. Дистанционная поддержка курса «Математические методы в психологии и педагогике» // Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты российского образования XXI века: пед. чтения, посвящ. 270-летию со дня рождения Иоганна Генриха Песталоцци: сб. ст. / Департамент образования, науки и молодежн. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж. Воронеж, 2016. Ч. 3. С. 176-179.
Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л. Дистанционные технологии в подготовке педагогов дополнительного математического образования // Информатика и образование. 2018. № 2 (291). С. 42-50.
Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л. Информационные технологии в подготовке педагогов дополнительного математического образования // XV Колмогоровские чтения: сб. ст. участн. Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. С. В. Миронова, отв. ред. С. В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ; ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. С.208-213.
Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л. Использование дистанционных технологий в организации групповой деятельности студентов при обучении математике // Проблемы теории и практики обучения математике. Герценовские чтения - 70: сб. науч. работ, представленных на Междунар. науч. конф.: к 100-летию Ирины Владимировны Барановой / науч. ред. В. В. Орлов. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2017. С. 96-97.
Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л. О методической и дистанционной поддержке обучения будущих магистров физико-математического образования // Международные Колмогоровские чтения - XIV, посвящ. 100-летию проф. З. А. Скопеца / науч. ред. И. В. Кузнецова, Е. И. Смирнов, С. А. Тихомиров; отв. ред. С. В. Напалков; Филиал САФУ в г. Коряжме, ЯГПУ, Арзамасский филиал ННГУ. Коряжма: Редакция газеты «Успешная», 2017б. С. 79-84.
Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л. Организация самостоятельной работы студентов педвуза по математическим дисциплинам в системе Canvas // Математическое образование в цифровом обществе: материалы XXXVIII Междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. С. 184-187.
Латышева Л. П., Шардаков Д. С. Опыт использования системы Moodle в обучении студентов младших курсов базовым понятиям дифференциального исчисления // Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты российского образования XXI века: пед. чтения, посвящ. 270-летию со дня рождения Иоганна Генриха Песталоцци: сб. ст. / Департамент образования, науки и молодежн. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманит. колледж. Воронеж: ВГПГК, 2016. Ч. 5. С. 150-155.
Математический анализ. Раздел «Кратные интегралы»: учеб. пособие [Электронный ресурс] / сост. А. Л. Краснощеков, Л. П. Латышева, Е. Л. Черемных, К. М. Элизбарова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2019. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Организация дистанционной поддержки обучения на платформе MS Teams: учеб.-метод. пособие. / сост. А. С. Бабин, Т. Д. Лаптева, А. Ю. Скорнякова, Е. Л. Черемных; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2020. 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Скорнякова А. Ю. Дистанционное обучение математике студентов педвуза средствами сервисов Google // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова; Центр социально-психологических исследований. Пермь: Прокростъ, 2016. С. 73-77.
Скорнякова А. Ю., Турышева Н. М. Психологические аспекты дистанционной поддержки обучения студентов математике // Фундаментальные и прикладные проблемы механики, математики, информатики: сб. докл. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / гл. ред. А. П. Шкарапута; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2015. С. 415-419.
Функция, предел, непрерывность, производная: учеб. пособие по курсу «Математический анализ» / сост. Л. П. Латышева. Пермь, 2005. 94 с.
Хамова К. Ю., Скорнякова А. Ю. Использование системы Moodle при изучении основ дифференциального исчисления // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов математических факультетов / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2017. Вып. 10. 76 с.
Черемных Е. Л. Применение технологии «веб-квест» в подготовке будущих учителей математики // Проблемы математики, ее истории и методики преподавания на современном этапе: материалы заочной всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. Е. Малых; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2017. С. 275-281.
References
Kliueva E. A., Skorniakova A. Iu. O distantsionnoi podderzhke izucheniia arifmeticheskoi i geometricheskoi progressii [On distance support for learning arithmetic and geometric progression]. Voprosy matematiki, ee istorii i metodiki prepodavaniia v uchebno-issledovatel'skikh rabotakh. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov matematicheskikh fakul'tetov. Perm, Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2017, iss. 10, 69 p.
Latysheva L. P. Differentsirovanie i integrirovanie funktsii odnoi peremennoi [Differentiation and integration of functions of one variable]. Uchebnoe posobie. Perm', Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2013, 106 p.
Latysheva L. P. Matematicheskii analiz [Mathematical analysis]. Praktikum. Perm', Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2017, 49 p., 1 CD-ROM.
Latysheva L. P., Skorniakova A. Iu. Distantsionnaia podderzhka kursa "Matematicheskie metody v psikhologii i pedagogike" [Distance support for the course "Mathematical methods in psychology and pedagogy"]. Professionalizm i grazhdanstvennost' - vazhneishie prioritety rossiiskogo obrazovaniia XXI veka: pedagogicheskie chteniia, posviashchennye 270-letiiu so dnia rozhdeniia Ioganna Genrikha Pestalotstsi. Sbornik statei. Voronezh, 2016, part. 3, pp. 176-179.
Latysheva L. P., Skorniakova A. Iu., Cheremnykh E. L. Distantsionnye tekhnologii v podgotovke pedagogov dopolnitel'nogo matematicheskogo obrazovaniia [Distance technologies in training teachers of additional mathematical education]. Informatika i obrazovanie, 2018, no. 2 (291), pp. 42-50.
Latysheva L. P., Skorniakova A. Iu., Cheremnykh E. L. Informatsionnye tekhnologii v podgotovke pedagogov dopolnitel'nogo matematicheskogo obrazovaniia [Information technologies in the training of teachers of additional mathematical education]. XV Kolmogorovskie chteniia. Sbornik statei uchastnikov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ed. S. V. Mironov, S. V. Napalkov. Arzamas, Arzamasskii filial NNGU, 2019, pp. 208-213.
Latysheva L. P., Skorniakova A. Iu., Cheremnykh E. L. Ispol'zovanie distantsionnykh tekhnologii v organizatsii gruppovoi deiatel'nosti studentov pri obuchenii matematike [The use of distance technologies in the organization of group activities of students in teaching mathematics]. Problemy teorii i praktiki
obucheniia matematike. Gertsenovskie chteniia - 70: sbornik nauchnykh rabot, predstavlennykh na Mezhdunarodnuiu nauchnuiu konferentsiiu: k 100-letiiu Iriny Vladimirovny Baranovoi. Ed. V. V. Orlov. Saint Petersburg, Izdatel'stvo RGPU imeni A. I. Gertsena, 2017, pp. 96-97.
Latysheva L. P., Skorniakova A. Iu., Cheremnykh E. L. O metodicheskoi i distantsionnoi podderzhke obucheniia budushchikh magistrov fiziko-matematicheskogo obrazovaniia [On methodological and distance support for the training of future masters of physics and mathematics]. Mezhdunarodnye Kolmogorovskie chteniia - XIV, posviashchennye 100-letiiuprofessora Z. A. Skopetsa. Ed. I. V. Kuznetsova, E. I. Smirnov, S. A. Tikhomirov, S. V. Napalkov. Koriazhma: Redaktsiia gazety "Uspeshnaia", 2017, pp. 79-84.
Latysheva L. P., Skorniakova A. Iu., Cheremnykh E. L. Organizatsiia samostoiatel'noi raboty studentov pedvuza po matematicheskim distsiplinam v sisteme Canvas [Organization of independent work of pedagogical university students in mathematical disciplines in the Canvas system]. Matematicheskoe obrazovanie v tsifrovom obshchestve: materialy XXXVIII Mezhdunarodnogo nauchnogo seminara prepodavatelei matematiki i informatiki universitetov i pedagogicheskikh vuzov. Samara, SF GAOU VO MGPU, 2019, pp. 184-187.
Latysheva L. P., Shardakov D. S. Opyt ispol'zovaniia sistemy Moodle v obuchenii studentov mladshikh kursov bazovym poniatiiam differentsial'nogo ischisleniia [Experience of using the Moodle system in teaching junior students the basic concepts of differential calculus]. Professionalizm i grazhdanstvennost' -vazhneishie prioritety rossiiskogo obrazovaniia XXI veka: pedagogicheskie chteniia, posviashchennye 270-letiiu so dnia rozhdeniia Ioganna Genrikha Pestalotstsi: sbornik statei. Voronezh, Voronezhskii gosudarstvennyi promyshlenno-gumanitarnyi kolledzh, 2016, part 5, pp. 150-155.
Krasnoshchekov A. L., Latysheva L. P., Cheremnykh E. L., Elizbarova K. M. Matematicheskii analiz. Razdel "Kratnye integraly" [Mathematical analysis. Section "Multiple integrals"]. Uchebnoe posobie. Perm, Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2019, 1 CD-ROM.
Babin A. S., Lapteva T. D., Skorniakova A. Iu., Cheremnykh E. L. Organizatsiia distantsionnoi podderzhki obucheniia na platforme MS Teams [Organization of distance learning support on the MS Teams platform]. Uchebno-metodicheskoe posobie. Perm', Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2020, 1 CD-R.
Skorniakova A. Iu. Distantsionnoe obuchenie matematike studentov pedvuza sredstvami servisov Google [Distance learning mathematics for pedagogical university students using Google services]. Informatsionnye sistemy i kommunikativnye tekhnologii v sovremennom obrazovatel'nom protsesse. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Perm', Prokrost 2016, pp. 73-77.
Skorniakova A. Iu., Turysheva N. M. Psikhologicheskie aspekty distantsionnoi podderzhki obucheniia studentov matematike [Psychological aspects of distance support for teaching students mathematics]. Fundamental'nye i prikladnye problemy mekhaniki, matematiki, informatiki. Sbornik dokladov vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Ed. A. P. Shkaraputa. Perm', Permskii gosudarstvennyi natsional'nyi issledovatel'skii universitet, 2015, pp. 415-419.
Latysheva L. P. Funktsiia, predel, nepreryvnost', proizvodnaia [Function, limit, continuity, derivative]. Uchebnoe posobie po kursu "Matematicheskii analiz". Perm', 2005, 94 p.
Khamova K. Iu., Skorniakova A. Iu. Ispol'zovanie sistemy Moodle pri izuchenii osnov differentsial'nogo ischisleniia [Using the Moodle system to learn the basics of differential calculus]. Voprosy matematiki, ee istorii i metodiki prepodavaniia v uchebno-issledovatel'skikh rabotakh. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov matematicheskikh fakul'tetov. Perm', Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2017, iss. 10, 76 p.
Cheremnykh E. L. Primenenie tekhnologii "veb-kvest" v podgotovke budushchikh uchitelei matematiki [Application of the "web quest" technology in the preparation of future mathematics teachers]. Problemy matematiki, ee istorii i metodiki prepodavaniia na sovremennom etape: materialy zaochnoi vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ed. A. E. Malykh. Perm', Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2017, pp. 275-281.