УДК 378.147.88 + 372.851
Латышева Любовь Павловна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры высшей математики
Черемных Елена Леонидовна
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой высшей математики
Скорнякова Анна Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: latisheva@pspu.ru, cheremnyhel@pspu.ru,
skornyakova_anna@pspu.ru
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Lubov P. Latysheva
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Mathematics
Elena L. Cheremnyh
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Mathematics
Anna Ju. Skornyakova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Mathematics
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: latisheva@pspu.ru, cheremnyhel@pspu.ru, skornyakova_anna@pspu.ru
INFORMATION-METHODICAL COMPLEX ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN MATHEMATICS
Аннотация. Статья посвящена описанию информационно-методического комплекса организации самостоятельной деятельности студентов по математике. Дается краткая характеристика основных структурных компонентов комплекса, в частности, электронного навигатора и электронного портфолио, созданных на базе MOODLE.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; управление внеаудиторной учебной деятельностью; обучение математике; MOODLE; портфолио.
Abstract. The model of organization of independent extracurricular activity of students on mathematics is described. Short description of basic structural
© Латышева Л.П., Черемных Е.Л., Скорнякова А.Ю., 2014
269
components of model is given, in particular, electronic navigator and electronic portfolio, created on a base MOODLE.
Key words: independent work of students; management by extracurricular educational activity; educating to mathematics; MOODLE; portfolio.
Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов -самостоятельная работа студентов (СРС) становится не просто формой организации образовательного процесса, а фундаментом для формирования их профессиональных компетенций. Поэтому важным является создание преподавателем соответствующего информационно-методического комплекса (ИМК) организации СРС по предмету, позволяющего решать ряд задач, среди которых - формирование мотивации обучающихся к названному виду деятельности, обеспечение её результативности по достижению необходимого уровня компетенций, предусмотренных учебным планом; проведение регулярного текущего контроля и оказание своевременной помощи студентам, а также формирование у них навыков самоорганизации и самообучения. На математическом факультете Пермского государственного гуманитарно -педагогического университета имеется некоторый опыт разработки и использования подобного комплекса организации СРС (рис. 1, 2) по учебным дисциплинам «Математический анализ», «Теория функции комплексного переменного», «Теория вероятностей и математическая статистика» и др. Данный ИМК включает следующие компоненты: учебно-методическое сопровождение СРС как основу ее организации, электронный навигатор для дистанционной поддержки внеаудиторной СРС, комплекс контрольно-диагностических средств для отражения и коррекции результатов СРС, в том числе в форме индивидуального рейтинга достижений и студенческого электронного портфолио.
1. Учебно-методическое сопровождение СРС включает следующие компоненты: 1) УМК дисциплины; 2) план-график СРС и ее контроля [4]; 3) навигатор СРС по учебной дисциплине, представленный в печатной и/или электронной форме; 4) систему разноуровневых учебных заданий для внеаудиторной СРС, выполняемых обучаемыми с целью освоения тем курса; 5) учебные материалы дисциплины (конспекты лекций, презентации, видеоресурсы, примеры и образцы выполнения заданий и др.).
Входящий в учебно-методическое сопровождение СРС электронный навигатор на базе MOODLE (описание и структура его приведены в [4; 6; 7]) выступает как платформа для размещения в электронном виде учебно-методического сопровождения и как способ организации некоторых видов СРС в информационно-коммуникационной виртуальной среде.
2. Комплекс контрольно-диагностических средств СРС содержит систему заданий для контроля, маркеры и критерии балльно-рейтинговой системы оценки достижений обучающегося, электронный образовательный портфолио.
Рис. 1. Структурная модель организации СРС по учебной дисциплине
Рис. 2. Функциональная модель организации СРС
Прокомментируем основные элементы представленной модели организации СРС.
Общая структура системы учебных заданий для внеаудиторной СРС, занимающей центральное место в указанном комплексе и включающей обязательную и дополнительную части, приведена в табл. 1.
Обязательная часть, планируемая в соответствии с пороговым (базовым) уровнем освоения дисциплины, обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по курсу. Дополнительная - предназначена для достижения повышенного уровня освоения дисциплины и направлена на углубление и закрепление знаний, умений, развитие аналитических навыков и творческих способностей студента через выполнение им заданий по выбору [5]. В указанных частях системы выделяются теоретическая и практическая компоненты (см. табл. 1). Виды заданий подбирает преподаватель, исходя из актуальных (например, связанных с необходимостью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности студентов младших курсов или углубления и совершенствования специально-предметных компетенций старшекурсников) и глобальных (например, направленных на реализацию профессионально-прикладной направленности) задач изучения дисциплины.
Таблица 1
Обязательная часть (направлена на освоение дисциплины на базовом уровне) Дополнительная часть (направлена на освоение дисциплины на повышенном уровне)
Теоретическая компонента (овладение теоретическим содержанием курса)
Задания на изучение материала по учебным пособиям, указанным в списке основной литературы по курсу, и конспектам лекций Задания на изучение научно-познавательной и дополнительной учебной литературы
Задания на воспроизведение изученного, понимание его смысла Задания для работы с готовыми моделями учебной информации Задания на преобразование моделей учебной информации Задания проблемного и развивающего характера, на анализ и сопоставление фактов изучаемой и ранее изученной теории. Задания на преобразование и создание моделей учебной информации
Практическая компонента (практикум)
Задания, общие для всех студентов группы Индивидуальный минимум Задания по выбору студента
Упражнения для формирования базовых навыков и умений в пределах каждой темы Упражнения для закрепления базовых навыков и умений в индивидуальной работе по курсу Задачи повышенного уровня сложности Творческие задачи и задания
Профессионально-прикладная компонента
Задания комплексного характера, имеющие прикладную направленность, например, -на использование изученного учебного материала в сферах, выходящих за рамки данной дисциплины. Задания на написание фрагментов занятий, отработку этапов решения задач, создание презентаций к занятию и др.
Для облегчения ориентации студентов в предстоящем им объеме работы преподаватель составляет общий (для всех обучающихся в группе) план-график СРС, который содержит краткое описание системы учебных заданий для самостоятельной работы по дисциплине с указанием тем, сроков и форм контроля. Студент, выбирая, на каком уровне (базовом или повышенном) он планирует освоить предмет или отдельные его разделы, учитывая собственные возможности и предпочтения, личностно значимые цели, поставленные в освоении дисциплины, может корректировать этот график по согласованию с преподавателем и составлять свой индивидуальный график СРС. Компонент -маркеры и критерии балльно-рейтинговой системы оценки достижений -необходим для стимулирования активности обучающихся в выполнении учебных заданий, прежде всего из дополнительной части.
Система заданий для контроля СРС предполагает выполнение обучающимися заданий, связанных с констатацией освоения дисциплины на уровне знания основных (наиболее важных) понятий, утверждений, методов и алгоритмов и умений их использовать при решении конкретных задач. Причем студентам предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности, отражающие теоретические и практические аспекты учебного материала. Завершающим этапом диагностики результатов освоения студентами учебной дисциплины является выполнение ими профессионально-прикладных заданий, чаще всего комплексного характера.
Портфолио предполагает занесение студентами данных и размещение материалов выполненных заданий в следующие блоки: 1) лучшие работы студента по дисциплине; 2) самоконтроль и самооценка; 3) комплект документов; 4) контроль и сторонние оценки. Основной целю сбора студентами образовательного предметного портфолио является накопление и хранение документального подтверждения своих достижений в процессе обучения дисциплине. Преимуществом указанной структуры портфолио является наличие блока самооценки результатов учебной деятельности студента; возможность создания условий формирования мотивации к достижениям, приобретения опыта в профессиональной конкуренции, обоснованной реализации самообразования для развития предусмотренных учебным планом компетенций; выработки умения объективно оценивать их уровень.
При наличии описанного выше методического оснащения дисциплины и благодаря возможностям интерфейса системы МООЭЬБ удается относительно легко сконструировать электронный навигатор СРС как совокупность взаимосвязанных элементов (блоков) учебного курса, охарактеризованных ниже (табл. 2). Отличие описываемого ресурса от дистанционного курса состоит в задачах, на решение которых нацелен навигатор. Для последнего они определяются необходимостью поддержки внеаудиторной СРС, ориентации и целенаправленного продвижения студента в материале, выносимом на самостоятельное изучение. Эти задачи дополняются функциями управления самостоятельной деятельностью обучающегося и ее контроля.
Таблица 2
Описание и содержание блоков электронного навигатора СРС по учебной дисциплине в системе MOODLE
Блок учебного курса Описание и назначение Содержание (ресурсы и элементы курса в системе MOODLE)
Мотива-ционный блок Содержит методическое оснащение, способствующее созданию и повышению познавательного интереса обучающихся в изучении дисциплины - Вступительное слово (раскрывает значимость освоения дисциплины в овладении профессией, совершенствовании личностных качеств, роль самостоятельной работы в успешном овладении предметом); - общие рекомендации студенту о том, как правильно организовать самостоятельную работу; - анонсы, объявления, новостные сообщения, имеющие целью вызвать интерес студентов к изучению дисциплины; - анкеты и психолого-педагогические опросники, направленные на выявление уровня мотивации студентов
Органи- зацион. блок Представляет материалы, задающие общие установки, правила самостоятельной работы по изучению данной дисциплины, а также элементы ее учебно-методического оснащения, относящиеся ко всему курсу - Рабочая программа дисциплины (учебно-тематический план); - план-график самостоятельной работы; - список рекомендуемой литературы; - электронные варианты учебных пособий; - ссылки на интернет-ресурсы, в том числе электронно-библиотечные системы; - примерный перечень вопросов к экзамену; - маркеры и критерии балльно-рейтинговой системы; - материалы, определяющие нестандартные формы организации самостоятельной работы (положения о конкурсах, олимпиадах, проектах по дисциплине и т.п.)
Учебно-инфор-мацион. блок по каждой теме дисциплины Включает учебную информацию и задания для самостоятельной работы по конкретной теме дисциплины - Теоретические сведения по теме (конспект лекции, ссылки на базовые учебники и дополнительные учебные пособия; видеофрагменты лекций, ссылки на тематические интернет-ресурсы); - примеры решения типовых задач; - задачи и упражнения для самостоятельной проработки (индивидуальные и групповые, базового и повышенного уровня сложности); - дополнительные материалы по теме (презентации, наглядные модели учебного содержания, ссылки на дополнительные интернет-источники и др.)
Блок учебного курса Описание и назначение Содержание (ресурсы и элементы курса в системе МООБЬЕ)
Блок контроля Представляет собой совокупность элементов курса, обеспечивающих функции текущего, промежуточного, рубежного контроля и самоконтроля, саморефлексии - План-график контроля по дисциплине; - требования к уровню усвоения темы (на базовом и повышенном уровне); - оцениваемые еженедельные задания; - обучающие и контрольные тесты по теме или разделу курса; - ведомость результатов текущего контроля (отметки, оценки преподавателем заданий студентов, статистика активности работы студентов); - опросы (рефлексивные, контролирующие) и др.
Коммуникационно-управленческий блок Представляет собой совокупность элементов ресурса, обеспечивающих механизмы целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса по достижению результатов обучения - Пояснения к материалам курса; -онлайн-консультации (обмен сообщениями); - отзывы, комментирование преподавателем результатов выполненных заданий; - форумы; - календарь наступающих событий и др. Функция управления самостоятельной деятельностью обучающегося обеспечивается также возможностью введения временных ограничений на выполнение текущих заданий и контрольных мероприятий, доступ к тем или иным материалам курса
Таким образом, в предлагаемой модели организации внеаудиторной СРС при овладении математической дисциплиной в той или иной степени достигается решение обозначенных выше задач, стоящих перед преподавателем. В условиях быстро меняющихся реалий, появления новых требований к содержанию, качеству усвоения предмета, необходимости учета способностей и личностных особенностей студентов при реализации дифференцированного и индивидуального подходов к обучению указанное сопровождение внеаудиторной СРС требует постоянного обновления, что в свою очередь ведет к увеличению трудоемкости учебной и внеучебной нагрузки преподавателя. В определенной степени снизить ее, автоматизировав некоторые функции управления и контроля учебной деятельности студентов, позволяет создание и размещение электронного навигатора самостоятельной работы в рамках информационно-коммуникационной образовательной предметной среды [6; 7].
После выполнения всех учебных заданий и текущего контроля по теме студентам предлагается провести саморефлексию успешности освоения учебного материала, степени удовлетворенности качеством полученных знаний и умений, что в свою очередь позволяет преподавателю вовремя внести коррективы в учебный процесс. Кроме того, реализация описанной модели СРС позволяет организовать работу в группах и вести систематический контроль хода учебной деятельности [2; 3]. Информацию о качестве освоения учебного
276
содержания и студенты и преподаватели получают, в частности, на основе анализа материалов индивидуального портфолио [1], формируемого обучающимися на протяжении всего периода изучения курса. Использование электронного навигатора и портфолио имеет важное преимущество перед печатным учебно-методическим комплексом благодаря возможности осуществления оперативных изменений в их содержательном наполнении с учетом коррекции рабочих программ дисциплин, трансформации интересов и способностей студентов, вариации методических предпочтений преподавателя, что придает данным ресурсам определенную гибкость и перспективность.
Список литературы
1. Избранные вопросы методики преподавания математики в вузе: учеб. пособие / Л.П. Латышева, Л.Г. Недре, А.Ю. Скорнякова, Е.Л. Черемных. -Пермь, 2013. - 210 с.
2. Латышева Л.П., Скорнякова А.Ю. Об организации самостоятельной работы студентов по математике с использованием информационно-коммуникационной среды // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. - 2013. - № 15. - С. 200-207.
3. Латышева Л.П., Скорнякова А.Ю. Опыт дистанционной поддержки обучения математическому анализу студентов педагогического вуза // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе: сб. науч. трудов. - Пермь: Прокростъ, 2014. - С. 43-47.
4. Латышева Л.П., Скорнякова А.Ю., Черемных Е.Л. О совершенствовании самостоятельной работы будущих бакалавров и магистров педагогического образования с использованием информационно-коммуникационной среды // European Social Science Journal. - 2013. -№ 12-1(39). - С. 110-118.
5. Хамов Г.Г., Тимофеева Л.Н. О методах составления некоторых типов задач и их использование как средства организации исследовательской деятельности студентов // Наука и школа. - 2014. - № 1. - С. 48-51.
6. Черемных Е.Л. Использование системы дистанционного обучения MOODLE при организации внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности студентов по математике // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе: сб. науч. трудов. - Пермь, 2014. - С. 121-124.
7. Черемных Е.Л. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по математике с использованием системы Moodle // Актуальные проблемы обучения математике: межвуз. сб. науч. тр. -Калуга, 2014. - Вып. 12. - C. 177-184.