Научная статья на тему 'О применении дневника в организации самостоятельной работы студентов'

О применении дневника в организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМОЕ УЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЕТОД / ДНЕВНИК / СМОРЕФЛЕКСИЯ / SELF-REGULATED LEARNING / AUTONOMOUS WORK / DIARY / METHOD / SELF-REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опрышко Анна Анатольевна

Рассматривается саморегулируемое учение как механизм организации самостоятельной работы. Метод ведения дневника рассматривается как эффективный способ достижения нескольких целей в организации самостоятельной работы, таких как помощь в саморефлексии студентов, отслеживание процесса научения, помощь в организации и целесообразном распределении времени при самостоятельной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIARY METHOD IN THE ORGANIZATION OF AUTONOMOUS WORK

In the following article we consider self-regulated learning as a means of autonomous work organization. Diary method is considered to be an efficient instrument in getting different goals in the organization of autonomous work such as the help in self-reflection, measuring the process of learning, the help in the organization and timing during autonomous work.

Текст научной работы на тему «О применении дневника в организации самостоятельной работы студентов»

Ovcharenko Victoria Pavlovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: victoria_ov@rambler.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371496.

УДК 378.147.88

A.A. Опрышко

О ПРИМЕНЕНИИ ДНЕВНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Рассматривается саморегулируемое учение как механизм организации самостоя-

.

достижения нескольких цепей в организации самостоятельной работы, таких как помощь в саморефлексии студентов, отслеживание процесса научения, помощь в организации и целесообразном распределении времени при самостоятельной работе.

Саморегулируемое учение; самостоятельная работа; метод; дневник; сморефлексия.

A.A. Opryshko DIARY METHOD IN THE ORGANIZATION OF AUTONOMOUS WORK

In the following article we consider self-regulated learning as a means of autonomous work organization . Diary method is considered to be an efficient instrument in getting different goals in the organization of autonomous work such as the help in self-reflection, measuring the process of learning, the help in the organization and timing during autonomous work.

Self-regulated learning; autonomous work; diary; method; self-reflection.

Одной из основных задач профессионального образования в рамках модернизации российской образовательной системы является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [1].

Одним из путей решения такой задачи является увеличение доли самостоятельной работы студентов, что требует соответствующей организации процесса , -риалов для самостоятельного освоения студентами учебного материала.

Самостоятельная работа учащихся и студентов - важнейшее звено, соединяющее их регламентированную учебно-познавательную деятельность в образовательном учреждении с процессом непрерывного самообразования. Как правило, самостоятельным называют такое действие человека, которое он совершает без непосредственной или опосредованной помощи и указаний другого человека, руководствуясь лишь собственными представлениями о порядке и правильности выполняемых операций. Однако в педагогической практике понятием «самостоя-»

обучающихся. Их условно можно объединить в три группы, соответствующие следующим трем уровням самостоятельности.

Индивидуальное выполнение учебных действий по строго предписанным правилам, алгоритмам, плану (например, изложенным педагогом, предъявленным автоматизированной обучающей системой или описанным в учебнике). Здесь самостоятельность понимается как элементарная активность, индивидуальная реализация студентом извне заданных действий.

Самостоятельная работа с частично заданной программой действий подразу-, , -, , -ности действий и пр.

Полностью самостоятельная работа подразумевает: осознание студентом цели своей деятельности, принятия им учебной задачи, нахождение путей ее реше-, . самостоятельной познавательной деятельности.

,

студентов необходимые навыки для эффективной самостоятельной работы высше-.

.

работы студентов: самомотивация, саморегуляция, самоорганизация, самоконтроль и самооценка [2]. Эти компоненты могут быть рассмотрены как необходимые устойчивые навыки или как своеобразные этапы в модели организации само. -нимании, с точки зрения самостоятельной регуляции каких-то определенных действий. Если рассмотреть саморегуляцию в более широком смысле как саморегуля-, -ляции осознанной деятельности, которая соотносится со структурой саморегуляции учебной деятельности, будет включать в себя процесс самостоятельного целе-полагания, создания учебных условий, планирования, самоанализа, самоконтроля, , .

Поэтому одним из путей решения проблемы эффективности самостоятельной работы студентов мы считаем использование саморегулируемого учения как механизма самостоятельной работы.

Так Зеером Э.Ф. саморе гулируемое учение рассматривается как произвольная активность обучаемых, выражающаяся в самостоятельной постановке дидактически значимой цели, в формировании программы собственных исполнитель, , соответствия реальных результатов критериям успешной учебной деятельности, своевременное принятие решений и коррекция процесса учения. Б. Зиммерман разработал модель саморегуляции, которая основана на социально-когнитивной теории, сформулированной А. Бандурой. В соответствии с Б. Зиммерманом «к саморегуляции относятся собственные мысли, чувства, и действия, которые запла-

». -

ве этой модели Б. Шмитц и Б.С. Вайс разработали более расширенную модель са-

. -

ния состоит из трех фаз: фаза преддействия, фаза действия и фаза последействия ( ).

.

предусмотрительность (forethought), действие и волевой контроль, саморефлексия.

Успешность первой фазы определяют такие факторы, как мотивация (по), . -

дения человека о своих способностях организоваться и проделать некоторые дей-

ствия для достижения цели, и, как следствие, данный фактор влияет на такие важные саморегуляционные параметры, как настойчивость, попытка. На самоэффективность влияет процесс обучения и достигнутый результат.

Во второй фазе успешность определяют стратегии учения, метакогнитивные стратегии, которые включают в себя планирование, регуляцию и мониторинг, са-момониторинг и стратегии управления ресурсами, которые делятся на внутренние и внешние стратегии. К внутренним стратегиям относятся усилие, управление временем и управление вниманием. Примером внешней стратегии является поиск .

Третья фаза - это саморефлексия. Здесь студент должен проанализировать и оценить качество и объем проделанной работы, а также понять, насколько он удовлетворен или не удовлетворен проделанной работой.

Представленная модель процесса саморегулируемого учения является наглядным отображением того, каким образом должна быть построена самостоятельная работа студента, каким образом сам студент должен оказывать влияние на , . , чтобы эффективно организовать самостоятельную работу по данной модели, необходимо применять метод ведения дневника. Ведение дневника студентом в процессе самостоятельной работы поможет достигнуть нескольких целей. С точки зрения , -дели саморегулируемого учения на каждом этапе, ее эффективность и недостатки, а также позволяет отобразить сам процесс научения для того, чтобы в дальнейшем корректировать работу студентов. Целью метода ведения дневника является также помощь студентам в саморефлексии.

Для достижения вышеперечисленных целей студенту необходимо вести дневник на всех этапах саморегулируемого учения, поэтому дневник должен быть составной частью учебных материалов для самостоятельной работы студентов.

Структура дневника может быть представлена в виде нижеследующей таблицы 1, разработанной в соответствии с вышеуказанной моделью.

Учитывая, что в ряде случаев студенты не имеют навыков самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля, ими могут быть использованы вспомогательные средства и психологический инструментарий. Например, при ведении дневника, для анализа своего состояния студентами могут быть использованы различные тесты или опросники, такие как САН. Это методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) может быть использована в целях изучения комфортности студентов в процессе самостоятельной работы. САН - разновидность опросников состояний и настроений [4]. Разработана В.А. Доскиным, НА. Лаврентьевой, Б.А. Шарай и МЛ. Мирошниковым в 1973 г.

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение - могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных .

, -

мостоятельной работы важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Например, при высоких показателях самочувствия и настроения и низком показателе активности можно сделать вывод об отсутствии мотивации .

показателе активности можно сделать вывод о заинтересованности испытуемого в

.

Таблица 1

Вариант структурного макета дневника

Фаза Перечень фиксируемых действий и результатов

Фаза предварительного действия 1) Постановка цели: сбор и анализ информации для принятия решения; построение иерархической целевой структуры; упорядочение мотивационной сферы и её направление на достижение поставленной цели. 2) Временное планирование (рюработка графика самостоятельной работы). 3) Контроль и анализ эмоц. состояния в процессе первой фазы (аффект).

Фаза целевого действия 1) , самоконтроля своей деятельности и отслеживания соответствия промежуточных результатов поставленным целям. 2) Контроль и анализ эмоционального состояния в процессе второй фазы, позволяющий в режиме реального времени слушать «голос сердца», т.е. использовать чувственную сферу личности для контроля правильности организации и хода процесса самостоятельной работы.

Фаза последействия 1) Соотнесение полученного результата своей работы с ранее поставлен- ; ; -ченного времени с качеством и объемом полученных знаний и умений; самооценка своих способностей и возможностей, а также, определение степени эффективности этих способностей и меры их применения при вып. своей работы. 2) Контроль и анализ эмоционального состояния в процессе третьей фазы.

Принимая во внимание психологическую характеристику самостоятельной работы как учебной деятельности, ее можно определить как целенаправленную,

, -ности выполняемых им действий и корригируемую им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, , , , удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [5].

В этом плане на определённом этапе возможно применение технических средств для обретения навыков самоконтроля и саморегуляции. Обучение студентов навыкам саморегуляции и тренировки своего психофизиологического состояния определяется требованиями к их конкретной психологической подготовке.

Основным критерием готовности к самоконтролю и саморегуляции любой деятельности должна быть стабильность показателей деятельности и психофизиологического состояния в различных ситуациях, моделируемых при подготовке. Поскольку в образовательной деятельности имеют место стрессоры, деструктивно ( ) ,

успешного выполнения программы работ, в процессе психологической подготовки необходимо обучение студентов навыкам психорегуляции, обеспечивающим, в , .

В условиях напряженной работы сдвиги физиологических функций, изменение вегетативных реакций, психомоторики, сенсорики проявляются как естественная защитная реакция организма (в мотивационной сфере - в виде сомнения, тревоги, страха и т.п.). В этом случае самоконтроль эмоционального состояния, будучи чутким индикатором изменений в мотивационной сфере, позволяет сохранить требуемое состояние сознания (сосредоточенности, повышенного внимания и т.п.) через коррекцию мотивационной сферы.

Технические средства здесь призваны помочь человеку вызывать состояния, сопровождающиеся адекватными психофизиологическими проявлениями с целью их дифференцирования и осознанного контроля.

,

средств могут решиться следующие задачи [6]:

♦ обучение самонаблюдени ю и адекватной самооценке;

♦ управление сос тоянием сознания, тренировка внимания, памяти, процессов мышления и воображения;

♦ тренировка воли, сознательной активации организма при утомлении;

♦ обучение снятию псих ической напряженности;

;

функций и функций элементов систем человек - машина;

целью повышения устойчивости к психогенным экстремальным условиям. Тренировки с применением технических средств основываются на использовании так называемой «биологической» обратной связи (БОС) по тому или иному параметру. Например, по частоте пульса или дыхания, по температуре тела или по .

, -

чаемого в процесс тренировки, что определяет эффективность обучения, т.к. студент информируется о результативности прикладываемого им волевого усилия и БОС становится необходимым звеном координации волевого усилия. Если же обучаемый равнодушен к информационному содержанию сигналов, то стимульный поток не проявит своей функциональной роли как обратной связи, т.е. сама идея применения БОС как вспомогательного средства рефлексии оказывается ненужной.

Основной принцип системного биоуправления с обратной связью заключается в обеспечении человека информацией о текущих изменениях ряда его физиологиче-, . использование либо единого информационного сигнала, объединяющего в соответствии с выбранным алгоритмом управления информацию о динамике различных , , -рых представляет параметр физиологической функции в отдельности. В первом случае в качестве сигнала БОС используется какой-либо один сенсорный канал, во вто- , , должны различаться по своим пространственным и временным характеристикам. То же можно сказать и о технических средствах, которые могут варьировать от про, .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 27.11.2002 №. 14-55-996 ин/15 «Об активизации самост. работы студентов вузов».

2. . // образование в России. - 2007. - № 10. - С. 84.

3. Schmitz B., Wiese B.S. / Contemporary Educational Psychology 31. - 2006. - P. 64

4. . . . : . .

- Самара: Издат. Дом «Б^ХРАХ-М», 2001. - 672 с.

5. . . . - : , 1997.

6. . ., . . ,

: « ». - : ТРТИ, 1989. - 85 с. "

Опрышко Анна Анатольевна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: opranna@yandex.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371496.

Opryshko Anna Anatol'evna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: opranna@yandex.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371496.

УДК 377.131.11

..

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ В РАЗНОУРОВНЕВОЙ ГРУППЕ СТУДЕНТОВ

НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Рассматривается специфика работы в разноуровневой группе студентов неязыково. , адаптированы критерии сформированности компетенций в чтении, проанализированы вопросы обучения индивидуально-значимым стратегиям и их отбора и применения для обработки текстового материала студентами разноуровневой группы неязыкового вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегии автономного чтения; разноуровневая группа студентов; неязыковой вуз; .

O.V. Osadchaya THE SPECIFICATION OF TEACHING IN THE STUDENTS’ MULTILEVEL GROUP OF NON-LINGUISTIC INSTITUTE

The article considers the specification of teaching in the students' multilevel group of non-linguistic institute. For this purpose multilevel students' group of non-linguistic institute was defined, criteria of reading competence formation were adapted, problems of individually significant strategies teaching, selection and appliance in the multilevel students' group of non-linguistic institute for text processing were analyzed.

Independent reading strategies; multilevel group of students; non-linguistic institute; European competences.

« » результат интенсивной работы преподавателей иностранных языков Европы и других стран дает описание трех основных уровней владения ИЯ и их дескрипторы. Общая система уровней состоит из шести уровней, и представляется развернутой классической трехуровневой системой, включающей в себя базовый, средний и продвинутый уровень (дая сравнения: уровень неопытного, среднего и зре-, . . ). -ложен принцип последовательного ветвления. Представленные уровни в определенной степени относительны, но удобны с точки зрения градации образовательного процесса на этапы, с одной стороны, и для определения прогресса студентов, .

степени сформированности коммуникативных компетенций в чтении группы студентов неязыкового вуза, то такое деление как нельзя лучше подходит в качестве основы. Развитие стратегий необходимо осуществлять в зависимости от индивидуального базового уровня студента и цели работы с текстом.

Чтение определяется в «Общеевропейских компетенциях...» как зрительная рецептивная деятельность по использованию языка для получения и переработки , .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.