О. П. Дрон,
начальник отдела платных образовательных услуг учебно-методического управления О ПРИЕМЕ СТУДЕНТОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ежегодно мы подводим итоги приема в университет студентов-платников, обсуждаем его ход, анализируем проблемы. И действительно, сегодняшние реалии и тенденции развития российской высшей школы определяют то значительное внимание, с которым все вузы анализируют итоги прошедшей приемной кампании и планируют следующую.
Немного статистики. В 2010 г. с университетом заключили договоры на обучение и произвели оплату почти полторы тысячи студентов (на 1 ноября — 1457). По формам обучения этот контингент распределился следующим образом: 602 дневника, 124 вечерника и 731 заочник (цифра будет меняться в сторону увеличения: прием заочников-договорников продолжается). В целом прием нынешнего года на 10% превзошел результаты прошлого года, что продолжило позитивную тенденцию последних лет. Итак, показатели неплохие, динамика положительная. Несмотря на известные демографические проблемы, наш университет в течение последних трех лет планомерно ведет успешный платный прием, постоянно увеличивая число внебюджетных студентов. Особенностью нынешнего приема платников явилась положительная динамика приема дневников и вечерников и некоторое сокращение желающих обучаться по заочной форме.
Следует отметить, что заочная форма обучения, которая для некоторых наших факультетов является основным источником поступления внебюджетных средств, в перспективе может серьезно пострадать от возможных нововведений, ныне только обсуждаемых, но грозящих стать реальностью. Речь идет о поправках в Трудовой кодекс РФ, которые были предложены членом Российского союза промышленников и предпринимателей Михаилом Прохоро-
вым. Наряду с 12-часовым рабочим днем Прохоров предлагает отменить учебный отпуск для всех работающих граждан, а предоставлять его только тем, кто учиться по направлению работодателя. Такое изменение фактически лишит возможности получить высшее образование в столичных вузах иногородних заочников и крайне затруднит данный процесс для жителей Санкт-Петербурга, а также ограничит для абитуриентов и вузов выбор направлений подготовки.
При планировании приема в следующем году дневников-платников (и соответственно, получении и распределении внебюджетных средств) факультетам необходимо помнить о том, что Министерство обороны РФ имеет законное право призвать на действительную военную службу студентов, обучающихся на новых, неаккредитованных специальностях и направлениях подготовки. Таким правом военные 2 года не пользовались, а в осенний призыв 2010 г. в некоторых городах России началось массовое вручение повесток студентам как старшекурсникам, так и первокурсникам. Например, 150 студентов Владимирского государственного университета в октябре получили повестки в армию. По данным военного стола РГПУ им. А. И. Герцена, у наших студентов также имеются подобные проблемы, к счастью, не в таких масштабах (пока это единичные случаи).
Еще одна особенность приемной кампании 2010 г.: по сравнению с 2009 г. почти в 2 раза уменьшилось число магистров-платников (как дневников, так и заочников). Такой результат вызван значительным увеличением бюджетной магистратуры (и не только в нашем вузе, но и во многих вузах города).
Стоит вспомнить еще одно из нововведений приемной кампании 2010 г. В этом году
Министерство образования и науки РФ при определении контрольных цифр приема, т. е. бюджетный мест, впервые затребовало с вузов данные по ожидаемому приему граждан на обучение с возмещением затрат. Причем вузы были обязаны сделать свои коммерческие ожидания публичными: их следовало разместить на официальном сайте вуза. Как же факультеты выполнили этот своеобразный план по приему договорников? Какими были наши ожидания и оправдались ли они? При анализе выяснилось, что они были более радужными, чем оказались в действительности. В целом факультеты и учебные институты планировали пополнить ряды своих студентов контингентом почти на 500 человек более значительным, чем было принято реально (особенно по дневной форме обучения и магистратуре). Ряд факультетов оказался крайне далек (порой в 2 и более раз) от плановых, заявленных цифр, кто в меньшую сторону (факультет философии человека, институт народов Севера, факультеты психолого-педагогический, физики, математики, информационных технологий), кто, напротив, принял студентов по договору сверх ожидания: факультеты изобразительного искусства, экономики, социальных наук, институт детства. А кто-то представил, как выяснилось, наиболее взвешенные прогнозы: это факультеты управления, географии, иностранных языков, музыки, филологический, биологии, коррекционной педагогики.
В 2010 г. университет осуществлял внебюджетный прием на все факультеты. Конъюнктура в последние три года подверглась значительным колебаниям. Традиционно среди самых востребуемых образовательных программ, предлагаемых нашим университетом, следующие специальности и направления: юриспруденция, психология, логопедия, менеджмент организации, государственное и муниципальное управление, социально-культурный сервис и туризм, филологическое образование (профили «Иностранный язык», «Русский язык
и литература»), лингвистика, менеджмент, психология, педагогическое образование (особенно дошкольное и начальное). Прием 2010 г. подтвердил популярность данных образовательных программ. В то же время возрос интерес к программам, предлагаемым экономическим факультетом (маркетинг), социальных наук (история, политология). Так же абитуриенты охотно выбирали ряд программ по естественнонаучному образованию. Отметим, что весьма успешно в этом году прошел платный прием заочников на сокращенный срок обучения на факультеты биологии, географии, безопасности жизнедеятельности, технологии и предпринимательства. В то же время продолжается падение спроса (что впервые было зафиксировано уже в 2008 г.) на наших специалистов по рекламе, культурологов (в том числе в институте народов Севера), религиоведов, психологов, специалистов по связям с общественностью, музыкантов, химиков и физиков, специалистов по информационным технологиям. Несомненно, что такие колебания спроса (хотя они носят в значительной степени рыночный характер) косвенно свидетельствуют и о спонтанном характере наших предпочтений по разработке образовательных программ, не прямо связанных с запросами рынка и интересами наших абитуриентов.
В целом по итогам приема 2010 г. следует отметить факультеты, где число первокурсников-платников приблизи-
лось к трем учебным группам (порядка 100 дневников). Это факультеты управления, социальных наук, иностранных языков. По заочной форме обучения среди лидеров — факультет коррекционной педагогики, институт детства, юридический, психолого-педагогический факультеты,
факультет управления. Стабильный успех имеют предложения факультета иностранных языков и юридического факультета по очно-заочной (вечерней) форме обучения.
Факультет управления (в целом) уже 3 года подряд проводит самый успешный
платный прием и дневников, и заочников. Надо сказать, что некоторые факультеты, не так заметные в нашем рейтинге, вырываются в лидеры, если учесть в статистике студентов-иностранцев (например, факультеты музыки, изобразительного искусства).
Из позитивного опыта прошедшей приемной кампании отметим, что достаточно стабильно работал университетский сайт, постоянно обновлялась информация по вопросам приема, в том числе и платного (приказы о зачислении, программы и т. д.). Но представляется нелишним обновление его дизайна, применение более современных, динамичных приемов подачи информации, придание своего лица страничке каждого факультета. Абитуриенты зачастую жалуются на «запутанность» и «скучность» сайта. Напомню, что недавно в журнале «Вестник Герце-новского университета» (в 10 номере) был опубликован интересный материал, подготовленный сотрудниками отдела маркетинга, по результатам анкетирования студентов-герценовцев. Среди различных данных, мы находим подтверждение ничтожной (только 8%) популярности сайта. Такое положение необходимо исправить, сайт университета должен стать привлекательным, родным для наших студентов и для потенциальных абитуриентов.
Для университета система платного обучения — важный источник развития материально-технической базы, реализации различных долгосрочных программ, инструмент стратегического и оперативного управления. По данным управления бухгалтерского учета и финансового контроля, университет получил уже более 50 млн рублей по приему 2010 г. Внебюджетные средства еще будут поступать. К примеру, только за последние 10 дней пришла оплата по 50 договорам более чем на миллион рублей.
Немалые средства в вуз приносят абитуриенты, желающие перевестись в РГПУ
или восстановиться в рядах наших студентов. Для справки: только в период с 1 сентября по настоящий момент (за два месяца), по переводам — восстановлениям в наш университет поступили 136 человек. Они произвели оплату договоров на сумму пять с половиной миллионов рублей (75 чел. — на 3 млн 750 тыс. рублей — гуманитарные факультеты; 61 чел. — на 1 млн 800 тыс. рублей — естественнонаучные факультеты). Отметим, что число желающих продолжить обучение по программам естественнонаучного направления заметно выросло за последние годы. Как видите, это значительные финансовые поступления. Поэтому всячески поддерживаем предложения ответственного секретаря приемной комиссии университета Е. А. Филиппова по оптимизации процесса приема в университет по переводам и восстановлениям, по сокращению времени от момента появления абитуриента в вузе до появления приказа о его зачислении в деканате факультета.
Несомненно, вопросы приема постоянно в сфере нашего внимания. Но жизнь заставляет искать новые, эффективные инструменты, модели управления этим процессом. В связи с многоаспектностью и важностью для жизнедеятельности университета обеспечения платного приема считаем целесообразным использовать успешный опыт инновационной программы. Как вариант, предлагаем обсудить возможность создания при центральной приемной комиссии университета рабочих групп, которые направят свои усилия на конкретные, определенные направления работы по организации приема в университет, будут осуществлять ее по согласованному и утвержденному ректоратом плану, с периодической отчетностью и обсуждением проблем на деканских совещаниях. В данных рабочих группах, на наш взгляд, целесообразно объединить усилия центральной приемной комиссии, которая теперь работает в течение всего года, учебнометодического управления, факультетов и
учебных институтов, различных структур и специалистов вуза. К примеру, могут быть созданы рабочие группы: по образовательным программам (их анализ с точки зрения востребованности на рынке, необходимой коррекции, подготовки их «рыночной» рекламы и т. д.), по довузовской деятельности (связь со школами, система довузовской подготовки и непрямой рекламы, деятельность университетского округа), по
целевому набору и работе в регионах, по рекламной и маркетинговой деятельности (придать ей стратегический характер), по работе с работодателями (вовлечение их в подбор абитуриентов), по внебюджетному набору (финансовый аспект), по информационному обеспечению, по материальнотехническому обеспечению и т. д. Возможно, такая работа поможет объединить наши усилия и послужит на благо университета.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА ОТ 25 НОЯБРЯ 2010 ГОДА «ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРИЕМА в 2011 г.»
Заслушав и обсудив доклад ответственного секретаря приемной комиссии Е. А. Филиппова, Ученый совет отмечает, что в 2011 г. организация приема в университет происходит в условиях существенных изменений в системе образования, сложной демографической ситуации и конкуренции с другими вузами.
В таких условиях важно не только сохранить качество образования, работать на его неуклонное повышение, но и обеспечить выполнение контрольных цифр государственного задания. В университете в настоящее время ведется работа по оптимизации образовательных программ, направленная на более эффективное использование кадровых и материальных ресурсов, способствующая выбору образовательных программ с учетом требований рынка. Разрабатываются новые программы как основные, так и дополнительные, востребованные на рынке образовательных услуг. Активизируются связи с органами государственного и муниципального управления образованием Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов.
Совершенствуется работа с абитуриентами, родителями и учителями: проводятся индивидуальные консультации по электронной почте, используются социальные сети, форум Герценовского университета, интернет-телефон и другие средства. Постоянно обновляется содержание раздела сайта Герценовского университета, предназначенного для абитуриентов. Создан и активно функционирует отдел по работе с абитуриентами и региональному развитию. Развивается волонтерское движение студентов, направленное на поддержку приемной кампании. Ведется поиск новых форм сотрудничества с образовательными учреждениями. Постоянно обновляются рекламные материалы, образовательные возможности учебных подразделений представляются на районных и городских выставках.
Для абитуриентов создается функциональная инфраструктура, оборудуется территория приемной комиссии, включая информационную площадку со стендами.
Обеспечиваются технические условия для реализации задач приемной комиссии, организована локальная сеть, внутренняя телефонная связь между аудиториями.
Работа по обеспечению приема в университет постоянно находится в центре внимания ректората и структурных подразделений.
Благодаря этому университет много лет держит ведущие позиции среди вузов Санкт-Петербурга по конкурсу поступающих на бюджетные места. Вуз является привлекательным для студентов, обучающихся на основе полной компенсации затрат на обучение.
Констатируя положительные результаты приема в университет, Ученый совет обращает внимание на основные задачи, которые предстоит решать коллективу Герценовского университета в 2011 г. и далее с учетом социальных и демографических изменений в обществе, в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, измене-