Научная статья на тему 'О преподавании госпитальной хирургии на санитарно-гигиеническом факультете'

О преподавании госпитальной хирургии на санитарно-гигиеническом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Великорецкий А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преподавании госпитальной хирургии на санитарно-гигиеническом факультете»

А. Н. Великорецкий

О преподавании госпитальной хирургии на санитарно-гигиеническом факультете 1

Из кафедры госпитальной хирургии I Московского ордена Ленина медицинского института

В директивах по пятому пятилетнему плану развития СССР XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза поставил как основную задачу для медицинских научных работников сосредоточить особое внимание на вопросах профилактики.

Не подлежит сомнению, что преподавание клинических дисциплин для будущих санитарных врачей должно отличаться от преподавания их для врачей-лечебников, так как деятельность врачей-гигиенистов требует по преимуществу знания этиологии и профилактики хирургических заболеваний, а также вопросов трудоустройства.

Кафедра госпитальной хирургии санитарно-гигиенического факультета I Московского ордена Ленина медицинского института имеет некоторый опыт в преподавании хирургии на санитарно-гигиеническом факультете, так как со времени ее организации большое внимание уделяла вопросам специфики преподавания хирургии на санитарно-гигиеническом факультете. Так как наш опыт до сих пор не обобщен и не подвергался обсуждению, то мы считаем целесообразным поделиться тем, что в течение ряда лет было достигнуто, чтобы дать возможность развивать дело дальше.

Исходя из общей установки о необходимости учитывать будущий характер работы санитарного врача, кафедра значительно отходит от общепринятых тенденций, которые имеют место при преподавании хирургии на V курсе лечебных факультетов.

Хирургия на санитарно-гигиеническом факультете представляет собой, так же как и на лечебном факультете, один из основных курсов, формирующих мышление врача. Она является одной из общих клинических дисциплин, преподающихся в развернутом виде. Но в конкретном проведении курса хирургии, в особенности госпитальной, на санитарно-гигиеническом факультете должна быть некоторая специфика.

Конечно, для такой специфики должен быть обеспечен и общетеоретический уровень преподавания, дающий достаточные знания всех тех заболеваний, которые относятся к курсу хирургии. Студенты, разумеется, должны овладеть и хирургической техникой в том размере, как это нужно врачу-нехирургу для оказания неотложной помощи. Но большое количество времени, которое должно быть отведено на лечебном факультете овладению техникой хирургического лечения и, в частности, оперативного лечения, может быть использовано на санитарно-гигиеническом факультете иначе. За этот счет прежде всего должен быть расширен раздел травматологии.

Студенты санитарно-гигиенического факультета изучают травматологию на протяжении всех трех курсов. Таким образом, к 9-му семестру студенты имеют основательную подготовку по травматологии. Поэтому нерационально посвящать занятия 9-го семестра простому повторению пройденного. Курс травматологии на 9-м и 10-м семестрах должен преследовать специальную цель: дать студенту знания о видах травматизма согласно его профилю гигиениста и организатора здравоохранения. С другой стороны, необходимо углубить его знания по травматологии, приобретенные на прошлых курсах. В течение всего курса студент должен практически овладевать знаниями по организации предупреждения, лечения травм и борьбы с их последствиями.

Вопросы восстановления трудоспособности тесным образом сопри-

1 Печатается в порядке обсуждения. Ред.

касаются с вопросами протезирования и использования остаточной трудоспособности. Очень важное значение в подготовке врачей этого профиля имеют знания о методах полного и быстрого восстановления трудоспособности после травм, тесно связанного с организацией первой помощи травматическим больным, рациональным их лечением и долечиванием.

Таким образом, курс травматологии на 9—10-м семестрах носит специальный характер; при этом занятия не должны дублировать материала, проходимого на других кафедрах (гигиены труда, школьной гигиены, организации здравоохранения, лечебной физкультуры).

Исходя из сказанного, занятия на 9-м и 10-м семестрах по нашей кафедре включают организационные вопросы и прежде всего по организации неотложной хирургической помощи, работе станции скорой помощи, работе хирургических отделений больниц по неотложной хирургии, вопросы организации травматологической помощи на предприятии, в районном травматологическом пункте и в стационаре.

Профиль студента санитарно-гигиенического факультета требует знакомства с детским травматизмом и травматизмом в промышленности и сельском хозяйстве. Поэтому в нашей клинике изучаются особенности детского травматизма и вопросы организации борьбы с детским травматизмом и помощи при нем.

Большое внимание уделяется особенностям промышленной травмы, ее профилактике и организации помощи. При этом уделяется внимание и сельскохозяйственному, транспортному, бытовому и спортивному травматизму, их профилактике, учету и организации помощи, пропаганде ранней обращаемости, санитарно-просветительной работе, организации самопомощи и т. д.

Уделяется внимание и вопросам долечивания, экспертизы трудоспособности, использования остаточной трудоспособности, приспособления инвалидов к труду, переучивания и т. д.

Все эти проблемы могут занять значительное место в курсе госпитальной хирургии. Практические занятия по госпитальной хирургии включают ознакомление с различными учреждениями и организацией работы их (станции скорой помощи, протезный институт для инвалидов Великой Отечественной войны, учреждения для хирургической помощи детям и др.). Кроме того, проводятся занятия в травматологическом кабинете поликлиники, ВТЭК, на онкологическом пункте. Уделяется внимание и санитарному просвещению на хирургические темы.

Учитывая большое значение приобретения навыков в публичных выступлениях по хирургическим вопросам, в нашей клинике введена система докладов студентов на заданные темы с обсуждением их на группе.

Приводим примерную тематику докладов.

1. Уличный травматизм и борьба с ним (доклад на совещании в райздравотделе).

2. Борьба с бытовым травматизмом (доклад для жильцов большого дома или по радио).

3. Детский травматизм и борьба с ним (доклад на общем собрании жильцов большого коммунального дома).

4. Промышленный травматизм (доклад на конференции врачей медико-санитарной части совместно с работниками предприятия).

5. Организация помощи травматическим больным в городе, районе (доклад на районной конференции медицинских работников).

6. Малая травма, ее удельный вес в промышленном травматизме и меры профилактики (доклад на конференции врачей медико-санитарной части и работников предприятия).

7. Травматологический пункт и его организация (доклад на совещании врачей района и райздравотдела).

8. Спортивный травматизм (доклад в правлении спортивного общества или на собрании членов спортивного общества).

9. Стационарная помощь травматическим больным (доклад на конференции врачей).

10. Травматологическая аппаратура и ее применение „(доклад на конференции врачей).

11. Организация самопомощи и доврачебной помощи при травме (доклад на собрании работников совхоза, колхоза, шахты, цеха, предприятия) .

Еще более значительно на санитарно-гигиеническом факультете должен отличаться курс госпитальной хирургии от курса ее на лечебном факультете.

Клиника госпитальной хирургии еще Н. И. Пироговым мыслилась как приближение к практической хирургической деятельности и на лечебном факультете она сопровождается углубленным индивидуальным анализом больного, дает навыки в диагностике и лечении. Для санитарного же врача как будущего работника профилактической медицины и организатора здравоохранения необходимо знание клинической патологии, ее закономерносте!:. знание современного состояния вопроса об этиологии патологических процессов и мерах их предупреждения, знание диагностики и лечения.

Для предупреждения наиболее важных хирургических заболеваний необходимо глубокое знание патологии, влияния внешней среды на организм, т. е. факторов труда и быта. Поэтому при изложении большинства вопросов на нашей кафедре особое внимание фиксируется на этиологии, патогенезе, организации предупредительных мероприятий и социальной значимости того или иного заболевания. Вопросы техники оперативного лечения затрагиваются очень мало.

Большое внимание уделяется и организационным условиям помощи, результатам лечения, экспертизе трудоспособности.

В области неотложной хирургии также уделяется значительное внимание не технике лечения, а распознаванию, организации неотложной помощи и результатам ее в зависимости от организационных условий (своевременность, квалифицированность и т. д.).

Несколько отличается от лечебного факультета и тематика научной работы на нашей кафедре.

Тематика научной работы всех сотрудников кафедры не может быть ограничена разработкой какой-нибудь одной проблемы, однако большинство разрабатываемых тем имеет широкое социально-профилактическое направление. Таким образом, основная направленность в научной работе— социальная, а не техническая (хирургическая).

Таков в кратких чертах опыт работы нашей кафедры госпитальной хирургии. Однако следует отметить, что кафедра еще многого не успела сделать. Еще не разрешены задачи более глубокого проникновения в проблему «организм и среда», изучения вопросов предупреждения хирургических заболеваний, не налажена комплексная работа с другими санитарно-гигиеническими кафедрами. Эти вопросы еще только поставлены, но не разрешены.

Изложение вопроса об особенностях преподавания клинических дисциплин на санитарно-гигиенических факультетах является попыткой учета специфики этого факультета и подлежит обсуждению. Выступая с настоящей статьей, мы имели в виду поставить вопрос о специфике преподавания также перед другими клиническими кафедрами санитарно-гигиенических факультетов, выслушать их мнение и познакомиться с их опытом в данном вопросе.

Коллектив кафедры будет благодарен всем товарищам, которые отзовутся на наши предложения и, подвергнув их критике, поделятся своим опьпом-

£ тЙг, *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.