Научная статья на тему 'О преимуществах и ограничениях, связанных с грузоперевозками на высокоскоростных железнодорожных магистралях'

О преимуществах и ограничениях, связанных с грузоперевозками на высокоскоростных железнодорожных магистралях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
высокоскоростная железнодорожная магистраль / грузоперевозка / доставка «точно в срок» / подвижной состав / эксплуатационные ограничения. / high-speed railway / cargo transportation / just-in-time delivery / rolling stock / operational re- strictions.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсеев В. С.

В данной статье рассмотрены тенденции и возможности «переключения» грузов с автодорог на ВСМ и проанализированы ограничения в отношении организации грузовых перевозок на ВСМ. Большая часть данных, используемых в статье, собрана из источников, включающих углубленные исследования ВСМ в различных странах мира, статистические данные мировых железных дорог, публикации европейских исследовательских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND RESTRICTIONS RELATED TO CARGO TRANSPORTATION ON HIGH- SPEED RAILWAYS

The article discusses trends and possibilities of “switching” cargo from highways to HSR and analyzes the restrictions regarding the organization of freight traffic on HSR. Most of the data used in the article is collected from sources including in-depth studies of HSR in different countries of the world, statistics of world railways, publications of European research universities.

Текст научной работы на тему «О преимуществах и ограничениях, связанных с грузоперевозками на высокоскоростных железнодорожных магистралях»

TECHNICAL SCIENCE / <<Ш1ШМУМ~^©иГМа1>#М&&)),2©2©

УДК 625.1

Евсеев В. С.

Российский университет транспорта (МИИТ) DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11896

О ПРЕИМУЩЕСТВАХ И ОГРАНИЧЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ГРУЗОПЕРЕВОЗКАМИ НА ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЯХ

Evseev V.S.

Russian University of Transport (MUT)

ADVANTAGES AND RESTRICTIONS RELATED TO CARGO TRANSPORTATION ON HIGHSPEED RAILWAYS

Аннотация.

В данной статье рассмотрены тенденции и возможности «переключения» грузов с автодорог на ВСМ и проанализированы ограничения в отношении организации грузовых перевозок на ВСМ. Большая часть данных, используемых в статье, собрана из источников, включающих углубленные исследования ВСМ в различных странах мира, статистические данные мировых железных дорог, публикации европейских исследовательских университетов.

Abstract.

The article discusses trends and possibilities of "switching " cargo from highways to HSR and analyzes the restrictions regarding the organization offreight traffic on HSR. Most of the data used in the article is collected from sources including in-depth studies of HSR in different countries of the world, statistics of world railways, publications of European research universities.

Ключевые слова: высокоскоростная железнодорожная магистраль, грузоперевозка, доставка «точно в срок», подвижной состав, эксплуатационные ограничения.

Key words: high-speed railway, cargo transportation, just-in-time delivery, rolling stock, operational restrictions.

Протяженность мировой сети ВСМ увеличивается каждый день и в 2018 году ее значение превысило 50 тыс. км. Сейчас ВСМ связывают Францию, Бельгию, Испанию, Великобританию и Германию. В ближайшем будущем будет открыта аналогичная связь между Италией и Францией (между Турином и Лионом). Большинство ВСМ по всему миру специализированы исключительно под пассажирские перевозки и, в основном, на них эксплуатируется один тип подвижного состава.

Однако, анализ международного опыта показывает, что в ряде стран ВСМ используются также и для грузовых перевозок. Например, такие перевозки из Европы в Лондон осуществляются по Ж1. Прогнозируется, что к 2030 году их объем удвоится [1]. Грузовые поезда на ВСМ в Германии и Франции работают в ночное время по фиксированному («жесткому») графику. Такие ночные рейсы очень удобны для компаний экспресс-доставки, поскольку особенность логистической схемы такова, что посылка принимается от отправителя днем, перевозится ночью и вручается получателю утром.

Несмотря на то, что железные дороги США специализированы под грузовое движение, в стране имеется только один высокоскоростной сервис доставки грузов железнодорожным транспортом (пассажирские поезда Ат^ак используются для экспресс-перевозки мелких грузов и почты). При этом, нередки случаи, когда поезда дальнего следования имеют в компоновке состава больше грузовых вагонов, нежели пассажирских. Примечательно, что

нитка одного такого поезда с маршрутной скоростью 180 км/ч «снимает» в графике движения 6 ниток грузовых поездов [2].

Во всем мире наблюдается очевидный рост спроса на экспресс-доставку, отвечающую требованиям бережливого производства «|шНп-йте», когда груз доставляется точно в определённый срок в нужное место. Однако до сих пор основными видами транспорта в этой сфере являются автомобильный и воздушный транспорт. Чтобы сделать ВСМ конкурентоспособными в сфере перевозок грузов, инфраструктура должна быть стандартизированной, а параметры оперативного управления и нормы безопасности согласованными по всей Европе.

ВСМ являются надежным и пунктуальным видом сообщения, и за счет «переключения» части грузов на них в аэропортах снизится загруженность. Освобожденная емкость может быть использована для дополнительных междугородних рейсов.

Вот лишь некоторые преимущества доставки грузов по ВСМ:

- ВСМ надежны, коэффициент пунктуальности варьируется от 90% до 99% [3];

- транзит на большие расстояния по железной дороге дешевле, чем при перемещении автомобильным, морским или воздушным транспортом;

- грузовые перевозки по железной дороге более экологичны, чем автомобильные, воздушные или морские перевозки;

- перевозка грузов по ВСМ не зависит от ис-

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#14i66),2©2© / TECHNICAL SCIENCE

копаемого топлива, которое является ограниченным минеральным ресурсом;

- «переключение» части грузов на ВСМ уменьшит количество аварий и заторов на дорогах и в аэропортах.

Развитие железнодорожных грузовых коридоров и внедрение Европейской системы управления железнодорожным движением (ERTMS) являются предпосылками к тому, что железные дороги будут привлекать все больше грузов, которые ранее доставлялись другими видами транспорта, повысится эффективность, пунктуальность, надежность и качество обслуживания железных дорог. В Европе растет количество ВСМ, и многие из них являются межнациональными, что увеличивает интеграцию между различными железнодорожными сетями.

При проектировании новых, либо реконструкции существующих автомагистралей, нередко возникает проблема, связанная с отчуждением земельных площадей, в то время как ВСМ требуют меньше земли и обеспечивают большую пропускную способность. Однако смешанное движение на ВСМ значительно осложняет обслуживание инфраструктуры. В связи с переходом части грузов на ВСМ, времени, которое отводится на их обслуживание, станет меньше.

Новые проекты на ВСМ становятся возможными благодаря технологическим инновациям в системах СЦБ и управления движением, которые открывают новые возможности для смешанного движения грузовых и пассажирских поездов на ВСМ. Поезда, осуществляющие движение по линии, оборудованной Европейской системой управления движения поездов (ETCS) уровня 2, могут следовать с интервалом попутного следования равным 3 минутам. Чтобы минимизировать съем грузовых поездов пассажирскими (что непосредственно влияет на пропускную способность линии), важно, чтобы разность их скоростей была как можно меньше.

Кроме того, швейцарское программное обеспечение для управления движением Rail Control System (RCS) может значительно увеличить пропускную способность железнодорожных линий. Устройство обгонных пунктов повышенной длины - это еще один способ увеличить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры. Он подразумевает создание обгонных пунктов (где пассажирские поезда могут обогнать грузовые на параллельном пути) в районах, где строительство пути стоит относительно недорого.

Тема исследования пропускной способности существующих ВСМ со смешанным движением, а также связанных с этим технических и эксплуатационных ограничений, заслуживает особого внимания. Одним из самых главных ограничений, является, пожалуй, увеличение стоимости обслуживания смешанных линий. Обслуживание ВСМ со смешанным движением не только высоко по стоимости, но и требует гораздо больше времени. Отличный выход из данной ситуации предложила итальянская железнодорожная компания Trenitalia. Благодаря внедрению динамической системы

управления техническим обслуживанием поездов, затраты на техническое обслуживание будут снижены на 7-8% [4]. Увеличение доли профилактического технического обслуживания и увеличение количества датчиков, которые контролируют состояние существующей железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава в реальном времени, способствует существенному сокращению операций по вынужденному техническому обслуживанию и уменьшению временного «окна», выделяемого для обслуживания.

Недостаточное развитие терминалов является еще одним ограничением для грузовых перевозок на ВСМ. Все станции ВСМ построены исключительно для пассажирских целей. В связи с растущим спросом на услуги экспресс-доставки грузов и введением грузовых поездов на ВСМ возникает необходимость в строительстве новых грузовых площадок и терминалов, которые должны располагаться вблизи станций ВСМ, либо рядом с местными распределительными центрами, которые будут связаны с высокоскоростной линией через отдельную ветку.

При планировании грузовых перевозок на ВСМ могут возникнуть проблемы составления графика движения поездов. Грузовые поезда следуют по часто меняющемуся (вариантному) графику, в зависимости от спроса, и это влияет на пропускную способность линии. Существуют также некоторые инфраструктурные ограничения, поскольку скоростной грузовой поезд требует отсутствия на выделенной ВСМ больших уклонов.

Заключение

Высокоскоростные и скоростные железнодорожные магистрали в различных странах имеют различные особенности и технические требования. Как показывает мировой опыт, прогнозируемый пассажиропоток для проектируемой ВСМ во многих случаях оказывается завышен. Внедрение грузопотока на ВСМ может значительно повысить их экономическую устойчивость. С развитием индустрии экспресс-доставок, появляются новые возможности для перевозок мелких отправок с использованием ВСМ.

В отличие от автомобильного транспорта, ВСМ не подвержены влиянию «пробок», для них характерна высокая степень пунктуальности и низкая зависимость от погодных условий, поэтому данный тип перевозок становится сильным конкурентом с точки зрения времени и стоимости доставки. Грузовые поезда, которые эксплуатируются как пассажирские, не влияют на расписание пассажирских поездов и на пропускную способность ВСМ.

Железные дороги могут перевозить грузы быстрее, дешевле и экологичнее, несмотря на необходимость изменения колеи и пересечения границ. Возрастающая обеспокоенность по поводу негативного влияния на окружающую среду, растущие цены на топливо и пробки на дорогах подчеркивают важность ВСМ как хорошей альтернативы для перевозки грузов.

Список литературы

TECHNICAL SCIENCE / <<€©LL@(MyM~J©yrMaL>>#ra&&),2©2©

1. Is High Speed Rail the Future of European Freight? Marpakm. http://marpak.co.uk/is-high-speed-rail-the-future-of-european-freight/.

2. Troche, G., High-speed rail freight, sub-report in Efficient train systems for freight transport, 2005.

3. Watson, I., Ali, A. & Bayyati, A., Investigation of the operational reliability of high- speed railway and

possible measures of improvement. Railway Engineering, Edinburgh, 2017.

4. Finnegan, M., Trenitalia to Cut Train Maintenance Costs with SAP IoT and Big Data Project, 2016. https://www.computerworld.com/arti-cle/3427232/trenitalia-to-cut-train-maintenance-costs-with-sap-iot-and-big-data-project.html.

y^K: 664.143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.