За рубежом
И.П. Антонов
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ В РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ
В статье исследуется процесс возникновения и развития немецкой правовой системы. Автор рассматривает особенности правовой системы Германии в романо-германской правовой семье. В статье представлен анализ источников немецкого права и подходы к рассматриваемой проблеме юристов России и ФРГ.
Ключевые слова: международное право, внутригосударственное право, романо-германская правовая семья, государство, источники права, политические, экономические и культурные предпосылки, интерес и право, кодификация права, формы соприкосновения систем права.
Определить место правовой системы государства среди правовых систем современности означает выявить ее общие, особенные и частные признаки, а также возможность их взаимодействия. Именно с этих позиций в рамках настоящей статьи следует рассматривать правовую систему Германии в романо-герман-ской правовой семье1.
Специфические признаки правовой системы Германии, выделяющие ее среди других правовых семей, проявляются в особенностях романо-германского права. Вопрос о различии романской и германской правовых семей до настоящего времени остается спорным, поскольку эти системы, взаимодействуя между собой, имеют значительно больше общего по сравнению с системой англосаксонского права2.
В работах немецких ученых-компаративистов, исследующих обозначенную проблему, достаточно трудно найти в «чистом» виде то, что характеризует немецкое право как национальное право, а что разделяет правовую систему государств континентальной Европы на романскую и германскую3. С целью выявления этих
© Антонов И.П., 2012
признаков рассмотрим лишь те особенности романо-германского права, которые по своей сути определяют характер и содержание его как правовой системы. К особенностям такого рода относятся:
а) процесс становления и развития на основе римского права;
б) доктринальность и концептуальность; в) особая роль закона в системе источников права; г) выраженный характер деления права на публичное и частное, его кодификация и др.4
Определяющим для характеристики правовой системы является исторический фактор. Отечественные и зарубежные исследователи единодушны во мнении, что романо-германское право сформировалось «на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII— XVI веках на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку»5, а стержнем этой правовой системы явилось римское jus civile (частное право). Было бы ошибкой полагать, что его воздействие на все государства, принадлежащие к континентальной правовой системе, в равной степени одинаково. Иначе мы имели бы единую, общую для Европы правовую систему, для которой римское право стало действительно методологической и юридической основой. Целесообразнее говорить о приспособлении романо-германской правовой системы в определенных условиях к нормам, идеям, институтам и концепциям римского права. Но поскольку народы, населявшие территорию Западной Европы в эпоху Средневековья, познакомились с римским правом в различные исторические периоды своего развития, его влияние на их правосознание тоже было различным. Следовательно, говорить о формировании и развитии всего романо-германско-го права на основе «рецепции» римского права можно лишь с определенной долей условности6.
Для эволюции романо-германской правовой семьи характерны три исторических периода.
Первый - период зарождения и становления ограничен XIII в., который принято считать «временем, когда с научной точки зрения появилась система романо-германского права»7. До этого происходил процесс накопления юридического материала, его изучения, обобщения, применения в отношениях повседневной жизни, создания предпосылок для формирования единой системы континентального права, определяемой впоследствии как романо-гер-манская.
Этот исторический период характеризуется тем, что регулирование отношений между людьми носило характер обычного права. Племена народов, населявших территорию современной Европы, пользовались источниками римского права (Кодекс, Дигесты, ин-
ституции Юстиниана и др.) применительно к новым историческим условиям, но, находясь в своем развитии лишь на заре цивилизации, они даже не помышляли об их систематизации. Сближение образа жизни и частичное слияние этих народов произошло только после обращения варваров в христианство, а вместе с тем - с началом эпохи феодализма. Вместо примитивного личного закона появляются обычаи, распространившиеся на определенных территориях, возникают институты народных собраний, сеймов, соборов, рейхстагов, осуществляются первые попытки создания органов правосудия. Суды были разобщены, видов судопроизводства не существовало. Конфликты между спорящими сторонами решались в те времена «по закону сильного»8. Право существовало лишь формально, что позволяет говорить о прекращении его господства.
Второй - период развития романо-германского права хронологически ограничен временем с XIII по XVIII в. и характеризуется, с одной стороны, распространением идей христианства и Реформацией (движением против католической церкви), а с другой -Возрождением.
Возрождение символизировало собой обращение к культурному наследию античности. Достигнув своего расцвета сначала в Италии на рубеже ХШ-Х^ вв., а затем и во всей Европе, оно оказало сильное воздействие все сферы сознания и деятельности человека, в том числе и на право. «Новое общество вновь осознало необходимость права», - отмечал Р. Давид9. Люди стали понимать, что обеспечения порядка и безопасности можно добиться лишь с помощью права.
Причинами формирования правовой системы в Европе в эпоху расцвета Средневековья и его позднего периода послужили экономические, политические и культурные предпосылки.
Экономические предпосылки характеризуются снижением возможностей производства продукции; развитием торговли со странами Ближнего Востока, а в связи с этим - ростом портовых городов (Генуя, Венеция, Барселона, Бордо, Любек, Гамбург, Бремен и др.)10; развитием городского права (потребности в совершенствовании финансово-кредитных отношений, торговли и мореплавания способствовали совершенствованию юридической техники); возникновением многонациональных предприятий, управляемых богатыми купеческими династиями (Медичи в Италии, Фуггер и Вельзер в Германии); вложением инвестиций в нуждавшиеся в наличном капитале такие отрасли производства, как горнодобывающая промышленность и судостроение; развитием сельского хозяйства, а вместе с ним - частного права (право собственности на землю, защита имущества, право наследия и др.)11.
Социально-политические предпосылки характеризуются объединением римско-католической церкви с государственной властью (особенно в Германии); развитием феодального права на основе ленного права; формированием и оформлением рыцарского сословия опиравшегося на земельную собственность (лены) и рассматривавшего войну как основную профессию (в связи с этим устанавливаются нормы военного права); выделением духовенства как наиболее образованного и богатого сословия, в значительной мере сосредоточившего экономическую, политическую и судебную власть (инквизиция); возникновением буржуазии как новой самостоятельной по положению и ведущей силой общества12. Эти привилегированные классы, естественно, отрицали принцип равенства.
Культурные предпосылки, как свидетельствует анализ научной литературы, принято считать основными13. К предпосылкам этого типа относятся создание университетов в странах Западной Европы, преподавание канонического права (наряду с римским) и развитие школы естественного права.
В эпоху Средневековья все западноевропейские университеты испытали влияние античной культуры и римского права как неотъемлемой его части, однако это влияние было различным по отношению к каждому из них и происходило в разное время.
В Германию, как отмечают К. Цвайгерт и Х. Кётц, римское право пришло сравнительно поздно, а именно в середине XV в., и его воздействие на местное право было значительно сильнее, чем во Франции и в Англии. «Это проявлялось в том, что ни в одной западноевропейской стране процесс рецепции не только институтов и понятий римского права, но и древнеримской мысли не получил столь широкого распространения, как в Германии»14.
К причинам, объясняющим сложившуюся ситуацию, относятся:
1. Политическое положение государства. В этот период происходит ослабление центральной имперской власти и одновременно усиление власти феодалов и городов15. Провозгласив себя преемниками Священной Римской империи, немецкие императоры вели борьбу с римской католической церковью за земли и политическое верховенство, что отвлекало их от решения внутригосударственных задач16. Как справедливо отмечал Ф. Энгельс, стремление получить римский императорский титул и связанные с ним притязания на мировое господство «сделали невозможным конституи-рование национального государства и привели к растрате сил в итальянских завоевательных походах»17. В поисках военной поддержки со стороны крупных феодалов германские императоры вынуждены были постоянно награждать их землями и предоставлять привилегии. В то же время во внутренней политике короли Герма-
нии подавляли движение рыцарства. Результатом такой деятельности явилось то, что императоры способствовали укреплению противников сильной центральной власти и ослаблению тех сил, на которые могли бы опереться в борьбе с сепаратизмом крупных феодалов. Таким образом, в Германии утвердился принцип княжеского абсолютизма, в то время как Франция и Англия уже представляли собой централизованные государства во главе с монархами.
2. Территориальная раздробленность городов. После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления власти крупнейших курфюрстов (ХШ-Х^ вв.) Германия до начала XIX в. по форме правления оставалась сеньориальной монархией с отдельными элементами сословно-представительной монархии. Что же касается ее государственно-территориального устройства, то «она являлась скорее географическим, чем политическим понятием»18.
Политическое положение государства и его территориальная раздробленность явились основным препятствием для консолидации правовой системы Германии, всей системы права, и прежде всего частного права, а также появлению «общегерманской судебной системы и общегерманского юридического сословия»19. В то же время эти два фактора способствовали широкому проникновению в раздробленную правовую систему немецкого государства норм, канонов и доктрин без учета национальных особенностей населения государственно-территориальных образований и его правовой культуры. Римское право оказало большое влияние на формирование правовой системы Германии (по сравнению с другими государствами, относящимися к романо-германской правовой семье) еще и потому, что для немецкого народа оно не являлось иностранным правом. К нему относились как к праву Священной Римской империи германской нации, одно название которой свидетельствовало о ее преемнице, а император претендовал на роль наследника римских цезарей (как известно, до объединения Германии и объявления Берлина ее полноценной столицей немецкие императоры короновались в Риме)20.
Церковь и университеты также способствовали популяризации идеи рецепции римского права, его осмысления и приспособления к изменившимся коренным образом историческим условиям. Именно в университетах была разработана концепция права, трактовавшая его как должное (то, что следует делать), а не как сущее (то, что делается). Право исследовалось не только с технико-юридической точки зрения, но и как модель социальной организации, построенной на принципах гуманизма, добра и справедливости. Юридические дисциплины изучались наряду с другими «мораль-
ными науками» - философией, религией и теологией. При этом право преследовало глобальную социальную, гуманистическую цель. Именно с этих позиций немецкие студенты изучали право в университетах Италии и Франции. Основным предназначением выпускников таких учебных заведений было разрешение религиозных споров21. В Германии первые национальные университеты были открыты в XIV в.22 Они представляли собой теологические образовательные заведения, где наряду с римским и «университетским» правом преподавалось каноническое право.
Каноническое право, созданное в конце XI в. на основе регулируемых церковью корпоративных отношений, уже имело контуры отрасли права, сочетающего в себе совокупность норм права собственности, уголовного, брачно-семейного, наследственного, договорного и процессуального отраслей права.
Добиться такого результата священнослужителям удалось благодаря созданию корпоративного права церкви на основе объединения в одну систему взглядов на ассоциации, встречающиеся у древних римлян, понятий христианского учения и правовых концепций немецких теологов. Следует отметить тот факт, что категории канонического права возникли не из умозрительных рассуждений, а из юридической практики церковных судов и стоящих перед ними юридических проблем23.
От юристов, состоявших на службе при монастырях и мысливших правовыми категориями, священнослужители требовали разработки канонического права как совокупности правовых норм и построения его в строгую систему юридических понятий с последующим оформлением их в книгах. Таким способом, развивая каноническое право, служители культа стремились придать нормам письменную форму и приспосабливали само право к возникающим в обществе ситуациям. Особую заинтересованность в этом проявляла инквизиция, возглавившая с XIII по XIX в. борьбу католической церкви за свою неограниченную власть.
Одним из самых существенных событий эпохи Возрождения, оказавшее влияние на дальнейшее развитие европейских государств, было движение, именуемое в истории Реформацией, которое сбросило римско-папское ярмо24.
Католическая церковь ответила на Реформацию Контрреформацией, что привело к ожесточенным религиозным войнам в XVI-XVII вв. События этого исторического периода, сопровождавшиеся расколами между людьми, народами и государствами на почве несогласия по социальным, национальным, религиозным и другим духовно-теоретическим вопросам, оказали огромное влияние на сознание масс. Они послужили толчком для зарождения в XVI в.
школы естественного права, окончательно победившей в университетах в XVII и XVIII вв. Основой естественного права является разум, а следовательно право, по мнению сторонников этой теории, должно приобрести характер всеобщности и ставить человека в центр любого общественного строя.
Третий период эволюции романо-германского права, согласно принятой хронологии, начался в XIX в. и продолжается по настоящее время. Он отличается выраженным характером доктрины и концепции, особой значимостью закона в системе источников права, делением права на публичное и частное, а также его кодификацией.
Роль и значение доктрины и концепции, которые используются в государствах романо-германской правовой семьи при регулировании общественных отношений, усиливаются тогда, когда право находится в стадии становления или когда отсутствуют необходимые нормы и институты права. В отличие от системы общего права, на континенте оно не считается достоянием только юристов, не изолируется от окружающей среды, а призывается на основе принципа равноправия, сочетая права и обязанности сторон, служить справедливости. Принцип справедливости у юристов романо-гер-манской правовой системы в соответствии с закономерным переходом от конкретного к абстрактному служит, с одной стороны, методологическим принципом, а с другой - содержательным правовым институтом. Иными словами, в первом значении он выступает как толкование права, а во втором - в самих нормах (в их совокупности). Совершенствуя этот принцип с объективных позиций, дополнив его юридической техникой и научной методологией, юристы имеют возможность воспрепятствовать произвольному отправлению правосудия.
Тенденция особой значимости закона в системе источников права романо-германской правовой семьи, которая восторжествовала в XIX в., позволила Р. Давиду утверждать что «для юриста лучшим способом установления справедливого, соответствующего праву решения является обращение к закону»25. Отметим в этой связи лишь общие причины, обусловившие выделение этой особенности среди других признаков.
В странах континентальной Европы в XIX в. происходит повсеместное принятие кодексов и кодифицированных конституций, которое объясняется усилением роли государства практически во всех сферах жизни и деятельности общества. В этот период расширяют свою компетенцию государственные органы, начинается расцвет парламентаризма, в сознание масс проникают идеи свободы, равенства, братства под влиянием буржуазных революций, в обществе устанавливаются принципы демократизма, регулирование
отношений основываются на нормах права, установленных в законе, который в той или иной степени получает признание в европейских государствах. Норму права начинают понимать как «продукт размышления, основанного частично на изучении практики, а частично на соображении справедливости, морали, политики и гармонии системы, которые могут ускользнуть от судей»26.
Обозначенные причины способствовали тому, что «закон в силу самой строгости его изложения представляется лучшим техническим способом установления четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план среди всех аспектов правильного решения его точность и ясность»27.
С усилением роли государства и развитием государственных органов правоотношения в обществе находят свое выражение в сочетании публичного и частного интереса, который послужил в XIX в. причиной разделения права на публичное и частное28.
В основе публичного права лежит общественный интерес, то есть «признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития»29. Он относится к правовому регулированию деятельности государственных органов, общественных организаций, правового статуса должностных лиц, отношений различных категорий населения с государством.
Частный интерес служит основой для определения частного права, нормы которого регулируют правоотношения между физическими лицами в их правовом и имущественном положении, в их отношении друг с другом и отчасти с государственными организациями и общественными объединениями30.
Истоки деления права на публичное и частное в романо-гер-манской правовой семье следует искать в римском праве, от которого континентальная система унаследовала не только основополагающие принципы, институты и доктрины, но классификацию норм права на нормы публичного и частного права31. На процесс деления норм права на публичные и частные оказывали влияние сложившиеся в конкретном государстве политические и правовые традиции, обычаи, уровень правовой культуры и др.32
Различия в особенностях классификации правовых норм, институтов и отраслей на публично- и частноправовые в различных правовых системах исследователи объясняют следующим образом: а) в государствах, относящихся к системе континентального права, наблюдается тенденция усиления роли публичного права за счет ослабления роли частного; б) процесс классификации норм на публичные и частные в настоящее время наблюдается во всех правовых системах, но в романо-германской правовой семье он начался
значительно раньше и имел более глубокий и ярко выраженный характер, что проявилось даже в создании нескольких видов судопроизводства.
Что касается кодификации романо-германского права, она характеризуется:
- историческими традициями;
- юридической техникой, которая «позволяла осуществить замыслы школы естественного права, завершить многовековую эволюцию правовой науки, четко изложив, в отличие от хаоса компиляций Юстиниана, право, соответствующее интересам общества»33;
- глобальным характером, охватывающим практически все отрасли права;
- собственной идеологией.
Кодификация со свойственной любому процессу неоднозначностью наряду с положительной стороной содержала в себе и недостатки. Профессор М.Н. Марченко, занимающийся длительное время исследованием правовых систем, отмечает следующие негативные аспекты кодификации: во-первых, упущение из виду университетской традиции, сложившейся в Европе, которая состояла в том, что право должно быть образцом, а не набором системати-заций и комментариев; во-вторых, то, что она (кодификация) способствовала не столько развитию юридического позитивизма, сколько усилению национализма34.
Вышеизложенный анализ романо-германской правовой семьи во взаимосвязи и взаимодействии ее элементов свидетельствует о том, что:
а) правовая система Германии начала формироваться в 7080-е гг. XIX в. в связи с объединением немецких государств в Северо-Германский Союз (1866 г.) под главенством Пруссии, а после 1871 г. - в Германскую империю35;
б) положения «либеральной теории государства» (18061900 гг.) составили идеологическую и социально-экономическую основу, но уже в XX столетии (с перерывами) ее сменяла теория «социального государства»36.
Как единое конституционное государство Германия была создана государственной бюрократией. Экономическая отсталость государства в XIX в. вынудила правящие круги модернизировать его, а право при этом выполняло существенную роль. Оно было направлено на развитие свободы собственности, договоров, промыслов, передвижения, на создание гарантий и условий эффективной экономической деятельности. Его развитие происходило в условиях острых противоречий, но принимаемые законы эффективно влияли
на экономику. Цели и специфика права способствовали созданию юридического сословия, которое участвовало в разрешении споров и обеспечивало соблюдение гарантий, установленных правом.
Законодательство страны разрабатывалось в основном на законах Пруссии, Баварии, Саксонии и в меньшей степени - других княжеств. Влияние на него оказали такие источники права, как Прусское земельное уложение (1794 г.); баварские Судебный (1753 г.), Гражданский (1756 г.) и Уголовный (1813 г.) кодексы; саксонский Гражданский кодекс (1863 г.); ганноверский Гражданско-процессуальный кодекс (1850 г.) и Гражданский кодекс Франции (1804 г.), введенные в некоторых немецких государствах в период наполеоновских войн. В связи с объединением государства были приняты: Торговое (1866 г.) и Уголовное (1871 г.) уложения, а затем Гражданско-процессуальное уложение, Закон о судоустройстве (1877 г.) и только в 1896 г. - Германское гражданское уложение. При подготовке законопроектов учитывалось общее право со сложным переплетением норм, восходящих к римскому и каноническому праву, а также правовым обычаям.
Многие из них продолжают действовать в Федеративной Республике Германия с учетом изменений и дополнений, внесенных в период Веймарской республики (1919-1933 гг.), включая правовые акты 1933-1945 гг., не отмененные постановлениями Союзного контрольного совета в 1945-1949 гг. Поэтому некоторые законы до сих пор носят наименование имперских. В общем объеме законодательства большая доля приходится на законы государств, преемником которых объявила себя ФРГ.
После объединения Германии 3 октября 1990 г., следуя принципу правопреемства государств, в соответствии с первым Государственным договором об экономическом, социальном и валютном союзе ФРГ и ГДР от 1 июля 1990 г. на территории восточных земель вступили в силу Основной закон ФРГ (1949 г.) и действующее законодательство государства. Согласно второму Государственному договору о механизме объединения ГДР и ФРГ устанавливались государственное устройство и судебная система.
Примечания
1 По мнению Р. Давида, она является «первой семьей, с которой мы встречаемся
в современном мире». См. подр.: Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995. Т. 1. С. 203-271.
2 См.: Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Таш-
кент, 1988; Он же. Введение в сравнительное правоведение. М., 1988.
3 Научное понятие «романо-германская» было избрано для того, чтобы отдать
должное совместным усилиям, которые прилагали одновременно университеты латинских и германских стран для создания общей для всех юридической науки.
4 См. подр.: Марченко М.Н. Отличительные особенности романо-германского пра-
ва // Вестник МГУ. 2000. № 1. Сер. 11. «Право». С. 26-42.
5 Саидов А.Х. Указ. соч. С. 73.
6 Марченко М.Н. Указ. соч. С. 27.
7 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.,
1996. С. 30-34.
8 Там же. С. 32.
9 Там же.
10 Из-за отсутствия сильной центральной власти в Германии получила значитель-
ное развитие политическая автономия отдельных городов, их союзов, религиозных объединений и т. д. Особыми политическими правами пользовались северо-германский Союз вольных городов Ганза (Hansa) (XIV-XVI вв.), Союз рейнских городов (1254 г.), Швабский союз (XVI в.), а также военно-религиозный Тевтонский орден (XII-XVI вв.). См. напр.: Meyers Enzyklopädisches Lexikon in 25 Bänden. Mainheim; Wien; Zürich, 1993. Band 11: Gros-He. S. 661; Die große Bertelsmann Lexikothek in 15 Bänden. Gütesloh, 1987. Band 6: Ghan-Hoe. S. 257.
11 «Едва ли еще найдется в европейской истории период, в котором с такой от-
четливостью можно было бы проследить взаимосвязь между экономическими и юридическими успехами, как в период средневековья», - писал шведский ученый Э. Аннерс (Аннерс Э. История европейского права. М., 1999. С. 144).
12 Свои идеалы буржуазия во многом почерпнула из времен Римской республики:
бургомистры или члены магистрата, исходя из того, что Римский сенат был одной из магистратур, часто называли себя консулами, а городской магистрат - сенатом. На воротах немецкого города Любека и сегодня можно прочитать аббревиатуру S.P.Q.L. (Senatus Populus que Lubecensis - Сенат и народ Любека); знаменитый девиз Римской республики был - S.P.Q.R. (Senatus Populus que Romanus - Сенат и римский народ).
13 «Система романо-германского права никогда не основывалась ни на чем ином,
кроме общности культуры. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей». См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 33.
14 Цвайгерт К., Кётц Х. Указ. соч. С. 205.
15 См.: Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. М., 2002; Табо-
лин В.В., Корнев А.В. Муниципальное городское право. М., 2000; Kobler Y. Bilder aus der deutschen Rechtsgeschichte. Münchеn, 1988.
16 Дживелегов А.К. Указ. соч. С. 67-72.
17 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 18. М., 1961. С. 572.
18 Ерусалимский А.С. Ликвидация прусского государства. Стенограмма публичной
лекции, прочитанной 31 марта 1947 г. в Лекционном зале в Москве. М., 1947. С. 8.
19 Цвайгерт К., Кётц Х. Указ. соч. С. 205.
20 Koschaker R. Europa und das romische Recht. München, 1953. S. 70-75, 111-113.
21 См.: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха реформирования. М., 1998.
С. 124-164; Аннерс Э. Указ. соч. С. 221-241; Schmutz J. Juristen für das Reich (Die deutschen Rechtsstudenten an der Universität Bologna 1265-1425). Basel, 2000.
22 Первый немецкий университет был открыт в Гейдельберге в 1386 г. К числу ста-
рейших в Германии относятся университеты в Кёльне (1388 г.), в Лейпциге (1409 г.), в Ростоке (1419 г.), в Грейфсвальде (1456 г.), в Тюбингине (1477 г.) и др.
23 Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 219.
24 Феллер В. Германская Одиссея. Самара, 2001. С. 50.
25 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 78.
26 Давид Р. Основные правовые институты современности (сравнительное право).
М., 1967. С. 112.
27 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 78.
28 Известный немецкий юрист Р. фон Иеринг (1818-1892) в своих работах «Инте-
рес и право» и «Борьба за право», изданных в конце XIX в., доказывал, что цель права заключается в уравнивании интересов в обществе, в нахождении компромисса между ними.
29 Цит. по: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 54.
30 См. подр.: Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при право-
вом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001.
31 Kaser N. Das romische Privatrecht. Münchеn, 1955.
32 Марченко М.Н. Указ. соч. С. 37. Следует отметить, что, по данным Международ-
ной энциклопедии сравнительного права, насчитывается около 20 различных классификаций правовых норм на нормы публичного и частного права, которые не имеют строго определенной линии раздела. Более того, даже в государствах романо-германской правовой семьи отрасли публичного и частного права отличаются друг от друга.
33 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 49.
34 Марченко М.Н. Указ. соч. С. 41.
35 См.: История буржуазного государства и права (1640-1917) / Под ред. З.М. Чер-
ниловского. М., 1964. С. 258-290, 466-475; История государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. Ч. 1. М., 1988; Ч. 2. М., 1991; Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 1998. С. 109-118.
36 Жалинский А., Рёрихт А. Введение в немецкое право. М., 2001 С. 50; История Ев-
ропы: В 8 т. Т. 5: От французской революции конца XVIII в. до Первой мировой войны / Под ред. А.О. Чубарьяна. М., 2000. С. 105-114, 229-234.