ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ
Боровикова В.В.
6.2. О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ
Боровикова Виктория Валерьевна, канд. юрид. наук, доцент, докторант. Место учебы: Московский университет МВД России. Подразделение: кафедра криминологии. E-mail: borovikova1009@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена анализу международно-
правовых актов, посвященных работе журналистов в зонах вооруженных конфликтов. Автор предлагает ряд правовых и организационных мер по совершенствованию системы защиты личности журналистов.
Цель написания статьи - проанализировать международные правовые акты и отечественное законодательство, в области охраны личности журналистов, работающих в зонах вооруженных конфликтов.
Иностранные специалисты, занимающиеся исследованием этих научных проблем: Adorno T., Johnson
D., Carpenter E., Horkheimer M.
Методология - При написании статьи использованы следующие методы научного исследования: статистический, контент-анализ, метод экспертной оценки.
Выводы: Автор приходит к выводу, что система правовых и организационных мер по защите журналистов, работающих в зонах вооруженных конфликтов, нуждается в совершенствовании. Особое внимание следует обращать на нормативное определение категорий представителей масс-медиа,
которые входят в круг журналистов, уполномоченных освещать события, происходящие в зонах этих конфликтов.
Рамки исследования: В статье основное внимание обращено на анализ международно-правовых и отечественных нормативных правовых актов, обеспечивающих нормальные условия для работы журналистов в зонах вооруженных конфликтов.
Практическое значение - данная работа имеет значение для совершенствования международного и отечественного законодательства, создающего условия для надёжной защиты журналистов, осуществляющих деятельность в зонах вооруженных конфликтов.
Социальные последствия - сформулированные положения в статье могут быть использованы правотворческой и правоприменительной деятельности, обеспечивающей охрану личности журналистов, работающих в зонах вооруженных конфликтов.
Оригинальность публикации - заключается в выработке новых подходов к созданию правовых и организационных основ, обеспечивающих безопасные условия для деятельности журналистов, работающих в «горячих» точках. Данная статья будет полезна для журналистского сообщества, судей, сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: журналист, вооруженный
конфликт, военный корреспондент, фрилансер, меры безопасности, законодательство.
THE LEGAL BASIS OF INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF INDIVIDUAL JOURNALISTS
Borovikova Victoria Valerievna, PhD at law, associate professor, competitor for Doctor’s degree. Place of study: Moscow University of MIA Russia. Department: criminology chair. E-mail: borovikova1009@mail.ru
Annotation
This article analyzes the international legal instruments on the work of journalists in conflict zones. The author offers a number of legal and institutional measures to improve the protection of the individual journalists.
The purpose of writing this article - to analyze the international instruments and domestic legislation, the protection of individual journalists working in conflict zones.
Foreign experts involved in research of these scientific issues: Adorno T., Johnson D., Carpenter E., Horkheimer M.
Methodology - When writing this article, the following methods of scientific research: statistical, content analysis, a method of peer review.
Conclusions: The author concludes that the system of legal and organizational measures to protect journalists working in conflict zones, needs to be improved. Particular attention should be paid to the statutory definition of categories of representatives of mass media, which are part of the network of journalists authorized to cover the events taking place in the areas of conflict.
Scope of the study: The article focuses on the analysis of the international and domestic legal regulations, to ensure normal working conditions of journalists in conflict zones.
Practical value - This work has implications for improving international and domestic legislation to create the conditions for reliable protection of journalists operating in conflict zones.
Social consequences - worded provisions in article can be used making and enforcement activities to ensure the protection of individual journalists working in conflict zones.
Original publication - is to develop new approaches to the creation of legal and institutional framework to ensure safe working conditions for journalists working in the "hot" spots. This article will be useful for the journalistic community, judges, law enforcement officers.
Keywords: journalist, armed conflict, war correspondent, freelance, security, legislation.
В последние годы мировое сообщество привлекает проблема безопасности журналистов, выполняющих свои профессиональные обязанности в «горячих точках» мира, чему способствовала трагическая гибель российских журналистов И.Корнелюка, А.Волошина,
А.Кляна в июне 2014г. на Украине.1 Это обстоятельство заставляет проанализировать существующие нормы международного и российского законодательства, направленные на их защиту.
По данным Центра экстремальной журналистики (ЦЭЖ) при Союзе журналистов России, в Российской Федерации только в 2011г. пострадали за свою профессиональную деятельность 319 журналистов: 3- погибли, 41 подвергся нападению, 23 были задержаны или арестованы, 163 стали фигурантами судебных процессов, 89 подверглись «давлению».2 В 2012г. по статистике Международного института прессы, погибли 119 сотрудников СМИ в мире - рекордное количест-
1См.: ЕС сожалеет о ранении репортеров из РФ и требует рас-cneflOBaHHB/ria/ru/world/2014-07-03/1014624008/html/
2 См.: Д.Аляев. Журналистика остаётся в России опасной профессией// Новые известия. 2011.3 ноября.
159
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
во за последние годы.3 По данным Фонда защиты гласности, в России в 2013г. было совершено 4 нападения на редакции и 67 нападений на представителей четвертой власти, трое журналистов были убиты.4
Наконец, согласно данным Комитета по защите журналистов, с начала 2014г. в мире во время исполнения служебных обязанностей было убито 15 представителей СМИ.5
Как видно, существуют различные методики подсчета журналистских потерь. Однако все специалисты сходятся в одном - никогда не было такого количества жертв среди журналистов, как в последние годы XXI века.
Детерминанты этого явления разнообразны: отсутствие надёжной системы защиты личности журналистов, освещающих вооруженные конфликты; месть журналистам со стороны преступников, в т.ч. представителей организованной преступности, коррумпированных должностных лиц, незаинтересованных в освещении их деятельности в СМИ; несовершенство правовых основ, призванных обеспечить нормальные условия для выполнения профессиональных функций сотрудниками средств массовой информации.
В связи с актуальностью поднятой проблемы целесообразно рассмотреть вопрос о правовом статусе журналистов, работающих в зоне вооруженных конфликтов на основе международных документов и отечественного законодательства, тем более, что Российская Федерация признаёт приоритет международных норм перед национальным законодательством (ч.4 ст.15 Конституции РФ).
В ст.19 Всеобщей декларации прав человека, провозглашённой ООН в 1948г., закреплено: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию любыми средствами независимо от государственных границ».6 Данное положение действует как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Однако в ч.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948г. предусмотрены ограничения в законе, которые объясняются целью «обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».7
Аналогичные положения содержатся в Международном пакте о гражданских и политических правах, который был принят в 1966г. Генеральной Ассамблеей ООН8, где в ст.19 говорится об ограничении на свободу информации, в связи с тем, что это может быть необходимо 1) для уважения прав и репутации других лиц; 2) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Далее, в ст.20 Международного пакта о гражданских и политических правах зафиксирован запрет на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или
3 См.: Е.Дятловская. Слово ценою в жизнь// www.
newizv.ru/politics/2013-12-16.
4 См.: Е.Дятловская. Там же.
5 См.: Как журналисты гибли в вооруженных конфликтах// www.kommersant.ru/doc/2479581/2014-05-25/
6 www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl.shtml/
7 www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl.shtml/
8 См.: Бюллетень международных договоров. 1993. № 1. С.3-6
религиозной ненависти, подстрекательство к дискриминации.
Наконец, ещё один международный документ - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. ETS № 005 в ч.2 ст.10 («Свобода выражения мнения») Конвенции закрепляет: «Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены зако-законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».9
После терактов 11 сентября 2001г. США, а также европейские страны значительно урезали свободы слова и прессы в интересах национальной безопасности. Неслучайно, в сентябре 2011г. во Франции Международная федерация журналистов обсудила данную проблему среди коллег.
По мнению Оливье Да Лаже, журналиста и вицепрезидента Международной федерации журналистов: «Сейчас мы видим, как безопасность всё дальше оттесняет свободу, поэтому существует риск, что требования государственных властей станут появляться всё чаще и будут всё менее обоснованными».10
Можно согласиться с этой позицией, что необходимо найти баланс между борьбой с терроризмом, иными негативными преступными проявлениями, которые угрожают безопасности государства и защитой прав и свобод журналистов.
В результате анализа норм международного гуманитарного права, можно прийти к выводу, что в зоне вооруженного конфликта может работать несколько категорий журналистов: военные корреспонденты; журналисты, находящиеся от информационных агентств на войне и фрилансеры.
Согласно ст.4 Третьей Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949г., военные корреспонденты - это представители средств массовой информации, имеющие аккредитацию в Вооруженных Силах и сопровождающие военные формирования, при этом, не являясь их членами. Военные корреспонденты при нападении в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные.11
Военные корреспонденты, как правило, имеют профессиональное военное образование и работают на ведомственные издания, либо ведут военную рубрику в средствах массовой информации.
В соответствии со ст.79 «Меры по защите журналистов» Дополнительного протокола 1 к Женевской конвенции 1949г. «журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица».12
9 См.: СЗ РФ. 2001. № 2. Ст.163, первоначально текст был опубликован в СЗ РФ. 1998. № 20. Ст.2143
10 См.: Журналистика в тени антитеррористических 3aKOHOB//www.inosmi.ru/world/20110922/174956141/html
11 www. icrc.org/rus/resources/documents/misc/geneva-conventon.-3 htm.
12 См.: www.base.garant.ru/2540377/9/Обращение 1.07.2014г.
160
ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ
Боровикова В.В.
Следовательно, к журналистам данной категории применимы нормы международного права, относящиеся к гражданскому населению. Никаких специальных положений по защите журналистов в вооруженных конфликтах международным гуманитарным правом не предусмотрено.
Следует обратить внимание и на пункты 2 и 3 ст.79 Дополнительного протокола 1 к Женевской конвенции 1949г. В них идет речь о том, что гражданские лица могут потерять право на защиту, если они вступают в вооруженные формирования, либо берут в руки оружие или даже находятся рядом с различными военными объектами, поскольку в этом случае никто не сможет гарантировать им жизнь.
Кроме того, одной из форм защиты журналистов, согласно п.3 Дополнительного протокола № 1 является удостоверение журналиста, находящегося в подобной командировке. Это удостоверение считается международным документом и позволяет идентифицировать принадлежность журналиста к конкретному государству. Данное удостоверение журналист получает у правительства государства, гражданином которого он постоянно является, или на территории которого постоянно проживает, или в котором находится информационное агентство, где он работает.
Таким образом, журналисты, работающие в зонах вооруженных конфликтов, и военные корреспонденты, имеют разный правовой статус, от которого зависит обеспечение их личной безопасности.
Обращает на себя внимание тот факт, что в случае захвата в заложники журналистов, находящихся в зоне вооруженного конфликта, к ним не применяются положения Международной Конвенции о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979г., т.к. ст.12 данного документа закрепляет, что «настоящая Конвенция не применяется к акту захвата заложников, совершенному в ходе вооруженных конфликтов, так как эти ситуации определены, в частности, в Женевских конвенциях 1949г. и протокола к ним, включая вооруженные конфликты, упомянутые в пункте 4 ст.1 Дополнительного протокола I от 1977г...».13
Формулировки ст.79 Дополнительного протокола № 1 Женевской конвенции 1949г. порождают немало вопросов. Например, необходима ли аккредитация для журналистов, которые работают в зоне вооруженного конфликта, и если да, то какой орган должен оформлять эту аккредитацию? Возможны ситуации, когда в местности, где происходит вооруженный конфликт, нет уполномоченного органа на оформление аккредитации журналиста. Как быть журналисту в такой ситуации?
Кроме того, само понятие «журналист» во время войны также вызывает вопросы. Согласно ст.2 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», «журналист - лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями, либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию».14
По мнению Рихтера А.Г., определение термина «журналист» охватывает более широкий круг лиц, чем сказано в ст.2 Закона РФ «О средствах массовой информации». Например, «к тем, кто занимается «редак-
13 См.: Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов/ Составитель В.С.Овчинский.-М.:ИНФРА-М, 2003.С.35-44.
14 www.consultant.ru/popular/smi/
тированием» материалов, можно причислить только редакторов, а можно и корректоров, референтов и т.п., а к числу тех кто «создаёт» материалы, - либо только авторов текста, либо также и операторов, звукооператоров, режиссёров, продюсеров и т.д. Ещё сложнее определить круг лиц, занимающихся «подготовкой материалов». Например, входят ли в их число верстальщики и фоторедакторы?»15 16
Стоит поддержать позицию Рихтера А.Г., что понятие «журналист» в нормативных актах несовершенно и его необходимо воспринимать в широком смысле слова. Вместе с тем в последнее время многие СМИ отказываются от штатных сотрудников в зоне вооруженного конфликта и предпочитают пользоваться услугами «фрилансеров».16 Фрилансеры на войне всегда оказываются в более сложном положении, чем штатные журналисты, за которыми стоят конкретные издания, т.к. воюющие стороны могут им предъявить обвинение в шпионаже.
Так, 24 мая 2014г. в период вооруженного конфликта на юго-востоке Украины в Славянске был убит итальянский фрилансер Андреа Рокелли. Вместе с ним погиб его переводчик А.Миронов.17 Возникает вопрос: распространялся ли на переводчика итальянского фрилансера правовой статус журналиста? Исходя из логики, журналистом должен признаваться в такой ситуации и переводчик.
Думается, пришла пора в дополнении к от. 79 Дополнительного протокола № 1, с тем, чтобы учесть в понятии журналиста, работающего в зоне вооруженного конфликта такие категории как «фрилансер» и «переводчик при иностранном журналисте» или «лица, сопровождающие журналиста», а также конкретизировать вопросы с аккредитацией журналистов.
Резолюция 1738, принятая Советом Безопасности на его 5613-м заседании от 23 декабря 2006г., посвящена защите журналистов, работающих на войне. Так, пункт 2 Резолюции касается вопроса правового статуса журналистов и лиц его сопровождающих, в частности, в нём сказано, что «журналисты, работники средств массовой информации и связанный с ним персонал, находящийся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица и пользуются уважением и защитой в качестве таковых, при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц, и без ущерба праву военных корреспондентов, аккредитованных при вооруженных силах, имеющих статус военнопленных, предусмотренных ст.4 А4 Третьей Женевской конвенции 1949г.».18
Надо признать, что с 2006г. законодатели и политики на международном уровне больше не поднимали тему защиты журналистов в опасных условиях, поскольку никаких международных конвенций по этому вопросу, ни резолюций не принималось до сегодняшнего дня.
В январе 2012г. в Дохе (Катар) Международная федерация журналистов провела конференцию по защите журналистов в опасных ситуациях. В результате были составлены Рекомендации конференции к ООН,
15 См.: Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики: Учебник. 2е изд., испр. и доп. - М.: ВК. 2009. С.63-64
16 Фрилансер - это человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определенного перечня работ (внештатный работник)// ru.wikipedia.org/wiki/
17 www.ria.ru/world/20140605/1010879127.html/
18 www.docs.cntd.ru/document/ 902132944/
161
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
правительствам различных государств, медиа-
организациям.
Например, обращают на себя внимание некоторые пункты наставлений участников конференции к медиаорганизациям следующего содержания: «признать свою обязанность защищать журналистов, организовывать для журналистов тренинги по правилам соблюдения безопасности при нахождении во враждебном окружении - как в ходе конфликтов, так и безотносительного к ним; обеспечить специальные тренинги для женщин-журналистов ввиду возможности их сексуального преследования и вспышек иных форм насилия, направленных непосредственно против женщин».19
Некоторые из вышеприведенных рекомендаций конференции реализуются на территории России. В частности, с 2006г. Союз журналистов Москвы, Министерство обороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Ассоциация военной прессы проводят специальные курсы «Бастион», на которых журналисты готовятся к работе в «горячих точках». Программа курсов традиционно включает теоретическую подготовку и её закрепление в полевых условиях. Журналисты сами становятся участниками спецопераций в качестве заложников или «боевых» корреспондентов. Офицеры из сапёрных подразделений на специальном полигоне обучают журналистов обнаруживать замаскированные мины и взрывоопасные ловушки. Военные медики помогают освоить навыки оказания помощи раненым и эвакуацию пострадавших из подбитой бронемашины или танка. В конце шести дней спецкурса журналисты сдают зачёты и получают сертификаты об окончании курсов.20
Очевидно, что такой спецкурс как «Бастион» целесообразно внедрить во всех регионах России.
Рекомендации катарской конференции от 22 января 2012г. уделяют внимание и необходимости проведения специальных тренингов для женщин-журналистов ввиду возможной угрозы для них подвергнуться сексуальному преследованию и насилию.
Представляется, что руководители СМИ, заключающие трудовой договор с журналистками для работы в «горячих точках», должны взвесить все за и против, прежде чем принимать такое решение. Если редакции СМИ всё же принимают подобное решение, то необходимо заключать договоры с частными военными или охранными предприятиями, которые бы обеспечивали безопасность журналисткам.
Необходимо отметить, что уже накоплен определенный международный и отечественный опыт по защите журналистов в зоне вооруженных конфликтов.
Так, в 1985г. Международный Комитет Красного Креста (МККК) создал «горячую линию» для журналистов, находящихся в опасных командировках. Основная цель «горячей линии МККК» - помочь быстро и эффективно журналистам, попавшим в сложные ситуации на войне. Журналисты, их семьи или работодатели могут связаться по телефону «горячей линии» +
41792173285 или послать электронное сообщение на
19 См.: www.gdf.ru/lenta/item/2/936
20 См.: Сотрудники пресс-служб транспортной полиции Сибири приняли участие в учебно-практических курсах «Бастион»// www. mvd.ru/news/item/166965/16-06-2011/.
адрес press@icrc.org, чтобы получить помощь или со-
21
вет.
Представляют интерес основные принципы безопасности журналистов, в зоне боевых действий сформулированные Агентством журналистских расследований (Санкт-Петербург):
Никогда не надевайте одежду или предметы экипировки, которые могли бы ассоциировать вас с участниками противостояния.
Не берите в руки оружие и тем более не открывайте огонь - в этом случае вы неизбежно становитесь врагом для противоборствующей стороны.
Не провоцируйте на активные действия ради хорошей «картинки».
Отправляясь в район боевых действий, старайтесь тщательно продумать маршрут. Установите контрольные точки и время выхода на связь с редакцией. Это облегчит поиск в случае возникновения непредвиденных ситуаций с журналистом.
Весьма нелишне хотя бы в общих местах иметь представление о месте, где вы собираетесь работать, знать историю, правила поведения и традиции.
По возможности не передвигайтесь на неизвестном автотранспорте. Крупная надпись «Пресса» на машине не является защитой от неприятных ситуаций, но иногда это всё же лучше, чем ничего.
Не пытайтесь самостоятельно пройти по неизвестной территории. Всегда желательно заручиться надёжным сопровождающим.
Не спорьте с вооруженными людьми, кто бы перед вами не был - военнослужащий или участник неофициальных вооруженных формирований.
Не берите с собой лишних документов.
Без особой надобности не демонстрируйте дорогую аппаратуру и значительные денежные средства.
Переход на особую форму одежды. Одежда должна быть без карманов - чтобы там не оказалось ничего лишнего, обувь без шнурков, а брюки без ремней - и те и другие всё равно изымут в случае задержания.21 22
Думается, распространение таких правил среди журналистов в нашей стране и за рубежом может сыграть положительную роль в деле их личной безопасности и подготовке к командировкам в регионе с напряженной обстановкой.
Недавно депутаты Госдумы Российской Федерации подготовили законопроект о внесении изменений в ст.47 и 49 ФЗ РФ «О средствах массовой информации». Новые поправки предъявляют требования к работодателям журналистов, работающих в горячих точках. В частности, от главных редакторов и учредителей СМИ новые нормы закона будут требовать заключения трудового договора с военным журналистом; обеспечения журналистов, работающих в зонах вооруженного конфликта индивидуальными средствами защиты и снаряжением; обеспечить их договором дополнительного страхования, охватывающего случаи болезни, ранения, репатриации и гибели. Кроме того, журналисты должны будут подлежать геномной регистрации, их ДНК будет храниться в базе данных, чтобы
21 См.: Когда безопасность журналистов под угрозой, поможет
«горячая линия» MККК//www.icrc.org/rus/resources/documents/
2012/05/02.htm/
22 См.: А.Константинов. Журналистское расследование. М.: ACT, СПб..: Астрель-СПб., 2010, С.373-377
162
ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ
Боровикова В.В.
идентифицировать их в случае гибели журналиста и
23
невозможности его опознания.
Таким образом, защита журналиста - это важная задача, которая стоит не только перед редакциями СМИ, направляющих журналистов в горячие точки, журналистским сообществом, но и государством. Только при их совместном сотрудничестве возможны положительные изменения в области защиты журналистов, работающих в зоне вооруженного конфликта.
Список литературы
1. Д.Аляев. Журналистика остаётся в России опасной профессией// Новые известия. 2011.3 ноября.
2. Бюллетень международных договоров. 1993. № 1. С.3-6
3. Е. Дятловская. Слово ценою в жизнь// www. newizv.ru/politics/2013-12-16.
4. ЕС сожалеет о ранении репортеров из РФ и требует расследования/ла/ш/аог1с1/2014-07-03/10146-24-008/html/
5. Журналистика в тени антитеррористических зако-HOB//www.inosmi.ru/world/20110922/174956141/html
6. Заявление Союза Журналистов России о убийстве российских журналистов на Украине № 94 от 18 июня 2014г. // www. ruj. ru/news/5600/
7. Когда безопасность журналистов под угрозой, поможет «горячая линия» МККК // www.icrc.org/rus/ resources/documents/2012/05/02.htm/
8. Как журналисты гибли в вооруженных конфликтах// www.kommersant.ru/doc/2479581/2014-05-25/
9. А.Константинов. Журналистское расследование. М.: ACT, СПб..: Астрель-СПб., 2010, С.373-377
10. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов/ Составитель
B. С.Овчинский.-М.:ИНФРА-М, 2003.С.35-44.
11. Наумкин Ю.В., Кокарев В.Л. Историко-правовые вопросы использования возможностей массовой информации в укреплении правопорядка// Бизнес в законе, 2012, № 3, С.14-19.
12. Ображиев К.В. Международное и российское уголовное право: проблемы соотношения// Пробелы в Российском законодательстве, 2008, № 1, С.114-116.
13. Осавелюк Е.А. Защита прав и свобод человека: проблемы реализации государством международноправовых обязательств// Бизнес в законе, 2013, № 3,
C. 56-58.
14. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВК. 2009. С.63-64
15. Сотрудники пресс-служб транспортной полиции Сибири приняли участие в учебно-практических курсах «Бастион»// www.mvd.ru/news/item/166965/16-06-2011 /.
16. www.consultant.ru/popular/smi/
17. www.gdf.ru/lenta/item/2/936
18. www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/ gene-va-conventon.-3 htm.
19. www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ decl.shtml/
Рецензия
на статью кандидата юридических наук, доцента В.В.Боровиковой «О правовых основах международноправовой защиты личности журналистов»
В статье В.В.Боровиковой даётся анализ международно-правовых документов, создающих юридическую базу для нормального выполнения журналистами своих профессиональных обязанностей. Особое внимание уделяется защите личности журналистов, работающих в регионах с напряженной обстановкой, в частности, в период вооружённых конфликтов. Данное обстоятельство определяет актуальность статьи, учитывая последние события на Украине, в результате которых погибли российские журналисты.
Автор показывает, что существуют резервы в плане совершенствования ряда международно-правовых документов, определяющих статус журналистов, освещающих события в условиях вооружённых конфликтов, предлагает конкретные меры, способные улучшить состояние защищённости представителей четвёртой власти. Позитивно можно оценить и то, что В.В.Боровикова вопросы международно-правовой защиты журналистов рассматривает во взаимосвязи с охраной их деятельности нормами российского законодательства. В итоге прочтение указанной статьи создаёт у читателя целостное представление о системе действующих ныне юридических норм, создающих основу защиты личности журналистов, выполняющих свой профессиональный долг.
Вывод: В.В.Боровиковой подготовлена статья,
имеющая определенное научное и практическое значение для создания надёжных гарантий в сфере деятельности средств массовой информации, которая может быть опубликована в издании, рекомендованном ВАК.
Профессор кафедры криминального права Российского нового университета, кандидат юридических наук, доцент А.А.Смердов
23 См.: Заявление Союза Журналистов России о убийстве российских журналистов на Украине № 94 от 18 июня 2014г. // www. ruj. ru/news/5600/
163