19.2. ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ
ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ И ДЕЙСТВИЯ РЕЖИМА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
Аккаева Халимат Алиевна, канд. юрид. наук, полковник полиции, начальник кафедры специально-технических дисциплин
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Тутуков Альберт Юрьевич, канд. юрид. наук, доцент, полковник полиции, начальник кафедры организации правоохранительной деятельности
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Lel4993@rambler.ru
Аннотация: демократическое государство предполагает свободу средства массовой информации и их защиту. Каждое государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления деятельности журналистов. На основе анализа международного и национального законодательства автор анализирует механизм защиты прав журналистов в условиях в условиях вооруженного конфликта и при введении режима контртеррористической операции на определенной территории.
Необходимо помнить, что приоритет перед правом информирования общества имеет освобождение заложников, поскольку жизнь человека большая ценность, чем информированность общества. Представители СМИ не должны усугублять обстановку, преувеличивать и фальсифицировать факты. Не следует шокировать население натурализмом в изложении событий.
Ключевые слова: контртеррористическая операция, вооруженный конфликт, журналист, средства массовой информации, защита прав
PROTECTION OF THE RIGHTS OF JOURNALISTS IN THE CONDITIONS OF ARMED CONFLICTS AND ACTION OF THE MODE OF COUNTER-TERRORIST OPERATION
Akkayeva Halimat A., PhD in Law, police colonel, chief of department of special and technical disciplines
Place of employment: North Caucasian institute of professional development (branch) of the Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Tutukov Albert Yu., PhD in Law, associate professor, police colonel, chief of department of the organization of law-enforcement activity
Place of employment: North Caucasian institute of professional development (branch) of the Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Lel4993@rambler.ru
Abstract: the democratic state assumes freedom of mass media and their protection. Each state has to provide normal conditions for implementation of activity of journalists. On the basis of the analysis of the international and national legislation the author analyzes the mechanism of protection of the rights of journalists in conditions in the conditions of armed conflict and at introduction of the mode of counter-terrorist operation in a certain territory.
It must be remembered that the priority before the right to inform society is the release of hostages, since human life is more valuable than public awareness. Media representatives should not exacerbate the situation, exaggerate and falsify facts. Do not shock the population with naturalism in describing the events.
Keywords: counter-terrorist operation, armed conflict, journalist, mass media, protection of the rights.
В XXI веке информация в жизни человека играет огромную роль и является определяющей для его развития, что обуславливает широкое развитие средств массовой информации. К ним относятся не только традиционные радио и телевидение, пресса, но и в связи с развитием спутниковой связи, кабельного телевидения появляются новые формы - Интернет, электронные СМИ, он-лайн публикации и т.д.
Зачастую именно СМИ являются единственным источником новостей и информации в чрезвычайных ситуациях, выступают первоисточником важнейших сообщений с территорий, на которых введен режим контртеррористической операции. На законодатель-
ном уровне контртеррористическая операция определяется как комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [2]).
Журналисты могут присутствовать на территории, где действует режим КТО, получать и распространять информацию, направлять в связи с вооруженным кон-
Аккаева Х. А., Тутуков А. Ю.
ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ И ДЕЙСТВИЯ РЕЖИМА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
фликтом запросы в государственные органы. При этом, работая в зоне вооруженного конфликта, на территориях с введенным режимом КТО журналист подвержен повышенному риску быть убитым или раненым, взятым под стражу или похищенным. Одной из опасностей является акт насилия над журналистами, поскольку всегда есть силы, которые пытаются помешать журналистам выполнять свои профессиональные обязанности. В связи с этим государство должно уделять повышенное внимание вопросам надлежащей защиты прав журналистов, находящихся на таких территориях, своевременно реагировать на нарушения их прав и свобод.
30 октября 2001 г. Федеративный Совет Союза Журналистов принял, а 16 мая 2003 г. VII Съезд Союза журналистов России одобрил «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции» [5, с. 413]. В документе осуждаются все акты терроризма. Его нормы зафиксировали необходимость не совершать действий, подвергающих еще большей опасности жизнь заложников, избегать контактов с террористами, не создавать угроз жизни самого журналиста, проявлять чуткость к очевидцам этих событий, точно и подробно рассказывать о террористических актах, информировать общественность. Необходимо помнить, что приоритет перед правом информирования общества имеет освобождение заложников, поскольку жизнь человека большая ценность, чем информированность общества. Представители СМИ не должны усугублять обстановку, преувеличивать и фальсифицировать факты. Не следует шокировать население натурализмом в изложении событий.
К журналистам, работающим в условиях контртеррористических операций, их этическому поведению предъявляются повышенные требования. В специальной литературе [6] довольно подробно разработаны рекомендации журналистам, как вести себя в зоне вооруженного конфликта, на территориях, где действует правовой режим КТО. Представитель СМИ должен объективно оценивать и излагать информацию, ни в коем случае не преувеличивать и не фальсифицировать факты, не осложнять обстановку и не допускать развязывания информационной войны.
Освещая террористические акты, журналисты реализуют свои права с определенными ограничениями. Федеральным законом «О противодействии терроризму» ограничивается право на распространение информации. В условиях контртеррористической операции действуют дополнительные ограничения. Запрещается распространять информацию о специальных средствах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, составе участников и т.д. Недопустимо распространение информации и о войсках Росгвардии. Журналистам под угрозой ответственности запрещается распространять интервью с террористами, оправдывать и пропагандировать терроризм (ст. 205.2 УК РФ).
По общему правилу выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом самостоятельно, однако на территории проведения КТО порядок сбора информации определяется руководителем контртеррористической операции. Руководителем КТО является ответственное лицо, принявшее решение о ее проведении.
Журналисты информируются о мерах и временных
ограничениях, которые введены на определенной территории, в пределах которой введен правовой режим КТО, на период ее проведения. При этом устанавливается контроль за передаваемой информацией, у физических лиц проверяются удостоверения личности, при входе и выходе с указанной территории проводится досмотр физических лиц, их вещей и транспортных средств и некоторые другие мероприятия.
Обеспечение безопасности журналистов предусматривается в международных актах, которые подтверждают необходимость гарантировать права и свободы всех тех, кто задействован в журналистской деятельности [3]. Журналисты же, работающие в условиях конфликта и напряженности имеют право на полную защиту без каких-либо ограничений, предоставляемую международными документами.
В международных актах подчеркивается, что в национальном законодательстве должны содержаться положения, гарантирующие свободу средств массовой информации и предусматривающие ответственность за всевозможные нарушения международных норм. Государственные и правоохранительные структуры должны обеспечивать реализацию норм, содержащих гарантии открытости сети Интернет, независимости судебных органов, свободы средств массовой информации. Необходимо совершенствовать национальные нормы, направленные на соблюдение тайны источников информации, создать и поддерживать работу механизмов, обеспечивающих защиту журналистов от насилия и запугивания.
Государства должны обеспечивать закрепление и развитие международных гарантий в национальном законодательстве. Внутригосударственные гарантии российских журналистов закреплены в Конституции РФ, Законе РФ «О средствах массовой информации» [1], отраслевом законодательстве и других нормативных правовых актах.
В отраслевом законодательстве содержатся соответствующие нормы, защищающие права журналистов. Так, например, в гл. 13 КоАП РФ содержатся нормы, предусматривающие ответственность за административные правонарушения в области связи и информации. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144). Глава VII Закона о СМИ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.
Журналисты и фотографы, находящиеся в местах вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и освещающие их, не должны подвергаться незаконным арестам, содержанию под стражей, ложным обвинениям, насилию, иным нарушениям их прав со стороны полиции и служб безопасности. Органы полиции и организации журналистов заключают соглашения, в которых определяются руководящие принципы взаимоотношений между сотрудниками полиции и работниками СМИ и проводят обучение полицейских сотрудников для обеспечения понимания и соблюдения этих принципов.
Таким образом, в Российской Федерации действующее законодательство предусматривает достаточную защиту прав журналистов. Вместе с тем необходимо совершенствовать практику применения законодательных положений по защите прав журналистов, поскольку большинство случаев нарушения прав журна-
листов, в том числе в период действия режима контртеррористической операции, остаются не расследованными. так, Комитет по защите журналистов ежегодно публикует «Глобальный индекс безнаказанности» - рейтинг стран, где убивают журналистов, и при этом убийцы остаются безнаказанными. В 2017 г. Россия заняла 9 место из 12 стран, включенных в этот список. За последние десять лет из 9 безнаказанных убийств журналистов лишь по трём делам подозреваемые получили обвинительные приговоры [4].
В целях повышения эффективности защиты прав журналистов в период вооруженных конфликтов и контртеррористических операций государства должны соблюдать Руководящие принципы по искоренению безнаказанности, которые опубликованы в 2011 г. Комитетом министров Совета Европы. В документе установлены нормы и правила проведения эффективных, своевременных и независимых расследований, защиты свидетелей и другие. Представляется, что правоохранительные органы, судьи, адвокаты должны широко знакомиться с этими нормами и правилами и проходить необходимое обучение.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,19%.
Список литературы:
Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 25.11.2017) // Российская газета. 1992. 08 февраля. № 32; 2017. 27 ноября. № 268.
Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2016. № 28. Ст. 4558.
Декларация 4-ой Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации «О средствах массовой информации в демократическом обществе» (Прага, 7-8 декабря 1994 г.) // СПС «Гарант»
Официальный сайт Комитета по защите журналистов. 1^1.: https://cpj.org/ru/2017/10/post-114.php
Профессиональная этика журналиста: документы и справочные материалы / Сост. Ю.В. Казаков. М., 2004.
Романов Ю.В. Советы военным журналистам // Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий. М., 2002.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Защита прав журналистов в условиях вооруженных конфликтов и действия режима контртеррористической операции» Аккаевой Х. А., Тутукова А. Ю. В XXI веке информация в жизни человека играет огромную роль и является определяющей для его развития, что обуславливает широкое развитие средств массовой информации. К ним относятся не только традиционные радио и телевидение, пресса, но и в связи с развитием спутниковой связи, кабельного телевидения появляются новые формы - Интернет, электронные СМИ, он-лайн публикации и т.д.
Зачастую именно СМИ являются единственным источником новостей и информации в чрезвычайных ситуациях, выступают первоисточником важнейших сообщений с территорий, на которых введен режим контртеррористической операции. На законодательном уровне контртеррористическая операция определяется как комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
В своей статье авторы справедливо отмечают, что Журналисты могут присутствовать на территории, где действует режим КТО, получать и распространять информацию, направлять в связи с вооруженным конфликтом запросы в государственные органы. При этом, работая в зоне вооруженного конфликта, на территориях с введенным режимом КТО журналист подвержен повышенному риску быть убитым или раненым, взятым под стражу или похищенным. Одной из опасностей является акт насилия над журналистами, поскольку всегда есть силы, которые пытаются помешать журналистам выполнять свои профессиональные обязанности. В связи с этим государство должно уделять повышенное внимание вопросам надлежащей защиты прав журналистов, находящихся на таких территориях, своевременно реагировать на нарушения их прав и свобод.
В целом, статья отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам, и может быть опубликована в открытой печати.
Доцент кафедры ОПД, кандидат юридических наук, полковник полиции
Манукян А.Р.