УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10214
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Андемиркан Борисович АБАЗОВ, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в отдельно взятом субъекте Российской Федерации высказано несколько суждений: выборы депутатов представительного органа местного самоуправления регулируются в основном нормами муниципального и избирательного права; особенности муниципальных выборов заключаются в том, что в них при определенных условиях могут участвовать иностранные граждане и, напротив, не могут — военнослужащие срочной службы; досрочность муниципальных выборов не всегда оправдана; целесообразно дифференцировать требования к кандидатам в депутаты представительного органа для разных видов муниципальных образований.
Ключевые слова: Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г., закон субъекта Российской Федерации, Конституция Кабардино-Балкарской Республики, Закон Кабардино-Балкарской Республики «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике» от 10 июня 1998 г., органы местного самоуправления, правотворчество.
Annotation. In article on the basis of the analysis of legal literature and normative legal acts of the Kabardino-Balkar Republic about elections of deputies of representative bodies of local government in separately taken subject of the Russian Federation some judgments are stated: elections of deputies of the representative body of local self-government are regulated mainly by the norms of municipal and electoral law; features of municipal elections are that under certain conditions foreign citizens can participate in them and, on the contrary, can not-conscripts; early municipal elections are not always justified; it is advisable to differentiate the requirements for candidates for deputies of the representative body for different types of municipalities.
Keywords: Russian Federation, Kabardino-Balkar Republic, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation «On General principles of local self-government organization in the Russian Federation» of September 16, 2003, law of the subject of the Russian Federation, Constitution of the Kabardino-Balkar Republic, law of the Kabardino-Balkar Republic «On municipal service in the Kabardino-Balkar Republic» of June 10, 1998, local self-government, law-making.
Предметом данной статьи является правовое регулирование выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике.
В юридической литературе при рассмотрении вариантов определения муниципальных выборов имеются в виду: выборы представительных органов местного самоуправления; выборы
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
коллегиальных (представительных и иных выборных) органов местного самоуправления; выборы представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; выборы коллегиальных (представительных и иных выборных) органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. В связи с этим можно согласиться с авторами, которые считают, что термин «муниципальные выборы» в наибольшей мере соответствует последнему — наиболее широкому из изложенных вариантов»1.
Также в литературе отмечается, что «выборные лица являются не только защитниками интересов населения соответствующей территории, но и лицами, обладающими полномочиями по принятию решений, обязательных для населения. Выборные лица сочетают в себе полномочия лица, обслуживающего население, и лица, являющегося руководителем муниципального образования»2. Через отмеченные решения депутат осуществляет свои полномочия, предусмотренные законодательством. При этом представительство депутатом местного населения сориентировано не на противопоставлении интересов избирателей округа и интересов «всех граждан, проживающих на территории» соответствующего представительного органа, «а на поиск разумного сочетания этих интересов, выработку и принятие таких решений, которые бы исключали конфронтационное противопоставление отдельных групп населения»3.
Л.А. Алексеева, проанализировав некоторые аспекты проведения муниципальных выборов, высказала следующее суждение: «Несмотря на весьма большое количество избирательных систем и достаточно отлаженный механизм их функционирования, одной из серьезных проблем при проведении муниципальных выборов является избирательный абсентеизм. Необходимо отметить, что данная проблема свойственна не только выборам в России; с этой проблемой сталкиваются и в зарубежных странах, особенно при проведении выборов на местном уровне. Однако ответственность за неявку на выборах, предусмотренная в законодательстве ряда стран, позволяет преодолеть нежелание избирателей идти на выборы. В то же время отсутствие подобной ответственности в отечественном законодательстве, обусловленное конституционным закреплением свободы волеизъявления, зачастую сводит на нет институт выборов на муниципальном уровне. Современное состояние института муниципальных выборов требует внедрять прогрессивные избирательные технологии, уси-
ливать гарантии избирательных прав граждан и эффективный механизм их обеспечения. Кроме того, как представляется, необходимо расширять формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного самоуправления, а также внедрять новые формы реализации прямой демократии на местном уровне»4.
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно правотворчества в субъектах Российской Федерации предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации5, в том числе и ее отдельных субъектов.
Местному самоуправлению посвящена глава 8 (статьи 130—133) Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.6:
«1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий» — ст. 131...
«1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству» — ст. 132.
В Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г.7 урегулированы «правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Закон определяет государственные гарантии его осуществления.
В Федеральном законе РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 21 января 2009 г.8 урегулированы «отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
Важно иметь в виду и Федеральный закон РФ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» от 29 октября 2008 г.9:
«1. Настоящий Федеральный закон в целях обеспечения реализации гарантий местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательными актами Российской Федерации устанавливает порядок определения территорий и границ муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики, порядок формирования органов местного самоуправления и исполнения органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований полномочий по решению вопросов местного значения...» — ст. 1.
Статус депутата представительного органа местного самоуправления находит определенное развитие в региональном и муниципальном нормотворчестве. В уставах муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные элементы правового статуса, причем их встречается не много — в большинстве уставов муниципальных образований лишь воспроизводятся нормы федерального и регионального уровней; новеллы включаются относительно редко.
Ответственность депутатов представительного органа местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике». Ответственность депутатов возникает в связи с осуществлением ими депутатских полномочий10.
Следует согласиться с тем, что ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления реализуется:
во-первых, как позитивная ответственность, т.е. ответственная деятельность по решению вопросов местного значения;
во-вторых, как негативная ответственность — ответственность депутатов перед населением в результате утраты доверия, а также перед государством — в случае нарушения действующего законодательства, перед физическими и юридическими лицами — в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Порядок привлечения к ответственности регулируется нормами разных отраслей права11.
Таким образом, в Кабардино-Балкарской Республике как субъекте Российской Федерации имеется совокупность нормативных правовых актов о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, выборы депутатов представительного органа местного самоуправления регулируются в основном нормами муниципального и избирательного права.
Во-вторых, особенности муниципальных выборов заключаются в том, что в них при определенных условиях могут участвовать иностранные граждане и, напротив, не могут — военнослужащие срочной службы.
В-третьих, досрочность муниципальных выборов не всегда оправдана.
В-четвертых, целесообразно дифференцировать требования к кандидатам в депутаты представительного органа для разных видов муниципальных образований.
1 Михеева В.И. Место понятия «муниципальные выборы» в федеральном законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 43.
2 См.: Игнатюк H.A., Замотаев A.A., Павлушкин А.В. Муниципальное право. М., 2005. С. 39;
Копысова С.Г. Глава муниципального образования как инициатор муниципально-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4. С. 39.
3 Иванов С.Н., Югов A.A. Правовой статус депутата местного Совета. Екатеринбург, 1991. С. 3.
4 Aлексеева Л.А. К вопросу о выборах в органы местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 1. С. 3—5.
5 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).
6 См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подроб. см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98—102.
7 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
8 Там же. 2009. № 7. Ст. 776.
9 Там же. 2008. № 48. Ст. 5502.
10 Тимофеев К.Б. Некоторые проблемы привлечения к ответственности депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления // Адвокат. 2008. № 11. С. 54.
11 Aлексеев ИЛ. Муниципально-правовая ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления (на примере субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа) // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 1. С. 24.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018