Научная статья на тему 'О правотворчестве органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике'

О правотворчестве органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Кабардино-Балкарская Республика / законодательство / нормативный правовой акт / закон субъекта Российской Федерации / Конституция Кабардино-Балкарской Республики / Закон Кабардино-Балкарской Республики «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике» / органы местного самоуправления / правотворчество. / Kabardino-Balkar Republic / legislation / normative legal act / the law of the subject of the Russian Federation / the Constitution of Kabardino-Balkar Republic / the law of Kabardino-Balkar Republic «On municipal service in the Kabardino-Balkar Republic» / local governments / law-making.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андемиркан Борисович Абазов

В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых ак­ тов Кабардино-Балкарской Республики о правотворчестве органов местного самоуправления в от­ дельно взятом субъекте Российской Федерации высказано несколько суждений: органы местного са­ моуправления Кабардино-Балкарской Республики как субъекта Российской Федерации вправе и обяза­ ны осуществлять правотворчество; осуществление правотворчества представителями органов ме­ стного самоуправления предполагает наличие у них образовательного ценза: высшего юридического образования; результатом правотворчества органов местного самоуправления Кабардино-Балкарс­ кой Республики являются нормативные правовые акты данного субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the law-making of local authorities in Kabardino-Balkar Republic (problems of legal regulation)

In the article, on the basis of the analysis of regulatory legal acts of the Kabardino-Balkar Republic on law-making by local governments in a single subject of the Russian Federation, several judg­ ments are made: local governments of the Kabardino-Balkar Republic, as a subject of the Russian Federation, have the right and the obligation to carry out lawmaking; implementation of lawmaking by representatives of local governments assumes that they have an educational gualification: higher legal education; the result of lawmaking of local governments of the Kabardino-Balkar Republic are the normative legal acts of this subject of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О правотворчестве органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике»

УДК 342 ББК 67

ЭО! 10.24411/2073-3313-2018-10048

О ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Проблемы правового регулирования

Андемиркан Борисович АБАЗОВ, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12,00,02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики о правотворчестве органов местного самоуправления в отдельно взятом субъекте Российской Федерации высказано несколько суждений: органы местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики как субъекта Российской Федерации вправе и обязаны осуществлять правотворчество; осуществление правотворчества представителями органов местного самоуправления предполагает наличие у них образовательного ценза: высшего юридического образования; результатом правотворчества органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики являются нормативные правовые акты данного субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: Кабардино-Балкарская Республика, законодательство, нормативный правовой акт, закон субъекта Российской Федерации, Конституция Кабардино-Балкарской Республики, Закон Кабардино-Балкарской Республики «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике», органы местного самоуправления, правотворчество.

Annotation. In the article, on the basis of the analysis of regulatory legal acts of the Kabardino-Balkar Republic on law-making by local governments in a single subject of the Russian Federation, several judgments are made: local governments of the Kabardino-Balkar Republic, as a subject of the Russian Federation, have the right and the obligation to carry out lawmaking; implementation of lawmaking by representatives of local governments assumes that they have an educational qualification: higher legal education; the result of lawmaking of local governments of the Kabardino-Balkar Republic are the normative legal acts of this subject of the Russian Federation.

Keywords: Kabardino-Balkar Republic, legislation, normative legal act, the law of the subject of the Russian Federation, the Constitution of Kabardino-Balkar Republic, the law of Kabardino-Balkar Republic «On municipal service in the Kabardino-Balkar Republic», local governments, law-making.

Предметом данной статьи является правотворчество органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики как одного из субъектов Российской Федерации1.

Первоначально рассмотрим состояние теории относительно правотворчества в субъектах Российской Федерации.

Так, A.B. Храмцов правотворчество определяет как «деятельность по созданию (т.е. по разработке, принятию, официальному опубликованию и введению в действие) нормативных правовых актов»2.

И.В. Чечельницкий исследовал «сущность целей и средств современного правотворчества через призму обеспечения социальной справедливости»3.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

По мнению А.А. Джагарян, «особенностями муниципального правотворчества» являются:

«1) особый субъект — это либо само местное сообщество, либо органы и должностные лица местного самоуправления, действующие по его уставному уполномочию;

2) подзаконный характер предполагает, что му-ниципально-правовые акты не должны противоречить законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации и ее субъектов, не обладают перед ними коллизионным приоритетом...;

3) сопряжение местной и государственной воли в муниципальном правотворчестве определяется самими целями местного самоуправления как императивного института публичной власти, который обеспечивает в общенациональном масштабе решение вопросов, установленных федеральным правом, т.е. имеющих государственно-правовую ценность и обоснование;

4) локально-территориальный характер обусловлен пространственными пределами муниципальной власти, акты которой распространяются и действуют в границах всей территории, на которой осуществляется местное самоуправление, т.е. в пределах соответствующих муниципальных образований;

5) особая предметная сфера — это вопросы местного значения, которые закрепляются на уровне Конституции и федеральных законов и не могут быть перепоручены органам государственной власти. ;

6) тесное сочетание непосредственных и представительных начал предпосылается принципом самоуправления, который задает высокий уровень глубины обратной связи между местным сообществом и его органами и открывает для граждан широкие возможности влиять на муни-ципально-правовой порядок.;

7) преимущественно регулятивная направленность.;

8) существенная подвижность (динамизм) отражает структурно-иерархическое положение муниципального правотворчества в правовой системе России.;

9) местом муниципального правотворчества в правовой системе, строящейся на основе логического перехода от общих норм на вышестоящих уровнях к менее универсальным (по сфере охвата и содержанию) на нижестоящих уровнях, обусловливается также высокая детализированность муниципально-правового регулирования.;

10) выраженная способность быстро реагировать на изменяющиеся социальные условия и потребности населения (мобильность).;

11) муниципальное правотворчество отличает также глубина связи с «неформальными» источниками права (обычаями, историческими и иными традициями местного сообщества), что предопределено социальными истоками муниципальной власти, черпающей свою нормативную энергию из самой народной жизни»4.

Публикация О.С. Соколовой посвящена «исследованию законодательных основ, определяющих пределы муниципального правового регулирования информационных отношений» («Во избежание информационного неравенства в развитии муниципальных образований, в целях формирования единых системных подходов к процессам муниципальной информатизации назрела крайняя необходимость детального регулирования пределов и объема правотворческой компетенции муниципальных образований в информационной сфере в отдельной главе Закона о местном самоуправлении. Данная глава может включать статьи, определяющие: четкое разграничение полномочий представительных и исполнительно-распорядительных органов в регулировании муниципальных информационных отношений; структуру компетенции муниципального образования в информационной сфере, соотнесенную с вопросами местного значения, вопросами, принятыми на себя муниципальными образованиями и не являющимися вопросами местного значения, а также делегированными государственными полномочиями; правовой статус муниципальных информационных ресурсов (систем); финансовые, организационные и правовые основы обеспечения инте-роперабельности с государственными информационными системами; правовые основы межмуниципального сотрудничества в информационной сфере, поскольку информационное обеспечение деятельности небольших муниципальных образований осуществляется в основном посредством функционирования информационных ресурсов муниципальных районов и городских ок-ругов»)5.

Авторы-единомышленники (Л.И. Петрова и Е.Ю. Алборова) в качестве одной из гарантий муниципального правотворчества рассмотрели взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления: «Подводя итоги по вопросам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что формы взаимодействия в сфере муниципального нормотворчества постоянно совершенствуются. Взаимосогласованная деятельность сторон позволяет

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

эффективно решать актуальные муниципальные проблемы, требующие правового регулирования»6. Здесь уместно обратить внимание на то, что между прокуратурой и органами местного самоуправления иной характер отношений — общий надзор7.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно правотворчества в субъектах Российской Федерации предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации, в том числе и ее отдельных субъектов.

Так, в Кабардино-Балкарской Республике как одном из субъектов Российской Федерации (абзац 2 ст. 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.8) местное самоуправление урегулировано в нескольких нормативных правовых актах9.

В Законе КБР «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике» от 10 июня 1998 г.10 урегулированы отношения, связанные с порядком прохождения муниципальной службы в Кабардино-Балкарской Республике.

В Законе КБР «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике» от 31 октября 2009 г.11 определены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

В Законе КБР «О выборах главы муниципального образования» от 25 мая 2017 г.12 регламентирован порядок назначения, подготовки и проведения выборов главы поселения в Кабардино-Балкарской Республике.

В Законе КБР «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по созданию, организации деятельности административных комиссий и по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» от 26 марта 2015 г.13 урегулированы отношения, связанные с передачей, осуществлением, контролем и порядком прекращения отдельных государственных полномочий.

Таким образом, в Кабардино-Балкарской Республике имеется местное самоуправление, органы которого вправе и обязаны осуществлять правотворчество, что регламентировано в нескольких нормативных правовых актах этого же субъекта Российской Федерации.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, органы местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики как субъекта Российской Федерации, вправе и обязаны осуществлять правотворчество.

Во-вторых, осуществление правотворчества представителями органов местного самоуправления предполагает наличие у них образовательного ценза: высшего юридического образования.

В-третьих, результатом правотворчества органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики являются нормативные правовые акты данного субъекта Российской Федерации.

1 См. об этом также: Абазов А.Б. Представительные органы местного самоуправления в системе муниципально-правовых отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013;

Абазов А.Б. Представительные органы местного самоуправления в системе муниципально-правовых отношений: Монография. Нальчик: СКИ (ф) Кр.У МВД России, 2012.

2 Храмцов А.В. Понятие и конституционно-правовая сущность правотворчества // Гос. власть и местное самоуправление. 2007. № 6.

3 Чечелъницкий И.В. Цели и средства современного правотворчества // Юрид. образование и наука. 2014. № 1. С. 35—39.

4 Джагарян А.А. Муниципальное правотворчество: природа, специфика, эффективность // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 2. С. 6—9.

5 Соколова О.С. Муниципальное правотворчество в информационной сфере // Административное и муниципальное право. 2011. № 9. С. 68—75.

6 Петрова Л.И., Алборова Е.Ю. Муниципальному правотворчеству — надежную юридическую обеспеченность. Вопросы взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества // Прокурор. 2014. № 4. С. 70—74.

7 Подроб. об этом см., напр.: Галузо В.Н. Правовое регулирование деятельности прокурора в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2008. № 4. С. 36—37; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 9-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, A.B. Кикотя, О.В. Химичевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018.

8 СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

9 О системе нормативных правовых актов в РФ подроб. см.: Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.

10 Кабардино-Балкарская правда. 1998. 10 июля.

11 Официальная Кабардино-Балкария. 2009. 4 дек.

12 Там же. 2017. 16 июня.

13 Там же. 2015. 17 апр.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.