УДК 378.4:3.32.1:338.45(571.14)
О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ В РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Марина Ивановна Ананич
Администрация Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, 630011, Россия, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 18, помощник губернатора НСО по вопросам образования, науки, инноваций и инвестиций, тел. (383)223-04-55, e-mail: [email protected]
Рассматриваются проблемы реиндустриализации экономики региона и приоритетов технологического развития, приведены результаты исследования мнений студентов и преподавателей о роли университетов в трансфере технологий, предложены меры по укреплению роли университетов в реализации программы реиндустриализации экономики региона.
Ключевые слова: реиндустриализация, технологическое развитие, инновации, трансфер технологий, новые индустрии, импортозамещение, университет, подготовка кадров для высокотехнологичного производства.
ABOUT INCREASE OF THE ROLE OF UNIVERSITIES IN REINDUSTRIALIZATION OF ECONOMY OF THE REGION
Marina I. Ananich
Government of Novosibirsk region, 630011, Russia, Novosibirsk, 18 Krasniy pr., Assistant to the Governor, tel. (383)223-04-55, e-mail: [email protected]
There are considered the problems of region's economy and priorities of technological development, There are the results of the research of the students' and teacher's opinion about the role of universities in transfers of technologies, There are proposed the measures to strengthen the role of the universities in the realization of program of reindustrialization of region economy.
Key words: reindustrialization, technological development, innovations, technology transfers, new industries, import substitution, training for hi-tech production.
В настоящее время в целом определены приоритеты и ориентир на технологический прорыв, технологическое лидерство страны и регионов.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 утверждена 8.12.2011 распоряжением Правительства России №2227-р. В ней учитываются новые направления политики поддержки инноваций, сформирована основа национальной инновационной системы, меры по развитию сектора исследований и разработок, формированию инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на основе технологических инноваций. При этом остаются не вполне решенными вопросы, связанные с формированием рынков для новой продукции, стимулированием спроса на инновации в реальном секторе экономики, ускорением процесса интеграции российской инновационной системы в мировую систему, созданием конкурентной среды, ориентированной на технологическое лидерство. Это связано с преобладанием в инновационной политике мер по поддержке таких системообразующих фак-
торов, как развитие предпринимательства, создание инновационной инфраструктуры, обеспечение защиты интеллектуальной собственности, то есть активизации инновационной деятельности от науки к производству, и недостаточностью мер по поддержке и сопровождению новых продуктов и технологий от производства к рынку, конечному потребителю. При этом в условиях обострения международной конкуренции, активизации практики применения односторонних экономических санкций технологическое развитие экономики страны и регионов приобретают качественно новое значение.
На современном этапе в целях модернизации и технологического развития экономики и повышения ее конкурентоспособности в 2011 г. Президентом Российской Федерации определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также перечень критических технологий Российской Федерации. Среди приоритетных направлений: безопасность и противодействие терроризму; индустрия наносистем; информационно - телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружений, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
В декабре 2012 г. Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации совместно с представителями науки и бизнеса разработать и утвердить "дорожные карты" по развитию новых отраслей, в том числе в таких областях, как производство композитных материалов, биотехнологии, генная инженерия, ИТ-технологии, градостроительство, инжиниринг и промышленный дизайн (перечень поручений от 22 декабря 2012 г. № Пр-3410 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.).
Реализация инновационной политики Новосибирской области в целом отражает тенденции развития инновационной экономики России. Следует отметить законодательные инициативы поддержки научной деятельности и развития инновационной системы, а также планомерное и успешное развитие инновационной инфраструктуры. Так в 2013 году Технопарк Новосибирского Академгородка признан лучшим технопарком России, а в 2014 году отмечена деятельность Медицинского технопарка, созданного на принципах государственно-частного партнерства. С 2003 года успешно развивается четвертый наукоград страны в г.Кольцово, в котором строится Биотехнопарк. Получил поддержку объединенный региональный кластер IT и биотехнологий.
По результатам реализации инновационной политики Новосибирск включен в шорт-лист Всемирного рейтинга инновационных городов — Innovation Cities Global Index 2012 — 2013 (biznes-portal.com) в подгруппе Node — «Узел, обладающий широкой производительностью во многих сегментах инноваций, с серьезными дисбалансами».
Отмеченные дисбалансы связаны, прежде всего, с несистемными мерами стимулирования спроса на инновации, повышения мотивации к технологическому развитию отраслей, подготовки кадров, определения роли субъектов вза-
имодействия по вопросам инновационной деятельности, в том числе университетов, формирования длинных цепочек создания, производства и продвижения на рынок новых высокотехнологичных продуктов.
В настоящее время выявлен ряд проблем технологического развития региона:
1. Структура экономики характеризуется относительно низким уровнем создания добавленной стоимости. Низок уровень инновационной активности предприятий и организаций.
2. Технологическое отставание и как следствие неконкурентоспособность выпускаемой продукции\услуг на глобальных рынках.
3. Недостаточно эффективны механизмы взаимодействия науки и бизнеса с целью разработки и внедрения конкурентоспособных технологий в производство.
4. Слабый уровень специализации и кооперации, что ведет к росту издержек, снижает гибкость предприятий при росте неопределенности внешней среды.
5. Недостаточное развитие инновационной инфраструктуры, а также инфраструктуры технологического обеспечения, в первую очередь инжиниринговые центры.
6. Дефицит инвестиционных ресурсов, высока стоимость заемных финансовых ресурсов для развития и модернизации производств, освоения новой продукции.
7. Дефицит высококвалифицированных кадров для новой экономики, основанной на знаниях.
8. Отставание социокультурной среды от требований экономики знаний.
В связи с вышеизложенным актуальным приоритетом в политике региона становиться новая промышленная политика, реиндустриализация экономики Новосибирской области.
Реиндустриализация, как экономическая политика, направленная на развитие новых высокотехнологических производств, замещающих прежние и (или) способствующих их переводу на новую технологическую базу, требует формирования новых подходов в построении и реализации стратегии научно-технического и технологического развития региона, включая выбор приоритетов и изменение структуры экономики в сторону развития высокотехнологичных производств и новых рынков.
Для субъектов, участвующих в реализации обозначенной политики (организаций науки, образования, бизнеса, инфраструктуры и др.) важна эффективная модель взаимодействия и распределения ролей и функций. В создавшейся экономической ситуации, опираясь на новые ориентиры и приоритеты политики России опорой преобразований и решения задач реиндустриализации экономики регионов могут стать университеты. Следует выделить ряд направлений деятельности высшей школы, необходимых для обеспечения технологического развития региона:
1. Подготовка кадров для реиндустриализации экономики региона, создания новых индустрий, робототехнические производства, высокотехнологичных продуктов и услуг, модернизации производств, технологического развития отраслей, внедрения новых технологий и продуктов в быт и их экспорт.
2. Создание инновационной среды, ориентированной на полный цикл от научных исследований до создания новых конкурентных технологий, продуктов и услуг на основе интеллектуальной собственности и системы ее коммерциализации.
3. Развитие предпринимательства в молодежной среде через проектное обучение студентов и аспирантов по созданию и продвижению высокотехнологичных продуктов.
4. Развитие управленческой культуры, формирование лидерских компетенций и командообразования.
5. Развитие технологического партнерства, укрепление связей между предприятиями и исследовательскими и образовательными организациями, в том числе совместное финансирование передачи технологий; аутсорсинга высокотехнологичных услуг.
6. Создание и продвижение высокотехнологичных компаний в соответствии с ФЗ - 217.
7. Создание и развитие предпринимательских сетей и инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий центры развития инновационных компетенций и др.).
8. Формирование положительного образа научного деятеля, разработчика, конструктора, технолога, инноватора через проведение конкурсов и демонстрации успехов и положительного опыта в СМИ и социальных сетях.
9. Организация собственных и участие в международных, национальных и региональных форумов технологического развития и инновационных.
При этом, реализация задач реиндустриализации экономики региона требует готовности университетов к обозначенным видам деятельности, а также соответствующих компетенций участников процесса.
С целью выявления отношения к вопросам инновационной деятельности, технологического развития и реиндустриализации экономики региона проведено анкетирование участников круглого стола «Наука, образование и инновации: проблемы и перспективы», проведенного в декабре 2014 года Новосибирской региональной общественной организацией Общероссийской общественной организации - Общество «Знание» России при поддержке Правительства Новосибирской области и Новосибирского областного фонда поддержки науки и инновационной деятельности. Среди 85 участников из 12 государственных и частых вузов гуманитарного, экономического, архитектурного, юридического и технического направлений подготовки кадров, ответивших на вопросы анкеты, 55 студентов и аспирантов, 30 ППС.
Результаты данного исследования мнений представителей высшей школы показывают, что отношение к технологическому развитию в студенческой и
преподавательской среде не в полной мере ориентировано на выполнение ранее обозначенной роли университетов.
В частности на вопрос о ранжировании эффективных видов деятельности вуза студенты из 10 позиций поставили на 9 место создание компаний по 217-ФЗ, на 8 - трансфер технологий, на 7 - развитие технологического предпринимательства. При этом на первом месте - оказалось проведение конференций, на втором - научные исследования, на третьем - подготовка дипломированных специалистов. По мнению преподавателей трансфер технологий занимает среди эффективных видов деятельности вузов 10 место из 10.
На вопрос об участии в реализации инновационной деятельности, из 55 студентов отметили, что самостоятельно могут 25% - разработать дизайн, 25% -провести научное исследование, 16% - разработать бизнес план. С участием преподавателей 30% - провести научное исследование, 23% - провести маркетинговое исследование, 21% - формировать компании. С бизнес-партнерами 21% - произвести позиционирование, 18% - разработать бизнес-план, 15% -подготовить техническую документацию. В технопарках или бизнес -инкубаторах готовы 24% - заниматься трансфером технологий, 16% получить консалтинг по технологическому предпринимательству, 15% - участвовать в генерации инноваций. Такие виды деятельности как патентный поиск, продвижение продукта, разработка нового продукта или технологий получили более низкие позиции.
Среди видов поддержки инновационной деятельности у студентов места распределены следующим образом: на первом - развитие инфраструктуры, на втором - финансовая поддержка, на третьем - конкурсы. Для преподавателей организационная, финансовая, инфраструктурная, технологическая и консалтинговая поддержка оказались на одном уровне значимости.
Студенты и преподаватели отметили также, что для развития технологического предпринимательства нужны специальные образовательные программы, как включенные в образовательный процессе в вузе, так и на предприятиях и специальных площадках инновационной инфраструктуры.
В результате опрос выявлено, что понятие «реиндустриализация» идентифицируется с различными формулировками, например, для студентов на первом месте «внедрение новых технологий в производство», на втором «внедрение новых технологий в жизнь», на третьем «формирование новой технологической инициативы», на четвертом «подготовка кадров для высокотехнологичных кластеров», на пятом «система стимулирования спроса на инновации», на шестом - «перевооружение предприятий». Для преподавателей мнения разделились между понятиями «система стимулирования спроса на инновации» и «перевооружение предприятий».
Таким образом, в настоящее время требуется адаптация системы профессионального образования под потребности новой экономики и повышение качества подготовки кадров через развитие партнерства по взаимодействию с академическими институтами СО РАН, отраслевыми НИИ, крупным, средним и малым бизнесом. С другой стороны необходима разработка кадровой полити-
ки, обеспечивающей достижение намеченных целей реиндустриализации экономики на основе эффективно функционирующей модели взаимодействия государственных органов, бизнеса и науки.
В настоящее время ряд ведущих экспертов России, к мнению которых присоединяется автор статьи и ряд экспертов Новосибирской области, предлагают изменить вектор деятельности вузов через изменение их миссии. Университетам отводится роль недостающего звена в переходе научной разработки от фундаментальной науки в производство.
По мнению заместителя генерального директора, директора проектного офиса РВК Кузнецова Е.Б., активная деятельность по трансферу технологий не только обеспечивает университеты дополнительным источником дохода, но и помогает им лучше понимать нужды бизнес-сообщества и развивать многообещающие фундаментальные исследования в коммерчески выгодные продукты.
«Вузы в России стремятся зарабатывать на обучении и исследованиях (где государство не скупится на гранты), но не на технологических разработках. Исследователь — это другая работа, чем инноватор.Когда сетуют на то, что российские университеты на рынке инноваций слабо представлены, то обычно имеют в виду, что у них нет или почти нет опыта технологического консалтинга» - директор фонда "Центр стратегических разработок «Северо-Запад»" Владимир Княгинин.
Артем Шадрин - директор департамента инновационного развития Минэкономразвития России, также считает, что необходимость более глубокой координации инновационной деятельности возникла потому, что у нас была создана инновационная инфраструктура, но не было специалистов, которые могли бы на практике помогать вузам коммерциализировать технологии. Он отмечает также, что координация работы вузов с технопарками, кластерами, инжиниринговыми центрами и госкомпаниями велась и раньше на уровне министерств и рабочих групп, но практическая работа была слабой.
Таким образом, в настоящее время актуальной задачей является изменение роли университетов, высокий образовательный и научный потенциал которых позволяет включиться в процессы не только подготовки кадров, проведение научных исследований и разработок, генерации инноваций, но и трансфера технологий, сопровождения новых продуктов и технологий от производства к рынку, конечному потребителю. При этом особое место в деятельности университетов необходимо отвести обучению в рамках образовательного процесса вокруг проектов с коммерциализацией интеллектуальной собственности. Для активизации деятельности рекомендуется создавать и развивать инновационную и технологическую инфраструктуру в каждом университете, позволяющим работать командами и создавать высокотехнологичные бизнесы совместно с партнерами и организовать сопровождение проектов.
Следует подчеркнуть, что для обсуждения новых задач, обмена передовым опытом, получения актуальной информации о трендах технологического развития необходимы дискуссионные площадки. Роль такой площадки выполняет Международный форум технологического развития «Технопром». В частности
на форуме «Технопром-2015», который пройдет 4-5 июня в Новосибирске, отдельная дискуссионная панель посвящена реиндустриализации экономики Новосибирской области. В настоящее время утверждена Концепция программы реиндустриализации экономики Новосибирской области и разрабатывается Программа, которая будет представлена на форуме.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ананич М. И., Сапожников Г. А., Майер Б. О. Об онтологии технопарковой идеологии в системе развития инновационной деятельности Новосибирской области // Философия образования. - 2008. - № 4(25). - С. 5-20.
2. Ананич М. И., Ивлев Б. И., Сапожников Г. А. Региональная модель инновационной экономики // Наука в Сибири. - №16 (18 апреля 2013). - С. 6-7.
3. Ананич М. И. Взаимодействие системы образования с инновационной средой / Современное образование в Сибири: развитие педагогических технологий от кейса до Roweb:Сборник материалов Международной научно-практической конференции 18 июня 2013 г. - Новосибирск: «Архивариус-Н», 2013. - С. 33-40.
© М. И. Ананич, 2015