Научная статья на тему 'О формировании механизмов и субъектов новой индустриализации в Омской области и евразийской зоне новой индустриализации'

О формировании механизмов и субъектов новой индустриализации в Омской области и евразийской зоне новой индустриализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОИНДУСТРАЛИЗАЦИЯ / КЛАСТЕРЫ / CLUSTERS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / СУБЪЕКТЫ И МЕХАНИЗМЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / INSTITUTIONAL CONDITIONS / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY MANAGERIAL SCHEMES / СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ / NEOINDUSTRIALIZATION / SUBJECTS AND MEANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лизунов Владимир Васильевич

Представлены исходные данные и предпосылки неоиндустриализации в экономике Омской области, механизмы и субъекты новой индустриализации, Евразийская мегапрограмма «73-й меридиан» с перспективной евразийской зоной новой индустриализации, структурно-управленческая схема реиндустриализации экономики Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MEANS AND SUBJECTS OF THE NEW INDUSTRIALIZATION IN THE OMSK REGION ANDTHE EURASIAN ZONE OF THE NEW INDUSTRIALIZATION

The article presents initial data and prerequisites of neoindustrialization in the Omsk region economy, means and subjects of the new industrialization, the Eurasian program the “73rd meridian” with a promising Eurasian zone of new industrialization, the structural and managerial scheme for the reindustrialization of the economy of the Omsk region.

Текст научной работы на тему «О формировании механизмов и субъектов новой индустриализации в Омской области и евразийской зоне новой индустриализации»

ПОЛИТИКА.

ЭКОНОМИКА.

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 339.976 ГРНТИ 06.61.23

О ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ И СУБЪЕКТОВ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕВРАЗИЙСКОЙ ЗОНЕ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

В.В. Лизунов

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Россия, 644077, г. Омск, просп. Мира, 55 а; [email protected] Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН Комитет по инновационной деятельности при Омской торгово-промышленной палате

Представлены исходные данные и предпосылки неоиндустриализации в экономике Омской области, механизмы и субъекты новой индустриализации, Евразийская мегапрограмма «73-й меридиан» с перспективной евразийской зоной новой индустриализации, структурно-управленческая схема реиндустриализации экономики Омской области.

Ключевые слова неоиндустрализация, кластеры, инновации, субъекты и механизмы, инфраструктура, институциональные условия, промышленная политика, структурные схемы.

FORMATION OF MEANS AND SUBJECTS OF THE NEW INDUSTRIALIZATION IN THE OMSK REGION AND THE EURASIAN ZONE OF THE NEW INDUSTRIALIZATION

Lizunov V. V.

Dostoevsky Omsk State University

Russia, 644077, Omsk, prosp. Mira, 55 a; e-mail: [email protected] Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS

Committee on Innovation Activity at the Omsk Chamber of Commerce and Industry

The article presents initial data and prerequisites of neoindustrialization in the Omsk region economy, means and subjects of the new industrialization, the Eurasian program the "73rd meridian" with a promising Eurasian zone of new industrialization, the structural and managerial scheme for the reindustrialization of the economy of the Omsk region.

© Лизунов В.В., 2018

Keywords: neoindustrialization, clusters, innovations, subjects and means, infrastructure, institutional conditions, industrial policy managerial schemes.

1. Исходные данные и предпосылки неоиндустриализации Омской области

Неоиндустриализацию можно определить как процесс системных целенаправленных инновационных преобразований промышленности региона, направленных на внедрение новых технологических укладов, выпуск наукоёмкой продукции с высокой добавленной стоимостью на основе создания и развития инновационной инфраструктуры и институциональных условий, сети малых и средних инновационных предприятий, региональных инновационных кластеров, эффективной вертикальной интеграции отраслевых производств.

Эти преобразования должны быть ориентированы на выполнение уже утверждённых региональных нормативных стратегических документов: «Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 5 июля 2010 г. №1120-р) (в части Омской области) и «Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2025 года» (указ губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93), в которых косвенно присутствуют механизмы и институциональные условия их реализации, а также учёт региональных и отраслевых проектов и программ для холдингов, находящихся на территории региона.

Очевидно, что формирование предпосылок и определение перспектив неоиндустриализации (с учётом стратегических документов) существенно зависят от грамотного выявления имеющихся и привлечения новых ресурсов, эффективной разработки и проведения научно-технической, инновационной, институциональной, финансовой, информационной и структурной политики органами регионального и муниципального управления при активном партнёрском участии профессиональной общественности [1—2].

Ясно также, что в рамках структурной политики ключевое значение будет иметь эффективная кооперация, создание на территории Омской области техно- и индустриальных парков, отраслевых, межотраслевых и территориальных кластеров, являющихся основными инструментами формирования неоинду-

стриальной экономики и способных эффективно использовать внутренние и привлекаемые ресурсы для создания синергетического эффекта в масштабах всей региональной экономики [3].

Важнейшим аспектом при формировании институциональных условий и механизмов реализации стратегических документов, а также проведения неоиндустриализации экономики Омской области является разработка адекватной этим процессам новой институциональной и структурно-управленческой модели региона, значительная перестройка деятельности региональных и муниципальных органов управления, развитие инновационной инфраструктуры и организация творческой проектной (в том числе конкурсной) работы с широким привлечением профессиональной (научной, инженерной, предпринимательской) общественности.

Эта модель должна включать в себя стратегически плановую координацию деятельности основных хозяйственных субъектов, выявление скрытых и привлечение внешних источников инвестиций и различных ресурсов, эффективное использование имеющихся и формирование новых финансовых институтов, трансфер передовых технологий и использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) омских предприятий и вузов, активное внедрение таких хозяйственных механизмов, как государственные и муниципальные заказы, служебные трудовые контракты с конкурсным механизмом заключения контрактов и финансовым механизмом их стимулирования.

В этой модели государство, как правило, должно выступать в роли заказчика, а экономические субъекты — планировать свою деятельность, ориентируясь на государственные и муниципальные заказы, а также на установленные правила хозяйствования. При этом именно на уровне региона требуется системная организация выполнения всех инвестиционных проектов и согласованные действия участников как федеральных, региональных и муниципальных программ, так и проектов и программ крупных компаний [4].

В условиях развития системного кризиса в России, противоречивого административ-

ного и хозяйственного реформирования, в результате сложных процессов взаимодействия руководства крупных омских градообразующих предприятий и правительства Омской области с федеральными ведомствами была не допущена ликвидация омских предприятий; почти все они вошли в федеральные вертикально интегрированные структуры.

Однако при этом в Омской области, как и в других старопромышленных регионах, произошло резкое сокращение промышленного производства, что привело к образованию пустующих промышленных зон. Вовлечение в хозяйственную деятельность (реновация) незадействованных производственных площадей, обеспеченных промышленной инфраструктурой, энергетическими мощностями, подъездными путями, находящихся в населённых районах с социальной и бытовой инфраструктурой, человеческими ресурсами, значительно облегчает размещение новых производств на этих территориях, требует более низких по сравнению с новым строительством инвестиций, поскольку, как правило, необходима только модернизация объектов. Эти объекты могут быть эффективно использованы при создании региональных техно- и индустриальных парков.

Как показывает мировая и отечественная практика, в целях формирования конкурентоспособной региональной экономики и перехода к новым технологическим укладам в настоящее время для Омской области, как и для других регионов и крупных городов России, первоочередными полисистемными задачами следует считать освоение новых компетенций, преобразование организационных структур и механизмов, организацию разработки и/или трансфер новых технологий, формирование проектов и программ создания социально-производственно-экологических зон нового типа (XXI века), в том числе — с использованием (реновацией) пустующих промышленных площадей.

Проекты и программы должны быть основаны не только на инновационных принципах, оптимальном размещении новых промышленных объектов и эффективной экономической кооперации (кластеризации), но и сбалансированном пространственном развитии территорий с учётом природно-ресурс-ного, производственного и кадрового потенциалов, уровня хозяйственной освоенности,

экологического состояния, исторических предпосылок, менталитета населения, хозяйственной ёмкости и культурной освоенности ландшафтов.

Комплексные территориальные проекты (программы) должны разрабатываться с учётом правил и нормативов градоустройства и обсуждаться в качестве основного фактора и механизма реализации стратегий развития территории с широким привлечением профессиональной общественности. Они могут представлять собой концептуальные схемы сбалансированного развития производственно-экологических территорий с оптимальной транспортной инфраструктурой на базе реструктурирования существующих крупных промышленных зон предприятий (в том числе оборонных), экологических объектов, жилых микрорайонов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем и рекреационно-экологических зон [5-6].

Поскольку современные мировые тенденции связаны с переходом к новому качеству экономического развития, основанному на непрерывном изменении и обновлении производственной базы, технологий, товаров и услуг, при котором инновации превращаются в главный вектор развития, важнейшую роль для Омской области играет формирование информационных сетей, то есть развитых инфраструктур, обеспечивающих создание и использование информационных ресурсов в объёме, необходимом для роста информационного обмена и сотрудничества в научно-технической сфере, управлении, консультировании, бизнесе, культуре, социальной сфере, которые будут способствовать выявлению и эффективному использованию творческого потенциала профессиональной общественности.

Таким образом, в регионе создаются условия появления и развития экономики нового типа — инновационной, в которой решающую роль играют знания, а производство знаний представляет собой источник экономического роста. В этих целях чрезвычайно важно, чтобы в Омской области были созданы следующие институциональные условия для развития инновационной экономики и осуществления неоиндустриализации:

- осознание профессиональной и политической элитой, стейкхолдерами и региональными группировками острой кризисно-сти существующей ситуации, преодоление

собственной бессубъектности, выход из состояния пассивного ожидания и разобщённости;

— повышение методологического уровня и системности управленческого мышления, обеспечение выявления и концентрации всех видов ресурсов, привлечение потенциальных партнёров, максимальное и эффективное использование международных и федеральных программ, формирование реальных региональных стратегических программ и проектов;

— осознание в среде специалистов органов государственного и муниципального управления, ведущих сотрудников предприятий и организаций, профессиональной общественности особой роли научных знаний и новых технологических укладов, усиление восприимчивости новых идей и технологий, готовность к выявлению и трансферу инноваций, их практической реализации в различных сферах деятельности;

— радикальное изменение социальных институтов и структур; расширение и активизация инновационной деятельности как в производственной сфере, так и сферах управления, образования, культуры, быта, общественных пространствах; создание в этих целях методологических, экспертных и проектных групп, «фабрик мысли», «генераторов смысла», «интеллектуального спецназа» и др.;

— развитие процессов автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства, управления, культуры и общественных пространств; образование и расширение инфраструктур и систем, обеспечивающих создание и использование необходимых и перспективных информационных ресурсов;

— формирование инновационных инфраструктур, способных оперативно и гибко реализовывать процессы, направленные на внедрение высоких технологий и выпуск конкурентоспособной продукции, производство современных услуг высокого качества;

— развитие системы опережающей подготовки и переподготовки профессиональных кадров, особенно в области инноваций, эффективно реализующих комплексные проекты развития как производства, так и социальной сферы.

То есть важнейшим условием неоиндустриализации экономики Омской области является высокая инновационная активность на всех уровнях управления (государственном, муниципальном, предпринимательском, про-

фессионально-общественном), наличие эффективных инновационных инфраструктур, которые становятся ключевой составляющей современного общества, фундаментом инновационной экономики, а также институтов развития, в которых отрабатываются механизмы отбора и поддержки инвестиционных региональных проектов инновационной и инфраструктурной направленности, определяется порядок их софинансирования и управленческого сопровождения [4; 7].

В работах К.С. Саблина [8] хорошо показано, как на создание «институтов развития» влияет институциональная среда, сложившаяся в том или ином регионе. Институциональная среда представляет собой «совокупность базовых юридических, политических и социальных правил и норм, задающих стимулы для соответствующего поведения экономических агентов» [9]. Она определяет набор возможностей, которые в одних условиях делают более прибыльной перераспределительную активность, заключающуюся в стремлении к получению официальных и неформальных привилегий и льгот, а в других — формирует реальную инновационную деятельность, обеспечивающую повышение конкурентоспособности продукции и услуг в отраслях региональной экономики.

Использование перераспределительных институциональных соглашений позволяет в значительной степени минимизировать издержки и увеличить объёмы извлечения статусной и политической ренты в процессе создания институтов развития. В результате происходит слияние интересов присваивающих администраторов развития и «рентоори-ентированных» предпринимателей, а институты развития вырождаются в квазиинституты развития. Исследования показывают, что такие структуры превращаются в «филиалы» региональных администраций, которые мало способствуют продвижению инноваций в регионе.

Поэтому институциональные преобразования в Омской области должны включать в себя формирование норм, правил и процедур, обеспечивающих создание условий для развития инновационной экономики и неоиндустриализации, а также комплекс механизмов, направленных на достижение целей стратегического развития региона, который содержит аспекты неоиндустриализации экономики, а также мотивацию и стимулирование иннова-

ционной и предпринимательской активности на всех уровнях.

Очевидно, что комплекс механизмов, направленный на достижение основных целей Стратегии-2025, должен основываться на использовании конкурентных преимуществ региона.

К конкурентным преимуществам Омской области Стратегия-2025 относятся:

«— наличие приоритетных кластеров;

— значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный;

— относительно низкая стоимость трудовых ресурсов;

— наличие города-миллионника, в котором сконцентрирована основная часть населения Омской области;

— развитый научно-образовательный комплекс;

— современная бизнес- и производственная инфраструктура г. Омска;

— выгодное географическое расположение в центре Российской Федерации на пересечении транспортных коридоров;

— промышленное освоение природных ресурсов севера Омской области;

— благоприятные климатические условия для выращивания основных сельскохозяйственных культур».

При этом институциональные преобразования могут осуществляться за счёт детальной профессиональной проработки и конкретизации направлений «повышения эффективности системы государственного и муниципального управления Омской области» в соответствии с требованиями Стратегии—2025, которые направлены на решение следующих стратегических задач:

«— снижение административных барьеров и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде;

— повышение эффективности институтов развития в Омской области;

— увеличение доходной базы и обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней;

— повышение ответственности государственных гражданских служащих Омской области и муниципальных служащих Омской области за результаты деятельности;

— обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов исполни-

тельной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, социально значимой информации, установление и развитие качественной и оперативной обратной связи с населением Омской области» [10].

2. Разработка механизмов и формирование субъектов новой индустриализации

На основании общей оценки территории как социально-экономической полисистемы предложена и на дискуссионных площадках рассматривалась достаточно простая кибернетическая (формально-логическая с обратной связью) схема стратегического управления территориями, включающая в себя кроме трёх контуров: оперативного (исполнительные органы власти), тактического (законодательные органы власти) и стратегического (требующего специальной организации в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»); следует рассмотреть контур с ключевой креативной и экспертно-проектной ролью профессиональной общественности, характеризующей развитое гражданское общество.

Рис. 1. Кибернетическая (формально-логическая с обратной связью) схема управления территориями

Очевидно, что крупные стратегические проекты в регионе могут быть разработаны и реализованы лишь при активном участии профессиональной общественности (которая за годы реформ в Омской области фактически потеряла свою субъектность и практически не влияет на судьбу города и области) [4; 11].

Однако при этом необходимо отметить, что в последние годы в регионе был получен уникальный опыт подготовки и проведения Урбанистических чтений и разработки

мастер-плана города Омска Институтом территориального проектирования (ИТП) «Град», которые направлены на пробуждение городского самосознания и выработку собственной идеологии, в том числе возрождение лозунга «Омск — город сад», активной реновации старых производств и незадей-ствованных площадей омских промышленных предприятий [12].

Проведённые нами исследования позитивного опыта создания инновационных территориальных кластеров в регионах России (в особенности Татарстана) показывает, что наиболее эффективной формой социально-

экономической кооперации может быть отраслевой образовательный кластер. В таком кластере роль управляющей компании (системного оператора) фактически выполняет вуз, имеющий возможность обеспечивать научно-технический уровень разработок, подготовку кадров необходимой квалификации и оптимизацию структуры кластера (наряду с ведением его реестра совместно с курирующим министерством и формальной управляющей компанией), что особенно актуально в настоящее время для Омской области. Нами разработана типовая структура такого отраслевого образовательного кластера [13].

Рис. 2. Типовая структура отраслевого научно-образовательного кластера

Как было показано в нашей работе 2015 г. [14], появление дополнительного уровня подчинения за счёт вхождения в федеральные холдинги может значительно ограничивать самостоятельность омских предприятий, превращая их во вспомогательное производство, но и может дать дополнительные возможности при эффективном использовании статуса, потенциала и ресурсов головного предприятия.

Очевидно, что техническое и экономическое состояние омских промышленных предприятий, их дальнейшая судьба не только существенно зависит от характера отношений, наличия соответствующих технологических цепочек в холдингах, делегирования определённых полномочий на различных уровнях иерархии, но также и от стратегических программ развития России, Сибири и Омской области, предусматривающих разработку и трансфер новых технологий, производство

конкурентоспособных изделий, ускоренный переход к пятому и шестому технологическим укладам.

Учитывая глобализацию мировой экономики, проходящие процессы дерегуляции и приватизации, темпы развития технологий, совершенствование методов управления, чрезвычайно необходимо использование системного подхода к стратегиям развития территорий, формирования различных видов вертикальной и горизонтальной интеграции в целях создания и сохранения конкурентных преимуществ в условиях глобальной конкуренции и возможностей межрегионального и международного сотрудничества.

Необходимо проведение сильной региональной организационной, научно-технической и промышленной политики, обеспечивающей формирование и развитие пилотных кластеров, предусмотренных «Стратегией

социально-экономического развития Омской области до 2025 года», утвержденной указом губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93: кластера нефтепереработки и нефтехимии, агропищевого, лесопромышленного кластера и, в особенности, мультикла-стера высокотехнологичных компонентов и систем, формирующегося на базе машиностроительных и приборостроительных производств.

Эта политика должна, в том числе, препятствовать утечке из области профессиональных кадров и уходу резидентов, превращению омских предприятий во вспомогательные площадки и ремонтную базу крупных российских холдингов, что фактически приводит к заметной «провинциализации» и определённой «колонизации» региона.

В этих целях правительство области принимает меры, чтобы получить определённые рычаги влияния на федеральные холдинги для защиты интересов региона и находящихся на его территории предприятий. Проводятся переговоры с руководством федеральных структур, направляются обращения в крупнейшие федеральные холдинги с просьбой включить представителей Омской области в советы директоров местных компаний, входящих в эти холдинги.

Омская политическая, предпринимательская, научная и промышленная элита должна принимать активное и профессиональное участие в разработке и реализации международных, государственных и межрегиональных программ, заключении соглашений с крупными российскими и зарубежными корпорациями, с высокотехнологичными фирмами, с городами-побратимами и т. д., способствующих трансферу новых технологий, развитию культуры производства и социальной сферы, повышению научно-технического уровня омской продукции.

В этих целях необходимо не только организовывать экспертные площадки, проводящие общественные обсуждения вопросов создания и развития кластеров (что иногда делается подразделениями правительства области и администрации города), но и создавать инициативные группы профессиональных разработчиков по формированию перспективных программ, предусматривающих в своей структуре также системные и реальные инвестиционные разделы.

Примером такой программы может служить пилотная комплексная программа «Инновационный транспорт Севера», направленная на обеспечение важной геостратегической задачи России и обсуждавшаяся на одной из площадок Международной выставки «ВТТВ - Омск — 2013» в рамках выездного заседания рабочей группы Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве Российской Федерации. В настоящее время министерством экономики области утверждена «дорожная карта» программы. В неё вошли различные модификации вездехода-амфибии «Арктика», плавающие колёсные снегоболотоходы (ООО «Омские вездеходы»), аэростаты, многоцелевые промышленные газотурбинные установки, интеллектуальные комплексы и системы диагностики, управления, энергосбережения и т. д.

На создание конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, эффективно решающей не только экономические, но и чрезвычайно важные задачи обороноспособности страны, направлена государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328, предусматривающая финансирование из федерального бюджета 21-й подпрограммы в объёме 120—150 млрд руб. в год на период до 2020 года [15]. Омским промышленным предприятиям необходимо приложить максимум усилий по получению необходимой организационной информации и вхождению в эти подпрограммы, включая подпрограмму 5 «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса».

Учитывая свёртывание НИОКР в последние два десятилетия, утерю вследствие этого компетенции и конкурентоспособности многих производств, необходимо форсировать собственные разработки, учитывая уровень мировых достижений, и активно вести работу по трансферу передовых технологий, для чего необходимо использовать различные формы и механизмы. Поскольку во всех крупных корпорациях практически нет полного цикла: с нуля до конечного продукта (всюду используется международная кооперация и разделение труда), необходимо выявить условия и найти способы войти в технологические цепочки ведущих фирм, работающих на мировом

рынке, вплоть до создания совместных предприятий.

Поучителен опыт АО «Сибирская машиностроительная компания» (СМК), объединяющего предприятия по производству технологического оборудования для угольной и горнорудной промышленности и электротермического оборудования, которая за два года значительно повысила свою технологическую культуру и успешно встроилась в технологическую цепочку крупнейшей машиностроительной корпорации «Катерпиллер» (Caterpillar Inc.), имеющей в Сибири и Кузбассе крупный рынок сбыта, стала среди евразийских предприятий «Катерпиллера» ведущим поставщиком кузовов для карьерных самосвалов и теперь не только может выпускать аналогичную конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, но и встраиваться в технологические цепочки ведущих фирм других отраслей (уже имеющих рынки сбыта) со своими высокими технологиями [16].

Аналогичные процессы сейчас происходят в крупнейших российских госкорпорациях: «Газпром», «Транснефть», «Роснефть» и др., которые озабочены импортозамещением своего оборудования и ориентируются на размещение своих заказов на предприятиях бывшего ОПК, однако для этого необходимо повысить качество и понизить себестоимость выпускаемых изделий, что в настоящих условиях чрезвычайно трудно вследствие значительного отставания технологий, потери компетенции и снижения конкурентоспособности производств.

Омским отделением Российской инженерной академии (ОмО РИА) совместно с Омской экономической лабораторией ИЭиОПП СО РАН с 2000 года формируется концепция и разрабатываются (в зависимости от назначения и потенциального заказчика) различные варианты комплексной программы «Омский локомотив», имеющей хороший бренд. В 2001 году технико-экономический отчёт по программе был утверждён председателем комитета по промышленности, транспорту и связи Администрации Омской области, в 2005 году один из вариантов программы прошёл конкурс Минэкономразвития, и за счёт полученного федерального и паритетного регионального финансирования в 2006 году был создан Омский региональный бизнес-инкубатор (РБИ).

Концепцией программы «Омский локомотив» предусмотрено создание в виде специализированных бизнес-инкубаторов ряда конструкторско-технологических бюро по приоритетным направлениям техники для разработки (с использованием перспективных отечественных и зарубежных технологий) продукции двойного назначения с дальнейшим её производством на инновационных предприятиях и модернизированных предприятиях ОПК [17].

Учитывая действующее законодательство и возможность формирования федеральных программ, целесообразно подготовить необходимые обоснования для создания специализированных федеральных научно-производственных центров на базе уникальных омских предприятий, таких как: АО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (ОНИИП) и др. В последние годы были образованы Федеральный научно-производственный центр ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (с 2014 года АО «Омский завод транспортного машиностроения»), Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Научно-производственный центр "Прогресс"», которое включает Научно-исследовательский конструкторско-технологичес-кий институт (НИКТИ) шинной промышленности и опытное производство. ФГУП «НПЦ "Прогресс"» имеет достаточно высокий уровень технологии и получило премию Правительства РФ 2013 года в области науки и техники.

28—30 мая 2014 года в Омске был проведён III Съезд инженеров Сибири. Участники единогласно посчитали необходимым ускорить принятие законов «О промышленной политике в Российской Федерации» и «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в Российской Федерации», так как их отсутствие препятствует обеспечению необходимых правовых условий перехода к инновационному развитию отечественной экономики; создать при участии государственных корпораций исследовательские центры, обеспечивающие поддержку и сопровождение осваиваемых технологий в рамках их жизненного цикла. Такие инжиниринговые центры при условии их эффективной организации способны заменить расформированную в 1990-х годах отраслевую науку и существующую ранее заводскую науку. Значительная часть предложений

делегатов и участников III Съезда инженеров Сибири направлена на внесение изменений в налоговое, бюджетное законодательство, стимулирующих создание новых производств и модернизацию действующих.

Регионами предложен также комплекс мер поддержки субъектов промышленной и инженерной деятельности в области профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников. Решения съезда могут представлять значительный интерес для представителей федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, науки и бизнеса, профессиональных экспертных сообществ. Резолюция съезда с включёнными в неё рекомендациями и предложениями направлена в Совет Федерации РФ, Правительство России, профильные федеральные министерства, Российский союз промышленников и предпринимателей, Межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение».

В регионе необходимо также максимально использовать возможности, предоставляемые Федеральным законом № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О промышленной политике в Российской Федерации», в числе важнейших задач промышленной политики определяющим создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, внедрение результатов интеллектуальной деятельности, технологическое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Он предусматривает ряд мер стимулирования инновационной деятельности, заключения специальных инвестиционных контрактов, создание государственных фондов развития промышленности, финансовую поддержку за счёт средств бюджетов Российской Федерации и её субъектов, предоставления налоговых льгот, государственных и муниципальных преференций, создание в регионах индустриальных (промышленных) парков и промышленных кластеров. В законе предусмотрено также развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в части разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения [18].

Для привлечения масштабных инвестиций и инновационного преобразования ом-

ской промышленности представляет значительный интерес стратегическая мегапро-грамма новой индустриализации Сибири «73-й меридиан» (рассматривающая юг Западной Сибири как лидирующий геоэкономический район на базе городов Омск, Томск, Новокузнецк, Барнаул, Бийск и Новосибирск), разработанная инициативной группой омских специалистов совместно с Институтом демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР, г. Москва), рассмотренная 18 марта 2014 года на Сибирском промышленно-инно-вационном форуме «ПромТехЭкспо» в Омском экспоцентре и 26 марта 2014 года на Международном экономическом форуме (МЭФ) в Москве. В настоящее время широко обсуждаются доклады по этой тематике председателя наблюдательного совета ИДМРР Юрия Васильевича Крупнова [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Евразийская мегапрограмма «73-й меридиан» и зона новой индустриализации

Разработка Евразийской мегапрограммы «73-й меридиан» связана с созданием мериди-анальной структуры транспортного каркаса Сибири, освоением Арктики и развитием экономического пояса Шелкового пути. Она направлена на создание мультимодального транспортного коридора, связывающего Северный Ледовитый и Индийский океаны (а также восток и запад нашей страны), и образование «зоны новой индустриализации», охватывающей четыре российских региона, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Китай, Пакистан, Афганистан и Индию, что требует серьёзной организационно-проектной работы на федеральном и международном уровнях [20].

В настоящее время на региональном, федеральном и международном уровнях рассматривается также вариант придания федерального статуса программе «Омский локо-мотив-М», как продолжение на Западную Сибирь федеральной программы «Урал промышленный — Урал полярный», включённой в «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [47], предусматривающей создание в Омской области новой особой экономической зоны (ОЭЗ) с учётом мирового опыта формирования национальных инновационных систем, развития малого и среднего инновационного предпринимательства, привлечения

отечественных и иностранных инвестиций, использованием трансфера технологий мирового уровня, а также современной национальной идеи экономического развития России, которая заключается в инновационном транспортном и ресурсном освоении Сибири и Крайнего Севера, развитии евразийской интеграции, повышении роли России и Сибири в евразийском пространстве.

Наряду с экономическим поясом «Нового Шёлкового пути», участие в котором представляет значительный интерес для России (в том числе Омской области), существует ещё один мегапроект — транс-евразийский пояс «Razvitie». Цель мегапроекта — на территории Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока совместно с заинтересованными европейскими партнерами формирование инвестиционно-экономического и технологического пространства нового типа, обеспечивающего создание общественного богатства на основе дружественных, добрососедских, взаимовыгодных и, прежде всего, торговых обменов с Китаем.

Ключевым является вопрос о создании производственных наукоёмких активов нового типа, их размещении на инфраструктурах следующего поколения, обеспечивающих в широком смысле транспортировку необходимого количества качественных ресурсов: энергии, информации, материалов и технологий, которые станут важнейшим фактором производства и основой для формирования новых поселений и городов. В отличие от «Нового Шёлкового пути» как понятия «страновой мост» или «коридор развития», пояс «Razvitie» является принципиально новым геоэкономическим, геополитическим и геокультурным концептом, в который транспортные коридоры просто интегрируются. Его геоэкономическая новизна состоит в формировании новой зоны генерации общественного богатства, новой формы международного сотрудничества и неоиндустриальном освоении значительных территорий, сравнимых с существующими мировыми экономиками. Важнейшим также является его геокультурный аспект, который заключается в проявлении евразийского мировоззрения, основанного на диалоге цивилизаций. Этот подход также позволяет активировать идею «Нового Шёлкового Пути» не только как транспортной магистрали, а, прежде всего,

как коммуникативной суперинфраструктуры взаимодействия разных государств, разных религий и разных цивилизаций [21].

Участие в формировании и реализации крупных международных, федеральных и региональных программ, результаты инновационных преобразований промышленности региона, внедрение новых технологических укладов в значительной степени зависят от инновационного ресурса регионов, который можно определить следующими показателями:

1. Качество человеческого капитала — степень инновационности населения;

2. Развитие бизнес-среды и инвестиции в инновационные продукты — условия для эффективного развития инновационных технологий и МСП в регионе;

3. Степень научно-исследовательской активности — развитие наукоёмких отраслей в регионе.

4. Социально-экономическое развитие территории — состояние ключевых групп населения, способствующих инновационному развитию территории.

4. Структурно-управленческая схема

реиндустриализации экономики Омской области

Для Омской области чрезвычайно важными являются не только реализация на территории региона интересов федеральных финансово-промышленных групп, несколько изменившихся и ослабевших в последние годы, но и результаты обострившейся на этом фоне конкурентной борьбы региональных политико-экономических группировок, которые могут значительно повлиять на изменение принципов управления, совершенствование региональной экономической политики, активизацию профессиональной общественности и формирование условий (в том числе институциональных) для эффективной неоиндустриализации омской промышленности, выработки и реализации перспективных для региона функций — как Евразийского центра развития.

Учитывая сложный и многоуровневый характер перспективных механизмов и условий неоиндустриализации в регионе, нами предлагается следующая структурная схема управления процессами неоиндустриализации экономики Омской области.

Ключевая роль в этой схеме принадлежит министерству промышленности, транс-

порта и инновационных технологий Омской области, которое играет роль системного оператора, эффективно использующего имеющиеся и привлекаемые ресурсы в целях активизации процессов новой индустриализации в эко-

этих целях в различных формах профессиональную общественность региона и необходимые партнёрские организации (в том числе в рамках государственно-частного и муници-пально-частного партнёрства).

Правительство Российской Федерации

Федеральные отраслевые министерства

Фонды, кредитные учреждения

Научные академические и отраслевые организации

Правительство Омской области

Руководство п ромы Iii лен н ых холдин гов

Министерство промыш лен кости, транспорта и инновационных технологий Омской области

Омские предприятия -филиалы

Областные отраслевые министерства

I

Организации инновационной и нфрастру ктуры к___

Высшие и средние специальные учебные заведения

Общественные научные и п роюводственные ооганизаиии

I

Малые и средние инновационные предприятия

номике Омской области, привлекающего в

Рис. 4. Структурно-управленческая схема реиндустриализации экономики Омской области

Основными приоритетными задачами такой структуры являются:

— формирование реальных инновационно-территориальных кластеров Омской области вместо формальных, заявленных в Страте-гии—2025;

— совершенствование нормативно-правого регулирования (на региональном и федеральном уровнях) в сфере деятельности кластеров и инновационного развития отечественной промышленности;

— организационная работа с руководством холдингов и на федеральном уровне по продолжению административной и хозяйственной реформ, формирование и поддержка общественных советов (в том числе совместно с холдингами), уход от «процессинга» омских предприятий;

— развитие и расширение различных форм кооперационной и проектной деятельности на территории города и области, формирование и поддержка отраслевых экс-пертно-проектных групп, организация коммуникативных площадок, проведение тематических проектных сессий и пр.;

- проектная и организационная работа на международном и федеральном уровнях по формированию международных и межрегиональных программ, создание индустриальных парков и технопарков, бизнес-инкубаторов, производственно-логистических центров;

- создание общественного совета и исполнительной дирекции, активная проработка и реализация евразийской мегапрограммы «73-й меридиан» с ведущей ролью Омской области;

- детальная проработка и эффективная реализация структурно-управленческой модели реиндустриализации экономики Омской области (с учётом развития инновационной инфраструктуры и институциональных преобразований).

Формирование и реализация этой структурной схемы улучшит принципы управления и региональную экономическую политику, позволит активизировать профессиональную общественность, усилит синергетический эффект и процессы неоиндустриализации в экономике Омской области, что обеспечит реализацию перспективных для региона функций в качестве Сибирского и Евразийского центра развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глазьев С.Ю. Какая модернизация нужна России? // Экономист. 2010. № 8. С. 3-17.

2. Лизунов В.В. Проблема нравственности и социального партнерства в современной России // Национальные приоритеты России. 2010. №1 (3). С. 17-31.

3. Титов Б.Ю. Будущее российской экономики за новой индустриализацией // Институты развития. 2011. № 4-5. С. 43-57.

4. Лизунов В.В. Активизация профессиональной общественности и стратегическое партнёрство в целях развития города Омска и Омской области // Национальные приоритеты России. 2015. № 2 (16). С.14-20.

5. Лизунов В.В. От производственных кластеров к социально-экономическим системам // Динамика систем, механизмов и машин: материалы IX Меж-дунар. IEEE науч.-техн. конф. (11-14 ноября 2014 г.). Омск, 2014. № 5. С. 116-123 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22538356 (дата обращения: 23.12.2017 г.).

6. Лизунов В.В. Производственные кластеры как ключевой элемент региональной социально-экономической системы // Специфика региональной промышленной политики с использование элементов кластерного подхода (на материалах Омской области) / под общ. ред. В.В. Карпова, В.В. Алещенко. Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2016. 480 с. ; С. 164-202.

7. ЛизуновВ.В., Метелев С.Е., Соловьев А.А. Кластеры и кластерные стратегии: монография / Изд. 2-е испр. и доп. Омск: ИП Скорнякова Е.В., 2012. 280 с. ; С. 109-110.

8. Саблин К.С. Институты развития и квазиинституты развития: значение институциональной среды // Журнал экономической теории. 2012. № 3. С. 177-181.

9. Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth: A First Step Towards a Theory of Institutional Innovation // The Journal of Economic History. 1970. Vol. 30. № 1. Р. 133.

10. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года: указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93 [Электронный ресурс]. URL: http://www.omskpor-tal.ru/ru/government/strategy2025.html (дата обращения: 08.01.2018 г.).

11. Заседание Омского стратегического клуба «Активизация профессиональной общественности в целях развития Омской области и города Омска» // Коммерческие вести. 2015. № 32 [Электронный ресурс]. URL: http://kvnews.ru/gazeta/2015/avgust/-32/78007 (дата обращения: 27.12.2017 г.).

12. Третьи урбанистические чтения в городе Омске [Электронный ресурс]. URL: http://mibi.omsu.ru/2017/04/24/третьи-урбанистичес-кие-чтения-в-горо/ (дата обращения: 27.12.2017 г.)

13. Лизунов В.В. Необходимость и сущность образовательных кластеров // Образование Омской области. 2011. № 4 (27). С. 42-45.

REFERENCES

1. Glaz'ev SJu. Kakaja modernizacija nuzhna Rossii? // Jekonomist. 2010. № 8. S. 3-17.

2. Lizunov V.V. Problema nravstvennosti i so-cial'nogo partnerstva v sovremennoj Rossii // Nacion-al'nye prioritety Rossii. 2010. №1 (3). S. 17-31.

3. Titov B.Ju. Budushhee rossijskoj jekonomiki za novoj industrializaciej // Instituty razvitija. 2011. № 4-5. S. 43-57.

4. Lizunov V.V. Aktivizacija professional'noj ob-shhestvennosti i strategicheskoe partnjorstvo v celjah razvitija goroda Omska i Omskoj oblasti // Nacional'nye prioritety Rossii. 2015. № 2 (16). S. 14-20.

5. Lizunov V.V. Ot proizvodstvennyh klasterov k social'no-jekonomicheskim sistemam // Dinamika sis-tem, mehanizmov i mashin: materialy IX Mezhdunar. IEEE nauch.-tehn. konf. (11-14 nojabrja 2014 g.). Omsk, 2014. № 5. S. 116-123 [Elektronnyj resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22538356 (data obrash-henija: 23.12.2017 g.).

6. Lizunov V.V. Proizvodstvennye klastery kak kljuchevoj element regional'noj social'no-ekonomicheskoj sistemy // Specifika regional'noj promyshlennoj politiki s ispol'zovanie j elemento v klasternogo podhoda (na materialah Omskoj oblasti) / pod obshh. red. V.V. Karpova, V.V. Aleshhenko. Novosibirsk : IJeOPP SO RAN, 2016. 480 s. ; S. 164-202.

7. Lizunov V.V., Metelev S.E., Solov'ev A.A. Klastery i klasternye strategii: monografija / Izd. 2-e ispr. i dop. Omsk: IP Skornjakova E.V., 2012. 280 s. ; S. 109-110.

8. Sablin K.S. Instituty razvitija i kvaziinstituty razvitija: znachenie institucional'noj sredy // Zhurnal jekonomicheskoj teorii. 2012. № 3. S. 177-181.

9. Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth: A First Step Towards a Theory of Institutional Innovation // The Journal of Economic History. 1970. Vol. 30. № 1. R. 133.

10. O Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Omskoj oblasti do 2025 goda: ukaz Gubernatora Omskoj oblasti ot 24 ijunja 2013 g. № 93 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.omsk-portal.ru/ru/government/strategy2025.html (data obrash-henija: 08.01.2018 g.).

11. Zasedanie Omskogo strategicheskogo kluba «Aktivizacija professional'noj obshhestvennosti v celjah razvitija Omskoj oblasti i goroda Omska» // Kommerch-eskie vesti. 2015. № 32 [Eektronnyj resurs]. URL: http://kvnews.ru/gazeta/2015/avgust/-32/78007 (data obrashhenija: 27.12.2017 g.).

12. Tret'i urbanisticheskie chtenija v gorode Omske [Elektronnyj resurs]. URL: http://mibi.omsu.ru/2017/04/24/tret'iurbanisticheskie-chtenija-v-goro/ (data obrashhenija: 27.12.2017 g.)

13. Lizunov V.V. Neobhodimost' i sushhnost' obrazovatel'nyh klasterov // Obrazovanie Omskoj oblasti. 2011. № 4 (27). S. 42-45.

14. Lizunov V.V. Vertikal'naja integracija omskih promyshlennyh predprijatij // Promyshlennyj kompleks Omskoj oblasti: voprosy global'noj integracii / pod

14. Лизунов В.В. Вертикальная интеграция омских промышленных предприятий // Промышленный комплекс Омской области: вопросы глобальной интеграции / под общ. ред. В.В. Карпова, В.В. Алещенко. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. 404 с.; С.151.

15. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/prom-site-dok.html (дата обращения: 18.01.2018 г.).

16. Новосибирское звено в мировой производственной цепочке // ЭКО. 2014. № 5. С. 91-110.

17. Горбунов П.И., Лизунов В.В. О концепции Омской модели инновационно-индустриального развития Сибири на основе межгосударственного сотрудничества «Омский локомотив» // Транспортная стратегия России: материалы науч.-практ. конф. Новосибирск: Минтранс РФ, Администрация Новосиб. обл., 2003. С 706-716.

18. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70833138/ (дата обращения: 18.01.2018 г.).

19. Крупнов Ю.В. Иртышско-Обская глубоководная магистраль как основа Индо-Сибирского пути и развития Сибири [Электронный ресурс]. URL: http://www.idmrr.ru/news/01270.html (дата обращения: 23.12.2017 г.).

20. Самохина Г.И. 73-й меридиан начинается в Омске // Национальные приоритеты России. 2017. № 1 (23). С. 61-67.

21. Большие проекты: транс-Евразийский пояс «Razvitie»: интервью с Юрием Громыко [Электронный ресурс]. URL: http://erazvitie.org/index.php/ article/pojas-razvitie (дата обращения: 23.12.2017 г.).

obshh. red. V.V. Karpova, V.V. Aleshhenko. Novosibirsk: IJeOPP SO RAN, 2015. 404 s.; S.151.

15. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj program-my Rossijskoj Federacii «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti»: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelja 2014 g. № 328 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/prom-site-dok.html (data obrashhenija: 18.01.2018 g.).

16. Novosibirskoe zveno v mirovoj proizvod-stvennoj cepochke // EKO. 2014. № 5. S. 91-110.

17. Gorbunov P.I., Lizunov V.V. O koncepcii Omskoj modeli innovacionno-industrial'nogo razvitija Sibiri na osnove mezhgosudarstvennogo sotrudnichest-va «Omskij lokomotiv» // Transportnaja strategija Ros-sii: materialy nauch.-prakt. konf. Novosibirsk: Mintrans RF, Administracija Novosib. obl., 2003. S 706-716.

18. O promyshlennoj politike v Rossijskoj Feder-acii: Federal'nyj zakon ot 31 dekabrja 2014 g. № 488-FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http://base.garant.ru/ 70833138/ (data obrashhenija: 18.01.2018 g.).

19. Krupnov Ju.V. Irtyshsko-Obskaja glubokovodnaja magistral' kak osnova Indo-Sibirskogo puti i razvitija Sibiri [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.idmrr.ru/news/01270.html (data obrashhe-nija: 23.12.2017 g.).

20. Samohina G.I. 73-j meridian nachinaetsja v Omske // Nacional'nye prioritety Rossii. 2017. № 1 (23). S. 61-67.

21. Bol'shie proekty: trans-Evrazijskij pojas «Razvitie»: interv'ju s Juriem Gromyko [Elektronnyj resurs]. URL: http://erazvitie.org/index.php/article/pojas-razvitie (data obrashhenija: 23.12.2017 g.).

Лизунов Владимир Васильевич — кандидат физ.-мат. наук, доцент, начальник Центра трансфера технологий Межвузовского инновационного бизнес-инкубатора ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, с.н.с. лаборатории экономических исследований Омской области ИЭОПП СО РАН, председатель Комитета по инновационной деятельности при Омской ТПП, заместитель председателя Омского отделения Российской инженерной академии.

Lizunov Vladimir Vasilievich - Cand. Sc. {Physics and Mathematics}, Associate Professor, Head of the Technology Transfer Center of Interuniversity Innovation Business Incubator at Dostoevsky Omsk State University, Senior Researcher at Economic Research Laboratory of Omsk Region IEOPP SO RAN, Committee Chairman of Innovation Activity at Omsk CCI, Deputy Head of Omsk (branch) of Russian Academy of Engineering.

Статья поступила в редакцию 26.02.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.