1. Козырева О. А. Профессиональная педагогическая ком- 8. петентность учителя: феноменология понятия // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 2. С. 17-22.
2. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Тренинг тренеров: как 9. закалялась сталь. - М.: Независимая фирма «Класс», 2002. - 192 с.
3. Ляхова М. В., Шемилина Е. М. К вопросу о профессио- 10. нальных требованиях к ведущему тренинговых групп // Наука, образование, общество: тенденции и перспекти- 11. вы: сб. науч. тр. по мат-лам Международ. науч.-практ. конф.: Ч. V. - М.: АР-Консалт, 2014. - С. 134-139.
4. Овчинников И. Работа с целями // Интертренинг. -2005. - № 8. - С. 18-21. 12.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие, реализация. - М.: Когито-центр, 13. 2002. - 394 с.
6. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 235 с. 14.
7. Рудестам К. Э. Групповая психотерапия, психокоррек-ционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер, 1990. - 368 с.
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. -816 с.
Сурнина Т. В. Педагогическая характеристика организаторов корпоративного образования // Науковедение. - 2012. - № 3 (12). - С. 1-8. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. - СПб.: Питер, 2001. - 208 с. Тренинг для тренеров: практическое руководство // Молодежная сеть равного обучения Y-PEER. 2002. - URL: http://y-peen.kg/editonfiles/files/tnainens_manual_ russian(2).pdf.
Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика : пер. с нем. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2004. - 267 с. Фролова С. Л. Технология разработки модели специалиста как образа профессионального идеала // Человек и образование. - 2004. - № 4. - С. 113-118. Stank J. S. and others Responsive Professional Education: Balancing Outcomes and Opportunities // ASHE-SRIC Highen Education Report. - 1986. - № 3. - P. 19-51.
УДК/uDC 376.6
Н. В. Осипова N. Osipova
О понятии «социальная адаптация» и сопровождении социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ON THE CONCEPT OF «SOCIAL ADAPTATION» AND ACCOMPANIED BY SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT wiTHOuT PARENTAL CARE
В статье автор предлагает аналитический обзор литературы по проблеме адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей профессиональной деятельности. Определяются основные механизмы и особенности процесса социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей профессиональной деятельности, поднимаются вопросы результативности этого процесса. Особый интерес вызывают процесс и результат сопровождения адаптации в условиях среднего профессионального образования.
The author considers the process of adaptation of orphans and children left without parental care for their future professional activity in conditions of secondary vocational education, and as a result of the process. The main features of the process and mechanisms of social and professional adaptation of orphans
and children left without parental care to their future professional activity are identified. The problem of preparation of teachers to work with this category of persons, taking into account the requirements of the labor market is raised.
Ключевые слова: адаптация, виды адаптации, сопровождение социально-профессиональной адаптации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Keywords: adaptation, types of adaptation, socio-professional adaptation, orphans and children without parental care.
Понятие «адаптация» является предметом научных интересов в различных областях. Термин появился в физиологии, а затем распространился в другие области научного познания. Особенность данного понятия заключается в том, что его можно рассматривать и как результат деятельности, и как процесс.
Термин «адаптация» происходит от латинского слово adapto — «приспособляю», поздне-латинского adaptatio — «прилаживание, приспособление». В научный оборот термин был введен немецким физиологом Г Аубертом во второй половине XVIII в. Под адаптацией он понимал «изменения (приспособительногоха-рактера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей». Ж. Б. Ламарк [15] объяснял адаптационными изменениями возникновение отдельных видов животных, растений и их эволюцию.
«Биологическое» понимание термина легло в основу содержания понятия в других научных сферах. Сегодня понятие «адаптация» рассматривается как многофакторное образование и как многогранная структура, затрагивающие несколько категорий — человека, деятельность, общение [15; 21; 13].
Первые научные представления о биологической адаптации были заложены Ч. Дарвиным и его последователями. Понятие «адаптация» рассматривалось ими как совокупность полезных для организма изменений, представляющих собой более или менее верное отражение окружающей среды. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова [22] привели к пониманию того, что в основе адаптации лежит стремление к равновесию. Сущность жизни и ее развития определяются внутренними противоречиями, единством и борьбой противоположных процессов, таких как устойчивость и изменчивость, ассимиляция и диссимиляция, действие (активность) и противодействие (реактивность), возбуждение и торможение. Адаптация выступает мерой единства этих противоположностей, результатом и средством разрешения внутренних и внешних противоречий, а тем самым и одним из универсальных имманентных ее свойств.
Объектом научных исследований в гуманитарных областях знания является человек. Адаптация человека — процесс двусторонний; человек не только сам приспосабливается к новой ситуации, но и приспосабливает среду к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения (жилье, одежда, транспорт, инфраструктура, питание и т. д.) [20].
По мнению Н. Н. Мельниковой [14], многоаспектное понятие «адаптация» характеризует процесс, который всегда предполагает взаимодействие двух объектов, и оно разворачивается в особых условиях — условиях дисбаланса, несогласованности между си-
стемами. Основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами.
Д. В. Ольшанский применительно к человеку выделяет следующие виды адаптации: 1) биологическую, 2) физиологическую, 3) психологическую, 4) социальную [17].
Если «биологическое» понимание определяет адаптацию как стремление к равновесию системы, то физиологическая адаптация представляет собой достижение устойчивого уровня активности организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность организма, включая трудовую активность и социальную составляющую, и способность воспроизведения здорового потомства. Физиология исследует формирование и механизмы индивидуальной адаптации, которая в свою очередь имеет прямую зависимость от социальной адаптации, то есть приспособление человека к новым для него условиям проживания или деятельности.
Психологическая адаптация — это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений:
• в социальной сфере — нравственные, политические, правовые и другие нормы, правила, установки;
• в социально-психологической — вовлеченность личности в психологические связи и отношения, исполнение различных социально-психологических ролей;
• в профессиональной, учебно-познавательной и других деятельностных сферах;
• в сфере взаимосвязей с экологической средой [4].
Психологическая адаптация тесно связана с социальной. Анализ исследований, объектом которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, показал, что большинство авторов рассматривают именно социальную адаптацию как наиболее проблемную.
^циальная адаптация — это один из механизмов социализации, проявляющийся в освоении моральных, социальных,правовых норм и требований, предъявляемых индивиду при определенном типе деятельности [16]. Л. М. Растова определяет социальную адаптацию как процесс локального действия личности в строго определенных рамках соответствующей общности [13]. Автор рассматривает социальную адаптацию как дея-
тельность одного человека в обществе, так и влияние коллектива на деятельность и поведение этого индивида. Социальная адаптация личности включает 4 фактора:
1) когнитивный (когнитивные способности и особенности когнитивных процессов личности);
2) эмоционального реагирования (особенности эмоциональной сферы личности);
3) практической деятельности (условия и особенности деятельности);
4) мотивации личности.
Е. А. Кансиярова выделяет особенности социальной адаптации молодежи. По ее мнению, социальная адаптация представляет собой эволюционное развитие личности в ходе приспособительно-преобразовательной деятельности, направленной на конструирование приемлемого адаптивного пространства, включающее инновационную, трансляционную, воспроизводственную функции и сопровождающееся проявлением ее уникальных характеристик (транзитивности, лабильности и трансгрессивности сознания, либерализации ценностных представлений и прочего) и потребностей (самореализации, знаний, идентичности, творчества, коммуникации и другого) [8]. Данное определение отличается от остальных за счет принципа целостности; адаптационного взаимодействия общества и молодежи, при котором последняя выступает одновременно активным субъектом и объектом социального воспроизводства. На основе такого понимания предложены критерии социальной адаптации молодежи: статусно-ролевое положение в обществе; уровень социальной мобильности; интегрированность в общество; степень интериоризации стандартов, норм социально одобряемого поведения.
Таким образом, основу понятия «социальная адаптация» составляют как процесс, так и результат усвоения личностью норм и правил, установленных в новой для него социальной среде (группе, коллективе, организации), при взаимодействии с которой он приобретает новый для себя опыт или социальную роль. Особую актуальность в российской действительности приобретает проблема результативности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исследования, посвященные адаптации детей-сирот, можно разделить на две группы. Первая группа авторов (И. А. Бобылева, В. М. Бревнова, Л. А. Жилина, С. В. Лактионова, Ю. В. Орсаг, Ю. О. Яблоновская) выделяет
помимо общей социальной адаптации также социально-профессиональную и социально-педагогическую адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшней день при гуманистическом подходе для этой категории лиц не созданы достаточные условия «вхождения» в общество.
По мнению И. А. Бобылевой [2], социальная адаптация — это закономерный процесс, возникающий в результате социализации по мере необходимости приспособления к изменившимся условиям социума. Трудности процесса адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлены, с одной стороны, спецификой интернатных учреждений как учреждений закрытого типа, с другой — отсутствием семьи и семейного воспитания у данной категории как основного института социализации. Более подробно в своих исследованиях она рассматривает процесс постинтернатной адаптации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.
Педагог В. М. Бревнова [3] предлагает изучать социальную адаптацию в контексте социализации воспитанников детского дома подросткового и юношеского возраста. Кроме того, она определяет негативные факторы, препятствующие успешной социальной адаптации к самостоятельной жизни, и считает цель социальной адаптации достигнутой при условии реализации функций, задач, форм и методов социально-педагогической деятельности с воспитанниками детских домов.
Л. А. Жилина [5] рассматривает социальную адаптацию студентов-сирот в контексте профессиональной социализации личности. Социальная адаптация студента-сироты к образовательной среде вуза, по ее мнению, — это процесс вхождения в относительно новую для него социальную среду, процесс освоения социального и профессионального опыта, овладения стандартами, ценностями и культурой образовательной среды. Автор изучает адаптацию с точки зрения формирования личностных качеств и в условиях учебной деятельности: мотивация учебной деятельности, учебные, коммуникативные и рефлексивные умения. Результативность адаптации студентов из числа детей-сирот целесообразно определять по уровню освоения учебной деятельности (высокий, средний, низкий) и по эмоциональному состоянию (благоприятное, неблагоприятное).
Большинство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях. Обучающиеся, которые поступают в образовательные организации высшего образования, как правило, более адаптивны и успешны в жизни.
Готовность студентов к социально-профессиональной адаптации И. Н. Зайцева [6] характеризует через успешность выполнения студентами учебных заданий, активность, инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу, уверенность в себе, независимость и ответственность в решении поставленных задач, наличие умений саморегуляции и самоконтроля, сформированность умений организации досуговой и бытовой деятельности, владение умениями интерактивного взаимодействия.
Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследует Ю. В. Орсаг [18]. С ее точки зрения, характерные черты воспитанников детского дома обусловлены социальными и биологическими факторами и влияют на процесс воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их социально-профессиональной адаптации. Спроектированное с учетом «дефицитного ресурса» и с опорой на социально востребованные личностные проявления содержание воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из факторов повышения уровня их благополучного становления. Содержательный компонент разработанной воспитательной системы определяется в четырех направлениях — ориентирах: ориентир на общество и образование (поддержка профессионального выбора и получение профессионального образования); ориентир на труд и профессию (развитие и совершенствование профессиональной компетентности и готовности к выполнению трудовых обязанностей); ориентир на саморазвитие и самосовершенствование (осознание своих особенностей и развитие способности к самовыражению); ориентир на жизнь и семью (подготовка к брачно-семейным отношениям и расширение опыта социально одобряемого поведения) обеспечивает оптимальный уровень социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С.В. Лактионова [12] предлагает рассматривать социально-профессиональную адаптацию выпускников интернатных учреждений как интегративное понятие, которое является процессом личностных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов, социально-экономических условий, порождаемых включением личности в подготовку к профессиональной деятельности; самореализации в профессиональной деятельности и жизни общества; приобретения социально-профессионального опыта в условиях рынка. Автор выделяет следующие механизмы социально-профессиональной адаптации выпускников детских домов:
— создание действенной системы диагностики и изучения выпускников-сирот, сложившихся взаимоотношений, развития (с учетом коррекции) отдельных качеств и черт личности, необходимых для будущей профессии;
— резонансное образование (адаптационные сборы, тренинги, ролевые игры, консультирование, система учебных стажировок и практик);
— развитие социальной сети, включающей оценочно-эмоциональную сторону межличностных отношений, формальные, структурные связи между людьми; развитие системы наставничества и моральной опеки;
— внесение корректировки в жизненные и профессиональные планы выпускников сиротских учреждений, в стиль поведения и отношений, формирование социального поведения;
— создание социально-позитивной ситуации успеха, защищенности, понимания, которые рождают уверенность, комфортность, уважение и доверие, веру в положительный результат и обретение соответствующего положения в жизни.
Ю.О. Яблоновская[24] изучает процесс восприятия детьми опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующих активному включению их в социальную среду.
Исследователи проблем социальной адаптации определяют и условия для эффективного вхождения в будущую профессиональную деятельность в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в профессиональных образовательных организациях. Недостаточно внимания уделяется педагогическому сопровождению подготовки к социально-профес-
сиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вторая группа авторов (О. В. Бережная, Н. И. Кондратьева, М. И. Рожков) рассматривает адаптацию через сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как совокупность социально-педагогических и психолого-педагогических процессов становления личности.
Сопровождение, по мнению Л. М. Шипи-циной и Е. И. Казаковой [10], предполагает создание социально-педагогических условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для принятия ими оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Целью сопровождения авторы считают создание условий для самостоятельного принятия решения.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой деятельность, направленную на создание оптимальных социально-психолого-педагогических условий, способствующих успешному воспитанию, обучению, развитию детей-сирот и их социализации. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношений с миром и с самим собой, а также для «совершенствования каждым ребенком личностно значимых выборов». Формы и содержание сопровождения вторичны по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка [1].
Под сопровождением адаптации мы понимаем систему деятельности педагогических работников детского дома и образовательных организаций для создания условий самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учебной, социальной и профессиональной деятельности.
Социально-педагогическое сопровождение [7] — это система профессиональной деятельности социального педагога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений обучающихся и педагогов в образовательной ситуации.
М. И. Рожков считает [19], что социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено на поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, на преодоление организационных трудностей и решение задач социального воспитания. Эффектив-
ное сопровождение, по его мнению, возможно только на основе знания имеющихся ресурсов решения проблемной ситуации и способности эти ресурсы организовывать в действенные, поддерживающие и корректирующие программы. В процесс реализации таких программ должен быть включен широкий круг людей, поэтому от педагога, сопровождающего процесс создания детской организации, требуется наличие консультативных навыков и способности включиться в многоэтапный диалог с различными заинтересованными лицами. Успешность программы сопровождения зависит от качества первых шагов по ее реализации, помощь детям в совершении этих первых усилий — непосредственная задача сопровождения.
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться в образовательных организациях, в которых они обучаются.
Авторы исследований в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуализируют проблему создания условий для эффективной социальной адаптации, готовности к будущей профессиональной деятельности, взаимодействия педагога и воспитанников в процессе сопровождения. При этом некоторые авторы предлагают уделять большое внимание системной работе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Другие считают, что самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учебной, социальной и профессиональной деятельности будет возможна, если реализуется комплекс мер уже после выпуска из детского дома, а именно в профессиональных образовательных организациях.
Автором предпринята попытка проанализировать литературу последних лет по проблеме социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В научных работах рассмотрены особенности и условия социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для этой категории лиц и в профессиональных образовательных организациях. Но вместе с тем недостаточно внимания уделяется педагогической и социально-профессиональной адаптации этого контингента. В настоящее время существует необходимость обратиться к особенностям деятельности педагогических работников
по сопровождению адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей профессиональной деятельности.
1. Бережная О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации : автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. - Ставрополь, 2005. - С. 53-55.
2. Бобылева И. А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения : автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. - Владимир, 2000 - С. 17.
3. Бревнова В. М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук. - Омск, 2008. - С. 10, 13.
4. Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. - М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2009. - С. 37.
5. Жилина Л. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Омск, 2008. - С. 10-13.
6. Зайцева И. Н. Социально-профессиональная адаптация студентов в учреждениях среднего профессионального образования деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук. - Елец, 2011. - C. 10-12.
7. Казьмина О. Ю. Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассника. - М., 1993. - С. 11.
8. Кансиярова Е. А. Социальная адаптация молодежи : автореф. дис. канд. философ. наук. - Новосибирск, 2011. - С. 12-14.
9. Кондратьева Н. И. Психолого-педагогическое сопровождение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2011. - С. 12-13.
10. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс] / ФГАУ «ФИРО» . -URL : http://pedsovet.ong/fonum/topic10348.html.
11. Кузнецов П. С. Социологическая теория социальной адаптации : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Саратов, 2000. - С. 21.
12. Лактионова С. В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений :автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008. - С. 24.
13. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. -Белгород, 2002. - С. 93.
14. Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2004. - С. 22.
15. Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. - 1973. - Вып. 2. - С. 13.
16. Налчаджан А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1988. - С. 238.
17. Ольшанский Д. В. Адаптация // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - С. 13.
18. Орсаг Ю. В. Проектирование содержания воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их социально-профессиональной адаптации : автореф. дис. . канд. пед. наук. - Вологда, 2007. - С. 29.
19. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания : мат-лы науч.-практ. конф., посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. - С. 14.
20. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск : Наука ; Сибирская издательская фирма РАН, 2002. -С. 34.
21. Смелков М. Ю. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Сер. Педагогика. -2011. - № 4. - С. 164.
22. Фролов А. Г., Хомочкина С. А., Матушанский Г. У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и наука. - 2006.- № 9 (2). -С. 259-269.
23. Яблоновская Ю. О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования : автореф. дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 1997. - С. 14.