УДК 316.614.6:376.6
https://doi.org/10.24158/spp.2017.11.3
Кузина Ирина Геннадьевна
кандидат исторических наук, профессор, директор департамента социологических и психологических наук Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета
Стекольщикова Анастасия Александровна
аспирант департамента социологических и психологических наук Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ЦЕНТРОВ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Kuzina Irina Gennadyevna
PhD in History, Professor, Director of Social and Psychological Sciences Department, School of Humanities, Far Eastern Federal University
Stekolshchikova Anastasia Aleksandrovna
PhD student, Social and Psychological Sciences Department, School of Humanities, Far Eastern Federal University
SOCIAL ADAPTATION OF THE GRADUATES FROM THE FAMILY SUPPORTING CENTERS FOR ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE
Аннотация:
В статье рассматривается социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Приморском крае. Социальная адаптация - это одна из основных проблем, которыми занимаются центры содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Охарактеризованы основные направления деятельности означенных центров в Приморском крае, особо отмечена ее инновационная составляющая - создание системы постинтернатной адаптации. Результаты социологического исследования авторов выявили, что существует множество проблем, затрудняющих социальную адаптацию выпускников центров. По мнению опрошенных экспертов, наибольшие трудности дети - выпускники центров содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, испытывают с жилищно-бытовой, трудовой и социально-психологической адаптацией, что влечет за собой другие серьезные проблемы: сложности с соблюдением закона, созданием собственной семьи, сохранением здоровья.
Summary:
The study discusses the social adaptation of orphans and children without parental care in Primorsky Krai. Social adaptation is one of the main issues addressed by the Family Supporting Centers for Orphans and Children without Parental Care. The research describes the scope of activity of the above-mentioned centers in Pri-morsky Krai. The paper emphasizes its innovative component that is the system of the post-out-of-home care adaptation. Based on the sociological researches, the authors reveal that there are many problems hindering social adaptation of center alumni. According to the interviewed experts, the center alumni face such major difficulties as housing, vocational, social and psycho-logical adaptation resulting in other serious problems, for example, violation of law, starting a family, preservation of health.
Ключевые слова:
социальная адаптация; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; трудоустройство; Приморский край.
Keywords:
social adaptation, orphans and children without parental care, Family Supporting Center for Orphans and Children without Parental Care, employment, Pri-morsky Krai.
Одной из главных задач государства и общества является социальная защита и адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день российское государство является главным попечителем, который заботится о детях-сиротах на каждом этапе их жизни. Так, реализуется федеральная целевая программа «Россия без сирот» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ [1], задачами которой являются: комплексное решение проблем семейного неблагополучия и социального сиротства; улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая нейтрализацию основных причин социального сиротства; укрепление в общественном сознании ценности семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Предполагается, что реализация предусмотренных федеральной целевой программой мер даст возможность последовательно осуществлять адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, решение поставленных задач ведет к сокращению масштабов семейного
неблагополучия и социального сиротства детей, улучшению демографической ситуации, укреплению социального института семьи, упрочению традиционных для России семейных ценностей, укреплению интеллектуального потенциала страны. Программа «Россия без сирот» уделяет особое внимание повышению качества жизни, улучшению жилищно-бытовых условий, повышению уровня образования и обеспечению трудовой занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Финансирование программы из федерального бюджета (в соответствии с установленным законодательством РФ перераспределением полномочий) позволяет добиться выравнивания социального положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в разных регионах страны. Таким образом достигается соблюдение конституционного принципа равенства всех перед законом.
Профилактика социального сиротства - это часть необходимой деятельности по защите прав детей, пресечению нарушений прав ребенка, выражающихся в действиях родителей насильственного характера, в их пренебрежении нуждами ребенка, уклонении от исполнения родительских обязанностей [2].
Ключевыми субъектами системы профилактики социального сиротства являются целый ряд государственных ведомств федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления: органы управления и учреждения социальной защиты, образования, здравоохранения, органы опеки и попечительства, внутренних дел, некоммерческие негосударственные организации.
В Приморском крае в 2017 г. действуют 42 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 21 из них - это центры содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме центров в число этих организаций входят такие государственные и благотворительные организации, как: «Живая надежда», «Мы и дети», «Милосердие», Приморский краевой общественный благотворительный фонд «Мама», «Приморье без сирот», «Семейный очаг», некоммерческий детский благотворительный фонд «Дети Приморья», благотворительный фонд развития северных территорий Приморья «Содействие», органы опеки и попечительства и др.
Центры содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были созданы в 2011 г. Реализация цели содействия их семейному устройству осуществляется через комплексный подход к устройству детей в семьи. Предметом деятельности означенных центров является предоставление государственных услуг по содействию семейному устройству детей-сирот, подготовке и сопровождению замещающих семей; профилактика социального сиротства; социальная адаптация и сопровождение выпускников; защита прав и законных интересов детей-сирот [3]. Инновационной мерой деятельности данных учреждений следует признать создание системы постинтернатной адаптации (постинтернатные блоки, общежития, социальные гостиницы, центры постинтернатной адаптации и др.).
С точки зрения социологии социальной адаптацией считается успешное усвоение индивидом социальных ролей в системе общественных отношений. В этом процессе человек выступает одновременно и объектом, и субъектом. Ребенок-сирота, проходя процесс адаптации, является пассивной стороной, на которую направлено воздействие социальных институтов и групп, формирующих его личность; но одновременно он - активный участник общественных отношений, самообразующая личность со своими потребностями [4, с. 67]. Успешную социальную адаптацию, таким образом, обеспечивает баланс ожиданий человека и возможностей социальной среды [5].
Несмотря на то что специалисты центров содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно помогают сиротам адаптироваться в обществе, часто их усилий оказывается недостаточно. Известно, что только 10 % сирот нормально адаптируются к условиям современной жизни. При этом 40 % страдают различной степенью алкоголизма и наркоманией, а 40 % попадают в места лишения свободы в связи с преступной деятельностью. Тревожным является тот факт, что около 10 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершают суицид [6].
Многочисленные исследования (И.Б Назаровой [7], Е.В. Гребенниковой, О.В. Фирсовой [8], О.В. Дутовой [9], Ф.З. Шогеновой и др. [10]) показывают, что выпускники детских домов сталкиваются со сложностями адаптации к самостоятельной жизни после выпуска: отмечаются неумение управлять своей личной жизнью и бытом, проблемы с устройством на работу, установлением социальных контактов, одиночество [11, с. 422].
Так, И.Б. Назарова пишет, что «очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставляют себя им. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами, подтверждая мнение о том, что принадлежность к группе - это судьба» [12, с. 77].
В мае - июне 2017 г. авторами было осуществлено социологическое исследование, имевшее целью сбор мнений экспертов об основных аспектах социальной и бытовой адаптации детей-сирот - выпускников центров содействия семейному устройству детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей. Изучались также повседневные социальные практики, реализуемые в сфере социальной профилактики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исследование проводилось на базе лаборатории социального проектирования и прогнозирования Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. Методом сбора первичной социологической информации выступил метод фокусированного интервью. В качестве экспертов были привлечены специалисты учреждений, работающих в области профилактики социального сиротства.
Стратификация осуществлялась на основе следующих критериев: статус, стаж работы, пол. Были опрошены 5 экспертов (четыре женского пола, один мужского). В качестве экспертов выступили: директоры центров содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 1, 2, 3, педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус надежды», начальник благотворительного фонда «Мы и дети». Стаж работы экспертов составил от 5 до 7 лет. Все названные учреждения находятся в Приморском крае.
Интервью проводилось с помощью опросника, содержавшего 16 открытых вопросов, касающихся жилищно-бытовой, семейной, трудовой, учебной, социально-психологической сфер адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках социально-психологической и семейной проблематики были получены следующие результаты.
Эксперты считают, что каждый ребенок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывает большую потребность в создании семьи, так как нуждается в любви, которую не получил от родителей. Большинство выпускников создает свои семьи. Однако, по наблюдениям экспертов, это вовсе не гарантия успешной адаптации в социуме. Эксперты рассказали о целях в жизни выпускников из числа детей-сирот. Несмотря на то что свои цели они формулируют конструктивно (например, создать семью, встретить родственников, найти высокооплачиваемую работу), на практике подавляющее большинство ждет помощи от государства. Возможно, дело в том, что для большинства выпускников внутреннее понимание успеха связано не с хорошим образованием и высоким заработком, а с тем, чтобы не спиться, не деградировать, не попасть в тюрьму.
По мнению экспертов, дети-сироты не чувствуют уверенности в себе, у них, как правило, заниженная самооценка, проявляющаяся в нерешительности, избегании нового, неуверенном поведении в незнакомой ситуации. При этом эксперты отметили, что в основном дети-сироты коммуникабельны, легко идут на контакт. После выпуска большинство поддерживают отношения друг с другом, стараются друг другу помогать. Однако основная часть их коммуникаций связана с поиском советов по принятию решений в самостоятельной жизни, например, у бывшего воспитателя, директора центра или близких (даже лишенных прав родителей). Личное решение по любому серьезному вопросу выпускнику принять трудно.
Ответы экспертов на вопросы о проблемах, связанных с жилищным устройством выпускников, показали следующее.
В период нахождения детей-сирот в учреждении их ставят на специализированный жилищный учет, в рамках которого консультативная помощь оказывается и после 18 лет. Не получившие жилье выпускники имеют право проживать в центре содействия семейному устройству до 23 лет, однако значительное число не получают жилье и после этого возраста. Соответственно, затем они выходят из положения самыми разными способами, нередко живя там, где они работают, или у друзей.
Проблема жилья для сирот в регионе стоит достаточно остро. На начало 2017 г., по данным администрации Приморского края, 6385 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, числятся на специализированном жилищном учете, что позволит им получить жилье не раньше чем через 10-15 лет.
В центре проблем выпускников в трудовой сфере, по данным экспертов, стоит отсутствие опыта работы, из-за чего работодатели отказывают молодым людям в трудоустройстве. Это типично для всей молодежи, впервые ищущей работу, но относительно детей-сирот проблема усугубляется их слабой мотивацией к обучению квалифицированным профессиям и производительному труду в целом. Выпускников из числа детей-сирот отличает устойчивое отрицание любой системности в собственном жизнеустройстве, и в первую очередь это касается сферы трудоустройства. По сути, эта категория молодых людей настроена на праздность при неумении ставить четкие цели и прилагать постоянные усилия к их достижению. Тем не менее в большинстве своем выпускники учатся в колледжах, кто-то даже в университетах. Это связано с тем, что до 23 лет они получают пенсию, социальную стипендию и социальные выплаты только в том случае, если не работают. Поэтому многие дети-сироты поступают в учебные заведения, через которые имеют возможность получать все эти выплаты, либо встают на учет по безработице, поскольку в
этом случае имеют возможность в течение 6 месяцев получать выплаты в размере уровня средней заработной платы данного региона.
Таким образом, проведенное исследование показало, что специалисты центров содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других учреждений данной сферы глубоко озабочены проблемой социальной адаптации выпускников. Наибольшие трудности они видят в жилищно-бытовых (предоставление жилья), трудовых (трудоустройство), социально-психологических (отсутствие уверенности в себе) аспектах их жизнедеятельности. Это влечет за собой другие серьезные проблемы: сложности с соблюдением закона, созданием собственной семьи, сохранением здоровья и пр.
В центрах содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанники чувствуют себя защищенными, так как их обеспечивает государство, поэтому они не осознают значимости многих адаптационных проблем до тех пор, пока не начнут самостоятельную жизнь вне учреждения.
Решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных социальных уровнях. Эти мероприятия прежде всего относятся к масштабам социальной политики государства и направлены на общество в целом, но должны быть и более селективные меры, относящиеся к определенным учреждениям и социальным группам. Возможно, одним из выходов было бы расширение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в его различных формах.
Ссылки:
1. Россия без сирот : федеральная целевая программа на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://spkal-tan.ucoz.net/dokumenty/federalnaja_celevaja_programma_rossija_bez_sirot_2.pdf (дата обращения: 02.10.2017).
2. О направлении аналитического обзора «Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности» [Электронный ресурс] : письмо Минздравсоцразвития РФ от 1 апр. 2008 г. № 2372-РХ. URL: https://www.lawmix.ru/expertlaw/63430 (дата обращения: 25.11.2017).
3. Об утверждении примерного положения о государственном областном образовательном учреждении «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 4 апр. 2014 г. № 638. URL: http://docs.cntd.ru/doc-ument/430586630 (дата обращения: 25.11.2017).
4. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 62-70.
5. Parsons T. The System of Modern Societies. Englewood Cliffs (NJ), 1971. 152 p.
6. Сироты в России - вся правда [Электронный ресурс]. URL: http://droplak.ru/?p=1820 (дата обращения: 25.11.2017).
7. Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., 2000.
8. Гребенникова Е.В., Фирсова О.В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 4 (82). С. 51-55.
9. Дутова О.В. Социальная адаптация детей-сирот средствами социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=11677 (дата обращения: 25.11.2017).
10. Шогенова Ф.З., Ханиева З.А., Шинахова М.М. Проблема социальной адаптации выпускников детских домов // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 20, № 4. С. 286-294.
11. Абрамов Р.Н., Антонова К.А. Региональные медиа о социальной адаптации выпускников детских домов: тематический анализ публикаций за период 2014-2015 гг. // Журнал исследования социальной политики. 2017. Т. 15, № 3. С. 421-434. https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-3-421 -434.
12. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 70-77.