Научная статья на тему 'О поклонении Отцу Небесному духом и истинной: против сектантов-рационалистов'

О поклонении Отцу Небесному духом и истинной: против сектантов-рационалистов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О поклонении Отцу Небесному духом и истинной: против сектантов-рационалистов»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.А. Соколов

О поклонении Отцу Небесному духом и истинной:

против сектантов-рационалистов

Опубликовано:

Христианское чтение. 1903. № 8. С. 161-172.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

О поклоненіи Отцу Небесному

ДУХОМЪ II ИСТИНОЮ. ')

Противъ сектантовъ-раціоналистовъ.

V.

ЛРЛКТЕРЪ внѣшняго выраженія «истиннаго» внутрен-щ няго содержанія, какъ видимъ, по смыслу бесѣды Господа, Ур прямо не опредѣляется словами Христа о поклоненіи Отцу X «въ истинѣ»; слѣдовательно, и идея христіанскаго бого-^ служенія ими отнюдь не колеблется и не отрицается, а скорѣе иредтианіется. Всякое внутреннее содержаніе необходимо и непремѣнно имѣетъ для себя ту или иную форму; религіозныя представленія и чувствованія язычниковъ, самарянъ и іудеевъ выразились въ соотвѣтственныхъ «неистинныхъ» культахъ: почему же не имѣть какой-либо внѣшней формы и «истинному». по своему внутреннему содержанію, «поклоненію» Богу?.. Везъ сомнѣнія, и оно должно имѣть ее; только, сообразно съ возвышеннымъ, истиннымъ внутреннимъ содержаніемъ его, и самая форма обнаруженія или воплощенія его вовнѣ должна быть особенною и отличною отъ формы грубыхъ п чувственныхъ культовъ языческихъ. Она должна превосходить собою не только самаринскій, по и іудейскій культъ; опа должна, гакъ сказать, одухотвориться, насколько ото возможно для нея, ч принять характеръ всеобщности.

II Христосъ опредѣляетъ отогь особенный характеръ истнн-

’) Продолженіе. См. іюль.

наго поклоненія Богу общимъ смысломъ своей рѣчи. Сказавши самарянкѣ: «повѣрь Мнѣ. что наступаетъ время, когда и нс на горѣ сей. п не въ Іерусалимѣ будете поклоняться Отцу». Спаситель поясняетъ дальше: «настанетъ время, и настало уже, когда истинные поклонники будутъ поклоняться Отцу въ духѣ и истинѣ». Противополагая новое богопоклонепіе культамъ самаринскому и іудейскому, которые рѣзко выдѣлялись своею ограниченностью (мѣстомъ), временностью и національностью, Онъ ясно даетъ попять своей собесѣдницѣ, чѣмъ должно отличаться истинное служеніе Богу. Истинное богослуженіе должно быть чуждо ограниченій одною мѣстностью въ мірѣ, какъ единственнымъ центромъ новозавѣтнаго культа, или какою-либо національностью. Оно будетъ настолько всеобъемлющимъ, что въ состояніи будетъ объединить собою людей всѣхъ націй, мѣстностей и временъ; въ немъ должны слиться всѣ мѣстности, всѣ національности и уничтожиться всякія разности или раздѣленія между людьми. Ветхозавѣтный культъ былъ установленъ для евреевъ и совершался въ Іерусалимѣ: онъ мыслимъ быль только въ Іерусалимѣ и имѣлъ прямое значеніе лишь для евреевъ или іудеевъ, для избраннаго народа Божія. II самаринскій культъ былъ культомъ исключительно гаризшіекнмъ. ровно ничего не значившимъ для іудея пли какого-либо язычника. Равно и языческіе культы въ большинствѣ случаевъ были культами лишь того или иного народа. Новозавѣтное же богослуженіе, по словамъ Іисуса Христа, должно несравненно-превосходить и въ этомъ отношеніи всѣ прочіе культы. Оно будетъ одинаково простираться на всѣ мѣстности и имѣть одинаковое значеніе для всѣхъ людей, безъ различія временъ и націй (Ср. М<>. XXVIII. 19; ѴГр. ХМ, 15). Весь міръ сольется въ немъ и при его помощи въ одну семью и составитъ одно неразрывное религіозное общество. Это вполнѣ возможно, потому что истинное служеніе Богу должно выражаться не въ такой грубовещественной формѣ, которая была бы необходимо привязана къ одному мѣсту въ мірѣ или исключительно отображала собою частныя свойства національности, а въ такой, которая основывается на общихъ свойствахъ человѣческаго духа, для всѣхъ людей удовлетворительна и потому одинаково приложима къ каждой индивидуальной личности человѣческаго рода. То, что оказывается проявленіемъ коренныхъ свойствъ человѣческаго духа, становится существеннымъ въ новозавѣтномъ поклоненіи Отцѵ: а мелкія и мѣстныя частности во впѣш-

немъ богослуженіи, подобныя тѣмъ, которыя разъединяли язычниковъ. іудеевъ и самарянъ, должны имѣть тутъ второстепенное значеніе. Узкій націонализмъ долженъ отойти на второй планъ и тѣмъ вовсе устранить всякіе споры объ исключительномъ достоинствѣ для всѣхъ людей одного какого-либо религіознаго пункта во вселенной. Таковый можетъ быть и во Іерусалимѣ, и въ Самаріи, и въ Греціи, и въ Римѣ; но чрезъ нто не произойдетъ никакой розни между истинными поклонниками Отца Небеснаго, хотя бы они и жили въ разныхъ мѣстностяхъ. При всемъ случайномъ различіи частностей въ видимой формѣ, обусловливаемой мѣстными и національными требованіями ихъ, истинные поклонники Бога, по слову Апостола, всегда будутъ между собою «одно тѣло и одинъ духъ» (Еф. TV, 4). Вѣра въ Единаго «Бога и Отца всѣхъ» и общая всѣмъ имъ форма внѣшняго выраженія ея соединитъ ихъ «единствомъ дуга» (—3. 5).

Въ силу того, что душа человѣческая — «по природѣ христіанка». какъ справедливо сказалъ одинъ учитель церкви 1).—• что ей всегда была присуща религіозная потребность, стремленіе къ общенію съ Божествомъ и къ устраненію нравственныхъ препятствій къ нему, въ исторіи религіозныхъ культовъ человѣчества наблюдается нѣчто общее не только по идеѣ, но отчасти и но формѣ выраженія ея. Такъ, во всѣхъ религіяхъ п у всѣхъ народовъ замѣтно существованіе молитвы и жертвы, какъ общихъ формъ культа. Только, эти формы, то грубо чувственныя. то бо.тѣе совершенныя, не могли объединить всего человѣчества, по причинѣ непримиримаго разнообразія религіозныхъ представленій людей и ложнаго убѣжденія ихъ въ существенно-важномъ значеніи для религіи мѣстнаго, временнаго и національнаго элементовъ въ культѣ. Новозавѣтное поклоненіе приняло въ свой составъ и общія всѣмъ людямъ формы богопочтепія, сдѣлало ихъ совершенными и освободило отъ той грубости и чувственности, какими преисполнены были культы язычниковъ. Даже іудейскій культъ, въ періодъ развитія фарисейства и во времена Христа, носилъ характеръ илотя-постіі: внутренній духъ его какъ-то затемнялся, задерживался ВЪ своемъ развитіи и забывался вслѣдствіе множества обрядовыхъ предписаній расширеннаго закона. Пророческими обли-

4 Тертулліанъ. „О свидѣтельствѣ души“, ІІер. Карпеева, ч. I, 13+9 г., гл. 5, (>, 1.

неніями по разъ напоминалось о томъ, что въ поклоненіи Богу и въ Бстхом'ь Завѣтѣ должна выступать на видъ по столько-обрядность и количество выполненныхъ предписаній, сколько нравственная чистота и внутреннее настроеніе человѣка (ср. Ис. 1,11 —17: LVIII. 2—7; сн. LIX. 2—3: Іерем. VI, 15—20:

XIV. 12: Іезек. VIII, 2—17; Мал. III, 2—3; III. 14—15; 1,7—КГ 12—14). Принявши общечеловѣческую форму поклоненія Богу, христіанство очистило се отъ всякой нлотяности, отъ всякой грубости и лицемѣрія, такъ что, въ противовѣсъ языческимъ и іѵдео-фариссйскому культамъ, самый образъ или форма христіанскаго богослуженія стала какъ бы духовною, одухотворенною. ІІлотяпость здѣсь замѣнилась духовностью; отъ чего и все служеніе, поклоненіе Богу, хотя и видимое, внѣшнее, сдѣлалось духовнымъ поклоненіемъ, поклоненіемъ въ духѣ (-роа/иѵГ|аг: «ёѵ -ѵгбѵяті») — въ противоположность язычникамъ и іудеямъ, служившимъ и ходившимъ по плоти. а не по духу (сн. Быт. VI, 3; Іез. XXXVI. 25—27; Рим. ѴШ, 9).

Очищенная отъ грубой нлотяности. чувственности и вещественности. форма новаго богопоклонснія получила характеръ какъ бы духовности отъ своего внутренняго содержанія. Помимо того, что она должна выражать истинныя религіозныя понятія людей о Богѣ, опа должна служить средствомъ обнаруженія лишь искреннихъ, нелицемѣрныхъ' благочестивыхъ чувствованій и мыслей человѣка. Это—духъ жизни религіозно-нравственной (сн. 1 Hop. V, 3—5); онъ—духъ и новаго поклоненія Богу, проникающій форму его и обусловливающій ее. Это—великое преимущество предъ языческими н іудсо-фари-сейскпмъ культами, не обладавшими имъ въ совершенствѣ, и потому оно дѣлаетъ новозавѣтное «поклоненіе» богоугоднымъ. ІІрор. Малахія, обличившій отъ имени Іеговы лицемѣріе іудейскаго богопоклоненія и указавшій па этотъ недостатокъ, какъ па причину неугодности Богу всего іудейскаго богослуженія, непосредственно объявляетъ людямъ слово Божіе о новомъ богослуженіи, отличающемся истинностію н благоугодномъ Господу. «Ибо отъ востока солнца до запада велико будетъ имя Мое между народами,—говоритъ Господь Саваооъ,—и па всякомъ мѣстѣ будутъ приносить онміамъ имени Моему, (и) чистую жертву» (Мал, I, 11: сн. 1 Цар. II. 35—36; притч. IX,. 1—2). Здѣсь заключается пророчество о новозавѣтномъ бого-пок.тоненін, о чистой, одухотворенной формѣ его. хотя п внѣшней. видимой, хотя п извѣстной отчасти іудеямъ н прочимъ

народамъ. Эта «чистая .жертва» есть евхаристія, высшая и совершеннѣйшая форма видимаго и въ то же время духовнаго служенія Богу, одухотвореніе, восполненіе и осуществленіе того, что впали люди и изображали жертвами *).

Другая культовая форма, общая всѣмъ людямъ.—молитва. II опа получила въ христіанствѣ новый, духовный характеръ соотвѣтственно тому, что легло въ основаніе ея. Непремѣнное условіе новозавѣтной молитвы—искренность и миролюбіе (Мо. VI, 5—18), а существо—въ чисто духовныхъ, сыновнихъ отношеніяхъ молящагося къ Богу-Отцу. Сыновнослъ отношеній истинныхъ поклонниковъ отмѣчаетъ и Самъ Іисусъ Христосъ ВТ) бесѣдѣ съ самарянкою тѣмъ, что называетъ истинныхъ поклонниковъ поклонниками не просто «Бога», но «Отца». Слѣдовательно, главною отличительною чертою новозавѣтнаго поклоненія Отцу Небесному будетъ сыночность отношеній къ Нему вѣрующихъ, настолько близкая, насколько близкимъ можетъ быть вообще отношеніе между обновленнымъ духомъ человѣческимъ и Богомъ, какъ Духомъ, создавшимъ человѣка по образу п подобію своему (ен. Іоан. IV, 21)2). Такая черта, христіанскаго богопоклопенія, совсѣмъ невѣдомая пи языческому, пи іудейскому міру, разительно выдѣляетъ новозавѣтное богоиоклоне-ніе изъ ряда бывшихъ до него, дѣлаетъ его несравненно высшимъ и превосходящимъ ихъ. А такъ какъ сыноиность отношеній человѣка къ Богу, какъ Духу, возможна по преимуществу въ области высшей, т. е. духовной, природы человѣческой, носительницы образа и подобія Божія и чрезъ то родственной Духу Божественному, и такъ какъ, вообще, духъ выше и совершеннѣе плоти: то новое богопоклонепіе, въ противовѣсъ низшимъ его—языческому и іудейскому, вполнѣ справедливо будетъ назвать духовнымъ. Духовность его, понятно, сообщитъ нѣкоторый возвышенный, духовный характеръ п самой формѣ естественнаго обнаруженія сыновнихъ отношеній къ Божеству истинныхъ поклонниковъ Его. Мало того: какъ

') Такъ объясняли си. Іустинъ Мученикъ (Разгов. съ Триф. Іуд. М. 1862, стр. 209, 210. 2:13), си. Ириней Ліонскій (ІІрот. ересей, ки. 4. гл. 17), св. Іоаннъ Дамаскинъ (точн. излож. нрав. вѣры, кп. 4, гл. 13), блаж. Августинъ (0 градѣ Бож., кн. 18. гл. 35). блаж. Ѳеодоритъ (Толк. на пр. Малах., ч. 5, стр. 158—159) и другіе отцы и учители Церкви.

-’) Слова: „отчество“ и „еыповство“ въ Новомъ Завѣтъ всегда указываютъ вообще па тѣсность и особенную близость взаимныхъ отношеній между' разумно-духовными существами.

такая, какъ выразительница сыновняго, духовнаго богоиокло-непія, она въ состояніи будетъ тѣсно объединять и снлочи-вать всѣхъ людей между собою. И всѣ люди, къ какой бы національности они ни принадлежали н гдѣ бы ни поклонялись Богу, будутъ вездѣ какъ одна семья, возглавляемая Единымъ общимъ Отцомъ, образующая изъ себя какъ бы одно тѣло и одинъ духъ (Еф. IV, 4). Эта внѣшняя н видимая форма истиннаго новозавѣтнаго поклоненія Богу-Отцу всѣхъ,—форма, объединяющая людей духовно, основанная на всеобщихъ и коренныхъ свойствахъ человѣческаго духа, служащая выраженіемъ искренняго, духовнаго, отеческо-сыновняго взаимоотношенія между Духомъ Божественнымъ и духомъ человѣческимъ и сама, такъ сказать, одухотворенная сравнительно съ грубо-чувственными формами культовъ языческаго, самаринскаго и іудейскаго,—есть церковь, нераздѣльно и духовная, и внѣшне видимая. «Говоритъ Онъ (Спаситель) здѣсь о церкви, потому что, ей свойственно истинное и достойное Бога поклоненіе Богу. Ибо и Отецъ таковыхъ ищетъ поклоняющихся Ему»,—замѣчаетъ св. Іоаннъ Златоустъ по поводу разбираемыхъ словъ Іисуса Христа ‘).

VI.

Итакъ, только въ Христовой или вселенской церкви возможно истинное и духовное поклоненіе Отцу небесному, потому что только ея чада н члены могутъ поклоняться Богу въ истинѣ и въ духѣ. Для того, чтобы воздавать Богу поклоненіе въ духѣ, надобно быть духовнымъ и самому поклоннику. Кто плоть есть, тотъ не имѣетъ въ себѣ духа, не есть духовный человѣкъ и потому не въ состояніи поклоняться Богу въ духѣ. Истинный поклонникъ Отца въ духѣ долженъ прежде всего самъ быть въ духѣ, а не во плота (Рим. VIII, 9). Что же значитъ быть въ духѣ или духовнымъ человѣкомъ? За разъясненіемъ этого обратимся непосредственно къ Свящ. Писанію. Книга Бытія повѣствуетъ, что перваго человѣка Богъ создалъ изъ земли, «вдунувъ въ лицо его дыханіе жизни» (II, 7) и сообщивъ ему образъ свой и подобіе свое (I, 26—27). Человѣкъ, образъ Божій, сталъ носителемъ двухъ началъ: низшаго—тѣлеснаго, матеріальнаго и высшаго—духовнаго. ІІер-

') Златоустъ. На Ев. отъ Іоан. бес. 33. 1S.T4 г. Спб. ч. 1, стр. 399.

ііоо изъ лихъ долито было стать орудіемъ второго; духъ долмами. былъ господствовать надъ плотію, руководить ея стремленіями н потребностями, подчинять ее себѣ, направляя ея дѣятельность сообразно съ своими высшими стремленіями. «Богъ благоволилъ,—говоритъ Златоустъ,—чтобы тѣло человѣка имѣло разумную душу (духъ), которая могла бы пользоваться тѣлесными членами. Это тѣло, бывъ создано по повеленію Господа, лежало, какъ орудіе, которое нуждается въ движителѣ, или—лучше сказать—какъ лира, нуждающаяся въ томъ, кто, при помощи своего искусства и ума, умѣлъ бы своими членами, какъ бы струнами, возносить кт. Господу приличную пѣснь ‘). Явилась душа и оживила тѣло первозданнаго человѣка; весь человѣкъ, съ тѣломъ п духомъ своимъ, сдѣлался какъ бы настроенной лирой, по выраженію св. отца, вѣщающей всѣми струнами своими согласную пѣснь Творцу. Все въ первозданномъ было уравновѣшено и приведено въ тѵ гармонію. какая отвѣчала его назначенію. Тѣло подчинено было духу и служило средствомъ къ проявленію и развитію совершенной жизни духа, и духъ непрестанно стремился къ ближайшему общенію съ Богомъ и жилъ въ этомъ Богообщеніи. Первозданный былъ тогда по-истинѣ духовнымъ человѣкомъ, и хвала, возсылавшаяся имъ Творцу, была чистымъ, духовнымъ поклоненіемъ Богу. Такъ было до тѣхъ поръ, пока роковая катастрофа его грѣхопаденія не нарушила всего духовнаго строя его жизни. Человѣкъ палъ—и нравственный міропорядокъ измѣнился. Тѣло перестало быть послушнымъ орудіемъ духа и самый духъ влекло ко грѣху; плоть оказалась не рабомъ духа, .а властелиномъ его, не средствомъ для него только, но и цѣлью. Человѣкъ началъ жить больше для своей плоти, чѣмъ для духа, какъ высшаго начала. Духъ, лишившись общенія съ Богомъ, постепенно заглушался усиливавшимися низшими влеченіями человѣческаго существа. Падшіе люди все больше и больше подавляли въ себѣ высшія духовныя стремленія, предавались жизни по влеченіямъ плоти своей и увеличивали разстройство между духомъ и тѣломъ, произведенное грѣхомъ. Этн допотопные люди нс были уже духовными людьми; плоть въ нихъ властвовала надъ духомъ, жизнь духа была совершенно подавлена плотскою, грѣховною жизнью, а потому п сами они были плотскими пли п.ютнными людьми.

развращенными, забывшими Бога и подлежавшими истребленію. «II увидѣлъ Господь (Богъ), что велико развращеніе человѣковъ на землѣ, и что всѣ мысли и помышленіи сердца ихъ были зло во всякое время... II сказалъ Господь (Богъ): не вѣчно Духу Моему быть пренебрегаемымъ человѣками сими, потому что опіі—плоть... (Выт. VI. л, 3) '). ІІлотяное человѣчество было истреблено потопомъ, кромѣ одного праведника—Ноя. съ семействомъ его. — человѣка «непорочнаго въ родѣ своемъ», «обрѣтшаго благодать предъ очами Господа (Бога)», «ходившаго предъ Богомъ» даже и въ то время, когда «всякая плоть извратила путь свой па землѣ» (—8. !), 12) *).

Но изъ семьи Поя же, отъ Хама, плотяпость, развращеніе распространилось въ родѣ человѣческомъ и послѣ потопа. Требованіе духа скоро были забыты п въ иослѣ-потоппыхъ поколѣніяхъ людей, а плотская жизнь, плотяпость іі въ нихъ пріобрѣла не меньшую силу, чѣмъ какою отличались погибшіе вт. волнахъ всемірнаго потопа. Лишь въ патріархахъ опа уступала силѣ и жизни духа, не сходившаго съ истиннаго пути. Равно и среди благочестивыхъ потомковъ патріарховъ живо сознавались высшія потребности духа и не оскудѣвала вѣра въ Бога. Для поддержанія ея имъ, въ лицѣ евреевъ, былъ дань даже законъ отъ Бога, который долженъ былъ постоянно напоминать избранному пароду Божію объ истинномъ назначеніи его, объ устроеніи жизни его согласно съ коренными требованіями человѣческаго духа. Основное положеніе Богомъ дарованнаго закона—любовь къ Богу, обусловливающая собою всю религіозную и нравственную жизнь человѣка (Вт. VI. 5). Это положеніе настолько возвышенно, что подтверждено было Іисусомъ Христомъ и стало заповѣдью новозавѣтнаго закона (Mo. XXII, 37—10; Лк. X, 27). Слѣдовательно, и ветхо-за-вѣтный законъ,—законъ столь высокій, могъ воспитывать въ людяхъ благочестивыя мысли и чувствованія: указывая человѣку на высшія стремленія его духа н на тѣ качества, какими должна отличаться духовная жизнь, онъ могъ способствовать развитію духотой жизни въ людяхъ. По этой причинѣ онъ справедливо называется св. ан. Павломъ закономъ духовнымъ (Рпм. VII, 11). II тѣ люди, которые были бы въ состоя-

‘) Слаи. „Не нмать Духъ Мой пребываніи въ че.ютъцехъ сихъ, зане сушъ плоть“...

-) Оранн. Злат. на кн. Быт. бес. 22, стр. 400 и слѣд.

ЛІИ воплотить ого въ своей жизни. были бы духовными поклонниками Господа Бога. Однаьо достигнуть итого въ Ветхомъ Завѣтѣ люди по могли, такъ какъ законъ, будучи духовнымъ, но давалъ силъ человѣку исполнить ого и не устранялъ совершенно грѣховной іиотяности. присущей подзаконнымъ людямъ. «Ибо мы знаемъ.—заявляетъ Апостолъ.—что законъ духовенъ, а я плотянъ, проданъ грѣху. Ибо не понимаю, что дѣлаю; потому что не то дѣлаю, что хочу, а что ненавижу, то дѣлаю... По внутреннему человѣку нахожу удовольствіе въ законѣ. Божіемъ; по въ членахъ моихъ вижу иной законъ, противоборствующій закону ума моего и дѣлающій меня плѣнникомъ закона грѣховнаго, находящагося въ членахъ моихъ» (-14-23).

Плотяпослъ человѣка и производимый ею перевѣсь низшихъ, грѣховныхъ влеченій надъ высшими, духовными стремленіями и препятствовали осуществить ветхозавѣтному человѣку духовный, высоко-нравственный законъ. Для того чтобы человѣкъ могь воплотить его въ своей жизни, восторжествовать надъ низшими влеченіями, падь своей плотлностію. чтобы онъ .могь дѣлать то, чего требуетъ его внутренній человѣкъ, «соуслаждающійся закону Божію», и чрезъ это стать духовнымъ.,—надлежало освободитъ его отъ побѣждающей его п.іо-тиности и дать потребныя силы кт. исполненію духовнаго закона. Для этого нужно было прежде всего возродить самого человѣка, все существо его пересоздать, очистить отъ нечистоты сердце его, какъ носителя заповѣдей Божіихъ, смягчить его и сдѣлать способнымъ къ святой жизни «по внутреннему человѣку», соотвѣтственно добрымъ внушеніямъ его духовнаго начала. Итого не доставало Ветхому Завѣту, а потому и при духовномъ законѣ тогда были лишь платяные люди. Устраненіе -главнаго недостатка п восполненіе духовнаго ветхозавѣтнаго закона возможно только при новомъ порядкѣ вещей.—въ Новомъ Завѣтѣ, когда благодать Божія, путемъ «воскропленія водою чистою», возродитъ человѣка іп, духовной жизни, дастъ ему вмѣсто каменнаго сердца сердце чистое, новое н духъ новый, способный кт, духовному добродѣланію и духовному служенію Богу. Такъ и было предвозвѣщено объ этомъ отъ имени Іеговы ветхозавѣтными пророками. «И было слово Господне (прор. Іезекіилю): скажи дому Израилеву... Окроплю васъ чистою водою.—и вы очиститесь отъ всѣхъ сквернъ вашихъ... И дамъ вамъ сердце новое и духъ новый дамъ вамъ; и возьму

изъ плоти нашей сердце каменное и дамъ вамъ сердце плотное *). Вложу внутрь васъ духъ Мой и сдѣлаю то, что вы будете ходить въ заповѣдяхъ Моихъ и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Іез. XXXVI, 16. 22. 25—27: сп. Іерем. XXXII, 39—40; XXXI, 31—34) 2).

Вотъ что должно произойти прежде, чѣмъ падшій человѣкъ могъ стать дѣйствительно духовнымъ—па подобіе того, какимъ былъ Адамъ до своего грѣхопаденія. Чрезъ видимое «окропленіе чистою водою» благодать Божія очистить его отъ нравственной скверны, впутренно возродитъ и обновитъ все существо его, сообщитъ ему новый духъ и новое сердце, надѣлитъ его новыми, благодатными силами и низведетъ на него Духа Божія. «1/ духъ Мой дамъ въ васъ»—таково слово Господа Бога. Обновленный и возрожденный такимъ путемъ дѣлается уже въ собственномъ смыслѣ духовнымъ, живущимъ преимущественно жизнью своего духа, какъ высшаго начала своей природы, и способнымъ уже къ истинно-духовному поклоненію Отцу. Такой новый, духовный человѣкъ можетъ явиться лишь среди истинныхъ христіанъ, въ нѣдрахъ Христовой церкви. Въ ней и только въ пей одной, по силѣ искупительныхъ дѣйствій Богочеловѣка, чрезъ посредство таинства св. крещенія п другихъ таинствъ даруется людямъ благодатное возрожденіе-силою Духа Святаго. Плотской или «душевный» человѣкъ преображается въ духовнаго, водимаго Духомъ Божіимъ (1 Кор. II. 10—14); Духъ Св. даже вселяется въ такого человѣка, обильно-изливается на него и живетъ въ немъ, какъ въ своемъ храмѣ. «Вы нѣсте во плоти, но въ дусѣ, понеже Духъ Божій живетъ въ васъ»—говоритъ о христіанахъ св. ап. Павелъ (Рим. VIII, 9). Такіе духовные люди, по слову того же апостола, «живутъ по духу», а «живущіе по духу» помышляютъ «о духовномъ»,—и они одни могутъ угодить Богу, потому что «живущіе по плоти Богу угодить не могутъ» (Рим. VIII, Г>. 8). «Какъ привитая дикая маслина,—разсуждаетъ противъ еретиковъ св. Припой,—не теряетъ существа дерева, по измѣняетъ качество плодовъ и получаетъ другое названіе, и есть и называется уже не дикая.

!) Сердце плотяное противополагается здѣсь сердцу каменному (а не духовному) и означаетъ сердце мягкое, удобопріемлющее, способное къ принятію и исполненію духовнаго закона.

-) Сравн. Н. Чнннов<>. О иоклон. Богу въ духѣ и истинѣ. Бес. 2, стр. 5—6.

но добрая маслина: такъ и человѣкъ, вѣрою привившійся и принявъ Духа Св., не теряетъ существа плоти, но намѣняетъ качество плодовъ дѣлъ н получаетъ другое названіе, означающее его перемѣну па лучшее, и уже есть и называется не плоть и кровь, а человѣкъ духовный. Опять, какъ дикая маслина, не будучи привита, по своей дикости пребываетъ безполезною для своего господина и, какъ безплодное дерево, срубается н бросается въ огонь: такъ и человѣкъ, не получая чрезъ вѣру прививки духа, остается тѣмъ, что быль прежде, и, будучи плотію и кровію, не можетъ наслѣдовать Царства Божія. Посему хорошо говоритъ апостолъ: «илотъ и кровь не могутъ наслѣдовать царства Божія» и «живущіе по плоти Богу угодить не могутъ» (Рнм. ѴШ, 8),—не для того, чтобы отвергнуть существо плоти, но привлечь изліяніе Духа. Поэтому онъ говоритъ: «смертному сему надлежитъ облечься въ безсмертіе, и тлѣнному сему облечься въ нетлѣніе» (1 Кор. XV,

53). И еще: «вы не по плоти живете, а по духу, если только Духъ Божій живетъ въ васъ» *).

Вотъ эти именно духовные люди, облагодатствованиые, возрожденные духомъ Святымъ н живущіе но духу, и суть истинные и угодные Отцу поклонники Ему въ духѣ. «Они приняли въ себя Духа усыновленія», которымъ взываютъ: «Айва, Отче!» «Сей самый Духъ свидѣтельствуетъ духу» ихъ, что они—«дѣти Божіи». «Всѣ, водимые Духомъ Божіимъ, суть сыны Божіи» (Рнм. VIII, 15. 16, 14). «Духъ подкрѣпляетъ» ихъ «въ немощахъ» ихъ, и самое поклоненіе Отцу совершается при помощи Его: «ибо мы не знаемъ, о чемъ молиться, какъ должно, но самъ Духъ ходатайствуетъ за насъ воздыханіями иензречен-пымн» (ст. 26). Въ этомъ,—какъ въ духовномъ возрожденіи человѣка, такъ п въ содѣйствіи возрожденному Духа Святаго, заключается существенное превосходство Новаго Завѣта предъ Ветхимъ, новозавѣтнаго богослуженія пли богопоклоненія предъ ветхозавѣтнымъ и всѣми прочими человѣческими культами. Его со всею ясностію отмѣтилъ св. ап. Павелъ; на него же, безъ сомнѣнія, указалъ и Христосъ въ бесѣдѣ съ самарянкою. сказавши, что Богу Отцу «духомъ достоитъ кланяться» 2). Имѣвшій создать видимую церковь па землѣ и установить таинства—

') Ириней Ліон. „ІІрот. ересей“, кн. 5, гл. 10 (пер. М. 1868), стр. 602. ■) Сопоставляя слова Христа (Іоан. IV, 24) съ словами ап. Пазла (Рим. VIII, 26; 1 Кор. XIV, 15), св. Григорій Богословъ замѣчаетъ: „итакъ

видимые культовые акты, возрождающіе человѣка къ жизни духовной, святой и низводящіе въ сердце его Святаго Духа. Спаситель не могъ Протнворѣчнть Себѣ и здѣсь. Слово Его. обращенное къ самарянкѣ, какъ слово Богочеловѣка, нс могло ниспровергать и того, что должно было возникнуть по Его непосредственному повелѣнію. А потому, называя поклонниковъ Отцу духовными. Христосъ не только не отрицалъ и не запрещалъ этимъ внѣшнихъ религіозныхъ движеніи и дѣйствій, какъ проявленій внутренняго, духовнаго богопоклонепія, но не имѣлъ въ виду уничтожить или признать излишнимъ и существованіе церкви, какъ сокровищницы духовныхъ дарованій, «утверждающейся на основаніи апостоловъ и пророковъ, гущу краеуголь-ну Самому Іисусу Христу», и «созидающей» вѣрующихъ въ Него «въ жилище Божіе Духомъ» (Еф. II, 20. 22 0.

А. Соколовъ.

поклоненіе Духомъ, но моему мнѣнію, означаетъ то. что въ Лухіь мы поклоняемся и чрезъ Него молимся“... Духъ, какъ Богъ, „Самъ Себѣ припоситъ нашу молитву и поклоненіе“ (Твор. ч. 3, м. 1889. Стр. 92).

!) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.