№ 2 - 2006 г. 22.00.00 социологические науки
УДК 371.13
О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В ПЕРИОД РЕФОРМ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
О.Е. Молчанова
Новосибирский государственный университет экономики и управления (г.
Новосибирск)
Неизбежность перехода к двухуровневому высшему образованию, изменение требование рынка к качеству подготовки специалиста, приводит к необходимости значительного и качественного пересмотра как всего содержания образования, так, в частности, содержательной наполняемости предметов гуманитарного цикла.
В высшей школе необходимо будет осуществлять творческое освоение знаний, и формировать творческого специалиста по избранной профессии. В процессе обучения в вузе студент будет творчески осваивать профессиональные, общекультурные, идеологические знания и тем самым формироваться как целостная творческая личность, а не быть только профессионально развитой, хотя и творческой личностью. Само профессиональное обучение по избранной специальности будет предполагать творческое овладение фундаментальными теоретическими знаниями и специальными прикладными знаниями, что поможет сформировать перспективного специалиста, способного усваивать новые знания и решать сложные профессиональные проблемы.
Ключевые слова: гуманитарная культура, развитие гармонической личности
Реформы, проводимые в сфере высшей школы, указывают на необходимость пересмотра парадигмы образования и его содержания, готовности к переоценке ценностей и приоритетов, которые неизбежно происходят в современном обществе.
Федоров И. отмечает, что процесс изменения статуса вузов страны, преобразование технических, педагогических, медицинских институтов, академий в университеты, дал новый импульс процесса перехода от отраслевой системы подготовки специалистов к университетской, системе, соответствующей новому социально-экономическому укладу в стране. Хорошая фундаментальная подготовка обеспечит успех выпускнику в профессиональной деятельности, давая ему основу в его профессиональной деятельности, и в социальной сфере, повышая его социальную защищенность, давая ему возможность менять направленность своей работы.[13].
Неизбежность перехода к двухуровневому высшему образованию, изменение требование рынка к качеству подготовки специалиста, приводит к необходимости значительного и качественного пересмотра как всего содержания образования, так в частности, содержательной наполняемости предметов гуманитарного цикла. Во многом содержательная часть не подвергается пересмотру. Подготовка происходит по традиционной схеме.
Шиянов Е.Н. отмечает, что особенностью современной теории и практики образования это переориентация на личность и ее развитие, "возвращение" к личности [14].
Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более человек становится способен самостоятельно выстраивать стратегию личностного развития. Ведущим в системе гуманистических принципов образования Шиянов Е.Н. выделяет принцип непрерывного общего и профессионального развития личности [14, 9].
По мнению Бондаревской Е.В., важно сделать переход от "человека образованного" к "человеку культуры", переход к культуротворческой парадигме, реализуемой в рамках профессионального личностно ориентированного образования, где основным методом проектирования должен стать культурологический подход, требующий поворота всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию [2].
Исходя из этого, автор дает следующее определение образованию - "это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству [1, 12]".
В высшей школе необходимо будет осуществлять творческое освоение знаний, и формировать творческого специалиста по избранной профессии. В процессе обучения в вузе студент будет творчески осваивать профессиональные, общекультурные, идеологические знания и тем самым формироваться как целостная творческая личность, а не быть только профессионально развитой, хотя и творческой личностью. Само профессиональное обучение по избранной специальности будет предполагать творческое овладение фундаментальными теоретическими знаниями и специальными прикладными знаниями, что поможет сформировать перспективного специалиста, способного усваивать новые знания и решать сложные профессиональные проблемы [10].
В предлагаемом нам дальнейшем пути развития общества можно увидеть существующие уже тенденции. Так в образовании на одно десятилетие идет речь о формировании и развитии творческой всесторонне развитой культурной личности и функция вузов также претерпевают значительные изменения.
Образование обязано готовить будущих специалистов к тем условиям, с которыми они столкнутся на практике. Нельзя уйти от реалий, требование рынка, но как отмечает Каланчина И.Н., узко прагматично-рыночный подход: человек - "деталь" в государственном, рыночном механизме, средство, а не цель, все более закрепляется в сфере образования, что приводит к узкой специализации [4, 13]. На сегодняшний день, можно отметить и то, что рынок не может дать долгосрочный прогноз четкой необходимости специалистов определенных специальностях. Таким образом, образование должно предвидеть возможные изменения и готовить специалиста не только владеющего знаниями, но главное умеющего их применить, быстро перестроиться в новых условиях.
Основное предназначение университетов во все времена состояло в обогащении научного знания, приобщении к культуре, в производстве интеллектуальной элиты государства и общества. Современная интерпретация университетской идеи как единства ценностных ориентаций - обучения, исследования и воспитания -
существенно расширяет эти классические представления, рассматривая развитие университетов не только как центров образования и науки, но и культуры [9].
Л.Н. Коган отмечает, что культура выступает фактически единственной общественной системой, единственным социальным институтом, способным целостно сформировать всесторонне развитую личность, т. к. благодаря ей происходит индивидуализация все всестороннего развития человека [5].
Современные преобразования, происходящие в обществе, ставят новые вопросы и требования перед специалистами. Наступивший век нередко называют веком "профессионалов" и уже сейчас можно утверждать, что происходит переосмысление понятия профессионал, которое перестает носить узкий набор профессиональных знаний, а все более ориентируется на личность обладающей комплексом качеств, умений и навыков, стремящейся к постоянному развитию. Насколько важно, чтобы люди, одной из целью которых является помощь в формировании и развитии личности, начали с изучения собственного развития, рефлексии опыта прошлых лет и осознания современных тенденции и назревших проблем.
В настоящее время востребован специалист, обладающий высокой профессиональной квалификации, но и с высокой общечеловеческой культурой, динамика времени требует от специалиста постоянное социально-нравственного и профессионального развития. "Развитие личности в гармонии общечеловеческой культуры зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. : Базовая гуманитарная культура личности представляет собой некоторую целостность, включающую в себя оптимальную совокупность ценностных ориентаций и свойств личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную и профессиональную устойчивость [16].
Шиянов Е.Н. отмечает то, что уже доказано - "чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становиться в реализации своей личностной функции"[14].
Культура как особая сфера проявления познавательных отношений и как система ценностно-коммуникативного плана создает особый аспект бытия знания, связанный с теми ценностно-смысловыми отношениями, в которые оно включено. Статус подлинности знания, его истинность определяется его близость с базисными ценностно-смысловыми формами. Научное знание есть также часть самой культуры, и в этом аспекте является функциональным образованием, то есть связанно с определенными формами ценностно-смысловых отношений [7].
Развитие гармонической личности зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Эта закономерность лежит в основе культурологического подхода к отбору содержания образования.
Базовая гуманитарная культура личности представляет некую целостность, включающую в себя оптимальную совокупность ценностных ориентаций и свойств личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную и профессиональную устойчивость [15].
Владение гуманитарной культуры создает основания для духовной безопасности, ибо духовность - это способность к терпимости к пониманию и принятию другого человека и другой культуры, к прощению, к добру. Это умение видеть в жизни главное, фундаментальное и не утопать в мелочах повседневности [8].
В последние годы изучение формирования и развития гуманитарной культуры вышло за пределы изучения ее изучения в рамках педагогических вузов, исследования Савельевой Н.Н., Рыбиной Е.П. и др., показали необходимость формирования и развития гуманитарной культуры студентов университетов и технических вузов. На современном этапе содержание понятия "гуманитарная культура", содержательные составляющие, основные положения, критерии, показатели и подходы выявлены, исследованы и доказано их эффективность.
По нашему мнению, дальнейшая работа по этой проблеме должна проходить уже на уровне отдельных специальностей вузов и университетов. Высокий уровень гуманитарной культуры должен стать одним из важнейших критериев качеств социально- профессиональной подготовки специалистов.
По выражению великого немецкого педагога Ф. Фребеля: "Сделать человека - значит включить его в прошлое, настоящее и будущее культуры, сделать человека культурным - культурным способом".
Большой вклад может внести такой предмет как "иностранный язык", обладающий огромным скрытым потенциалом. Языковая личность обладает возможностью творческого общения на межкультурном уровне при помощи диалога культур. В рамках профессиональной деятельности языковая личность способна не только участвовать в обмене профессиональной информацией, но и в широком спектре общения и коммуникации.
Через многообразие языков для нас открывается богатство мира и многообразие того, что мы познаем в нем; и человеческое бытие становится для нас шире, поскольку языки в отчетливых и действенных чертах дают нам различные способы мышления и восприятия [3].
Содержание образования как отмечает Трифанова В.Н., как динамично развивающаяся категория не всегда адекватно отражается в содержании современного учебника, что снижает не только уровень его качественных характеристик, но и негативно сказывается на уровне языковой подготовки студентов [12].
Анализ множества учебников и пособий отечественных и зарубежных авторов, предназначенных для изучения иностранного языка студентами экономических факультетов, показывал, что представленный в них материал требует существенных дополнений.
Зарубежные учебные пособие особенно привлекают актуальностью тем, своей культурологической направленностью, разнообразными заданьями. Современный специалист должен уметь вести беседу общего характера, соблюдая и стиль и учитывая особенности языковые особенности, этикет то, что и дают эти учебные пособия в процессе изучения языка. В них, однако, наблюдается отсутствие материалов, ориентированных на специфику определенных экономических факультетов, несоответствие сетки часов, отведенных на данный предмет, отсутствие системного введение лексико-грамматического материала, переводных упражнений.
Для современных отечественных учебников для экономистов, экономических факультетов характерен узко профессиональный подбор текстов, перенасыщенность профессионализмами и наполнением материала, к которому студенты не готовы для полноценного восприятия, поскольку не имеют профессиональных знания и в
некоторых случая совершенно не владеют предлагаемой информацией. В таких случаях преподавателю приходится разъяснять часть материала по микро- или макро-экономики, рассматривать виды документов в бухгалтерском деле. В то время как, например, в иностранных учебниках представлен материал по правилу оформлению документов, но там дается общие правила их оформления и составления, а не специфические, с которыми и в практике не каждый бухгалтер встретится.
На неязыковых специальностях основными методами обучения, не умаляя из необходимости, в основном являются грамматико-переводной и смешанный, первостепенными целями при этом выступают знания грамматики и умение использовать их при переводе текстов по специальности.
Использование на практике преимущества отечественных и зарубежных учебных пособий дает возможность качественной подготовки будущего специалиста к межкультурной коммуникации, как с внешними партнерами, так и внутри коллектива.
Готовность и способность к сотрудничеству, умение работать с зарубежными партнерами является одним из важных качеств, которые должен обладать специалист. Вступление его в межкультурное профессиональное общение зависит от уровня коммуникабельности специалиста, от того, насколько он может устанавливать контакт, сопереживать и понимать собеседника как представителя определенной социальной группы [11]. Новые технологии и методики помогают успешно достигать желаемого результата.
Налаживание международного сотрудничества и успешное ведение международного бизнеса требуют формирование куросскультурной грамотности, развития навыков кросскультурного общения [6].
Интернационализация высшего образования, необходимо отметить, также порождает проблему взаимодействия различных культур в рамках университетского образования, возникающую в результате увеличения в университетах числа студентов, являющихся представителями различных культурных традиций.
С осознанием этого происходит обновление содержания языкового образования, разработка направлений языкового образования в области культуры, образования, коммуникации.
Изменение содержания образования будет обеспечивать формирование высокого уровня общей и профессиональной культуры, интеграцию личности в систему национальной и мировой культуры, умению учитывать мировоззренческие различия, повышение взаимопонимания
Новая образовательная парадигма предполагает ориентацию на удовлетворение потребностей личности в образовании и обеспечение условий развития познавательных мотивов и общей культуры. В центр непрерывного образования ставится человек как субъект познания, а образовательной доминантой становятся саморазвитие, самообразование, самореализация и свобода творческой деятельности.
Перед образованием стоят огромные проблемы, задачи и: перенесение на университеты новые функции - предоставление консалтинговых, разработческих и аналитических услуг, переход от системы оценки качества в кредитную систему,
двухуровневая структура университетов; появления разных типов университетов и определение своего места в новой системе.
Список литературы
1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - N4. - С. 11-17.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Р.-н/Д. - 2000.
3. Вильгельм фон Гумбольдт. Язык и философия культуры / Вильгельм фон Гумбольдт // М., Прогресс, 1985. - 456 с.
4. Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность / И.Н. Каланчина // Барнаул: АзБука, 2005. - 134 с.
5. Коган Л.Н. Социалистическая культура и всесторонние гармоническое развитие личности / Л.Н. Коган // Всестороннее развитие личности советского человека: Философские и социологические проблемы. - Свердловск, СГУ, 1979. - С. 5-17.
6. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учеб. Пособие / С.П. Мясоедов //- М.: Дело, 2003. - 256 с.
7. Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания (ценностно-коммуникативный аспект): Автореф. дис. ... д-ра филос. Наук / Б.А. Парахонский Б.А. // Киев, 1989. - 32 с.
8. Петрунева Р.М. Гуманизация образования: модель гуманитарно-ориентированного специалиста / Р.М. Петрунева // Волгоград, 1998.
9. Руденко В.Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования / В.Н. Руденко, О.В. Гукаленко // Педагогика. -2003. - N6. - С 32-40.
10. Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен / Ю.В. Сенько // Педагогика. - 2002. - N1. - С 11-17.
11. Сыромясов О.В. Формирование межкультурной профессиональной компетенции специалиста на основе иноязычного текста: Дис. : канд. пед. наук / О.В. Сыромясов // М., 2000. - 197 с.
12. Трифанова В.Н. Содержание образования и его отображение в учебно-методических пособиях (на материале учебников немецкого языка) / В.Н. Трифанова // Ульяновск: УлГУ, 2003. - 207 с.
13. Федоров И. Качество образования - категория фундаментальная / И. Федоров // Высшее образование в России. - 2000. - N2. - С 3-7.
14. Шиянов Е.Н. Гуманистическая сущность и принципы личностноразвивающего образования / Е.Н. Шиянов // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: Материалы III межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Е.Н. Шиянова, Л.В. Лудак. - Ставрополь: СКСИ, 2004. -211 с.
15. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова // М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с.
16. Шиянов Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова // Ростов на/Д, 1995.