Научная статья на тему 'О перспективах становления конкурентоспособной и инновационной региональной экономики'

О перспективах становления конкурентоспособной и инновационной региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ. / INVESTMENT / INNOVATION POTENTIAL / PREFERENCES / CLUSTERING / INNOVATION POLICY / THE INTEGRATION OF RESOURCES.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Житинская Л. О.

Рост экономики Российской Федерации сопряжен с ее конкурентоспособностью и невозможен без развития инновационного потенциала предприятий и регионов. Развитие последних базируется на учете конкурентного потенциала, который опирается на инновационный вектор развития. Государство в недостаточной степени использует свои возможности в плане налоговой деятельности и излишней централизации. Отсутствие стратегических планов развития инноваций, жесткий подход в налогообложении, не учитывающий развитие конкурентных технологий и продукции, не позволяет развиваться предприятиям региона как инновационным структурам. В основе конкурентоспособности лежит инновационность экономики, как важнейший критерий целесообразности выхода предприятий на национальные и мировые рынки. При этом под инновационной экономикой понимаем новые виды товаров, изменение управления и организационных структур, технические и технологические новации, доведенные до целевых рынков. На сегодняшний день региональная власть имеет очень ограниченные возможности в инвестировании инноваций. В условиях ограниченности бюджетных и финансовых инвестиций в стране внутренний потенциал территорий является главным ресурсом их развития. Рациональное использование, наращивание ресурсного потенциала регионов один из важных приоритетов деятельности регионов (органов местного самоуправления и территориальных общин). В процессах функционирования и развития предприятий и регионов необходим постоянный поиск путей повышения своего инновационного потенциала, перенесение своих производственных ресурсов в жизнеспособные динамичные кластеры. Развитие инновационной системы позволит конкурировать предприятиям, регионам и в целом государству в сложных рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the prospects of formation of competitive and innovative regional economy

The growth of the Russian economy coupled with its competitiveness is impossible without the development of innovative capacity of regions and enterprises. The development of the regions is based on the consideration of the competitive potential, which, in turn, relies on an innovative vector of development. The government makes insufficient use of their opportunities in terms of tax activities and excessive centralization. Explain how uses the state and the region these opportunities. The lack of strategic plans for the development of innovation, stringent approach to taxation. Not taking into account the development of competitive technologies and products. Does not allow developing enterprises in the region as innovative structures. Note that the basis of competitiveness is innovativeness of the economy as the most important criterion of expediency of entering of enterprises into national and global markets. Thus, under the innovative economy understand new products. Change management and organizational structures. Technical and technological innovations brought to the target markets. To date regional government has very limited ability to invest in innovation. In conditions of limited budgetary and financial investment in the country’s internal potential of territories is the main resource of their development. Rational use increasing the resource potential of the regions is one of the important priorities of the regions (local authorities and territorial communities). In the processes of functioning and development of enterprises and regions requires a constant search for ways to improve their innovative capacity. Transferring its production resources in viable and dynamic clusters. Development of innovative system will allow competing to companies. Regions and the state as a whole in difficult market conditions.

Текст научной работы на тему «О перспективах становления конкурентоспособной и инновационной региональной экономики»

Оригинальная статья/Original article_

УДК 330.332.54

DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-392-400_

О перспективах становления конкурентоспособной и _инновационной региональной экономики_

_Лариса О. Житинская 1 [email protected]_

1 Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, 394036, Россия Реферат. Рост экономики Российской Федерации сопряжен с ее конкурентоспособностью и невозможен без развития инновационного потенциала предприятий и регионов. Развитие последних базируется на учете конкурентного потенциала, который опирается на инновационный вектор развития. Государство в недостаточной степени использует свои возможности в плане налоговой деятельности и излишней централизации. Отсутствие стратегических планов развития инноваций, жесткий подход в налогообложении, не учитывающий развитие конкурентных технологий и продукции, не позволяет развиваться предприятиям региона как инновационным структурам. В основе конкурентоспособности лежит инновационность экономики, как важнейший критерий целесообразности выхода предприятий на национальные и мировые рынки. При этом под инновационной экономикой понимаем новые виды товаров, изменение управления и организационных структур, технические и технологические новации, доведенные до целевых рынков. На сегодняшний день региональная власть имеет очень ограниченные возможности в инвестировании инноваций. В условиях ограниченности бюджетных и финансовых инвестиций в стране внутренний потенциал территорий является главным ресурсом их развития. Рациональное использование, наращивание ресурсного потенциала регионов - один из важных приоритетов деятельности регионов (органов местного самоуправления и территориальных общин). В процессах функционирования и развития предприятий и регионов необходим постоянный поиск путей повышения своего инновационного потенциала, перенесение своих производственных ресурсов в жизнеспособные динамичные кластеры. Развитие инновационной системы позволит конкурировать предприятиям, регионам и в целом государству в сложных рыночных условиях.

Ключевые слова: инвестирование, инновационный потенциал, преференции, кластеризация, инновационная политика, ин-

On the prospects of formation of competitive and innovative regional _economy_

_Larisa O. Zhitinskaya 1 [email protected]_

1 Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Avenue, 19, 394036, Russia

Summary. The growth of the Russian economy coupled with its competitiveness is impossible without the development of innovative capacity of regions and enterprises. The development of the regions is based on the consideration of the competitive potential, which, in turn, relies on an innovative vector of development. The government makes insufficient use of their opportunities in terms of tax activities and excessive centralization. Explain how uses the state and the region these opportunities. The lack of strategic plans for the development of innovation, stringent approach to taxation. Not taking into account the development of competitive technologies and products. Does not allow developing enterprises in the region as innovative structures. Note that the basis of competitiveness is innovativeness of the economy as the most important criterion of expediency of entering of enterprises into national and global markets. Thus, under the innovative economy understand new products. Change management and organizational structures. Technical and technological innovations brought to the target markets. To date regional government has very limited ability to invest in innovation. In conditions of limited budgetary and financial investment in the country's internal potential of territories is the main resource of their development. Rational use increasing the resource potential of the regions is one of the important priorities of the regions (local authorities and territorial communities). In the processes of functioning and development of enterprises and regions requires a constant search for ways to improve their innovative capacity. Transferring its production resources in viable and dynamic clusters. Development of innovative system will allow competing to companies. Regions and the state as a whole in difficult market conditions. Keywords: investment, innovation potential, preferences, clustering, innovation policy, the integration of resources._

Введение

Воронежская область по показателю динамики инвестиций в основной капитал занимает в России 11 место в 2010 году, уступая Липецкой области (в 1,6 раз) и Белгородской области (в 1,16 раз). А в 2015 году поднимается на 3-е место в ЦФО, уступая лишь Тамбовской области - (в 1,03 раза) (таблица 1).

О финансировании инновационных процессов, как правило, судят по показателю вливания инвестиций в инновации, а также по сопоставлению показателя «объемы

Для цитирования Житинская Л .О. О перспективах становления конкурентоспособной и инновационной региональной экономики // Вестник ВГУИТ. 2017. № 1. С. 392-400. (М10.20914/2310-1202-2017-1-392-400

инвестиций в основной капитал» с показателем «реальные потребности предприятий в обновлении производственной базы». Несмотря на то что с 2010 г. объем инвестиций в основной капитал, соотнесенный с его стоимостью, заметно вырос (с 23% в 2011 году до 98,7% в 2014 году), значение этого показателя для развития предприятий региона недостаточно, поскольку:

— основная доля инвестиций приходится на реализацию проекта НВАЭС-2, а фактически на производство и распределение электроэнергии, газа и воды для населения региона;

For citation

Zhitinskaya L.O. On the prospects of formation of competitive and innovative regional economy. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2017. no. 1. pp. 392-400 (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2017-1-392-400

— износ основных фондов в экономике региона составил в 2015 г. 44,9% [3];

— их структура изменилась: доля прямых иностранных инвестиций сократилась (в 2011 г. 257 млн долл. США, в 2014 г. - 2 млн долл.), растет доля прочих инвестиций (с 16,5% в 2011 до 94,1%

в 2014 г.). Статья «прочие инвестиции» характеризуется их кратким сроком и не оказывает существенного влияния на инновационные процессы в реальном секторе экономики, поскольку недостаточность их потенциала в перспективе не содействует стабильности воспроизводственных процессов.

Таблица 1.

Динамика инвестиций в основной капитал по субъектам ЦФО на душу населения (в фактически действовавших ценах, рублей) [2]

Table 1.

The dynamics of investment in fixed assets by the subjects of the CFA per capita (in current prices, rubles)

Субъекты Subjects Годы Years

2010 2011 2012 2013 2014 2015

ЦФО Central Federal district 54697 63866 76709 85979 91819 94111

Белгородская область Belgorod oblast 62865 82123 88929 83891 78044 94501

Брянская область Bryansk oblast 32780 37810 36974 48764 53375 50224

Владимирская область Vladimir oblast 34652 41607 42761 46104 52451 57427

Воронежская область Voronezh oblast 53890 66539 78223 93139 103119 113030

Ивановская область Ivanovo oblast 28160 30625 27353 32444 31803 24822

Калужская область Kaluga oblast 73599 76686 95312 97589 99042 91580

Костромская область Kostroma oblast 22549 26575 32059 33853 41978 40169

Курская Область Kursk Oblast 40779 52083 59477 63932 65908 62911

Липецкая Область Lipetsk Oblast 86502 96265 80173 87071 91113 100759

Московская Область Moscow Oblast 55806 62869 73822 82874 89780 88018

Орловская область Oryol oblast 27175 43491 51928 56593 61985 68600

Рязанская область Ryazan oblast 35115 46223 58179 66096 53208 47720

Смоленская область Smolensk oblast 49429 57933 57714 57569 58558 62280

Тамбовская область Tambov oblast 49312 62886 76839 91600 103781 115929

Тверская область Tver oblast 60851 70034 60131 60569 63658 56639

Тульская область Tula oblast 45924 50214 54637 59625 62756 69924

Ярославская область Yaroslavl oblast 56674 63245 63726 67899 69624 54299

Г. Москва Moscow 63932 73976 102374 117329 126874 131403

Среди субъектов ЦФО России Москва по показателю остатков прямых инвестиций по состоянию на 01.01.2016 заняла первое место. Второе место среди регионов, входящих в ЦФО России, по показателю остатков прямых иностранных инвестиций по состоянию на 01.01.2016 заняла Московская область (10,0 млрд долл. США), третье - Липецкая область (6,2 млрд долл. США), четвертое -

Белгородская область (1,9 млрд долл. США), пятое место заняла Калужская область (1,8 млрд долл. США).

Нестабильности и отсутствию конкуренции способствует коррупция, в которой задействованы правоохранительные органы, региональная власть, предприниматели. Далеко не в правовом поле ведется борьба за земельные участки, недвижимость, собственность.

Поступление прямых иностранных инвестиций (сальдо операций платежного баланса Российской Федерации; миллионов ,

Таблица 2.

; долларов США)

Table 2.

Foreign direct investment (balance of payments of the Russian Federation operations; millions of US dollars)

Субъекты Subjects Годы Years Темп роста, % Growth rate, %

2011 2014

Российская Федерация Russian Federation 55084 22857 -59

ЦФО / Central Federal district 43350 12486 -71

Белгородская область / Belgorod oblast -127 -3 102

Брянская область /Bryansk oblast 1 0 -100

Владимирская область /Vladimir oblast 423 -223 -153

Воронежская область / Voronezh oblast 257 2 -99

Ивановская область / Ivanovo oblast -20 -44 120

Калужская область / Kaluga oblast 19 46 342

Костромская область / Kostroma oblast 201 720 458

Курская Область / Kursk Oblast 25 7 -72

Липецкая Область / Lipetsk Oblast 761 433 -43

Московская Область / Moscow Oblast 2377 750 -68

Орловская область / Oryol oblast -3 224 7430

Рязанская область / Ryazan oblast 29 23 -21

Смоленская область / Smolensk oblast 165 22 -87

Тамбовская область / Tambov oblast -14 3 121

Тверская область / Tver oblast 44 43 -2

Тульская область / Tula oblast 255 -201 -179

Ярославская область / Yaroslavl oblast 721 -346 -148

г. Москва / Moscow 38236 11030 -71

Таблица 3.

Страны и территории мира, упорядоченные по совокупному Индексу экономической свободы, по данным Американского исследовательского центра «Фонд наследия» (The Heritage Foundation), за 2013 г

Table 3.

Countries and territories of the world, sorted by aggregate indices of economic freedom according to the American research center Heritage Foundation (The Heritage Foundation) for 2013

Место place Страна Country Индекс Index № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10

Страны с преимущественно несвободной экономикой Countries with mostly unfree economy

138 Того / Togolese Republic 53.0 30.0 29.0 69.7 78.1 51.9 43.4 80.4 67.8 50.0 30.0

139 Китай / China 52.7 20.0 40.0 69.7 81.5 52.1 63.0 74.2 71.8 25.0 30.0

140 Таджикистан / Tajikistan 52.7 20.0 22.0 92.1 81.9 65.4 46.4 69.6 74.6 25.0 30.0

141 Либерия / Liberia 52.7 25.0 38.0 83.0 69.9 60.1 43.9 72.7 74.4 40.0 20.0

142 Коморские Острова / Comoros 52.1 30.0 28.0 64.5 78.8 47.3 52.0 77.9 73.0 40.0 30.0

143 Россия / Russia 52.1 20.0 28.0 86.1 57.8 76.3 58.9 63.9 75.0 25.0 30.0

144 Гвинея / Guinea 52.1 15.0 24.0 68.1 79.5 51.6 74.4 66.7 61.2 40.0 40.0

145 Гвинея-Бисау / Guinea-Bissau 52.0 20.0 19.0 89.1 88.0 39.6 61.7 77.5 65.4 30.0 30.0

В таблице 3 приведен перечень стран и территорий мира, упорядоченных по совокупному Индексу экономической свободы [7]. В таблице 4 учтены составляющие категории экономической свободы РФ, принятые в мировой экономике.

Российская Федерация находится в конце списка «преимущественно несвободных» стран, в 2015 году она опустилась на четыре позиций и заняла в общем рейтинге 143-е место,

получив 52,1 балл по Индексу. Это ниже средних мировых и региональных уровней (например, среди 43 европейских стран Россия занимает 41 место). По степени экономической свободы Россия упала ниже партнеров по БРИКС: Бразилия заняла в нем 118-е место, Индия - 128-е, Китай - 139-е, ЮАР - 72-е.

Значения категорий «коррупция», «свобода инвестиций» в Российской Федерации приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Оценки России в рейтинге экономической свободы в 2015 г

Table 4.

Estimates of Russia in the ranking of economic freedom in 2015

Компонент индекса экономической свободы Economic Freedom Index Component Оценка 2014, баллы от 0 до 100 Evaluation of the 2014 Ball-ly from 0 to 100 Место в рейтинге Place in rating Изменения по сравнению с предыдущим годом, баллы Changes compared to the previous year, points Долгосрочные изменения (по сравнению с 1995 г.), баллы Long-term changes (compared to 1995), points Средняя мировая оценка, 2014 The average global score 2014

Права собственности Ownership 20,0 138 -5,0 -30 42,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свобода от коррупции Freedom from Corruption 28,0 132 +5,9 +18 41,9

Государственные расходы Public expenditures 57,8 119 -3,7 -9,3 61,7

Свобода от налогов Freedom from taxes 86,1 44 +0,5 +10,6 77,4

Свобода предпринимательства Free enterprise 76,3 40 +6,3 -8,7 64,1

Свобода труда Freedom of labor 58,9 104 +3,1 -2,9 61,3

Денежно -кре дитная свобода Monetary freedom 63,9 174 -5,5 +63,9 75,0

Свобода торговли Free trade 75,0 104 +0,4 +23 75,4

Свобода инвестиций Freedom investments 25,0 158 0 -45 54,8

Финансовая свобода Financial freedom 30,0 131 0 -20 48,5

На основе экспертных данных с учетом действия федеральных законов и законов Воронежской области [4] выявлены показатели «свобода от коррупции» и «свобода инвестиций» в регионе, которые равны соответственно 21,5 балла и 25,0 баллов (из ста баллов), что почти соответствует рейтингу, занимаемому РФ по данным показателям (25 и 21 баллов). Если по показателю «свобода от коррупции» выявлена тенденция к его снижению, то показатель «свобода инвестиций» остается на прежнем уровне.

Необходимо учитывать, что на современное состояние экономики регионов не мог не повлиять финансовый кризис 2008 г. Имея научно-технический, промышленный, сельскохозяйственный и интеллектуальный потенциал, в Воронежской области также, как и в других регионах РФ необходим диалектический подход, учитывающий политическую нестабильность, преодоление кризисных ситуаций в финансовой и социальной сфере с последующей реализацией структурных инноваций в экономике области.

В этих целях планируется создание специального режима инновационной деятельности

технологических парков, продолжение работы по снятию административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности, завершение создания центров для определения соответствия национальной системы регистрации международным стандартам, усиление безопасности деловых операций.

Одной из главных целей в экономике региона является снижение кредитных рисков, что открывает новые перспективы для уменьшения стоимости инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних заимствований. Этому, в частности, способствует перевод региона и страны в целом из шестой в пятую группу кредитных рисков [8].

Конкурентоспособности и развитию инновационных проектов способствует повышение международного интереса и повышение инвестиционной привлекательности. Свидетельством этого является динамика прямых иностранных инвестиций. В течение последующих лет в экономику региона планируется увеличить объем иностранных инвестиций на 12%.

Таблица 5.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Воронежской области в сравнении с Российской Федерацией до 2030 года (среднегодовые темпы прироста, %)

Table 5.

Basic indicators of social and economic development In the field Voronezh in comparison with the Russian

Federation until 2030 (the average growth, %)

2010 2011-2015 2012-2018 2016-2020 2021-2025 2026-2030 2012-2030

Валовой внутренний продукт Gross domestic product 4,3 4,1 4,4 4,8 4,4 4,3 4,4

Валовой региональный продукт Gross regional product 1,2 7,0 6,7 6,6 4,6 4,5 5,6

Промышленность | Industry

Российская Федерация Russian Federation 8,2 3,9 3,8 4,0 4,1 3,8 3,9

Воронежская область Voronezh oblast 3,5 13,5 11,9 7,0 5,0 4,7 7,5

Инвестиции в основной капитал | Investments in fixed capital

Российская Федерация Russian Federation 6,0 7,3 7,2 7,0 6,0 5,3 6,3

Воронежская область Voronezh oblast 31,8 5,6 6,5 8,2 6,4 5,2 6,4

Оборот розничной торговли | Retail trade turnover

Российская Федерация Russian Federation 6,4 5,9 5,2 4,7 4,4 4,2 4,7

Российская Федерация Russian Federation 9,6 10,5 8,8 7,2 6,6 6,0 7,3

Платные услуги населению | Paid services to the population

Российская Федерация Russian Federation 1,5 5,2 5,6 5,3 5,0 4,7 5,1

Воронежская область Voronezh oblast 3,3 8,1 7,4 5,7 5,4 5,3 6,1

Переход к инновационному развитию не только экономики, но всей системы общественных преобразований - наиболее актуальная проблема региона. В то же время конкурентоспособность региона - это его способность генерировать и быстро овладевать инновациями.

За последние годы ученые и экономисты Воронежской области разработали и постоянно модифицируют стратегический план инновационного развития региона. Разработаны долгосрочная программа обеспечения конкурентоспособности региональной экономики с учетом глобализации рынков, а также многие другие отраслевые программы и предложения (рисунок 1).

В наибольшей мере научно-технический потенциал РФ сохраняется в отраслях военно-промышленного комплекса, являющегося своеобразным полигоном для апробации научных идей и технических новшеств. В этом плане перспективными для России остаются такие высокотехнологичные конкурентоспособные производства, как самолетостроение, ракетно-космическая отрасль, судостроение, танкостроение, приборостроение, создание электронно-оптических изделий, навигационных приборов, радиотехнических систем, турбостроение и др. Важно не утратить эти производства, а закрепить и расширить инновационный потенциал.

В Воронежской области к предприятиям ВПК относятся Воронежский механический завод,

КБ «Химавтоматика», ВАСО, «Созвездие» и другие. Однако такие предприятия, как НПО «Энергия», НПО «Электроника» и ряд других прекратили свое существование в результате реформирования в 90-е годы.

Исходя из Концепции развития региональной инновационной системы, разработана и функционирует долгосрочная стратегия инвестиционно-инновационного развития области. Законодательная и исполнительная власть, в свою очередь, сформировали нормативно-правовое поле и соответствующую инновационную инфраструктуру (инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные центры, технопарки и т. д.). В особых условиях находятся высокотехнологичные предприятия, предоставляющие новейшее оборудование и иные научные разработки, определяемые государством как преференции и государственные приоритеты.

С развитием рынка научных исследований необходима защита прав интеллектуальной собственности - деятельность органов, выдающих соответствующие защитные документы, специальные библиотеки, которые могут обеспечить доступ к патентно-информационным ресурсам в сфере интеллектуальной собственности, а также общедоступные базы данных, гарантирующие возможность авторам осуществлять на современном уровне патентный поиск, защиту своих интересов в судах и т. д.

Преференции инновационной деятельности

Воронежской области Preferences innovation activities in Voronezh region

- переориентация на инновационный путь развития экономики региона; the shift to the innovative way of development of economy of region;

- создание условий для сохранения, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала;

creation of conditions for preservation, development and use of domestic scientific-technical and innovative potential;

- обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;

ensuring the interaction of science, education, production, financial-credit sphere in the development of innovative activities;

- эффективное использование рыночных механизмов для содействия инновациям, - поддержки предпринимательства в научно-производственной сфере;

effective use of market mechanisms to promote innovation, support entrepreneurship in scientific-production field;

- осуществление мероприятий в поддержку международной научно-технологической кооперации, трансфера технологий, зашиты отечественной продукции на внутреннем рынке и ее продвижения на внешний рынок;

implementation of measures in support of international scientific and technological cooperation, technology transfer, protection of domestic products on the domestic market and its promotion on foreign markets;

- определение и поддержка приоритетных направлений инновационной деятельности государственного, отраслевого, регионального и организационного уровней;

definition and support of priority directions of innovative activities of national, sectoral, regional and organizational levels;

- формирование и реализация государственных, отраслевых, региональных и организационных инновационных программ;

formation and implementation of state, sectoral, regional and organizational innovation programs;

- финансовая поддержка, осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инновационной деятельности;

financial support, the implementation of favorable credit, tax and customs policy in the sphere of innovation activity;

- содействие развитию инновационной инфраструктуры;

fostering the development of innovative infrastructure;

- информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности;

information support of subjects of innovative activity;

- подготовка кадров в сфере инновационной деятельности.

training in the field of innovation.

Рисунок 1. Преференции инновационной деятельности Figure 1. Preferences innovation Voronezh region

Обеспечение реализации эффективной государственной инновационной политики невозможно без ее активного внедрения на региональном уровне. Регионы с их научно-технологическими, финансово-экономическими, производственными и социальными возможностями играют особенно важную роль в процессе перехода экономики на инновационный путь

шежской области

развития. Необходим системный подход к региональной политике [7], более качественное формирование стратегических планов социально-экономического развития областей. Известно, что к этому процессу привлечены ученые Воронежской области, однако их прогнозы вызывают сомнения, поскольку на процессы планирования влияют отсутствие практического

опыта, излишняя заполитизированность, необоснованность отдельных индикаторов.

В условиях ограниченности бюджетных и финансовых инвестиций в стране внутренний потенциал территорий является главным ресурсом их развития. Рациональное использование, наращивание ресурсного потенциала регионов - один из важных приоритетов деятельности. Стратегия укрепления ресурсного потенциала регионов и повышения их конкурентоспособности должна быть направлена на реализацию структурных изменений в хозяйственном комплексе области с учетом внедрения инвестиционно-инновационной модели и особенностей потенциала каждого.

Кластеризация в современной мировой экономике является общепризнанным феноменом. Опыт социально-экономических трансформаций в европейских странах, к примеру, практика реализации ими кластерных инициатив в регионах являются примером межотраслевого и отраслевого развития комплекса предприятий. Насколько большое значение придается кластеризации в странах ЕС свидетельствует тот факт, что в 2000 году в рамках Саммита, проходившего в Лиссабоне, эти страны ориентированы на кластеризацию и обеспечение создания в Европе наиболее конкурентоспособной и динамичной экономики знаний, способной даже опередить США и Японию по показателям устойчивого экономического развития. О значимости развития промышленных кластеров свидетельствует тот факт, что на форуме Европалат в июле 2006 г. был одобрен и принят Манифест Европалат по развитию кластеров в странах Европы.

Процессу ускорения формирования в регионах РФ инновационных производственных систем на основе кластерной модели в значительной степени способствуют инициативы предприятий региона.

В «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области» при характеристике стратегической позиции инновационного развития региона, указано, что «важную роль играет наличие объективных предпосылок формирования и развития региональных и межрегиональных кластеров, реализующих конкурентные преимущества территории и позволяющих фокусировать промышленную политику на перспективные точки экономического роста. Формальные признаки для их идентификации могут быть выявлены при

помощи коэффициентов локализации, душевого производства и специализации: значения более единицы показывают, что соответствующие производства являются сферами рыночной специализации субъекта РФ, и в них либо уже существуют кластеры, либо их создание является возможным» [5].

К примеру, проводимые мероприятия (форумы, конференции, семинары, круглые столы и др.) в уже созданном молочном кластере привели предприятия этой отрасли к устойчивому развитию. Учитывая, что в современной рыночной экономике критической точкой инновационного процесса производства конкурентоспособной продукции является определение рыночной ниши и платежеспособного спроса, научные работники и руководители инновационных интегрированных структур направили значительные усилия на выявление преимуществ и возможных масштабов рынков сбыта продукции. созданной в существующих и потенциальных промышленных кластерах [6].

Развитие инновационного потенциала области обеспечит интеграцию ресурсов и видов деятельности, ориентированных на разработку и освоение инноваций (новых технологий, видов продукции, форм и методов организации производства). Как указано выше, особые преференции имеют процессы кластеризации (под которой понимаем неформальное объединение предприятий в целях получения прибыли за счет совместной деятельности), участниками кластеров могут быть как частные структуры, так и государственные организации. При этом участие государственных предприятий в кластерных структурах позволит им создать благоприятные условия для инвестиций и привлечет хозяйственные субъекты, заинтересованные в совместной работе, что будет способствовать конкурентоспособности не только предприятий, но и региона.

Трансформации кластерной системы предприятий Воронежской области способствует интеграция структур межрегионального и национального масштаба, таких как АО «Созвездие», технопарки при Политехническом институте г. Воронежа, создание технико-внедренческих зон и промышленных округов).

Предлагается дальнейшее развитие промышленных кластеров в отраслях и производствах (рисунок 2).

Создание промышленных кластеров в Воронежской области, способствующих инновационной деятельности The creation of industrial clusters in the Voronezh

region, to encourage innovative activities

Производство: Production:

- передача и распределение электроэнергии; transmission and distribution of electricity;

- химическое производство; chemical production;

- производство пищевых продуктов; производство машин и оборудования; manufacture of food products; manufacture of machinery and equipment;

- производство резиновых и пластмассовых изделий; manufacture of rubber and plastic products;

- производство неметаллических изделий; manufacture of non-metallic products;

Рисунок 2. Создание кластеров, способствующих развитию инноваций в Воронежской области Figure 2. Create clusters contributing to the development of innovations in the Voronezh region

Выводы

Процессы конкуренции внесли свои коррективы в инновационное развитие не только стран, но и регионов и предприятий. В процессах функционирования и развития предприятий и регионов необходим постоянный поиск путей

повышения своего инновационного потенциала, перенесение своих производственных ресурсов в жизнеспособные динамичные кластеры. Развитие инновационной системы позволит конкурировать предприятиям, регионам и в целом государству в сложных рыночных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1 Багиев Г. Л. Международный маркетинг. 2 е издание. Питерпресс, 2008. 653 с.

2 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/ DBInet.cgi?pl=7000007

3 Huang В., Zhang Т. Discussion on innovative development policies for underdevelopment regions from the perspective of regional innovative economy // Applied Mechanics and Materials. Trans Tech Publications, 2014. T. 448. C. 4049-4054.

4 Падалкин В. Ю. Монография: Актуализированная стратегия Воронежской области 2020 Во-ронежстат, 2012.

5 Овчинникова Т. И., Хорев А. И., Булгакова И. Н. Инновационные факторы современной маркетинговой концепции управления предприятием (на примере

ОАО Молочный комбинат Воронежский) // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С. 446-451.

6 Prat А.М. et al. How do road infrastructure investments affect the regional economy? Evidence from Spain. 2016. №. wpdeal610.

7 Филип Маккан, Ракель Ортега Аргилис Современная региональная инновационная политика // Кембриджский журнал регионов, экономики и общества, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Shkurkin D. V. et al. Basic characteristics of an intensive type of the reproduction process in the regional economy // International Review of Management and Marketing 2016. T. 6. №. IS.

9 Parr J. B. The regional economy, spatial strac-

ture and regional urban systems // Regional Studies.

2014. Т. 48. №. 12. С. 1926-1938.

REFERENCES

1 Bagiev G. L. Mezhdunarodnyi marketing [International marketing]. Piterpress 2008. 653 p. (in Russian).

2 Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=7000007

3 Huang B., Zhang T. Discussion on innovative development policies for underdevelopment regions from the perspective of regional innovative economy. Applied Mechanics and Materials. Trans Tech Publications, 2014. vol. 448. pp. 4049-4054.

4 Padalkin V. Yu. Monografiya: Aktualiziro-vannaya strategiya Voronezhskoi oblasti 2020 [Monograph: revised strategy of the Voronezh region 2020]. Voronezhstat 2012. (in Russian).

5 Ovchinnikova T. I., Khorev A. I., Bulgakova I. N. Innovative factors of modern marketing concept of enterprise management (on the example of JSC Dairy

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Лариса О. Житинская аспирант, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, 394036, Россия, [email protected]

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Лариса О. Житинская написала рукопись и несёт ответственность за плагиат

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ПОСТУПИЛА 23.12.2016 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 15.02.2017

plant in Voronezh). Ekonomika i predprini-matel'stvo [Economics and entrepreneurship]. 2014. no. 11. pp. 446-451. (in Russian).

6 Prat A. M. et al. How do road infrastructure investments affect the regional economy? Evidence from Spain. 2016. no. wpdea1610.

7 Makkan F., Argilis R.O. Modern regional innovation policy. Kembridzhskii zhurnal regionov ekonomiki i obshchestva [Cambridge journal of regions economy and society]. 2013. (in Russian).

8 Shkurkin D. V. et al. Basic characteristics of an intensive type of the reproduction process in the regional economy. International Review of Management and Marketing. 2016. vol. 6. no. 1S.

9 Parr J. B. The regional economy, spatial structure and regional urban systems Regional Studies. 2014. vol. 48. no. 12. pp. 1926-1938.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Larisa O. Zhitinskaya graduate student, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution av., 19, 394036, Russia, [email protected]

CONTRIBUTION

Larisa O. Zhitinskaya wrote the manuscript and is responsible for plagiarism

CONFLICT OF INTEREST

The author declare no conflict of interest.

RECEIVED 12.23.2016 ACCEPTED 3.15.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.