развитие инновационного потенциала региона силами оборонной промышленности
АА. Бакулина1, П.П. Топчий2, А.М. Солонинкина3,
Финансовый университет, Москва, Россия 1http://orcid.org/0000-0003-2110-4194 2http://orcid.org/0000-0003-1299-5845 3http://orcid.org/0000-0001-7647-7284
Аннотация
Актуальность. На сегодняшний день развитие регионов на базе инноваций является важнейшим фактором их конкурентоспособности. Способность региона изменять внутреннюю политику и производить высокотехнологичную продукцию формирует инновационный потенциал региона. Основным локомотивом инновационного развития российской экономики являются предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и государственные институты, с ними связанные, что и определяет направление по анализу повышения эффективности инновационной активности региона сквозь призму ОПК. Методы. В статье была проанализирована ситуация относительно региональных инициатив по развитию инновационного потенциала предприятий ОПК, показатели, влияющие на инновационный потенциал региона, и факторы, определяющие их.
Результаты. Наиболее эффективными в данном контексте представляются кластерные инициативы, объединяющие науку, производство и государство и дающие наибольший толчок инновационному потенциалу региона. В результате проведенного анализа был сделан вывод о необходимости организации кластеров под эгидой предприятий ОПК.
Перспективы. Дальнейшее продвижение таких инициатив может быть связано с передачей ведущей роли предприятиям ОПК, что создаст конкурентную среду и обеспечит развитие инновационных процессов в регионе. Во взаимосвязи с вектором диверсификации деятельности предприятий ОПК синергетический эффект от такого взаимодействия может быть наибольшим.
ключевые слова: оборонная промышленность; ОПК; инновационный потенциал региона; инновационное развитие; продукция двойного назначения; кластер; кластерные инициативы.
Для цитирования: Бакулина А.А., Топчий П. П., Солонинкина А. М. Развитие инновационного потенциала региона силами оборонной промышленности // Управленческие науки. 2017. Т. 7. № 4. С. 36-45. УДК 338.984 JEL G32
Development of Regional Innovative Potential by the defense industry Forces
AA. Bakulina1, P.P. Topchiy2, MA. Soloninkina,
Financial University, Moscow 1http://orcid.org/ 0000-0003-2110-4194 2http://orcid.org/ 0000-0003-1299-5845 3http://orcid.org/0000-0001-7647-7284
Abstract
Introduction, Purpose. To date, the development of regions based on innovation is the most important factor of their competitiveness. The ability of the region to change domestic policies and produce high-tech products forms the region's innovative potential. The enterprises of the defense industry complex (DIC) and state institutions associated with them give the greatest response at the state and industrial level with respect to the development of innovative potential, which determines the direction for analyzing the increase in the efficiency of innovative activity in the region through the prism of the defense industry.
Methods. The article analyzed the situation with regard to regional initiatives to develop the innovative potential of defense enterprises, the indicators that affect the region's innovative potential and the factors that determine them.
Results. The most effective in this context are cluster initiatives that unite science, production and the state, give the greatest impetus to the innovative potential of the region. As a result of the analysis, it was concluded that there is a need to organize clusters under the auspices of defense industry enterprises.
Discussion. Further development of such initiatives can be associated with the transfer of leading roles to defense enterprises, which will create a competitive environment and will provide an opportunity for further development. In connection with the vector of diversification of the activities of defense enterprises, there will be the greatest synergetic effect from such an interaction.
Keywords: defense industry; military-industrial complex; regional innovative potential; innovative development; dual-purpose products; cluster, cluster initiative.
For citation: Bakulina A. A., Topchiy P. P., Soloninkina M. A. Development of Regional Innovative Potential by the Defense Industry Forces. Upravlencheskie nauki = Management Sciences, 2017, vol. 7, no. 4, pp. 36-45. (In Russ.). UDC 338.984 JEL G32
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) представляет собой совокупность предприятий полного цикла производства оборонной продукции и научно-технической базы нашей страны. Через такие элементы функционирования ОПК, как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производимые научно-исследовательскими институтами, научно-производственными объединениями и конструкторскими бюро, формируются инновационные процессы, являющиеся двигателем развития экономики.
Контроль и регулирование ОПК лежит, помимо юрисдикции федеральных органов исполнитель-
ной власти (Правительства Российской Федерации, Минобороны России, Минпромторга России, Минпромнауки России и т.д.), на региональных органах власти, призванных оказывать содействие ОПК с учетом интересов развития регионов, решения актуальных вопросов их социально-экономического развития, поддержания инфраструктуры, в первую очередь градообразующих предприятий, а также в местах концентрированного присутствия оборонных предприятий [1].
Более того, региональные и местные власти заинтересованы в совместном взаимодействии, поскольку посредством проведения эффективной оборонно-промышленной политики разрешается
ряд проблем в регионах: снижение уровня безработицы, улучшение условий и качества жизни населения, увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и т.д.
Состояние науки, технологической базы, передовых технологий, играющих ключевую роль в становлении конкурентоспособности отечественной продукции, представляется наиболее важным фактором развития экономики регионов на данный момент.
Предприятия ОПК в этом ключе рассматриваются как основной локомотив инновационного развития российской экономики посредством развития инновационного потенциала регионов, в которых они присутствуют и внедряют инновации.
Рассмотрим влияние хозяйствования крупнейших оборонных предприятий на регионы, в которых они расположены. В выборке присутствуют регионы Центрального федерального округа (ЦФО), занимающего первое место среди федеральных округов по выпуску продукции оборонного назначения и по объемам научно-технической продукции (табл. 1).
Стоит акцентировать внимание на том, что особое значение приобретают предприятия ОПК, выпускающие высокотехнологичную продукцию гражданского и двойного назначения. Здесь стоит отметить следующие предприятия:
• АК «Туламашзавод». Производит обширную номенклатуру продукции гражданского назначения, которая в том числе используется для укомплектования аэромобильных госпиталей и комплексов МЧС России и Минобороны России. Завод выпускает мобильную пожарную установку, сани для следж-хоккея, предназначенные для людей с ограниченными возможностями, маг-ниторезонансный томограф «Престиж-15» для высокоточных диагностических исследований всех структур и органов пациента и другую продукцию. Говоря о вкладе предприятия в региональное развитие, необходимо отметить, что предприятие, являясь градообразующим, отличается активной работой в области развития условий труда и отдыха, поддерживает социально незащищенные и малообеспеченные категории работников, финансирует обучение и подготовку кадров. Среди активов предприятия присутствуют база отдыха, детский лагерь, а также ряд объектов развития культуры и спорта. Предприятие курирует деятельность учебных заведений, дет-
ских домов, домов ребенка и реабилитационного центра*;
• АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика Аркадия Шипунова». Среди перспективных гражданских изделий и разработок этого предприятия — в частности, лазерный хирургический аппарат «Ланцет-2», предназначенный для бесконтактного и бескровного рассечения, коагуляции и выпаривания мягких биотканей. Серийно выпускаемые аппараты позволяют проводить практически все виды операций в таких областях медицины, как хирургия, урология, онкология, гинекология, дерматология, косметология, оториноларингология, офтальмология, стоматология и др.
По показателям высокого уровня социально-экономической эффективности лидируют следующие предприятия, входящие в состав сводного реестра организаций ОПК и находящиеся в сфере деятельности Минпромторга России, а также расположенные в ЦФО;
• ОАО «Завод имени В. А. Дегтярева» (далее — ОАО «ЗиД»). Это — многопрофильное предприятие, входящее в число крупнейших в машиностроительном и оборонном комплексе страны, признано одним из победителей в номинации «Промышленная организация оборонно-промышленного комплекса в сфере деятельности Минпромторга России высокой социально-экономической эффективности» по итогам конкурса Минпромторга России на звание «Организация оборонно-промышленного комплекса высокой социально-экономической эффективности». Завод характеризуется продукцией широкого назначения, которая имеет высокую долю экспорта в страны дальнего и ближайшего зарубежья. Номенклатура продукции ОАО «ЗиД» в большей мере представлена вооружением для сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота в 17 стран мира. Основу заводского портфеля заказов составляют ракетные комплексы и автоматизированные системы управления огнем, стрел-ково-пушечное вооружение. По итогам 2015 г. предприятие занимает лидирующее положение на международном рынке, поставляя высокоточный снайперский комплекс «Корд-М», являющийся инновационно новым продуктом,— самой
* Туламашзавод. Социальная политика. URL: http://www. tulamash.ru/page/social (дата обращения: 26.09.2017).
Таблица 1/Table 1
Обзор Центрального федерального округа в разрезе ряда предприятий ОПК / Overview of the Central Federal District in the context of a number of DIC enterprises
Регион ЦФО / Region of Central Federal District Предприятие ОПК / Enterprise DIC
Тульская область АК «Туламашзавод»
Тульская область АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика Аркадия Шипунова»
Владимирская область ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева»
г. Москва АО «Концерн воздушно-космической обороны „Алмаз-Антей"»
легкой крупнокалиберной винтовкой среди всей оборонной продукции мировых предприятий ОПК. В целях подготовки квалифицированных специалистов ОАО «ЗиД» проводит специализированные курсы лекций и деловые игры, позволяющие повысить уровень профессиональных знаний, в связи с активной модернизации ОПК и введением новых технологий нормирования производственного процесса. Вклад завода в развитие региона также существенен: под его началом производится строительство жилья, спортивных и оздоровительных объектов, функционирует лагерь «Солнечный», принимающий до 2000 детей в год, включает туристическую базу для взрослых на берегу р. Клязьма на 500 мест. Ежегодно здесь отдыхают около 3 тыс. работников и семей завода;
• АО «Концерн воздушно-космической обороны „Алмаз-Антей"». Предприятие является заслуженным победителем в номинации «Интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса в сфере деятельности Минпромторга России высокой социально-экономической эффективности» по итогам конкурса Минпромторга России на звание «Организация оборонно-промышленного комплекса высокой социально-экономической эффективности». Являясь одним лидеров среди оборонных предприятий, «Алмаз-Антей» насчитывает более 120 тыс. специалистов различных областей военной промышленности. Выступая в качестве высокотехнологичной компании, концерн импортирует продукцию в более чем 50 стран мира.
Социально-экономическая эффективность региона в процессе деятельности вышеуказанных предприятий ОПК достигается посредством положительной динамики следующих показателей:
• валовый региональный продукт (ВРП);
• бюджетная обеспеченность региона при растущем объеме величины поступающих налогов;
• объем инвестиций, направляемых на совершенствование производственных мощностей, разработку и продвижение на рынок новых продуктов [отбор результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) оборонно-промышленных предприятий, имеющих высокий коммерческий потенциал, и генерация на их основе нововведений, способных к реализации по двойному (военному и гражданскому) назначению];
• рост инвестиционной привлекательности региона;
• доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВРП;
• доля рабочих мест высокой производительности;
• доля рабочих мест, обеспеченных заработной платой, превышающей среднюю по региону;
• уровень обеспеченности объектами инфраструктуры.
Сбалансированность и эффективность социально-экономической, научной и промышленной политики региона определяют потенциал инновационной активности и способствуют распространению и использованию инноваций [2, с. 263].
с Факторы развития инновационного потенциала регионов
с J * СГ
Наличие развитых предприятий реального сектора (оборонных) Наличие образовательных и научно- исследовательских организаций, работающих в интересах реального сектора экономики Наличие заинтересованности в инновационных процессах со стороны властей
U
Обеспечивает наличие практических специалистов, интерес в НИОКР, подд ержку со стороны федерального бюджета Обеспечивает воспроизводство кадров путем привлечения молодежи из окружающих регионов. Взаимодействие с предприятиями ОПК позволяет обеспечить работой выпускников, а также преемственность практических навыков Обеспечивает институциональную поддержку, выраженную прежде всего в обеспечении инфраструктуры, площадок для обмена мнениями, субсидии
Рис. 1 /Fig. 1. взаимосвязь факторов регионального развития опк / interrelation of factors of the regional DIC development
Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на развитие инновационного потенциала региона (рис. 1).
Очевидным является тот факт, что развитие инновационного потенциала в регионах может быть достижимо только при заинтересованности всех сторон, участвующих в этом процессе. Предприятия реального сектора, прежде всего оборонные, внедряющие инновационные подходы, создающие высокотехнологичный, конкурентный на международных рынках продукт, могут рассчитывать на поддержку со стороны государства.
Оборонно-промышленные предприятия, как и предприятия реального сектора, оказывают сильное воздействие на развитие регионов. Так, в 2016 г. ВРП Тульской области вырос на 4% (до 469 млрд руб.), что стало возможным прежде всего благодаря вкладу предприятий отрасли машиностроения: по итогам года объем отгруженной продукции достиг 589,3 млрд руб. (второе место в ЦФО), 30,2% из которых приходились на предприятия машиностроительной отрасли, представленные ОПК.
В рамках предприятия ОПК также реализован дополнительный инструмент влияния на партнеров по повышению их производственной и экономической эффективности — институт военных
представительств Минобороны России, обеспечивающий контроль роста цен и предотвращающий растрату средств федерального бюджета.
Региональные власти заинтересованы в занятости населения, повышении уровня жизни населения при растущих заработных платах и поступлениях в региональный бюджет. Для этого региональным властям необходимо проводить социально-экономическую политику, направленную на поддержку предприятий ОПК в случае, если таковые представлены в регионе.
Представители научного сообщества, разрабатывающие и апробирующие инновационные продукты в рамках научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро и научно-производственных объединений, также должны получать поддержку региональных властей. При этом наиболее важными направлениями, помимо финансирования, являются обеспечение преемственности опыта от состоявшихся ученых молодым специалистом, а также стимулирование коммерциализации научных разработок путем внедрения их на предприятиях в ускоренном порядке.
Так, в Тульской области более 60% учебных заведений готовят специалистов по наиболее востребованным со стороны промышленности специальностям: «Металлообработка», «Транс-
Таблица 2/ Table 2
Распределение затрат на технологические инновации среди регионов ЦФО, % / Distribution of costs for technological innovation among the regions of the Central Federal District, %
Регион / Distric 2015 г. / 2015 2014 г. / 2014 2013 г. / 2013
Центральный федеральный округ 100 100 100
Белгородская область 0,6 1,1 0,4
Брянская область 0,4 0,3 0,7
Владимирская область 2,4 1,6 1,5
Воронежская область 2,4 1,8 2,5
Ивановская область 0,1 0,1 0,1
Калужская область 2,8 3,6 5,1
Костромская область 0,4 0,1 0,2
Курская область 0,2 1,2 2,5
Липецкая область 2,4 3,0 3,2
Московская область 32,6 28,5 26,6
Орловская область 0,1 0,2 0,1
Рязанская область 1,4 2,8 2,4
Смоленская область 0,6 0,5 0,5
Тамбовская область 0,8 0,6 0,6
Тверская область 0,8 0,8 2,0
Тульская область 2,8 2,6 3,1
Ярославская область 2,8 4,2 4,3
г. Москва 46,4 47,0 44,2
Источник: рассчитано авторами на основе: Регионы России. Социально-экономические показатели 2016: стат. сб. / Росстат. М., 2016. С. 1046.
портные средства», Машиностроение». Также в области действует ряд научных производственных организаций: ПАО «НПО «Сплав», ПАО «НПО «Стрела», АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика Аркадия Шипунова» и др. Такое взаимодействие не решает проблемы кадрового голода, но предопределяет существенный задел в этом вопросе при стимулировании популярности данных профессий.
Существует тесная связь между общим экономическим прогрессом региона и способностью сохранять, развивать и привлекать квалифицированную рабочую силу. Это означает, что на сегодняшний день новые знания и технологии, создаваемые научно-исследовательскими кадрами, превратились в решающий фактор экономического роста. Результаты их деятельности, во-первых, позволяют усовершенствовать производство через разработку
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Таблица 3/ Table 3
Объемы инновационной продукции в регионах ЦФО / Volumes of innovative products in the regions of the Central Federal District
Регион / District 2013 г. / 2013 2014 г. / 2014 2015 г. / 2015
Млн руб. / Million rubles В процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг / As a percentage of the total shipped goods, work performed, services Млн руб. / Million rubles В процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг / As a percentage of the total shipped goods, work performed, services Млн руб. / Million rubles В процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг / As a percentage of the total shipped goods, work performed, services
Российская Федерация 3 507 866,0 9,2 3 579 923,8 8,7 3 843 428,7 8,4
Центральный федеральный округ 1 164 102,4 11,4 1 091 170,3 9,6 1 491 536,1 12,8
Белгородская область 21 246,5 4,3 23 098,3 4,4 29 348,1 5,0
Брянская область 6654,9 5,4 8312,3 6,5 25 445,2 16,5
Владимирская область 24 829,9 9,4 22 782,1 8,3 27 015,3 9,6
Воронежская область 13 520,8 4,6 24 742,4 7,2 50 120,6 12,4
Ивановская область 463,1 0,5 795,2 0,9 1342,5 1,5
Калужская область 15 924,8 3,6 13 724,3 2,7 14 833,8 3,2
Костромская область 2272,1 1,9 2504,8 2,0 2198,4 1,8
Курская область 8591,3 4,3 13 363,3 6,5 15 087,2 6,2
Липецкая область 54 860,5 13,3 63 282,1 13,6 64 830,1 12,3
Московская область 237 539,0 12,7 268 459,2 12,9 294 032,1 13,7
Орловская область 1143,8 1,4 885,1 1,0 748,5 0,9
Рязанская область 5930,9 2,8 7293,7 3,2 8242,6 3,5
Смоленская область 5334,1 3,0 10 438,8 5,9 5539,7 2,7
Тамбовская область 2624,3 3,0 6278,0 6,3 7165,4 6,1
Тверская область 18 270,7 7,7 4489,6 1,8 12 834,6 5,3
Тульская область 35 378,7 9,6 41 881,3 9,7 63 110,9 12,4
Ярославская область 22 812,3 9,3 26 801,0 10,5 18 057,8 7,0
г. Москва 686 704,6 15,3 552 039,1 11,0 851 583,4 17,1
Источник: рассчитано авторами на основе: Регионы России. Социально-экономические показатели 2016: стат. сб. / Росстат. М., 2016. С. 1048.
• Образованный/квалифицированный труд и сохранение предприятий в регионе.
• Рост отечественных предприятий/ предприятий малого и среднего бизнеса.
• Стимулирование предпринимательства в регионе и привлечение предпринимателей.
• Прямые иностранные инвестиции/физический капитал, привлекаемый в регион.
• Обновление основных фондов.
• Формирование агломерационных объединений в периферийном регионе и развитие регионального кластера (кластеров).
• Увеличение численности населения региона.
• Региональный экономический рост на долгосрочной устойчивой основе и переход к экономике, основанной на знаниях
Рис. 2/Fig. 2. схема кругооборота регионального инновационного развития / Scheme of the circuit of regional innovation development
Источник: разработано авторами.
и внедрение современных технологий, во-вторых, обеспечивают рост производительности труда, качество рабочей силы и преемственность практических знаний.
Фундаментальные исследования, осуществляемые такими высококвалифицированными кадрами, приводят к прикладным исследованиям и изобретениям, которые затем превращаются в инновации, а они, в свою очередь, позволяют достигнуть большого роста. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим затраты на технологические инновации и объемы инновационной продукции в регионах ЦФО (табл. 2, 3).
Согласно полученным данным в регионах, в которых выше доля персонала, занятого исследова-
ниями и разработками, и компании осуществляют инвестиции в инновации, выше коэффициент обновления основных фондов, больше государственного финансирования.
На основе полученных данных о тенденциях развития инновационной деятельности в регионах ЦФО была разработана схема кругооборота регионального инновационного развития.
Привлечение высококвалифицированных специалистов в различных областях возможно организовать посредством данных, представленных на рис. 2, показывающем схему кругооборота регионального инновационного развития в привязке к образованию, занятости и производительности.
Таким образом, основной задачей, стоящей перед региональными властями, является организация межотраслевого, научно-практического взаимодействия между реальным сектором, наиболее широко представленным предприятиями ОПК и научным сообществом при поддержке руководства регионов. На сегодняшний день имеет место тенденция к формированию и развитию инновационных территориальных кластеров, способствующих переходу к инновационной экономике, являющихся «точками» опережающего социально-экономического развития, опирающегося на высокий научно-технологический потенциал. Именно кластерные инициативы ставят перед собой задачу объединения научного и практического опыта при сформированных инструментах поддержки со стороны федеральных и региональных властей.
Следует отметить, что кластерные инициативы [3, с. 145] в ОПК могут реализовываться при наличии близко расположенных научно-исследовательских институтов, сильного университета фундаментальных наук, успешно функционирующего рядом с университетом технопарка или бизнес-инкубатора, а также предприятий с сильной рыночной позицией, активно выполняющих НИОКР. В 2017 г. идет активное объединение и создание креативно-индустриального кластера в центре Тулы, который объединит в себе высшую техническую школу под управлением государственной корпорации «Ростех», общее офисное пространство для специалистов и послужит базой для проведения всероссийских соревнований молодых специалистов в области ОПК. В связи с этим основной вектор инициатив по созданию кластеров в отечественном ОПК можно определить как попытки сблизить научное сообщество с предпринимательскими структурами и властями для
ускорения внедрения в практику нововведений как оборонного, так и гражданского назначения.
Решение по реализации кластерных инициатив лежит в поле ведения органов государственной власти [4, с. 3]. При реализации кластерных инициатив с привлечением предприятий ОПК, исходя их потенциала и наибольшей заинтересованности в реализации высокотехнологичной продукции, конкурентной на мировых рынках, наиболее эффективным представляется руководство развитием кластера именно менеджментом таких предприятий. На наш взгляд, следует отдать реализацию кластеров в область ведения государственных корпораций, хозяйствующих в области ОПК, объединяющих в себе оборонные холдинги и реализующих политику их развития. В большинстве случаев кластерными инициативами, а также инициативами в области территорий опережающего развития и территорий социально-экономического развития заняты управляющие компании, сфера интересов которых находится исключительно в объемах управления недвижимым и движимым имуществом, нежели бизнесом. В этом ключе организации, основанные в рамках государственных корпораций ОПК, обладают большими компетенциями, чем управляющие компании, и могут обеспечить надлежащее качество управления и качество регулирования кластерных инициатив, реализуемых в рамках каждого отдельного региона, что может рассматриваться как организационно-управленческая мера, не применяемая на данный момент и являющаяся уникальной. Именно предприятия ОПК, имея под своим началом кластер, смогут наилучшим образом реализовать весь его научный потенциал и обеспечить наибольшую коммерциализацию исследований.
Литература
1. Пименов В.В. Государственная оборонно-промышленная политика России (1992-2012 годы): этапы становления и развития, механизмы и инструменты реализации. Теория, методология, практика: монография. Т. 2. М.: Издательская группа «Граница», 2014. 520 с.
2. Соломатина Н. А., Славнецкова Л. В. Анализ зарубежного опыта развития инновационных систем на региональном уровне // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15. № 3. С. 263-270.
3. Абдулкадыров А. С. Кластерные инициативы в отечественной оборонной промышленности // Транспортное дело России. 2012. № 6-2. С. 145-147.
4. Кривенко А. М. Кластерная политика и кластерные инициативы в отечественном оборонно-промышленном комплексе // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2014. № 3. С. 3-5.
References
1. Pimenov V. V. State defense-industrial policy of Russia (1992-2012): stages of formation and development, mechanisms and instruments of implementation. Theory, methodology, practice: monograph. Vol. 2. Moscow: «Granitsa» Publ., 2014. 520 p. (In Russ.).
2. Solomatina N. A., Slavnetskova L. V. Analysis of foreign experience in the development of innovative systems at the regional level. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo = Saratov University Review. New Series. Series: Economics. Management. Law, 2015, vol. 15, no. 3, pp. 263-270. (In Russ.).
3. Abdulkadyrov A. S. Cluster initiatives in the domestic defense industry. Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2012, no. 6-2, pp. 145-147. (In Russ.).
4. Krivenko A. M. Cluster policy and cluster initiatives in the national defense-industrial complex. Innovatsionnaya ekonomika: informatsiya, analitika, prognozy = Innovative Economy: Information, Analytics, Forecasts, 2014, no. 3, pp. 3-5. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Анна Александровна Бакулина — доктор экономических наук, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, заместитель проректора по научной работе, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Павел Павлович Топчий — аспирант кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность, Финансовый университет, заместитель генерального директора по стратегическому развитию, ООО «Центр оценки собственности «МОРФ», Москва, Россия [email protected]
Анастасия Максимовна Солонинкина — аспирантка Департамента менеджмента, Финансовый
университет, Москва, Россия
ABOUT THE AUTHORS
Bakulina Anna Aleksandrovna — Doctor of Economics, Associate Professor in the Department of Corporate Finance and Corporate Management, Deputy Pro-rector for Scientific Work, Financial University, Moscow, Russia
Topchii Pavel Pavlovich — PhD student of the Risk Analysis and Economic Security Department, Financial University, Deputy General Director of Strategic Development, LLC 'Center of property evaluation "MORF"', Moscow, Russia [email protected]
Soloninkina Anastasiya Maksimovna — PhD student of the Management Department, Financial University,
Moscow, Russia