Семеко Г.В.
к.э.н., в.н.с. ИНИОН РАН
БРИКС И РЕФОРМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Ключевые слова: БРИКС; международная валютно-финансовая система; Международный валютный фонд; регулирование международных валютно-финансовых отношений; интернационализация валюты.
Key words: BRICS; international monetary and financial system; International monetary fund; regulation of global monetary and finance relations; internationalization of the currency.
На саммите в бразильском городе Форталеза (июль 2014 г.) лидеры стран БРИКС договорились о создании общего Банка развития и Фонда валютных резервов, которые должны создать противовес глобальным регуляторам Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой системы (МВФ и Всемирному банку). По мнению экспертов, это первая после Бреттон-Вудского соглашения существенная инициатива, направленная на изменение системы управления международными валютно-финансовыми отношениями, а также серьезный шаг в направлении финансовой независимости от МВФ и Всемирного банка и институционализации БРИКС, представляющего собой в настоящее время неформальное объединение.
Достигнутые в Бразилии договоренности являются закономерным итогом объективных тенденций в развитии мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений в период после крушения Бреттон-Вудской международной валютной системы. Наиболее значимая среди них - это стремительный рост стран с формирующимися рынками, прежде всего Китая, Индии, Бразилии и России с начала 1970-х годов.
Страны БРИКС имеют все предпосылки к тому, чтобы стать к 2030 г. ведущим политическим и экономическим межгосударственным объединением в мире, превосходящим по всем показателям «большую семерку». Такой вывод сделан в научном докладе «Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС», который подготовила группа ученых из ведущих российских университетов и научно-исследовательских институтов. Однако это произойдет лишь в том случае, если странам из этой группы удастся добиться научно-технического прорыва1.
Начиная с 2000-х годов среднегодовые темпы экономического роста в странах БРИК составляли около 6%. Однако сейчас быстрый рост ВВП стран «пятерки» замедлился как в результате глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., так и вследствие специфических проблем в каждой отдельной стране. Тем не менее, в настоящее время пять мощных мировых держав - БРИКС - производят почти 30% мирового валового продукта; в них проживает более 40% населения Земли. На Россию, Бразилию, Индию, Китай и ЮАР приходится 22% мировой добычи нефти, более 60% мирового производства стали, около 40% сельскохозяйственного производства, 11% накопленных капиталовложений и почти 20% мировой торговли. Страны БРИКС находятся в значительно более благоприятном положении по сравнению с ведущими странами Запада по размеру суверенной задолженности: по предварительным оценкам, в 2014 г. средний показатель по объединению составил 45% ВВП, в том числе в Бразилии - 56,8%, России -13,4%, Индии - 67,7%, Китае - 22,4% и ЮАР - 46,1% ВВП. Для сравнения: в США данный показатель в 2014 г. был равен 101,5%, а в странах зоны евро - 92,5% ВВП2.
Хотя соотношение сил на мировом рынке изменилось в пользу стран БРИКС, предоставленные им права в процессе принятия решений в рамках глобальных финансовых институтов (МВФ и Всемирного банка), где доминируют страны Запада, не соответствуют их экономической мощи и вкладу в мировое развитие. Их роль и представительство в этих организациях практически не изменились, а значит, их интересы не принимаются должным образом в расчет.
Сдвиги в соотношении сил на мировом рынке, процессы глобализации, повторяющиеся экономические и финансовые кризисы подталкивают усилия мирового сообщества по реформированию международного регулирования глобальной валютно-финансовой сферы. Особенно остро вопрос о реформировании МВФ встал в обстановке глобального кризиса второй половины 2000-х годов, наглядно обнажившего уязвимые стороны этой организации.
Основные позиции стран БРИКС по реформированию международной валютно-финансовой системы нашли отражение в документах, принятых на ежегодных саммитах этого объединения. Страны БРИКС выступают за создание более репрезентативной международной финансовой архитектуры, в которой страны с формирующимися рынками и развивающиеся страны будут иметь больший голос и большую представленность. Изменение сложившегося порядка глобального регулирования международных валютно-финансовых отношений позволит странам БРИКС
1 Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС. Научный доклад к VII саммиту БРИКС / Под ред. В.А. Садовничего, Ю.В. Яковца, А.А. Акаева. - М.: МИСК - ИНЭС - НКИ БРИКС, 2014. - 388 с.
2 Koenig P. Financial warfare: «The Anglo-American Caliphate» confronts BRICS. - http://www.globalresearch.ca/financial-warfa re-the-anglo-american-caliphate-confronts-brics/5400805
оказывать большее влияние на развитие мировой экономики и обеспечит более справедливое распределение финансовых ресурсов МВФ и Всемирного банка.
На саммите БРИКС в апреле 2011 г. в Китае лидеры стран-участниц поддержали план по модернизации мандата и методов надзора МВФ, утвержденный «Группой 20» в Сеуле (ноябрь 2010 г.). Согласно этому плану в результате очередного 14-го раунда общего пересмотра квот их общий размер будет увеличен вдвое - с 238,4 млрд. СДР1 до 476,8 млрд. СДР. Кроме того, более 6% квот будет перераспределено от развитых стран развивающимся. Китай станет третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, и четыре страны - Бразилия, Индия, Китай и Россия - войдут в число 10 крупнейших акционеров Фонда.
Следует отметить, что расхождения в размере квот и голосов в МВФ с позициями в мировой экономике существенно различаются у разных стран БРИКС. Так, у России и Индии квоты и голоса в МВФ близки к их доле в мировом ВВП, у ЮАР - даже несколько превышают ее, а наиболее существенный разрыв наблюдается в случае с Китаем: 3,8% голосов в МВФ при 16,1% мирового ВВП.
В настоящий момент (по итогам перераспределения квот 2008 г.) доля квот стран БРИКС в капитале МВФ выглядит следующим образом: Китай - 4,00%, Россия - 2,50%, Индия - 2,44%, Бразилия - 1,79%, ЮАР - 0,78% (см. таблицу). Таким образом, сумма квот стран БРИКС на сегодня составляет 11,51%, что не отражает реального экономического влияния данных государств. Из стран БРИКС в десятку крупнейших держателей квот входят пока только Китай и Россия, замыкающая список.
Реформа квот (14-й общий пересмотр квот МВФ) предполагает увеличение квот практически всех стран БРИКС (за исключением ЮАР), при этом наиболее существенное увеличение должно произойти у Китая, но и оно будет недостаточным с учетом роли страны в мировой экономике. В частности, доля России составит 2,71%, Китая -6,39%, Индии - 2,75% и Бразилии - 2,32%. При этом квота ЮАР уменьшится с 0,78% до 0,64%. Позиция группы БРИКС в МВФ вырастет на 3,3% и достигнет 14,81%. Таким образом, реформа представительства в мировых финансовых институтах приносит существенные выгоды лишь Китаю, тогда как позиции остальных стран БРИКС изменятся незначительно.
Кроме того, в результате реформы квота США снизится с 17,6 до 17,39%, а стран ЕС - с 31,9 до 30,2%. В целом доля развитых стран в капитале МВФ уменьшится всего на 2,8%, а в голосах - на 2,7%. В конечном счете, страны ЕС сохранят за собой крупнейший групповой пакет голосов, а США - фактическое право вето по ключевым решениям.
Таблица 1
Квоты и голоса в МВФ стран БРИКС (в %)
Страны Квота Голоса в МВФ
После реформы 2008 г. После реформы 2010 г. После реформы 2008 г. После реформы 2010 г.
Китай 4,00 6,39 3,81 6,07
Россия 2,50 2,71 2,39 2,59
Индия 2,44 2,75 2,34 2,63
Бразилия 1,79 2,32 1,72 2,22
ЮАР 0,78 0,64 0,77 0,63
Развитые страны, всего 60,4 57,6 57,9 55,2
США 17,66 17,39 16,71 16,47
ЕС-27 31,9 30,2 30,9 29,4
Другие развитые страны 15,1 14,3 14,9 14,0
Источник: IMF members' quotas and voting power, and IMF Board of governors. December 15, 2014. - http://www.imf.org/ external/np/sec/memdir/members.aspx
Большинство из 188 стран МВФ уже ратифицировали документы по пересмотру квот. В целом державы с более чем 75% голосов поддержали реформу, но для ее реализации требуется «супербольшинство» - 85%. США, обладая пакетом в 16,71% голосов, демонстрируют неготовность реально поделиться властью в осуществлении глобального управления. Конгресс США до сих пор не одобрил реформы 2010 г., несмотря на призывы со стороны «Группы 20» и БРИКС.
В Форталезской декларации, принятой на саммите в июле 2014 г., страны БРИКС указали, что они разочарованы и серьезно обеспокоены невыполнением объявленных в 2010 г. реформ МВФ. Они призвали страны-члены МВФ найти возможность без дальнейших промедлений провести 14-й раунд общего пересмотра квот и разработать варианты дальнейших действий на случай, если принятые в 2010 г. решения не вступят в силу до конца текущего года. Однако для США дать согласие на реформу МВФ, особенно сейчас в контексте событий на Украине, означает оказать помощь России и другим странам-конкурентам.
Поскольку попытки реформировать бреттон-вудских регуляторов изнутри не дают результата, страны БРИКС решили пойти в обход и подписали в июле 2014 г. Соглашение о создании общего Банка развития и Фонда валютных резервов. На Банк развития возлагается задача по мобилизации ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов и проектов в области устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с формирующимися рынками и развивающихся странах.
1 Специальные права заимствования (англ. special drawing rights, SDR) - международные платежные средства, предназначенные для использования в строго определенных целях странами-членами МВФ; используются для расчетов государств-членов МВФ между собой и МВФ, а также для расчетов между государствами-членами МВФ и иными государствами, не входящими в МВФ.
Необходимость создания Банка развития БРИКС в значительной мере обусловлена неэффективностью работы бреттон-вудских регуляторов, а также получившей широкое распространение практикой нарушения принципа муль-тилатерализма (многосторонности) в международных отношениях и продолжающимися попытками правительства США навязывать свое мнение другим странам с помощью санкций. В числе причин создания Банка развития БРИКС следует отметить также негативное влияние монетарной политики США на страны с формирующимися рынками, влекущее за собой их уход с мировых рынков.
Штаб-квартира Банка развития БРИКС будет базироваться в Шанхае. Его капитал решено сформировать на паритетных началах: страны-учредители будут иметь равные доли участия. Первоначальный объем капитализации Банка развития установлен в 50 млрд. долл., которые должны внести пять стран-членов. В дальнейшем капитализацию банка намечено увеличить до 100 млрд. Предусмотрена возможность присоединения к Банку развития БРИКС других стран, однако в любом случае доля пяти стран-учредителей в капитале не может быть ниже 55% (интересно, что аналогичный минимальный порог действует в МВФ для США и стран Европы).
Как известно, долгосрочное финансирование МВФ и Всемирного банка жестко привязано к выполнению определенных требований странами-заемщиками. По той же схеме предоставляет кредиты и Азиатский банк развития, в капитале которого доминирующую роль играют США и Япония. Деятельность Банка развития БРИКС будет иметь в своей основе другую «бизнес-модель»: его кредиты, в отличие от кредитов МВФ и Всемирного банка, не будут сопровождаться навязыванием ограничительных требований, которые часто наносят серьезный ущерб экономике страны, получающей деньги. Цель кредитования - финансирование долгосрочных проектов, позволяющих усилить независимость стран-учредителей и облегчить международную экспансию их компаний.
Фонд валютных резервов будет исполнять роль стабилизационного фонда, который позволит поддерживать пять экономических держав в случае дестабилизации курса их национальных валют и ухудшения экономической конъюнктуры. Китай вложит в него 41 млрд., Россия, Бразилия и Индия - по 18 млрд. и ЮАР - 5 млрд. долл. Фонд будет «страховым механизмом» на случай возникновения краткосрочного дефицита ликвидности вследствие, например, резкого оттока капитала.
Оценки экспертов указанных инициатив БРИКС сильно различаются - от крайне оптимистичных до осторожных. По мнению специалистов, вновь созданные институты должны пройти проверку временем. А пока остается очень много вопросов, касающихся, в частности, официальной позиции Китая, стремящегося к лидерству, распределения финансовой нагрузки между участниками объединения, прочности союза пяти стран и их способности довести дела до конца. Следует отметить, что решение этих и многих других проблем во многом определяется действием де-зинтеграционных факторов, которые тормозят развитие сотрудничества стран БРИКС. В частности, большое значение имеет такой фактор, как различие интересов стран БРИКС: например, для России создание общего Банка развития и Фонда валютных резервов является инструментом борьбы с доминированием доллара США, в то время как для Бразилии и Индии важнее возможность развивать свою инфраструктуру, в которой они испытывают острую потребность.
Страны БРИКС стремятся усилить свои позиции не только в рамках международных институтов, регулирующих валютно-финансовую сферу, но и в мировой валютной системе в целом. Объективно их роль в этой системе (в отличие от мировой экономики) пока весьма ограничена, в частности на мировых рынках ценных бумаг и банковских услуг.
Как известно, в настоящее время ключевую роль в мировой валютной системе сохраняет доллар США. Хотя его позиции в валютных операциях за последнее десятилетие несколько ослабли, на него приходится 87% оборота мирового валютного рынка (по состоянию на апрель 2013 г.)1. За долларом с существенным отставанием следует евро (33,4%), а затем (также с существенным отрывом) - японская иена (23,0) и фунт стерлингов (11,8%). Далее идут австралийский доллар, швейцарский франк и канадский доллар (с долями рынка 5-8%), валюты других промышленно развитых стран и стран с формирующимися рынками, опережающие страны БРИКС: гонконгский доллар, шведская крона, новозеландский доллар, южно-корейская вона (их доля в обороте мирового валютного рынка составляет 1,5-3%)2. К этим валютам постепенно приближаются валюты стран БРИКС; позиции последних составляют четвертый-пятый эшелон в иерархии валют на мировом рынке.
Доллар США, кроме того, занимает доминирующие позиции как резервная валюта. По состоянию на конец второго квартала 2014 г. 60,7% мировых валютных резервов было номинировано в долларах США. Второй по значению резервной валютой является евро (24,2% мировых валютных резервов), далее идут японская иена (4,0) и английский фунт стерлингов (3,9%)3.
Однако роль стран БРИКС в мировой валютной системе определяется не только позициями их валют на валютном рынке, но и их значением в качестве держателей международных резервных активов. На конец второго квартала 2014 г. общий объем валютных резервов всех стран-членов МВФ составлял 12,00 трлн. долл., из них на развивающиеся страны и страны с формирующимися рынками (в том числе страны БРИКС) приходилось 2/3 (8,08 трлн.), а на промышленно развитые страны - менее 1/3 (3,9 трлн.)4. Данная пропорция явно ассиметрична пропорции в мировом ВВП, в которой промышленно развитые страны доминируют (примерно 50% мирового ВВП). Иными словами, доля
1 Поскольку в каждой валютной сделке участвуют две валюты, общая сумма долей всех валют составляет 200%.
2 Рассчитано по: Triennial central bank survey. Global foreign exchange market turnover in 2013 // BIS. - February 2014. -http://www.bis.org/publ/rpfxf13fxt.pdf.
3 Currency composition of official foreign exchange reserves. - Last updated: September 30, 2014. - http://www.imf.org/ external/np/sta/cofer/eng/cofer.pdf.
4 Ibid.
валютных резервов, сосредоточенных в промышленно развитых странах, существенно ниже их доли в мировом ВВП, а для развивающихся стран и стран с формирующимися рынками имеет место обратная картина.
Отметим, что среди стран БРИКС лидирующие позиции по объему валютных резервов занимает Китай: в середине 2012 г. на его долю приходилось около 31% мировых валютных резервов против 4,32% у России и при общей доле БРИКС в мировых валютных резервах, равной 41,38%.
Основной идеей, которая лежит в основе предложений стран БРИКС по реформированию мировой валютной системы, является переход к ее многополярности. В декларации, принятой на саммите в Дели (29 марта 2012 г.), записано, что страны БРИКС взяли курс на «создание и совершенствование справедливой международной валютной системы, которая может служить интересам всех стран и поддерживать развитие государств с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран»1.
Соответствующая стратегия стран БРИКС включает два основных направления: 1) усиление роли СДР, придание им статуса полноценных денег (за счет использования их в международных сделках) и расширение корзины валют, на которых они основаны; 2) повышение роли национальных валют стран БРИКС (интернационализации валют), в первую очередь китайского юаня и российского рубля.
В настоящее время СДР выполняют лишь функцию резервного актива, причем в ограниченной степени. Фактически СДР представляют собой достаточно узкую корзину валют (состоящую всего из четырех валют - доллара США, евро, фунта стерлингов и японской иены). Доллар США вместе с евро формирует почти 80% стоимости этой корзины. Поскольку МВФ является эмитентом СДР, то любые изменения, касающиеся их содержания и статуса, требуют принятия соответствующих решений в Фонде. Между тем существующие соотношения позиций между его акционерами делают практически невозможными какие-либо серьезные изменения, ослабляющие роль доллара США, хотя последний глобальный кризис подталкивает к ним. Ведущие западные страны не готовы также и к усилению регулирования мировой валютной системы в глобальном масштабе за счет значительного расширения мандата МВФ и придания ему, в числе прочего, функций надзора за эмиссией международных резервных валют и контроля над трансграничным движением капитала.
Более реалистичной представляется политика постепенного повышения роли валют стран БРИКС. Подобную политику начал проводить Китай с целью превращения юаня в ведущую валюту в Азии, а в более отдаленной перспективе - в резервную валюту. По оценкам экспертов, юань близко подошел к свободной конвертации и после 2025 г., по прогнозам, может стать резервной валютой.
В рамках БРИКС уже предприняты серьезные шаги, направленные на укрепление международных позиций валют стран-участниц объединения. Так, на саммите 2011 г. был подписан меморандум о сотрудничестве финансовых государственных организаций, который предусматривает взаимное предоставление кредитов в национальных валютах. Этот документ стал первым практическим шагом в направлении использования национальных валют в экономическом сотрудничестве между рассматриваемыми странами. Подписание рамочного соглашения о межбанковском сотрудничестве в средне- и долгосрочной перспективе должно способствовать росту товарооборота между странами БРИКС и взаимной экономической интеграции этих стран. В 2011 г. возможность расчетов в юанях была распространена на потоки прямых и портфельных инвестиций. Это расширило зарубежное инвестиционное использование юаня и стало важным шагом на пути к большей интернационализации китайской валюты.
В 2012 г. на саммите в Дели страны БРИКС решили отказаться от евро и доллара и перейти на взаиморасчеты в национальных валютах. Решение проводить расчеты в национальных валютах, минуя доллар, де-факто означает укрепление позиций юаня.
На саммите БРИКС в 2013 г. Китай и Бразилия договорились о торговле в собственных валютах на сумму до 30 млрд. в год в долларовом эквиваленте. Это позволяет вывести почти половину товарооборота между этими странами из долларовой зоны. Кроме того, государства БРИКС подписали соглашение о софинансировании проектов в сфере инфраструктуры в африканских странах. С точки зрения долгосрочной перспективы, новое соглашение стран БРИКС - шаг в направлении смещения центров мировой финансовой активности из развитых стран в развивающиеся.
Конечно, изменение архитектуры международной валютно-финансовой системы - это длительный процесс, и вряд ли в ближайшие годы набирающий силу юань заменит действующие резервные валюты или встанет на одну ступень с ними. Тем менее, по всей видимости, позиции национальных валют стран БРИКС будут укрепляться благодаря их использованию в международной торговле и трансграничных операциях с капиталом (прежде всего, между самими этими странами).
Оценивая последние инициативы БРИКС, закрепленные в решениях саммита в Бразилии (июль 2014 г.), можно сделать вывод, что странам этого объединения, несмотря на их сильную неоднородность, удалось консолидировать позиции по ряду направлений реформирования международной валютно-финансовой системы. Создание общего Банка развития и Фонда валютных резервов БРИКС может сыграть позитивную стабилизирующую роль в развитии не только экономики рассматриваемых стран, но мировой экономики в целом. Новые институты ускорят формирование многовалютной международной системы. Важно и то, что будет создан дополнительный к существующим международным институтам центр регулирования международных валютно-финансовых отношений, отражающий интересы стран с формирующимися рынками и развивающихся стран.
1 Делийская декларация (принята по итогам IV саммита БРИКС). 29 марта 2012 г. - http://www.mid.ru/brics.nsf/ WEBdocBric/1DB82FF3745BA8FE442579D5004778E6