Международное право
О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ДВОЙНОГО КОРИДОРА
ГАЛУЗО Василий Николаевич,
кандидат юридических наук,
старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: [email protected];
КАНАФИН Наиль Ахметович,
старший преподаватель
кафедры «Таможенного права и организации таможенной деятельности» Юридического института ФГБОУ Во «Российский университет транспорта» (МИИТ)». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации, а также ряда международных договоров обосновано несколько суждений: перемещение товаров личного пользования через таможенную границу регулируется таможенным законодательством конкретного государства и международными договорами; нормативным правовым актом Российской Федерации, регламентирующим перемещение товаров личного пользования через таможенную границу, является Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 19 ноября 2010 г.; международным договором, регламентирующим перемещение товаров личного пользования через таможенную границу в Российской Федерации, является Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза; положения абзаца четвертого ст. 255 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза о признании системы двойного коридора в качестве одного из таможенных действий таможенного контроля необходимо признать несовершенным; систему двойного коридора при перемещении товаров личного пользования необходимо признать одним из общих условий обеспечения таможенных операция по отдельным категориям товаров, как одной из функций таможенных органов.
Abstract: On the basis of the analysis of legal literature and legislation of the Russian Federation, as well as a number of international agreements, several judgments are substantiated: the movement of personal use goods across the customs border is regulated by the customs legislation of a particular state and international agreements; the regulatory legal act of the Russian Federation regulating the movement of personal use goods across the customs border is the Federal law of the Russian Federation «On customs regulation in the Russian Federation» dated November 19, 2010.; the international agreement regulating the movement of personal use goods across the customs border in the Russian Federation is the Customs code of the Eurasian Economic Union; the provisions of paragraph 4 of article 255 of the Customs code of the Eurasian Economic Union on the recognition of the double corridor system as one of the customs control actions must be considered imperfect; the system of double corridor in the movement of goods of personal use should be recognized as one of the General conditions for ensuring the customs operation for certain categories of goods, as one of the functions of the customs authorities.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 19 ноября 2010 г., международный договор, Таможенный кодекс Таможенного Союза, Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза, функция таможенных органов, таможенный контроль, обеспечение таможенных операция по отдельным категориям товаров, система двойного коридора.
Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, the Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation, Federal law «On customs regulation in the Russian Federation» dated 19 November 2010, an international Treaty, the Customs code of the Customs Union, the Customs code of the Eurasian Economic Union, the function of customs authorities, customs control, a cus-
toms operation in certain categories of goods, the double corridor system.
Предметом данной статьи является перемещение товаров для личного пользования посредством системы двойного коридора.
Перемещение товаров для личного пользования, как правило, осуществляется транспортом, который отличается многообразием и что побуждает некоторых ученых к обособлению в системе права Российской Федерации «комплексной отрасли права» - «транспортного права» . И для этого имеется основание в виде разветвленной системы нормативных правовых актов о транспорте. Так, в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 февраля 2001 г. урегулированы «отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность (ст. 1). В Федеральном законе РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 24 декабря 2002 г.3 установлены «правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, ос-
1 См. об этом, например: Духно Н.А., Корякин В.М. Теория транспортного права: Монография. М.: Юрлитинформ, 2016; Волков А.М. О предмете и методе транспортного права // Транспортное право. 20l1. « 1. С. 5-8 («Транспортное право в большой степени ориентируется на применение административно-правовых способов регулирования. Однако в области отношений собственности и вещных прав на объекты транспорта и транспортной инфраструктуры и договоров на транспорте, конечно, применяются гражданско-правовые способы регулирования. Анализ, проведенный в статье, позволяет говорить о комплексной отрасли права - транспортном праве, обладающем своим специфическим предметом и методом (совокупностью средств) правового регулирования»); Духно Н.А. Понятие и сущность транспортного права // Транспортное право. 2012. № 3. С. 4-6 («Транспортное право должно стать ветвью правовой науки со своей методологией, выражающей учение о методах связи и взаимопроникновении отраслей права с элементом правовой системы со всем множеством ее юридических средств. Как наука транспортное право будет устремлено к исследованиям и раскрытию закономерностей формирования устойчивых транспортных отношений, в горниле которых образуется явная устойчивость работы транспорта, доступность, безопасность и качество оказываемых услуг. Наука транспортного права раскроет особенности комплексного правового регулирования транспортных отношений, выразит роль и место норм отдельных отраслей права и транспортного законодательства, создаст концепции комплексного использования всех юридических средств правовой системы для эффективной работы транспорта»).
2 См.: СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001; ...; 2018. № 1 (часть I). Ст. 34.
3 См.: СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169; ...; 2017. № 52 (часть I). Ст. 7923.
новы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования»4. В Федеральном законе РФ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 24 декабря 2002 г.5 урегулированы «отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования ... и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность» (ст. 1)6. В Федеральном законе РФ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 18 октября 2007 г.7 урегулированы «отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» (ст. 1)8.
4 При этом продолжают действовать и отдельные положения ФЗ РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 20.07.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.
5 См.: СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 170; ...; 2017. № 30. Ст. 4457.
6 Конечно, подобное название ФЗ РФ от 24. 12.2002 г. вызывает возражения (ввиду многозначности термина «устав»). Предпочтительным было иное название, например: ФЗ РФ «Об утверждении Устава железнодорожных перевозок в Российской Федерации».
7 См.: СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5555; ...; 2016. № 27 (часть I). Ст. 4191.
8 Конечно, подобное название ФЗ РФ от 18.10.2007 г. вызывает возражения (ввиду многозначности термина «устав»). Предпочтительным было иное название, например: ФЗ РФ «Об утверждении Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта железнодорожных перевозок в Российской Федерации».
Свободное перемещение товаров может осуществляться на территории одного государства, нескольких государств, или даже многих государств.
В Российской Федерации право на свободное перемещение товаров закреплено в ст. 8 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.2 («1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»).
Перемещение товаров, в том числе и для личного пользования, на территории нескольких и даже многих государств, предполагает преодоление таможенной границы.
В Российской Федерации, как субъекте международного права, действует нормативный правовой акт, по юридической силе приравненный к федеральному закону РФ , и который специально предназначен для регулирования таможенных правоотношений.
Таковым является Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 19 ноября 2010 г.4, в котором в том или ином контектсе использован термин «товары личного пользования» (статьи 5, 116, 117, 125, 128, 131, 145, 317-318, 321). В особенности важны положения главы 45 «Ввоз и вывоз товаров в международных почтовых отправлениях, товаров для личного пользования физическими лицами и отдельными категориями иностранных лиц» (статьи 317-318): «1. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров в международных
1 Мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
2 См.: См.: 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
3 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
4 См.: СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; ...; 2018. № 1 (часть I). Ст. 54.
почтовых отправлениях осуществляются в соответствии с главой 44 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами между государствами - членами Таможенного союза. 2. Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются в местах международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом. Места международного почтового обмена, являющиеся объектами почтовой связи, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи. 3. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами. 4. Правительство Российской Федерации в соответствии с международными договорами, указанными в части 3 настоящей статьи, вправе устанавливать: 1) дополнительные ограничения для ввоза или вывоза товаров физическими лицами; 2) нормы ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, без уплаты таможенных пошлин, налогов; 3) нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Таможенного союза в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, без уплаты таможенных пошлин, налогов. 5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы обеспечивают доступность информации о правилах перемещения товаров физическими лицами, в том числе путем распространения информационных справок в транспортных и туристических организациях, составленных на русском языке и на иностранных языках, а также путем оборудования информационных стендов в местах совершения таможенных операций в отно-
шении товаров, перемещаемых физическими лицами. 6. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых в несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, может производиться по выбору декларанта таможенному органу, в котором находятся такие товары либо в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, вне зависимости от того, куда доставлены такие товары. 7. Таможенные операции в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже с местом отправления на территории Российской Федерации (за пределами таможенной территории Таможенного союза) в место назначения за пределами таможенной территории Таможенного союза (на территории Российской Федерации) с промежуточной посадкой в месте убытия с территории Российской Федерации (месте прибытия на территорию Российской Федерации), если место отправления и место убытия (место прибытия и место назначения) расположены на территории Российской Федерации, могут производиться в упрощенном порядке. Упрощенный порядок, условия, при выполнении авиаперевозчиком которых допускается применение упрощенного порядка, и требования к необходимым для применения упрощенного порядка оборудованию и техническому оснащению мест убытия (мест прибытия) товаров, указанных в настоящей части, определяются Правительством Российской Федерации. 8. Бланки таможенного приходного ордера, на основании которого уплачиваются таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, являются бланками строгой отчетности» - ст. 317 Федерального закона РФ от 19 ноября 2010 г.
До 1 января 2018 г. в Российской Федерации действовал Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТК ТС) , в котором регулировался порядок перемещения товаров для личного пользования . В частности, в ст. 4 в исчерпывающий перечень «основных понятий» включа-
1 См.: СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
2 См. об этом: Галузо В.Н. Таможенный Союз: проблема правового регулирования для Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД РФ. 2010. № 7. С. 94-96; Галузо В.Н., Лорткипанидзе Т.В. Декодификация таможенного законодательства в Российской Федерации: pro et contra // Закон и право. 2011. № 6. С. 19-20.
лось и понятие «товары для личного пользования» («товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом»). В ТК ТС имелся раздел 7 «Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров», в который включалась глава 49 «Особенности перемещения товаров для личного пользования» (статьи 351-362) .
В ныне действующем на территории Российской Федерации международном догово-ре4 - Таможенном кодексе Евразийского Экономического Союза (ТК ЕАЭС) , ратифицированным управомоченным государственным органом Российской Федерации6, - также урегулирован порядок перемещения товаров для личного пользования7. В частности, в ст. 6 ТК ЕАЭС в
3 Подобная структуризация ТК ТС побуждала нас в учебных целях выделения подрубрикатора «Перемещение товаров физическими лицами» в рубрикаторе «Обеспечение таможенных операций по отдельным категориям товаров» (см.: Таможенное право: Учебник для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 155-184; Галузо В.Н. Таможенное право: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 192-224).
4 См.: О международных договорах Российской Федерации: ФЗ РФ от 16.06.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757; 2007. № 49. Ст. 6079; 2012. № 53 (часть I). Ст. 7579; 2014. № 11. Ст. 1094.
5 См.: официальный интернет-портал правовой информации -http://www.pravo.gov.ru, (09.01.2018 г.).
6 См.: О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза: ФЗ РФ от 26.10.2017 г. // СЗ РФ. 2017. № 47. Ст. 6843. Данный факт не оставлен без внимания представителем юридической науки (см.: Сергеева И.С. Комментарий к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11.04.2017) // Нормативные акты для бухгалтера. 2017. № 9. С. 55).
7 Авторы - единомышленники (Н.Г. Казанцева и Л.Г. Калачева) в целом критически оценивали процесс принятия ТК ЕАЭС: «Одним из преимуществ принятия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза также является унификация нормативной базы государств - участниц Союза. В Таможенном кодексе Таможенного союза большое количество отсылочных норм на правовые акты государств - членов Союза. В разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза принимают участие не только представители Евразийской экономической комиссии и государственные органы, но и представители бизнес-сообщества, что позволяет учитывать взаимные интересы, обсуждать проблемные вопросы и находить компромиссные решения»; «Несмотря на все преимущества принятия Кодекса, вопрос о вступлении его в силу остается открытым. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза - это единый нормативный акт для всех государств - членов Союза, и каждый участник вносит свои предложения, касающиеся положений нового кодекса. Разногласия государств - членов Союза привели к тому, что новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза не всту-
исчерпывающий перечень «определений» включен и термин «товары для личного пользования» («46) «товары для личного пользования» - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом;»).
Термин «товары для личного пользования» в том или ином контексте использован и в иных статьях ТК ЕАЭС (статьи 7, 11, 14, 16, 38, 46, 48, 71, 87, 92, 98, 100, 102, 104, 105, 111, 114, 118, 125, 142, 146, 147, 153, 245, 255-271, 281, 285, 286, 296, 298, 299, 300, 301, 302, 310, 311, 351, 368, 444, 455, 457).
Положения пункта 46 ст. 6 ТК ЕАЭС фактически детализированы в главе 37 «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования» (статьи 255-271) этого же международного договора.
В главе 37 ТК ЕАЭС фактически речь идет именно об общих условиях перемещения товаров для личного пользования1. Вызывает возражения структуризация главы 37 ТК ЕАЭС. В частности, статья 255 не должна была помещаться в названную главу, ибо в ст. 255 приведен исчерпывающий перечень использованных «определений», которые не корреспондируют положениям ст. 6 ТК ЕАЭС («Для целей настоящей главы используются понятия, которые означают следующее: «ввоз с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов» - ввоз товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза с освобождением от уп-
пил в силу 1 января 2016 г., а был перенесен еще на 1 год. Один из спорных вопросов между государствами - членами Союза касался особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях. У действующего проекта Таможенного кодекса есть 2 приложения. В одном закреплены особенности перевозки и совершения операций в отношении товаров, перемещаемых между территорией самого западного российского региона и основной частью Евразийского экономического союза. В другом предусмотрены нормы о товарах, которые находятся и используются на территории свободных таможенных зон, созданных по территориальному признаку» (см.: Казанцева Н.Г., Калачева Л.Г. К вопросу о принятии и перспективах введения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2017. № 1. С. 17-21).
1 Аналогично мы поступили при анализе фактически тождественных положений главы 49 ТК ТС (см. об этом: Галузо В.Н. Таможенное право: Учебник для студентов вузов. С. 198-205).
латы таможенных пошлин, налогов в случаях и при соблюдении условий, определенных Комиссией; «несопровождаемый багаж» - товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции), подтверждаемому транспортными (перевозочными) документами, для фактического перемещения через таможенную границу Союза в связи с въездом этого физического лица на таможенную территорию Союза или его выездом с таможенной территории Союза; «система двойного коридора» - упрощенная система проведения таможенного контроля, позволяющая физическим лицам, следующим через таможенную границу Союза, осуществлять самостоятельный выбор между «красным» и «зеленым» коридорами; «сопровождаемый багаж» - товары для личного пользования, включая ручную кладь, перемещаемые через таможенную границу Союза при фактическом въезде физического лица на таможенную территорию Союза или его выезде с таможенной территории Союза; «товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком» - товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза перевозчиком по договору международной перевозки (транспортной экспедиции), подтверждаемому транспортными (перевозочными) документами, в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза»). Не место в главе 37 ТК ЕАЭС и статье 256 «Общие положения о порядке и условиях перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования»).
Особо обращаем внимание на положения ст. 257 ТК ЕАЭС, в которой фактически детализированы положения абзаца четвертого ст. 255 ТК ЕАЭС и что также предполагается предметом подготовленной нами статьи: «1. В местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора. «Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного
пользования, не подлежащих таможенному декларированию. «Красный» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется таможенное декларирование по желанию физического лица. 2. Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу Союза, соответствующего коридора («красного» или «зеленого») для совершения (несовершения) таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров для личного пользования. 3. Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в «зеленый» коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию. 4. Требования к обустройству системы двойного коридора в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза определяются Комиссией. 5. Перечень мест перемещения товаров через таможенную границу Союза, в которых применяется система двойного коридора, а также порядок формирования такого перечня определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. 6. Система двойного коридора может не применяться в залах официальных лиц и делегаций, организованных в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза. 7. Неприменение отдельных форм таможенного контроля в «зеленом» коридоре не означает, что физическое лицо освобождается от обязанности соблюдать международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательство государств-членов. 8. С учетом оперативной обстановки, сложившейся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, в исключительных случаях по решению таможенного органа система двойного коридора может временно не применяться. 9. Неприменение в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза системы двойного коридора не влечет обязан-
ности физического лица осуществлять таможенное декларирование товаров, не подлежащих таможенному декларированию в соответствии с настоящей главой, а также не освобождает физическое лицо от необходимости декларирования товаров, подлежащих таможенному декларированию».
Систему двойного коридора в соответствии с абзацем четвертым ст. 255 ТК ЕАЭС предложено рассматривать в качестве таможенного действия таможенного контроля, что, по-нашему мнению, затруднит разграничение разных функций таможенных органов (таможенный контроль и обеспечение таможенных операций по отдельным категориям товаров)1.
Таким образом, правовое регулирование перемещения товаров личного пользования через таможенную границу необходимо совершенствовать, в том числе и посредством внесения изменений в международный договор - Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза (ТК ЕАЭС).
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, перемещение товаров личного пользования через таможенную границу регулируется таможенным законодательством конкретного государства и международными договорами.
1 О функциях таможенных органов подробнее см.: Галузо В.Н., Эриашвили Н.Д. О функциональном подходе при определении содержания деятельности таможенных органов в Российской Федерации // Закон и право. 2014. № 12. С. 45-47; Галузо В.Н. От таможенных режимов к таможенным процедурам в Российской Федерации // Финансы и управление. 2014. № 4. С. 44-53; он же: О некоторых проблемах отраслевой принадлежности таможенных платежей в Российской Федерации // Финансовое право и управление. 2014. № 3. С. 140-143; он же: О формах международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации // Международное право и международные организации. 2015. № 1. С. 49-53; он же: О системе таможенных платежей в Российской Федерации // Финансовое право и управление. 2014. № 4. С. 271274; Галузо В.Н., Канафин Н.А. Таможенная статистика в системе функций таможенных органов // Аграрное и земельное право. 2015. № 7. С. 50-55; они же: Таможенный контроль в системе функций таможенных органов в Российской Федерации // Международный журнал гражданского и торгового права. 2016. № 1. С. 62-66; Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. О роли таможенных действий при определении содержания таможенного контроля в Российской Федерации // Международный журнал «Актуальные проблемы административного права и процесса». 2016. № 1. С. 34-40; Галузо В.Н., Канафин Н.А. Таможенное оформление в системе функций таможенных органов // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4. С. 127-132; Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. Обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в системе функций таможенных органов Российской Федерации // Международный журнал «Мировая экономика: проблемы безопасности». 2017. № 3. С. 57-61.
Во-вторых, нормативным правовым актом Российской Федерации, регламентирующим перемещение товаров личного пользования через таможенную границу, является Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 19 ноября 2010 г.
В-третьих, международным договором, регламентирующим перемещение товаров личного пользования через таможенную границу в Российской Федерации, является Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза.
Библиография:
1. Духно Н.А., Корякин В.М. Теория транспортного права: Монография. М.: Юрлитинформ, 2016; Волков А.М. О предмете и методе транспортного права // Транспортное право. 2011. « 1. С. 5-8 («Транспортное право в большой степени ориентируется на применение административно-правовых способов регулирования. Однако в области отношений собственности и вещных прав на объекты транспорта и транспортной инфраструктуры и договоров на транспорте, конечно, применяются гражданско-правовые способы регулирования. Анализ, проведенный в статье, позволяет говорить о комплексной отрасли права - транспортном праве, обладающем своим специфическим предметом и методом (совокупностью средств) правового регулирования»); Духно Н.А. Понятие и сущность транспортного права // Транспортное право. 2012. № 3. С. 4-6 («Транспортное право должно стать ветвью правовой науки со своей методологией, выражающей учение о методах связи и взаимопроникновении отраслей права с элементом правовой системы со всем множеством ее юридических средств. Как наука транспортное право будет устремлено к исследованиям и раскрытию закономерностей формирования устойчивых транспортных отношений, в горниле которых образуется явная устойчивость работы транспорта, доступность, безопасность и качество оказываемых услуг. Наука транспортного права раскроет особенности комплексного правового регулирования транспортных отношений, выразит роль и место норм отдельных отраслей права и транспортного законодательства, создаст концепции комплексного использования всех юридических средств правовой системы для эффективной работы транспорта»).
2. СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001; ...; 2018. № 1 (часть I). Ст. 34.
3. СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169; 2017. № 52 (часть I). Ст. 7923.
4. При этом продолжают действовать и отдельные положения ФЗ РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 20.07.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.
5. СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 170; ...; 2017. № 30. Ст. 4457.
6. Конечно, подобное название ФЗ РФ от 24. 12.2002 г. вызывает возражения (ввиду многозначности термина «устав»). Предпочтительным было иное название, например: ФЗ РФ «Об утверждении Устава железнодорожных перевозок в Российской Федерации».
7. СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5555; 2016. № 27 (часть I). Ст. 4191.
8. Конечно, подобное название ФЗ РФ от 18.10.2007 г. вызывает возражения (ввиду многозначности термина «устав»). Предпочтительным было иное название, например: ФЗ РФ «Об утверждении Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта железнодорожных перевозок в Российской Федерации».
9. Мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
10. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
11. О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
12. СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; ...; 2018. № 1 (часть I). Ст. 54.
13. СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
14. Галузо В.Н. Таможенный Союз: проблема правового регулирования для Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД РФ. 2010. № 7. С. 94-96; Галузо В.Н., Лорткипанидзе Т.В. Декодификация таможенного законодательства в Российской Федерации: pro et contra // Закон и право. 2011. № 6. С. 19-20.
15. Подобная структуризация ТК ТС побуждала нас в учебных целях выделения подрубрикатора «Перемещение товаров физическими лицами» в рубрикаторе «Обеспечение таможенных операций по отдельным категориям товаров» (см.: Таможенное право: Учебник для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 155-184; Галузо В.Н. Таможенное право: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 192-224).
16. О международных договорах Российской Федерации: ФЗ РФ от 16.06.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757; 2007. № 49. Ст. 6079; 2012. № 53 (часть I). Ст. 7579; 2014. № 11. Ст. 1094.
17. официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru, (09.01.2018 г.).
В-четвертых, положения абзаца четвертого ст. 255 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза о признании системы двойного коридора в качестве одного из таможенных действий таможенного контроля необходимо признать несовершенным.
В-пятых, систему двойного коридора при перемещении товаров личного пользования необходимо признать одним из общих условий обеспечения таможенных операция по отдельным категориям товаров, как одной из функций таможенных органов.
18. О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза: ФЗ РФ от 26.10.2017 г. // СЗ РФ. 2017. № 47. Ст. 6843. Данный факт не оставлен без внимания представителем юридической науки (см.: Сергеева И.С. Комментарий к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11.04.2017) // Нормативные акты для бухгалтера. 2017. № 9. С. 55).
19. Авторы - единомышленники (Н.Г. Казанцева и Л.Г. Калачева) в целом критически оценивали процесс принятия ТК ЕАЭС: «Одним из преимуществ принятия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза также является унификация нормативной базы государств - участниц Союза. В Таможенном кодексе Таможенного союза большое количество отсылочных норм на правовые акты государств - членов Союза. В разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза принимают участие не только представители Евразийской экономической комиссии и государственные органы, но и представители бизнес-сообщества, что позволяет учитывать взаимные интересы, обсуждать проблемные вопросы и находить компромиссные решения»; «Несмотря на все преимущества принятия Кодекса, вопрос о вступлении его в силу остается открытым. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза -это единый нормативный акт для всех государств - членов Союза, и каждый участник вносит свои предложения, касающиеся положений нового кодекса. Разногласия государств - членов Союза привели к тому, что новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза не вступил в силу 1 января 2016 г., а был перенесен еще на 1 год. Один из спорных вопросов между государствами - членами Союза касался особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях. У действующего проекта Таможенного кодекса есть 2 приложения. В одном закреплены особенности перевозки и совершения операций в отношении товаров, перемещаемых между территорией самого западного российского региона и основной частью Евразийского экономического союза. В другом предусмотрены нормы о товарах, которые находятся и используются на территории свободных таможенных зон, созданных по территориальному признаку» (см.: Казанцева Н.Г., Калачева Л.Г. К вопросу о принятии и перспективах введения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2017. № 1. С. 17-21).
20. Аналогично мы поступили при анализе фактически тождественных положений главы 49 ТК ТС (см. об этом: Галузо В.Н. Таможенное право: Учебник для студентов вузов. С. 198-205).
21. О функциях таможенных органов подробнее см.: Галузо В.Н., Эриашвили Н.Д. О функциональном подходе при определении содержания деятельности таможенных органов в Российской Федерации // Закон и право. 2014. № 12. С. 4547; Галузо В.Н. От таможенных режимов к таможенным процедурам в Российской Федерации // Финансы и управление. 2014. № 4. С. 44-53; он же: О некоторых проблемах отраслевой принадлежности таможенных платежей в Российской Федерации // Финансовое право и управление. 2014. № 3. С. 140-143; он же: О формах международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации // Международное право и международные организации.
2015. № 1. С. 49-53; он же: О системе таможенных платежей в Российской Федерации // Финансовое право и управление. 2014. № 4. С. 271-274; Галузо В.Н., Канафин Н.А. Таможенная статистика в системе функций таможенных органов // Аграрное и земельное право. 2015. № 7. С. 50-55; они же: Таможенный контроль в системе функций таможенных органов в Российской Федерации // Международный журнал гражданского и торгового права. 2016. № 1. С. 62-66; Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. О роли таможенных действий при определении содержания таможенного контроля в Российской Федерации // Международный журнал «Актуальные проблемы административного права и процесса».
2016. № 1. С. 34-40; Галузо В.Н., Канафин Н.А. Таможенное оформление в системе функций таможенных органов // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4. С. 127-132; Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. Обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в системе функций таможенных органов Российской Федерации // Международный журнал «Мировая экономика: проблемы безопасности». 2017. № 3. С. 57-61.