Научная статья на тему 'Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств, перемещаемых через границы Союзного государства Беларуси и России'

Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств, перемещаемых через границы Союзного государства Беларуси и России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
UNION STATE / EUROASIAN ECONOMIC ASSOCIATION / CUSTOMS / VEHICLES / IMPORT / NATURAL PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармонников Сергей Николаевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования и функционирования единой таможенной территории Союзного государства и таможенного союза Евразийского экономического сообщества. Автор осуществляет анализ унификации процедур таможенного оформления, единых ставок таможенных пошлин, налогов и порядка применения льгот по уплате косвенных налогов при ввозе на территорию государств-участников легковых автомобилей иностранного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Administrative Law Mechanism of Custom Clearance and Custom Control over Vehicles Transferred through the Borders of the Union State of Belarus and Russia

This article is devoted to the actual problems of the forming and functioning of the common customs area of the Union State and the customs union of the Euroasian economic association. This analysis is undertaken in order to provide for the unification of the customs registration procedure, common rates of the customs taxes and to provide for the order of the application of the preferences on duties in order to pay indirect taxes when vehicles of the foreign production are imported within the order of the states parties.

Текст научной работы на тему «Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств, перемещаемых через границы Союзного государства Беларуси и России»

ме того, указанный факт обусловлен также географическим положением: Казахстан, Россия и Беларусь соединяют два региона — Европейский Союз и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Таким образом, сложность заключения и реализации соглашений о реадмиссии обусловлена значительными финансовыми затратами на выполнение обязательств вследствие реализации соглашений о реадмиссии; существенными различиями подходов к регулированию вопросов миграции и проведению миграционной политики; принципиальными трудностями в гармонизации миграционного законодательства, обусловленными особенностями национальных правовых систем; необходимостью совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия; отсутствием единой системы учета мигрантов и эффективного информационного обмена ме-

жду заинтересованными ведомствами государств — участников СНГ. Соглашения должны разрабатываться с учетом особенностей и характера миграционных процессов с конкретным государством. Содержание самих соглашений о реадмиссии может быть усовершенствовано за счет включения в них положений, направленных на обеспечение гарантий соблюдения прав и свобод лиц, подлежащих реадмиссии.

Библиографический список

Подшивалов В. Е. Незаконная миграция: международно-правовые проблемы. Иркутск, 2006.

Эволюция политической и правовой культуры России. Региональные особенности и влияние европейского фактора. Ч. 2. Влияние европейского фактора на процессы реформирования постсоциалистических государств. Серия «Научные доклады». Вып. 3 / Отв. ред. Б. Н. Ковалев, Е. А. Макарова. Великий Новгород, 2006.

——<*••>—

Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств, перемещаемых через границы Союзного государства Беларуси и России

С. Н. Гармонников

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 682 «О признании утратившим силу абзаца четвертого пункта 2 постановления Правительства

Гармонников Сергей Николаевич — руководитель представительства ФТС России в Республике Беларусь.

Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 и внесении изменений в Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» с 25 февраля 2010 г. отменена исполняемая таможенными органа-

ми с 1994 г. обязанность по осуществлению государственной регистрации временно ввозимых на территорию России юридическими и физическими лицами автотранспортных средств с иностранной регистрацией сроком до шести месяцев1.

Эта обязанность, представляющая собой действие по осуществлению транспортного контроля на российско-белорусской границе, являлась административно-таможенной мерой по недопущению оставления на территории России заявленных к временному ввозу легковых автотранспортных средств иностранного производства, выпущенных на территории Республики Беларусь в свободное обращение по значительно более низким, чем в России, ставкам таможенных платежей.

Одновременно с осуществлением обязательной регистрации с применением удостоверения ввоза транспортного средства в пунктах принятия уведомлений, расположенных на российско-белорусской грани-це2, производится письменное декларирование этих же временно ввозимых автотранспортных средств. Содержащиеся в удостоверении ввоза транспортного средства сведения о временно ввезенном иностранным, в том числе белорусским, физическим лицом в Россию транспортном средстве полностью содержатся в пассажирской таможенной декларации, подлежащей представлению таможенному органу при ввозе этого автомобиля на территорию Российской Федерации.

По указанной причине ожидаемое прекращение процедуры государственной регистрации таможенными органами временно ввозимых

1 См. п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

2 См. письмо ГТК России от 23 марта 2001 г.

№ 01-20/11052 «О пунктах принятия уве-

домлений».

иностранных транспортных средств не повлечет за собой снижения эффективности таможенного контроля за указанной категорией транспортных средств.

Необходимо отметить, что обязательность представления в пунктах принятия уведомлений гражданами Республики Беларусь пассажирской таможенной декларации при временном ввозе в Россию принадлежащих им автомобилей предписана действующим законодательством:

ст. 286 Таможенного кодекса РФ обязывает осуществлять письменное декларирование перемещаемых физическими лицами через Государственную границу РФ транспортных средств;

Указом Президента РФ от 25 мая 1995 г. № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь» и постановлением Правительства РФ от 23 июня 1995 г. № 583 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь» (в ред. от 22 августа 2000 г.) отменен таможенный контроль на российско-белорусской границе в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь;

гл. 14 «Декларирование товаров» включена в подраздел 1 разд. II Таможенного кодекса РФ, в связи с чем декларирование ввозимых в Россию физическими лицами для личного пользования товаров и транспортных средств является таможенной операцией таможенного оформления.

По указанной причине при следовании на личном автомобиле граждане Республики Беларусь как при временном въезде на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, так и при обратном выезде из России в Белоруссию обязаны в пунктах принятия уведомлений заполнять пассажирскую таможенную декларацию, ука-

зывая в ней сведения о принадлежащем им транспортном средстве.

В настоящее время Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация завершают формирование нормативной базы, которая позволит сформировать таможенный союз ЕврАзЭС, в пределах единой таможенной территории которого во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не будут применяться таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер3.

В этих целях к 1 июля 2010 г. предполагается завершить перенос всех видов контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Республики Беларусь и Российской Федерации и отменить таможенное оформление перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации товаров, как происходящих с их территорий, так и происходящих из третьих стран, и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. В отношении российско-казахстанской границы вышеизложенные меры необходимо завершить к 1 июля 2011 г.4

Безусловно, что после завершения формирования единой таможенной территории таможенного союза ЕврАзЭС, предусматривающей в том числе установление и применение единых таможенного тарифа и

3 См. ст. 1 Договора между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г.

4 См. п. 2 Заявления глав правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 июня 2009 г.

иных мер регулирования внешней торговли с третьими странами, порядка зачисления и распределения таможенных пошлин и налогов, таможенного регулирования5, граждане государств — членов таможенного союза будут освобождены от обязанности декларировать принадлежащие им транспортные средства на внутренних границах таможенного союза.

В то же время предшествующий опыт построения таможенного союза указанными государства-ми6 свидетельствует о том, что для обеспечения должной устойчивости созданной единой таможенной территории необходимо достичь не только единства позиций в вопросах таможенно-тарифного7 и нетарифного регулирования8, процесса перемещения товаров и транспортных средств через внешние и внутренние границы таможенного союза в торговом обороте, но и согласовать подходы к организации процедур таможенного оформления и налогообложения ввозимых из третьих стран товаров и транспортных средств физическими лицами для личного пользования.

5 См. ст. 2 Договора между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г.

6 См. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 20 января 1995 г. «О Таможенном союзе».

7 См. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании».

8 См.: Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством

Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г.

«О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран».

Принципиальность такого подхода обусловлена тем, что при значительных различиях в правилах ввоза на территорию государств — участников таможенного союза товаров и транспортных средств, происходящих из третьих стран, особенно легковых автомобилей, объемы взаимной торговли такими товарами стремительно наполняются продукцией иностранного производства. Эта продукция первоначально ввезена в упрощенном, льготном порядке физическими лицами на территорию той страны, таможенное законодательство которой предоставляет наибольшие преференции гражданам этих стран в части номенклатуры, количества и сумм, причитающихся к уплате таможенных платежей при ввозе товаров и транспортных средств.

К примеру, на протяжении практически всего периода формирования российско-белорусского таможенного союза9 единые ставки таможенных пошлин, налогов, применяемые при ввозе на территорию Республики Беларусь легковых автомобилей иностранного производства ее гражданами10, в 3—5 раз меньше, чем взимаемые российскими таможенными органами при ввозе в Россию легковых автомобилей аналогичного класса и года выпуска.

Подобное положение дел уже приводило к тому, что к концу 90-х гг. прошлого века количество ежегодно ввозимых в Белоруссию в упро-

9 См. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 6 января 1995 г. «О Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь».

10 См. п. 27 Положения о льготном порядке перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования и упрощенном порядке их таможенного оформления, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования».

щенном, льготном порядке легковых автомобилей европейских производителей стало сопоставимым с аналогичным российским показателем при соотношении населения двух стран 1:15. Соответственно, недостижение унификации применяющихся в государствах — участниках Союзного государства единых ставок таможенных пошлин, налогов на ввозимые физическими лицами из третьих стран легковые автотранспортные средства, обусловленное отсутствием в Республике Беларусь собственного легкового автомобилестроения, послужило одним из оснований к восстановлению с 7 апреля 2000 г. таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь товаров и транспортных средств, происходящих из третьих стран, выпущенных в Республике Беларусь в свободное обращение11.

Одностороннее предоставление одним из государств — участников таможенного союза льгот по уплате косвенных налогов (акциза и налога на добавленную стоимость) при ввозе из третьих стран автотранспортных средств также не способствует процессу формирования единой таможенной территории.

Так, с 24 декабря 2005 г. в Республике Беларусь было отменено обложение акцизами и НДС легковых автомобилей, микроавтобусов и отдельных видов автомобилей с полной массой не более пяти тонн, ввозимых на территорию Республики Беларусь белорусскими субъектами хозяйствования12. Вследствие этого подлежащие уплате в белорусский

11 См. постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 254 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 г. № 583».

12 См. п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь».

бюджет суммы таможенных платежей при ввозе юридическими лицами новых легковых автомобилей снизились по сравнению с рассчитанными в соответствии с российским таможенным законодательством13 в 9—10 раз. При этом при реализации физическим лицам белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями автотранспортных средств, ввезенных ими из третьих стран с освобождением от уплаты акциза и НДС, акцизы не уплачиваются, а налоговой базой для расчета НДС служит не цена их приобретения за границей, а существенно меньшая по величине разница между ценой реализации и ценой приобретения этих транспортных средств14.

Столь льготные условия таможенного налогообложения ввозимых на территорию Республики Беларусь из третьих стран автотранспортных средств иностранного производства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами — резидентами Республики Беларусь в случае их сохранения и после принятия решения о завершении формирования единой таможенной территории и отмены таможенного контроля и таможенного оформления на внутренней российско-белорусской границе неизбежно приведут, во-первых, к росту объемов ввоза в Белоруссию льготируемых в торговом и неторговом обороте автотранспортных средств в связи с увеличением спроса на та-

13 См. постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (в ред. от 22 апреля 2009 г.).

14 См п. 1.2, 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546

«О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь».

кие автомобили, признающиеся товарами таможенного союза, со стороны российских физических лиц; во-вторых, к появлению обоснованных претензий со стороны Российской Федерации по поводу недопоступления в федеральный бюджет доходов от таможенной деятельности и снижения уровня защищенности отечественных производителей легковых автомобилей.

Кроме того, таможенное законодательство Республики Беларусь, регламентирующее порядок таможенного оформления и таможенного контроля временно ввозимых физическими лицами через белорусские пограничные пункты пропуска автотранспортных средств, значительно отличается от российского в силу следующих причин.

В России на всем протяжении Государственной границы, включая общую границу с Республикой Беларусь и российский участок внешней границы Союзного государства, реализуются типовые процедуры таможенного оформления и таможенного контроля временно ввозимых в Россию физическими лицами — гражданами третьих стран транспортных средств, зарегистрированных как в третьих странах, так и в Республике Беларусь.

В Белоруссии на всем протяжении государственной границы, включая общую границу с Российской Федерацией и белорусский участок внешней границы Союзного государства, таможенные органы не осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль временно ввозимых в Белоруссию иностранными физическими лицами, в том числе гражданами России, автотранспортных средств, зарегистрированных в третьих странах и Российской Фе-дерации15.

15 См. п. 24.2, 39 Положения о льготном порядке перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования и упрощенном порядке их таможенного оформления, утвержденного Указом Президента

Из вышеизложенного следует, что при сохранении указанных различий в правилах таможенного оформления и налогообложения ввозимых легковых автомобилей иностранного производства в формируемом бе-лорусско-казахстанско-российском таможенном союзе будут существовать те же негативные факторы, которые в значительной мере воспрепятствовали завершению создания единой таможенной территории Союзного государства16.

Одним из проверенных многолетней практикой путей решения проблемных вопросов в сфере российско-белорусского таможенного сотрудничества является заключение соглашений между правительствами двух стран, положения которых нацелены на обеспечение более полного единообразия применяемых таможенными службами России и Белоруссии подходов к таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств на внешних границах Союзного государства и территориях государств-участников.

Поэтому таможенными службами России и Белоруссии был разработан проект межправительственного российско-белорусского соглашения о временном ввозе и вывозе транспортных средств. Этот проект был одобрен постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 29 августа 2009 г. «О проектах Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о временном ввозе и вывозе транспортных средств и Концепции контроля за временным ввозом и вывозом транспортных средств» и направлен в заинте-

Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования».

16 См. п. 6 Программы действий Россий-

ской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

ресованные министерства и ведомства двух стран. Указанным проектом соглашения предусматривается, что при проведении на внешней таможенной границе таможенного оформления и таможенного контроля временно ввозимых иностранными физическими и юридическими лицами транспортных средств, зарегистрированных за пределами России и Белоруссии, и при совместном использовании таможенными органами двух стран созданных ими информационных ресурсов перемещение через внутреннюю таможенную границу транспортных средств вне зависимости от страны их государственной регистрации будет осуществляться без таможенного оформления и таможенного контроля.

В то же время государствами — участниками Союзного государства и таможенного союза ЕврАзЭС не уделено должного внимания вопросу об установлении и применении единых правил и порядка таможенного оформления и уплаты таможенных платежей при ввозе физическими лицами, постоянно проживающими на территориях государств-участников, легковых автотранспортных средств иностранного производства для личного пользования. Аналогичная ситуация складывается и в отношении прогнозируемого прироста количества сделок купли-продажи легковых автомобилей иностранного производства в белорусских автосалонах, совершенных физическими лицами — гражданами России после ожидаемой с 1 июля 2010 г. отмены таможенного оформления и таможенного контроля на российско-белорусской границе в рамках выполнения очередного этапа формирования таможенного союза ЕврАзЭС17.

17 См. решение Комиссии Таможенного союза от 29 мая 2009 г. № 43 «О концептуальных предложениях по этапам и срокам формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Вследствие этого нормативная база формируемого таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана, во-первых, не содержит договоренностей об установлении и применении единых правил таможенного оформления и ставок таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых из-за пределов таможенного союза товаров и автотранспортных средств, происходящих из третьих стран, в неторговом обороте, во-вторых, предоставляет государствам-участникам возможность устанавливать случаи освобождения от уплаты косвенных налогов при ввозе товаров в рамках национального законодательства18.

Учитывая вышеизложенное, в целях обеспечения соблюдения одного из основополагающих принципов таможенного союза — отмены таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах Союзного государства и таможенного союза ЕврАзЭС без ущерба экономической безопасности государств — участников указанных интеграционных объединений представляется необходимым продолжить совершенствование системы международных договоров, формирующих правовую основу построения единой таможенной территории Союзного государства и таможенного союза ЕврАзЭС. Для этого необходимо:

разработать и до 1 июля 2010 г. обеспечить вступление в силу на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь соглашения о едином порядке таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через внешнюю границу таможенного союза физическими лицами для личного пользования;

18 См. ст. 4 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12 декабря 2008 г. «О порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах — участниках таможенного союза».

при наличии принципиального несовпадения мнений государств — участников таможенного союза по поводу величины и порядка применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в неторговом обороте в отношении отдельных наименований ввозимых товаров и транспортных средств целесообразно принять меры по достижению договоренности об условиях и порядке предоставления временных изъятий из единого порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через внешнюю границу таможенного союза физическими лицами для личного пользования. И здесь можно применить аналогию с Протоколом об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, заключенным Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 12 декабря 2008 г.;

внести изменения в Соглашение от 12 декабря 2008 г. «О порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах — участниках таможенного союза», которые позволят обеспечить применение исключительно положений международных договоров государств — участников таможенного союза в части освобождения от уплаты акциза и НДС при ввозе на единую таможенную территорию таможенного союза легковых автотранспортных средств, происходящих из третьих стран, в торговом обороте.

Библиографический список

Бюллетень международных договоров. 1995. № 6.

Сборник базовых документов Евразийского экономического сообщества. 2-е изд. М., 2008.

Сборник нормативных правовых актов Союзного государства за 2000 г. М.; Минск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.