Литература
1. Кубрякова Е.С. Размышления об аналогии // Сущность, развитие и функции языка. М.: Наука, 1987.
2. Там же.
3. Леонтьев A.A. Психолингвистика. JL: Наука. 1967.
4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
5. Горохова С.И. Психолингвистические особенности механизма порождения речи по данным речевых ошибок: Автореф. дис. ... канд.филол.наук. М., 1986.
6. Зубкова Т.И. Речевые и языковые аспекты аграмматизма: Эфферетная моторная аффа-зия: Автореф. дис. ... канд.филол.наук. Л., 1980.
7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
8. Пауль Г. Принципы истории языка. М.: Изд-во ИЛ, 1960.
9. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 1.
Ю.Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1958. Т.1.
11.Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
12.Жирмунский В. М. Общее и германское языкознание. Л.: Наука, 1976.
13.Богородицкий В.А. Очерки по языковедению и русскому языку. 4-е изд. М.: Учпедгиз, 1939.
14.Жирмунский В. М. Общее и германское языкознание. Л.: Наука, 1976.
15.Гухман М. М. Типология преобразований словоизменительной парадигматики // Исто-рико-типологическая морфология германских языков ( Фономорфология. Парадигматика. Категория имени). М.: Наука, 1977.
16.Ермолаева Л. С. Очерки по сопоставительной грамматике германских языков. М.: Высш. шк., 1987.
17.Козина И. В. Синкретическая и несинкретическая аналогия в свете динамики морфологических категорий// Динамика морфологических категорий в германских языках. Калинин, 1988.
18.Козина И.В. Морфологическая аналогия как проявление тенденции к агглютинации в современном немецком языке ( на примере
категории числа имени существительного)// Тезисы докладов 3-й конференции молодых ученых/ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 1994.
19.Козина И.В. Преобразование типов склонения в современном немецком языке ( на материале диалектов и полудиалектов)// Сохранение и обновление языковых подсистем / ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 1994.
20.Козина И.В. Типология аналогических преобразований в морфологии современного немецкого языка//Типология языка: теория и практика / МГЛУ. М., 1991.
А. £. Брянцева, О. В. Якушенко
О парламентских выборах в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии
Смена политического руководства страной, произошедшая в мае 1997 года, когда в итоге всеобщих выборов в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии убедительную победу одержали лейбористы, а консервативной партии пришлось занять «теневую» позицию после 18 лет пребывания у власти, не может не вызвать интереса у достаточно широкого круга читателей. Данная статья предоставляет не только информацию о британской парламентской системе и механизме проведения всеобщих выборов, в ней использованы и материалы британской прессы, причём некоторые публикации сделаны по горячим следам всеобщих выборов 1 мая 1997 года.
Итак, каким же образом работает британская демократия? Ведь именно выборы в палату общин британского парламента составляют основу британской демократической системы. В отличие от глав правительств в других странах, британский премьер-министр не избирается напрямую населением Соединённого Королевства, хотя и является выборным членом парламента, а зависит от поддержки большинства депутатов палаты общин. Парламентское большинство составляют члены победившей на выборах партии. Официальный лидер партии становится премьер-министром и большую часть министров в свой кабинет набирает из
депутатов-членов правящей партии. Остальные министры - члены палаты лордов, принадлежащие к той же партии. Что же касается депутатов-членов других политических партий, то они соответственно составляют Её Величества Оппозицию тому Её Величества Правительству, которое находится в данный момент у власти.
По британской конституции (кстати, в буквальном смысле неписанной в виде какого-то единого целостного документа) парламент является законодательным и верховным органом государственной власти. Состоит он из монарха, палаты лордов и палаты общин, которые собираются вместе весьма редко - только по случаям чисто церемониального значения, например, во время государственного открытия парламента.
Палата общин состоит из 650 членов-депутатов, избираемых напрямую избирателями в каждом из 650 избирательных округов по всей Великобритании.
Палата лордов состоит из наследственных пэров, унаследовавших свой титул от родителей, пожизненных пэров, получивших свои титулы в качестве особого отличия за выдающиеся заслуги, перед Соединенным Королевством и не могущих передать их своим потомкам, (например, бывшая премьер-министр, знаменитая «железная леди» Маргарет Тэтчер теперь имеет этот титул), 2 архиепископов и 24 старших епископов англиканской церкви.
Парламент выполняет следующие функции:
- принятие и отмена законов;
- введение налогов, обеспечивающих средства, необходимые для управления государством;
- обсуждение правительственной политики;
- другие важные вопросы управления страной.
Законопроект проходит обсуждение и утверждение в трёх чтениях в обеих палатах парламента. Палата лордов обычно не может заблокировать предложенный палатой общин законопроект, если последняя на нём настаивает, и практически не может влиять на решение вопросов, связанных с налогообложением и государственными расходами. Невыборная палата лордов действует лишь как ревизионная палата и не выступает соперником выборной палаты общин. Утверждённый обеими палатами законопроект должен получить формальное одобрение монарха, но, начиная с 1707 года, ещё не
было случая, чтобы какой-либо парламентский законопроект не получил королевской санкции.
Исполнительная власть по закону возглавляется монархом, который на сегодняшний день является не абсолютным, а конституционным и действует в соответствии с советами Её Величества Правительства. Будучи членами парламента, министры правительства подотчётны палате общин за деятельность своих министерств и за общее проведение в жизнь той или иной национальной политики. Они принимают участие в парламентских дебатах, а другие депутаты адресуют им свои вопросы. В состав исполнительной власти также входят и выборные местные власти.
Судебная власть определяет общественное право и трактует акты парламента. Она является независимой как от законодательной, так и от исполнительной ветвей, палата лордов является последней судебной инстанцией по апелляциям.
Уже более 150 лет британская система парламентской демократии основывается на организованных политических партиях, соперничающих друг с другом за право сформировать правительство. По закону политические партии не регистрируются, не признаются формально государством. Данная система зависит от существования, по крайней мере, двух партий, представленных в палате общин в достаточной для формирования правительства мере.
Большинство кандидатов, участвующих в выборах, и почти все победившие кандидаты принадлежат к одной из основных политических партий. Однако в выборах могут участвовать и даже побеждать и члены небольших политических партий и групп, равно как и независимые кандидаты, не принадлежащие ни к каким политическим организациям.
Лидер партии, получившей большинство мест на всеобщих выборах либо имеющей поддержку большинства в новой палате общин, по приглашению монарха становится премьер-министром и формирует кабинет министров.
Теперь несколько слов о самой системе выборов в Соединённом Королевстве. Британия делится на 650 парламентских избирательных округов, в каждом из которых живёт около 70000 избирателей. Границы округов утверждаются парламентом и пересматриваются каждые 10-15 лет. Вопросами границ округов занимаются четыре специальные комиссии, возглавляемые лично спикером палаты общин.
Система голосования, применяемая на
всеобщих выборах, - мажоритарная, то есть кандидат побеждает простым большинством. Голосование - тайное. Все британские граждане, достигшие 18 лет и не имеющие ограничений в праве голоса, могут участвовать в выборах в качестве избирателей. Право голоса также имеют те граждане других стран Британского Содружества и Ирландской Республики, которые постоянно проживают в Британии. Все голосующие должны в определённый день пройти регистрацию в качестве жителей, постоянно проживающих в данном избирательном округе. По действующим законам британские граждане, проживающие за границей, могут участвовать в выборах в течение 20 лет после выезда из Великобритании. Таких избирателей насчитывается около 2000000. Голосование в Британии - добровольное. В среднем 75 % электората участвует в голосовании. Следующие категории граждан не имеют права голоса на парламентских выборах:
- пэры-члены палаты лордов;
- иностранцы, исключая граждан Ирландской Республики, постоянно проживающих в Британии;
- пациенты, содержащиеся в психиатрических больницах;
- осуждённые, отбывающие тюремное заключение;
- лица, осуждённые за последние 5 лет за нарушение порядка проведения выборов.
В каждом избирательном округе местными правительственными служащими ежегодно подготавливается реестр избирателей. На его основе публикуются списки избирателей, которые перед выборами вывешиваются в общественных местах и могут быть вовремя исправлены.
В Британии голосовать можно по почте или по доверенности в тех случаях, когда сам избиратель по какой-либо причине не может лично присутствовать на выборах. Любой гражданин Великобритании, Ирландской Республики или страны, входящей в Британское Содружество, достигший 21 года, может выступать на выборах в качестве кандидата, при условии, что он или она не входят в следующие категории граждан:
- банкроты;
- приговорённые к более чем одному году тюремного заключения;
- духовенство англиканской, шотландской, ирландской и римско-католической церквей;
- члены палаты лордов;
- ряд государственных чиновников и официальных лиц, определённых законом, также как судьи, местные госслужащие, военнослужащие и полицейские.
Кандидатам не обязательно проживать в тех округах, от которых они баллотируются.
Всеобщие парламентские выборы на все места в палате общин проводятся в Британии как минимум раз в пять лет. На практике выборы обычно назначаются до окончания пятилетнего срока. В исключительных случаях, как, например, во время двух мировых войн, срок полномочий парламента продлевается сверх пяти лет. Решение о сроках проведения очередных выборов принимается премьер-министром. Монарх участвует в процедуре путём роспуска, а затем созыва парламента.
Проведение выборов поручается старшим государственным чиновникам, которые занимаются всей организационной стороной дела, создавая избирательные комиссии, участки для голосования, подбирая помещения и т. д. Все расходы по организации выборов несёт правительство.
Сразу же после объявления даты выборов и на общенациональном и на окружном уровнях начинается предвыборная кампания, которая длится 32 дня. Каждый кандидат должен назначить своего агента (если только он не выступает в этой роли сам, что не возбраняется), который полностью отвечает за проведение кампании данного кандидата, особенно в части расходов, а поэтому должен быть хорошо знаком с законом о выборах. Привлекается также и ещё целый ряд оплачиваемых или чаще добровольных помощников, которые участвуют в различных формах агитационной работы. Следует отметить, что расходы на проведение избирательной кампании очень строго контролируются и при обнаружении каких-либо нарушений или незаконных действий в части расходов результаты выборов могут быть аннулированы и назначены новые выборы.
Все известные способы предвыборной агитации идут в ход: опросы общественного мнения, встречи, радио - и телепередачи, газеты, журналы, печатная продукция в виде манифестов, листовок, обращений и т.д. Но если британские газеты могут не скрывать своих партийных пристрастий, освещение избирательной кампании всех основных политических партий - равное и непредвзятое.
Сами выборы проходят на специально подготовленных участках - пунктах для голо-
сования по четвергам с 7 до 22 часов, без перерывов. Избирателям выдаются отпечатанные бюллетени, в которых они крестом отмечают в специально отведённых для этого квадратах фамилию своего избранника. Происходит это в специально оборудованных изолированных кабинках. Предусмотрены специальные способы голосования для не умеющих читать и инвалидов.
Подсчёт голосов происходит сразу же по окончании голосования. Или сам кандидат, или его помощник имеют право присутствовать и следить, чтобы не было нарушений при подсчёте. Результаты голосования объявляются, как правило, на следующий день. Все кандидаты вносят перед выборами денежный залог в 500 фунтов стерлингов, и, если кандидат набирает менее 5% голосов, деньги ему не возвращаются.
Хотя в палате общин бывают представлены более десятка политических партий, в двадцатом столетии традиционными соперниками на политическом ринге внутри страны были консервативная и лейбористская партии. А после второй мировой войны, в период с 1945 по 1979 годы, правительства лейбористов и консерваторов с завидной регулярностью сменяли друг друга. Однако, когда в 1979 году на очередных парламентских выборах победу одержали консерваторы, чью партию впервые в британской истории возглавила женщина -«железная леди» Маргарет Тэтчер, консервативное правительство воцарилось в стране на долгие 18 лет. Премьер-министр Тэтчер, чтобы удержать свою партию у власти, дважды добивалась проведения досрочных всеобщих выборов, зная, что симпатии рядовых британцев будут на стороне консерваторов именно в этот момент. Так случилось и в 1983 году, когда страну охватила «ура-патриотическая» эйфория по поводу победы Британии в фолклендском конфликте, и в 1987 году, когда в стране происходил экономический подъём, снизился уровень безработицы, зато возрос уровень жизни среднестатистического британца.
В начале 90-х консервативная партия сменила своего лидера - им стал протеже Маргарет Тэтчер Джон Мейджор - и вновь победила на парламентских выборах 1992 года. Казалось, лейбористы останутся в оппозиции до третьего тысячелетия, но ситуация радикально изменилась, когда в 1994 году во главе Лейбористской партии встал Энтони Чарльз Линтон Блэр, юрист по образованию, которому в то время едва исполнилось 40 лет. Молодой,
энергичный политик, корни которого, по его утверждению, в среднем классе, решительно начал реорганизацию партии с почти вековой историей. Именно Блэр толкнул лейбористскую партию от левого полюса к центру , обрубая пролетарские корни британского лейборизма и перемещая упор на самый многочисленный в стране средний класс. Именно он разрушил основу лейборизма - идею главенства общественной собственности над частной и коллективных ценностей над индивидуальными. Кроме того, Тони Блэр сделал ставку на молодёжь, а британский избиратель за последние пять лет сильно помолодел. Предвыборная программа «новых» лейбористов делала акцент на социальные программы и дальнейшее развитие экономики, а также более активное и конструктивное сотрудничество со странами Европы. И вот результат: парламентские выборы, состоявшиеся 1 мая 1997 года, принесли «новым» лейбористам блестящую победу: 419 мест в палате общин из 659. (Для сравнения: консерваторы на этих выборах добились только 165 мест.)
На следующий день после объявления итогов выборов британские средства массовой информации были полны энтузиазма по поводу смены власти. «Новые лейбористы - новая эра!» Однако проконсервативные издания не разделяли этого энтузиазма. Некоторые обозреватели высказывали опасения, что новое правительство лейбористов, с одной стороны, будет способствовать расколу внутри страны, поощряя отделение Шотландии и даже Уэльса от Англии, а с другой, - превратит Соединённое Королевство в провинцию Европейского «супергосударства». Обозреватель газеты «Экспресс Сэтердей» пошёл ещё дальше, заявив, что страна будет неизбежно двигаться к республиканскому правлению и наступит конец дома Виндзоров, а главное, произойдёт «нравственный коллапс» нации, ибо лейбористы ещё менее заинтересованы в морали, чем консерваторы.
Оправдались ли эти предсказания по прошествии полутора лет правления «новых» лейбористов? Об этом могут судить только сами британцы. Однако впервые в истории в Соединённом Королевстве был введён общенациональный минимум заработной платы, осуществляется программа, направленная на ликвидацию структурной безработицы и ориентированная в первую очередь на молодёжь. Была подписана Социальная Хартия Европейского Сообщества; Британия, ставшая при консерва-
торах «европейской окраиной», сейчас конструктивно сотрудничает в Европе. Лейбористское правительство сделало Английский Банк независимым; это способствовало тому, что сломался порочный круг бумов и спадов, причинявших большой ущерб экономике страны.
За 18 лет пребывания в правительстве консерваторы чересчур централизовали власть. Новые лейбористы дали Шотландии парламент, планируют предоставить Уэльсу и Северной Ирландии собственное народное правительство и возвратить городское правительство Лондону.
Что касается сферы экономики, то после года пребывания на посту премьер-министра в своём интервью немецкому журналу «Штерн» [1] Тони Блэр сказал: «Тезис о том, что лейбористы унаследовали от консерваторов блестящее экономическое положение - миф». Да, консерваторы содействовали развитию предпринимательства и реформировали рынок труда. Но они не принимали почти никаких мер против крушения системы социального обеспечения, не вкладывали денег в систему всеобщего образования. К 1997 году инфляция охватила страну, государственный долг удвоился. Производительность труда была ниже, чем в США, Германии и Франции. Каждая пятая семья в Соединённом Королевстве существовала на пособие по безработице; по образованию страна занимала 42-е место в мире.
Премьер-министр Блэр понимает, что такое положение нельзя изменить за год-два, но он убеждён, что рыночная экономика предлагает лучшие решения для улучшения ситуации в стране. Тони Блэр считает, что в стране возможны не только чисто частный и чисто государственный секторы. По его мнению, есть «третий путь» - партнёрство между этими двумя секторами. Его интересует не столько идеология, сколько то, чтобы эта система функционировала. Его кредо во внутренней политике -сделать британскую экономику конкурентоспособной, не забывая при этом о социальной справедливости. Честолюбие и стремление обеспечить успех своей страны совместимы с состраданием.
Удастся ли лейбористскому правительству воплотить в жизнь эти проекты - покажет время. До следующих парламентских выборов ещё три года. Однако уже сейчас опросы общественного мнения, проведённые исследовательской группой МОРИ среди населения Великобритании, показывают, что за полтора года пребывания Тони Блэра на посту премьер-
министра его популярность ничуть не упала, а даже возросла: в его пользу высказались 45% респондентов, а в пользу лидера оппозиции консерватора Уильяма Хейга лишь 38%.
Приложение
Сравнительная таблица итогов парламентских выборов в Соединённом Королевстве в 1992 и 1997 годах
1992 г. 1997 г.
Лейбористская партия 271 419
Консерваторы 336 165
Либеральные демокра- 20 46
ты
Шотландская нацио- 3 6
нальная партия
Национальная партия 4 4
Уэльса
Другие партии 17 19
Итого в палате Общин 651 659
Библиография
1. Штерн: журнал. Гамбург. 1998.
2. Д. Оукленд «Британская цивилизация», 2-е изд. Ратледж. 1991. С. 60 - 71.
3. Парламентские выборы в Британии. 1992. Изд. М-вом Иностранных Дел Соединённого Королевства.
4. Экспресс: газета. (Соединённое Королевство). 3 мая 1997.
5. Гардиан: газета. (Соединённое Королевство). 3 мая 1997.
6. Сан: газета (Соединённое Королевство). 2 мая 1997 .
7. Эхо Планеты: журнал. 1998. № 23.
И.И. Груздев
Анализ динамики физической подготовленности студенток за период обучения в вузе
Согласно опубликованным данным академика РАМН А.Б. Баранова [1], сегодня лишь 10% выпускников средних школ считаются относительно здоровыми (основная медицинская группа ). За последние 10 лет количество здоровых выпускниц (будущих матерей) сократилось с 28,3% до 6,3%. По результатам медицинского обследования студентов 1 курса Ярослав-