О нравственном воспитании
Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий,
учитель хабаровской средней школы
1 Константин Николаевич Вентцель (1857—1947) — русский педагог, теоретик свободного воспитания, философ.
2 Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания [Текст] / К.Н. Вентцель. М.: [б. и.], 1896. Из журн. «Вестник воспитания».
http://ushinskiy.ru/jspui/han-<11е/123456789/138
3 Валерий Чалидзе, родился в 1938 г. в Моск-
ве, сподвижник А.Д. Сахарова по защите прав человека, ныне проживает в США.
4 Чалидзе В. Иерархический человек. М.: Из-
дательство «Терра», 1991.
• нравственное воспитание • нравственность
• нравственные категории • иерархия ценностей
Долгое время вопрос нравственного воспитания казался мне аморфным, лишённым реального фундамента. Но внутренне я понимал и принимал его значимость, и в моей педагогической работе формирование ценностного поля ребёнка всегда занимало достойное место. Не в плане чтения нотаций, а в совместном проживании различных ситуаций и с моими учениками в школе, и с участниками нашего детского туристического клуба «Арго». Ситуаций, в которых центральное место занимали те самые ценности: честность, порядочность, дружба, честь, доброта... Однако я чувствовал, что о нравственном воспитании я многого всё-таки не знаю. Иначе чем объяснить, что об этом столько говорят и с высоких трибун, и в педагогической среде, а безнравственности в обществе становится всё больше и больше. Чего не хватает, чтобы нравственное воспитание давало результат?
Знакомство со статьёй Константина Вентцеля1 «Основные задачи нравственного воспитания»2, опубликованной в 1896 г. в журнале «Вестник воспитания», изменило моё представление об основных условиях формирования нравственности. А книга Валерия Чалидзе3 «Иерархический человек»4, написанная почти через сто лет после «Основных задач.», укрепила во мне это представление. Эти работы позволили выйти на уровень более фундаментального понимания нравственности, а нравственное воспитание предстало передо мной в наиболее близкой мне мужской модели. Одной из проблем российского образования является его ориентация на женскую — вербальную — модель педагогического взаимодействия. В ней доминирует передача ценностного опыта с помощью слов и эмоций
-е-
(женский тип) и практически отсутствует передача этого опыта в процессе активной, значимой для ребёнка деятельности, сопряжённой с преодолением трудностей (мужской тип).
Нравственное воспитание существует (и существовало) в любой культуре. Каждая культура на разных этапах своего развития определяет, какие нормы и правила поведения являются для неё приемлемыми, что' для этой культуры — благо, а что — нет. При этом основу нравственного воспитания могут составлять религиозные заповеди, светская мораль, традиции.
В современной России нравственное воспитание детей усложнено тем, что общество, объявившее себя свободным, практически отказалось от таких понятий, как мораль, нравственнсть, составляющих стержень личности, регулирующий механизм поведения людей. Поэтому формирование нравственной культуры ребёнка — очень важная педагогическая задача. И решать её необходимо для того, чтобы ребёнок (а потом и взрослый), обладая нравственным потенциалом, мог противостоять тому негативу, который обрушивается на него из реального и виртуального мира.
Если выделить наиболее значимое в понятии нравственность, то оно сведётся к очень простой формуле, которую в двадцатые годы прошлого века В.В. Маяковский облёк в формулу поэтическую: «Что такое хорошо и что такое плохо».
Продолжая давнее обсуждение педагогическим сообществом понятия ^ «нравственность» и проблемы нравственного воспитания, постараемся ^
удержаться в рамках именно педагогического смысла: какие условия необходимы, для того чтобы нравственное воспитание было эффективным. Условия простые, понятные, действенные, но не упрощённые. Сложность самого понятия «нравственность» в том, что оно — субъективно и относительно. Толковые словари дают исключительно формальное толкование нравственности как совокупности норм, определяющих поведение человека или как поведение человека, основывающееся на таких нормах5. Что же это за нормы? С чьих позиций определяется, хороша эта норма или плоха? Каким должно быть поведение человека, чтобы оно считалось нравственным?
К.Н. Вентцель в статье «Основные задачи нравственного воспитания» удачно, на мой взгляд, сформулировал своё представление о нравственности: «...нравственность есть стремление к осуществлению того, что является для человека самым высоким, самым святым, самым лучшим. Самое высшее, самое драгоценное благо и сокровище для человека составляет жизнь, как та жизнь, носителем кото- -
рой он сам является, так и та, которая широким 5 ЕфРемот Т.ф. Ноюш слоюрь русстого
потоком разлита кругом него в природе и челове- языка. Толшш-слошо^зоютелшьш. М.:
Русский язык, 2000.
честве... Т°ЛЬк° то мы называем х°р°™, святым, 6 Вентцель К.Н. Основные задачи нравствен-нравственным, разумным, справедливым, что ве- ного воспитания [Текст] / К.Н. Вентцель. М.: дёт к сохранению этого блага или к накоплению [б. и.], 1896. Изжурн. «Вестник воспитания». его как в нас, так и кругом нас»6. С 2-3.
Д.В. Верин-Галицкий. О нравственном воспитании
Сегодня, когда для многих людей разного возраста и социального положения жизнь (своя, других, всего сущего вокруг) утратила высокую ценность, эти слова К.Н. Вентцеля звучат очень актуально.
Понятие «нравственность» раскрывается через нравственные категори-ии, их общепринятые оценки — «хорошо» или «плохо»: добро — хорошо, безнравственность — плохо, порядочность — хорошо, трусость — плохо и т.д. Нравственные категории, к которым применима оценка «хорошо», называют ценностями.
Только жизнь может быть вершиной иерархии ценностей. Все остальные ценности по отношению к ней занимают подчинённое положение. Принятие ребёнком ценностей и неприятие их антонимов7 зависит от множества факторов.
Один из критериев нравственности — направленность тех или иных поступков человека. Так, бережное отношение к своей жизни (внутренняя направленность) — это норма, это обычное состояние адекватного человека, а бережное отношение к жизни, здоровью, эмоциональному состоянию других людей (внешняя направленность) — это уже проявление его нравственности.
В современной России существует явный конфликт между декларируемыми нравственными нормами и реальностью, в которой этим нормам нет места. А безнравственности в разных её проявлениях часто находятся не особенно аргументированные, но весьма простые и легко принима-/-К емые оправдания: «так все поступают», «деньги не пахнут», «не мы такие, Ж
^ жизнь такая» и т.п. В такой ситуации воспитание нравственности педаго- ^
гическими средствами — очень серьёзная проблема. Ребёнка невозможно изолировать от социума, но как тогда сформировать у него представления о том, что хорошо, а что плохо; что нравственно, а что безнравственно?
Каким же образом происходит принятие ребёнком ценностей, норм, которые реально влияют на его поведение и его отношения с другими людьми? Обучить ребёнка ценностям невозможно. Обучая, можно лишь с помощью слов сформировать представление о нравственной категории, которая в сознании будет оставаться лишь абстракцией, «учебным материалом». Чтобы эта категория действительно стала внутренним регулятором поведения, необходимы иные пути.
Именно от воспитания как процесса целенаправленного влияния на развитие мотивационно-ценностной сферы человека8 зависит, какие мотивы будут управлять человеком, какие ценностные установки станут регулировать его поведение, его отношение к людям, к своей стране, к способу заработка и своему труду, к своим родителям, к своим детям. На формирование нравственных ценностей и норм поведе-
7 В данном случае под антонимами понима- ния могут оказывать влияние духовное воспитаются категории, противоположные по смыс- ние в религиозных организациях, художественная лу цeннocтям, например до<5ро-зло и т.п. литература, кинематограф. Но воспитание воспи-
8 Поляков СД. Псих°педаг°гика воспитания. танию — рознь. Можно воспитывать словами, М.: Новая школа, 1996. С. 10.
а можно деятельностью, коммуникацией, жизнью.
Представлю несколько обязательных, на мой взгляд, условий формирования нравственности (от элементарного — к более сложному).
Оценочные суждения
В дошкольный и в начальный школьный период (примерно до 10—11 лет) передача нравственного опыта ребёнку происходит посредством оценочных суждений взрослых или более старших детей относительно различных событий («хорошо» и «плохо»), связанных с поведением самого ребёнка, людей реальных, литературных персонажей, исторических деятелей. Представления о нравственных категориях складываются у ребёнка или под влиянием оценок окружающих, или путём собственного интуитивного понимания, почему «хорошо» или почему «плохо». Эти категории, как правило, рассматриваются в паре со своими антонимами: добро-зло, дружба-вражда, любовь-ненависть, честь-бесчестие, бескорыстие-корысть, воля-безволие, смелость-трусость, принципиальность-беспринципность и другими.
Деятельность
Наиболее активный и продуктивный период формирования нравственных убеждений, по мнению психологов, — это подростковый возраст. Л.И. Божович считает, что нравственные убеждения возникают и оформляются только в подростковом возрасте, хотя основа закладывается гораздо раньше. «Выражая определённые отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения, — производственной, научной, художественной и других»9. Подчеркну, что не любая деятельность влияет на формирование нравственных норм, а лишь деятельность, в которой присутствуют отношения между людьми.
К сожалению, такое понимание формирования нравственности нельзя назвать общепринятым в педагогической среде. Обусловлено это во многом вербальным (словесным) характером педагогического влияния и агенты этого влияния в основном — женщины. Если педагог сообщает подросткам о тех или иных ценностях и нормах, то эти ценности и нормы лишь потенциально могут составить основу нравственности. Их принятие подростком зависит от многих факторов: во-первых, являются ли они реальными, а не декларативными в ближайшем окружении подростка; во-вторых, насколько легко они расшифровываются самим подростком и как относятся к этим нравственным нормам значимые для него взрослые; наконец, каким образом они представлены в медийной среде.
Нравственная норма, принятая вербально, долж- _
на получить подтверждение в процессе прожива- 9 Божович Л.И. Проблемы формирования
ния подростком ситуаций, в которых есть межлич- личности/ Под редакцией Д.И. Фельдштей-
ностная коммуникация, есть отношения между на. М- Издательстао «Инстшуг практачес-
людьми. В этом случае в его сознании та или иная кой психологаи»; Воронеж: НПО «МОД!ЭК»,
1995 С 228 — 244
нравственная норма проявляется в различных ра-
Д.В. Верин-Галицкий. О нравственном воспитании
курсах и либо принимается окончательно, либо отторгается. Педагогически такие отношения можно создавать погружением подростка в продуктивную деятельность, к которой он мотивирован и которая предполагает постоянный контакт между всеми её участниками, а также активную включённость в неё.
Если сообщённые извне нравственные категории или нормы поведения становятся убеждением, то о них можно говорить, как о личностных нравственных установках, которые являются одним из регуляторов поведения подростка.
Воля
Итак, в современном мире нравственное воспитание имеет преимущественно словесный (вербальный) характер. Большинство людей знает, что и как правильно, как должно быть, могут даже других «научить» этому. Но все ли и всегда ли поступают так, как должно? Даже ставшие личност-но значимыми ценности или нормы под давлением различных обстоятельств не всегда могут определять нужное направление в поведении человека. Необходима определённая стойкость — проявление такого внутреннего механизма человека, как воля.
Как не переступить ту черту, которая может стать роковой? А если переступил, то как найти в себе силы, чтобы исправить ситуацию? Валерий Чалидзе в своей работе «Иерархический человек» пишет, что первоочередная задача воли — выжить10. Именно воля отвечает за то, как человек распоряжается своей жизнью. Для нас же важно показать одну очень важную грань воли, а именно взаимозависимость воли и нравственности.
К.Н. Вентцель отмечает, что развитие нравственных стремлений связано с развитием воли. «Чтобы развить в ребёнке волю, надо пользоваться всякою возможностью, чтобы заставить его действовать согласно поставленной им самим себе цели и пользуясь для этого выбранными им самим средствами. Чем более будет случаев для подобного рода деятельности, тем большее развитие получит воля»11. И самой первой из задач нравственного воспитания он определяет именно развитие воли. В конце XIX века, когда были произнесены эти слова, не существовало таких социальных проблем, как наркомания, компьютерная игромания, детский алкоголизм, и другие пороки. Однако именно это положение, в его современном прочтении, требует пересмотра методов воспитания нравственности.
Если в работе, направленной на воспитание нравственности, внимание уделяется лишь вербальным средствам, без опоры
на сформированность волевого потенциала ребёнка, то такая работа имеет очень низкий коэффи-
циент полезного действия. Какими бы изощрёнными ни были методы вербального нравственного воспитания, получить нравственную личность при неразвитой воле, невозможно.
10 Чалидзе В. Иерархический человек. М.: Из-
дательство «Терра», 1991. С. 27.
11 Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания [Текст] / К.Н. Вентцель. М.: [б. и.], 1896. Изжурн. «Вестник воспитания».
С. 7-8.
Одновременно с приобщением ребёнка к нравственным категориям в раннем возрасте посредством оценочных суждений необходимо воспитывать его способность к волевому поведению, что возможно лишь в деятельности, требующей усилий. Большую роль в этом играет личностно значимая для ребёнка деятельность, причём как сам её процесс, так и результат (занятия музыкой, техническим творчеством, наукой, спортом). Для развития воли важна также деятельность, необходимость которой ребёнок осознаёт, даже если выполнять её у него нет большого желания. Например, самообслуживание, выполнение домашних обязанностей или устройство лагеря детской туристской группой на маршруте в ненастную погоду, требующая мобилизации сил всех участников. И педагогически вредно строить воспитание лишь на деятельности интересной ребёнку.
До наступления подросткового возраста ребёнок большей частью ориентируется на отношение к ценностям взрослых из его ближайшего окружения. В подростковый период у него формируется личное к ним отношение. А для этого он должен быть подготовлен, то есть иметь представление о нравственных категориях, нормах поведения, и обладать определённым волевым потенциалом — фундаментом будущей пирамиды ценностей и норм поведения. Именно будущей, поскольку ценности и нормы поведения, личностно принятые, могут стать устойчивыми только на хорошем фундаменте воли. А фундамент закладывается до начала постройки здания. Здесь следует уточнить, что в доподростковом и младшем подростковом возрасте ценности должны ложиться именно на формирующуюся волю. А воля или безволие формируются от рождения. В раннем возрасте на эти процессы влиять могут только родители или очень близкие взрослые, и именно они определяют вектор развития: воля или безволие. Позже — в старшем подростковом возрасте — личностно принятые ценности и нормы поведения начинают управлять волей. И в дальнейшей взрослой жизни нравственные установки определяют волевое поведение.
Нравственность и воля взрослого человека взаимозависимы: от воли зависит устойчивость поведения в соответствии с нравственными установками, а нравственность управляет содержанием волевого поведения в отношении других людей. Если же в доподростковом и младшем подростковом возрасте не сформировались представления ребёнка о ценностях и нормах поведения, то в дальнейшем без этой основы не сформируются и нравственные установки. Наоборот, реалии социума в гипертрофированной подростковой проекции могут спровоцировать принятие установок типа «кто сильней, тому и мясо», «прав тот, у кого больше прав», «люди — пешки в моей игре», и человек станет тем, кто «пойдёт по головам других людей», не считаясь ни с чем.
Можно оглянуться по сторонам и увидеть, что нормальными, нравственными людьми становятся те, кто в детстве занимался спортом, учился в музыкальной школе или выполнял любую другую, кроме учебной, деятельность, в которой невозможно получить результат без волевых усилий. И вместе с тем с нравственностью всё в порядке у тех людей, которые выросли в относительно благополучной (с позиции нравственности) атмосфере.
Д.В. Верин-Галицкий. О нравственном воспитании
Подведём итоги
Ценности и нормы поведения, не ставшие личностными нравственными установками, регулирующими поведение человека, смысла не имеют. Все попытки воспитать нравственность лишь вербальными средствами либо приводят к незначительному результату, либо имеют эффект обратный. Ценности, декларируемые, но не находящие подтверждения в окружающем подростка мире, воспринимаются им как нравоучения и вызывают раздражение с последующим отторжением или оставляют его равнодушным.
Не включённая в человеческие отношения (в контексте деятельности) передача нравственных норм только вербальными средствами может привести к формированию лицемерия (говорим одно, а думаем и делаем другое), что зачастую и происходит. Нравственные установки без взаимодействия с волей как механизмом, регулирующим поведение, обладает условным смыслом: установка вроде бы есть, но в ситуации, когда нет волевого усилия, чтобы сохранить устойчивость и не свернуть в сторону, эта установка не срабатывает. Если же есть личностные нравственные установки и сформированная воля, то тогда всё, что связано с поведением человека, его отношением к людям, вероятнее всего, будет нравственным.
-е-