Ю.Н. Нестеренко
О НОВЫХ УСЛОВИЯХ УЧАСТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
В целях повышения эффективности государственного регулирования малого инновационного предпринимательства в России начали действовать законодательные нормы, направленные на увеличение доли закупок у субъектов малого бизнеса, сокращение административных, финансовых и информационных барьеров для прямого доступа отечественных производителей на рынок государственных контрактов, расширение объема инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ малых предприятий в общем объеме закупок.
Ключевые слова: малые инновационные предприятия, государственные закупки, государственный заказ, контрактная система.
В настоящее время инновационный процесс превратился из сопутствующего в самостоятельный вид деятельности, в котором особое место занимают субъекты малого предпринимательства. Малые предприятия способны особенно быстро приспосабливаться к новым требованиям, которые выдвигаются экономикой, ориентированной на новые знания и технологии, а также гибко реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов.
Сегодня состояние малого инновационного предпринимательства (МИП), особенно в отраслях промышленности России, не соответствует требованиям обеспечения экономического роста в стране и национальной экономической безопасности, а также стандартам, принятым на Западе.
© Нестеренко Ю.Н., 2014
Удельный вес малых предприятий (МП), осуществляющих технологические инновации в Российской Федерации, в 2013 г. составлял 4,8%, доля инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг составила 2,1%, затраты на технологические инновации малых предприятий не превысили 14 млрд руб.1
В то же время на Западе малые инновационные предприятия - самая массовая и наиболее динамичная институциональная структура. По статистике, от 20 до 65% всех малых предприятий в европейских странах являются инновационно-активными. В настоящее время доля малого инновационного бизнеса в общем числе промышленных предприятий составляет в Германии 69,8%, Бельгии 58%, Финляндии 52%, Австрии 49,6%, Франции 42%. В группу стран - лидеров в области интенсивности затрат на технологические инновации входят Дания, Швеция, Финляндия, где удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров находится на уровне 4,2-5,0%. В России этот показатель составляет 1,5%, что свидетельствует о низкой инновационной активности отечественных предприятий и недостаточно эффективной системе государственного регулирования малого и среднего предпринимательства.
В то же время в нашей стране действуют многочисленные программы поддержки малых предприятий, декларируется помощь субъектам инновационного бизнеса. Она предполагает предоставление субсидий за счет средств государственного бюджета, гарантий по кредитам и обязательствам МП, специальных налоговых режимов, упрощенной системы бухгалтерской отчетности, обеспечение имуществом на льготных условиях, содействие патентованию изобретений, достижений, а также государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданных МИП, формирование механизма распределения государственного заказа и пр.
Однако масштабы льгот чрезвычайно малы, размеры помощи недостаточны для массового развития наукоемкого предпринимательства и стимулирования его инновационной активности.
В связи с этим актуальным представляется внедрение новых эффективных инструментов государственного регулирования, которые повысят конкуренцию и инновационную активность малых предприятий, будут стимулировать разработку новой продукции и технологий, а также приведут к экономии бюджетных денежных средств. Среди таких инструментов можно выделить расширение форм партнерства между государством и малыми инновационны-
ми предприятиями промышленности, внедрение новых моделей кооперации между государством и МИП, разработку специальных программ прямого финансирования и стимулирования перспективных направлений роста малых технологических фирм, содействие диффузии современных технологий на базе развития научно-технологических сетевых взаимодействий между малыми предприятиями, организациями науки и образования, «точечной» поддержке тех проектов, которые заведомо имеют высокую социальную и экономическую значимость.
Важными являются и расширение системы государственных заказов на научно-техническую продукцию, поддержка кооперации между субъектами малого инновационного и крупного производственного бизнеса, увеличение квоты на участие МИП в конкурсных торгах по размещению государственного заказа.
Сегодня объем закупок госкомпаний составляет примерно 7 трлн руб. в год. По экспертным оценкам доля субъектов малого и среднего предпринимательства в этих закупках составляет не более 10%, что во многом связано с ориентацией системы закупок заказчиков на интересы крупных предприятий, в первую очередь дочерних и аффилированных компаний, низким спросом на инновации, отсутствием у заказчиков простой и прозрачной системы внедрения инновационных решений, предлагаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, а также доступа МИП как к выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, так и к промышленному внедрению их результатов.
Кроме того, менеджмент заказчиков не стимулирован на активное привлечение малых предприятий к закупкам и развитие полноценной конкурентной среды, наличие которой позволяет заказчикам осуществлять свои закупки у ответственных и квалифицированных исполнителей по оптимальным ценам.
В целях повышения эффективности взаимодействия государства с МИП с 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»2 (№ 44 ФЗ) и был принят План мероприятий («дорожная карта») по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием3, который разрабатывался Министерством экономического развития России в рамках Национальной предпринимательской инициативы на период 2014-2018 гг.
Целями «дорожной карты» являются:
- увеличение доли закупок, в том числе прямых, заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок;
- снятие административных, финансовых и информационных барьеров для МИП при участии в закупках и поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для заказчиков;
- увеличение доли закупок инновационной продукции и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реализуемых малыми предприятиями.
Реализация «дорожной карты» предусматривает решение следующих задач.
1. Создание механизмов доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам заказчиков через выделение доли МИП, занятых в производственной сфере; установление особенностей закупок у участников закупок, представивших план привлечения субподрядчиков из числа малых предприятий; разработка и утверждение перечня товаров (работ или услуг), поставляемых (выполняемых или оказываемых) субъектами малого и среднего предпринимательства по прямым контрактам с заказчиками; установление критериев, в соответствии с которыми осуществляется закупка товаров (работ и услуг) у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе начальной (максимальной) цены контракта (лота), которая увеличилась с 15 млн руб. до 20 млн руб.; провозглашение приоритета товаров российского происхождения; введение критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции; увеличение доли закупок в электронной форме (в 2013 г. государство по контрактной системе закупило товаров на 5,9 трлн руб., в том числе на 3,4 трлн на электронных аукционах; уже в 2015 г. на электронные закупки придется более 8 трлн руб.); создание совещательных органов, отвечающих за общественный аудит эффективности проводимых закупок; внедрение системы «одного окна» заказчика для инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства; выполнение обязательств по ежегодному выделению в общей структуре закупок лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной в размере не менее 20% от ежегодного объема закупок традиционного вида.
2. Формирование программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства. Данное направление предусматривает разработку методических рекомендаций по развертыванию пилотных программ партнерства между
заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства; ежегодное увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства - участников отраслевых программ партнерства - не менее чем на 15%; внедрение авансирования на исполнение прямых контрактов заказчиков с субъектами малого и среднего предпринимательства в размере не менее 30% суммы договора; обеспечение своевременного и полного информирования субъектов МИП о необходимых заказчикам для разработки и внедрения технических и технологических решениях, материалах, изделиях, конструкциях, оборудовании, процессах, услугах в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.
3. Повышение прозрачности процедур закупки и снятие информационных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства за счет упрощения участия МИП в закупках заказчиков путем сокращения и приведения к стандартизированным формам необходимой документации; внедрение в практику закупок методики определения жизненного цикла продукции, работ и услуг; формирование реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации; создание открытого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - участников отраслевых программ партнерства; проведение широкомасштабной информационно-рекламной кампании, популяризирующей участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков.
4. Снятие финансовых барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное направление предусматривает создание обязательства заказчиков предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства возможность выбора условий обеспечения заявки между банковской гарантией и денежным обеспечением, а также введение дополнительных условий обеспечения заявки; установление обязательства заказчиков осуществлять возврат обеспечения заявок в срок не более 7 рабочих дней со дня подведения итогов закупок всем участникам; доведение числа договоров, закупки по которым оплачены в установленные сроки до 90%; обеспечение возможности переуступки прав требования по договорам субъектов малого и среднего предпринимательства с заказчиками в пользу финансово-кредитных учреждений.
5. Создание системы мотивации и мониторинга через формирование официальной статистической информации о проведении торгов и других способах закупок заказчиков, в том числе инновационной продукции, научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ, а также о заключении субподрядных договоров с малыми предприятиями; расширение стимулов для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам заказчиков и развитие аутсорсинга.
Во-первых, принятые нормативные акты существенным образом дополнили действующий комплекс мер по организационной, технической, юридической, финансовой и маркетинговой поддержке, которую государство оказывает малым предприятиям, способствуя развитию сферы высоких технологий, повышению эффективности научных исследований, увеличению числа инновационных фирм и продлению сроков их существования, а также использованию потенциала малого предпринимательства для выполнения НИОКР в зоне своей социальной ответственности.
Во-вторых, новые административные решения изменили характер регулирования деятельности МИП, сделав его более направленным. Утвержденные положения относятся к сфере закупок, в которой осуществляют деятельность определенные участники рынка - естественные монополии, государственные корпорации и компании, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований больше 50%.
В-третьих, законодательные инициативы обосновали новую модель взаимодействия государства с субъектами малого бизнеса, предоставив им отдельные преференции. Так, установлен объем закупок, которые государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять у малых предприятий, не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом закупаться могут любые товары - от сельхозпродукции и услуг по ее уборке и заканчивая научным оборудованием и услугами информационных агентств. Заказчики вправе осуществлять закупки продукции для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в области использования атомной энергии.
Кроме того, распоряжениями правительства введен в действие совершенно новый инструмент поддержки малого бизнеса. Теперь заказчик имеет право установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа МИП.
Утвержденные юридические акты также изменили и способы проведения закупок: теперь они могут осуществляться посред-
ством открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только малые предприятия. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к таким субъектам.
Партнерство государства и малого бизнеса в реализации контрактной системы стало привлекательным для обеих сторон. Так, заказчик получит возможность снизить риски вследствие ограниченных материальных, финансовых и кадровых ресурсов поставщика, а также сформировать сеть квалифицированных и ответственных партнеров из числа МП. В свою очередь малые инновационные предприятия приобретут устойчивый спрос на свою продукцию, будут обеспечены условиями для активного внедрения инновационных проектов, получат финансовые гарантии и имущественную поддержку. Многие предприниматели смогут выйти на рынок крупных игроков и выполнять серьезные заказы без особых вложений в рекламу и продвижение своей продукции.
Реализация принятых мер позволит к 2018 г. увеличить долю закупок заказчиков у малого и среднего бизнеса в общем ежегодном объеме закупок заказчиков с 10 до 25%, в три раза расширить объем инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ субъектов МСП в общем объеме закупок, ограничить возможности недобросовестного менеджмента заказчиков и дочерних или аффилированных структур в создании цепочек посредников, а за счет сокращения административных, финансовых и информационных барьеров увеличить прямой доступ отечественных производителей на рынок государственных контрактов с 2 до 10%.
Законодательные инициативы - это серьезный шаг на пути формирования эффективной системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, условия роста его конкурентоспособности, повышения инновационной активности бизнеса и, как следствие, повышения валового внутреннего продукта страны и уровня жизни населения.
Примечания
Малое и среднее предпринимательство в России - 2013 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b13_47/Main.htm (дата обращения: 15.06.2014).
Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW;n=165972 (дата обращения: 09.08.2014). Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2013 г. № 867-р (ред. от 17.08.2013 г.) «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием"» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150978/?frame=1 (дата обращения: 15.06.2014).
3