ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
3. O Federal'noj sluzhbe po intellektual'noj sobstvennosti: . Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 maya 2011 goda № 673 (Presidential Decree dated May 24, 2011 No. 673) (27.06.2012) // Rossijskaja gazeta. 2011. No. 111.
4. Makovskij A. L. Ob intellektual'nyh pravah (On the Intellectual rghts) // Aktual'nye voprosy rossijskogo chastnogo prava: Sbornik statej, posvjashhjonnyj 80-letiju so dnya rozhdeniya prof. V. A. Dozorceva. M.: Statut, 2008. P. 56-71.
5. Mirskih I. Ju. Pravovoe regulirovanie intellektual'noj sobstvennosti kak uslovie razvitiya innovacionnyh processov (Legal regulation of intellectual property as a condition of development of innovative processes) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. №10 (36): 2 parts. Part. I. P. 141-143.
6. Pravo intellektual'noj sobstvennosti: aktual'nye problemy: monografiya (Intellectual Property Law: Current Issues: monograph) / ed. by E. A. Morgunova M.: Noma, 2014. 176 p.
7. Sergeev A. P., Tereshhenko T. A. Pravo avtorov sluzhebnyh ob'ektov intellektual'noj sobstvennosti na voznagrazhdenie: istoriya nepravil'nogo vybora (The right to intellectual property of the authors of service facilities for a reward: the story wrong choice) // Zakon. 2014. No. 5. P. 47-50.
8. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya vuzov (Theory of State and Law: a textbook for high schools) / ed. by V. D. Perevalov. M.: Norma, 2007. 596 p.
9. Tyckaya G. I., Kitajskij V. E., Revinskij O. V. Izmeneniya v chetvjortuju chast' GK RF (Changes in the fourth part of the Civil Code: any suggestions): est' predlozheniya // Patenty i licenzii. Intellektual'nye prava. 2013. No. 4. P. 3-9.
УДК 347.6
Н. А. Торопчин, И. В. Кулькина
О НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СЕМЕЙНО-БЫТОВОЕ ДЕБОШИРСТВО КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО
В статье раскрываются актуальные вопро- Ключевые слова: мелкое хулиганство,
сы об административной ответственности за общественный порядок, семейно-бытовые правонарушения в сфере семейно-бытовых отношения, семейный дебошир. отношений.
N. А. ТогорсЫп, I. V. Ки1кта
ON THE NECESSITY OF INTRODUCING ADMINISTRATIVE AND LEGAL RESPONSIBILITY FOR FAMILY AND DOMESTIC DEBAUCHERY AS AN INTEGRAL PART OF THE RESPONSIBILITY FOR DISORDERLY CONDUCT
The article describes the topical issues of Key words: hooliganism, public order, administrative responsibility for offenses in the domestic relations, family rowdy. sphere of family-domestic relations.
Вопросы, связанные с административными правонарушениями в области общественного порядка остаются крайне актуальными. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, представляют собой негативные проявления человеческого отношения к сложившимся в обществе культуре, порядку и духовным идеалам.
Общественный порядок, являясь объектом посягательства административного правонарушения, представляет собой ценностные философско-правовую и социальную категории, которые были выработаны обществом в процессе своего существования. Общественный порядок во все эпохи и во все времена во всех государствах регулировался и охранялся действующими нормами
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
законодательства и иными правилами социального поведения.
Правовое регулирование деятельности полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, составляют законодательные акты: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Российской Федерации. Это большая группа источников, в том числе Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ. В нем отражены основные направления деятельности полиции, одним из которых является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений [4], включая и посягающие на общественный порядок.
Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, наносят огромный вред по всем направлениям жизнедеятельности человека: препятствуют продуктивному труду, заслуженному отдыху, творческим и интеллектуальным успехам, всячески способствуя возникновению дискомфорта в сфере общественных отношений, чувства незащищенности, страха перед отрицательными последствиями, которые сопровождают данные виды правонарушений.
Одним из распространенных административных правонарушений против общественного порядка является «мелкое хулиганство». Однако за «семейное дебоширство» привлечь к ответственности виновных лиц правоохранительные органы по данной статье не в праве. Статья за мелкое хулиганство не распространяется на жилые помещения - только на общественные места. То есть сейчас такое нарушение не подпадает ни под какую норму, прописанную в Кодексе РФ об административных правонарушениях. А факты хулиганства в быту, в семье, к сожалению, сегодня многочисленны. Их причина зачастую кроется в затяжных семейных конфликтах, которые в случае невмешательства перерастают в агрессию. И мы должны иметь возможность пресекать их, не дать им перерасти в преступления.
Около 40 % поступающих в дежурную часть сообщений - о семейных скандалах. Однако единственное, что может сделать в этой ситуации выезжающая на место группа немедленного реагирования - провести про-
филактическую беседу. Часто после отъезда группы скандал продолжается, нередко заканчивается преступлением.
Сейчас в законе есть правовой пробел, затрудняющий в настоящее время привлечение к административной ответственности за действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан не только в общественных местах, но и в жилых помещениях, в том числе совершаемые на почве семейно-бытовых конфликтов. Иными словами, под мелким хулиганством на практике понимается буйство в общественных местах: на улицах, в магазинах, кафе и пр. Если же кто-то пьет и громко ругается дома, он находится как бы в своем личном пространстве, и сделать с ним практически ничего нельзя.
Именно поэтому уже не в первый раз поднимается вопрос о том, что необходимо внести поправки в КоАП РФ, которые позволят привлечь «семейного дебошира» к административной ответственности.
Эксперты поясняют: сегодня правоотношения о дебоширстве федеральным законодательством не урегулированы, и регионы вправе ввести наказание за совершение правонарушений в указанной сфере. К слову, ответственность за семейно-бытовое дебоширство уже установлена и успешно применяется в ряде субъектов Российской Федерации. Хулиганов штрафуют в Саратовской, Архангельской, Пензенской, Кировской, Нижегородской, Костромской и Мурманской областях, а также республиках Чувашии, Мордовии, Бурятии, Башкортостане и Алтайском крае.
Так, ст. 9.3 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях устанавливает ответственность за «семей-но-бытовое дебоширство», то есть за нарушение покоя семьи в месте проживания (пребывания) семьи, выраженное явным неуважением к члену семьи, сопровождающееся устраиванием беспорядка, оскорбительным обращением к члену семьи, нецензурной бранью [1].
Ст. 13.1 Закона Тамбовской области «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» предусмотрена ответственность за «бытовое дебоширство», то есть нарушение покоя семьи и (или) лиц, проживающих в жилом помещении, в том числе сопровождающееся нецензурной бра-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
нью, если ответственность за эти действия не предусмотрена федеральным законодательством [2].
А в ст. 2.18 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях «Создание конфликтных ситуаций в семей-но-бытовых отношениях» предусмотрена ответственность за создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях, выраженных в совершении действий, нарушающих спокойствие граждан в месте их проживания (пребывания), а также в неуважении к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, в унижении их человеческого достоинства, в оскорбительном поведении, сопровождаемом нецензурной бранью, если эти деяния не содержат признаков правонарушений, ответственность за совершение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [3].
При этом законодательством субъектов Российской Федерации за данные виды административных правонарушений предусмотрена ответственность только в виде предупреждения или административного штрафа.
Однако непонятно, что понимать под «семейным скандалом», «бытовым дебоширством», «семейно-бытовым дебоширством», «беспорядком», «нарушением спокойствия семьи» или «шумом». Трудности могут возникнуть не только с определением состава правонарушения. В таких ситуациях сложно выявить и зачинщика, и пострадавшего.
Общественная оценка подобным явлениям должна быть чётко отрицательной. Дело в том, что в настоящее время в нашей стране сложились определённые стереотипы внутрисемейного поведения, позволяющие применять насилие по отношению к слабым и незащищённым. Более того, дебош стал частью эпатажного поведения, элементом некой бравады, бахвальства, доблести. Эти
установки нужно «переламывать». И ещё один важный момент - необходимо бороться с причиной такого поведения, и здесь зачастую речь идёт о злоупотреблении алкоголем. Запрет продажи спиртного ночью, ограничение рекламы - первые шаги на пути к решению этой проблемы, но пока мы далеки от её устранения.
В настоящее время считаем необходимым внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» и изложить ее в следующей редакции: «Мелкое хулиганство, то есть любые умышленные действия (оскорбительное приставание к гражданам, нецензурная брань и другие действия), выражающие явное неуважение к обществу и (или) личности, нарушающие общественный порядок и (или) спокойствие граждан, а равно сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества».
При этом считаю необходимым расширить перечень видов административных наказаний за данное административное правонарушение и дополнить его обязательными работами на определенный срок.
Необходимость принятия данных изменений объясняется «профилактической целесообразностью». Установление административной ответственности за семейно-бытовое дебоширство, будет способствовать профилактике и предупреждению преступлений в быту, прежде всего убийств и причинений тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предотвратить внутрисемейное насилие и наказать правонарушителей возможно только совместными усилиями и принятием необходимых поправок в законодательство Российской Федерации.
Литература
1. Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях: Закон Пензенской области от 2 апреля 2018 г. № 1506-ЗПО. URL: http://docs.cntd.ru/document/949108435 (Дата обращения: 21.01.2016).
2. Об административных правонарушениях в Тамбовской области: Закон Тамбовской области от 29 октября 2003 г № 155-З. URL: http://docs.cntd.ru/document/948003202 (Дата обращения: 21.01.2016).
3. Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях: Закон Нижегородской области от 20 мая 2003 г. № 34-3 URL: http://docs.cntd.ru/document/944917687 (Дата обращения: 21.01.2016).
4. Торопчин Н. А. Правовое положение деятельности полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений в области предпринимательской деятельности // Закон и право. 2013. № 10. С. 139-142.
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
References
1. Kodeks Penzenskoi oblasti ob administrativnykh pravonarusheniyakh: Zakon Penzenskoi oblasti ot 2 aprelya 2018 g. № 1506-ZPO (Code of the Penza region of Administrative Offences: The law of the Penza region, 2 April 2018, No. 1506-ZEP). URL: http://docs.cntd.ru/document/949108435 (Accessed: 21.01.2016).
2. Ob administrativnykh pravonarusheniyakh v Tambovskoi oblasti: Zakon Tambovskoi oblasti ot 29 oktyabrya 2003 g. № 155-Z (On administrative offenses in the Tambov region: The law of Tambov region, 29 October 2003, No. 155-Z) URL: http://docs.cntd.ru/document/948003202 (Accessed: 21.01.2016).
3. Kodeks Nizhegorodskoi oblasti ob administrativnykh pravonarusheniyakh: Zakon Nizhegorodskoi oblasti ot 20 maya 2003 g. № 34-Z (Code of the Nizhny Novgorod region of Administrative Offences: The law of the Nizhny Novgorod region, 20 May 2003, No. 34-W). URL: http://docs.cntd.ru/document/944917687 (Accessed: 21.01.2016).
4. Toropchin N. A. Pravovoe polozhenie deyatel'nosti politsii po preduprezhdeniyu i presecheniyu administrativnykh pravonarushenii v oblasti predprinimatel'skoi deyatel'nosti (The legal status of the police to prevent and combat administrative violations in the field of entrepreneurship) // Zakon i pravo. 2013. No. 10. P. 139-142.