ствами культурно-досуговой деятельности: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.
7. Гордон Л.А, Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка: в 4 т. М., 1994.
9. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Л., 1980.
10. Кубышко В.Л. Актуальные проблемы реформирования системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России: / сб. матер. учеб.-метод. сбора руководителей аппаратов по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России. М., 2008.
11. Новикова Л.И. Воспитательная система // Педагогика. 1991. № 11.
12. Новый энциклопедический словарь / гл. ред. А.П. Горкин. М., 2000.
13. Нургалиев Р.Г. Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г.: / сб. норм.-метод. матер. по организации работы с личным составом в органах внутренних дел. М., 2006.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю.Шведовой. 23-е изд., испр. М., 1990.
15. Орлов Г.П. Свободное время и личность. М.,1983.
16. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: методическое пособие / М.И. Марьин, В.Е. Петров, А.И. Ада-ев, ред. В.Л. Кубышко. М., 2006.
17. Поплавский М.М. Досуг как педагогическая проблема. Киев, 1994.
E-mail: lazareva3@mail.ru
О и О X
ы
о
U
о ^
о <
о
<
X
ъ ш
S £
116
А.В. РАВНЮШКИН,
начальник цикла Центра профессиональной подготовки (ГУ МВД по Кемеровской области)
Семейно-бытовое правонарушение: понятие и состав
В статье рассматриваются административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, предусмотренные в законодательстве некоторых субъектов РФ. Отмечая различия в названии, содержании диспозиций, автор рассматривает в новом ракурсе административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и предлагает свой вариант понятия и состава административного правонарушения.
Правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, региональное административное законодательство, нарушение прав в семейно-бытовых отношениях.
В ст. 72 Конституции РФ отмечено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится административное, административно -процессуальное и семейное законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения
осуществляется законами субъектов Российской Федерации [1].
Следует согласиться с мнением, что региональное законодательство об административных правонарушениях в правовой системе России выполняет вполне ощутимую социальную функцию, призванную защищать гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан в различных сферах общественной деятельности [17].
В законах об административных правонарушениях некоторых субъектов РФ содержатся понятия административного правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, предусматривающие административную ответственность за совершение семейно-бытового дебоширства, бытового дебоширства или нарушение прав членов семьи. Такие понятия административного правонарушения законодательно закреплены в нескольких субъектах РФ (республиках Алтай, Бурятия, Чувашия, Мордовия; областях Кировская, Пензенская, Калужская, Ивановская).
Из анализа приведенных выше правонарушений, установленных субъектами Российской Федерации, следует, что под семейно-бытовым
дебоширством, нарушением прав членов семьи и бытовым дебоширством понимается, как правило, противоправное деяние, совершенное во внутрисемейной сфере, т. е. произошедшее между членами семьи (сожителями).
В главе 3 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан, их здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» под семейно-бытовым дебоширством понимаются буйство, скандал, устраивание беспорядка, которые сопровождаются шумом и нарушают покой семьи [7].
В Республике Мордовия бытовое дебоширство трактуется как правонарушение против личности (гл. I—I. «Административные правонарушения против личности») и означает «буйство, скандал, устраивание беспорядка, сопровождающиеся шумом и (или) нецензурной бранью, нарушением покоя лиц, совместно проживающих в жилом помещении, и унижением человеческого достоинства» [8].
В Архангельской области под семейно-бытовым дебоширством понимаются «действия гражданина, нарушающие права членов его семьи, соседей, а также других лиц на здоровье, честь и достоинство, на покой в жилом помещении, в том числе сопровождающиеся шумом и нецензурной бранью, если за эти действия не установлена уголовная ответственность или административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях», что закреплено в гл. 2 «Административные правонарушения, посягающие на личность, общественный порядок и общественную безопасность» соответствующего закона [5].
В законе Калужской области от 28 февраля 2011 г. № 122-ОЗ «Об административных правонарушениях в Калужской области» вместо понятий «семейно-бытовое дебоширство» или «бытовое дебоширство» применяется понятие «нарушение условий проживания в семье», под которым понимается нарушение условий проживания в семье, выражающееся в явном неуважении к членам семьи (лицам, проживающим совместно), сопровождающееся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества. Отметим, что это административное правонарушение упоминается в гл. 2 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» [6].
Итак, проведенный нами анализ указанных выше понятий, содержащихся в законах некото-
рых субъектов РФ об административных правонарушениях, показывает, что они носят разные названия, указывают на разные объекты (в одних случаях это правонарушения против общественного порядка, в других — против личности, в-третьих — посягательства на права граждан, их здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность). При этом различаются по содержанию и сами диспозиции статей.
Такие термины как «ссора», «скандал», «дебоширство», «устраивание беспорядка» не имеют правового определения, что вызывает трудности в их понимании. Спорным является и вопрос об употреблении в нормативных актах разговорной лексики (например, слова «дебоширство»), поскольку оно снижает эффективность правового регулирования и является признаком несовершенства законодательства [9, с. 122—125]. Однако, несмотря на указанные недостатки, в 2010 г. в Чувашии к административной ответственности было привлечено 7,5 тыс. дебоширов [19], в Архангельской области — более 2,3 тыс. [11], в Кировской области — 2 тыс. [15], в Бурятии — 4 тыс. человек [16].
Учитывая это, мы пришли к выводу, что возникла потребность выработать такой состав административного правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, который соответствует принципу законности и является одним из эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения правонарушений в быту.
В Обращении участников Всероссийского совещания-семинара руководителей подразделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции территориальных органов МВД России к членам Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, принятом в г. Омске 26 ноября 2010 г., было отмечено следующее: «Анализ бытовой преступности свидетельствует о том, что применяемые методы воздействия на правонарушителей малоэффективны. Отсутствие на федеральном уровне действенных рычагов воздействия на «семейных дебоширов» не позволяет добиться ожидаемого профилактического эффекта. На почве семейно-бытовых отношений совершается более 60 % всех убийств и более половины всех фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Практически все семейно-бытовые конфликты происходят в жилых помещениях в основном на почве употребления спиртных напитков. При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не учитывает особенностей соответствующих общественных отношений» [14].
117
£ о X
ы
о
и
О ^
О <
о
<
X
ъ ш
5
6
118
Полагаем возможным определить состав статьи о семейно-бытовом административном правонарушении следующим образом.
«Нарушение прав в семейно-бытовых отношениях.
1. Угроза применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, повреждения или уничтожения имущества, грубое принуждение к чему-либо, нецензурная брань, нарушение покоя и тишины, выраженные на почве семейно-бытового конфликта в месте проживания (пребывания), а также в местах общего пользования жилых помещений влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ... до ... рублей.
2. Те же действия, совершенные повторно или в состоянии опьянения, влекут наложение административного штрафа в размере от . до . рублей либо административный арест до 15 суток».
Административно-правовые средства имеют большое значение в механизме правового регулирования общественных отношений. Как отметил в своей работе М.Н. Никулин, «во-первых, они предназначены для регулирования общественных отношений путем их создания (формулирования), изменения или отмены. Во-вторых, их использование (применение) составляет содержание правовой (юридической) деятельности соответствующих субъектов, т. е. деятельности, влекущей те или иные правовые последствия» [13, с. 34].
Эти средства направлены, прежде всего, на регулирование (изменение) поведения лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, с целью его прекращения и обеспечения условий для привлечения таких лиц к ответственности. Кроме того, они являются способами воздействия на деятельность органов государственного управления (их должностных лиц) и общественных организаций, осуществляющих предупреждение и пресечение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Рассмотрим подробно все признаки состава административного правонарушения, при этом отметим, что нами использованы некоторые термины, в силу особого механизма регулирования не получившие должного распространения в административном праве и выработанные другими отраслями юридической науки, в частности криминологией.
Родовым объектом состава рассматриваемого правонарушения являются права в сфере семейно-бытовых отношений, к которым относятся права физических лиц (совместно проживающих членов семьи как состоящих в браке,
так и не состоящих, совместно проживающих лиц, состоящих в родстве, в свойстве). В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права [1].
При совершении данного деяния нарушается основной принцип семьи — безопасное существование любого ее члена. Согласно ч. 3 ст. 31 Семейного кодекса РФ, супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей [3]. Правонарушитель в данном случае посягает на такие объекты личности, как честь и достоинство, право на нормальное нравственное и психическое существование и развитие.
Формулируя объективную сторону состава правонарушения, предусмотренную ч. 1 предложенного нами определения, определяя виды его альтернативных действий и устанавливая их противоправность, рассмотрим схему генезиса тяжкого преступления против лично -сти в семейно-бытовой сфере. Такие схемы в отечественной правовой науке существуют и вполне обоснованы. Например, в учебном пособии Ю.С. Белик «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел» справедливо отмечено, что «при расследовании умышленно -го причинения тяжкого вреда здоровью, особенно в сфере семейно-бытовых отношений, следователь не должен ограничиваться только вынесением представления, но и должен проводить активное выявление предшествующих факторов преступного поведения как обвиняемого, так и потерпевшего. О значимости такой деятельности может свидетельствовать схема генезиса тяжкого преступления против личности в сфере семейно-бытовых отношений: 1) противоречие между интересами участников семейно-бытовых отношений; 2) межличностный конфликт на почве противоречия интересов; 3) развитие конфликта и переход его в стадию применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угроз такого насилия (выделено нами — А.Р.); 4) дальнейшее развитие конфликта сопровождается угрозами убийства или причинения тяжкого вреда здоровью; 5) результатом непрекращающегося конфликта становится совершение тяжкого преступления против личности» [10, с. 27].
В ряде случаев, преступное поведение развивается, минуя некоторые стадии этой схемы, однако в большинстве случаев это происходит
по всем указанным этапам. Именно угрозу применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, совершаемую на третьей стадии, по нашему мнению, следует признать административно противоправным поведением и включить в объективную сторону состава административного правонарушения.
В отечественном праве понятия «угроза» и «применение насилия, не опасного для жизни или здоровья» четко определены, широко применяются, например в уголовном праве. Понятие «применение насилия, не опасного для жизни или здоровья» имеет место при таких составах преступлений, как грабеж с квалифицирующим признаком (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ), применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ) [4] и др. В практике органов дознания имеется множество случаев рассмотрения материалов, когда в отношении члена семьи, сожителя, соседа лицо угрожало применить насилие, причинить вред здоровью, вплоть до убийства, но за отсутствием признаков состава преступления выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку угрозы должны были носить реальный характер. Следовательно, в вышеуказанном случае, как правило, лицо не несет никакой ответственности.
Термин «угроза повреждения или уничтожения» имущества также не требует дополнительных комментариев. В следственной и судебной практике имеются многочисленные примеры, когда перед совершением «бытового» преступления или в ходе его совершения виновное лицо угрожало повредить или уничтожить имущество потерпевшего.
Под понятием «грубое принуждение к чему-либо с применением силы» понимается физическое и (или) психическое принуждение потерпевшего к совершению таких действий, которые не влекут существенных последствий (например, грубое принуждение к выполнению определенной хозяйственной работы, грубое требование покинуть помещение или жилище, выталкивание из него и т. п.), сопровождающиеся применением силы (удержание, хватание за части тела, одежду, толкание потерпевшего), не содержащие признаков преступлений.
Под термином «нарушение покоя и тишины» в данном составе правонарушения понимаются действия, нарушающие права совместно проживающих лиц, соседей посредством чрезмерно громких высказываний, криков, а также использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, других громкоговорящих устройств на повышенной громкости в момент семейно-
бытового конфликта на месте проживания (пребывания).
Наиболее общий подход к определению конфликта выражен в определении его как социального противоречия. Как проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон, определяет конфликт В.Н. Кудрявцев [18, с. 5]. Конфликт — это всегда противоборство сторон с противоречивыми интересами. Именно противоборство сторон, т. е. совершение сторонами определенных действий, направленных друг против друга, следует понимать как конфликт [12, с. 14].
По нашему мнению, семейно-бытовой конфликт — вид межличностного конфликта, под которым понимают открытое столкновение находящихся между собой в семейно-бытовых или коммунально-бытовых отношениях двух и более субъектов, возникшее на основе противоречий в виде противоположных целей, не совместимых в конкретной ситуации.
Межличностные конфликты досугово-бытового, производственно-бытового характера, в ходе которых нарушается общественный порядок, выражается неуважение к обществу и которые сопровождаются указанными в ст. 20.1 КоАП РФ действиями, должны квалифицироваться как мелкое хулиганство. Досугово-бытовыми отношениями признаются такие межличностные, внесемейные отношения, которые возникают в общественных местах — кинотеатрах, домах творчества, клубах, домах отдыха, санаториях и т. п. Лиц, находящихся в досугово-бытовых отношениях, объединяют бытовые отношения в сфере отдыха, увлечений, но не семейные или коммунальные. Производственно-бытовые отношения охватывают сферу государственного обслуживания потребностей человека в процессе его трудовой деятельности, и их наличие не может являться одним из условий привлечения к ответственности за семейно-бытовое дебоширство. Следовательно, именно в этих сферах общественных отношений (досугово-бытовой и производственно-бытовой) может совершаться мелкое хулиганство в быту. По нашему мнению, при квалификации рассматриваемого правонарушения необходимо умышленное, по мотиву неприязненных отношений, совершение субъектом любых перечисленных альтернативных действий в ходе семейно-бытового конфликта.
Наличие семейно-бытового конфликта является обязательным признаком семейно-бытового правонарушения, но для отнесения правонарушения к сфере семейно-бытовых отношений необходимо его соответствие еще
119
О и О X
ы
о
U
о ^
о <
о
<
X
ъ ш
5
6
120
некоторым условиям, каковыми являются: наличие отношений между преступником и потерпевшим семейно-бытового характера, наличие конфликта, возникшего на почве противоречий (личной неприязни) в соответствующей сфере общественных отношений, неправомерное совершение лицом указанных выше действий.
Объективная сторона содержит также указание на места совершения данного правонарушения — места проживания или пребывания, понятия и сущность которых нормативно определены. К ним могут относиться многоквартирные и индивидуальные жилые дома, часть жилого помещения, жилые комнаты квартир и общежитий, в частности, расположенные в них места общего пользования собственников жилых помещений.
Субъективная сторона данного правонарушения состоит из вины в форме прямого умысла. Большое значение при квалификации этого состава правонарушения имеет то, что нарушение прав в сфере семейно-бытовых отношений совершается на основе сложившихся личных неприязненных отношений, в результате которых происходят семейно-бытовые конфликты и могут наступить вредные последствия.
Субъектом правонарушения является физическое лицо, вменяемое, достигшее к моменту совершения правонарушения 16 лет, которым может быть совместно проживающий с потерпевшим член семьи (как состоящий, так и не состоящий в браке с потерпевшим лицом, так называемый сожитель), другое совместно проживающее лицо (родственник, лицо, состоящее в свойстве), которое умышленно совершило конкретные перечисляемые действия — угрожало применить насилие, не опасное для жизни или здоровья, повредить или уничтожить имущество и т. п. — на почве семейно-бытового конфликта в месте проживания (пребывания).
Имеет значение и санкция за нарушение прав в сфере семейно-бытовых отношений. Уполномоченное лицо — мировой судья может определить различное наказание. В одних случаях правонарушителю достаточно вынести предупреждение, чтобы противоправное деяние не допускалось вновь, и при наличии отягчающих обстоятельств, указанных в ч. 2 статьи, должна быть возможность привлечения лица к административному аресту до 15 суток.
По нашему мнению, принятие предлагаемого состава административного правонарушения в КоАП РФ и правоприменение его органами внутренних дел позволит, не нарушая принципа законности, привлекать виновных к административной ответственности именно за со-
вершение административно противоправных действий в сфере семейно-бытовых отношений. Это сделает возможным для органов внутренних дел более эффективно осуществлять работу по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых на семейно-бытовой почве.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1).
3. Семейный кодекс РФ: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3. URL: http://www. consultant.ru/popular/family/.
4. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3. URL: http://www.con-sultant.ru/popular/ukrf/.
5. Об административных правонарушениях: Закон Архангельской области от 3 июня 2003 г. № 172-22-ОЗ. URL:http://www.arhangelsklaw.ru/ Zakony-2003-goda/2009-09-11-12-34-42.html.
6. Об административных правонарушениях в Калужской области: Закон Калужской области от 28 февраля 2011 г. № 122-ОЗ. URL: http://www. kp40.ru/image/uploads/images/1/koap.doc.
7. Об административных правонарушениях в Чувашской Республике: Закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. № 22. URL: http://chu-vashia.news-city.info/docs/sistemst/dok_oerttb. htm.
8. Об административной ответственности на территории Республики Мордовия: Закон Республики Мордовия от 12 июля 2002 г. № 25-З. URL: http://docs.kodeks.ru/document/802012251#
9. Анищенко Е.П. Лексические несовершенства современного российского законодательства // Современное право. 2008. № 7.
10. Белик Ю.С. Предупреждение преступлений и административных правонарушений и внутренних дел: учеб. пособие. Екатеринбург, 2010.
11. В Архангельской области начал работу общероссийский телефон доверия: информация Правительства Архангельской области. URL: http://dvinaland.ru/prcenter/release/16292/index. php?print=Y.
12. К вопросу о правовых конфликтах в области недропользования // Административное право и процесс. 2009. № 6.
13. Никулин М.Н. Административно-правовые средства борьбы с лицами, ведущими паразитический образ жизни, и их применение органами внутренних дел: учеб. пособие. Хабаровск, 1991.
14. Обращение участников Всероссийского совещания-семинара руководителей подразделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции территориальных органов МВД России к членам Правительственной комиссии по профилактике правонарушений. Омск. 26 ноября 2010 г. URL: http://www. mvd.ru/documents/naroduchast/show_86299.
15. Скажи алкоголю «Нет!»: материалы круглого стола Правительства Кировской области от 13 мая 2011 г. URL:http://mvd.ru/news/ show_4405/.
16. С начала года в Бурятии административные комиссии оштрафовали более 5 тыс. жите-
лей республики. URL: http://vt-inform.ru/ vti/138/49169.php.
17. Шевцов А.В. О некоторых вопросах реализации органами внутренних дел законодательства субъектов Российской Федерации об административной ответственности. URL: http: // jurnal.amvd.ru/indviewst.phр.
18. Юридическая конфликтология / под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995.
19. 17 ноября — День участковых уполномоченных милиционеров. URL: http://www.grani21.ru/ print/35614.
E-mail: ravnyushkin@mail.ru
Ю.В. УМНОВА,
*
аспирантка факультета права (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)
Практическая потребность выявления общественной опасности экономических преступлений
В статье рассматривается один из сложных вопросов общей части уголовного права, касающиеся понимания и оценки материального признака преступления - общественной опасности.
Общественная опасность деяния, материальный признак преступления, состав общественной опасности, охраняемое правовое благо, оценка деяния.
Общественная опасность как социально-правовая категория является одним из основных объектов познания и оценки в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности. Категория общественной опасности используется в Уголовном кодексе Российской Федерации при определении понятия преступления в качестве деления преступлений на категории, при формулировании правил индивидуализации наказания, при регламентации форм вины. Как справедливо указал Ю.И. Ляпунов, именно эта фундаментальная категория в конечном счете определяет социаль-
* Помощник Коломенского городского прокурора Московской области.
ную обусловленность законодательных акций криминализации и декриминализации деяний [6, с. 12].
Предписания, содержащиеся в УК РФ, подвергаются они научной критике или нет, не просто обязательны для исполнения, но и должны толковаться и применяться в соответствии с задачами и принципами уголовной политики России. Общественная опасность деяния есть обязательный нормативно-оценочный материальный признак преступления. Поэтому любой закон или правоприменительный акт, в котором то или иное деяние криминализуется, т. е. объявляется преступлением в процессе его уголовно-правовой оценки, должен оцениваться по содержанию в нем нормативно определенного признака общественной опасности на основе действующего закона и в соответствии с ним.
Изменение и совершенствование законодательства обусловлено многими обстоятельствами, но ни одно из них не связано непосредственно с изменением социального содержания каких-либо поступков человека хотя бы потому, что признание преступлением социально опасных действий происходит исключительно по воле законодателя. Процесс правотворчества подвержен влиянию большого количества фак-
121