Научная статья на тему 'О необходимости систематизации приёмов задержания, выбора стратегии обучения и совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников полиции'

О необходимости систематизации приёмов задержания, выбора стратегии обучения и совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР / ANALYTICAL REVIEW / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / COMBAT FIGHTING TECHNIQUES / ТЕХНИКА ЗАЩИТНО-АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ / PROTECTIVE EQUIPMENT ATTACK / АВТОМАТИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО КОМПЛЕКСА БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ / PERFORM THE NECESSARY AUTOMATISM COMPLEX FIGHTING METHODS OF STRUGGLE / СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПО ЧАСТОТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНО-АТАКУЮ-ЩИХ ДЕЙСТВИЙ / ORGANIZE THE FREQUENCY OF APPLICATION OF PROTECTIVE-ATTACK / ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / SUPPRESSION OF THE OFFENSE / ЗАДЕРЖАНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ / THE DETENTION OF THE OFFENDER / ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ / THE CHOICE OF AN OPTIMAL AMOUNT OF TECHNICAL ACTIVITIES / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / MOTOR SKILLS / ЭФФЕКТИВНЫЕ И ВАРИАТИВНЫЕ ЗАЩИТНО-АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / EFFECTIVE AND PROTECTIVE-DIVERGENT ATTACKING ACTIONS / СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING STRATEGY / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / IMPROVING TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATIONAL PLANNING / ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЁМОВ БОРЬБЫ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE USE OF COMBAT FIGHTING TECHNIQUES IN THE REAL WORLD PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кан Лаврентий Васильевич, Ципинов Хабас Беталович

На основании анализа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью, ранениями и телесными повреждениями сотрудников при выполнении служебных обязанностей делается вывод о необходимости систематизации приёмов задержании, выбора стратегии обучения и совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников полиции. В статье рассмотрен вопрос о необходимости использования методик обучения по комплексным защитно-атакующим действиям и условно-ситуационных заданиям, моделирующие реальные ситуации задержания правонарушителей сотрудниками полиции. Актуальность статьи заключается в том, что авторы на основании анализа статистических данных предлагают оптимизировать содержание учебных материалов по обучению боевых приемов борьбы, с выделением наиболее эффективных часто применяемых вариативных защитно-атакующих действий для пресечения правонарушений. Пересмотра программы обучения с выделением большего количества часов для изучения защитно-атакующих действий. Практическая значимость заключается в рекомендации преподавателям, специалистам и инструкторам выбирать стратегию обучения и совершенствовать технико-тактическую подготовку, а также планировать учебный процесс, ставить задачи и определять методы по формированию знаний и устойчивых навыков применения боевых приёмов борьбы с учётом реальных условий служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кан Лаврентий Васильевич, Ципинов Хабас Беталович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the need to systematize the methods of detention, select teaching strategies and improve the technical and tactical training of police officers

In this paper, the authors based on the analysis of accidents related to the death, wounds and injuries of employees in the performance of their duties, came to the conclusion about the need to systematize the methods detention, select teaching strategies and improve the technical and tactical training of police officers. The article deals with the question of the need for teaching methods for complex protective-attacking moves and shareware situational tasks that simulate real situations of detention of offenders by the police. Relevance of the article is that the authors based on the analysis of statistical data to optimize the content offer educational materials to teach fighting techniques of struggle, highlighting the most effective commonly used protective variativnyh attack to prevent offenses. Revision courses with the release of more hours to study protective attack. The practical significance is the recommendation of teachers, experts and trainers to choose the learning strategy and improve the technical and tactical training, as well as manage the learning process, set goals and determine methods to build knowledge and skills to use sustainable methods of fighting the fight, taking into account the actual conditions of performance.

Текст научной работы на тему «О необходимости систематизации приёмов задержания, выбора стратегии обучения и совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников полиции»

УДК 37 ББК 6

О НЕОБХОДИМОСТИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРИЁМОВ

ЗАДЕРЖАНИЯ, ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

ЛАВРЕНТИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАН,

соискатель кафедры Теории и методики единоборств, Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма,полковник полиции, доцент кафедры физической подготовки, Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

E-mail: 777_kan@mail.ru; ХАБАС БЕТАЛОВИЧ ЦИПИНОВ, адъюнкт, кафедры физического воспитания Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, преподаватель Центра профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, подполковник полиции. Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

E-mail: habas72@mail.ru

Научные руководители: кандидат педагогических наук, доцент Малков О.Б.;

кандидат педагогических наук, доцент Чехранов Ю.В. Рецензент: полковник полиции, начальник кафедры огневой и физической подготовки, Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом, ВИПК МВД России Рыжов С.Н.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На основании анализа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью, ранениями и телесными повреждениями сотрудников при выполнении служебных обязанностей делается вывод о необходимости систематизации приёмов задержании, выбора стратегии обучения и совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников полиции. В статье рассмотрен вопрос о необходимости использования методик обучения по комплексным защитно-атакующим действиям и условно-ситуационных заданиям, моделирующие реальные ситуации задержания правонарушителей сотрудниками полиции. Актуальность статьи заключается в том, что авторы на основании анализа статистических данных предлагают оптимизировать содержание учебных материалов по обучению боевых приемов борьбы, с выделением наиболее эффективных часто применяемых вариативных защитно-атакующих действий для пресечения правонарушений. Пересмотра программы обучения с выделением большего количества часов для изучения защитно-атакующих действий. Практическая значимость заключается в рекомендации преподавателям, специалистам и инструкторам выбирать стратегию обучения и совершенствовать технико-тактическую подготовку, а также планировать учебный процесс, ставить задачи и определять методы по формированию знаний и устойчивых навыков применения боевых приёмов борьбы с учётом реальных условий служебной деятельности.

Ключевые слова: аналитический обзор, боевые приемы борьбы, техника защитно-атакующих действий, автоматизм выполнения необходимого комплекса боевых приемов борьбы, систематизировать по частоте применения защитно-атакующих действий, пресечение правонарушения, задержание правонарушителя, выбор оптимального объема технических действий, двигательный навык, эффективные и вариативные защитно-атакующие действия, стратегия обучения, совершенствование технико-тактической подготовки, планирование учебного процесса, применения боевых приёмов борьбы в реальных условиях служебной деятельности.

Annotation. In this paper, the authors based on the analysis of accidents related to the death, wounds and injuries of employees in the performance of their duties, came to the conclusion about the need to systematize the methods detention, select teaching strategies and improve the technical and tactical training of police officers. The article deals with the question of the need for teaching methods for complex protective-attacking moves and shareware situational tasks that simulate real situations of detention of offenders by the police. Relevance of the article is that the authors based on the analysis of statistical data to optimize the content offer educational materials to teach fighting techniques of struggle, highlighting the most effective commonly used protective variativnyh attack to prevent offenses. Revision courses with the release of more hours to study protective attack. The practical significance is the recommendation of teachers, experts and trainers to choose the learning strategy and improve the technical and tactical training,

as well as manage the learning process, set goals and determine methods to build knowledge and skills to use sustainable methods of fighting the fight, taking into account the actual conditions of performance.

Keywords: Analytical Review, combat fighting techniques, protective equipment attack, perform the necessary automatism complex fighting methods of struggle, organize the frequency of application of protective-attack, suppression of the offense, the detention of the offender, the choice of an optimal amount of technical activities, motor skills, effective and protective-divergent attacking actions, training strategy, improving technical and tactical training, educational planning, the use of combat fighting techniques in the real world performance.

На современном этапе реформирования системы органов внутренних дел повышаются требования к сотруднику — к его профессиональному мастерству, психологической и физической подготовленности. Поэтому необходимо, чтобы учебный процесс по физической подготовке на различных этапах обучения был бы приближен к практической служебной деятельности сотрудников.

Сотрудник должен в совершенстве владеть боевыми приемами борьбы, оружием, спецсредствами, быть хорошим психологом, чтобы в любой обстановке действовать спокойно и умело, с максимальной эффективностью.

В процессе занятий боевыми приемами борьбы у сотрудника вырабатывается не только техника защитно-атакующих действий, но и по мере их усвоения происходит формирование необходимых профессионально-психологических качеств личности, таких как смелость, решительность и самодисциплина.

Доведение до автоматизма необходимого комплекса боевых приемов борьбы возможно на основе оптимального подбора средств, методов и форм обучения, высокого уровня практической и методической подготовленности преподавателей, инструкторов, а также повышения качества и эффективности проведения учебных занятий.

До сегодняшнего времени существует одностороннее представление о методике обучения боевым приемам борьбы. Такое обучение проводится, как правило, на несопротивляющемся партнёре, что с одной стороны создает видимость усвоения сотрудником изучаемых приемов, а с другой — не соответствует реалиям жизни.

Опросы сотрудников, а также практические проверки на местах показывают, что многие из них плохо владеют боевыми приемами борьбы и неуверенно применяют их в реальной обстановке. Это объясняется, прежде всего тем, что сотрудник не обучен применять физическое воздействие против правонарушителя, оказывающего реальное сопротивление, потому что во время активного или пассивного сопротивления правонарушителя нарушается целостность техники выполнения приёма задержания. Получается, что обучение технике проведения боевых приемов борьбы в системе физической подготовки органов внутренних дел осуществляется только ради сдачи зачетов.

Ежегодно в России при исполнении служебных обязанностей погибают сотни полицейских. Вот сухая статистика. В 2010 году МВД России потеряло 410 со-

трудников, в 2011 и 2012 годах эти цифры превышали 300 человек ежегодно, далее — хотя и существенно снизились, но все равно оставались недопустимо высокими. Фактически ежедневно в России гибнет один полицейский, еще несколько получают травмы и ранения. В большинстве случаев это происходит во время задержания преступников и при нападении на сотрудников с целью завладения оружием.

В интервью «Российской газете» начальник Главного управления собственной безопасности МВД России Александр Макаров заявил, что в последнее время полицейские становятся мишенью чаще, чем в девяностые годы: за девять месяцев 2012 года произошло 9519 нападений, погибло свыше 50 сотрудников.

Практика показывает, что сотрудники полиции не всегда могут, противостоять активному сопротивлению при силовом задержании, и поэтому получают ранения и телесные повреждения при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Изучая аналитический обзор ГУ МВД России по городу Москве от 15.12.2014 года № 6/33-11869, где рассматриваются случаи чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью, ранениями и получением телесных повреждений сотрудниками полиции в процессе выполнения служебных обязанностей в различных ситуациях охраны правопорядка приходишь к следующим выводам:

Наибольшее количество травм получено сотрудниками при задержании правонарушителей, пресечении хулиганских проявлений, доставлении правонарушителей, составлении протоколов, проверке документов во время проведения оперативно-разыскных и массовых мероприятий.

Больше всего получают ранения и телесные повреждения сотрудники патрульно-постовой службы, оперуполномоченные, участковые уполномоченные полиции и сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые непосредственно принимают участие в пресечении преступлений и административных правонарушений. В 2013 году чрезвычайных происшествий в отношении сотрудников совершено 246 случаев, а в 2014 году — 305 случаев. При этом сотрудники полиции не могли защититься в основном от атакующих действий правонарушителей. Рассмотрим таблицу, от каких атакующих действий сотрудники полиции получали телесные повреждения при исполнении служебных обязанностей в 2013 и 2014 годах.

№ Удары, захваты, применения холодного оружия, применения оружия и попытки обезоруживания. Количество нападений, совершенных в отношении сотрудников полиции

2013 г. 2014 г.

1 Нанесение руками прямых и боковых ударов в голову 145 (58.9%) 148 (48,5%)

2 Нанесение руками прямых и боковых ударов по туловищу 18 (7,3%) 21 (6,8%)

3 Травма руки, получаемые сотрудниками полиции при силовом задержании 18 (7,3%) 50 (16,3%)

4 Угроза или нанесение ударов ножом 12 (4,8%) 2 (0,65%)

5 Укушенные раны, получаемые сотрудниками полиции при силовом задержании 12 (4,8%) 22 (7,2%)

6 Нанесение ударов головой в лицо 9 (3,6%) 16 (5,2%)

7 Наезд на сотрудника 7 (2,8%) 13 (4,2%)

8 Нанесение ударов по ноге 6 (2,4%) 3 (0,98%)

9 Применение травматического пистолета 5 (2,0%) 1 (0,32%)

10 Применения газового баллончика против сотрудников полиции 4 (1,6%) 6 (1,9%)

11 Нанесение ударов предметом по голове 3 (1.2%) 10 (3,2%)

12 Применения насилия, не опасные для жизни и здоровья сотрудника полиции 3 (1,2%) 0

13 Попытка завладения табельным оружием 2 (0,81%) 0

14 Попытка применения оружия против сотрудников полиции 2 (0,81) 0

15 Захват за шею спереди или за одежду 0 8 (2,6%)

16 Нанесения ударов в живот и в паховую область 0 5 (1,6%)

17 Общее количество 246 305

На основании аналитического обзора можно также предположить, что боевые приёмы борьбы для пресечения правонарушения или задержания правонарушителя необходимо систематизировать по частоте применения защитно-атакующих действий.

Обеспечение высокой готовности сотрудников полиции к выполнению силового задержания правонарушителей во многом зависит от выбора оптимального объема технических действий, которыми они должны овладеть за весь период прохождения профессионального обучения.

Рассмотрим, кпримеру, обучение боевым приёмам борьбы в Центрах профессиональной подготовки (ЦПП). ЦПП является первым этапом, на котором сотрудники полиции обучаются технике проведения боевых приемов борьбы, приобретают умения и совершенствуют навыки применения боевых приёмов борьбы и защитно-атакующих действий для пресечения или задержания правонарушителей. Проблема обучения боевым приемам борьбы в ЦПП, заключается в том, что за короткий промежуток времени, сотрудника должны обучить большому количеству приемов. В учебно-тематическом плане любого ЦПП на дисциплину физическая подготовка отводится от 60 до 170 часов, из них на обучение боевым приёмам борьбы выделяется примерно до 70 %. Обучение защитно-атакующим действиям по ударной технике, защите от холодного и огнестрельного оружия, на уровне двигательного навыка за столь короткое время не представляется возможным. Кроме того, практическая

ценность того или иного приема применительно к служебной деятельности не однозначна, так как зачастую изучаются приемы, которые практически не применяются в реальных ситуациях, или технически сложны при выполнении. Следовательно, при обучении в основном необходимо ограничиться минимальным количеством приемов и вариантов, позволяющих эффективно провести защитно-атакующие действия. В зависимости от частоты применения БПБ в реальных условиях служебной деятельности время, отводимое на их изучение и отработку также должно быть различным.

При активном сопротивлении и нападении правонарушители очень часто наносят удары руками в голову и туловище, бьют ногами и ножом. Исходя из этого, напрашивается вывод, что при обучении необходимо уменьшить количество часов, отводимых на броско-вые приёмы, освобождение от захватов и обхватов и увеличить часы на ударные защитно-атакующие действия. Кроме того, необходимо применять новые принципы и методы обучения сотрудников полиции, оптимизировать содержание учебного материала по обучению боевым приемам борьбы с выделением наиболее эффективных и часто применяемых приемов. Необходимо выбрать самые простые и вариативные защитно-атакующие действия для пресечения правонарушения. Иными словами, обучать сотрудников полиции целесообразно, тем приемам, которые будут применяться на практике и обеспечивать быстрое и надежное задержание, а также применять защитные

действия для обеспечения личной безопасности в ситуациях противоборства с правонарушителями. Вместе с тем, при обучении сотрудников следует иметь в виду положение ч. 2 ст. 38 УК РФ, регламентирующей ответственность за превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. В свою очередь ч. 1 ст. 38 УК РФ содержит следующее положение: «Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер» [5]. Следует указать, что согласно доктринальным точкам зрения можно сделать вывод, что в этой статье УК РФ законодатель, прежде всего, предусматривает социально одобряемую роль задержания лица, совершившего преступление, даже причиняя при этом вред задерживаемому. При осуществлении задержания следует учитывать психологическое состояние, душевное волнение в первую очередь сотрудника полиции производящего задержание, так как ему необходимо избегать ошибочных действий, а также игнорировать резко негативную оценку задерживаемого преступника, так как это может привести к неадекватным мерам при задержании и будет связано с превышением мер, необходимых для задержания.

Таким образом, законодатель, определяя превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, указывает в этом случае, о выходе за рамки разумного при причинении вреда, в некоторых обстоятельствах применения жестокости по отношению к правонарушителю, неправильности оценки ситуации задержания, невыдержанности лица, задерживающего правонарушителя, существенном превосходстве в силе, неправомерном применении оружия, спецсредств и других предметов, используемых при задержании [6-8].

В настоящем исследовании обобщен опыт преподавателей образовательных организаций МВД России и инструкторов специальных подразделений, прошедших обучение в ВИПК МВД России, Северо-Кавказ-

ском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России и ЦПП ГУ МВД по городу Москва.

Статья поможет преподавателям и инструкторам переосмыслить методику обучения сотрудников, выбирать стратегию обучения и совершенствовать технико-тактическую подготовку, а также планировать учебный процесс, выбирать темы, ставить задачи и определять методы по формированию знаний и устойчивых навыков применения боевых приёмов борьбы в реальных условиях служебной деятельности.

Литература

1. Кан Л.В., Лунин А.А. «Особенности методики преподавания боевых приемов борьбы сотрудникам МВД России». Методические рекомендации. ВИПК МВД России -2013г.

2. Рыжов с.Н. Ципинов Х.Б «Аналитический обзор чрезвычайных происшествий, связанных с ранениями и получениями телесных повреждений сотрудниками территориальных ОВД при выполнении служебных обязанностей по г. Москве за 2013 и 2014 годы». Статья в журнале «Вестник ВИПК МВД России» — 2015г.

3. Аналитический обзор ГУ МВД России по городу Москве от 15.12.2014 года № 6/33-11869.

4. «Российская газета» Фалеев М. статья 09.06.2015 г.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г. (в ред. от 13 июля 2015 г.): одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.

6. Осокин Р.Б. Уголовное право в схемах (общая часть): учеб. наглядное пособие. М.: Щит-М, 2006. 86 с.

7. Уголовное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. И.А. Бобракова, А.А. Телегина. Брянск: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2008. 627 с.

8. Осокин Р.Б. Правоохранительные органы в системе безопасности в России: лекция. Тамбов: Тамбовский филиал Московского университета МВД России, 2006. 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.