УДК 343.1 ББК 67.410.21
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ
ГОСУДАРСТВАМИ ПО ОКАЗАНИЮ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
АННА ВАЛЕНТИНОВНА МИРОНОВА,
кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматриваются условия и факторы, оказывающие влияние на развитие отношений по оказанию международной правовой помощи в уголовном судопроизводстве.
Ключевые слова: международная правовая помощь, международный договор, двусторонний договор, запрос, поруче-
Annotation. The article discusses the issues of enhancing relations in the field of rendering international legal assistance in criminal proceedings.
Keywords: international legal assistance, international treaty, bilateral treaty, request, assignment.
Необходимость укрепления и развития межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью вызвана объективными условиями развития международного сообщества. В числе таких условий можно выделить развитие разнообразных видов миграции населения, интернационализацию преступных группировок, совершение одними и теми же лицами преступлений на территории двух и более государств, увеличение количества лиц, которые пытаются скрыться от органов предварительного расследования и суда за пределами государства.
Проблема объединения усилий разных государств по борьбе с преступлениями (в ходе уголовного преследования, обеспечения отправления правосудия) является понятной для большинства стран, которые заинтересованы в совместном поиске необходимых для этого эффективных правовых и организационных форм и средств.
Правовой основой международного сотрудничества в правоохранительной сфере являются многосторонние и двусторонние договоры об оказании правовой помощи [16, с. 42-44], которая может осу-
ществляться по гражданским, административным и уголовным делам. Российская Федерация является активным сторонником расширения международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, о чем свидетельствует длительный опыт такого сотрудничества — более 100 лет. Россия является участником 21 многостороннего договора [15], а также более 60 двусторонних договоров по вопросам оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам, заключенных со странами разных континентов и разных правовых систем (Казахстан, Молдова, Япония, Индия, США, Канада, Монголия, Колумбия и др.). И тот факт, что еще более 20 двусторонних договоров по разным вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам [6; 10; 11] заключены, но пока не действуют, позволяет сделать вывод, что круг государств, показывающих свою готовность взаимодействовать в разрешении вопросов уголовного преследования, может расширяться. О возможностях развития рассматриваемых взаимоотношений свидетельствует и внесение их в концептуальные акты.
Расширение и развитие сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в области оказания международной правовой помощи по уголовным делам является одним из направлений российской государственной политики, определенной в «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 [13].
В международных договорах содержатся как материальные нормы, в которых определены формы оказания правовой помощи, их объем и содержание, государственные органы и должностные лица, представляющие государства, так и некоторые процедурные вопросы, например, требования к оформлению документов, содержанию запроса (поручения) о правовой помощи и его исполнению, нормы о гарантиях в ходе оказания правовой помощи (гарантии безопасности лиц, прибывающих по запросу, расходы, связанные с оказанием правовой помощи; информационная поддержка, соблюдение суверенитета государства и др.).
Анализ международных и национальных правовых норм, определяющих основы, формы и методы международного сотрудничества по уголовным делам, позволяет выделить основные его направления.
1. Обмен информацией, в том числе оперативной, криминалистической, и иной правовой.
2. Исполнение запросов (поручений) о проведении оперативно-разыскных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий.
3. Оказание правовой помощи по уголовным делам (например, вручение документов, передача доказательств).
4. Выдача лица для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения приговора.
5. Заключение и реализация международных договоров в борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность.
6. Признание и исполнение решений компетентных органов иностранных государств по уголовным делам.
В реализации этих направлений успех сотрудничества зависит от согласованности действий, инициативности взаимодействующих сторон и взаимной поддержки [14, с. 140—141].
Кроме оказания международной правовой помощи в форме совершения процессуальных или иных юридически значимых действий по уголовному делу, Российская Федерация стремится к активному сотрудничеству в форме организационных и нормотворческих действий. К таким действиям относятся участие в разработке международных норм в области охраны правопорядка и обеспечения правосудия, проведение совместных научных исследований по проблемам борьбы с преступностью, обмен накопленным опытом, оказание материальной, технической помощи и экспертной поддержки.
В российском уголовном судопроизводстве нормы части пятой УПК РФ определяют порядок взаимодействия судов и органов уголовного преследования нашего государства с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК РФ международными договорами Российской Федерации с другими государствами и общепризнанными нормами международного права могут быть установлены и иные правила, чем предусмотренные в УПК РФ.
Несмотря на понимание международным сообществом проблем борьбы с преступностью, приходится констатировать факт, что не только правовые, организационные и материально-технические средства могут их разрешить. Безусловно, сотрудничество государств в любой области, и тем более в правоохранительной, которая связана с серьезными ограничениями прав и свобод человека, должно осуществляться в режиме международной законности, то есть при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм. Однако международные события, происходящие на современном этапе, показывают, что для поддержания и развития международных отношений по оказанию правовой помощи необходимы не только международные договоры, закрепляющие формы и условия оказания правовой помощи, но и общие условия, например политические, экономические, культурные. Политические отношения между государствами оказывают непосредственное влияние на реализацию заключенных договоров. Так, даже подписанные и ратифицированные договоры не вступают в силу, если есть политические разногласия или другие спорные вопросы во взаимоотношениях между государства-
ми. И наоборот, политическая солидарность укрепляет правовые отношения. Не случайно международные договоры, заключенные Российской Федерацией с зарубежными государствами в период укрепления политических отношений, практически не содержат пределов оказания правовой помощи, если она будет осуществляться на основе принципа взаимности. В таких договорах после перечисления в них форм и объема правовой помощи следует формулировка о том, что возможно предоставление и иных видов помощи в соответствии с целями договора. Это делает перечень возможных форм оказания взаимной правовой помощи открытым [5; 7; 8; 9]. Если же обратиться к тексту договоров со странами, в отношениях с которыми возникали существенные разногласия, то в них закреплен достаточно ограниченный перечень форм правовой помощи (например, договоры, заключенные с некоторыми бывшими республиками, входящими в состав СССР [1; 2; 3; 4]). Поэтому для развития международных правовых отношений необходимо стремиться к политической стабильности.
Проблемы оказания международной правовой помощи в форме производства следственных и иных процессуальных действий, получения информации также обусловлены значительными расстояниями между государствами, необходимостью решения вопросов пересечения государственной границы и расходами, связанными с прибытием лиц для дачи показаний по запросам договаривающихся сторон. Решение подобных проблем может занимать долгие месяцы, отрицательно влияя на ход производства по уголовному делу. Существенно сократить сроки для получения показаний в рамках международного договора может расширение оснований для использования в уголовном судопроизводстве технологий видео-конференц-связи. Российская Федерация, к сожалению, не является участником Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959), открытого 8 ноября 2001 г, который ввел в практику международного сотрудничества в сфере уголовного процесса новый вид (форму) взаимной правовой помощи — слушание дела в режиме видеоконференции [12].
Как в отечественном, так и в зарубежном уголовном судопроизводстве правовые нормы по дан-
ному вопросу в основном относятся к деятельности судебных органов, а на этапе предварительного расследования практика применения видео-конфе-ренц-связи к настоящему времени еще не нашла широкого распространения. В УПК РФ нормы о видео-конференц-связи предполагают возможность ее применения лишь в ходе судебного производства и не содержатся в части, относящейся к международному сотрудничеству (ч. 4 ст. 240, ч. 6.1 ст. 241, ст. 278.1, 293, ст. ч. 2 ст. 389.12, ч. 8 ст. 389.13, ч. 2 ст. 399, ч. 2 ст. 401.13 УПК РФ и т.п.). Однако учитывая, что обеспечение личного присутствия участника уголовного судопроизводства (или нескольких участников), находящегося на территории иностранного государства может вызвать проблемы (финансовые, организационные, правовые), необходимо развитие применения видео-конференц-связи при производстве процессуальных действий в досудебном производстве.
Процедура применения видео-конференц-связи в досудебном производстве должна быть определена законодательно. Главный критерий, который поможет определять необходимость ее применения, должен быть обусловлен особой значимостью для доказывания по уголовному делу обстоятельств, которые предполагается получить с помощью технических средств связи, а также одновременно невозможность для допрашиваемого лица в силу объективных или субъективных причин непосредственно присутствовать в суде или в органе предварительного расследования. О возможности применения видео-конференц-связи необходимо указывать в двустороннем договоре об оказании правовой помощи по уголовным делам. Также существенным шагом на пути разрешения проблемы могло бы явиться внесение дополнения новой статьи в гл. 53 УПК РФ с названием «Использование видео-конференц-связи при исполнении договора об оказании правовой помощи по уголовному делу» с обязательной регламентацией вопросов основания для использования такой технологии, о чем указано выше, и процедуры ее применения. Процедура производства процессуального действия с использованием видео-конференц-связи должна максимально обеспечивать гарантии прав участника уголовного судопроизводства и законность. Поэтому норма, устанавливающая процедуру процессуального
действия с применением видео-конференц-связи, должна содержать указание на участников такого действия (допроса, очной ставки), среди которых должны быть уполномоченные должностные лица (следователь, прокурор) и лица, обеспечивающие защиту интересов лица (защитник или адвокат, законный представитель), обязанность удостоверения личности допрашиваемого лица и разъяснения прав участникам процессуального действия, продолжительность процессуального действия (в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства), форму фиксации хода процессуального действия и возможность ознакомления с результатами такой фиксации (например, протокола допроса с использованием видео-конференц-связи).
Применение технологий видео-конференц-свя-зи в досудебном производстве позволит в обоснованных с точки зрения закона ситуациях обеспечить оперативное выполнение необходимых процессуальных действий и избежать значительных расходов, связанных с явкой участников уголовного судопроизводства в орган предварительного расследования.
Литература
1. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г.
2. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г.
3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25 февраля 1993 г.
4. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 4 марта 1993 г.
5. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.
6. Договор между Российской Федерацией и Грузией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 19 марта 1996 г.
(Проект Федерального закона № 96036543-2 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Грузией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы»).
7. Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 октября 1997 г.
8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21 декабря 1998 г.
9. Договор между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 6 апреля 2010 г.
10. Договор между Российской Федерации и Аргентинской Республикой о выдаче от 12 июля 2014 г. (Проект Федерального закона № 892942-6 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о выдаче»).
11. Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 25 ноября 2014 г. (Проект Федерального закона № 929274-6 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам»).
12. Второй дополнительный Протокол к Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS № 182 (Страсбург, 8 ноября 2001 г.).
13. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации от 14 ноября 2013 г.
14. Миронова А.В., Селедникова О.Н. Дознание в органах внутренних дел: Курс лекций. Руза: Московский областной филиал МосУ МВД России, 2013.
15. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/ru/ activity/worldwide/russia_agreements.
16. Уголовный процесс. Общая часть: Курс лекций. — Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.
References
1. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Litovskoi Respublikoi o pravovoi pomoshchi i
pravovykh otnosheniyakh po grazhdanskim, semeinym i ugolovnym delam ot 21 iyulya 1992 g.
2. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Latviiskoi Respublikoi o pravovoi pomoshchi i pravovykh otnosheniyakh po grazhdanskim, semeinym i ugolovnym delam ot 3 fevralya 1993 g.
3. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Moldova o pravovoi pomoshchi i pravovykh otnosheniyakh po grazhdanskim, semeinym i ugolovnym delam ot 25 fevralya 1993 g.
4. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Latviiskoi Respublikoi o peredache osuzhdennykh dlya otbyvaniya nakazaniya ot 4 marta 1993 g.
5. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Islamskoi Respublikoi Iran o pravovoi pomoshchi i pravovykh otnosheniyakh po grazhdanskim i ugolovnym delam ot 5 marta 1996 g.
6. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Gruziei o peredache dlya otbyvaniya nakazaniya lits, osuzhdennykh k lisheniyu svobody ot 19 marta 1996 g. (Proekt Federal'nogo zakona № 96036543-2 «O ratifikatsii Dogovora mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Gruziei o peredache dlya otbyvaniya nakazaniya lits, osuzhdennykh k lisheniyu svobody»).
7. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Kanadoi o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam ot 20 oktyabrya 1997 g.
8. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Indiei o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam ot 21 dekabrya 1998 g.
9. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Kolumbiei o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam ot 6 aprelya 2010 g.
10. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsii i Argentinskoi Respublikoi o vydache ot 12 iyulya 2014 g. (Proekt Federal'nogo zakona № 892942-6 «O ratifikatsii Dogovora mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Argentinskoi Respublikoi o vydache»).
11. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Ob»edinennymi Arabskimi Emiratami o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam ot 25 noyabrya 2014 g. (Proekt Federal'nogo zakona № 929274-6 «O ratifikatsii Dogovora mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Ob»edinennymi Arabskimi Emiratami o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam»).
12. Vtoroi dopolnitel'nyi Protokol k Evropeiskoi Konventsii o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam ETS № 182 (Strasburg, 8 noyabrya 2001 g.).
13. Kontseptsiya obshchestvennoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii, utverzhdena Prezidentom Rossiiskoi Federatsii ot 14 noyabrya 2013 g.
14. Mironova A.V., Selednikova O.N. Doznanie v organakh vnutrennikh del: Kurs lektsii. Ruza: Moskovskii oblastnoi filial MosU MVD Rossii, 2013.
15. Ofitsial>nyi sait Ministerstva yustitsii Rossiiskoi Federatsii. URL: http://minjust.ru/ru/ activity/worldwide/russia_agreements.
16. Ugolovnyi protsess. Obshchaya chast': Kurs lektsii.—Ruza: Moskovskii oblastnoi filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2015.
Актуальные проблемы конституционного права России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Magister»). / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 479 с.
Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.
Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.