УДК 331.1
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
© 2014 Л.А. Афанасьева1, М.А. Меньшикова2
1канд. экон. наук, доцент,
2доктор экон. наук, профессор, зав. каф. маркетинга и управления персоналом e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В данной статье рассмотрены проблемы социально-экономического развития региона с учетом сложившихся факторов, которые оказывают существенное влияние на конкурентоспособность региона. В связи с вышесказанным возникает необходимость разработки стратегических направлений государственного регулирования региональной экономики.
Ключевые слова: учет труда и заработной платы, региональная экономика, кадровый потенциал региона, стратегическое развитие.
Г лобализация экономики побуждает все развитые страны идти путем инноваций и модернизации. Управление социально-экономическими процессами должно основываться на научном предвидении возможностей и проблем развития, а также на оценках итогов реализации различных вариантов политики регулирования [Афанасьева 2012: 51]. На современном этапе развития экономики существенно возрастает значимость персонала как ключевого фактора обеспечения конкурентоспособности региона. Для создания эффективного организационно-экономического механизма государственного регулирования сельскохозяйственного региона необходимо использовать положительный опыт, накопленный как зарубежными странами, так Россией, концентрируя внимание на основных направлениях. Мировой экономический кризис негативно отразился на ситуации на рынке труда, что проявилось как в существенном сокращении числа заявляемых работодателями вакансий, так и в ужесточении требований к кандидатам на них. Указанные обстоятельства актуализируют необходимость разработки эффективной системы стимулирования как фактора роста результативности труда персонала, позволяющей эффективно использовать каждого работника исходя из его возможностей и способностей и являющейся основой для принятия эффективных решений во всех сферах социальноэкономической деятельности региона [Афанасьева 2012: 92].
В настоящее время в практике оценки персонала используются различные подходы, часть из которых основана на применении экспертных и количественных методов. При этом большинство исследователей считают, что экспертный подход, имеющий наиболее продолжительный опыт использования, отличается высокой субъективностью, зависимостью результатов оценки от личностных качеств эксперта (опыта, квалификации, характера, убеждений, мотиваций и т.п.). В этих обстоятельствах количественные методы рассматриваются в качестве альтернативного варианта оценки персонала, позволяющего снизить ее субъективность и зависимость от прошлого опыта специалиста, выполняющего оценку посредством использования коли-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
чественной оценки на основе условных или натуральных величин [Меньшикова, Коптева 2013: 12]. В связи с этим проблема человеческого капитала является очень острой и важной для эффективной деятельности региона и должна постоянно находиться в поле зрения руководства.
Основу эффективного менеджмента управления человеческим капиталом составляют средства воздействия на экономическое поведение людей посредством побуждения их к производственному труду [Меньшикова, Афанасьева 2013:32].
В настоящее время организация эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента. Типичными проблемами, связанными с низкой мотивацией персонала, являются:
- высокая текучесть кадров;
- высокая конфликтность;
- слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения;
- отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников;
- слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников;
- противоречия в отношениях между предпринимателем и работником [Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области на 20142020 годы»].
Согласно нашему мнению, целью анализа кадрового потенциала региона должны быть четко сформированные стратегии, обеспечивающие достаточно стабильное положение; однако существует ряд проблем, решение которых требует тактических действий во всех сферах социально-экономической деятельности. Программа развития кадрового потенциала региона должна состоять из нескольких этапов:
■ Оценка кадрового потенциала предприятия.
■ Анализ показателей социально-экономического развития.
■ Динамика изменения численности населения.
■ Характеристика человеческого потенциала региона.
■ Оценка возможности трудоустройства.
■ Обеспеченность квалифицированными кадрами в области.
■ Оценка возможности занятия мелким и средним предпринимательством, фермерским хозяйством.
■ Оценка возможности увеличения численности работников в сфере агропромышленного производства.
Чтобы повысить степень использования кадрового потенциала региона, необходимо создать эффективную систему социальной инфраструктуры. Основной составляющей повышения заинтересованности персонала в эффективной работе является размер заработной платы.
За годы экономических преобразований рынок труда Курской области существенно изменился, наблюдается существенное изменение занятости как в целом по экономике, так и в сельском хозяйстве области (см. табл.).
Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2
2
Афанасьева Л. А., Меньшикова М. А. О необходимости разработки стратегических направлений государственного регулирования
региональной экономики
Занятость и размер заработной платы по Курской области
Показатели Период Отклонения 2012 к 2010 г.
2010 г . 2011 г. 2012 г. +/- %
г Занятость, тыс. чел.
Экономика 573,9 579,7 580,0 +6,1 + 18
Сельское хозяйство 102,1 102,6 102,8 0,7 +1
Средний размер заработной платы, руб.
Экономика 14006,5 16240,8 18690,0 +4683,5 +28
Сельское хозяйство 11483,5 13980,2 16075,9 +4592,4 +45
Увеличение числа занятых работников в Курской области говорит о позитивных изменениях, связанных с созданием современной материально-технической базы. Средний размер заработной платы в целом по экономике в области вырос на 28% и составил 18690,0 рублей. Средний размер заработной платы в сельском хозяйстве вырос на 45% и составил 16075,9 рублей.
Разработанная Программа социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам реализации комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в области государственного, экономического, инновационного, экологического, социального и культурного развития Курской области.
Программа определяет цели, приоритетные задачи и основные направления социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Курской области, созданию условий для наиболее эффективного использования ее ресурсного потенциала и привлечения в регион максимально возможного объема финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов [Закон Курской области «О программе социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы»].
В регионе действует государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области на 2014-2020 годы», которая определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2014 годы» был обеспечен рост продукции сельского хозяйства. В 2006-2012 гг. среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 г., составили 10,4 %. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2012 г. составил 64,3 млрд. рублей и увеличился к уровню 2008 г. в 1,6 раза, а к уровню 2006 г. - в 2,7 раза [Жахов 2012].
Улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций (прибыль хозяйств до налогообложения (включая субсидии из бюджетов) в 2012 г. составила 5298,9 млн рублей (в 2006 г. - 289,6 млн рублей). Уровень рентабельности за 2012 г. составил 18,9 процента (за 2006 г. - 3,2 процента), получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вместе с тем проблемы обеспечения поступательного экономического развития агропромышленного комплекса сохраняются. Последствия мирового финансового и экономического кризиса 2008 г., а также жестокая засуха 2010 г., негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития
сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта [Закон Курской области «О программе социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы»].
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:
- технико-технологическое отставание сельского хозяйства области из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;
- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, сокращение сельской поселенческой сети [Жахов 2012].
В связи с вышесказанным возникает необходимость разработки стратегических направлений государственного регулирования. Государственное регулирование должно выражаться в различных направлениях и формах. В связи с тем что государственная поддержка в настоящее время приобрела компенсационный характер, многие сельскохозяйственные производители не могут воспользоваться этим механизмом из-за отсутствия достаточного объема собственных средств. Все это обусловливает необходимость совершенствования организационно-экономического механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства.
Библиографический список
Афанасьева Л.А. Роль персонала как ключевого фактора обеспечения конкурентоспособности современной организации // Материалы международного научно-практического / Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 2012. С. 51-53
Афанасьева Л.А. Формирование кластерной политики как важнейшее направление обеспечения социально-экономического развития сельскохозяйственного региона // Основы экономики, управления и права. 2012. №1. С. 92 -95
Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://
http://adm.rkursk.ru/index.php?id=1072&mat_id=26766/ (дата обращения: 19.05.2014)
Жахов Н.В. Совершенствование организационно - экономического механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Курск: КГСХА им. И.И. Иванова, 2012. 18 с.
Закон Курской области «О программе социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http:// http://oblduma.kursknet.ru/zd4/11-015zko.php/ (дата обращения: 12.05.2014)
Меньшикова М.А., Афанасьева Л.А. Методологические основы прогнозирования развития социально-экономических отношений в сельскохозяйственных организациях // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. №3. С. 32-34.
Меньшикова М.А., Коптева К.В. Теоретико-методологические подходы к оценке человеческого капитала // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. №4. С. 12-14.
Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного 4
университета. 2014. № 2