О необходимости расширения перечня лиц в отношении имущества которых может быть предъявлен иск об обращении в доход государства в рамках противодействия коррупции
Брослав Александр Анатольевич
Аспирант, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
В статье рассматривается необходимость расширения перечня лиц, в отношении имущества которых может быть предъявлен иск об обращении в доход государства в рамках Федерального закона от 03.12.2012 №230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Автор анализирует текущую правоприменительную практику, выявляя противоречия в судебных актах и неопределенность в трактовке норм закона, которые требуют вмешательства законодателя.
Ключевые слова. Коррупция, обращение в доход государства, контроль за соответствием расходов, перечень лиц, антикоррупционное законодательство.
а
s
о
о _
N „
ф 50Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ //
öl URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics
Z (дата обращения: 05.10.2023).
В современных условиях противодействие коррупции стало одной из ключевых задач, стоящих перед государством. Эффективная борьба с коррупцией, в частности требует внедрения и постоянного совершенствования механизмов, обеспечивающих эффективный контроль имущественного положения (соответствия расходов легальным доходам) лиц, занимающих ответственные посты в обществе. Такими инструментами являются институты контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам, а также институт обращение в доход государства имущества в случаях, когда такие публичные служащие не могут доказать его приобретение на легальные доходы.
Однако существующая правовая база, регулирующая эти процессы, ограничена в своем охвате и в ряде случаев не позволяет эффективно пресекать коррупционные проявления. Это порождает необходимость пересмотра и расширения перечня лиц, в отношении которых такие меры могут применяться. Расширение правовых рамок, предусмотренных Федеральным законом № 230-Ф3, открывает новые возможности для усиления контроля за соблюдением принципов законности и добросовестности, а также станет важным шагом в укреплении доверия общества к институтам государственной власти.
Анализируя практику применения данного института, следует отметить, что первые несколько лет его работа не была заметна, однако, многочисленные законодательные поправки исправили положение, подтверждением чему является приводимая Генеральной Прокуратурой РФ статистика. В частности, в 2020 году в казну государства поступило имущество государственных служащих на сумму почти 8 млрд рублей, в 2021 — 52 млрд рублей, в 2022 году у отечественных государственных и муниципальных служащих изъяли уже 7,5 тыс. объектов имущества, на сумму свыше 90 млрд рублей50. Отметим, что наиболее часто, при возбуждении уголовного дела в отношении коррупционера выявляются факты скрытного проявления коррупционной деятельности. В частности, в большинстве случаев незаконно приобретенное имущество государственных служащих, записывается на его близких родственников, которые не указываются им в справках
о доходах и расходах, подлежащих отчету. Следственных примеров тому достаточно много.
Так, Генеральной Прокуратурой подано заявление об обращении в доход государства, имущество стоимостью свыше 130 миллионов рублей, принадлежащие бывшему начальнику отделения УМВД России по Ростову-на-Дону Н. Щитову, который все свои активы оформлял на родственников1. Приобрел имущество на сумму 1 миллиард 469 миллионов 127 тысяч рублей в обход антикоррупционного законодательства и бывший сенатор Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков, оформляя свои «покупки» на отца, иных родственников, охранников, личного водителя2. Аналогичные случаи имели место быть и ранее, например, дело в отношении главы Серпуховского района А.В. Шестун, где в качестве ответчиков предстали 14 физических и 20 юридических лиц, которые не были в близком родстве с государственным служащим, но оформленное на них имущество, благодаря коррупционеру, составило 10 млр.рублей3. В этом же году по иску прокуратуры в пользу государства было обращено имущество бывшего главы Клинского района А.Н. Постригань, который все свои активы оформил на 12 юридических и 12 физических лиц4.
Примечательно, что данные полномочия по обращению взыскания на имущество «не родственников» предоставил органам прокуратуры Конституционный Суд Российской Федерации, определив, что обращение взыскание на имущество государствен-
ного служащего относится к мерам особого характера и в доход государства может быть обращена собственность любого человека, если он не докажет законность ее происхождения5.
К числу аналогичных дел, относится и Определение Конституционного Суда РФ № 2366-О/20206. Согласно фабуле дела, в отношении заявителя и членов его семьи вступили решения судов об обращении в доход государства, принадлежащего им имущества, законность происхождения которого они подтвердить не смогли.
Законность принятых решений, а также оспариваемых положений Федерального закона № 230-Ф3 Конституционный Суд Российской Федерации обосновал ссылкой на Конвенцию ООН против коррупции 2003 года, пункт 3 статьи 19 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года, а также Конституцию Российской Федерации. В частности, суд отметил, что оспариваемые положения Федерального закона № 230-Ф3, отвечают международным стандартам борьбы с коррупцией, которые имеют приоритет в части борьбы с коррупцией.
Более того, подкрепляя свою позицию ссылками на собственные постановления и определения от 29 ноября 2016 г. № 26-П7, от 29 от 9 января 2019 г. № 1-П8, от 6 июня 2017 г. № 1163-О9, суд отметил, что данный вид мер в отношении имущества государственных служащих, законность происхождения которого не удалось доказать, носят особый характер и применяются в «защиту конституционно значимых ценностей»10.
1 Генпрокуратура нашла активы на более 130 млн рублей у сотрудника МВД [Электронный ресурс] II URL: https://rossaprimavera.ru/news/1f4f2d53 (дата обраще-ния:20.09.2023).
2 Решение Басманного районного суда г. Москвы от 22 июля 2021 года по делу Рауфа Арашукова [Электронный ресурс] II URL: https:IIneftegaz.ru/newsIarbitrageI689831-sud-obratil-v-dokhod-gosudarstva-imushchestvo-arashukovykh-na-1-5-mlrd-rubI(дата обраще-ния:20.09.2023).
3 Решение Красногорского городского суда от 08.04.2019 по делу №2-3150/2019// СПС «КонсультантПлюс».
4 Решение Клинского городского суда от 15.05.2019 по делу №2-1916/2019 II СПС «КонсультантПлюс».
5 Определение Конституционного Суда РФ от 02 октября 2019 года «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Захарченко Дмитрия Викторовича и Семыниной Марины Александровны на нарушение их конституционных прав и конституционных прав их несовершеннолетней дочери положениями федеральных законов «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] II URL: http:IIdoc.ksrf.ruIdecisionIKSRFDecision432187.pdf(дата об-ращения:20.09.2023).
6 Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 № 2366-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы
граждан Саиткуловой Суфии Хамаевны, Фаттахова Ра-
дифа Масхутовича и Фаттаховой Римы Радифовны на
нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 7,
частями 1, 2 и 4 статьи 9 и статьей 14 Федерального за-
кона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СПС Консультант Плюс.
7 Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 № 26-П «По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан» // СПС «КонсультантПлюс».
8 Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.2019 № 1-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова» // СПС «КонсультантПлюс».
9 Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2017 № 1163-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Романенко Дарьи Сергеевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также частью 1 статьи 4, частью 3 статьи 16, статьей 17 и частью 2 статьи 18 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СПС «Консультант-Плюс».
10 Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 № 2366-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Саиткуловой Суфии Хамаевны, Фаттахова Ра-дифа Масхутовича и Фаттаховой Римы Радифовны на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 7,
W >
*
О X S
я >
о ч
1Г
Примечательным остается и то, что подобных дел, находящихся в производстве Конституционного Суда Российской Федерации достаточно много ввиду того, что судами нормы данного института в отношении круга субъектов трактуется достаточно широко1, что говорит о неопределенности судов в толковании закона.
Противоречивость судебной практики и ее неопределенность по данному вопросу возможно привести на примере определения Второго кассационного суда общей юрисдикции, который прямо указал на допустимость обращения в доход государства имущества родственников, свойственников и иных подконтрольных лиц субъекта2, в то время как в другом определении этот же суд отказал в подобном ходатайстве, отметив неправильное толкование норм материального права3.
Многолетнее существование данной проблемы в правоприменительной практике обоснованно отсутствием соответствующего механизма обращения в доход государства имущества третьих лиц, не относящихся к субъектам, в отношении которых осуществляется контроль расходов. Указанное также свидетельствует, что на сегодняшний день, правоприменитель, в лице судебных органов, вопреки позиции законодателя, отводит на усмотрение Генеральной Прокуратуры определение круга субъектов, причастных к делам о соответствии расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.
Ввиду того, что судебная практика пошла по пути расширения круга субъектов, в отношении которых возможно обращение взыскания на имущество, приобретение которого законным путем не доказано, видится необходимым привести в соответствие действующее законодательство, регламентирующее данный институт. В этой связи предлагается отказаться от ограничения субъектного состава, представленного в Федеральном законе №230-Ф3 и представить прокурору право предъявлять иск об обращении имущества иных лиц, при условии, если им будет доказана связь между данным имуществом и его фактическим владением должностным лицом, в отношении которого проводился контроль.
Расширение круга субъектов, на имущество которых возможно обращение взыскания требует приведения в соответствие и остальных норм данного Федерального закона.
Первую исследованную проблему составляет отсутствие законодательно проработанного механизма обращения в доход государства имущества третьих лиц, не относящихся к субъектам, в отношении которых осуществляется контроль расходов, фактическое владение которым осуществляет лицо,
представленное в ст. 2 закона № 230-Ф3. Указанное также свидетельствует, что на сегодняшний день, правоприменитель, в лице судебных органов, вопреки позиции законодателя, отводит на усмотрение Генеральной Прокуратуры определение круга субъектов, причастных к делам о соответствии расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.
Противоречивость судебной практики по данному вопросу, в своем большинстве идущей по пути расширения круга субъектов, в отношении которых возможно обращение взыскания на имущество, приобретение которого законным путем не доказано, обосновывает необходимость приведения в соответствие действующее законодательство, регламентирующее данный институт.
В этой связи предлагается предусмотренный статьей 2 Федерального Закона № 230-Ф3 перечень субъектов, в отношении которых устанавливается контроль за расходами, сделать открытым, изложив п. 3 ч. 1 следующим образом: «супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лиц, замещающих (занимающих) или замещавших (занимавших) должности, указанные в пункте 1 настоящей части, а также иных лиц, в предусмотренных настоящим законом случаях».
Полагаем, что требуется дополнить статью 17 данного закона частью 3.1, в соответствии с которой
«При выявлении в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обстоятельств, свидетельствующих о наличии связи между имуществом, принадлежащим на праве собственности иным лицам и фактическим владением которым осуществляют лица, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, вопрос об обращении на него взыскания разрешается в судебном порядке аналогично имуществу лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в отношении которого данным лицом не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы».
Литература
1. Генпрокуратура нашла активы на более 130 млн рублей у сотрудника МВД [Электронный ресурс] // URL: https://rossaprimavera.ru/news/1f4f2d53 (дата обращения: 20.09.2023).
частями 1, 2 и 4 статьи 9 и статьей 14 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СПС «КонсультантПлюс».
1 Смотреть, например: Определение Конституционного
Суда РФ от 25 июня 2019 г. № 1552-О «Об отказе в при-
нятии к рассмотрению жалобы гражданки Саратовцевой Яны Александровны на нарушение ее конституционных прав частями 1-3 статьи 17 Федерального закона «О кон-
троле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»» // СПС «КонсультантПлюс»,
2 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 8 июля 2020 г. № 88-14287/2020 по делу № 2986/2019// СПС «КонсультантПлюс».
3 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 мая 2020 г. № 88-8306/2020 по делу № 21714/2019// СПС «КонсультантПлюс».
2. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 мая 2020 г. № 88-8306/2020 по делу № 2-1714/2019 // СПС «КонсультантПлюс»
3. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 8 июля 2020 г. № 88-14287/2020 по делу № 2-986/2019 // СПС «КонсультантПлюс»
4. Определение Конституционного Суда РФ от 02 октября 2019 года «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Захарченко Дмитрия Викторовича и Семыниной Марины Александровны на нарушение их конституционных прав и конституционных прав их несовершеннолетней дочери положениями федеральных законов «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: Ийр:/^ос.к5г^ги^еа5юп/К5КРОеазюп432187.рс11:(да та обращения:20.09.2023).
5. Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2017 № 1163-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Романенко Дарьи Сергеевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также частью 1 статьи 4, частью 3 статьи 16, статьей 17 и частью 2 статьи 18 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Определение Конституционного Суда РФ от 25 июня 2019 г. № 1552-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Саратовцевой Яны Александровны на нарушение ее конституционных прав частями 1 - 3 статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»» // СПС «КонсультантПлюс»
7. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 № 2366-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Саиткуловой Суфии Хамаевны, Фаттахова Радифа Масхутовича и Фаттаховой Римы Радифовны на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 7, частями 1, 2 и 4 статьи 9 и статьей 14 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 № 2366-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Саиткуловой Суфии Хамаевны, Фаттахова Радифа Масхутовича и Фаттаховой Римы Радифовны на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 7, частями 1, 2 и 4 статьи 9 и статьей 14 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СПС Консультант Плюс.
9. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics (дата обращения: 05.10.2023).
10.Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.2019 № 1-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова» // СПС «КонсультантПлюс»
11.Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 № 26-П «По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан» // СПС «КонсультантПлюс».
12.Решение Басманного районного суда г. Москвы от 22 июля 2021 года по делу Рауфа Арашу-кова [Электронный ресурс] // URL: https://neftegaz.ru/news/arbitrage/689831-sud-obratii-v-dokhod-gosudarstva-imushchestvo-arashukovykh-па-1-5-т№гиЬ/(дата обращения: 20.09.2023).
13. Решение Клинского городского суда от 15.05.2019 по делу №2-1916/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
14.Решение Красногорского городского суда от 08.04.2019 по делу №2-3150/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
15.Федеральный закон №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам» от 03 декабря 2012 года // Собрание законодательства РФ. 10.12.2012. № 50 (часть IV). Ст. 6953.
The necessity of expanding the list of persons whose property may be sued for conversion to state revenue as part of anti-corruption efforts Broslav A.A. Postgraduate,
Institute of Legisiation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
The articie discusses the need to expand the iist of persons whose property can be sued for conversion to state income within the framework of the Federai Law of 03.12.2012 № 230-FZ «On controi over the compiiance of expenditures of persons hoiding pubiic office and other persons with their income». The author anaiyzes the current iaw enforcement practice, identifying contradictions in judiciai acts and uncertainty in the interpretation ofthe norms ofthe iaw, which require the intervention of the iegisiator. Keywords: Corruption, recourse to the state, controi over compiiance of
expenditures, iist of persons, anti-corruption iegisiation. References
1. The Generai Prosecutor's Office found assets worth over 130 miiiion rubies beionging to an Interior Ministry empioyee [Eiectronic resource] // URL: https://rossaprimavera.ru/news/1f4f2d53 (accessed on: 20.09.2023) [In Russian]
2. Ruiing ofthe Second Cassation Court of Generai Jurisdiction from May 29, 2020, No. 88-8306/2020 in case No. 2-1714/2019 // SPS "ConsuitantPius" [In Russian]
3. Ruiing ofthe Second Cassation Court of Generai Jurisdiction from Juiy 8, 2020, No. 88-14287/2020 in case No. 2-986/2019// SPS "ConsuitantPius" [In Russian]
4. Ruiing of the Constitutionai Court of the Russian Federation from October 2, 2019, "On the refusai to accept the compiaint of citizens Dmitry Viktorovich Zakharchenko and Marina Aiexandrovna Semyina regarding the vioiation of their constitutionai rights and the constitutionai rights of their minor daughter in reiation to the provisions of federai iaws 'On Controi of Compiiance Between the Expenses of Pubiic Officiais and Other Persons and Their Incomes,' 'On Combating Corruption,' and 'On State Civii Service in the Russian Federation'" [Eiectronic resource] // URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision432187.pdf (accessed on: 20.09.2023) [In Russian]
5. Ruiing of the Constitutionai Court of the Russian Federation from June 6, 2017, No. 1163-O "On the refusai to accept the compiaint of citizen Daria Sergeevna Romanenko regarding the vioiation of her constitutionai rights by subparagraph 8 of paragraph 2 of Articie 235 of the Civii Code of the Russian Federation, as weii as part 1 of Articie 4, part 3 of Articie 16, Articie
Ы >
* о
X s я
ä >
о
H
IT
17, and part 2 of Article 18 of the Federal Law 'On Control of Compliance Between the Expenses of Public Officials and Other Persons and Their Incomes'" // SPS "ConsultantPlus" [In Russian]
6. Ruling ofthe Constitutional Court ofthe Russian Federation from June 25, 2019, No. 1552-O "On the refusal to accept the complaint of citizen Yana Aleksandrovna Saratovtseva regarding the violation of her constitutional rights by parts 1-3 of Article 17 of the Federal Law 'On Control of Compliance Between the Expenses of Public Officials and Other Persons and Their Incomes'" // SPS "ConsultantPlus" [In Russian]
7. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation from September 29, 2020, No. 2366-O "On the refusal to accept the complaints of citizens Sufia Khamaevna Saitkulova, Radif Maskhutovich Fattakhov, and Rima Radifovna Fattakhova regarding the violation of their constitutional rights by part 1 ofArticle 7, parts 1, 2, and 4 ofArticle 9, and Article 14 of the Federal Law 'On Control of Compliance Between the Expenses of Public Officials and Other Persons and Their Incomes'" // SPS "ConsultantPlus" [In Russian]
8. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation from September 29, 2020, No. 2366-O "On the refusal to accept the complaints of citizens Sufia Khamaevna Saitkulova, Radif Maskhutovich Fattakhov, and Rima Radifovna Fattakhova regarding the violation of their constitutional rights by part 1 ofArticle 7, parts 1, 2, and 4 ofArticle 9, and Article 14 of the Federal Law 'On Control of Compliance Between the Expenses of Public Officials and Other Persons and Their Incomes'" // SPS ConsultantPlus [In Russian]
9. Official website of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics (accessed on: 05.10.2023) [In Russian]
10. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation from January 9, 2019, No. 1-P "On the case of checking the constitutionality of part 1 of Article 16 and part 1 of Article 17 of the Federal Law 'On Control of Compliance Between the Expenses of Public Officials and Other Persons and Their Incomes' in connection with the complaint of citizen G.P. Kristov" // SPS "ConsultantPlus" [In Russian]
11. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation from November 29, 2016, No. 26-P "On the case of checking the constitutionality of subparagraph 8 of paragraph 2 of Article 235 of the Civil Code of the Russian Federation and Article 17 of the Federal Law 'On Control of Compliance Between the Expenses of Public Officials and Other Persons and Their Incomes' in connection with the request ofthe Supreme Court of the Republic of Bashkortostan" // SPS "ConsultantPlus" [In Russian]
12. Decision of the Basmanny District Court of Moscow from July 22, 2021, in the case of Rauf Arashukov [Electronic resource] // URL: https://neftegaz.ru/news/arbitrage/689831-sud-obratil-v-dokhod-gosudarstva-imushchestvo-arashukovykh-na-1-5-mlrd-rub/ (accessed on: 20.09.2023) [In Russian]
13. Decision ofthe Klin City Court from May 15, 2019, in case No. 2-1916/2019 // SPS "ConsultantPlus" [In Russian]
14. Decision of the Krasnogorsk City Court from April 8, 2019, in case No. 23150/2019// SPS "ConsultantPlus" [In Russian]
15. Federal Law No. 230-FZ "On Control of Compliance Between the Expenses of Public Officials and Other Persons and Their Incomes" of December 3, 2012 // Collection of Legislation ofthe Russian Federation. December 10, 2012. No. 50 (Part IV). Article 6953 [In Russian]
(Q S
£2
N O N
(0