Научная статья на тему 'Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры человека'

Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры человека Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1163
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гейко Борис Степанович

The author considers human aesthetic culture formation to be a complex process. The role of music in is underlined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART OF MUSIC AS A FACTOR OF HUMAN AESTHETIC CULTURE FORMATION

The author considers human aesthetic culture formation to be a complex process. The role of music in is underlined.

Текст научной работы на тему «Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры человека»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Б.С. Гейко

Geiko B.S. The Ait of Music as a Factor of Human Aesthetic Culture Formation. The author considers human aesthetic culture formation to be a complex process. The role of music in it is underlined.

Формирование эстетической культуры человека - процесс многоплановый, поскольку он осуществляется под комплексным воздействием ряда факторов, влиянием различных обстоятельств. С одной стороны, он идет на стихийном уровне, под воздействием социальных условий, в которых человек живет и действует, а если говорить предметнее - он во многом зависит от наличия в данных условиях эстетических ценностей, от того, насколько они сами по себе эстетичны. С другой стороны, формирование эстетической культуры происходит в результате целенаправленного воздействия на человека с использованием ряда способов и средств, потенциально обладающих свойствами, развивающими личностную эстетическую культуру. Такого рода общепризнанным фактором ее формирования является искусство. В одном из интервью широко известный в стране режиссер А. Гончаров высказал мысль: искусство само по себе не есть культура, но оно одно из самых важных средств ее формирования в человеке. Возможно, в чем-то эта мысль покажется спорной. Но бесспорно одно: искусство действительно представляет собой весьма существенное средство развития в человеке эстетической культуры. И, естественно, этот вывод относим к одной из его сфер -искусству музыкальному. В предлагаемой статье внимание акцентируется на специфике его влияния на эстетические позиции личности. Ее можно увидеть, исходя из специфики воздействия искусства в целом на эстетическую культуру личности. Другой столь же существенный момент - выяснение тех условий, при которых музыка становится фактором ее формирования, ибо рассуждения общего плана, декларирующие тезис "музыка развивает эстетическую культуру", могут на поверку оказаться легко уязвимыми и просто несостоятельными, если она не отвечает ряду требований. И еще одно обстоятельство, которое следует иметь в виду: музыка есть единство

двух слагаемых, с одной стороны она представляет собой авторскую нотную запись, но чисто в этом виде она не существует, с другой стороны она есть только тогда, когда звучит, то есть другим ее компонентом является исполнение. Поэтому анализ музыкального искусства как фактора формирования эстетической культуры человека предполагает выяснение эстетического воздействия музыки на человека в двух аспектах - как авторского произведения, существующего в нотной записи, и его исполнения. Иными словами, речь должна идти о тех требованиях, которые должны предъявляться и автору, и исполнителю, требованиях, реализация которых и дает возможность музыкальному искусству позитивно влиять на эстетическую культуру личности.

Положение о том, что музыкальное искусство является фактором, формирующим эстетическую культуру человека, будет обоснованным, правомерным, если обнаруживается нечто общее, единое в сущности эстетической культуры и ее ценностей, с одной стороны, и в сущности музыки как феномена искусства. А такое "нечто", присущее этим сущностям, прослеживается достаточно четко. В целом эстетическую культуру можно рассматривать как уровень эстетического отношения к действительности, критерием которого является чувство красоты и которое реализуется, опять же в соответствии с этим критерием, в художественно-творческой деятельности, естественно, не сводимой только к художественному творчеству и проявляемой в различных формах труда и быта человека. Таким образом, высшей ценностью эстетической культуры является красота. Но что есть красота? Вызывает интерес постановка этой проблемы Г.А. Гонтаревым [1], который отмечает, что вопрос "что есть красота" не имеет какого-либо однозначного ответа в литературе в виде логически выстроенного определения. Эта ситуация вызвана тем, что красота воспринимается

человеком на эмоциональном уровне и в этом смысле сама по себе проявляется как эмоциональный феномен. Любое же эмоционально воспринимаемое явление и вызванное в результате этого восприятия эмоциональное состояние человека определить логическим путем предельно сложно, а чаще всего - невозможно. Красоту можно ощущать, видеть, слышать, но язык логики в ее передаче оказывается бессильным. Единственно возможным представляется вычленение сути красоты, имея в виду, что отношение к красоте есть сущностное в эстетической культуре человека: красота есть высшая степень гармонии внешних свойств предмета, явления, человека, которая способна постоянно вызывать в нас эмоциональное состояние приподнятости, радости, восторга и отдохновения.

Итак, сущность и уровень эстетической культуры человека - в его способности воспринимать и созидать красоту, а значит, воспринимать и созидать эту гармонию. А что же сущностное, определяющее заложено в музыке, в музыкальном искусстве, будь то нотная запись композитора или исполнение произведения музыкантом?

Музыкальное искусство, как и искусство в целом, совершенно не обязательно обращено к показу красоты в мире. В нем могут быть отражены и ее антиподы, нечто некрасивое, безобразное. Искусство обращено ко всем сторонам действительности -к хорошему и плохому, эстетически прекрасному и к тому, что вызывает эстетическое отторжение. Но какой бы феномен жизни не преломлялся в художественном видении мира композитором, исполнителем, если они, разумеется, мастера, а не ремесленники от искусства, он высвечивается ими с позиций эстетического идеала -красоты, прекрасного. А значит, с позиций высшей гармонии, если иметь в виду, что красота и есть высшая степень ее. Гармония - вот то самое сущностное, определяющее и в эстетической культуре человека, и в музыкальном искусстве. Эта сущность едина, что и позволяет видеть в музыке средство формирования эстетической культуры человека. Гармония внешнего (о чем говорилось при рассмотрении понятия красоты) неизбежно рождает гармонию внутреннего, гармонию положительных эмоций, душевных состояний. Видя, слыша, ощущая гармонию цвета, звуков, формы в каких-либо воспринимаемых явлениях, предметах, человек ощущает гармонию и своих собственных психологических со-

стояний, ибо только при этом в нем могут зародиться чувства радости, восторга, упоения, отдохновения, вызываемые воздействием красоты как чисто внешнего. В этом и заключается, если можно так выразиться, тайна влияния музыкальной гармонии на гармоничное состояние человеческого духа. Красота как нечто внешнее трансформируется в красоту внутреннюю, красота материальная - в красоту духовную, в основе которой - все та же гармония положительных эмоций.

Итак, в основе эстетической культуры лежит способность человека к восприятию красоты как гармонии, а музыка - в лучших произведениях и в лучших вариантах исполнения - содержит в себе ощущение гармонии, передаваемое звучанием, и призвана принести это ощущение в духовный мир человека, слушающего музыку. Отмечая эту адекватность, мы и обнаруживаем тот самый потенциал, который обеспечивает искусству весьма существенное значение как фактора формирования эстетической культуры человека. Но возникает вопрос: в чем специфика ее воздействия?

Эстетическая культура человека - это уровень его эстетического отношения к действительности. А эстетическое отношение есть отношение эмоциональное. Имея в виду эстетические знания, являющиеся по своей сути рациональными продуктами разума, известный специалист в области эстетики М.С. Каган замечает, что они есть плоды интеллектуальной обработки эстетического сознания, в которых собственно эстетический субстрат отсутствует. Поэтому нередки парадоксальные ситуации: некоторые люди с богатой и тонкой эстетической восприимчивостью не способны объяснять, аргументировать свои переживания и оценки, другие же, начисто лишенные живого эстетического чувства, умеют пространно рассуждать на эстетические темы. Эстетическая культура человека

- в его эстетических эмоциях, знания же -информационная оболочка. Последние могут быть элементом эстетической культуры, если накладываются на фундамент соответствующих эмоций. Без этого знания в области эстетики, которыми обладает конкретный человек, - лишь видимость его эстетической культуры, но нс она сама. Во всем отмеченном проявляется специфика эстетической культуры. Своей резко выраженной эмоциональной природой она резко отличается от ряда других форм личностной культуры, таких как, к примеру, философская, политическая, правовая, экологическая, где элемент рационального

представлен несопоставимо больше, а подчас и вообще доминирует. Исходя из отмеченной специфики эстетической культуры, нельзя не сделать следующий вывод: чтобы формировать духовно-эмоциональное явление (эстетическую культуру), нужно располагать и адекватным средством. И таким средством оказывается искусство, а среди его видов в наибольшей степени музыкальное искусство.

Искусство нельзя рационализировать. Познавательно-информационная сторона более-менее четко прослеживается в некоторых видах искусства, но не при каких обстоятельствах не отражает его специфику как формы духовной жизни индивида и общества. В музыкальном же искусстве она представлена крайне незначительно. Если познавательно-информационная функция и проявляется в искусстве, то в любом случае нельзя выдвигать ее на первый и даже на второй план. И особенно в искусстве музыкальном: оно лишь частично входит в сферу рационального. Если нельзя рационализировать музыкальное искусство (как искусство в целом), то в равной мере не следует рационализировать и характер его воздействия на человека. Если в музыке рациональное сведено к минимуму, то чувственно-выразительное начало в ней развито особенно, как ни в одной иной форме духовной жизни. Оно, по существу, есть ее смысл, ее содержание, ее субстанциональность. На эту сущностную характеристику музыкального искусства обращают особое внимание многие специалисты в области эстетики и искусствоведы, такие, как доктор философских наук профессор A.A. Оганов, авторы публикаций в сборнике "Спутник учителя музыки" [2] В.В. Медушевский, Т.В. Челышева и другие. Отсюда и следует, что именно музыкальное искусство обладает исключительно большими возможностями как фактор формирования эстетической культуры: она, будучи эмоциональном феноменом, и формируется под влиянием эмоционального феномена, в нашем контексте - музыки. Ничто не обладает таким эмоционально-духовным потенциалом как искусство, в первую очередь -музыкальное. Оно способно рождать в человеке как при исполнении и при восприятии музыкального произведения тончайшие духовные состояния, а именно они и определяют его эстетическую культуру.

Тезис "музыкальное искусство формирует эстетическую культуру человека и общества" не вызывает сомнений в принципиальном общем плане. Но представля-

ется необходимым акцентировать внимание на двух моментах. Во-первых, разные направления, стили, жанры и отдельные музыкальные произведения обладают в этом плане неодинаковым потенциалом: одни - большим, другие - меньшим. Во-вторых, музыкальное произведение, будь то нотная запись или исполнение, должно обладать определенным набором качеств, отвечать определенным критериям, чтобы оно действительно формировало эстетическую культуру.

Наибольшими возможностями положительного влияния на эстетическую культуру человека обладают тс виды музыкального искусства и произведения, которые изначально - по замыслу автора и исполнителя - обращены к высоким духовноэстетическим ценностям и которые обладают наиболее совершенными выразительными средствами и качествами, способными трансформировать эти ценности и психологию слушателя. В рассматриваемом аспекте прежде всего следует выделить религиозную (церковную) музыку, светское классическое оперно-симфоническое и камерное искусство и народную музыку (музыкальный фольклор).

Главная цель и смысл религиозной и оперно-симфонической музыки - духовное возвышение человека. Этой цели подчинены и средства композитора и исполнителя

- музыкальные образы, интонационный строй, музыкальный язык.

Как отмечает музыковед В.В. Медушевский, религиозная музыка образует собой полюс возвышенности в музыкальном искусстве; она содержит в себе цель, выше которой уже ничего нет - служит восхождению человека к сути мироздания, отвлекает от всего частного, утилитарного, ведет человека в мир непреходящих, вечных ценностей. В произведениях религиозной музыки - прошениях и молениях - мы ощущаем мужество человека, отважившегося говорить перед лицом Всевышнего, веру, проникнутую восторгом перед мировой гармонией, искрящейся любовью, свет и полет в мир возвышенного.

Светская оперно-симфоническая классика в немалой степени наследует ценности религиозного музыкального искусства. Она обращена, как правило, к глобальным жизненным проблемам и ситуациям, проникнута поиском гармонии жизни человека в обществе и в их взаимоотношении. Камерная музыка обращена к тончайшим человеческим переживаниям и способна направлять слушателя к установлению внутренней гармонии его духа. Музыкаль-

ный фольклор, и в этом его специфика, всегда чутко отзывается на запросы людей. Это достигается прежде всего тем, что он отражает собой накопленный жизненный опыт. К тому же его сила - воплощение самобытности духовной жизни и менталитета того или иного народа, его неповторимых ценностных ориентаций.

Особо следует сказать о музыке эстрады, которую традиционно называют легкой. На вопрос о ее влиянии на формирование эстетической культуры человека нельзя дать однозначный ответ. Совершенно очевидно, что это влияние может быть положительным, если произведения данного вида музыкального искусства всем набором музыкальных средств передают настрой человека, его устремленность к красоте, к гармонии. Уместно, например, упомянуть здесь вальсы И. Штрауса, большинство песен советских композиторов времен Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, песенный репертуар таких исполнителей, как К. Шульженко. Но, к сожалению, в этом виде искусства множество подделок под искусство, суррогата, произведений, которые и по авторскому замыслу, и по манере исполнения олицетворяют голый ритм, способный сильно возбуждать нервную систему, но изначально напрочь лишены какого-либо потенциала эстетически и нравственно значимого и в замысле идеи, и в средствах выразительности. Влияние такого рода "произведений - однодневок" (имена их авторов и исполнителей не случайно весьма быстро утрачиваются в памяти) на эстетическую культуру человека -только разрушительное.

Музыка оказывает благотворное воздействие на эстетическую культуру человека, если только сама она соответствует определенным нормативам и эстетическим критериям. Музыкальное искусство - искусство интонационное. Отсюда два требования: одно - богатство интонаций, другое

- интонационное единство в средствах музыкальной выразительности, в создании и исполнительской интерпретации художественного образа в конкретном музыкальном произведении. Должна быть интонационная гармония звучания и того эмоционального настроя, который хотят воплотить и трансформировать в духовный мир слушателя автор и исполнитель музыкального произведения.

В.В. Медушевский в работе "Музыковедение", имея в виду емкую полифонию звукоощущений в самом начале Лунной сонаты Бетховена, воплощающую такого

рода гармонию, пишет: "Чрезвычайно характерные для барокко, для жанров пассакальи, чаконы, арии ламенто (арии жалобы) бас, гармония, черты хорала сразу же придают музыке облик скорбноторжественного размышления. И в каждом звуке этот общий возвышеннососредоточенный тон музыки, словно бы не только душа, но и все сущее, вся вселенная замерли, внимая великой тайне страдания и любви. Но вот с удивительного затаенного звука вступает мелодия. Воспоминания музыкантов запечатлели несказанное обаяние этого звука в исполнении гениальных пианистов. Чем же дорог он нам? Он раздается в душе как ободряющий голос милосердия, любви, света, неземной чистоты и непостижимого внутреннего покоя. С несказанной тихостью он возносит внимающую ему душу над страданием, дивно утешает и ободряет. В нем невесомость, необыкновенная легкость и вместе с тем абсолютная достоверность истины, ее кроткая сила, убеждающая без слов. В ответ на просьбу одного скрипача изменить не вполне удобное место в Скрипичном концерте Бетховен сказал, что каждая нота его продиктована Всевышним, и изменить он ничего не вправе. Столь же уникальная духом, пред-рассчитанная, немыслимо глубокая гармония звуков и здесь перед нами. Такой же бесконечно точной должна быть гармония выразительных средств. Ведь так легко разрушить очарование тайны и сосредоточенность души малейшей неловкостью игры, дисбалансом звучания, громкости, пусть даже совершенно суетливым отступлением от невидимых законов духовного ритма этой музыки! И еще дальше простирает себя сокровенная мысль музыки: она оказывается внутри нас, прикасается к сердцу и изменяет его. На какое-то время, по крайней мере на время звучания первого звука мелодии, мы ощущаем в себе подобную первозданную чистоту [2]. Очень важно, чтобы музыкальное произведение и его исполнение обладали художественной формой, способной передать слушателю духовный смысл этого произведения. Должна иметь место красота (гармония) звуковой организации: без нее красота -гармония замысла не реализуется.

Эстетическая культура человека проявляется, как уже отмечалось выше, в его эстетическом отношении к действительности. Ее разновидность - художественная культура человека, проявляющаяся в его отношении к искусству. В последней же, в свою очередь, следует выделить особый

вид личностной культуры - музыкальную культуру человека. И она формируется музыкальным искусством.

Определенную роль в формировании музыкальной культуры личности призвана сыграть теоретическая музыковедческая подготовка. Музыковедение определяется в "Музыкальной энциклопедии" как наука, изучающая музыку. Это - целая система дисциплин, включающая в себя историю музыки, музыкальную социологию, музыкальную психологию и другое. Его назначение - способствовать всестороннему постижению музыки, пониманию стилей и направлений в музыке, музыкального языка, приемов композиции и так далее. Б.В. Асафьев в свое время писал: музыкальная культура нуждается в слушателе, способном критически разбираться в музыкальных явлениях. Однако не следует абсолютизировать значение теоретической подготовки. Оно может превратиться в начетничество, если нет должного соприкосновения с самим музыкальным искусством [3].

Музыкальная культура человека включает в себя определенные основные слагаемые. Одно из них - художественное восприятие музыки. Музыка - искусство, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают; она - наблюдаемое, воспринимаемое явление, замечает Л.С. Бабенко. И чтобы она смогла позитивно повлиять на музыкальную культуру, важно не просто приобщить человека к музыке, пробудив его слушать музыку, а помочь ему всеми возможными психологопедагогическими средствами слышать музыку. А слушать и слышать - отнюдь не одно и то же. Слышать музыку - значит воспринимать через мир звуков, музыкальную интонацию, музыкальный язык, музыкальный образ, заложенный в ней и вовсе не лежащий на поверхности, часто -сокрытый духовный смысл. В процессе развития этой способности - слышания музыки - у человека формируется фундамент его музыкальной культуры - музыкальный вкус. И здесь исключительно важно подчеркнуть: его можно развивать

лишь на основе таких музыкальных произведений, которые в наивысшей степени воплощают в себе гармонию духовных, в частности эстетических ценностей и средств музыкального выражения, способных адекватно воплощать и передавать эти ценности, привнося их в мироощущение слушателя.

Роль музыки как фактора формирования музыкальной культуры человека весьма возрастает, если он обретает возможность участвовать в музыкальном творчестве. Б.В. Асафьев писал: "Надо, чтобы возможно большее число людей активно, хоть в самой меньшей мере, но активно соучаствовали бы в воспроизведении музыки. Только тогда, когда такой человек ощутит изнутри материал, которым оперирует музыка, явнее почувствует он течение музыки вовне... Всякое пояснение извне, как бы совершенно оно ни было, раскрывает значение технических средств и терминов, уясняет смысл той или иной формы, но оно не в силах дать понимание музыки, исходящее не от сухого анализа средств воплощения, а от живого ощущения и непосредственного вчувствования. Личное участие в воспроизведении развивает эти свойства, ибо нельзя воспринимать всем существом, а не рассудком только, творческих достижений, если хоть на миг, на малый момент жизни не почувствовать себя творцом или соучастником -носителем и воплотителем чьих-то творческих замыслов, то есть исполнителем..." [4]. Это и есть одна из важнейших задач, определяемых концепций музыкального образования и воспитания.

1. Гонтарев Г.А. Культура личности. Тамбов, 1990.

2. Медушевский В.В., Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. М., 1993. С. 74.

3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.

4. Бабенко Л. С. Музыкальное воспитание в школе. М., 1979. С. 18-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.